Железовская Галина Ивановна, Валеева Ольга Анатольевна ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ...
педагогические науки
УДК 37.013
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
© 2017
Железовская Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика» Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: [email protected]) Валеева Ольга Анатольевна, преподаватель кафедры «Математическое обеспечение» Вольский военный институт материального обеспечения (412900, Россия, Вольск, ул. М. Горького, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. В последнее десятилетие основной целью образования становится воспитание человека, обладающего не только знаниями, умениями и навыками в определенной сфере деятельности, но и, главное, способного работать с большими объемами непрерывно поступающей информации, способного принимать нестандартные решения, с развитыми творческими способностями, креативно мыслящего, проявляющего интерес к саморазвитию и самовоспитанию, владеющего способностями к исследовательской деятельности. В связи с этим активизировались поиски учеными-теоретиками и практиками таких средств, методов, технологий обучения, которые позволили бы эффективно решать эти задачи. Большой интерес здесь вызывает учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Статья посвящена технологии организации этого вида деятельности. Формулируется определение учебно-исследовательской деятельности на основании анализа ее сущности. Содержание разработанной авторами технологии представляет собой последовательность целенаправленных действий преподавателя и обучающихся, ориентированных на формирование у последних исследовательских компетенций. Опытно-экспериментальное исследование, проведенное автором на базе Вольского военного института материального обеспечения, показало повышение результативности формирования таких способностей обучающихся, как способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля при приобретении новых знаний и умений, способность к логическому мышлению, обобщению и анализу, способность аргументированно и логически верно строить устную и письменную речь, применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки информации и т.д.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, форма организации обучения, педагогическая технология, критерии педагогической технологии, этапы технологии, исследовательские компетенции.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY OF MILITARY
UNIVERSITY COURSES
© 2017
Zhelezovskaya Galina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department "Pedagogics" Saratov National Research University. N. G. Chernyshevskogo (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya street, 83, e-mail: [email protected]) Valeeva Olga Anatolievna, teacher of the department "Mathematical Support"
Wolski Military Institute of material security (412900, Russia, Volsk, M. Gorky St., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. In the last decade, the main goal of education is the education of a person who possesses not only knowledge, skills and skills in a certain field of activity, but also, most importantly, capable of working with large volumes of continuously arriving information, capable of making unusual decisions, with developed creative abilities, creative thinking, Showing interest in self-development and self-education, possessing abilities for research activity. In this connection, the search for theorists and practitioners of such means, methods, and training technologies that would enable them to effectively solve these problems became more active. The study and research activity of students is of great interest here. The article is devoted to the technology of organization of this kind of activity. The definition of educational and research activity is formulated on the basis of an analysis of its essence. The content of the technology developed by the authors is a sequence of targeted actions by the teacher and students, focused on the formation of the latest research competencies. Experimental research carried out by the author on the basis of the Volsky Military Institute of Material Support showed an increase in the effectiveness of the formation of such abilities of students as the ability to independently apply methods and means of cognition, learning and self-control when acquiring new knowledge and skills, the ability to think logically, generalize and analyze , The ability to argue and logically faithfully build oral and written speech, apply the achievements of modern information technology for search and processing of information, etc.
Keywords: educational and research activity, the form of training organization, pedagogical technology, the criteria of pedagogical technology, the stages of technology, research competence.
Идея применения исследовательской деятельности в учебном процессе имеет длительную и богатую историю. В истории западноевропейской и отечественной педагогики трудно найти ученого, который в той или иной степени не отдавал бы должного исследовательскому методу в обучении, не применял его в работе с обучающимися.
С начала XXI века в нашей стране значительно повысился интерес к этому феномену, что обусловлено, главным образом, переходом на новую (компетентностью) парадигму образования [1, 2]. Большинство педагогов отмечают, что учебно-исследовательская деятельность способствует развитию творческого мышления, повышению интереса к учению, самостоятельному приобретению новых знаний, развитию самостоятельности к самоуправлению.
