Научная статья на тему 'Технология методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения'

Технология методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / METHODICAL ACTIVITY / PRESCHOOL EDUCATION / INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

В статье рассматривается структура технологии методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, критерии и показатели эффективной профессиональной деятельности, лежащие в основе данной технологии, а так же влияние индивидуального стиля педагога на эффективность применения технологии методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF METHODICAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

In article the author considered the structure of technology of methodical activity of the teacher of preschool educational institution, criteria and indicators of effective professional activity which are the cornerstone of this technology, and also influence of individual style of the teacher on efficiency of use of technology of methodical activity of the tutor of preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «Технология методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения»

УДК 36+378

doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-4-26-30

ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Курилович Надежда Васильевна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов e-mail: kurilovichtmb@mail.ru

В статье рассматривается структура технологии методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, критерии и показатели эффективной профессиональной деятельности, лежащие в основе данной технологии, а так же влияние индивидуального стиля педагога на эффективность применения технологии методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: педагогические технологии, методическая деятельность, дошкольное образование, индивидуальный стиль деятельности

Современная образовательная система дошкольного образования предъявляет новые требования к квалификационной характеристике педагога, к уровню его профессиональной компетентности, к конкурентоспособности. По мнению В. А. Сластёнина и Л. С. По-дымовой, необходимость в постоянном совершенствовании педагогической деятельности обусловлена требованиями динамично развивающегося общества и выражается в обновлении системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях [1].

Тенденции к преобразованию и развитию системы дошкольного образования повышают требования к методической деятельности педагога, которая является одним из аспектов профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Она включает в себя такие виды деятельности, как самообразование, исследовательскую деятельность, обобщение традиционных методов обучения и воспитания в дошкольном образовании, создание методического продукта, коррекцию созданного продукта в соответствии с существующими условиями образовательного пространства.

Вслед за Г. В. Яковлевой, мы считаем, что педагог дошкольного образования, являясь носителем традиций в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, должен

творчески реализовывать общекультурные знания с учетом инновационных процессов в образовании, что возможно при условии ведения педагогом активной методической деятельности. Исследователь трактует методическую деятельность как деятельность, включающую совокупность мотивов, ценностей, компетенций и оптимальное сочетание владения традиционными и инновационными технологиями в реализации дошкольного образования. Владение педагогическими технологиями обеспечивает высокий уровень профессиональной деятельности, демонстрирует готовность педагогов к отбору позитивных нововведений, созданию методических продуктов, обеспечивающих образовательный процесс в целом [2].

Исходя из определения педагогической технологии как системы способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса предстает в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.

И. П. Подласый отмечает, что технология, это, прежде всего, процесс, отвечающий на вопрос, как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными целями и требованиями, как получить продукт заданного коли-

чества и качества [3]. Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям (США) рассматривает педагогическую технологию как многостороннее явление, включающее комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству решением проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний.

Говоря о педагогической технологии как совокупности методов создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования, мы выделяем технологию мето-

методы

содержание

способы организации деятельности

Технология методической деятельности формирует действенно-практическую сферу преподавателя и основывается на выборе индивидуального плана развития профессионального роста личности воспитателя. Опираясь на исследования П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, мы считаем, что в ходе реализации данной технологии формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действий. То есть, для эффективного достижения цели, воспитатель должен знать, что необходимо знать, на какие аспекты необходимо обратить внимание, что еще недостаточно отработано. Эти положения составляют основу поэтапной реализации технологии методической деятельности. Цикл реализации технологии методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения состоит из определенных этапов: самодиагностики, разработки и реализации индивидуальной программы профессионального роста,рефлексии и самооценки.

Этап самодиагностики, стимуляции мотивационной установки. На этом этапе формируется система ориентиров и стимулов,

дической деятельности как форму преобразования личностных и профессиональных качеств, способствующих профессиональному росту педагога дошкольного образовательного учреждения.

