Научная статья на тему 'Деятельность преподавателей вуза при осуществлении оценивания качества образовательного процесса'

Деятельность преподавателей вуза при осуществлении оценивания качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / КЛАСТЕР / TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PROFESSIONAL ASSOCIATIONS / QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS / QUALITY MANAGEMENT / CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Светлана Николаевна

В статье раскрыты возможности внутривузовских кластеров в контексте оценивания качества образовательного процесса. Выделены кластеры четырех уровней: менеджеры высшего звена (ректорат, Совет по качеству научно-образовательной деятельности), менеджеры среднего звена (деканы факультетов, заведующие кафедрами и др.), объединения линейных менеджеров (группы внутренних аудиторов, методические комиссии кафедр, преподаватели кафедр и др.), самоменеджеры. Подробно рассмотрены основные направления деятельности каждого кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AT IMPLEMENTATION OF ESTIMATION OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

In article the author opened possibilities of intra high school clusters in the context of estimation of quality of educational process, allocated clusters of 4 levels: top managers (administration, Council for quality of scientific and educational activity), middle managers (deans of faculties, managers of chairs, etc.), associations of linear managers (groups of internal auditors, methodical commissions of chairs, teachers of chairs, etc.), self-managers and considered the main activities of each cluster in detail.

Текст научной работы на тему «Деятельность преподавателей вуза при осуществлении оценивания качества образовательного процесса»

УДК 378.126

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Белова Светлана Николаевна

Курский государственный университет, г. Курск, Россия e-mail: fpkkursk@yandex.ru

В статье раскрыты возможности внутривузовских кластеров в контексте оценивания качества образовательного процесса. Выделены кластеры четырех уровней: менеджеры высшего звена (ректорат, Совет по качеству научно-образовательной деятельности), менеджеры среднего звена (деканы факультетов, заведующие кафедрами и др.), объединения линейных менеджеров (группы внутренних аудиторов, методические комиссии кафедр, преподаватели кафедр и др.), самоменеджеры. Подробно рассмотрены основные направления деятельности каждого кластера.

Ключевые слова: преподаватель вуза, профессиональные объединения, качество образовательного процесса, менеджмент качества, кластер

Преподаватели вуза, заинтересованные в качестве образовательного процесса, призваны вовлекаться в систему менеджмента качества (СМК) и высказывать свое мнение, суждения о различных аспектах образовательного процесса. В соответствии с точкой зрения классиков менеджмента качества Де-минга Э., Мексона М. Х., Уорнера М. и других [1; 2; 3], взаимодействие субъектов, в том числе преподавателей, возможно осуществить посредством формирования и развития профессиональных объединений на основе общих ценностей, интересов, общей деятельности, стратегического поведения, т. е. кластеров. В условиях осуществления оценивания качества образовательного процесса в вузе можно выделить следующие уровни внутриорганизационных кластеров.

Кластеры Ьго уровня - менеджеры высшего звена (ректорат, Совет по качеству научно-образовательной деятельности, профессиональные сообщества и др.). Менеджеры высшего звена осуществляют оценивание качества образовательного процесса на уровне вуза. Их деятельность связана с:

разработкой концептуальных основ оценивания качества образовательного процесса;

формированием политики в области обеспечения качества, миссии оценивания;

проектированием организационной структуры, необходимой для оценивания ка-

чества образовательного процесса, технологических карт мониторинговых исследований.

Особый акцент на данном уровне уделяется развитию нормативно-правового обеспечения оценивания качества образовательного процесса в вузе, разработке и внедрению программно-методического обеспечения оценивания качества образовательного процесса в вузе; адаптации или разработке показателей для оценки деятельности преподавателей и вуза в целом; организации работы по осуществлению оценивания уровня сформированности общекультурных компетенций студентов; введению прозрачных процедур внутренней оценки (самооценки) для управления качеством образования; созданию информационной системы, обеспечивающей сбор данных о результатах образования, востребованности выпускников, открытой для использования в информировании общества, в аналитике; обеспечению информационной открытости, привлечению к оценке качества образовательного процесса внешних заинтересованных лиц и организаций (общественных и общественно-профессиональных экспертов и организаций).

