Научная статья на тему 'Развитие культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации'

Развитие культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / CULTURAL COMPETENCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаровская Е. П., Жиркова Г. П.

В статье рассматривается содержание профессиональной деятельности преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики» с точки зрения культурологической составляющей. Представлены данные социологического опроса слушателей программы «Культура и религия» в системе повышения квалификации на базе Информационно-методического центра. Сделан акцент на технологиях: диалогового взаимодействия с художественными образами через яркие опорные доминаты, которые способствуют не только усвоению содержания и фактологического материала, но и личностному осмыслению, сопереживанию происходящего; фасилитированной дискуссии, представляющей собой коллективное обсуждение произведения через систему вопросов, направленных на развитие навыков коммуникации и художественного восприятия; культурных практик как актуальной технологии курсовой подготовки для личностного роста и раскрытия творческого потенциала учителя, способствующей расширению его познавательной функции и эстетическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE CULTURAL COMPETENCE OF THE TEACHERS OF THE COURSE "BASICS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS" IN THE TRAINING SYSTEM

The article deals with the content of the professional activity of the teacher of the course “Fundamentals of religious cultures and secular ethics” from the perspective of cultural urological component. The data of the sociological survey of students of the program “Culture and religion” in the system of professional development on the basis of information-methodical center. Emphasis is placed on the technology: the dialog interaction with the artistic imagery through the bright reference Dominate, which contribute not only to assimilate the content and factual material, but also personal understanding, empathy is happening; facilitated the discussion, which is a brainstorm works through a system of questions aimed at the development of communication skills and artistic perception; cultural practices by means of cultural and educational space of St. Petersburg, as the actual course training techniques for personal growth and creative potential of the teacher disclose that promote the expansion of its cognitive and aesthetic development in the system of professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации»



АЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

УДК 37.013:371.14

Е. П. Комарове к ая1, Г. П. Жиркова2

Институт международных социально-гуманитарных связей 'Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

В статье рассматривается содержание профессиональной деятельности преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики» с точки зрения культурологической составляющей. Представлены данные социологического опроса слушателей программы «Культура и религия» в системе повышения квалификации на базе Информационно-методического центра. Сделан акцент на технологиях: диалогового взаимодействия с художественными образами через яркие опорные доминаты, которые способствуют не только усвоению содержания и фактологического материала, но и личностному осмыслению, сопереживанию происходящего; фасилитированной дискуссии, представляющей собой коллективное обсуждение произведения через систему вопросов, направленных на развитие навыков коммуникации и художественного восприятия; культурных практик как актуальной технологии курсовой подготовки для личностного роста и раскрытия творческого потенциала учителя, способствующей расширению его познавательной функции и эстетическому развитию. Ключевые слова: культурологическая компетентность, повышение квалификации педагогов, технологии развития культурологической компетентности.

E. P. Ko m a r o v s k ay a1, G. P. Zhirkova2

institute Of International Social Humanitarian Relations, Antonova-Ovseenko str., 6, bldg 1, 123317, Moscow, Russian Federation

2St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Kronverksky Pr., 49, 197101, St. Petersburg, Russian Federation

THE DEVELOPMENT OF THE CULTURAL COMPETENCE OF THE TEACHERS OF THE COURSE "BASICS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS" IN THE TRAINING SYSTEM

The article deals with the content of the professional activity of the teacher of the course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" from the perspective of cultural urological component. The data of the sociological survey of students of the program "Culture and religion" in the system of professional

1КОМАРОВСКАЯ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА — доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления, сервиса и туризма Института международных социально-гуманитарных связей

KOMAROVSKAY ELENA PETROVNA - Full Doctor of History, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of Management, Service and Tourism, Institute of International Social Humanitarian Relations

2ЖИРКОВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА — преподаватель кафедры социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики

ZHIRKOVA GALINA PETROVNA — teacher of the Chair of Social Sciences and Humanities, St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

e-mail: [email protected], [email protected] © Комаровская Е. П., Жиркова Г. П., 2016

development on the basis of information-methodical center. Emphasis is placed on the technology: the dialog interaction with the artistic imagery through the bright reference Dominate, which contribute not only to assimilate the content and factual material, but also personal understanding, empathy is happening; facilitated the discussion, which is a brainstorm works through a system of questions aimed at the development of communication skills and artistic perception; cultural practices by means of cultural and educational space of St. Petersburg, as the actual course training techniques for personal growth and creative potential of the teacher disclose that promote the expansion of its cognitive and aesthetic development in the system of professional development of teachers.

