Научная статья на тему 'Технология мультидисциплинарного подхода при формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей группы риска'

Технология мультидисциплинарного подхода при формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей группы риска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети группы риска / технология / алгоритм / мультидисциплинарный подход / психологическая диагностика / индивидуальные особенности / Психолого-медикопедагогическая комиссия / социально-педагогическая реабилитация / профилактика / мониторинг. / children of risk group / technology / algorithm / multidisciplinary approach / psychological diagnostics / specific features / рhysical-medical-pedagogical commission / social and pedagogical rehabilitation / prevention / monitoring

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исраилова Н. А.

В статье обосновывается важность мультидисциплинарного подхода в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей группы риска. Предлагается алгоритм технологии взаимодействия специалистов по вопросам вовлечения детей группы риска к занятиям физической культурой и спортом с учетом их возраста, индивидуальных интересов и физических возможностей. Обозначена роль Психолого-медико-педагогической комиссии как действенной системы мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF MULTIDISCIPLINARY APPROACH AT FORMATION OF INTEREST TO PHYSICAL CULTURE AND SPORT LESSONS AT CHILDREN OF RISK GROUP

In the article there justified necessity of multidisciplinary approach to formation of interest to physical culture and sports lessons at children of risk group. Proposed algorithm of technologies to interact specialists about problems of involving children of risk group to physical culture and sports lessons considering their age, individual interests and physical abilities. Designated role psychological, medical and pedagogical commission as an effective system of monitoring.

Текст научной работы на тему «Технология мультидисциплинарного подхода при формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей группы риска»

V_/

Исраилова Н.А.,

руководитель отдела Республиканского Центра социальной адаптации детей, кандидат философских наук

ТЕХНОЛОГИЯ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

ИСРАИЛОВА Н.А. ХАТАРЛИ ГУРУЦЛАРГА КИРАДИГАН БОЛАЛАРДА ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ВА СПОРТ МАШ€УЛОТЛАРИГА К,ИЗИК,ИШНИ ШАКЛЛАНТИРИШДА КУП ПРЕДМЕТЛИ ЁНДАШУВ ТЕХНОЛОГИЯСИ

Мак,олада хатарли гурух,ларга кирадиган болаларда жисмоний тарбия ва спорт машFулотларга к,изик,ишини шакллантиришда предметли ёндашувнинг ах,амияти асослаб берилган. Хатарли гурух,ларга кирадиган болаларнинг ёши, шахсий к,изик,иши ва жисмоний салох,иятини инобатга олган х,олда уларнинг жисмоний тарбия ва спорт билан шугулланишга жалб этиш масаласида мутахассислар х,амкорлигининг технологиялар алгоритми таклиф этилган. Мониторинг тизими сифатида амалий натижа берувчи Психологик-тиббий-педагогик комиссиянинг роли таъкидлаб утилган.

Таянч суз ва тушунчалар: хатарли гурух,га кирадиган болалар, технология, алгоритм, куп ин-тизомли ёндашув, психологик ташхис, индивидуал хусусиятлар, Психологик-тиббий-педагогик комиссия, ижтимоий-педагогик реабилитация, профилактика, мониторинг.

ИСРАИЛОВА Н.А. ТЕХНОЛОГИЯ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

В статье обосновывается важность мультидисциплинарного подхода в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей группы риска. Предлагается алгоритм технологии взаимодействия специалистов по вопросам вовлечения детей группы риска к занятиям физической культурой и спортом с учетом их возраста, индивидуальных интересов и физических возможностей. Обозначена роль Психолого-медико-педагогической комиссии как действенной системы мониторинга.

Ключевые слова и понятия: дети группы риска, технология, алгоритм, мультидисциплинар-ный подход, психологическая диагностика, индивидуальные особенности, Психолого-медико-педагогическая комиссия, социально-педагогическая реабилитация, профилактика, мониторинг.

ISRAILOVA N.A. TECHNOLOGY OF MULTIDISCIPLINARY APPROACH AT FORMATION OF INTEREST TO PHYSICAL CULTURE AND SPORT LESSONS AT CHILDREN OF RISK GROUP

In the article there justified necessity of multidisciplinary approach to formation of interest to physical culture and sports lessons at children of risk group. Proposed algorithm of technologies to interact specialists about problems of involving children of risk group to physical culture and sports lessons considering their age, individual interests and physical abilities. Designated role psychological, medical and pedagogical commission as an effective system of monitoring.

