УДК 364.23
Технология коуч-наставничества в организации работы с молодежью в трудной жизненной ситуации
Technology of coaching mentoring in organizing work with youth in difficult life situations
Савенкова С.В., Московский государственный психолого-педагогический университет, savenkovasv@mail.ru
Savenkova S., Moscow state psychological and pedagogical University, savenkovasv@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.026
Ключевые слова: коуч, наставничество, молодежь, технология, трудная жизненная ситуация. Keywords: coach, mentoring, youth, technology, difficult life situation.
Аннотация. Актуальность статьи состоит в необходимости стабилизации положения молодых россиян, находящихся в трудной жизненной ситуации, усугубившегося вследствие коренной трансформации социально-экономического пространства нашей страны, а также наличием на сегодняшний день во всем мире острой проблемы организации социальной работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Цель статьи заключается в рассмотрении возможности применения технологии коуч-наставничества при организации работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Автором рассмотрены теоретические аспекты основы коуч-наставничества; проведён анализ практического использования коучинг-технологий при работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; разработана и описана программа коуч-наставничества для организации работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Исследовано влияние технологий коуч-наставничества для организации работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Доказано, что разработка и внедрение программы коуч-наставничества способствует выходу молодых людей из трудной жизненной ситуации. Статья предназначена для специалистов, работающих с данной категорией молодежи, результаты могут быть применены в социальной и педагогической деятельности, а также в сфере профессионального образования.
Abstract. The relevance of the article is necessity to stabilize the situation of youth in Russia, who are in a difficult life situation, aggravated by the radical transformation of the socio-economic space of our country, as well as the acute problem of organizing social work with youth in difficult life situation all over the world. The purpose of the article is to consider the possibility of using the technology of coach-mentoring in the organization of work with youth who find themselves in a difficult life situation. The author considers the theoretical aspects of the basis of coach-mentoring; an analysis of the practical use of coaching technologies when working with young people who find themselves in a difficult life situation; developed and described a coaching mentoring program for organizing work with youth in difficult life situations. The influence of coach-mentoring technologies for the organization of work with youth in difficult life situations has been investigated. It has been proven that the development and implementation of coach programs helps youth to get out of a difficult life situation. The article is intended for specialists working with youth in difficult life situation, the results can be applied in social and pedagogical activities, as well as in the field of professional education.
Введение. Молодежь является главным стратегическим социально-демографическим ресурсом любого государства. Именно поэтому значительное внимание мирового сообщества направлено на эффективное развитие инновационного потенциала молодых людей, их социализацию и интеграцию в общество [10]. То, каким образом российское государство реализует
свои полномочия в отношении молодежи, как оно обеспечивает социально-экономические и общественно-политические условия для ее становления и развития, имеет большое влияние на будущее страны.
Основным нормативным актом федерального уровня, регулирующим вопросы государственной молодежной политики, является Федеральный
закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [4]. Закон направлен на защиту прав и законных интересов молодежи, обеспечение равных условий для ее культурного, интеллектуального, профессионального, социального, физического развития и самореализации, а также на формирование культуры семейных отношений и создание условий для участия молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества.
На региональном уровне, в Москве и Московской области действуют государственные программы по социальной поддержке и защите населения данных субъектов [1;8;9], а также закон города Москвы от 30 сентября 2009 года «О молодежи» [6] и закон Московской области от 1 декабря 2003 года № 155/2003-03 «О государственной молодежной политике в Московской области» [7].
Молодежь, как особая социальная группа рассматривается в трудах многих исследователей, в частности данной теме посвящены работы А.И. Зыряновой, В.В. Паршиной, О.А. Плугарь, Д.В. Руденкина, В.К. Тимкина, В.И. Чупрова. Роль государства в становлении молодежи, ее социализации анализируется такими авторами как: И.С. Алехина, А.Л. Елисеев, Н.С. Лупачева, Ю.А. Панова, Н.К. Попадюк, А.А. Саидов.
Обращаясь непосредственно к самому понятию «молодежь в трудной жизненной ситуации», мы пришли к выводу, что данную дефиницию, применительно к российской практике социальной работы, следует рассматривать как группу граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет, признанных нуждающимися в социальной защите и помощи. Определение молодежи, закрепление в российском законодательстве важно для осознания статуса данной группы в развитии российского общества.
