Научная статья на тему 'Технология обучения русскому языку как иностранному в языковых школах'

Технология обучения русскому языку как иностранному в языковых школах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ШКОЛА / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ / ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕПОДАВАНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ШКОЛА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / LANGUAGE SCHOOL / TECHNOLOGY OF TRAINING ORGANIZATION OF FOREIGN STUDENTS / PECULIARITIES OF ORGANIZATION AND TEACHING / LANGUAGE SCHOOL FOR FOREIGN CITIZENS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сизова Татьяна Викторовна, Максимовских Анна Геннадьевна

Данная статья посвящена технологии организации обучения иностранных студентов в языковых школах России. Предлагаются принципы и методы работы с иностранными учащимися. Освещаются проблемы, возникающие в её процессе, и пути их преодоления. Анализируется работа языковой школы по русскому языку как иностранному на базе ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет" г. Шадринска. Авторы в статье описывают особенности организации (создание комфортной среды, опора на коммуникативный, системный и функциональный принципы, погружение в языковую среду, опора на региональный компонент) и преподавания (принципы и содержание обучения, условия эффективной самостоятельной работы над языком), приводят перечень мероприятий, реализуемых в рамках работы языковой школы для иностранных граждан в г. Шадринске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сизова Татьяна Викторовна, Максимовских Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of teaching of Russian as a foreign language at language schools

The article is devoted to the technology of training organization of foreign students in Russian language schools. The principles and methods of work with foreign students are offered. The problems arising in its process and ways of their overcoming are covered. The work of the language school in Russian as a foreign language on the basis of Shadrinsk state pedagogical university (Shadrinsk) is analyzed. The authors describe the features of the organization (creation of a comfortable environment, reliance on communicative, systemic and functional principles, immersion in the language environment, reliance on the regional component) and teaching (principles and content of training, conditions for effective independent work on the language), provide a list of activities which are implemented within the framework of the language school for foreign citizens in Shadrinsk.

Текст научной работы на тему «Технология обучения русскому языку как иностранному в языковых школах»



LH

s ^

ü LH

<

d

LH

86

более правильный взгляд на окружающую их природу и жизнь.

В некоторых уголках Российской Империи были зафиксированы современниками следующие факты: "староста с. Селивонок приказывает ловить детей, идущих в народное училище и отводить к дьячку в церковно-приходскую школу. Жалобы священника м. Жашкова, что учитель переманивает детей в свою земскую школу из церковно-приходской конфетами. Учитель, однако сумел оправдаться и земское училище уцелело" [1, С.39]. Конечно, это все способствовало обострению отношений между ведомствами и отображалось на отношении общества к школам.

Две разных системы образования народа со схожей задачей - сделать образование доступным для населения - не могли гармонично сосуществовать, так как в разные периоды XIX века сталкивались интересы двух ведомств, к которым они относились. Таким образом, противостояние и борьба двух народных школ было неизбежно, поскольку сами принципы образования базировались на разных основах: в церковно-приходской школе духовной, а в земской - светской. Педагогический состав земс-

ких и церковно-приходских школ имел разное образование, разными были и образовательные программы, перечень преподаваемых дисциплин менялся. В настоящее время современная школа находится в схожей ситуации, когда есть выбор образовательных программ, учебных пособий и обилия курсов для учителей, призванных упростить реализацию эффективного образовательного процесса. Учитывая благотворные и негативные явления в системе народного образования XIX века, в современном мире стоит уделить внимание приобретенному опыту для совершенствования системы образования.

Литература:

1. Андрияшев А. Народная школа на юге России. -Киев: В университетской типографии, 1882. - 52 с.

2. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. - М.: Русская книга, 1993. - 354 с.

3. ПСЗ. Собрание-3. Т. IV, 13 июня 1884 г. - СПб. : Тип. Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1887. - 626 с.

4. Чарнолуский, В. Основные вопросы организации школы в России / В. Чарнолуский - СПб.: Знание, 1909.- 136с.

5. Чарнолуский В. Основные вопросы организации школы в России / В. Чарнолуский - СПб.: Знание, 1909.- 136с.