Кластеры П-го уровня объединяют менеджеров среднего звена (деканы факультетов, заведующие кафедрами и др.). Менеджеры среднего звена осуществляют оценивание качества образовательного процесса на уровне факультета или кафедры. На уровне факультета ими осуществляется такая деятельность, как:

- участие в разработке технологической карты внутреннего мониторинга качества образовательного процесса в вузе;

- разработка структурных матриц формирования и оценивания компетенций;

- организация и проведение внутреннего мониторинга индивидуальных образовательных достижений студентов;

- адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по учебным дисциплинам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию выпускников, и дисциплинам вариативной части;

участие в разработке критериальной основы для объективной оценки (и самооценки) образовательной деятельности факультета, кафедр;

описание особенностей использования накопительной системы оценивания результатов обучения студентов и балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения основной образовательной программы (ООП);

разработка и проведение социологических исследований, направленных на изучение степени удовлетворенности сотрудников, преподавателей, студентов качеством образовательного процесса;

- руководство разработкой ООП по направлению подготовки / специальности в части, качающейся нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ООП (бакалавриата / магистратуры) по направлению подготовки; оказание методической и консультационной помощи при оценивании качества образовательного процесса и др.

На уровне кафедры деятельность менеджеров среднего звена заключается в следующем: проведение экспертизы учебно-методических пособий, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов (УМК); руководство разработкой и реализацией индивидуальных учебных планов, УМК учебных дисциплин (модулей), технологических карт учебных дисциплин, комплексов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации студентов и выпускников вуза, технологических карт самоанализа учебных

занятий, учебной дисциплины, научно-исследовательской работы студента, самостоятельной работы студентов, диагностических карт остаточных знаний студентов; совершенствование программы итоговой аттестации выпускников и др. Кроме того на данном уровне организуются и проводятся исследования по проблемам оценивания качества образовательного процесса в вузе; осуществляется мониторинг качества образовательного процесса в вузе.

Кластеры Ш-го уровня - объединения линейных менеджеров (группы внутренних аудиторов, методические комиссии кафедр, преподаватели кафедр, объединенные во временные научно-исследовательские коллективы (ВНИКи) и временные исследовательские группы (ВИГи). Вышеназванные субъекты осуществляют оценивание качества образовательного процесса на уровне взаимодействия преподавателя и курса (группы, подгруппы студентов) или конкретного студента. Характеристика их деятельности состоит в:

осуществлении мониторинга индивидуальных достижений студентов;

проведении текущего, промежуточного, итогового оценивания студентов, в том числе с применением ИКТ; изучении динамики образовательных достижений студентов;

- использовании вариативных методов, средств, форм, технологий оценивания;

- организации работы по включению студентов в оценочную деятельность;

- проведении социологических опросов;

- участии в проведении внутренних аудитов;

разработке и реализации УМК учебных дисциплин (модулей), технологических карт учебных дисциплин, комплексов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации студентов и выпускников вуза, технологических карт самоанализа учебных занятий, учебной дисциплины, научно-исследовательской работы студента, самостоятельной работы студентов, диагностических карт остаточных знаний студентов и др.

Преподаватели ВНИКов и ВИГов участвуют в разработке и распространении учебно-методических материалов по вопросам внутри-

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (26), 2015

вузовской СМК и внутривузовского оценивания качества образовательного процесса.

Кластеры ГУ-го уровня - самоменеджеры (III 1С). Самоменеджеры осуществляют оценивание качества образовательного процесса на субъектно-личностном уровне. Характеристика их деятельности заключается в:

использовании современных технологий оценивания качества образовательного процесса, широкого спектра средств оценивания результатов образовательного процесса, мониторинга и фиксации результатов образования;

применении разнообразных форм самоконтроля;

учете возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании;

способности применять разнообразный инструментарий для оценки достижения планируемых результатов в рамках стартовой диагностики, текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутреннего мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации; аргументировании и интерпретации оценки;

готовности осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

- представлении результатов образовательного процесса в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу студента;

разработке корректирующих мероприятий; владении разнообразными формами самоконтроля;

оценивании уровня сформированно-сти общекультурных, профессиональных компетенций; отслеживании динамики образовательных достижений студентов посредством организации внутреннего мониторинга с помощью оценочных листов, журналов учета успеваемости студентов на бумажных или электронных носителях;

- использовании методов диагностики выявления одаренных студентов и их педагогического сопровождения, определения индивидуальной траектории развития способностей; осуществлении самооценки и др.

