Научная статья на тему 'Технология организации самостоятельной работы обучающихся в вузе'

Технология организации самостоятельной работы обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОРТФОЛИО / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / COMPETENCES / MODULAR AND RATING SYSTEM / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PORTFOLIO / INDEPENDENT WORK / TECHNOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Наталья Александровна

В статье приводится описание авторской технологии организации самостоятельной работы обучающихся в вузе (студентов, курсантов и слушателей), сформированной на основе опыта преподавания дисциплин социально-психологической направленности. Представленная технология позволяет направить и упорядочить самостоятельную работу обучающихся, поставить их в активную позицию в ходе изучения дисциплин. В статье раскрыты системы действий преподавателя и обучающегося в ходе реализации технологии, предлагаются варианты ее методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL

The description of author's technology of the organization of the independent work of students in higher education institution (students, cadets and listeners) created on the basis of experience of teaching disciplines of social and psychological orientation is provided in article. The presented technology allows to direct and order independent work of students, to put them in an active position during studying of disciplines. In article the systems of actions of the teacher and the student are opened during implementation of technology, options of its methodical providing are offered.

Текст научной работы на тему «Технология организации самостоятельной работы обучающихся в вузе»

11. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.

12. Сафронова, Е.М. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различное [Текст] / Е.М. Сафронова // Коррекционная педагогика. - 2015. - №1. - с. 6-11.

13. Материалы ежегодной международной научной конференции. 23-26 марта 2016, Санкт-Петербург / РГПУ им. А.И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребенка, Лаборатория детской речи; редкол.: Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова. - Иваново: ЛИСТОС, 2016. - с. 6-12.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда) ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье приводится описание авторской технологии организации самостоятельной работы обучающихся в вузе (студентов, курсантов и слушателей), сформированной на основе опыта преподавания дисциплин социально-психологической направленности. Представленная технология позволяет направить и упорядочить самостоятельную работу обучающихся, поставить их в активную позицию в ходе изучения дисциплин. В статье раскрыты системы действий преподавателя и обучающегося в ходе реализации технологии, предлагаются варианты ее методического обеспечения.

Ключевые слова: компетенции, модульно-рейтинговая система, образовательная технология, портфолио, самостоятельная работа, технологический подход.

Annotation. The description of author's technology of the organization of the independent work of students in higher education institution (students, cadets and listeners) created on the basis of experience of teaching disciplines of social and psychological orientation is provided in article. The presented technology allows to direct and order independent work of students, to put them in an active position during studying of disciplines. In article the systems of actions of the teacher and the student are opened during implementation of technology, options of its methodical providing are offered.

Keywords: competences, modular and rating system, educational technology, portfolio, independent work, technological approach.

Введение. Современное общество ставит перед вузами задачу подготовки кадров, способных не только эффективно исполнять должностные обязанности, но и самостоятельно регулировать свою профессиональную деятельность и самообразование в этой сфере. Эта установка ориентирует на необходимость поиска таких образовательных технологий, которые бы позволяли обучаемым не только включаться в изучаемую ситуацию, прибегать к активным преобразующим действиям, но и сознательно брать на себя и нести ответственность за собственное обучение.

В связи с этим, не утрачивает своей важности деятельность вузовского преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности обучаемого в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике [2].

По нашему мнению, в этом контексте имеет значение предоставление лицам, обучающимся в вузе (вне зависимости от образовательных программ и форм обучения), максимально широких возможностей обучаться, самостоятельно строить и регулировать линию освоения профессиональных компетенций [1].

Изложение основного материала статьи. Нами была предпринята попытка осмыслить особенности организации самостоятельной работы обучающихся в вузе с точки зрения технологического подхода, который ориентирует на идею управляемости образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. На протяжении нескольких лет (с 1999 г. по настоящее время) при преподавании дисциплин социально-психологической в различных вузах нами разрабатывалась и корректировалась технология организации самостоятельной работы обучающихся в вузе. Она, как и любая другая образовательная технология, включает в себя: «целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий студента и преподавателя; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании» [3, с. 247]. Следует отметить, что оболочка и структура технологии, накладываясь на содержание различных дисциплин, не менялась.

