Научная статья на тему 'Технология «Образ и мысль» как основа формирования метапредметных компетенций'

Технология «Образ и мысль» как основа формирования метапредметных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / стратегии визуального мышления / образ / мысль / метапредметные компетенции / pedagogical technology / strategies of visual thinking / image / thought / metasubject competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Анна Эмильевна

Педагогическая технология «Образ и мысль», как личностно ориентированная технология, направлена на развитие визуального мышления и позволяет обеспечить развитие личности, ориентирующейся в мире множественности взглядов, позиций, суждений, обеспечивает эффективность процесса формирования метапредметных компетенций. На основе данной технологии развились множественные подходы, связанные с художественно-эстетическим и интеллектуальным развитием школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY "IMAGE AND THOUGHT" AS A BASIS FORMATION OF META-DIMENSIONAL COMPETENCE

The pedagogical technology “Image and Thought”, as a personally oriented technology, is aimed at the development of visual thinking and allows for the development of personality, oriented around the world of plurality of views, positions, judgments, ensures the effectiveness of the process of formation of meta-subject competencies. Based on this technology, developed multiple approaches associated with the artistic, aesthetic and intellectual development of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Технология «Образ и мысль» как основа формирования метапредметных компетенций»

УДК 37

ТЕХНОЛОГИЯ «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Мезенцева Анна Эмильевна.

г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева», учитель начальных классов высшей квалификационной категории, [email protected].

Аннотация. Педагогическая технология «Образ и мысль», как личностно ориентированная технология, направлена на развитие визуального мышления и позволяет обеспечить развитие личности, ориентирующейся в мире множественности взглядов, позиций, суждений, обеспечивает эффективность процесса формирования метапредметных компетенций.

На основе данной технологии развились множественные подходы, связанные с художественно-эстетическим и интеллектуальным развитием школьников.

Ключевые слова: педагогическая технология, стратегии визуального мышления, образ, мысль, метапредметные компетенции.

TECHNOLOGY "IMAGE AND THOUGHT" AS A BASIS FORMATION OF META-DIMENSIONAL COMPETENCE

Mezentseva Anna Emilevna.

Novosibirsk, Municipal budgetary educational institution of the city of Novosibirsk "Lyceum № 130 named after academician MA Lavrentieva", primary school teacher of the highest qualification category, [email protected].

Abstract. The pedagogical technology "Image and Thought", as a personally oriented technology, is aimed at the development of visual thinking and allows for the development of personality, oriented around the world of plurality of views, positions, judgments, ensures the effectiveness of the process of formation of meta-subject competencies.

Based on this technology, developed multiple approaches associated with the artistic, aesthetic and intellectual development of schoolchildren.

Key words: pedagogical technology, strategies of visual thinking, image, thought, metasubject competences.

Технология «Образ и мысль» как личностно ориентированная технология внедрена в систему российского образования как аналог американской программы «Стратегии визуального мышления» (VTS). В её основу заложена идея формирования «самостоятельной, творчески, критически мыслящей личности, способной брать ответственность за свои взгляды, откликаться на

«открытые» вопросы, не имеющие очевидного, правильного ответа; личности, умеющей понять точку зрения других, готовой к поиску решения проблем, исходя из множественности точек зрения» [4].

Внедрение адаптированной программы VTS, которая получила название «Образ и мысль», началось в 1994 году с пилотного проекта, реализованного в школах города Санкт-Петербурга, в ходе которого выявилась необходимость значительных преобразований технологии. Учёными было принято решение о смене возрастной парадигмы (переносе со среднего звена на начальную школу). Был существенно изменён и визуальный материал (использованы произведения, которые находятся в постоянных экспозициях Русского музея и Эрмитажа). Изменились формулировки вопросов, применяемых при организации фасилитированной дискуссии [3].

Внедрение программы «Образ и мысль» в образовательный процесс явилось основой для стратегий формирования визуального мышления, саморазвития школьников, формирования личностных компетенций, таких как: умение общаться, работать в группе, слушать и слышать другого, оценивать окружающую жизнь и события в ней происходящие.

Сегодня применение технологии «Образ и мысль» вышло далеко за пределы авторского цикла занятий со школьниками, предложенные методические приемы давно транслируются и в преподавании других предметов, изучаемых в школе (художественно-эстетических дисциплин и гуманитарных в целом).

Теоретической основой стратегий развития визуального восприятия следует считать труды Ж. Пиаже [4], Л. С. Выготского [1].

Теория Ж. Пиаже [4] о механизмах познавательной деятельности и операциональной концепции интеллекта определяет качественное своеобразие умственного развития ребенка, выделяя периоды:

Первый период (от рождения до 2 лет) - стадия сенсомоторного интеллекта характеризуется способностью воспринимать окружающий мир через органы чувств (сенсорика) и движение (моторика), что, в концепции Пиаже обозначается как «отсутствие операций».

Следующий период - операциональный, в нём выделено несколько стадий: дооперациональную (2-7 лет), когда ребенок может думать о некоторых вещах и пользоваться некоторыми символами; конкретно операциональную (7-12 лет), когда появляется способность объединять символы в определенные конкретно-логические системы (способность к классификации), умственные действия приобретают свойства обратимости и оформляются в определенную структуру.

На формально операциональном этапе (от 11-12 лет) подросток переходит на уровень рационально-логического освоения мира, обретая способность рассуждать посредством гипотез.

Согласно концепции Ж. Пиаже [4], обучение подчинено законам развития. Обучение - это лишь «пища для ума», важным является создание ситуаций, требующих активного функционирования схем действия субъекта.