Как показывает анализ научной психолого-педагогической литературы и практики, применение этого
приема не стало систематическим, целенаправленным и акцентированным. В современной науке и практике можно обозначить следующие подходы к проблеме применения учебно-исследовательской деятельности в образовании:
- фрагментарное использование частично-поисковых и исследовательских методов обучения;
- предметно-адаптированное исследовательское обучение, выстроенное на базе специфики применения учебно-исследовательских методов при изучении определенных предметов;
- интегративные подходы к реализации исследовательского обучения, когда учебно-исследовательская деятельность учащегося строится как надпредметная область [3].
Возрастание интереса к учебно-исследовательской деятельности породило множество различных взглядов на ее сущность, содержание, структуру. В практическом
педагогические науки
Железовская Галина Ивановна, Валеева Ольга Анатольевна ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ...
плане она чаще всего применяется либо во вне учебное время, и тогда становится не самым лучшим аналогом научно-исследовательской деятельности обучающихся, либо фрагментарно, с использованием отдельных ее компонентов в образовательном процессе, и тогда не в полной мере достигает тех целей, ради которых она организуется. Основной причиной такого положения дел преподаватели справедливо считают содержательную плотность учебных планов и программ, которая не позволяет в реальных условиях в полной мере использовать учебно-исследовательскую деятельность, так как для ее организации и проведения требуется значительное учебное время. Поэтому и необходима разработка такого технологического обеспечения организации учебно-исследовательской деятельности, которая бы позволяла систематически, целенаправленно и акценти-рованно осуществлять ее в рамках реального образовательного процесса.
Мы позиционируем учебно-исследовательскую деятельность как одну из многочисленных форм организации обучения, которая может быть использована для решения конкретных учебно-воспитательных задач, связанных с формированием компетенций, в основе которых лежат знания и умения анализа, обобщения, адекватной оценки, исследование явлений, событий процессов и т.п. Основное ее назначение - формирование исследовательских компетенций, обеспечивающих развитие познавательных потребностей и интересов обучающихся, формирование мировоззрения, развитие творческих исследовательских умений, усиление учебной активности по овладению знаниями и т.п. Проанализировав ряд Федеральных государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений различного уровня, к исследовательским компетенциям мы отнесли часть общекультурных и общепрофессиональных компетенций (или личностных и метапредметных требований - для общего среднего образования), в которых отражены способности выпускника к осуществлению самостоятельной исследовательской деятельности.
В отличии от научно-исследовательской работы обучающихся, которая осуществляется в специально образуемых научных кружках, ученических конструкторских бюро, лабораториях, учебно-исследовательская деятельность организуется на плановых учебных занятиях. Отличаются и цели этих видов деятельности. Цель научно-исследовательской работы - получение нового знания; учебно-исследовательской работы - овладение обучающимися методами научного познания, получение «нового для себя» знания.
Научно-исследовательской деятельностью обучающиеся занимаются на добровольной основе, участие в учебно-исследовательской работе - обязательное для всех обучающихся.
Общим для научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности является то, что они способствуют овладению обучающимися методами научного познания и их применения для решения конкретных задач, однако область применения этих методов разная: в первом случае - это научное исследование, решение научных задач, во втором - плановая учебная деятельность, решение учебно-воспитательных задач.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность рассматривается нами как форма организации обучения, использующая научные методы познания в учебных целях, ориентированная на формирование исследовательских компетенций обучающихся.
На основании деятельностного подхода, в структуре учебно-исследовательской деятельности выделяются целеполагающий, планирующий, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный компоненты. Их содержанием выступает набор действий со стороны преподавателя и обучающегося (преподавателя - выбор стратегических, тактических и оперативных целей, объекта, средств и методов проведения занятия,
оказание помощи обучающимся в подготовке к занятию, руководство проведением учебного исследования, оценка достижения целей; обучающегося - первичное изучение объекта, ознакомление со средствами необходимыми для проведения исследования, составление плана исследовательской работы, выбор научных методов исследования, выявление проблемы, формулирование гипотезы, определение задач исследования, решение задач исследования, анализ и обобщение полученных результатов, формулирование выводов, подготовка отчета по проведенному исследованию, представление отчета преподавателю, иногда, если позволяет учебное время, возможен доклад (сообщение) по результатам исследования), обусловленных внутренними (ориентировочная основа действий) и внешними (социальный заказ, информационные потоки, управленческие влияния) факторами.
