Научная статья на тему 'Технология обучения как основа формирования профессионального интереса у будущих специалистов среднего медицинского звена'

Технология обучения как основа формирования профессионального интереса у будущих специалистов среднего медицинского звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Оксана Николаевна

В статье рассказывается о целесообразности использования технологии обучения как основы формирования профессионального интереса у будущих медицинских работников (на материале изучения ими дисциплины «Основы латинского языка и медицинской терминологии»). Рассматривается проблема применения различных технологий обучения; осуществляется анализ содержательных характеристик технологии обучения; приводятся некоторые определения этого понятия; описаны функции, которые реализуются в технологии обучения; обосновываются показатели технологичности учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология обучения как основа формирования профессионального интереса у будущих специалистов среднего медицинского звена»

Литература

1. Беклемышев Е. П. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. - М., 1990.

2. Борцовский В. Новые аспекты проблемы повышения квалификации руководящих кадров // Российский экономический журнал. - 1992. - № 12.

3. Вудраф Ч. Центры развития и оценки. - М.: HIPPO, 2005.

4. Иглин В. Международные аспекты и правовое регулирование в области профессионального обучения и развития персонала в странах с развитой рыночной экономикой // Управление персоналом.- 2000. - № 5.

5. Кляйман М. Ассессмент-Центр. Современные технологии оценки персонала. - Харьков: Изд-во Гуманитар. ун-та, 2004.

6. Магура М. Как повысить отдачу от обучения персонала / / Управление персоналом. - 2000. - № 5.

7. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

8. Павлуцкий А. В., Алехина О. А. Обучающая организация - будущее лучших компаний // Управление персоналом. - 2001. - № 3.

9. Спенсер Л. М. Компетенции на работе. - М.: HIPPO, 2003.

10. Страдвик Л. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. -М.: HIPPO, 2003.

11. Уиндетт С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М.: HIPPO, 2003.

12. Цыпкин Ю. А. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2001.

13. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 27-31.

О. Н. Пантелеева

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ЗВЕНА

В статье рассказывается о целесообразности использования технологии обучения как основы формирования профессионального интереса у будущих медицинских работников (на материале изучения ими дисциплины «Основы латинского языка и медицинской терминологии»). Рассматривается проблема применения различных технологий обучения; осуществляется анализ содержательных характеристик технологии обучения; приводятся некоторые определения этого понятия; описаны функции, которые реализуются в технологии обучения; обосновываются показатели технологичности учебного процесса.

This article dealing with problems of creation professional interest in the medical institutions, and with the sensible use of technological approach. We are going to look at this problem through the posses of studying such special subject as «Bases of Latin language and medical terminology». We try to find out the levels of creation professional interest, methods and conditions promoting successful formation of professional interest by means of «Latin language» as special subject. In this article we try to look through the problem of using different technology of teaching, analyze step by step the characteristic sings of this technology, give the definitions to this phenomenon, and describe the functions and indicators of this process.

Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования.

Осознание необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании взаимосвязанных системных знаний у учащихся, открывает новые возможности для внедрения технологий обучения, гарантирую-щихдостижение результата.

Возросший интерес к технологиям обучения имеет следующие основания:

• многообразные задачи, стоящие перед учебными заведениями, предполагают не только развитие теории, но и разработку вопросов технологического обеспечения учебного процесса. В теоретических изысканиях происходит формулировка законов, построение теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют саму педагогическую практику, аккумулируют научные результаты;

• классическая дидактика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения не всегда оперативно реагирует на научное обоснование новых идей, подходов, методик обучения;

• существует необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, систематизации способов обучения;

• возрастает диагностичность (измеримость) в постановке образовательных целей, оценки результатов обучения;

• необходим переход от экстенсивной к интенсивной организации обучения, т. е. к обретению высших результатов на основе использования новейших достижений педагогики, психологии, информатики;

• возрастание наукоемкости проектов и моделей учебной деятельности, основанных на моделировании профессиональных ситуаций, овладении профессиональным опытом в условиях учебно-образовательного процесса приводит к необходимости формирования профессионального мышления, активности и самодеятельности обучающегося;

• предоставляется возможность экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия обучающих и обучающихся, обеспечивающих гарантированные результаты и снижающих негативные последствия работы малоквалифицированного медицинского работника.