Keywords and concepts: children of risk group, technology, algorithm, multidisciplinary approach, psychological diagnostics, specific features, physical-medical-pedagogical commission, social and pedagogical rehabilitation, prevention, monitoring.

В современных условиях модернизации общества формирование гармонично развитого поколения является приоритетным направлением государственной политики Республики Узбекистан.

Сегодня в республике сформирована уникальная система популяризации среди детей и молодежи физической культуры и спорта, направленная на формирование у них ценностей здорового образа жизни и обеспечения их физического, психического и социального благополучия. Такое понимание роли и значения физической культуры и спорта является ориентиром для педагогов в проектировании воспитательных, спортивно-оздоровительных программ как эффективных путей профилактики правонарушений среди детей группы риска.

Наши исследования1, проведенные среди детей группы риска (n=261)2, на предмет организации с ними профилактической и реабилитационной работы в образовательных учреждениях показали, что в структуре интересов у

1 Исследование по теме: «Совершенствование технологий социально-воспитательной и реабилитационной работы с детьми группы риска в образовательных учреждениях», утвержденной и финансируемой Республиканским центром социальной адаптации детей. Участники исследований Исраилова Н.А., Азимова Ф.А. Опросы проводились в течение 2015 года среди детей групп риска / учащихся общеобразовательных школ гг. Ташкента, Ферганы, Самарканда, Бухары.

2 Социологический показатель количества опрошен-

ных детей группы риска - «n» составляет 261 человек. Понятие «дети группы риска» обозначает категорию детей, которая в силу определенных обстоятельств жизни, подвержена негативным воздействиям со стороны семьи, общества и криминальных элементов, ставшим причиной их дезадаптации (Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей групп риска. - М.: «Академия», 2002. -С. 59).

каждого второго ребенка спорт занимает одно из ведущих мест3.

Так, на вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» 56% детей ответили «спортом», а 35% детей после школы посещают спортивные секции с целью поддержания здоровья, саморазвития и удовлетворения своего интереса к спорту. 13,2% учащихся любимым предметом школьной программы называют «физкультуру», 8% детей хотят в будущем стать профессиональными спортсменами. Каждый десятый ребенок хотел бы, чтобы на классном часе обсуждались темы «О здоровье и спорте», своим любимым каналом они называют «Спортивный канал» узбекского телевидения. В числе авторитетных личностей, на которых опрошенные учащиеся хотели бы быть похожими, называют футболистов, боксеров, гимнастов.

Таким образом, вовлечение детей группы риска в спортивную деятельность и формирование у них мотивации к занятиям физической культурой и спортом является одним из приоритетных направлений воспитательно-профилактической работы в образовательной среде.

Исследования ряда ученых (Т.Т.Джамгаров, А.Ц.Пуни, Г.Б.Горская, О.В.Дашкевич) указывают на высокую значимость учета мотивацион-

3 Исраилова Н.А. Отчет научного проекта «Совершенствование технологий социально-воспитательной и реабилитационной работы с детьми группы риска в образовательных учреждениях». - Т., 2015.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 4

ных установок учащихся в приобщении их к систематическим занятиям физической культурой и спортом1.

По мнению А.Мусурмановой, Д.Шарипо-вой, О.Джамолдиновой2, в воспитании духовно-нравственной культуры личности формирование здорового образа жизни является основополагающим фактором. Согласно В.К.Макаренко формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом является важнейшей предпосылкой воспитания личности учащегося3.

Сказанное обусловливает необходимость оптимального выбора вида спорта для детей группы риска с учетом их потребностей и интересов. На наш взгляд, вовлечение детей группы риска в занятия физической культурой и спортом должно основываться на технологии психолого-педагогического и медицинского сопровождения.

Алгоритм технологии вовлечения учащихся и детей групп риска в занятия физкультурой и спортом: мультидисциплинар-ный подход.