Реализации технологии методической деятельности в дошкольном образовании дает возможность расширения спектра и динамического развития методических компетенций педагога дошкольного учреждения.

Технология методической деятельности -это связанные в единое целое средства, формы, методы, способы, материальные ресурсы, обеспечивающие достижения цели, представлена рисунке 1. Чем конкретнее цель, тем более детальную, повторяемую технологию можно создать.

формы

средства

материальные ресурсы

оценка своих возможностей, уровня необходимых знаний для осуществления профессиональной деятельности. Ключевыми позициями в диагностике выступают критерии по установлению квалификационной категории в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. № 276: гностический, административно-организационный, профессионально-активный.

Гностический критерий выявляет систему знаний и умений педагога, которые составляют основу его профессиональной деятельности, деятельности по приобретению новых знаний [4]. Основными показателями данного критерия выступает уровень знаний и качество применений новых образовательных технологий, исходя из направленности группы (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной), а так же умение разрабатывать и реализовывать проекты по образовательной деятельности.

ЦЕЛЬ

А

ТЕХНОЛОГИЯ МД

V7

РЕЗУЛЬТАТ

Рис. 1. Технология методической деятельности

Административно-организационный критерий выявляет степень упорядочивания процесса нормативно-регламентированной деятельности педагога, насколько он выполняет требования по обеспечению безопасного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, как формирует и организовывает предметно-пространственную среду группы, в соответствии с выбранной образовательной программой, насколько удовлетворены родители воспитанников работой воспитателя.

Профессионально-активный критерий показывает уровень самоорганизации деятельности педагога. В данном критерии показатели отражают степень участия воспитателя в процессе самообразования: прохождение курсов повышения квалификации, транслиро-

вание опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в соответствии с направленностью группы (общеразви-вающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной), публичное представление собственного педагогического опыта по организации и проведению образовательного процесса (проведение мероприятий с воспитанниками, в том числе в рамках сопровождения педагогической практики студентов, слушателей курсов), руководство методическим объединением/творческой группой; участия в работе творческой группы; участие в профессиональных конкурсах, наличие поощрений за профессиональную деятельность.

Соотнесение критериев и показателей представлено в таблице 1.

Таблица 1

Соотнесение критериев и показателей эффективности профессиональной деятельности педагога

Критерии Показатели

Гностическии Использование новых образовательных технологий, исходя из направленности группы (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной)

Участие в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности, в инновационной деятельности

Административно-организационный Выполнение требований по обеспечению безопасных условий пребывания воспитанников в ДОО

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО

Удовлетворенность родителей воспитанников (их законных представителей) работой воспитателя (по результатам независимого анкетирования)

Профессионально-активный Прохождение курсов повышения квалификации по профилю педагогической деятельности

Участие воспитанников в мероприятиях различного уровня, в том числе интернет-конкурсах

Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в соответствии с направленностью группы (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной)

Результаты публичного представления собственного педагогического опыта по организации и проведению образовательного процесса (проведение мероприятий с воспитанниками, в том числе в рамках сопровождения педагогической практики студентов, слушателей курсов)

Руководство методическим объединением/творческой группой; участие в работе творческой группы; участие в профессиональных конкурсах

Поощрения за профессиональную деятельность

Каждому показателю соответствуют уровни, определенные как низкий, средний, высший, отражающие количественные и качественные составляющие. Выявление уровней дает возможность для перехода на следующий этап технологии - этап разработки и реализации индивидуальной программы профессионального роста, который состоит

из теоретического и практического блока. Разработка данного этапа технологии основывается на использовании знаний об индивидуальном стиле педагога.

Вслед за Л. Н. Макаровой мы считаем, что структура индивидуального стиля деятельности педагога представляет собой совокупность функциональных взаимосвязанных

компонентов: индивидуального, ценностного, интеллектуального, конативного и эмоционального [5].