Анализируя литературные источники, можно проследить динамику развития представлений о технологии: от «технологии в промышленности» к «технологии в образовании». «В современном обществе технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса. Технология - не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления. Она отражает направленность прикладных исследований (в том числе педагогических) на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности» [3, с. 8]. Об этом свидетельствует большое количество определений ключевого для настоящего исследования понятия «технология обучения». Его смысл практически в каждом источнике раскрывается по-разному.

Одни ученые считают, что это термин, который включает в себя методику обучения. Другие применяют слова «технология»: «информационные технологии», «инновационные технологии» и т. д. тогда, когда речь идет о наборе технических приемов в преподавании или использовании технических средств обучения.

Опираясь на подходы П. И. Образцова, проведем анализ содержательных характеристик дефиниции «технология обучения», а на его основе обоснуем сущность и содержание данной категории.

Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В. П. Беспалько, В. Ф. Долженко, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Маслова, П. И. Образцов, О. П. Околелов, А. Я. Савельев, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Ю. Г. Татур, В. Ф. Шолохович и др. Среди зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Н. Гронлунда, Р. Мейджера. Далеко не всегда взгляды ученых совпадают.

Впервые понятие «технология обучения» было введено на конференции ЮНЕСКО в 1970 г. и в общем смысле рассматривалось как «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

Ф. Кумбс включает в это понятие «самые различные методы, материалы, оборудование и систему снабжения - словом, все, что участвует в учебном процессе и способствует развитию системы образования» [6, с. 130].

М. М. Левина понимает под технологией обучения «теоретический проект педагогического управления учебной деятельностью и систему необходимых средств, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным целям образования и развития учащихся» [9].

Л. Г. Семушина определяет технологию обучения как способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей [15].

М. А. Чошанов указывает на то, что технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы [22].

В. П. Беспалько - известный отечественный ученый - трактует технологию обучения как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [1].

Как видим, авторы стремятся к системному представлению педагогического процесса. Большинство исследователей сходятся на том, что технология обучения связана с определенным построением и реализацией учебного процесса, направленного на получение гарантированного результата (т. е. достижение дидактических целей).

Как отмечают В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, П. И. Образцов, это возможно при применении соответствующих средств. «Высокая производительность средств обучения и особенности их использования создают совершенно иную модель обучения, иную культуру образовательного процесса». [3] Следовательно, средства обучения в учебном процессе выступают в качестве одной из важных характеристик реализации технологии обучения. Многообразие характеристик требует выделить некий обобщенный признак технологии обучения, отражающий ее сущность. В качестве такового П. И. Образцов, В. А. Сласте-нин, С. А. Смирнов, А. И. Уман и др. предлагают выбрать законосообразность технологии. Ведь технология обучения - это прежде всего педагогический процесс, максимально реализующий в себе дидактические законы и закономерности и благодаря этому обеспечивающий достижение конкретных конечных результатов. Чем полнее постигнуты и реализованы эти законы и закономерности, тем выше гарантия получения требуемого результата. Таким образом, критерию законосообразности должны отвечать все ведущие признаки технологии обучения. Поэтому в целях решения задач настоящего исследования будем ис-

ходить из того, что технология обучения - законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.

Данное базовое определение может быть модифицировано в тех значениях, когда технология обучения выступает как процесс и результат.

Технология обучения как процесс есть определенная последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует гармоничному развитию личности обучающегося.

Технология обучения как результат представляет собой научный проект (описание, модель) дидактического процесса, воспроизведение которого гарантирует успех педагогических действий.

Технологии обучения реализует три основные функции: описательную, объяснительную и проектировочную. Описательная функция раскрывает существенные аспекты практической реализации учебного процесса. Пользуясь соответствующим инструментарием, различные специалисты должны дать одинаковое его описание. Объяснительная функция позволяет определить эффективность различных компонентов обучения (например, средств, форм и т. д.) и их оптимальные комбинации. Что касается проектировочной функции, то она осуществляется при описании учебного процесса на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации, доказывая ее технологичность.