Преподаватели вуза, помимо сформированных теоретических знаний, умений в области оценивания качества образовательного про-

цесса в вузе и наличия практического опыта по осуществлению оценивания качества образовательного процесса, должны обладать определенными личностными качествами: здравомыслие, открытость, профессионализм, аналитический склад ума, хорошие навыки устного общения и письменной речи, беспристрастность, заинтересованность в деле, дипломатичность, организованность, дотошность, терпение, объективность и честность, гибкость, умение слушать, мобильность, доброжелательность.

Механизм создания многоуровневой системы взаимодействия преподавателей при осуществлении оценивания, построенной на основе организационных кластеров, связан с корпоративной реорганизацией, т. е. «разработкой и реализацией особых управленческих ролей, полномочий для различных иерархических уровней» [4].

По мнению П. И. Третьякова, перспективным путем проектирования модели организации следует рассматривать целевую структуризацию, то есть построение блочно-целевых структур, формируемых по матричному принципу, на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системе управления, в формах планирования и контроля, в распределении управленческих функций для наиболее эффективного соединения управления с интересами личности и коллектива, предполагающего учет специфических особенностей каждой категории работников [5].

Основным условием создания многоуровневой системы взаимодействия преподавателей при осуществлении оценивания качества образовательного процесса является построение организационной структуры. Проектирование организационной структуры, необходимой для оценивания качества образовательного процесса, предполагает: определение типа структуры, уточнение состава и количества подразделений; выявление численности персонала; определение характера соподчиненности между звеньями организации; расчет затрат на содержание аппарата управления; определение функций для каждого структурного подразделения, полномочий ответственности и прав подразделений и работников, требований к потокам информации, документации.

Обеспечение структурной готовности преподавателей вуза к осуществлению оценивания качества образовательного процесса достигается за счет распределения их обязанностей, прав, полномочий и ответственности, предоставления им более широких полномочий в процессе сотворческого, корпоративного оценивания качества образовательного процесса.

Литература

1. Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера. СПб., 2001.

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

3. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса. М., 2005.

4. Лапина Т. А. Корпоративная культура. Омск, 2005. С. 52.

5. Третьяков П. И. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика. М., 2001.

References

1. Klassiki menedzhmenta / pod red. M. Uo-rnera. SPb., 2001.

2. Meskon M. Kh., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta. M., 1992.

3. Niv G. R. Prostranstvo doktora Deminga: Printsipy postroyeniya ustojchivogo biznesa. M., 2005.

4. Lapina T. A. Korporativnaya kultura. Omsk, 2005.

5. Tretyakov P. I. Region: Upravleniye obrazo-vaniyem po rezul'tatam. Teoriya i praktika. M., 2001.

ACTIVITY OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AT IMPLEMENTATION OF ESTIMATION OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

Belova Svetlana Nikolaevna

Kursk State University, Kursk, Russia e-mail: fpkkursk@yandex.ru

In article the author opened possibilities of intra high school clusters in the context of estimation of quality of educational process, allocated clusters of 4 levels: top managers (administration, Council for quality of scientific and educational activity), middle managers (deans of faculties, managers of chairs, etc.), associations of linear managers (groups of internal auditors, methodical commissions of chairs, teachers of chairs, etc.), self-managers and considered the main activities of each cluster in detail.

Key words: teacher of higher education institution, professional associations, quality of educational process, quality management, cluster

УДК 378.147.88

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Казарян Маретта Левоновна

Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ, Россия, e-mail: marettak@bk.ru

В статье анализируется современное неустойчивое состояние педагогики в России. Используется синергетический подход при построении математической модели. Проводится педагогический эксперимент по внедрению космических технологий в качестве инновационных.

Ключевые слова: космические технологии; синергетика; дистанционное образование; самоорганизующаяся система; информатизация образования; экосистема; дистанционное зондирование Земли; удовлетворенность учащихся

Сегодня проблема образования особенно остро стоит в нашей стране, появилось одно из интересных его направление - дистанционное образование, как одна из форм при-

кладной педагогики. В этом направлении были проведены исследования [1-3]. В результате анализа ситуации в высшей и средней школе в стране пришли к следующему выводу:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.