Такое понимание структуры и содержания учебно-исследовательской деятельности позволило нам разработать технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности. При этом необходимо отметить, что мы исходили из того, что в определенной степени разработанности технология организации учебно-исследовательской деятельности по разным дисциплинам уже представлена в педагогической литературе (И.И. Белова, Е.Н. Кикоть, Г.И. Осипова, М.В. Степанова, С.М. Сыромаха)[4-8], поэтому нам нужно не создавать абсолютно новую, а разработать, то есть систематизировать, обобщить, дополнить, конкретизировать уже имеющиеся подходы с тем, чтобы она обеспечивала возможность ее реального применения и представляла собой обобщенную схему, без учета какой-либо предметной специфики и условий осуществления, которую можно было бы легко наполнить конкретным содержанием. В педагогической литературе указывается разное количество идентификационных признаков (критериев) педагогических технологий [9-13]. К критериям, которым должна соответствовать разрабатываемая нами технология, мы отнесли диагностическое целеобразова-ние, прагматизм, алгоритмируемость, гибкость и результативность.
В структуре технологии организации учебно-исследовательской деятельности мы выделяем четыре этапа:
1. Этап целеполагания: определение стратегических, тактических и оперативных целей. Стратегические цели определяются на основе содержания общекультурных и общепрофессиональных компетенций, определенных ФГОС, для конкретного уровня и типа образовательного учреждения; тактические - на основе целей и задач обучения по конкретной учебной дисциплине; оперативные определяются исходя из специфики и содержания выбранного объекта учебно-исследовательской деятельности - фрагмента учебного материала.
2. Этап планирования: выбор объекта, средств и методов учебного исследования. Выбор объекта определяется исходя из характера и специфики конкретной учебной дисциплины, средства и методы учебного исследования - исходя из возможностей образовательного учреждения, с учетом характера объекта учебного исследования и подготовленности преподавателя.
3. Этап подготовки и проведения: подготовка обучающихся к проведению исследования, проведение исследования в часы плановых занятий, подведение итогов. Подготовка обучающихся осуществляется в ходе самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя, полнота и последовательность мероприятий определяется степенью подготовленности обучающихся к учебно-исследовательской работе. Проведение осуществляется в предусмотренные расписанием часы, во время занятия. Подведение итогов - на следующем после проведения исследования плановом занятии или факультативно.
4. Этап оценки и коррекции: оценка достижения целей, определение необходимой коррекции организа-
Железовская Галина Ивановна, Валеева Ольга Анатольевна педагогические
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ... науки
ции учебно-исследовательской деятельности. Оценка достижения целей осуществляется по трем степеням: «достигнуты» - «достигнуты частично» - «частично не достигнуты». Оцениваются на основе результатов учебного исследования, экспертных оценок преподавателей, анкетирования обучающихся. Коррекция организации учебно-исследовательской деятельности осуществляется преподавателем на основе анализа причин «не достижения», «частичного достижения» целей.
Представленная технология организации учебно-исследовательской деятельности достаточно наглядно представляет всю совокупность и последовательность действий преподавателя и обучающегося при ее применении и соответствует заявленным критериям.
Диагностическое целеобразование предполагает адекватное формулирование и возможность объективной оценки достижения целей технологии. Адекватность формулирования целей достигается их опорой на нормативные документы, содержащие требования к результатам обучения в образовательном учреждении (Федеральные государственные образовательные стандарты, руководящие документы образовательного учреждения, основные образовательные программы, рабочие планы учебных дисциплин). Объективная оценка достигается посредством применения специально разработанного диагностического инструментария.