Согласно работам Л. С. Выготского, процесс интериоризации переводит внешнюю деятельность во внутреннюю и всегда имеет знаково-символическую форму.

Л. С. Выготский [1], дав понятие «зона ближайшего развития», определил последовательность стадий развития детского мышления, от синкретического к формированию истинных понятий, где знаковое место отводится речи.

И наконец, исследования в области эстетического развития, проведенные А. Хаузен, выявили ряд стадий, которые проходит зритель, вступая в коммуникацию с произведениями искусства.

Первая стадия - зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает на уровне «нравится - не нравится»; восприятие предельно эгоцентрично.

Вторая стадия - зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия.

Третья стадия - ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению (рационально-аналитическое отношение к искусству).

Четвертая стадия - интуитивное восприятие, когда картина апеллирует к внутреннему миру зрителя, вызывая личные переживания, воспоминания.

Пятая стадия - зритель анализирует картину одновременно с субъективной и объективной точек зрения, в результате чего возникает множество разноречивых смыслов, открывающихся в произведении.

На наш взгляд, именно последняя стадия ярко отражает суть технологии «Образ и мысль».

Прохождение стадий эстетического развития определяет необходимость направленного формирования стратегий визуального мышления в процессе обучения, что стало основой теории А. Хаузен и образовательной программы «Стратегии визуального мышления (VTS)», адаптированной к российским условиям как программа «Образ и мысль».

Владение данной технологией предполагает изменение роли учителя, который подробно представляет произведение искусства, становится творцом таинства открытия явления искусства через систему последовательно выстроенных, алгоритмизированных вопросов. При этом ученик становится в позицию активного субъекта, стремящегося понять предлагаемое к изучению произведение искусства, приобщиться к миру художественных ценностей.

Данная технология всегда предполагает изменение стиля общения учителя, где на передний план выводится умение выстраивать диалог, его способность к гармоничному сочетанию в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, демократичного стиля общения. При этом учитель организует, стимулирует, контролирует, корректирует и оценивает учебную деятельность учащихся, его деятельность в большей степени направлена на обеспечение осмысленного учения, оказание помощи, обеспечение психологического настроя, стимулирование желания учиться, предоставление выбора и свободы действий в решении учебных задач.

Основой технологии является стратегия специальных вопросов «открытого характера», не имеющих однозначно правильного ответа, что требует от учителя продумывания специальной цепочки вопросов, ведущей к планируемому результату, а также глубокой внутренней работы, направленной на умение принимать любые ответы. В этом случае использование техники повторения

высказывания ученика, которое подчёркивает установку учителя на признание и равноценность высказанного суждения, формирует ценность мнения обучающегося. Учитель в данном случае выступает в роли посредника (фасилитатора), т.е. человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию» [2].

Благодаря выраженной фасилитативной функции педагога, определяющей систему управления познавательной деятельностью учащихся, происходит открытие, освоение и интериоризация знаний, сочетающих эмоционально-чувственный и рационально-логический компоненты.

Таким образом, принцип организации фасилитированной дискуссии, повышающей интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, выступает ядром технологии «Образ и мысль». При обращении к произведениям искусства метод дискуссии продуктивен, поскольку само произведение предполагает множественность трактовок его содержания. При этом не менее важным можно считать и соблюдение принципа безоценочности суждений, признания каждого суждения имеющим право быть, что способствует формированию самооценки, самостоятельности в поиске аргументации, и, как наивысшего результата -сформированности мыслительных процессов.

На наш взгляд, использование технологии «Образ и мысль» универсально и возможно при изучении любой предметной области, что значительно экономит время при подаче учебного материала, а интерпретация произведения живописи с использованием образа, как опоры для зрительного восприятия, полностью «погружает» учащихся в объект изучения. Для этой задачи необходимо сформировать электронный банк произведений искусства, позволяющих получить достаточное количество эмпирических знаний.

Можно выделить уровни применения произведений живописи на занятиях:

- иллюстративный, мотивационный (преподаватель объясняет что изображено, на что обратить внимание);

- использование иллюстраций как источника информации для анализа изучаемого явления (учащийся должен самостоятельно выделить существенные части изображения, которые могут быть использованы при ответе);

- самостоятельный поиск произведения искусства как иллюстрации ответа.

Деятельность на основе иллюстративных материалов произведений

искусства может быть ориентирована на формирование навыков ведения наблюдения, обработки полученной информации о наблюдаемых объектах, явлениях, процессах.

Образовательное значение использования произведений искусства заключается в эстетическом воспитании, развитии художественного восприятия, формировании синтетического мышления, включающего наблюдательность, умение связывать детали в целостное восприятие образа.

Результатом применения технологии «Образ и мысль» почти всегда является сформированность навыков работы в группах, потребность в учении, а приобретенный опыт становится основой социально активной личности с развитым критическим мышлением, умеющей высказывать оценочные суждения,

обладающей способностью аргументированного спора и оригинальностью мышления.

Применение технологии «Образ и мысль» способствует формированию личности, ориентирующиеся в мире множественности взглядов, позиций, суждений, обеспечивает результативность формирования метапредметных компетенций.

Библиографический список:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. -352 с.

2. Мезенцева А.Э. Применение технологии «Образ и мысль» в реализации образовательного процесса в рамках ФГОС НОО // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehnologii-obraz-i-mysl-v-realizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-ramkah-fgos-noo (дата обращения: 06.01.2019).

3. Мурзина И.Я. Технология «Образ и мысль» в преподавании гуманитарных дисциплин // Человек в мире культуры. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-obraz-i-mysl-v-prepodavanii-gumanitarnyh-distsiplin (дата обращения: 07.01.2019).

4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Римис, 2008. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.