TECHNOLOGY OF TEACHING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT LANGUAGE SCHOOLS Sizova Tatiana Viktorovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Department of Educational Work Maksimovskikh Anna Gennadievna, PhD ofPhilologicalsciences, Associate Professor, Department ofSlavic-German Philology

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk

The article is devoted to the technology of training organization of foreign students in Russian language schools. The principles and methods of work with foreign students are offered. The problems arising in its process and ways of their overcoming are covered. The work of the language school in Russian as a foreign language on the basis of Shadrinsk state pedagogical university (Shadrinsk) is analyzed. The authors describe the features of the organization (creation of a comfortable environment, reliance on communicative, systemic and functional principles, immersion in the language en vironment, reliance on the regional component) and teaching (principles and content of training, conditions for effective independent work on the language), provide a list of activities which are implemented within the framework of the language school for foreign citizens in Shadrinsk.

Keywords: language school; technology of training organization of foreign students; peculiarities of organization and teaching; language school for foreign citizens.

УДК 378 ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАК РФ 13.00.02 КАК ИНОСТРАННОМУ В ЯЗЫКОВЫХ ШКОЛАХ

© Сизова Т.В., 2018 Данная статья посвящена технологии организации обучения иностранных сту-

© Максимовских А.Г. 2018 дентов в языковых школах России. Предлагаются принципы и методы работы с

иностранными учащимися. Освещаются проблемы, возникающие в её процессе, и пути их преодоления. Анализируется работа языковой школы по русскому языку как иностранному на базе ФТБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет" г. Шадринска. Авторы в статье описывают особенности организации (создание комфортной среды, опора на коммуникативный, системный и функциональный принципы, погружение в языковую среду, опора на региональный компонент) и преподавания (принципы и содержание обучения, условия эффективной самостоятельной работы над языком), приводят перечень мероприятий, реализуемых в рамках работы языковой школы для иностранных граждан в г. Шадринске.

Ключевые слова: языковая школа; принципы и методы работы с иностранными учащимися; особенности организации и преподавания; языковая школа для иностранных граждан.

Сегодня большое внимание уделяется русскому языку как иностранному (РКИ), что обуславливается геополитическими факторами, возрастает интерес к проблеме "русскости" увеличивается тенденция к глобализации. Современные экономические, культурные, идеологические, политические и международные условия способствуют изменению отношений между Россией и другими странами, продвижению русского языка на мировой арене. В результате русский язык оказался на гребне политической и общественной волны. Это вызвало оживление и в учебной, и в учебно-методической работе.

В последние десятилетия в РКИ произошли и происходят значительные изменения: меняется контингент учащихся, как следствие, обновляется страноведческая составляющая обучения, культурологическая направленность, меняются подходы к организации высшего образования в целом. В настоящее время разрабатываются и появляются новые программы по русскому языку, новые исследования, учебники, намечены и реализуются основные векторы продвижения русского языка и образования на русском языке за рубежом, в том числе появляются различные языковые школы на базе образовательных организации, проводятся интеллектуальные площадки с целью обсуждения вопросов преподавания русского языка как для русскоязычного населения, так и для иностранных граждан. Причем, как в крупных городах (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Челябинск), так и в регионах. Для последних такие различные мероприятия позволяют стать фундаментом для дальнейшего развития региона в целом.

Сегодня педагоги отличают преподавание русского языка как иностранного от преподавания русского языка как неродного. Говоря о русском языке как иностранном, часто имеют в виду методологию обучения данного языка иностранным гражданам. Системное описание русского языка с целью его преподавания студентам-иностранцам составляет отдельную отрасль педагогической грамматики. Во-вторых, филологическую (лингводидактическую, лингвометодическую) специализацию и методологию обучения русскому языку иностранцев. Современная методика РКИ - динамичная, быстро и плодотворно развивающаяся наука. Она исследует учебный процесс, все его компоненты в их взаимосвязи и взаимодействии.

Современный уровень методической науки характеризуется наличием разных подходов к обучению РКИ. Особое место отводится коммуникативному методу. С этой целью учеными из национальных регионов Российской Федерации широко используются достижения в области лингвистики, психолингвистики, теории коммуникации и культурологии.

Преподавание РКИ - это сложный, но интересный процесс передачи восприятия менталитета одного народа другому носителю языка.