Keywords: cultural competence, professional development of teachers, technology for the development of cultural competence.

Повышение качества профессиональной подготовки педагогов очень значимо для решения комплекса общественно-политических, социально-экономических, социокультурных проблем страны, для сохранения культурной идентичности и защиты духовной безопасности нации. Высокая значимость результатов работы педагогов современной школы предъявляет особые требования как к подготовке учителей, так и к постоянному профессиональному совершенствованию педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования. Повышение квалификации (ПК) является непрерывным процессом, который реализует государственный заказ на подготовку квалифицированных кадров для системы образования и который обусловлен насущными потребностями самих педагогов в постоянном профессионально-личностном развитии в рамках модели «образование через всю жизнь».

Введение в обязательную инвариативную часть основной образовательной программы начального общего образования учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) можно рассматривать как один из ответов на актуальную для современного российского образования социальную потребность использовать в образовательной практике богатейший педагогический потенциал мировой и отечественной культуры.

В общих положениях и методических рекомендациях не случайно сделан акцент на культурологической составляющей и воспитательной функции курса. В них отмечается,

что курс является культурологической дисциплиной и введение в школьную программу курса ОРКиСЭ направлено на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

В положениях выражены важные содержательные, воспитательные и методические установки курса. Для их реализации в образовательной практике нельзя обойти вниманием вопрос взаимодействия культуры и образования, ибо их отношения во многом определяют культурологический принцип образовательного процесса. Позиционирование курса ОРКиСЭ как культурологического является фактором, свидетельствующим о расширении действия принципа культуросообразности в образовательной практике. В этой дисциплине образование в пространстве культуры продиктовано её содержанием. Ведь многонациональная культура народов России сформировалась под воздействием четырёх мировых религиозных традиций - христианства (православия), ислама, буддизма, иудаизма. Именно в данном курсе ученик сможет обрести «духовные пути сообщения» для путешествия «в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает всё более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только всё нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое

и даже будущее человечество» [2, с. 13].

В этом путешествии педагог может стать проводником, который откроет перед учеником двери музеев и выставочных залов, библиотек и театров, сформирует у ребёнка навыки «путешествия» в безграничном пространстве культуры, поможет ему стать участником культуротворческого процесса. Миссия педагога видится в моделировании и организации культуроориентированного образовательного процесса освоения культурного наследия, развития личности во взаимодействии с различными феноменами культуры, главной целью которого является формирование «человека культуры». Современная наука трактует «человека культуры» как свободную личность, интегрированную в культуру, для которой образование является непрерывным процессом освоения культурного наследия, как способную к культурному творчеству и креативному использованию культурного наследия в практике собственной жизни.

Реализация культуроориентированного образовательного процесса будет эффективной только в том случае, если педагог будет обладать системными и глубокими знаниями по предмету и понимать основные цели и принципы культурологической модели образования. Первые годы преподавания курса ОРКиСЭ показали, что эти два фактора являются «болевыми точками» внедрения курса в образовательную практику. С целью повышения культурологической компетентности преподавателей курса ОРКиСЭ и овладения ими более глубокими базовыми знаниями по предмету разработана программа повышения квалификации педагогов «Культура и религия». В содержательной части акцент сделан на изучении памятников культурного наследия, в методологической - на реализации модели культурологического образования и знакомстве с различными стратегиями освоения культурного пространства.

Культурологическая компетентность рассматривается авторами как система компе-

тенций учителя: нормативной, общекультурной, педагогической, коммуникативной, необходимых для реализации в педагогической практике культурологической модели образования, трактующей образование как элемент культуры, главной целью которого является воспитание «человека культуры», стремящегося к освоению культурного наследия на протяжении всей жизни [5].

По результатам проводившегося социологического опроса на базе Информационно-методического центра Василеостровского района Санкт-Петербурга, в котором приняло участие 155 респондентов, в ответ на вопрос: «Какие формы организации учебного процесса в системе ПК наиболее эффективны для Вас?», подавляющее большинство слушателей программы «Культура и религия» высказалось за интерактивные занятия, организованные в музейном пространстве Санкт-Петербурга.

Слушателей образовательной программы «Культура и религия» особенно привлекают интерактивные занятия, организованные в музейном пространстве, - 47,4%. Лекции выделили 30,1% педагогов, практическим занятиям отдали предпочтение 13,8% респондентов. Проблемные семинары получили 6,4% выборов респондентов, самостоятельная работа - 2,3%.

