Научная статья на тему 'Технология научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе'

Технология научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY / FORMS / TECHNOLOGY / PRINCIPLES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заборина Мария Алексеевна

В статье анализируется содержание научно-исследовательской деятельности обучающихся как деятельности, связанной с решением исследовательских задач творческого характера с изначально неизвестным решением. Дается характеристика форм и технологии исследовательской деятельности. Построение исследовательской деятельности обучающихся с учетом таких принципов, как интегральность, непрерывность, межпредметное многопрофильное обучение. Роль исследовательской деятельности в решении главных задач образования формирование самостоятельной, творчески мыслящей личности, способной осваивать новые способы деятельности. Стимуляция мыслительного процесса обучающихся, направленного на поиск решения поставленных задач, будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заборина Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе»

сообща находить пути его решения. Некоторые родители думают, так как они не педагоги не могут оказывать помощь в учебе. Это не правильное суждение. Нужно создав условия самостоятельной работе ребенка, заботится о росте его мышления. «В целях сформирования учащихся детей как человека предстоит перед нами обязательства в разработке азбуки родителей, их распространение и изучение, также обязательного использования» - говорит доктор педагогических наук, профессор Э. Мамбетахунов [4, с. 12].

Каждый разумный человек, проживающий в обществе, обязан выполнить великий долг человека - вырастить, воспитать ребенка. Этот великий долг, как мы выше отмечали, является продолжением человеческого рода. Мы здесь говорили о том, что в воспитании достойных, полноценных личностей роль семьи, а именно родителей большая. Мы в данной статье не смогли полностью раскрыть все воспитательные процессы в развитии ребенка. Да и невозможно вместить все и сразу. Так как воспитательная работа является большой проблемой одной из вечных тем человечества невозможно охватить в одну статью. Мы в анализируемой статье остановились и отметили только некоторые моменты воспитания. Возвращение во всякое время и быть в тесной связи к вечной проблеме воспитания считаем одним из углов выполнения великого человеческого долга.

Список литературы / References

1. Мамбетахунов Э. О модернизации воспитания. // Народное образование. № 9-10, 2016.

2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., ШабаеваМ.Ф. История педагогики. Фрунзе, 1971.

3. Семья и школа. Фрунзе, 1974.

4. Исаев А. Педагогикалык кесипке киришуу. Ош, 2003.

ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Заборина М.А. Email: Zaborina17131@scientifictext.ru

Заборина Мария Алексеевна - кандидат педагогических наук, старший методист, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области Калужский техникум электронных приборов, г. Калуга

Аннотация: в статье анализируется содержание научно-исследовательской деятельности обучающихся как деятельности, связанной с решением исследовательских задач творческого характера с изначально неизвестным решением. Дается характеристика форм и технологии исследовательской деятельности. Построение исследовательской деятельности обучающихся с учетом таких принципов, как интегральность, непрерывность, межпредметное многопрофильное обучение. Роль исследовательской деятельности в решении главных задач образования - формирование самостоятельной, творчески мыслящей личности, способной осваивать новые способы деятельности. Стимуляция мыслительного процесса обучающихся, направленного на поиск решения поставленных задач, будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей личности.

Ключевые слова: деятельность, научно-исследовательская деятельность, формы, технология, принципы, образовательный процесс.

TECHNOLOGY SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS Zaborina M.A.

Zaborina Maria Alekseevna - Candidate of pedagogical sciences, Senior Methodologist, STATE BUDGET PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF KALUGA REGION KALUGA COLLEGE OF ELECTRONIC DEVICES, KALUGA

Abstract: the article analyzes the content of research activities of students as activities related to the solution of research problems of a creative nature, with an initially unknown solution. The characteristic offorms and technology of research activity is given. Construction of research activities of students taking into account such principles as, integrality, continuity, interdisciplinary multidisciplinary training. The role of research in solving the main problems of education - the formation of an independent, creative thinking personality, able to learn new ways of activity.

Stimulation of the mental process of students, aimed at finding solutions to the problems, will contribute to the development of intellectual and creative abilities of the individual. Keywords: activity, research activity, forms, technology, principles, educational process.

УДК 37.026

Главной задачей современного образования является развитие личности, обладающей такими качествами как инициативность, креативность, готовой обучаться на протяжении всей жизни. Образовательный процесс учебного заведения должен способствовать развитию таких качеств. Ведущую роль в решении образовательных задач должны играть творческие методы обучения, особое место среди которых занимает исследовательская деятельность обучающихся.

Исследовательская деятельность в системе урочной и внеурочной деятельности дает возможность обучающимся развить свой интеллект, с учетом индивидуальных особенностей, осознать свою значимость и принадлежность к большой науке. Знакомство с методами научной и творческой деятельности будет развивать не только познавательный интерес, но и способствовать формированию коммуникативных навыков, ответственности за результат общего дела.