Изучать русский язык сегодня можно на языковых курсах, в языковых школах, на факультетах довузовского образования и даже с помощью Интернета.

На факультетах довузовского образования обучение длится год, Интернет-обучение не дает системы восприятия, т.к. не подразуме-

СИЗОВА Татьяна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, начальник Управления

по воспитательной работе

МАКСИМОВСКИХ Анна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра Славяно-германской филологии

Шадринский государственный педагогический университет, Шадрине к

Î3É

UJ S

ü UJ

<

d UJ

88

вает тотальный контроль над усвоением материала.

На языковых курсах учащийся может выбрать уровень, группу, интенсивность обучения и даже программу с уклоном. Продолжительность такого обучения - от 2-3 недель до 3-4 месяцев. Сегодня такие курсы есть в Институте русского языка В.В. Виноградова (г. Москва), Институте русского языка им. A.C. Пушкина (г. Москва), Российском университете Дружбы народов (г. Москва), Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И.Лобачевского (г. Нижний Новгород), Национальном исследо-вательскомТомскомполитехническомунивер-ситете (г. Томск), Уральском федеральном университете имени первого президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург) и других вузах РФ [б].

Летние или зимние школы имеют другую специфику. Они включают обширную культурно-просветительскую программу с обзорными экскурсиями, спортивными соревнованиями, отдыхом на природе, концертами и т.п. Срок обучения в школах разный: от 3 до 8 недель. По окончании выдается сертификат.

В топ лучших летних зарубежных языковых школ входят The English Language Centre, Великобритания (за 2 недели с проживанием и питанием от 1332 фунта); DID Deutsch-Institut, Германия (от 1660 евро); Malaca Instituto, Испания (от 1272 евро); International Language Academy of Canada (ILAC), Канада (от 1935 канадских долларов); ЕС - English Language Centres, Мальта (от 1125 евро); Kaplan International Centers, США (от 1881 долларов США); France Langue, Франция (от 1384 евро за 2 недели); Centre of English Studies. Ирландия (от 1170 евро за 2 недели) [2].

Стоимость обучения в Москве за 4 недели обучения без проживания и питания будет составлять от 35 тыс. до 42 тыс. рублей.

Выбрать языковую школу для прогресса в изучении русского языка очень важно. Каждая такая школа имеет свою специфику, которая зависит от географических особенностей, имеющейся инфраструктуры, опыта организации и темы программы. Кроме того, важной оказывается и цена.

Сегодня летние школы организуют различные вузы:Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург), Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики (г. Москва), Санкт-Петербургский государственный электротехнический универ-

ситет им. В.И. Ульянова (Ленина) (г. Санкт-Петербург), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (г. Томск), в том числе и Шадринский государственный педагогический университет (г. Шад-ринск), и др. [6].

Шадринск - небольшой старинный русский город в Курганской области (год основания -1662), богатый не только сохранившейся архитектурой, но и известными учеными, краеведами, педагогами, филологами, религиозными деятелями, художниками, прославившими Зауралье далеко за пределами России.

Шадринский государственный педагогический университет (ШГПУ) - старейший вуз Курганской области (год основания - 1939), в котором трудились и работали такие известные филологи, как В.П. Тимофеев (создатель "Диалектного словаря личности"), А.Н. Соколова (изучение Шадринского говора как территориальной характеристики русского языка). В Шадринском педагогическом университете (бывший институт) долгие годы трудились доктора филологических наук Г.Н. Долженко, В.Д. Лютикова, Г.А. Шиганова, О.И. Коурова. Тесное сотрудничество с педагогическим университетом осуществляют известный поэт, член Союза писателей России A.M. Виноградов, фольклорист В.Н. Бекетова и другие замечательные люди [7, с. 20].

На базе Шадринского государственного педагогического университета, начиная с 2016 г., существует летняя языковая школа, которая помогает адаптироваться иностранным гражданам, желающим жить, учиться и работать в России, или просто выучить русский язык, узнать культуру, традиции и многовековую историю огромной страны. Стоимость обучения за 3 недели составляла без проживания и питания 5900 рублей.