Индивидуальный компонент отражает свойства темперамента, возрастные особенности. Эти свойства играют роль детонатора в разработке индивидуальной программы воспитателя. Система потребностей, мотивов, целей, ценностных ориентаций определяет потенциал применения образовательных технологии в профессиональной деятельности. Конативный компонент раскрывает способности педагога, он тесно взаимосвязан с ценностным компонентом, и является переходной ступенькой от состояния «я хочу», к «я могу». Интеллектуальный компонент обусловлен спецификой деятельности педагога дошкольного учреждения, предполагающей постоянное развитие умственных способностей педагога. Эмоциональный компонент выделяется в связи с проявлением эмоционального состояния, который влияет на активность педагогической деятельности педагога.

По нашему мнению, одним из центральных компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности педагога является коммуникативный компонент, который дает возможность транслировать имеющийся методический опыт на субъекты педагогической деятельности [1]. Выделенные компоненты являются не статичными, а динамично развивающимися, дающими возможность корректировать разработанную программу в любом блоке, приспосабливаться к новым современным условиям педагогической деятельности. Синтез перечисленных компонентов служит основой эффективной реализации центрального этапа технологии методической деятельности.

Учитывая компоненты индивидуального стиля, педагог сам выбирает объем теоретического материала для изучения, определяет набор методов и форм для реализации образовательных технологий исходя из направленности группы (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной).

Последним этапом в технологии является этап рефлексии и самооценки. Здесь педагог фиксирует полученный опыт реализации программы, анализирует слабые позиции показателей и корректирует свою программу индивидуального профессионального роста.

Таким образом, цикличность данной технологии выводит педагога на уровень постоянного самосовершенствования и самообразования. Универсальность и простота реализации технологии дает возможность безболезненного прохождения аттестации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Литература

1. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42-49.

2. Яковлева Г. В. Технология развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании // Современные исследования социальных проблем [Электронный научный журнал] 2012. № 4(12). URL: http://ej.soc-joumal.ru/archive/2012/no4.html

3. Подласый И. П. Педагогика. М., 2007.

4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2005.

5. Макарова Л. Н. Развитие стиля педагогической деятельности преподавателя вуза // Педагогика. 2005. № 6. С. 72-80.

6. Курилович Н. В. Культура профессионального общения будущего социального работника как социальный феномен // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 12 (92). С. 74-79.

References

1. Gorskaya Slastenin V. А., Podymova L. S. Gotovnost' pedagoga k innovatsionnoj deyatel'nosti [Readiness of the teacher for innovative activity] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2007. № 1. S. 42-49.

2. Yakovleva G. V. Tekhnologiya razvitiya innovatsionnoj metodicheskoj deyatel'nosti v doshkol'nom obrazovanii [Technology of development of innovative methodical activity in preschool education] // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Elektronnyj nauchnyj zhurnal] 2012. № 4(12). URL: http://ej.socjournal.ru/archive/2012/-no4.html

3. Podlasyj I. P. Pedagogika [Pedagogics]. M., 2007.

4. Smirnov S. D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti [Pedagogics and psychology of the higher education: from activity to the personality]. M., 2005.

5. Makarova L. N. Razvitiye stilya pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza [Development of style of pedagogical activity of the

teacher of higher education institution] // Pedagogika. 2005. № 6. S. 72-80.

6. Kurilovich N. V. Kul'tura professional'nogo obshcheniya budushchego sotsial'nogo rabotnika kak

sotsial'nyj fenomen [Culture of professional communication of future social worker as social phenomenon] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2010. № 12 (92). S. 74-79.

* * *

TECHNOLOGY OF METHODICAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Kurilovich Nadezhda Vasilyevna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov e-mail: kurilovichtmb@mail.ru

In article the author considered the structure of technology of methodical activity of the teacher of preschool educational institution, criteria and indicators of effective professional activity which are the cornerstone of this technology, and also influence of individual style of the teacher on efficiency of use of technology of methodical activity of the tutor of preschool educational institution.

Key words: pedagogical technologies, methodical activity, preschool education, individual style of activity

Об авторе:

Курилович Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Kurilovich Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Pedagogics, Associate Professor of the Theory and Technique of Preschool and Primary Education Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.