Целевая направленность технологии организации самостоятельной работы обучающихся в вузе заключается в том, чтобы упорядочить и организовать самостоятельную работу обучающихся, направленную на освоение знаний, умений и навыков по определенной дисциплине (элементов компетенций).

Самостоятельная работа - это форма организации учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного рода задания, с целью достижения профессиональной компетентности. В рамках каждой дисциплины имеется целевая ориентация на освоение элементов тех или иных общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, профессионально специализированных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, а также квалификационными требованиями, установленными работодателем.

Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью обучения, она включает изучение и обобщение теоретического материала и опыта работы в различных профессиональных областях; самостоятельный поиск, отбор, анализ информации по поднимаемым проблемам и выполнение по результатам проделанной работы различных заданий; подготовку ко всем видам аудиторных занятий; подготовку к зачетам, экзаменам по дисциплинам; исследовательскую работу (индивидуальную и групповую) и др.

Методическое обеспечение технологии организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя:

- рабочие программы и методические материалы по дисциплинам (с комментариями по изучению тем, практическими заданиями, заданиями для самостоятельной работы и контрольными вопросами по каждой теме, описанием форм и видов контроля, критериев оценивания результатов самостоятельной работы и др.);

- индивидуальную карту освоения дисциплины;

- описание структуры и содержания портфолио, видов работ по каждой теме дисциплины, балльное выражение оценок по дисциплине (в случае применения модульно-рейтинговой системы).

Рабочие программы и методические материалы по каждой дисциплине в удобном для себя виде (печатном или электронном) обучающиеся могут использовать на протяжении всего семестра. Они являются своего рода путеводителем по освоению учебной дисциплины. Содержат основные задания (и указания по их выполнению) для самостоятельной работы по каждой теме, разделу, дисциплине в целом.

Индивидуальная карта освоения дисциплины и структура портфолио представляют собой своего рода «технологическую карту» дисциплины. Они указывают обучающемуся возможные пути освоения элементов тех или иных компетенций, а также отражает построенный им индивидуальный маршрут.

Каждому обучающемуся в начале изучения учебного курса выдается индивидуальная карта освоения дисциплины. Она представляет собой форму контроля за индивидуальной самостоятельной работой. Карта имеет вид таблицы, структурированной по темам и разделам. Для каждой темы преподавателем определены виды самостоятельной работы и формы отчетности. Карта имеет индивидуальный характер, ориентирована на потребности и возможности каждого обучающегося, заполняется непосредственно им. Преподаватель делает отдельные отметки в карте для наблюдения динамики в освоении содержания дисциплины. Шаблон карты представлен ниже (см. табл. 1).

Таблица 1

Индивидуальная карта освоения дисциплины (шаблон)

Индивидуальная карта освоения дисциплины:

(наименование дисциплины)

(ФИО)

Раздел 1.

(наименование раздела)

Тема 1.

(наименование темы)

Виды работ Наименование и содержание проделанной работы (заполняется обучающимся) Отметка о выполнении (заполняется преподавателем)

Например: конспект лекции,

конспект статьи, список

литературы с аннотацией, эссе,

доклад, практическая работа,

словарь, подготовка

презентации и др.

Тема 2.

(наименование темы)

|

Отметка об освоении раздела (заполняется преподавателем):

Раздел 2.

(наименование раздела)

| |

Экзамен/зачет по дисциплине

Теоретическая часть

Практическая часть

Итоговая оценка:

Первый столбик таблицы в минимально допустимом варианте преподаватель заполняет предварительно (перед выдачей обучающимся). В нем содержатся обязательные (пороговые) виды самостоятельной работы, которые должны быть выполнены каждым обучающимся для преодоления базового уровня освоения содержания дисциплины.

