Научная статья на тему 'Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп'

Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП / УНИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / TECHNOLOGY / STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS / UNIFIED TRAINING COMPLEXES / MEANS OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Светлана Николаевна, Пригода Геннадий Сергеевич

В статье обоснована технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп. Установлено, что для групповой деятельности студентов специальных медицинских групп в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов характерным является совместное изучение теоретических основ здорового образа жизни и профилактики разных заболеваний. Для них важными становятся ценности здорового образа жизни. В ходе занятий у студентов специальных медицинских групп, идет обмен полезной информацией. Возникает потребность деятельности для профилактики разных заболеваний. Наличие интереса к таким занятиям позитивно влияет на индивидуальное улучшение функционального состояния, на степень взаимопонимания и интереса при решении задач профилактики разных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Светлана Николаевна, Пригода Геннадий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of use of the unified training complexes during physical training of students of special medical groups

The technology of use of the unified training complexes during physical training of the students of the special medical groups is proved in the article. It is established that for the group activity of the students of the special medical groups during the occupations with use of the unified training complexes the joint studying of theoretical bases of a healthy lifestyle and prevention of different diseases is characteristic. For them the values of a healthy lifestyle are becoming important. During the occupations among the students of the special medical groups there is exchange of the useful information. There is a need in activity for prevention of the different diseases. Existence of interest in such occupations positively influences on the individual improvement of the functional state, extent of the mutual understanding and interest at solution of the problems of prevention of the different diseases.

Текст научной работы на тему «Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп»

2. Maksachuk, E.P. (2014), "Influence of means of increase of motivation to training occupations on physical readiness of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9 (115), pp. 186-189.

3. Ogol, P.S. (2017), "Motivation of schoolchildren to physical training", Actual problems of experimental and clinical medicine, pp. 690-694.

4. Pankratovich, Yu.G. and Ziambetov, V.Yu. (2014), "Theoretical substantiation of directions of formation of motivation of schoolchildren to physical culture", Physical culture, sport and health, Cheboksary, pp. 194-198.

5. Aidarov, R.A. and Kalina, I.G. (2017), "Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution", Modern Journal of Language Teaching Methods, vol. 7, Issue: 9.1, pp. 164-168.

6. Kalina, I.G. (2016), "The role of visual representations in teaching motor actions", Actual problems of physical culture and sport, Proceedings of the 6th International conference, Cheboksary, 2016, pp. 346-350.

7. Kolykhmatov, V.I. (2018), "Modern digital educational technologies in schools of the Leningrad region in the conditions of digitalization of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 87-92.

8. Ivashhenko, V.P., Mitenkova, L.V. and Khalilova, L.I. (2019), "Evaluation of the effectiveness of Informatization as a way to motivate students of a special medical group to engage in physical therapy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 164-168.

9. Kalina, I.G. and Aidarov, R.A. (2018), "Visual Communication in Physical Education", Communication strategies of the information society, Proceedings of the 10th International conference, Saint-Petersburg, 2018, pp. 398-400.

10. Robert, I.V. (2014), Theory and methods of Informatization of education, Binomial, Moscow.

Контактная информация: KalinaIrinaGenn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2019

УДК 796.011.3

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИФИЦИРОВАННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ХОДЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Светлана Николаевна Карпова, соискатель, Геннадий Сергеевич Пригода, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического

приборостроения

Аннотация

В статье обоснована технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп. Установлено, что для групповой деятельности студентов специальных медицинских групп в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов характерным является совместное изучение теоретических основ здорового образа жизни и профилактики разных заболеваний. Для них важными становятся ценности здорового образа жизни. В ходе занятий у студентов специальных медицинских групп, идет обмен полезной информацией. Возникает потребность деятельности для профилактики разных заболеваний. Наличие интереса к таким занятиям позитивно влияет на индивидуальное улучшение функционального состояния, на степень взаимопонимания и интереса при решении задач профилактики разных заболеваний.

Ключевые слова: технология; студенты специальных медицинских групп; унифицированные тренировочные комплексы; средства физического воспитания.