Взаимодействие специалистов осуществляется на основе комплексного мультидисци-плинарного подхода в тесном сотрудничестве специалистов: классного руководителя (куратора группы), психолога, учителя физкультуры, медицинского работника. Нами предлагается технология проведения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), на которой определяется соответствие возможностей ребенка требованиям в тех или иных видах спорта. Вовлечение детей группы риска в занятия физкультурой и спортом проводится поэтапно

1 Джамгаров Т.Т., Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. - М., «Физкультура и спорт», 1979. - С. 143; Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Учебное пособие. - Краснодар, 2008. -С. 209.

2 Жамолдинова О.Р. Совершенствование педагогических механизмов реализации принципов преемственности и непрерывности в развитии культуры здоровой жизни молодёжи. Автореферат дис...докт.пед.наук (13.00.01). - Т., 2015. -С. 41.

3 Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям

физической культурой и спортом. - М.: Известия ПГПУ, 2008, № 6 (10). -С. 140-141.

с учетом склонностей и интересов ребенка к определенным видам спорта и степени его физического развития.

Комплексноеобследованиедетей целесообразно проводить ежегодно: в начале учебного года (конец сентября, начало октября, когда завершается процесс адаптации после летних каникул) и в конце учебного года (конец апреля - май). Это позволит проследить динамику результатов спортивно-оздоровительных мероприятий в течение учебного года (схема 1).

Первый этап. Комплексная диагностика: цель, задачи и этапы проведения.

Цель - выявление интереса к физкультуре и спорту, личностных и психофизиологических особенностей учащихся.

Задачи классного руководителя (куратора группы). Классный руководитель совместно с психологом школы проводит анкетный опрос детей на предмет выявления интересов, увлечений, ценностных ориентаций, мотивов и отношения к физкультуре и спорту. В анкету должны быть включены вопросы, связанные с физкультурой и спортом: чем ребенок увлекается; какие у него ценностные ориентации и на что они направлены; какие факторы стимулируют (либо препятствуют) обучение. На основании полученных ответов составляется описание интересов, увлечений, ценностных ориентаций, мотивов учения каждого учащегося и всего класса их отношения к занятиям физкультурой и спортом.

Задачи психолога. Проводит диагностическую беседу и психологическое тестирование на предмет определения интересов, склонностей, мотивации, типа темперамента, личностных особенностей детей. Важным показателем диагностики являются уровень успеваемости по учебному предмету физическая культура и характеристика личностной зрелости, которая выявляется с помощью ряда проективных психологических методик, а степень психологической готовности определяется по уровню личностно-адаптационного потенциала4.

4 Погудин С. Физкультурное образование на профильном уровне: составляющие успеха. - М. // «Народное образование», 2008, № 2, -С. 215.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 4

Схема 1. Алгоритм технологии вовлечения учащихся и детей групп риска в занятия физкультурой и спортом.

Классный руководитель

• выявляет интересы учащихся к спорту, музыке, рисованию, видам национального прикладного искусства, а также к иностранному языку, учебным предметам, с применением методов индивидуальной беседы, опроса, анкетирования

Психолог вместе с классным руководителем

• проводит учащегося и психологических эмоциональных

диагностику личности его индивидуально -особенностей, состояний, ценностных

ориентаций, мотивации к занятиям физической культурой и спортом

Учитель физкультуры и медицинский работник

• изучают общее физическое развитие детей и их психофизиологические возможности

На втором этапе

На третьем этапе

• по результатам комплексного обследования детей членами Психолого - медико - педагогической комиссии составляется характеристика на каждого ребёнка, даются рекомендации по вовлечению детей в занятия тем или иным видом спорта

• проводятся мероприятия, способствующие вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом (спортивные соревнования, КВН, эстафеты, викторины, конкурсы сочинений, тренинги, Дни здоровья, «Весёлые старты» и др.

• проводится мониторинг результатов вовлечения детей в занятия физкультурой и спортом, их физического, нравственного, эмоционально - волевого развития

Анкета для учащихся (Образец)

Ф.И.О.________________________

Школа, колледж___________________

Класс, группа_____________________

Возраст_______________________

1. Что Вас больше интересует? Дать один вариант ответа

а) музыка

б) кино

в) театр

г) спорт

д) иностранный язык

е) литература

ж) танцы

з) компьютерные игры

Другое_________________________

2. Ваше мнение о своем здоровье? Дать один вариант ответа

а) стараюсь его поддерживать (спорт, здоровое питание)

б) избегаю вредных привычек (не курю, не употребляю спиртное)

в) о нем надо заботиться, но я этим я не занимаюсь Другое_________________________

3. Делаете ли Вы каждое утро зарядку? а) Да б) Нет

4. Какие виды спорта и соревнования Вас больше привлекают? а) шашки, б) шахматы, в) бадминтон, теннис

г) борьба, д) бокс, е) карате, ж) кик-боксинг

з) футбол, мини-футбол, и) волейбол, к) баскетбол л) гимнастика (спортивная и художественная) м) «Веселые старты»

Другие________________________

5. Занимаетесь ли Вы спортом?