Обоснуем показатели технологичности педагогического процесса формирования профессионального интереса у студентов медицинского колледжа. К ним относятся:

• гарантированная результативность педагогического процесса, выраженная в заранее заданных уровнях знаний, навыков, умений обучающихся по учебной дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии». Это предполагает государственную стандартизацию медицинского образования, определенную этапность и логику организации педагогического процесса, нацеленного на выполнение норм государственного образовательного стандарта по специальности и квалификационных требований к выпускнику;

• целевая направленность на формирование у студентов медицинского колледжа профессионального интереса к приобретаемой ими профессии и последующего профессионального роста;

• системность и целостность, проявляющиеся во взаимосвязанности и взаимообусловленности применения в учебной, воспитательной и методической работе типовых форм, методов, средств и процедур обучения;

• динамизм, рассматриваемый с позиции поиска и реализации новых рациональных форм, методов, средств и процедур учебной деятельности, используемых в решении текущих и перспективных задач учебной, воспитательной и методической работы, что обеспечивает высокий уровень обученности выпускников;

• стандартизация., структурированность и воспроизводимость педагогического процесса, позволяющие проектировать определенную структурнологическую последовательность процесса обучения будущего специалиста конкретного профиля на основе конкретных профессиональных образовательных программ; предъявлять к каждому обучающемуся типовые квалификационные требования, определяемые государственным образовательным стандартом; воспроизводить процесс подготовки специалистов по одним и тем же учебным планам и программам.

Все это, по нашему мнению, достаточно полно характеризует педагогический процесс подготовки будущего специалиста-медика в колледже как реализацию определенной технологии, которая, с одной стороны, гарантирует достижение заданного уровня профессиональной подготовленности, а с другой - в определенной степени формализует учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Таким образом, технология обучения представляет собой систему конкретных операций всех элементов, вовлеченных в этот процесс.

Следовательно, технология обучения - это:

• системная организация взаимодействия всех элементов данного процесса на всех его этапах;

• организация и реализация процесса обучения, которая определяет основные операции;

• четкое определение параметров и характеристик участников процесса;

• разграничение функций и действий участников процесса;

• гарантированное достижение поставленных целей обучения.

Обобщая сказанное, уточним, что технология, обучения будущего специ-

алиста-медика в колледже - это научно обоснованная и нормированная по цели подготовки и содержанию образования система форм, методов, средств и процедур, используемая при проектировании, организации и осуществлении совместной учебной деятельности педагогов и обучающихся для формирования интереса к профессиональной деятельности студента медицинского колледжа в рамках изучения им общепрофессиональной дисциплины - «Основы латинского языка и медицинской терминологии».

Одним из средств формирования профессиональных умений и навыков, а также профессионального интереса студентов медицинского колледжа может служить, например, технология обучения латинскому языку.

При ее разработке применяется технологический подход, который происходит из триады ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Первое выясняет «зачем учить», второе - «чему учить», третье - «как учить». «Технологический подход не возникает из дидактического или частно-методического подходов, а является самостоятельным направлением исследования учебного процесса» [18].

Внедрение технологий резко меняет «дидактический ландшафт» современной школы и требует смены ее методической парадигмы. В первую очередь это касается целевых приоритетов.

Система профессионального образования в России переживает преобразования и адаптацию к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специалистам среднего медицинского звена. Сегодня медицинским учреждениям нужен специалист, способный творчески подойти к своей деятельности, хорошо образованный профессионал. А. К. Маркова указывает необходимость всестороннего развития личности в момент получения профессии: «Качественная подготовка специалиста требует отказа от узкой специализации и перехода к широкопро-фильности. Такого рода подготовка позволит человеку быстрее освоить ту или иную специальность или изменить ее в рамках данной профессии, лучше адаптироваться к новым условиям» [10].

В условиях технологического подхода задачами любой дисциплины становятся обеспечение реального вклада каждого учебного предмета в методологическую, теоретическую, технологическую подготовку выпускника к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности; целостное и направленное формирование потребностей и умение использования его научного содержания, обеспечение мотивации к изучению всех дисциплин; развитие интеллекта на основе целостного подхода к обучению. Изложенное выше позволяет констатировать, что сущность технологического подхода к обучению заключается:

• в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике;

• специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля качества достижения поставленных дидактических целей;

• структурной и содержательной целостности технологии обучения, т. е. в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов, не затрагивая другие;

• выборе оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов технологии обучения;

• наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.

Возникает ситуация востребованности технологии обучения, обеспечивающей формирование у учащихся медицинского колледжа значимых для их будущей профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, а также качеств личности, позволяющих выполнять функциональные обязанности по предназначению.