Таким образом, у слушателей присутствует желание максимально принимать участие в освоении культурного пространства

Санкт-Петербурга. Получать информацию о культуроориентированном подходе в образовании слушатели предпочитают от преподавателей Информационно-методического центра. Наибольшие затруднения вызывает самостоятельное решение профессиональных задач, стоящих перед преподавателями курса ОРКиСЭ с учётом культурологической направленности учебно-воспитательного процесса.

Для слушателей системы ПК наиболее эффективны следующие образовательные технологии, рассчитанные на интерактивную и творческую составляющую: технологии диалогового взаимодействия, фасилити-рованная дискуссия, культурные практики, мастер-классы, проектная деятельность. Эти технологии позволяют педагогам развивать новые профессиональные компетенции и достигать необходимого уровня культурологической компетентности.

Большое значение слушатели придают созданию личного портфолио, поэтому необходимо включение в содержательно-методическое обеспечение таких педагогических технологий, которые способствуют расширению и углублению не только базовых знаний содержательной части курса «Основы религиозных культур и светской этики», но и освоению новых форм работы в культурном пространстве, открывающих возможности для развития личной творческой инициативы, осмысления повседневного опыта взаимодействия с объектами культуры, создания собственных творческих продуктов.

Наблюдается понимание со стороны педагогического сообщества того, что для профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС, необходима смена ролей преподавателя от «транслятора знаний» к организатору процесса усвоения знаний и, как следствие этого, стремление овладевать интерактивными формами работы с учащимися [4, с. 137].

Остановимся подробнее на технологиях диалогового взаимодействия, фасилити-рованной дискуссии и культурных прак-

тик в системе повышения квалификации педагогов.

Культуроориентированное образование активно обращается к методу художественного познания действительности, которое позволяет ощутить и чувственно выразить личностно окрашенную картину мира и является отражением существующей реальности через знаки, символы, художественные образы. Под художественным образом понимается обобщённое отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления.

Художественные образы также могут рассматриваться как информация особого рода (как особая знаковая система), а процесс работы с объектами культурного наследия и понимания произведений искусства - как «раскодировка» своеобразной художественной информации (поиск смыслов). Поэтому особую значимость представляет способность переработки информации, перевода её из одной знаковой системы в другую, освоение технологий «перевода» и их реализация в педагогической практике.

Например, суть любого визуального практикума заключается в интерпретации видеоряда в терминах профессионального мышления. Зритель тренирует не только наблюдательность, но и развивает умение теоретически интерпретировать увиденное, так как в процессе анализа художественного образа зритель выявляет и извлекает из памяти имплицитные знания, полученные во время обучения, из жизненного опыта, и делает их явными (эксплицитными).

Одной из форм практической реализации метода художественного познания является модель «диалогового взаимодействия» с объектами культурного наследия. В её основе лежат идеи швейцарского учёного Ж. Пиаже, американских исследователей Ф. Йунавайна и А. Хаузен, а также метод художественного анализа произведений искусства.

Жан Пиаже разработал положение о взаимодействии между организмом и окружа-

ющей средой, или о равновесии [6, с. 23-24]. По мнению учёного, установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путём приспособления субъектом внешней среды к себе за счёт её изменения, либо путём изменений в самом субъекте. И то, и другое возможно только путём совершения субъектом определённых действий.

Идеи Ж. Пиаже были развиты американскими исследователями Ф. Йунавайном и А. Хаузен [8]. В 80-е годы ХХ века в Музее современного искусства в Нью-Йорке они начали исследование с целью поиска оптимальных методик, формирующих непреходящую потребность в посещении музея. Разработанная ими методика эстетического интервьюирования показала, «по каким законам развивается способность видеть и понимать произведения искусства, когда и почему общение с арт-объектом становится актом личностного роста, интеллектуальным и эмоциональным переживанием или почему-то не становится» [7].

В результате данного исследования «появилась стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, ставшая основой курса "Стратегия визуального мышления". В ней рассматривается пять стадий восприятия зрителем произведений искусства. Первая стадия - стадия рассказчика: зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает на уровне "нравится - не нравится"; восприятие предельно эгоцентрично. Вторая стадия - "конструктивная": зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования. Третья - "классифицирование": ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению. Четвёртая - "интерпретатив-ная": интуитивное восприятие. Картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя. Пятая стадия - "рекреативная": парадоксальность оценки, анализ картины одновременно с субъективной и объективной точек зрения, множество разноречивых смыс-

лов. Основной вывод американских учёных: простое накопление фактов не приводит к истинному знанию, познание происходит за счёт способности их понимать» [9].