а) Да б) Нет (если «Нет», то переходи к вопросу 9)

6. Если «Да», то где:

а) дома

б) в школе, колледже, лицее

в) в кружке, секции

г) в махалле

д) в детско-юношеской спортивной школе ж) в спортивном колледже

Другое________________________

7. Какую спортивную секцию Вы посещаете?________

8. Что Вас привлекает в этом виде спорта?

9. Что Вы ожидаете от участия в спортивных командах, кружках? Отметить два наиболее значимых ответа

а) укрепление взаимоотношений; дружбу; развитие навыков общения

б) умение сотрудничать в команде; желание помогать друг другу; ощущение хорошего настроения, бодрости

в) формирование волевых качеств характера; повышение самооценки, дисциплинированность; снижение тревожности и агрессии

г) повышение интереса занятием физкультурой и спортом; правильный выбор профессии

д) отказ от вредных привычек; закаливание организма и овладение навыками здорового образа жизни

е) развитие нравственных качеств и ответственности за свое поведение; порученным заданиям и учебе

ж) преодоление жизненных трудностей, решение конфликтных ситуаций

10. Как Вы считаете, на что влияют занятия спортом, какие происходят изменения у человека? Отметить + два наиболее значимых ответа

а) происходят положительные изменения в поведении (ответственность, дисциплина)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) выявляются способности к спорту, стремление к достижению успеха

в) повышается интерес к здоровому образу жизни, профилактике вредных привычек

г) улучшается отношение к учебе

д) повышается самооценка и самодисциплина

е) изменяются жизненные планы и мечты

ж) повышается активность, желание стать лучше

11. Могут ли занятия физкультурой и спортом способствовать искоренению вредных привычек? а) Да б) Нет в) Не знаю

12. Если «Да», то устранению, каких вредных привычек и отклонений. Отметить + два наиболее значимых ответа

а) курение

б) агрессивность, жестокость, завышенная самооценка

в) неуверенность, боязнь, низкая самооценка

г) алкоголизм

д) токсикомания, наркомания

е) конфликтное поведение (ссоры, драки, хулиганство)

ж) сексуальные отклонения

Другие______________________

13. Каково Ваше отношение к урокам физического воспитания?

14. Почему Вы посещаете уроки физической культуры в школе?

а) укрепить здоровье, быть сильным, выносливым

б) участвовать в соревнованиях, играх, КВН, эстафетах

в) получить положительные эмоции, хорошее настроение

г) интересно, хочу стать профессиональным спортсменом

д) иметь хорошее телосложение, быть красивым

е) добиться высоких результатов в спорте и выступать в составе сборной команды страны

ж) испытать себя, проверить свои силы, Другое_______________________

15. По каким причинам Вы пропускаете уроки физкультуры?

а) уроки проходят неинтересно

б) плохие взаимоотношения с учителем

в) не позволяет здоровье, часто болею Другое_______________________

16. Какие спортивные мероприятия необходимо проводить в школе и классе, чтобы дети росли здоровыми и физически развитыми?

17. Кто из знаменитых спортсменов, чемпионов является для Вас примером подражания в спорте? Какие качества спортсменов Вас привлекают?

18. Кто и что, на Ваш взгляд может повлиять на формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом?

а) родители

б) друзья

в) учителя

г) спортивные соревнования, эстафеты, конкурсы в школе, колледже

д) беседы, лекции, диспуты, КВН, викторины

е) выдающиеся спортсмены

Другое________________________

Подбор диагностических методик должен быть нацелен на изучение особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно-спортивной деятельности и приоритетным видам этой деятельности.