Овладение знаниями в рамках технологического подхода перестает носить характер бездумного повторения, когда учащиеся зачастую просто не понимают, о чем идет речь, и воспроизводят текст учебника наизусть. Организация процесса усвоения знаний включает в себя различные формы мыслительной деятельности, заставляя учащихся по-другому подходить к процессу обучения, делая их активным элементом процесса обучения.

Цели раскрытия возможностей и развития специалиста в рамках технологического подхода требуют иного подхода к отбору и структурированию содержания обучения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что обучение в среднепрофессиональном учебном заведении должно в большей мере ориентироваться на профессиональную деятельность. Материал для изучения небходимо систематизировать и структурировать с учетом условий, умений и навыков, востребуемых в будущей профессии.

При технологическом подходе учащиеся стремятся самостоятельно получить знания, их учеба не ограничивается лишь прослушиванием и записыванием информации по учебной дисциплине, предварительно обработанной и полученной от преподавателя.

Существенно, что решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения, развития личности студента и формирования будущего специалиста связано с ориентацией не только на индивидуальные, но и на групповые формы обучения, совместную деятельность, многообразие видов взаимодействия, межличностных отношений и общения, богатого радостью повседневного сотрудничества.

Мы считаем целесообразным использование технологического подхода в качестве базового при разработке модели формирования профессионального интереса студентов медицинского колледжа.

Литература

1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991. - 208 с.

3. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Пед. о-во России. - 2004. - 275 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Изд. 2-е, доп., испр. и пе-рераб. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

5. Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 1. - С. 16-20.

6. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. - М., 1970. - С. 130.

7. Лазарев В. С., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 27-34.

8. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 272 с.

9. Левина М. М. Технология обучения, ее роль в структуре педагогического знания // Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. - М., 1991.

10. Макарова Л. В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. -М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 148 с.

11. Назарова Т. С. Педагогические технологии. Новый этап эволюции // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 21-27.

12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. / Под ред. С. А. Смирнова. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 512 с.

13. Педагогика: учебное пособие для студентов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998.

14. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы // Вестн. образования, 2001.- № 19.- С. 9-35.

15. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб пособие для преподавателей учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

16. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Пед. образование и наука. - 2002. - № 4. - С. 4-9.

17. Смирнов С. А. Еще раз о технологиях обучения // Высш. образование в России. - 2002. - № 6. - С. 113-124.

18. Смирнов С. А. Технологии в образовании //Высш. образование в России. - 1999. - № 1. - С. 55-62.

19. Уман А. И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / МПГУ им. В. И. Ленина ОГУ - Москва; Орел, 1997. - 208 с.

20. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 437 с.

21. Чернилевский Д. В., Филатов О. К. Технологии обучения в высшей школе. / Под ред Д. В. Чернилевского. - М.: «Экспедитор», 1996. - 228 с.

22. Чошанов М. А. Дидактические конструкции гибкой технологии обучения // Педагогика. - 1997. - № 2.

В. И. Цой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновывается эффективность применения новых методологических средств - языка схематических изображений, методологической теории деятельности и игрового моделирования профессиональных ситуаций в управленческом образовании.

It is based the effect of appliance the new methodological means - the languages of schematic images, the methodological theory of activity and play modeling of professional situations, as a new form of managemental education.

В связи с дефицитом профессиональных управленческих работников с рыночным типом мышления для различных сфер деятельности Карагандинский государственный технический университет в 1998 г. начал подготовку бакалавров по управленческим специальностям «Государственное и местное управление» и «Менеджмент». Однако из-за минимального количества выделяемых на эти специальности государственных грантов перед университетом встала задача обеспечения повышенной привлекательности управленческого образования, т. е. такого его качества, которое наверняка бы оправдывало плату за обучение из «частных» источников.

С целью решения данной задачи кафедрой методологии предпринимательства и управления университета была разработана экспериментальная образовательная программа «Модель университетского управленческого образования рыночного типа». В рамках данной программы предварительно были проведены методологические исследования и разработаны понятия и инновационные концептуальные схемы управленческого образования, критериальные схемы оценки управленческих способностей. Были составлены рабочие учебные планы и программы по новым дисциплинам (введенным в рамках вузовского компонента): «Методология мышления и деятельности», «Метод работы с текстом», «Акмеология управления», «Игротехника», «Методология предпринимательства», «Практика мышления» и др., оформлены учебные пособия: «Теория и практика управленческого мышления», «Мировоззренческие ориен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.