Прагматизм обусловлен возможностью ее применения в ходе плановых занятий, без корректировки их расписания.
Алгоритмируемость технологии заключается в простоте ее использования, в адаптируемости к любой учебной дисциплине.
Гибкость обеспечивается ее открытостью, возможностью использовать по разным учебным предметам, изменчивостью содержания этапов при изменении условий применения (появление новых средств, введения новых тем и т.п.) [14].
Результативность достигается за счет достаточно детальной проработки этапов технологии и возможности формирования исследовательских компетенций обучающихся даже в случае получения неверного конкретного результата исследования (открытие «нового для себя знания» не состоялось), поскольку происходит развитие его креативного мышления, приобретаются умения самостоятельной творческой познавательной деятельности, применения научных методов и т.п.
Проведенное в 2014-2015гг. опытно-экспериментальное исследование на базе Вольского военного института материального обеспечения подтвердило результативность представленной технологии организации учебно-исследовательской деятельности, показало наличие прогрессивной динамики в достижении обучающимися поставленных целей, положительное, заинтересованное отношение преподавателей и курсантов к занятиям с ее применением. Возможность систематического применения предложенной технологии обеспечивается ее способностью адаптироваться к любым учебным дисциплинам, простотой в использовании, что позволяет применять ее в рамках одного учебного периода одновременно по нескольким разнохарактерным дисциплинам (естественнонаучным, математическим, гуманитарным, социальным). В этом случае ее одно-, двухразовое применение по одной дисциплине (более, как правило, не позволяет учебная программа) умножается количеством дисциплин и возникает синергетический эффект системного применения. Целенаправленность применения обеспечивается адекватным, исходя из требований Федеральных государственных образовательных стандартов, а не опыта и предпочтений преподавателя, формулированием целей, их направленностью на формирование конкретных компетенций. Акцентированность достигается четким определением задач на каждое отдельное занятие, связанных с освоением и применением конкретных теоретических и эмпирических методов на-30
учного познания (наблюдать, фиксировать, сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.).
Представленное технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности можно применять в практике работы всех типов образовательных учреждений, при подготовке и переподготовке педагогических кадров. В дальнейшем может быть разработана методика использования технологии в преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин; подготовке студентов педагогических вузов и колледжей к ее применению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Железовская, Г.И. Творческое саморазвитие личности в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования / Г.И. Железовская, Е.Н. Гудкова // Учебно-профессиональная деятельность в условиях компетентностной модели обучения. - Саратов: Наука, 2009. - С.5-14.
2. Железовская, Г.И. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности / Г.И. Железовская, Н.В. Абрамова, Е.Н. Гудкова // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 120-125.
3. Середенко, П.В. Теоретические основы подготовки студентов к исследовательской работе со школьниками / П.В. Середенко. - М.: МПГУ, 2006. - 110 с.
4. Кикоть, Е.Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов / Е.Н. Кикоть. -Калининград, 2002. - 420 с.
5. Опыт организации исследовательской деятельности школьников / Сост. Г.И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 154 с.
6. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / Авт.-сост. И.И. Белова, С.М. Гетманцева и др. - Великий Новгород, 2002, 63 с.
7. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие / Ред. А.П. Тряпицина. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
8. Учебно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: III Всероссийская заочная научно-практическая конференция. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. - 157 с.
9. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учебное пособие / Н.В. Борисова. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. - 146 с.
10. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1986. - 80 с.
11. Левина, М.М. Технология обучения, ее место и роль в структуре дидактического знания/ М.М. Левина // Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. М.: Прометей, 1991. С. 6-9.
12. Монахов, В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Сов. Педагогика. - 1990. - № 7. - С. 17-22.
13. Сибирская, М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб, 1998. - 357 с.
14. Валеева, О.А. Технология учебно-исследовательской деятельности в ввузе./О. А. Валеева, Г. И. Железовская//Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - № 2 (26). - С. 148-157.
Статья поступила в редакцию 31.03.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.