В 2017 г. в рамках федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы "Формирование и поддержка добровольческого (волонтерского) движения по продвижению русского языка и образования на русском языке" в ходе реализации мероприятия Программы: по направлению 5 "Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы" на базе ШГПУ была организована зимняя языковая школа "Lingua-Исеть", задачей которой было дать представление о современном состоянии русского языка как иностранного для участников из стран ближнего и дальнего зарубежья в целях популяризации

русской культуры, литературы, освещения событий по истории России. Эта цель предполагала создание комфортных условий, свободное и творческое усвоение слушателями языковой школы русского языка как иностранного. Целевая аудитория - иностранные граждане с уровнем языка не ниже В2. Так как школа была организована в рамках гранта, то обучение, проезд и питание были для участников бесплатными. Цены на летнюю языковую школу в 2018 г. не превысят 10 тыс. рублей.

Проблема преподавания русского языка как иностранного в языковой школе заключается в том, что необходимо за ограниченное время охватить все стороны языкового материала.

Процесс обучения в вузах в языковых школах необходимо строить с учетом следующих принципов:

- коммуникативного (монологовая, диалоговая, полилоговая формы обучения, развитие словарного запаса обучающегося);

- системного (русский язык изучается, основываясь на уровневой организации языка и взаимосвязи всех языковых единиц - словоформы, словосочетания, предложения, сложной синтаксической конструкции);

- функционального (возможность применять полученные знания на практике при реальном общении, чтении, слушании, письме).

Помочь методисту РКИ в преподавании могут интерактивные технологии, основными задачами которых являются:

- формирование и развитие речевых навыков, умений;

- эффективное усвоение учебного материала;

- поддержание и повышение интереса к изучению русского языка как иностранного на всех этапах обучения.

В начале обучения производится тестирование, которое помогает определить уровень владения русским языком и дает возможность методисту грамотно и методически верно организовать учебный процесс.

Содержание обучения может быть различным. Но учитывая, что уровень учащихся был не ниже В2, мы включили в содержание дисциплины несколько блок-тем: Русский язык как иностранный в современном мире. Система русского языка. Понятие о русском литературном языке. Трудные случаи русской грамматики.

1 блок "Русский язык как иностранный в современном мире" включал темы: Понятие о русском языке как иностранном, его функции и роль на мировой арене. Языковая политика

в России. Ценовая политика в России относительно образования для иностранных граждан. Уровни владения русским языком как иностранным, их критерии. Популярные вузы России, их деятельность по работе с иностранными гражданами. Особенность провинциальных вузов Зауралья.

2 блок "Система русского языка": Уровни языковой системы: лексика, фонетика, словообразование, фразеология, морфемика, грамматика, орфография, лексикография. Особенности разделов современного русского литературного языка.

3 блок "Понятие о русском литературном языке": Понятие русский литературный язык, его признаки и формы существования. Нелитературные варианты русского национального языка: жаргон, диалекты Зауралья, терминология, арго, просторечия.

4 блок "Трудные случаи русской грамматики": Существительные БтдЫапа и р1игаПа 1ап1:ит. Словообразование существительных. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение числительных в русском языке. Совершенный и несовершенный вид русских глаголов. Глаголы движения. Сложные производные предлоги. Русские фразеологизмы.

Проведение занятий рекомендуется основывать на следующих принципах:

- диалог культур: единство через многообразие;

- принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества учащихся;

- принцип наглядности;

- принцип результативности: организуемая деятельность должна сопровождаться ситуацией успеха;

- погружения в языковую среду.

Работа на занятиях и во внеучебной деятельности происходит только на русском языке. Постоянное звучание изучаемого языка способствует обучению и скорейшему изучению. Использовать родной язык иностранцев возможно только в крайних случаях, когда нужно что-то объяснить. Хорошими помощниками в изучении языка являются российские телепередачи, фильмы, музыка. Таким образом, студент включается в процесс слушания аутентичной речи, которая наполнена разговорными конструкциями, диалектами и говорами.

