Научная статья на тему 'Технология модульно-компетентностного обучения в системе высшего военно-профессионального образования'

Технология модульно-компетентностного обучения в системе высшего военно-профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДУЛЬ / TECHNOLOGY TRAINING / TECHNOLOGY MODULE AND COMPETENCE TRAINING / COMPETENCE / MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замараев Алексей Геннадиевич

В статье рассматривается применение технологии модульно-компетентностного обучения как наиболее приемлемой технологии обучения курсантов в системе высшего военно-профессионального образования, её педагогические принципы и составляющие технологии данного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology Module and Competence Training in System of the Higher Military-Vocational Training

The article deals in the application of the module and competence training technology as the most comprehensible technology of training of cadets in the system of the higher military training, is pedagogical principles and technologies of the given training.

Текст научной работы на тему «Технология модульно-компетентностного обучения в системе высшего военно-профессионального образования»

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4

итоги всей опытно-экспериментальной работы и подготовить научно-методические рекомендации для внедрения авторской модели в широкую образовательную практику.

Примечания

1 См.: Кириченко А. М. Профессиональная самореализация учителя в условиях трансформирующего российского общества. Ставрополь, 2005. 165 с.

2 См.: На пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России: от односторонне-командного управления к трехстороннему сотрудничеству : спец. прил. к бюл. «Конституционный вестник» / под общ. ред. Л. А. Гордона, Э. В. Клопова, И. Г. Шаблинского. М., 1994. 259 с.

3 См.: КязимовК. Г. Социальное партнерство. М., 2008. 272 с.

4 См.: Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика. М., 2001. 448 с.

5 См.: Социальная политика / под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2004. 432 с.

6 См.: Оборин М. В. Социальное партнерство учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в подготовке специалистов. Тольятти, 2007. 275 с.

7 См.: Ткаченко Е. В. Социальное партнерство. Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. Матушкин. Челябинск, 2006. С. 3-12.

8 См.: Социальное партнерство : словарь-справочник. М., 1999. 236 с.

9 См.: Шарин В. И. Социальная помощь. Екатеринбург, 2003. 240 с.

10 См.: Семигин Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. 65 с.

УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Г. Замараев

Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ E-mail: aleks-zamaraev@yandex.ru

В статье рассматривается применение технологии модульно-компетентностного обучения как наиболее приемлемой технологии обучения курсантов в системе высшего военно-профессионального образования, её педагогические принципы и составляющие технологии данного обучения.

Ключевые слова: технология обучения, технология модульно-компетентностного обучения, компетенция, модуль.

Technology Module and Competence Training in System of the Higher Military-Vocational Training

А. G. Zamаrаеv

The article deals in the application of the module and competence training technology as the most comprehensible technology of training of cadets in the system of the higher military training, is pedagogical principles and technologies of the given training.

Key words: technology training, technology module and competence training, competence, module.

Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения в последние годы выдвигаются на первый план как в практике обучения, так и в научных исследованиях в сфере образования. Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В. П. Беспалько, В. Ф. Долженко, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Маслова, П. И. Образцов, О. П. Околелов, А. Я. Савельев,

В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Ю. Г. Татур,

В. Ф. Шолохович и др. Из зарубежных исследователей следует отметить в первую очередь Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Н. Гронлунда, Р. Мейджера. Необходимо также отметить, что в исследованиях по проблемам образования пока не существует общепринятой трактовки этого понятия, причем такое положение характерно как для отечественного научного подхода, так и для зарубежного. Некоторые ученые понимают технологию обучения слишком широко: так, например, американский исследователь Ф. Кумбс включает в это понятие «самые различные методы, материалы, оборудование и систему снабжения - словом, все, что участвует в учебном процессе и способствует работе системы образования»1. Английские авторы в работе, посвященной проблемам становления и развития технологии обучения, представляют ее как «сложный интегративный процесс, вовлекающий в себя людей, процедуры, идеи, средства и организацию, предназначенный для анализа проблем, выработки рекомендаций, внедрения, оценивания и управления решением проблем, касающихся всех аспектов обучения»2.

В отечественных науках об образовании первопроходцем на пути нового осмысления организации процесса обучения и введения в научный и практический обиход понятия «технология

© Замараев А. Г., 2011

обучения» («педагогическая технология») стал

В. П. Беспалько. Еще в 1989 г. он сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса», определил педагогическую технологию как «проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике», выделил три параметра технологии обучения: целостность представления процесса обучения (включая деятельность обучающегося), целеположенность и обеспечение достижения поставленных целей обучения3.

Следует согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей4. Это положение, с нашей точки зрения, является основополагающим, так как именно в определении наиболее рациональных способов гарантированного достижения поставленных целей и заключается основной смысл технологизации учебного процесса. Таким образом, технологический подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из заданных установок (социального заказа, образовательных ориентиров, целей и содержания обучения).

Технологии обучения реализуют три основные функции: описательную, объяснительную и проектировочную. Описательная раскрывает существенные аспекты практической реализации учебного процесса. Пользуясь соответствующим инструментарием, различные специалисты должны дать одинаковое описание этого процесса. Объяснительная позволяет выяснить эффективность различных компонентов обучения (например, эффективность различных методов) и определить оптимальные их комбинации. Что касается проектировочной функции, то она осуществляется при описании учебного процесса на всех уровнях, включая и педагогическую реализацию.

Данные функции проявляются в различных видах педагогических технологий, к их основным видам относятся: проблемное обучение, концентрированное, модульное, развивающее, дифференцированное, активное (контекстное), игровое, обучение развитию критического мышления, программированное.