Понятие «молодежь» сформулировано в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: «молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями ... имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)» [5]. Как видно, Российское государство использует культурологический подход в определении молодежи, т.е., в первую очередь, молодежь - особая культурная
совокупность, объединяющая в себе граждан России определенного возраста.
Что касается понятия «трудная жизненная ситуация», то оно давно прочно вошло в словарь социальных служб.
В российском законодательстве оно было впервые зафиксировано в Федеральном законе № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». В статье 3 указанного акта трудная жизненная ситуация интерпретировалась как «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к
самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно» [2].
Как видно, несмотря на приведенный перечень обстоятельств, которые можно отнести к трудным жизненным ситуациям, их состав носит открытый характер. То есть, любое обстоятельство, объективно вызывающее нарушение устоявшейся жизнедеятельности человека и находящееся вне его самостоятельных возможностей к разрешению, позволяет ему претендовать на получение определенных мер государственной социальной помощи.
В более позднем законе № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» из понятия «трудная жизненная ситуация» был убран перечень
расшифровывающих обстоятельств.
Одновременно с этим, было введено понятие «получатель социальных услуг», которое обозначает гражданина, признанного «нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга или социальные услуги» [3].
Однако, несмотря на наличие значительного количества литературных источников, посвященных вопросам социальной политики Российской Федерации в отношении молодого поколения, практически нет трудов, анализирующих различные аспекты работы с молодежью в трудной жизненной ситуации, в том числе наиболее перспективные современные технологии, направленные на эффективную социальную интеграцию и адаптацию молодых людей.
Цель статьи: настоящей статьей преследуются две цели: во-первых, обосновать необходимость включения программы коуч-наставничества в работу заинтересованных
учреждений, а, во-вторых, проиллюстрировать на опыте Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Москвы возможность использования данной программы в целях подбора решений по выходу молодых людей из трудной жизненной ситуации.
Материалы и методы исследования. На современном этапе развития российского социума становление молодежи происходит в условиях многих неопределенностей,
существенно затрудняющих процесс нормальной интеграции молодых людей в полноценную жизнь общества. При этом с каждым годом количество молодежи, не способной самостоятельно справиться с данной задачей, неуклонно растет.
Проведенное в рамках настоящей работы исследование позволило выявить наиболее актуальные проблемы современной молодежи: сложности с трудоустройством; жилищные проблемы; тяжелое финансовое положение; недостаточный уровень образования;
алкогольная, табачная, наркозависимость; игромания; неуверенность в будущем. Одним из механизмов решения указанных проблем выступает социальная работа с молодежью. Сделать ее более эффективной, с нашей точки зрения, могут прогрессивные инновационные технологии, в частности, использование в практике учреждений коуч-наставничества.
Как прикладная технология коучинг опирается на основы психологии, психодинамики, менеджмента, социологии, нейробиологии, квантовой физики и других дисциплин. Она основана на качественных процессах диалога, ориентированного на цели и результаты. Через серию направленных и стратегических бесед технология коучинга может помочь принять ментальную модель поведения, раскрыть и стимулировать потенциал сопровождаемых лиц, устранить помехи в саморазвитии. Что касается коуч-наставничества, то это относительно новое направление волонтерской деятельности в российской практике, подразумевающее организацию индивидуального партнерства между опытным в определенной сфере членом общества и его менее опытным в данной области «подшефным».
Применительно к молодежи в трудной жизненной ситуации данное сотрудничество может быть сконцентрировано на достижении самых разнообразных личностных и профессиональных целей - это может быть окончание колледжа, переход на новый жизненный этап, открытие своего дела,
совершенствование профессиональных умений и навыков, отказ от зависимостей и т.д.
Несмотря на доказанную эффективность, в российской практике социальной работы коучинг - достаточно редкое явление. Как правило, он используется либо как вспомогательная технология при работе с подростками группы риска, либо как технология стимулирования профессиональной активности безработной молодежи. И, если первое направление устойчиво развивается, то второе представлено единичными проектами. Одной из определяющих причин этого является ряд проблем, связанных с внедрением коучинга в практику учреждений: непроработанность методологии, отсутствие у педагогов нужных компетентностей и мотивации, психологические особенности молодежи, вопросы организационной поддержки.