Для проведения диагностики рекомендуется использование следующих тестовых методик: опросник «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)1; анкета «Самооценка индивидуальных склонностей»2; методика выявление типа темперамента «Личностный опросник Г.Айзенка (EPI)»3; тест-опросник «Мотивация к успеху» (Т.Элерс)4; опросник «Мотивы занятий спортом» (А.В.Шаболтас)5.

Комплексная диагностика психофизических особенностей индивидуального развития детей позволит выявить индивидуальные задатки, склонности, способности к занятиям физической культуры и спорта и помочь учащемуся сделать своевременный и правильный выбор вида спорта.

Задачи медицинского работника и учителя физкультуры. Совместная работа учителей физкультуры и медицинского работника заключается в наблюдении за состоянием здоровья учащихся, детей групп риска и пропаганде здорового образа жизни.

Медицинский работник: организует и осуществляет распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или лиц, заменяющих родителей, а также пропаганду здорового образа жизни; участвует в разработке и реализации мероприятий по профилактике алкого-

1 Психологические тесты. Ахмеджанов Э.Р. Составление, подготовка текста, библиография. - М., 1996. -С. 225-231.

2 Способности и склонности: комплексные исследования. / Под. ред. Голубевой Э.А. - М.: «Педагогика», 1989. -С. 151-154.

3 Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М.: «Просвещение», 1991. -С. 14-18.

4 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: «ВЛАДОС», 1996. -С. 202-206.

5 Шаболтас А.В. Опросник «Мотивы занятий спортом». / Интернет сайт: http://www.magma-team.ru/testy/motivy-

zanyatiy-sportom

лизма, курения, наркомании, токсикомании и связанных с ними нарушений в поведении несовершеннолетних. Совместно с учителем физического воспитания проводит диагностическое обследование состояния физического развития детей, интересов и способностей к занятиям спортом (указывается интерес и рекомендуемый вид спорта). Результаты обследования записываются в индивидуальную карту или анкету ребенка, которая хранится в кабинете медработника.

В табличных формах 1 и 2 даны показатели оценки физического развития детей. Первую форму заполняет медработник, вторую - учитель физкультуры.

С результатами диагностического обследования состояния физического развития ребенка необходимо ознакомить его родителей или близких родственников. Если учитель физкультуры выявил у ученика низкие силовые качества и выносливость, то он должен строить занятия с ним таким образом, чтобы достичь более качественного физического развития, оказать индивидуальную помощь в их коррекции с применением современных оздоровительных методик. В целях подготовки учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями С.Погудин рекомендует учителю по физической культуре комплекс средств и методов физической культуры, оптимальный дозировки физических нагрузок, ведения дневника («Портфолио») самоконтроля и т.д.6. Обязательным становится ведение тетради, в которой ученик фиксирует домашние задания, степень их выполнения, субъективные и объективные показатели здоровья, результаты тестирования физической подготовленности и участия в спортивных соревнованиях, а также собственные задачи, наблюдения и размышления по самоопределению и жизненным перспективам.

Совместные задачи классного руководителя и психолога заключаются в том, что они совместно составляют индивидуальную характеристику на ребенка, в которую записываются сведения, объективно отражающие: интересы, увлечения, ценностные ориентации, мо-

6 Погудин С. Физкультурное образование на профильном уровне: составляющие успеха. // Народное образование, № 2 , 2008.- С.213.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 4

60 ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ч___/

Форма 1 (для медработника)

Показатели Результаты обследования ребенка

Ф.И.О.

Длина тела, см. Масса тела, кг. Окружность грудной клетки, см Тип осанки Стопа

Группа здоровья

Острота зрения: правый глаз левый глаз

Острота слуха: Правое ухо Левое ухо

Группа физического развития Частота простудных заболеваний, раз / год Количество пропусков занятий по болезни, дней

Форма 2 (для учителя физкультуры)

Показатели Результаты обследования ребенка

Ф.И.О.

Кистевая сила, кг Правая рука / левая рука Становая сила, кг Жизненная ёмкость легких, мл

Частота сердечных сокращений в покое, уд.мин Артериальное давление в покое, мм ртутного столба Систолическое артериальное давление / Диастолическое артериальное давление)

Кол-во сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа, раз Кол-во подтягиваний на перекладине, раз Вис на перекладине, сек. Поднимание туловища (раз за 30 сек.) Прыжки в длину с места, см. Наклон туловища, см.