Для упорядочения самостоятельной работы в ходе изучения отдельных дисциплин нами была введена работа по составлению обучающимися портфолио. Оно представляет собой своего рода материальное воплощение реализации «технологической карты» освоения дисциплины, указывает самостоятельно выбранные пути освоения компетенций и результаты работы над каждой темой.

Потрфолио - это индивидуальные папки, представляющие личные достижения обучающихся в процессе изучения дисциплины. В них должны быть представлены в систематизированном по темам (разделам) виде результаты аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы. Индивидуальная карта освоения дисциплины показывает наполнение портфолио и этапы работы над ним.

Портфолио является материальным результатом (продуктом) самостоятельной работы обучающихся. Практический опыт применения технологии организации самостоятельной работы обучающихся в вузе позволил выделить оптимальную структуру портфолио:

1) обязательная (инвариантная) часть:

- конспекты лекций с пометками и дополнениями;

- обязательные конспекты по темам;

- практические работы;

- проверочные работы;

- рефлексивные отчеты по изучению каждой темы или дисциплины в целом, освоению компетенций;

2) вариативная часть:

- дополнительные задания из методических материалов по дисциплине;

- словарь терминов по темам или дисциплине в целом;

- список (подборка) литературы с аннотациями (по темам, по дисциплине);

- опорные конспекты, шпаргалки по темам (дисциплине), представляющие ее, преобразованное в схемы, содержание и др.

Содержание портфолио меняется в зависимости от характера и задач дисциплины. Каждому продукту может быть присвоен свой вес (цена) в балльном эквиваленте при использовании преподавателем модульно-рейтинговой системы.

Условиями эффективной реализации технологии организации самостоятельной работы обучающихся в вузе и достижения заявленных целей изучения дисциплины являются:

- понимание и целостное видение обучающимися «технологической карты» освоения дисциплины (индивидуальной карты освоения дисциплины, портфолио);

- четкое понимание обучающимися целей выполнения тех или иных видов работ;

- мотивированность обучающихся на освоение элементов компетенций;

- принятие обучающимися индивидуальной ответственности за результаты освоения дисциплины;

- постоянный мониторинг самостоятельной работы обучающихся со стороны преподавателя (работа с индивидуальной картой на каждом занятии, проверка заданий, отслеживание динамики освоения темы (раздела), формирования элементов компетенций и т.п.).

Технология организации самостоятельной работы обучающихся в вузе реализуется через ряд последовательных этапов:

1) установочно-подготовительный этап заключается в прояснении цели изучения темы (раздела, дисциплины), формировании установки на ее освоение, определении основных путей и имеющихся ресурсов для достижения цели;

2) организационно-деятельностный этап предполагает организацию и выполнение основных учебных операций (реализацию выбранных путей), направленных на достижение цели;

3) оценочно-рефлексивный этап необходим для анализа хода проделанной работы и ее результатов;

4) коррекционный этап позволяет устранить ошибки в организации учебной деятельности и результатах освоения темы, раздела, дисциплины.

Прохождение всех этапов привязано как к отдельной теме (разделу), так и к дисциплине в целом.

Системы действий обучающегося и преподавателя в рамках технологии имеют привязку к этапам ее реализации (см. табл. 2).

Таблица 2

Система действий обучающегося и преподавателя

1. Установочно-подготовительный

Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося

- постановка задачи по освоению темы (раздела, дисциплины); - определение необходимых средств для освоения темы; - разработка системы разноуровневых заданий для освоения темы; - определение критериев успешности усвоения темы; - ориентирование (разъяснение, распределение, мотивирование и проч.) обучающихся в заданиях по теме. - постановка индивидуальной задачи по освоению темы (раздела, дисциплины); - выбор доступных/посильных заданий для освоения темы и определение последовательности их выполнения.