Специфика технологий социальной работы, как и социальных технологий в целом, состоит в том, что это не субъект-объектные отношения -они ориентированы на взаимодействие двух или нескольких субъектов: с одной стороны -инициатора преобразований (применительно к исследуемой нами теме - специалиста по социальной работе), с другой - участника взаимодействия (молодого человека,
находящегося в трудной жизненной ситуации) [11].
Большая часть авторов, приводя перечень технологий социальной работы с молодежью, называет в основном только те из них, которые можно классифицировать, как терапевтические или абилитационные: социальная терапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, логотерапия, творческие технологии [12]. Решение социальных проблем индивида в данном случае достигается посредством его вовлечения в определенный вид деятельности.
Однако наш опыт доказал, что, несмотря на необходимость решения перечисленных вопросов, технология коуч-наставничества обладает огромным потенциалом в области социальной помощи молодежи.
Результаты исследования. В целях создания дополнительных условий для повышения эффективности работы с подростками и молодежью в трудной жизненной ситуации нами был реализован формирующий эксперимент с использованием разработанной нами Программы коуч-наставничества (далее - Программа) для профессионально-личностного развития
молодежи в трудной жизненной ситуации.
Экспериментальная работа была проведена на базе ГКУ ЦЗН - это площадка, где карьерные консультанты-психологи, предлагают подросткам
и молодежи широкий HR-инструментарий для выбора будущей профессии и трудоустройства. В Центре занятости населения у молодых людей есть возможность пройти профориентационное тестирование и комплексную оценку своих профессиональных и личностных компетенций. Это позволяет определить вектор будущего развития и выявить конкретные инструменты повышения любых недостающих навыков.
Реализация программы включила в себя несколько основных этапов:
1. Целевой этап, в рамках которого была определена цель реализации Программы, уточнена целевая группа и структура программы.
2. Подготовительный этап, обеспечивающий подготовку необходимых организационных условий для реализации разработанной Программы. Учитывая опыт учреждений, нами была создана рабочая группа, координирующая реализацию разработанной программы; разработано и утверждено Положение об использовании коучинговых технологий в целях профессионального развития молодежи, учитывающее основные аспекты данного инструмента; налажено межинституциональное взаимодействие учреждений разной ведомственной подчиненности, так или иначе вовлеченных в профориентационную работу с детьми и молодежью, либо заинтересованных в результатах этой работы; произведен отбор и подготовка участников реализации программы.
3. Диагностический этап, позволивший определить контрольные характеристики мотивационного профиля участников программы и уточнить ее содержание.
4. Организационный этап. Данный этап посвящен реализации содержания разработанной Программы, предусматривающий реализацию содержания программы, в структуре которой были предусмотрены индивидуальные и групповые коуч-сессии, тренинги на повышение профессиональной активности, тематика и содержание которых были направлены на максимальную активизацию процесса
профессионального самоопределения слушателей, осознание ими необходимости профессионально-личностного развития, поиск ресурсов и возможностей для этого.
Выбор тренингов в каждом конкретном случае подлежит согласованию с коучем и куратором.
Тематика и содержание индивидуальных коуч-сессий носят рекомендательный характер, допускаются ситуативные изменения
(отражаются в отчете коуч-наставника) и плановые (согласовываются с куратором).
И индивидуальные, и групповые коуч-сессии имеют свои правила проведения.
Индивидуальные встречи проходят в отдельном кабинете на территории коуч-наставника (ГКУ ЦЗН) при закрытых дверях. Присутствие кураторов и координаторов на индивидуальных встречах не предусмотрено.
Допускается проведение дополнительных индивидуальных и групповых встреч по инициативе коуча или подопечного, группы с соблюдением правил, по согласованию с координаторами и кураторами, законными представителями ребенка.
В таблице 1, в качестве примера, представлена тематика индивидуальных коуч-сессий.