Качество подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которую мы принимаем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей. Как построить, организовать, обеспечить технологический процесс обучения, какую выбрать траекторию обучения от исходного уровня обучающегося до достижения определенных целей в установленный период времени, как сформировать мотивацию обучающегося и какие

создать ему условия для учебного процесса - вот составляющие, от которых зависит качество учебного процесса и подготовки специалиста-про-фессионала и специалиста-личности.

Современный этап модернизации высшего военного профессионального образования характеризуется значительными изменениями, прежде всего в структуре педагогического процесса, в содержании и методике преподавания профессиональных дисциплин, концептуальных подходах к разработке профессиональных программ. Концептуальной основой создания новых профессиональных образовательных программ выступает использование технологии модульнокомпетентно стного обучения, представляющее собой единую систему определения целей, отбора и структурирования содержания учебного материала, организационного и технологического обеспечения подготовки специалиста на основе выделения компетенций, освоение которых происходит посредством модульного построения структуры и содержания профессионального образования. Поэтому в рамках нашего исследования мы предприняли попытку решить комплексную проблему формирования профессиональных компетенций на основе компетентностного подхода и модульной технологии.

Технология модульно-компетентностного обучения строится на таких принципах, как оптимальность, развитие, управление, информативность, социализация, индивидуализация. Она основана на сочетании целей, средств, форм, методов и приёмов обучения, которые выступают в диалектическом единстве и рационально сочетаются в образовательном процессе. Данная технология позволяет оптимально соединять репродуктивную и поисковую деятельность в аудиторной работе (лекционные и практические занятия), а также в самостоятельной деятельности курсантов при выполнении практических, индивидуальных или командных заданий (проектов).

Рассматривая специфику применения данной технологии при обучении курсантов внутренних войск МВД РФ, мы пришли к выводу, что решением профессиональной задачи является не просто усвоение определённых знаний, а выбор оптимальных методов достижения результата, т. е. приложение определённых действий и понятийного аппарата, соответствующих той или иной профессиональной компетенции.

Формирование профессиональных компетенций на разных уровнях позволяет говорить об использовании типовых задач как начального уровня, необходимого для дальнейшего использования нестандартных и проблемных задач профессиональной направленности. Последние необходимы в процессе обучения в связи с тем, что при их применении создаются условия для оценки, анализа и синтеза различных ситуаций, возникающих в ходе реализации таких задач. Завершающей деятельностью, необходимой для

Педагогика

97

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4

оценки уровня сформированности профессиональных компетенций в рамках рассмотрения цикла военно-профессиональных дисциплин, является проведение итоговой аттестации, в процессе которой группа курсантов (2-3 человека) демонстрирует выполнение проекта, удовлетворяющего требованиям оформления, реализации и включения участников в деятельность.

При использовании данной технологии принципиально меняется и позиция преподавателя. Если раньше он вел за собой учащегося (объяснение нового материала ^ закрепление ^ применение на практике ^ контроль), то при новых формах организации учебного процесса преподаватель указывает учащемуся «дорогу» (вводные, обзорные лекции) и пропускает его вперёд. Далее учащийся должен самостоятельно изучить учебный материал, а придя на занятия, получить необходимые консультации, обсудить, проработать возможности практического использования полученных знаний в различных ситуациях. В результате изменения деятельности преподавателя на занятии меняются характер и содержание его подготовки к ним: теперь он должен быть готов к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовиться к тому, как лучше управлять деятельностью курсантов. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и соответствующем структурировании учебного содержания. Принципиально новое содержание подготовки преподавателя к учебному занятию приводит его к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности обучающихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов обучения требуют от преподавателя хорошего знания своих курсантов.

В результате перехода от обучения к самообучению (модульной организации содержания и структуры профессиональной дисциплины) происходит смена обучающей функции преподавателя, в том числе и как компонента, взаимосвязанного с деятельностью курсанта. При этом исключается проблематичность освоения модулей курсантами, пропускающими занятия по объективной причине.

Для контроля выполнения работ курсантом при освоении определённого модуля и сформи-рованности компетенции на одном из его уровней служит карта учёта выполненных работ. После перевода в пятибалльную систему устанавливаются глубина и объём индивидуальных способностей,

что способствует корректировке мотивационной и потребностной сфер курсанта. Качественные показатели, характеризующие уровень подготовки курсанта с точки зрения сформированности профессиональных действий, приобретают количественный эквивалент, который отражается в карте учета, журнале взвода, сводной ведомости оценок. Естественно, лучше, если учет будет производиться с помощью технических средств и табличных процессоров. Благодаря этому достигается надлежащий уровень автоматизации управленческой деятельности преподавателя в процессе учета деятельности отдельного курсанта и взвода в целом.

Дальнейшее диагностирование хода выполнения работ и результата освоения дисциплины на основе технологии модульно-компетентностного обучения позволит выявить типичные ошибки или недочёты при выполнении того или иного вида деятельности и скорректировать деятельность курсанта и преподавателя с точки зрения оптимизации этого процесса при формировании профессиональных компетенций. Подводя итог, можно сказать, что перечисленные составляющие являются необходимой частью технологии модульно-компетентностного обучения, так как определяют не только её структурную организацию, но и организацию всего учебного процесса по предметной подготовке. Применение этой технологии позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки курсантов МВД РФ.

Примечания

1 См.: Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970. С. 130.

2 Educational Technology - its Creation, Development and cross-cultural Transfer. Oxford, 1987. P. 1.

3 См.: Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.

4 См.: Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. С. 10-12 ; Змеев С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002. 128 с. ; Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. С. 36-41 ; Образцов П. И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в высшей военной школе // Военная мысль. 2003. № 8. С. 22-26 ; Чернилевский Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе / под ред. Д. В. Чернилевского. М., 1996. 288 с.

98

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.