В основе методики анализа художественного произведения также лежит поэтапное исследование предмета изображения и художественных средств, которые автор использует для раскрытия замысла своего произведения. Но эта методика относится к сфере искусствоведческого анализа и не всегда понятна педагогам общего образования.

Предлагаемая технология «диалогового взаимодействия» с объектами культурного наследия направлена на развитие навыков художественного познания, формирование и развитие навыков визуального восприятия, воспитание и развитие эстетического вкуса и творческого начала, овладение системными знаниями по предмету и понимание интегра-тивного характера образования и возможностей реализации приобретённых знаний в практической деятельности.

Форма практической реализации технологии - механизм диалогового взаимодействия. Здесь следует вспомнить, что «диалог» в переводе с греческого - 'разговор, беседа, обмен высказываниями между двумя и более людьми', то есть специфическая форма и организация общения, коммуникации. Таким образом, через диалоговое взаимодействие с художественными образами педагог не только получит яркие опорные доминанты, способствующие усвоению содержания и фактологического материала, но и научится личностному осмыслению и сопереживанию происходящего.

В технологии «диалогового взаимодействия» с объектами культурного наследия иной становится роль учителя в организации педагогического процесса. Преподаватель должен не только обладать иным качеством знаний содержания предмета, но и осваивать новые методики, понимать интегратив-ные процессы в культуре и образовании, проявлять себя как творческая личность. Его функция - не транслировать знания,

а создавать условия для свободного обмена мнениями.

Педагог в этом случае является фасилита-тором («посредником», облегчающим понимание), по мере необходимости дополняющим дискуссию необходимой информацией или обобщающим материалом на каждом этапе обсуждения («линкинг», связное обобщение).

В педагогической практике технология диалогового взаимодействия может быть реализована через технологию фасили-тированной дискуссии, которая представляет собой коллективное обсуждение произведения и предполагает систему вопросов, направленную на развитие навыков коммуникации и художественного восприятия.

Особенность фасилитированной дискуссии заключается в предоставлении возможности каждому участнику вынести свою мысль на обсуждение, быть выслушанным и принятым коллегами. В ходе этого процесса высказывание одного участника направляет внимание и служит стимулом для других. При коллективном обсуждении участники помогают друг другу подробнее и глубже вглядеться в произведение, которое постепенно складывается в восприятии участников дискуссии в единый образ.

По мере развития дискуссии к участникам приходит осознание существования различных точек зрения, мнений и оценок по поводу одного и того же предмета или явления, где все они важны и равноценны.

Последовательность задаваемых педагогом вопросов строго продумана и соответствует особенностям развития художественного восприятия. Обсуждение начинается с вопросов общего характера. В дальнейшем задаются вопросы более направленные, требующие более углубленного, вдумчивого рассматривания, побуждающие обучаемых обращать внимание на особенности изображения персонажей и детали произведения. Постепенно педагог включает в дискуссию вопросы на понимание смысловой ткани произведения, на умение выявлять особен-

ности поведения персонажей, их мыслей и чувств.

На последнем этапе дискуссии педагог задаёт вопросы, предполагающие высокую степень вдумчивого и осмысленного восприятия, ответы на которые раскрывают особенности выразительного языка художественного произведения.

Завершают обсуждение вопросы обобщающего характера, позволяющие подвести итог дискуссии. Дискуссия должна проходить в спокойной, раскрепощённой манере, что создаёт комфортную атмосферу для коммуникации, способствует приобретению уверенности в себе и самораскрытию личности во взаимодействии с объектами культуры.

Идея средового подхода к образованию и воспитанию личности, которая представлена в работах целого ряда педагогов и психологов (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский и другие), может быть развита на примере культурных практик как части внеаудиторной деятельности в системе повышения квалификации педагогов.

В современной педагогической науке понятие «культурные практики» не является абсолютно новым. В работах сторонников построения современной теории и практики образования на основе принципа культуро-сообразности это понятие встречается в контексте практической культуросозидательной деятельности, которая может распространяться на самые разные сферы, в том числе и на профессиональную педагогическую (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, А. П. Ва-лицкая, Н. Б. Крылова, А. Я. Флиер).

Культурные практики в сфере образования и самообразования - это комплексное явление, включающее и непосредственную педагогическую деятельность учителя, и индивидуальную образовательную деятельность педагога. Для современного педагога именно культурные практики являются актуальной технологией курсовой подготовки, потому что они служат мощным фактором раскрытия творческого потенциала педа-

гога и его личностного роста, способствуют расширению его познавательной функции и эстетическому развитию.