Преподаватель, как правило, готовит урок, ориентируясь на личности слушателей, старается все сделать ясно и понятно, привлекая большой дидактический и наглядный материал. Ну уроках учащиеся стараются научиться свободному разговору. Педагогу РКИ "необхо-

HC

LH

s

HC ü LH

<

d

LH

*

90

димо проявлять гибкость в процессе обучения и стараться организовать интересные и познавательные занятия" [1]. Важно учитывать национально-культурные и индивидуально-психологические особенности обучаемых. Преподаватель должен быть открытым человеком, способным на влияние и заинтересованность.

Разрабатывая программу языковых школ, организаторы основывались на практико-ори-ентированном подходе иностранных школ. Данный "подход характерен для всех учебных заведений за пределам России. Например, особое внимание данным аспектам отводят языковые школы Лондона" [4].

Как в летней, так и в зимней языковых школах педагоги ШГПУ стремятся "окружить" студентов-иностранцев русской речью. Посещают музеи, концерты, ярмарки, выставки, мастер-классы, например: выпечка русских блинов, поделка кукол, лепка из глины. Изучение языка сопровождается со знакомством культуры региона. Участники ездили в Далма-товский мужской монастырь, Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, Спасо-Пре-ображенскую церковь села Батурино, катались на конях, совершали лыжную прогулку, играли в квесты. Изучение русской культуры позволяет понять русский национальный характер и логику языка (построение фраз, спряжение глаголов, употребление времен). Полное погружение в атмосферу традиций, культуры способствует лучшему и быстрому обучению. В этом организаторам помогает центр русской народной культуры "Лад".

Обучение в языковой школе подразумевает изучение языка как на аудиторных занятиях (практические занятия) и погружении в языковую среду, так и в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов -важный этап, ее функция - это усвоение и закрепление учебного материала. Она развивает практику работы со специальной литературой.

Основными условиями четкой организации эффективной самостоятельной работы над иностранным языком являются:

1. Психологическая установка о необходимости знания языка.

2. Систематичность и регулярность занятий.

3. Добросовестное исполнение всех заданий, данных педагогом.

4. Рациональное использование времени на занятии.

5. Самостоятельное изучение языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Участие в диалогах вне учебных занятий.

7. Чтение художественной литературы на русском языке.

8. Учащиеся полностью обеспечиваются учебными материалами, им предоставляется возможность пользоваться лингафонными кабинетами, аудио-, видео- и компьютерными программами, созданными специалистами вуза [3, с. 116].

В конце обучения в языковой школе организуется Международная Олимпиада по русскому языку как иностранному, выявляются сильнейшие участники, происходит награждение победителей.

Таким образом, проведенные занятия и различные мероприятия в рамках летней и зимней языковых школ позволили привлечь внимание иностранных студентов к красоте русского языка, расширить межкультурные и межнациональные связи, заинтересовать в углубленном изучении русской культуры, самобытной культуры Зауралья.

Литература:

1. Вольнова Д.Н. Организация процесса обучения русскому языку как иностранному: Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного, роль преопдавателя и учащегося в процессе обучения / Д.Н. Вольнова, Е.А. Мелан-ченко // Современные научные исследования и инновации. - 2016.- №8. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/ 08/68724

2. Восемь лучших языковых школ мира: цены, особенности и просто фан // SNC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sncmedia.ru/ career/8-luchshikh-yazykovykh-shkol-mira/

3. Кыштымова Т.В. Особенности изучения русскому языку студентов-иностранцев в высшей школе / Т.В. Кыштымова, А.Г. Максимовских // Материалы XIII международной научно-практической конференции "21 century: fundamental science and technology". - North Charleston, USA. - C. 113-116.

4. Образование в России и за рубежом. В чем главные различия?//Севастопольские новости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sevastopolnews.info/adv/obrazovanie-v-rossii-i-za-rubezhom-v-chem-glavnye-razlichiya/ .

5. Сунгурова Т.А. Летняя языковая школа: проблемы и перспективы /Т.А. Сунгурова, О.М. Виктор// Актуальные научные исследования в современном мире. - № 10-6(18). - 2016. - С. 142-146.

6. Учить русский в России // Stady in Rassia. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studyinrussia.ru/life-in-russia/russian-language/learning-russian/

7. Шадринский государственный педагогический институт: энциклопедия/В.Г. Барабаш [и др.]; сост. рук. авт. коллектива С.Б. Борисов. - Шадринск: ШГПИ, 2014. - 519 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.