Бег 30 м. (60, 100 м.), сек Челночный бег 3 х 10 м., сек Тест Купера, км.

Частота сердечных сокращений после степ-теста в минуту: За 10 сек / за 30 сек/ за 30 сек / за 30 сек ... Артериальное давление на первой минуте после нагрузки, мм ртутного столба Систолическое артериальное давление / Диастолическое артериальное давление)

тивы учения; склонности, тип темперамента и личностные особенности; показатели общего состояния здоровья, уровня физической подготовки; интерес к занятию определенным видом спорта.

Второй этап. Комплексная оценка состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей. Работа ПМПК.

Деятельность психолого-меди ко-педагоги-ческой комиссии (далее - ПМПК) направлена на реализацию мер по обеспечению эффективной социально-педагогической реабилитации детей и вовлечению их в занятия физической культурой и спортом.

Задачи:

• рассмотрение результатов диагностики ребенка и заполнение специалистами-членами ПМПК карты на ребенка (запись мнений и оценок индивидуальных показателей состояния здоровья, физических, психологических, личностных данных в соответствующие графы анкеты, карты медико-психолого-педагогической диагностики ребенка). Составление заключения по результатам работы ПМПК;

• ознакомление подростков, родителей, педагогов, психолога с результатами ПМПК, заключением и рекомендациями по физическому развитию ребенка;

• обсуждение на заседаниях ПМПК результатов проведенных спортивных мероприятий по вовлечению детей группы риска в занятия физической культурой и спортом за календарный год, выработка соответствующих рекомендаций для педагогического коллектива на предстоящий учебный год.

Третий этап. Вовлечение детей в различные спортивные мероприятия с применением спортивно-оздоровительных технологий: спортивные и ролевые игры, КВН, эстафеты, семинары, тренинги, мастер-классы, викторины, фестивали и др.

Четвертый этап. Мониторинг. Рассмотрение на МППК анализа динамики реабилитационного процесса по результатам повторного опроса и внесение коррективов в индивидуальные планы работы.

По результатам проведённого исследования предлагается:

• в целях повышения эффективности воспитательно-профилактической и реабилитационной работы с детьми группы риска в образовательных учреждениях внедрить алгоритм процесса вовлечения детей в сферу физической культуры и спорта на основе современных спортивно-оздоровительных технологий с учетом мультидисциплинарного подхода.

• проводить раннюю диагностику психофизиологических возможностей и мотиваци-онной сферы в отношении физической культуры и спорта у детей группы риска как важнейшей предпосылки профилактики девиант-ного поведения и дальнейшего их успешного жизненного и профессионального самоопределения.

• осуществлять мониторинг качества педагогического сопровождения (МППК) детей группы риска в спортивно-оздоровительной деятельности.

Литература:

1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Учебное пособие. - Краснодар, 2008. -С. 209.

2. Джамгаров Т.Т., Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. - М.: «Физкультура и спорт», 1979. -С. 143.

3. Жамолдинова О.Р. Совершенствование педагогических механизмов реализации принципов преемственности и непрерывности в развитии культуры здоровой жизни молодёжи. Автореферат дис...докт.пед.наук (13.00.01). - Т., 2015. -С. 41.

4. Исраилова Н.А. Отчет научного проекта «Совершенствование технологий социально-воспитательной и реабилитационной работы с детьми группы риска в образовательных учреждениях». - Т., 2015.

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М.: «Просвещение», 1991. -С. 14-18.

6. Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Известия ПГПУ, 2008, № 6 (10). -С. 140-141.

7. Олиференко Л. Я, Шульга Т. И. Социально-педагогическая поддержка детей групп риска. - М.: «Академия», 2002. -С. 59.

8. Погудин С. Физкультурное образование на профильном уровне: составляющие успеха. // «Народное образование», М., 2008, № 2. -С. 215.

9. Психологические тесты. Ахмеджанов Э.Р. Составление, подготовка текста, библиография. - М., 1996. -С. 225-231.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: «ВЛАДОС», 1996. -С. 202-206.

11. Способности и склонности: комплексные исследования. / Под. ред. Голубевой Э.А. - М.: «Педагогика», 1989. -С. 151-154.

12. Шаболтас А.В. Опросник «Мотивы занятий спортом». / Интернет сайт: http://www. magma-team.ru/testy/motivy-zanyatiy-sportom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.