Деятельность, по мнению А.Н. Леонтьева, - процесс активного взаимодействия субъекта с миром, направленного на удовлетворение субъективных потребностей. Поэтому любую активность человека, которой он придает определенный смысл, можно назвать деятельностью. Учитывая главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева о том, что не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание, можно сделать вывод о том, что деятельность в педагогике -один из важнейших каналов взаимодействия педагога и обучающихся [1].

Одним из универсальных типов мыследеятельности является исследование, существующее в общественном сознании как установление, обнаружение, понимание действительности и наиболее адекватно соответствующее социокультурной миссии образования.

Исследовательская деятельность в образовательном процессе - это деятельность, связанная с решением обучающимися исследовательских задач творческого характера, с изначально неизвестным решением. Выбор форм исследовательской деятельности может быть как коллективным, так и индивидуальным. Если к первым можно отнести такие формы деятельности, как лекции, практикумы, проекты, семинары, конференции, экскурсии, экспедиции и др., то индивидуальные формы подразумевают деятельность, связанную непосредственно с поиском научной информации в библиотеках, архивах и музеях, также анкетирование, наблюдение, проектирование, эксперимент. Среди них можно выделить наиболее инновационные формы исследовательской деятельности - экспедиции, практикумы, проекты, консилиумы. Вне зависимости от выбора формы исследовательской деятельности, результатом будет научно-исследовательская работа обучающегося.

Рассматривая технологию научно-исследовательской деятельности, можно выделить в ней несколько этапов:

- определение проблемы, выбор темы исследования, постановка цели и задач, т.е. аналитико-диагностический этап;

- выбор или разработка методики исследования на этапе проектирования;

- непосредственный сбор материала для исследования;

- обработка материала и оформление результатов;

- формулировка результатов исследования и выводов на этапе обобщения [3].

Результат исследовательской деятельности обучающихся также зависит от эффективности, выполняемых требований, предъявляемых к данному виду деятельности. Так, отсутствие готовых схем и вариантов решения, будет способствовать развитию мышления с опорой на развитие наблюдательности, внимания и логики. Поскольку источником исследования является стремление к познанию, необходимо создавать условия, побуждающие обучающихся выдвигать обоснованные предположения, догадки, альтернативные объяснения и пр.

Исследовательская деятельность в образовательном процессе строится с учетом интересов обучающихся, в котором познание и знание являются следствием преодоления трудностей, при непосредственном сотрудничестве участников педагогического процесса. Эффективность исследовательской деятельности обеспечивается соблюдением следующих принципов:

- интегральности, т.е. объединение и взаимодействие учебной и исследовательской деятельности обучающихся когда опыт и навыки, полученные при исследовательской деятельности, используются на учебных занятиях, способствуют повышению успеваемости и мотивации к изучению наук;

- непрерывности, где имеет место процесс длительного профессионально ориентирующего образования в творческом объединении обучающихся различных возрастов и научных руководителей;

- межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда [3].

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства, развитием этой деятельности со стороны как отдельно взятого специалиста, так и научного учреждения в целом. Педагогам, в свою очередь, потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией и методологией научно-исследовательской деятельности.

Список литературы / References

1. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2004. 352 с.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2013. 112 с.

3. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. М.: Школьные технологии, 2010. № 5. C. 146-149.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Шарипова С.Б. Email: Sharipova17131@scientifictext.ru

Шарипова Сурайё Бурхановна — старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: феномен мировоззрения является важнейшим компонентом духовной культуры общества и личности. Он обусловливает целостное духовно-практическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной и трудовой деятельности, социальных взаимодействий, в коммуникативной практике. В статье рассматриваются основные направления формирования общекультурных основ мировоззрения студентов высших образовательных учреждений. Научно обоснованы педагогические условия, принципы и подходы в формировании мировоззренческой культуры студенческой молодежи, определены предпосылки становления базовой культуры личности, возможности внедрения мировоззренческих технологий. Ключевые слова: мировоззрение, культура, общекультурное мировоззрение, личность, педагогические ориентиры, компоненты культуры, базовая культура личности, парадигма.

PEDAGOGY DIRECTIONS OF FORMING THE STUDENTS' WORLD OUTLOOK CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTES

Sharipova S.B.

Sharipova Surayo Вш^апоупа - Senior Teacher, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, UZBEKISTAN STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the phenomenon of ideology is an essential component of the spiritual culture of society and the individual. It determines the holistic spiritual and practical development of the surrounding reality by people in the processes of cognitive and labor activity, social interactions, and in communicative practice. Pedagogiс directions of forming the students' world outlook culture in Higher Educational Institutes. Main directions offorming cultural outlook's base for the students of Higher Educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.