Темы Цель Методики
«Интересы и склонности», «Окружение» Знакомство подопечных с коучем Предварительное выявление направлений развития Методика «Автобиография» Цель: изучение жизненного пути личности Инструкция: с помощью наводящих вопросов выделить основные поворотные моменты в жизни Работа с метафорическими ассоциативными картами Цель: создание диалога между внутренним и внешним миром подопечного, выявление скрытых мотивов и убеждений Инструкция: выбрать карту из колоды, описать ее содержание и свое отношение к изображению
«Видение своего будущего», «Будущее как возможность» 2 Постановка цели траектории индивидуального развития Методика «Временной сдвиг» Цель: мотивация к продуктивному участию в технологии, определение цели Инструкция: представьте, что прошло месяцев (лет). Все свершилось. Вы добились цели. Опишите, что вы наблюдаете. Кем Вы стали? Что Вам это дает? Как Вы себя ощущаете? Что вас окружает? Кто рядом с вами? Какие перспективы открылись перед Вами?
Таблица 1. - Содержание индивидуальных сессий Программы коуч-наставничества молодежи в трудной жизненной ситуации
Продолжение таблицы 1
Темы Цель Методики
«Что помогает одержать победу», «Как закрепить успех», «Чем могут быть полезны ошибки и неудачи» Поиск возможностей для реализации цели Техника «Мозговой штурм» Цель: определение направлений для дальнейшего развития Инструкция: убедить коуча в необходимости выбора определенного направления собственного развития. Использование этой методики позволяет подопечным самостоятельно найти несколько точек зрения на пути дальнейшей самореализации и в процессе ответов на наводящие вопросы выявить все сильные и слабые стороны своей идеи
«Планы на будущее», «Навыки самоорганизации и управления временем» Определение условий для реализации цели Методика «Колесо баланса» Цель: определение приоритетной цели, оценка своих возможностей Инструкция: оцените каждый сектор «колеса» по 10-балльной шкале по состоянию на данный момент; так, как подопечный хотел бы, чтобы данные сферы были развиты
«Как взаимодействовать с другими людьми, могут ли они» Поиск источников реализации цели Техника рефрейминга Цель: коррекция отношения с окружающими Инструкция: Выберите «жертву» - неприятного для Вас человека. И найдите у него достоинства
«Помочь преуспеть в жизни?», «В чём состоит навык общения?» Найдите, за что этого человека можно полюбить в широком смысле этого слова. Просто почувствуйте, что перед вами хороший, интересный человек, перед вами личность с радостями и проблемами. Он очень старается решать свои проблемы так, как он может. Прочувствуйте это хоть пару минут. Больше ничего не делайте, не нужно проявлять свое «новое» отношение. Выполнение подобного упражнения помогает устранить стереотипность в мышлении, сформировать позитивный настрой по отношению к окружающим, настроиться на коммуникацию
«Выявление сильных сторон, которые нужно развивать» Раскрытие потенциала подопечных Методика «Окно Джохари» Цель: анализ восприятия себя другими людьми, выявление потенциальных возможностей Инструкция: разделите лист на 4 части. Получили 4 зоны: открытую — это то, что Вы знаете о самом себе и другие тоже знают; слепое пятно — это то, что другие люди знают о Вас, а Вы — нет; скрытую — это то, что Вы про себя знаете, а другие — нет; неизвестную зону зона — это то, что скрыто и от Вас, и от других. «Окно» заполняется с помощью наводящих вопросов коуча, начиная с открытой зоны. Материал из слепой и неизвестной зон дает возможность для развития подопечного. Результат такой работы - качественное изменение коммуникации с окружающими, возможность четко прогнозировать результаты с учетом понимания и корректировки своих качеств
«Видение образовательного, профессионального будущего и план реализации» Составление укрупненного плана профессионально -личностного развития Модель GROW Цель: формирование стратегии достижения поставленной цели Инструкция: GROW - это аббревиатура от названий четырех этапов - Goal (Цель), Reality (Реальность), Options (Варианты) и Will (Намерение). Пройдя через все четыре этапа с помощью открытых вопросов коуча подопечный повысит осознанность и понимание своих возможностей, ресурсов и необходимых действий для достижения поставленной цели
«Как сделать шаг навстречу переменам» Пошаговое планирование реализации индивидуального плана Методика «Личностный сдвиг» Цель: моделирование оптимального плана профессионально-личностного развития Инструкция: посмотреть на себя и свой план с точки зрения другого человека (любящего Вас / коуча / Вашего соперника). Данная техника помогает сформировать тактику реализации стратегических этапов плана. Визуализация карьерного плана Цель: визуализация перспектив, возможностей, их наглядная подача для создания целостной картины; анализ «узких» мест карьерного плана, уточнение тактики достижения цели
Коуч-наставник должен быть информирован в необходимом объеме об особенностях подопечного, которые могут сказаться на проведении встреч (наличие таких заболеваний, как ДЦП, нарушения речи, эпилепсия, аллергия, сахарный диабет, а также зависимостей (табачная, алкогольная, клептомания) и склонности к отклоняющемуся поведению (побеги, бродяжничество) и др.).
