ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Технология организации внутривузовского мониторинга успешности студентов Человечкова И. Ю.
Человечкова Ирина Юрьевна / Chelovechkova Irina Yurevna - магистрант, Институт математики, физики и информатики, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,
г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматривается актуальная тема мониторинга успешности студентов высших учебных заведений, приведена технология организации внутривузовского мониторинга. Осуществление внутривузовского мониторинга тесно связано с качеством образования. Ключевые слова: мониторинг, успешность студентов.
Одной из наиболее актуальных проблем вузов становится повышение качества подготовки студентов, что связано с повышением требований к специалистам и обусловлено высоким темпом развития технологий и огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и повышением учебной успешности студентов. Успешность обучения является компонентом успеха вузовской жизнедеятельности.
Важнейшими критериями определения учебной успешности являются как учебная успеваемость, выраженная в баллах, так и удовлетворенность, заинтересованность, мотивированность студентов в приобретении знаний, умений, навыков, в развитии интеллектуального и личностного потенциала в учебно-воспитательном процессе в вузе.
При организации мониторинга возникает ряд вопросов, которые можно разделить на три группы:
1. Содержание информации. Какую информацию можно считать необходимой и достаточной?
2. Качество информации. В какой форме нужно получать информацию, чтобы ее можно было успеть обработать и использовать для управления учебным процессом? Сколько времени можно уделять мониторингу?
3. Использование информации для управления. Как следует организовать учебный процесс, чтобы он был в ждущем режиме и его дальнейший ход определялся информацией обратной связи? Как использовать полученную информацию для управления учебно-познавательной деятельностью студентов? Сколько времени нужно хранить информацию? Как использовать полученные данные для оценки качества подготовки студентов?
К основным качественным показателям управленческой информации А. Майоров относит:
- объективность;
- точность;
- полнота;
- достаточность;
- систематизированность;
- оптимальность обобщения;
- оперативность;
- доступность [3, с. 66].
Мониторинг успешности студентов имеет процессуальный характер, и технология его реализации представляет собой систему взаимосвязанных этапов.
Внутривузовский мониторинг успешности студентов должен включать в себя:
1. Анализ (диагностика);
2. Планирование (конструктивно-проектировочная деятельность);
3. Реализация: осуществление намеченных действий педагогического взаимодействия со студентами;
4. Педагогический самоанализ.
Эти компоненты определяют основные направления оценки успешности студента.
На первом этапе проводят анализ и уточняются планируемые результаты освоения дисциплины (знания, умения, личностные качества, компетенции).
На этапе планирования проектируются оценочные процедуры для диагностики конкретных образовательных результатов, устанавливаются нормы, в соответствии с которыми можно будет судить об успешности и компетентности на основе данных об учебных достижениях студентов. Конструируются оценочные процедуры для диагностики данных образовательных результатов (тесты, учебные задания, проект, карты для оценки компетенций) и механизмы обратной связи (электронный рейтинг, «портфолио», диагностические карты и другие инструменты для консультирования и связи со студентами).
На этапе реализации реализуются оценочные процедуры, обрабатываются данные мониторинга, по итогам анализа и систематизации данных происходит постановка педагогического диагноза, прогнозируется дальнейшее развитие обучающихся, результаты доводятся до сведения студентов через механизмы обратной связи.
На четвертом этапе происходит педагогический самоанализ, принимаются меры, и корректируется образовательный маршрут каждого студента, а также корректируется работа преподавателя. Проводится оценка предпринятых корректирующих мероприятий и подведение итогов освоения дисциплин на основе данных мониторинга учебных достижений.
Учебные достижения определяют учебную успешность студентов, и отражается в балльной оценке (отметке). При этом оценивается уровень учебных достижений, качество и способы умственной работы (активность, напряженность, темпы, длительность, систематичность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий, рациональных и нерациональных приемов работы и т. п.).
Осуществление внутривузовского мониторинга успешности студентов достигает успеха при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
-признание администраторами всех уровней, профессорско-преподавательским и учебно-вспомогательным персоналом, студентами приоритетности качества образования в сфере ценностей вуза;
-психологическая и профессиональная готовность всех субъектов образовательного процесса к проведению внутривузовского мониторинга;
-наличие у субъектов управления образовательным процессом способности объективно и адекватно воспринимать информацию, результаты и рекомендации мониторинга;
-создание интеллектуальных, организационных и технических предпосылок к проведению внутривузовского мониторинга.
Внутривузовский мониторинг различных факторов успешности обучения позволяет выявить слабые места в системе вузовской подготовки, учесть требования практики к профессиональной подготовке специалистов, выявить и устранить трудности, с которыми сталкиваются студенты в период обучения в вузе.
Оценочные процедуры мониторинга успешности студентов в совокупности позволяют оценить каждый из компонентов учебных достижений студентов (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный и интегративный).
При проведении такого мониторинга существует ряд условий, способствующих эффективной реализации мониторинга успешности студентов, главная цель которого развитие субъектности участников образовательного процесса: обеспечение благоприятного климата на занятиях для позитивного восприятия результатов
94
мониторинга; организации многоканальной обратной связи, обеспечение необходимого для осуществления мониторинга уровня профессиональной компетентности преподавателя, обеспечение организационно-методическими и техническими ресурсами, развитие заинтересованности у студентов.
Эффективность проведения представленной технологии мониторинга успешности студентов заключается в управлении качеством подготовки специалистов.
Таким образом, внутривузовский мониторинг представляет собой сложную систему, структура которой обусловлена направлениями деятельности вуза, функциями и задачами. Роль и значимость такого мониторинга, несомненно, важна для деятельности вуза и использование его результатов обеспечивает рефлексию управленческих решений.
Литература
1. Бойков В. Э. Социологический мониторинг в социальном управлении // Социология власти, 2006. № 4. С. 5-16.
2. Васильева Е. Ю. Системный мониторинг качества образовательной среды вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2008. № 8. С. 24-34.
3. Шкерина Л. В., Адольф В. А., Саволайнен Г. С., Шашкина М. Б., Литвинцева М. В. Мониторинг качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе. Учебно-методическое пособие. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004.