2. Организационно-деятельностный

Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося

- последовательная организация освоения темы (раздела, дисциплины); - мониторинг промежуточных шагов и результатов; - направление самостоятельной работы обучающихся (выдача заданий); - подготовка и организация аудиторной работы. - участие в аудиторных видах работ; - выбор и выполнение вариантов самостоятельной внеаудиторной работы; - освоение знаний, умений, навыков по теме (разделу, дисциплине); - заполнение индивидуальной карты.

3. Оценочно-рефлексивный

Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося

- разработка и проведение проверочных работ; - проверка выполненных работ и проставление отметок в индивидуальных картах; - анализ хода и результатов освоения темы (раздела, дисциплины) на индивидуальном и групповом уровне; - анализ затруднений и ошибок, поиск путей их устранения; - оценка собственной деятельности. - самооценка освоения темы (раздела, дисциплины); - написание рефлексивного отчета; - сдача на проверку пакета работ по теме; - упорядочение портфолио; - презентация портфолио; - анализ затруднений и ошибок, поиск путей их устранения.

4. Коррекционный

Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося

- ликвидация недостатков; - внесение изменений в содержание, средства, формы и методы освоения темы (раздела, дисциплины); - устранение причин выявленных недостатков. - работа над ошибками; - внесение изменений в содержание, средства, формы и методы освоения темы (раздела, дисциплины); - устранение причин выявленных недостатков; - доработка портфолио.

Оценка результатов самостоятельной работы происходит в ходе текущего и промежуточного контроля в следующих форматах:

- оценка преподавателем результатов выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы (в том числе представленных в портфолио);

- оценка преподавателем готовности обучающихся к аудиторным занятиям;

- итоговая оценка преподавателем знаний, умений, навыков обучающихся по теме (разделу, дисциплине);

- самооценка обучающегося по результатам выполнения задания, освоения темы и т.п.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оценка преподавателем продуктов деятельности обучающегося, содержащихся в портфолио;

- оценка преподавателем проверочных, контрольных работ;

- оценка знаний, умений, навыков обучающегося на зачете (экзамене) по дисциплине.

Формы и виды контроля, оценочные средства по каждой дисциплине представлены в рабочих программах, методических материалах и учебно-методических комплексах.

Оценка результатов самостоятельной работы по освоению дисциплины осуществляется в соответствии с критериями, содержащимися в рабочих программах. Критерии и показатели позволяют оценить уровень сформированности элементов тех или иных компетенций у обучающихся на основе демонстрируемых качественных характеристик знаний, умений и навыков применительно к конкретной сфере профессиональной деятельности. При оценке сформированности компетенций предусмотрены базовый, средний и повышенный уровни. При этом, если обучающийся демонстрирует проявление компетенции на уровне ниже базового, компетенция считается несформированной.

Также в рабочих программах по каждой дисциплине раскрываются требования по оцениванию результатов освоения дисциплины в форме экзамена (по шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) или зачета (по шкале: зачтено, не зачтено). При этом результатами освоения дисциплины считаются знания, умения и навыки по каждой компетенции.

Описываемая технология организации самостоятельной работы обучающихся в вузе ограничений в использовании не имеет. Она может быть адаптирована к материалу любой учебной дисциплины.

Выводы. Применение технологии организации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вуза расширяет возможности индивидуализации обучения. Человек, получающий высшее образование, становится субъектом взаимодействия, сам активно участвует в процессе обучения, идет своим индивидуальным маршрутом, осваивает компетенции в индивидуальном темпе. Для этого

самостоятельная работа по дисциплине упорядочивается и дифференцируется, чтобы он мог самостоятельно выбирать задания на том уровне сложности, к которому он готов. Реализация технологии строится на идее привлечения обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях и этапах процесса обучения, обеспечивает им возможность для рефлексии и использования приобретаемых компетенций. Преподаватель в таком случае более свободен в выборе подходов к обучению, имеет возможность отказаться от практики трансляции знаний в готовом виде.