Групповые коуч-сессии проходят в тренинг-залах расположеных на территории учреждения. Присутствие кураторов и координаторов на них приветствуется. Нахождение посторонних лиц запрещено.
В рамках реализации Программы не предусмотрено ведение видео- и аудиозаписи индивидуальных встреч (за исключением реализации исследовательских целей с согласия участников).
5. Контрольно-аналитический этап, направлен на анализ достигнутых результатов и выявление факторов повышения эффективности разработанной и реализованной Программы. Эффективность использования Программы коуч-наставничества молодежи в трудной жизненной ситуации была подтверждена комплексом процессуальных и результирующих показателей: высокой степенью удовлетворенности участников эксперимента его результатами, готовностью рекомендовать подобные проекты своему окружению, отдельными успехами слушателей в профессиональной реализации, динамикой личностных профессионально значимых свойств и характеристик.
Для успешного внедрения Программы коуч-наставничества в работу учреждений должен предусматривать следующие аспекты:
- прохождение будущими коучами специальных курсов или программ подготовки;
- разработка Положения о реализации программы коучинга в учреждении с подробным описанием программы или технологии, функционалом сотрудников, обозначенными критериями оценки эффективности программы, способами оценки эффективности и контроля реализации программы и т.д.;
- организация методологической поддержки коучам со стороны узких специалистов: психологов, юристов и карьерных консультантов;
организация подготовительной
психологической работы с молодежью с целью снизить протест против участия в программе, осознать ее необходимость.
Реализация указанных пунктов позволит минимизировать риски возникновения проблем при внедрении учреждением коучинговых технологий в работу с молодежью в трудной жизненной ситуации.
Заключение. В данной статье рассмотрен перечень основных нормативно - правовых документов, которые касаются реализации и осуществления работы с молодежью. В полной мере рассмотрены документы Федерального значения, регионального значения, а также глобального (мирового) значения.
Исследованы теоретико-методологические основы коуч-наставничества для молодежи в трудной жизненной ситуации.
Были затронуты вопросы касаемые прогрессивных инновационных технологий, в частности, использование в практике учреждений Программы коуч-наставничества. В ходе проведения исследования проанализированы результаты использования Программы коуч-наставничества и выявлены направления ее развития.
Полученный опыт позволил сделать вывод о том, что использование Программы коуч-наставничества в работе с молодежью трудной категории способствует выходу молодых людей из трудной жизненной ситуации, при реализации следующих условий:
- обеспечение равной доступности программ и технологии коуч-наставничества гражданам в возрасте от 14 до 35 лет;
- осуществление планирования карьерной траектории молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
наличие качественного оказания коуч-
сессий и программ тренингов.
Резюмируя все аналитические вопросы по данной теме, была разработана серия занятий с использованием коучинговой технологии, направленных на профессионально-личностное развитие молодежи в трудной жизненной ситуации, что позволило повысить эффективность социальной работы с данной категорией населения в ГКУ ЦЗН.
