Научная статья на тему 'Технология организации внутривузовского мониторинга успешности студентов'

Технология организации внутривузовского мониторинга успешности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / УСПЕШНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Человечкова Ирина Юрьевна

В статье рассматривается актуальная тема мониторинга успешности студентов высших учебных заведений, приведена технология организации внутривузовского мониторинга. Осуществление внутривузовского мониторинга тесно связано с качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Человечкова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология организации внутривузовского мониторинга успешности студентов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Технология организации внутривузовского мониторинга успешности студентов Человечкова И. Ю.

Человечкова Ирина Юрьевна / Chelovechkova Irina Yurevna - магистрант, Институт математики, физики и информатики, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

г. Красноярск

Аннотация: в статье рассматривается актуальная тема мониторинга успешности студентов высших учебных заведений, приведена технология организации внутривузовского мониторинга. Осуществление внутривузовского мониторинга тесно связано с качеством образования. Ключевые слова: мониторинг, успешность студентов.

Одной из наиболее актуальных проблем вузов становится повышение качества подготовки студентов, что связано с повышением требований к специалистам и обусловлено высоким темпом развития технологий и огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и повышением учебной успешности студентов. Успешность обучения является компонентом успеха вузовской жизнедеятельности.

Важнейшими критериями определения учебной успешности являются как учебная успеваемость, выраженная в баллах, так и удовлетворенность, заинтересованность, мотивированность студентов в приобретении знаний, умений, навыков, в развитии интеллектуального и личностного потенциала в учебно-воспитательном процессе в вузе.

При организации мониторинга возникает ряд вопросов, которые можно разделить на три группы:

1. Содержание информации. Какую информацию можно считать необходимой и достаточной?

2. Качество информации. В какой форме нужно получать информацию, чтобы ее можно было успеть обработать и использовать для управления учебным процессом? Сколько времени можно уделять мониторингу?

3. Использование информации для управления. Как следует организовать учебный процесс, чтобы он был в ждущем режиме и его дальнейший ход определялся информацией обратной связи? Как использовать полученную информацию для управления учебно-познавательной деятельностью студентов? Сколько времени нужно хранить информацию? Как использовать полученные данные для оценки качества подготовки студентов?

К основным качественным показателям управленческой информации А. Майоров относит:

- объективность;

- точность;

- полнота;

- достаточность;

- систематизированность;

- оптимальность обобщения;

- оперативность;

- доступность [3, с. 66].

Мониторинг успешности студентов имеет процессуальный характер, и технология его реализации представляет собой систему взаимосвязанных этапов.

Внутривузовский мониторинг успешности студентов должен включать в себя:

1. Анализ (диагностика);

2. Планирование (конструктивно-проектировочная деятельность);

3. Реализация: осуществление намеченных действий педагогического взаимодействия со студентами;

4. Педагогический самоанализ.

Эти компоненты определяют основные направления оценки успешности студента.

На первом этапе проводят анализ и уточняются планируемые результаты освоения дисциплины (знания, умения, личностные качества, компетенции).

На этапе планирования проектируются оценочные процедуры для диагностики конкретных образовательных результатов, устанавливаются нормы, в соответствии с которыми можно будет судить об успешности и компетентности на основе данных об учебных достижениях студентов. Конструируются оценочные процедуры для диагностики данных образовательных результатов (тесты, учебные задания, проект, карты для оценки компетенций) и механизмы обратной связи (электронный рейтинг, «портфолио», диагностические карты и другие инструменты для консультирования и связи со студентами).

На этапе реализации реализуются оценочные процедуры, обрабатываются данные мониторинга, по итогам анализа и систематизации данных происходит постановка педагогического диагноза, прогнозируется дальнейшее развитие обучающихся, результаты доводятся до сведения студентов через механизмы обратной связи.

На четвертом этапе происходит педагогический самоанализ, принимаются меры, и корректируется образовательный маршрут каждого студента, а также корректируется работа преподавателя. Проводится оценка предпринятых корректирующих мероприятий и подведение итогов освоения дисциплин на основе данных мониторинга учебных достижений.

Учебные достижения определяют учебную успешность студентов, и отражается в балльной оценке (отметке). При этом оценивается уровень учебных достижений, качество и способы умственной работы (активность, напряженность, темпы, длительность, систематичность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий, рациональных и нерациональных приемов работы и т. п.).

Осуществление внутривузовского мониторинга успешности студентов достигает успеха при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

-признание администраторами всех уровней, профессорско-преподавательским и учебно-вспомогательным персоналом, студентами приоритетности качества образования в сфере ценностей вуза;

-психологическая и профессиональная готовность всех субъектов образовательного процесса к проведению внутривузовского мониторинга;

-наличие у субъектов управления образовательным процессом способности объективно и адекватно воспринимать информацию, результаты и рекомендации мониторинга;

-создание интеллектуальных, организационных и технических предпосылок к проведению внутривузовского мониторинга.

Внутривузовский мониторинг различных факторов успешности обучения позволяет выявить слабые места в системе вузовской подготовки, учесть требования практики к профессиональной подготовке специалистов, выявить и устранить трудности, с которыми сталкиваются студенты в период обучения в вузе.

Оценочные процедуры мониторинга успешности студентов в совокупности позволяют оценить каждый из компонентов учебных достижений студентов (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный и интегративный).

При проведении такого мониторинга существует ряд условий, способствующих эффективной реализации мониторинга успешности студентов, главная цель которого развитие субъектности участников образовательного процесса: обеспечение благоприятного климата на занятиях для позитивного восприятия результатов

94

мониторинга; организации многоканальной обратной связи, обеспечение необходимого для осуществления мониторинга уровня профессиональной компетентности преподавателя, обеспечение организационно-методическими и техническими ресурсами, развитие заинтересованности у студентов.

Эффективность проведения представленной технологии мониторинга успешности студентов заключается в управлении качеством подготовки специалистов.

Таким образом, внутривузовский мониторинг представляет собой сложную систему, структура которой обусловлена направлениями деятельности вуза, функциями и задачами. Роль и значимость такого мониторинга, несомненно, важна для деятельности вуза и использование его результатов обеспечивает рефлексию управленческих решений.

Литература

1. Бойков В. Э. Социологический мониторинг в социальном управлении // Социология власти, 2006. № 4. С. 5-16.

2. Васильева Е. Ю. Системный мониторинг качества образовательной среды вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2008. № 8. С. 24-34.

3. Шкерина Л. В., Адольф В. А., Саволайнен Г. С., Шашкина М. Б., Литвинцева М. В. Мониторинг качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе. Учебно-методическое пособие. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.