Литература:

1. Коновалова Н.А. Активизация учебной деятельности курсантов в социальном образовании ведомственного вуза // Ведомости УИС. 2016. №4. С. 19-24.

2. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. 202 с.

3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001. 384 с.

Педагогика

УДК 378.662.146

кандидат педагогических наук, доцент Космодемьянская Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); студент Пономарева Злата Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ К

ПРЕПОДАВАНИЮ ХИМИИ

Аннотация. В статье рассматривается эффективность применения технологичности в обучении бакалавров, будущих учителей химии, Казанского (Приволжского) федерального университета при освоении методических дисциплин для подготовки к педагогической деятельности, в общем, и производственной практике, в частности. Приведены данные, полученные при четырехлетнем исследовании студентов вуза, учащихся и учителей и на основе самооценки обучающихся до и после изучения и использования метода технологичности. Исследование показало эффективность и перспективность применения данного метода в подготовке квалифицированных и компетентных педагогических кадров в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в период вузовского обучения.

Ключевые слова: студент, методика химии, педагогическая технология, технологичность, профессиональные компетенции, школа, учитель, ученик.

Annotation. The article discusses the effectiveness of the use of manufacturability in teaching bachelors, future chemistry teachers, Kazan (Volga Region) Federal University in mastering methodological disciplines to prepare for teaching activities, in general, and work practices, in particular. The data obtained from a four-year study of university students, students and teachers, and on the basis of self-assessment of students before and after studying and using the method of technology are presented. The study showed the effectiveness and prospects of applying this method in the training of qualified and competent teachers in accordance with the requirements of the federal state educational standard of the new generation in the period of university education.

Keywords: student, chemistry, pedagogical technology, manufacturability, professional competence, school, teacher, student.

Введение. В настоящее время новые требования к учителю вызваны изменившимися запросами социума и работодателей в связи введением ФГОС, в область школьного химического образования. Современный учитель химии должен владеть методическим инструментарием, профессиональными и предметными компетенциями, включая знания о технологичности процесса обучения химии. Малоэффективные методики по подготовке квалифицированных учительских кадров должны быть заменены на более целостные системы и комплексы, учитывая современные технологии по формированию предметных, метапредметных и надпредметных компетенций согласно «World Skills Russia» [81. Действительно, одним из важнейших направлений повышения эффективности педагогического процесса в системе высшего образования является интеграция педагогических технологий, способных адаптировать к разного уровня сложности педагогических условий и эффектно решающих современных задач профессионального образования [21.

Подобные вопросы решают и зарубежные исследователи. Результатом работы британских ученых в Испании (2015 г.) явилось признание, что 44 % учителей и преподавателей редко используют вариативные технологии, ограничиваясь мультимедийными презентациями, системами управления обучением и электронной почтой. Спустя три года наиболее часто используемыми технологиями послужили также презентации, видеофрагменты для студентов и отбор текстовых документов. Исследования в Австралии, Великобритании, Канаде и Турции показали, что использование технологий в области высшего образования, в основном, ограничивается базовыми задачами, хотя студенты нуждаются в более эффективной помощи [10].

Анализ существующей литературы по теме исследования позволил нам выявить недостаточность методических разработок и рекомендаций результативных способов подготовки кадров в соответствие с мировыми стандартами. Владея информацией о технологичности обучения [11, учитель химии повышает свою профессиональную компетентность, разрабатывая для успешного проведения урока технологическую карту урока.

Исследуя вопрос технологичности (XVII в.), Я.А. Коменский определил достижение конкретного результата как главную идею технологии обучения. В дальнейшем этот вопрос рассматривался в трудах В.А. Сластенина [7], Г.К. Селевко, В.В. Серикова [6], В.М. Монахова [5], Е.С. Полата, И. Темпла, Р. Томаса и др. Нами выявлено, что в научно-методической литературе однозначное определение «технологичности»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.