Литература:
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/documert/cons_doc_LAW_1955 8/
2. Федеральный закон № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской
Федерации» [Электронный ресурс] // ИПС Гарант. -Режим доступа: https://base.garant.ru/105642/
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1565 58/
4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3726 49/
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1718 35/5416a7eceí3afe3fЮ52deb74264bЫ282e889el/
6. Закон «О молодежи» г. Москва [Электронный ресурс] // Официальный сайт мэра Москвы. - Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/documents/ normativnye-pravovye-akty/view/171190220/
7. Закон Московской области от 1 декабря 2003 года № 155/2003-ОЗ «О государственной молодежной политике в Московской области» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&ba se=MOB&n=16666#030856466813737715
8. Государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы»
1. Federal Law "On the Basic Guarantees of the Rights of the Child in the Russian Federation" dated 24.07.1998 No. 124-FZ (last edition) [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1955 8/
2. Federal Law No. 195-FZ "On the Foundations of Social Services for the Population of the Russian Federation" [Electronic resource] // IPS Garant. - Access mode: https://base.garant.ru/105642/
3. Federal Law of December 28, 2013 No. 442-FZ "On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation" [Electronic resource] // ConsultantPlus. -Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156558/
4. Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ "On youth policy in the Russian Federation" [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3726 49/
5. Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 N 2403-r "On Approval of the Fundamentals of State Youth Policy of the Russian Federation for the Period until 2025" [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Access mode:
утверждена постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 № 420-ПП [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?irom=128297 -0&rnd=7A8F58182ECA99115C1410E0CA571D4B& req=doc&base=MLAW&n=198968&REFDOC=128297& REFBASE=MLAW#2bxv72n628v
9. Постановление Правительства МО от 25.10.2016 N 783/39 (ред. от 19.01.2021) «Об утверждении государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области» на 2017-2024 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=244448 -0&rnd=13DF5950DC0C41125A9E22966F914141&req =doc&base=MOB&n=333882&REFDOC=244448&REF BASE=MOB#73hu9qpnibc
10. Алёхина И.С., Путря Н.Г. Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: проблемные аспекты понятийного аппарата / И.С. Алехина, Н.Г. Путря // Управленческое консультирование. - 2020. - № 3. - С. 39-46.
11. Веричева О.Н. Классификация технологий социальной работы с молодежью / О.Н. Веричева // Вестник Костромского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 165-166.
12. Денисова Н.С., Гизатова И.А. Технологии социальной работы с молодежью [Электронный ресурс] / Н.С. Денисова, И.А. Гизатова // Педагогическое мастерство / Материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3177/
ces:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1718 35/5416a7ecefMe3fE052deb74264bbf282e889ef/
6. Law "On Youth", Moscow [Electronic resource] // Official site of the Mayor of Moscow. - Access mode: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/171190220/
7. Law of the Moscow Region of December 1, 2003 No. 155/2003-0Z "On state youth policy in the Moscow region" [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons/CGl/online.cgi?req =doc&base=MOB&n=16666#030856466813737715
8. The state program of the city of Moscow "Social support for residents of the city of Moscow" approved by the decree of the Government of Moscow dated 06.09.2011 No. 420-PP [Electronic resource] // ConsultantPlus. -Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?from=128297-
0&rnd=7A8F58182ECA99115C1410E0CA571D4B&req =doc&base=MLAW&n=198968&REFDOC=128297&RE FBxv72
9. Decree of the Government of the Moscow region of 25.10.2016 N 783/39 (as amended on 19.01.2021) "On approval of the state program of the Moscow region" Social protection of the population of the Moscow region "for 2017-2024" [Electronic resource] // ConsultantPlus. -Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/
online.cgi?írom=244448-
0&rnd=13DF5950DC0C41125A9E22966F914141&ieq=d oc&base=MOB&n=333882&REFDOC=244448&REFBA SE=MOB#ib73 hu9p
10. Alekhina I.S., Putrya N.G. Youth as a subject and object of state youth policy: problematic aspects of the conceptual apparatus / I.S. Alekhina, N.G. Putrya // Management consulting. - 2020. - № 3. - P. 39-46.
11. Vericheva O.N. Classification of technologies of social work with youth / O.N. Vericheva // Bulletin of the Kostroma State University. - 2013. - № 5. - S. 165-166.
12. Denisova N.S., Gizatova I.A. Technologies of social work with youth [Electronic resource] / N.S. Denisova, I.A. Gizatova // Pedagogical skills / Materials of the II Intern. scientific. conf. (Moscow, December 2012). -M.: Buki-Vedi, 2012. - Access mode: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3177/
i3.00.0i - Общая педагогика, история педагогики и образования
Сведения об авторе:
Савенкова Светлана Владимировна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Социальная коммуникация и организация работы с молодежью» факультета «Социальная коммуникация», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», е-шай: savenkovasv@mgppu.ru