В практической деятельности (пробах) педагог, в соответствии с собственными мотивами и индивидуальным образовательным маршрутом, овладевает необходимой ему информацией, учится выстраивать жизненные стратегии, позволяющие осваивать культурное наследие на уровне смыслов и осознания взаимосвязи универсальных общечеловеческих и индивидуальных личностных ценностей, получает опыт реализации приобретённых навыков в практической деятельности, их переосмысления и создания собственного творческого продукта. Культурные практики могут рассматриваться как один из факторов саморазвития педагога, его «самоопределения и реализации» в контексте «непрерывного образования учителя» [1].

Эффективность развития культурологической компетентности педагогов в системе ПК напрямую зависит:

1) от разработки и реализации содержательно-методического обеспечения образовательных программ с учётом общепедагогических, дидактических, андраго-гических закономерностей, направленного на интеграцию педагогической теории и практики;

2) от построения образовательного процесса в системе ПК педагогов на основе ком-петентностного подхода;

3) от учёта базовых факторов: культурного пространства Санкт-Петербурга, транспа-рентной образовательной среды, профессионального сообщества, от активизации их ресурсных потенциалов;

4) от соотнесения специфики профессионально-личностного развития слушателей с проблемно-деятельностным, проектным, интерактивным, контекстно-средовым обучением;

5) от осуществления мониторинга качества учебного процесса, обеспечивающего адекватные действия, направленные на его совершенствование [3].

Примечания

1. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика : Научно-теоретический журнал Российской академии образования. 2002. № 8. С. 6—11.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин : Слово, 1923. 418 с.

3. Жиркова Г. П. Критерии, показатели, уровни развития культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации // Власть. 2015. № 12. С. 74-79.

4. Жиркова Г. П. Развитие культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации : монография. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2016.

5. Комаровская Е. П., Жиркова Г. П. Культурологическая компетентность педагогов в системе повышения квалификации: опыт моделирования // Власть. 2005. № 11. С. 130-135.

6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Москва [и др.] : Питер, 2003. 192 с.

7. Housen A. Aesthetic Thought, Critical Thinking and Transfer. Arts and Learning Journal. 2002, Vol. 18, No. 1, May, pp. 26-31.

8. Housen A. Art Viewing and Aesthetic Development: Designing for the Viewer Reston. VA, 2007. 58 p.

9. Housen A. VTS Basic Manual: Learning to Think and Communicate through Art. New York: Visual Understanding in Education, 2000. 62 p.

References

1. Vershlovsky S. G. Vzroslyi kak sub"ekt obrazovaniya [Adult as the subject of education]. Pedagogika. Scientific-theoretical journal of the Russian Academy of Education. 2002, No. 8, pp. 6-11.

2. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Basics of pedagogy. Introduction in applied philosophy]. Berlin, Slovo Publ., 1923. 418 p.

3. Zhirkova G. P. Kriterii, pokazateli, urovni razvitiya kul'turologicheskoi kompetentnosti prepodavatelei kursa

"Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoi etiki" v sisteme povysheniya kvalifikatsii [Criteria, indicators, levels of development of the cultural competence of the teachers of the course "Basics of religious cultures and secular ethics" in the training system]. Power. 2015, No. 12, pp. 74-79.

4. Zhirkova G. P. Razvitie kul'turologicheskoi kompetentnosti pedagogov v sisteme povysheniya kvalifikatsii [The Development of cultural competence of teachers in system of improvement of qualification]. St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg State University of industrial technologies and design, 2016.

5. Komarovskaya E. P., Zhirkova G. P. Teachers' competence in culturology in the system of improvement of professional skill. Power. 2005, No. 11, pp. 130-135. (In Russian)

6. Piazhe Zh. [Jean William Fritz Piaget] Psikhologiya intellekta [Psychology of intelligence]. Moscow, ets., Publishing house "Piter", 2003. 192 p.

7. Housen A. Aesthetic Thought, Critical Thinking and Transfer. Arts and Learning Journal. 2002, Vol. 18, No. 1, May, pp. 26-31.

8. Housen A. Art Viewing and Aesthetic Development: Designing for the Viewer Reston. VA, 2007. 58 p.

9. Housen A. VTS Basic Manual: Learning to Think and Communicate through Art. New York: Visual Understanding in Education, 2000. 62 p.

НОВЫЕ КНИГИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.