TECHNOLOGY OF USE OF THE UNIFIED TRAINING COMPLEXES DURING PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

Svetlana Nikolaevna Karpova, the competitor, Gennady Sergeyevich Prigoda, the candidate of pedagogical sciences, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Annotation

The technology of use of the unified training complexes during physical training of the students of the special medical groups is proved in the article. It is established that for the group activity of the students of the special medical groups during the occupations with use of the unified training complexes the joint studying of theoretical bases of a healthy lifestyle and prevention of different diseases is characteristic. For them the values of a healthy lifestyle are becoming important. During the occupations among the students of the special medical groups there is exchange of the useful information. There is a need in activity for prevention of the different diseases. Existence of interest in such occupations positively influences on the individual improvement of the functional state, extent of the mutual understanding and interest at solution of the problems of prevention of the different diseases.

Keywords: technology, students of special medical groups, unified training complexes, means of physical training.

Оздоровительная физическая культура обладает широкими возможностями для повышения работоспособности и эффективной учебной деятельности студентов [1-3]. Успешная адаптация студентов специальных медицинских групп к условиям учебной деятельности протекает во время занятий физической культурой, которая имеет свои особенности [3]. Очень важно, чтобы студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья занимались совместно в группе, особенно на начальном этапе обучения в вузе. Для этого необходимо использовать унифицированные тренировочные комплексы.

Установлено, что деятельность студентов на занятиях расширяет их знания по основам здорового образа жизни. В ходе занятий студенты объединены общей целью - организацией здорового образа жизни. Они вместе решают задачи, связанные с организацией здорового образа жизни, профилактикой разных заболеваний. В ходе такой деятельности на занятиях появляется совместный интерес к вопросам профилактики разных заболеваний и готовность к действию по организации здорового образа жизни [1]. Это позволяет им осознанно подходить к вопросам, связанным с профилактикой разных заболеваний.

Для групповой деятельности студентов специальных медицинских групп в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов характерным является совместное изучение теоретических основ здорового образа жизни и профилактики разных заболеваний. Для них важными становятся ценности здорового образа жизни. В ходе занятий у студентов специальных медицинских групп, идет обмен полезной информацией. Возникает потребность деятельности для профилактики разных заболеваний. Наличие интереса к таким занятиям позитивно влияет на индивидуальное улучшение функционального состояния, на степень взаимопонимания и интереса при решении задач профилактики разных заболеваний. В ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов у студентов специальных медицинских групп, происходит согласование их деятельности, связанной с решением задач по охране собственного здоровья и профилактики разных заболеваний с использованием средств и методов физической культуры [3].

Для укрепления собственного здоровья в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов важно знать, что каждый студент специальных медицинских групп, включен в деятельность по охране собственного здоровья и по профилактике своего заболевания. Основываясь на данных теоретических положениях, нами была обоснована технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп (рисунок 1).

Этапы полготовки

Цель занятий

Начальной подготовки

(1 курс обучения)

Методической подготовки

(2,3 курсы обучения)

Самостоятельной тренировки

(4,5 курсы 2 | обучения)

Задачи подготовки

Средства и методические приемы

Формирование у студентов позитивного отношения к занятиям физической культурой и повышение уровня общефизической подготовленности.

Повышение уровня физической готовности, улучшение функционального состояния, укрепление здоровья, расширение знаний у студентов о пользе физических упражнений для профилактики болезни

Формирование у студентов навыков методически грамотного составления комплексов физических упражнений в соответствии с заболеванием, и их применения на практике.

Повышение уровня методической подготовленности у студентов к использованию комплексов упражнений в соответствии с заболеванием. Улучшение функционального состояния и здоровья.

Дальнейшее развитие методических навыков у студентов и корригирование наиболее слабых мест в подготовке к проведению самостоятельных тренировок.

Повышение адаптационных возможностей организма, улучшение функционального состояния и здоровья.

Оценка и анализ своей деятельности при проведении оздоровительных тренировок

Проведение мероприятий:

- по подбору нагрузки для студентов;

- по выбору метода тренировки, соответствующих уровню отклонений в состоянии здоровья

Проведение мероприятий:

- по контролю над уровнем методической подготовленности студентов;

- по улучшению психологической и личной готовности к самостоятельной тренировке;

по координации действий студентов в проведении оздоровительных тренировок_

Проведение мероприятий:

- по корректировке и исключению средств, методов тренировки, имеющих недостаточную эффективность;

по обеспечению гармоничного развития физ. качеств и психических свойств

±

Результат подготовки - готовность к профессиональной деятельности после окончания вуза

Рисунок 1 - Педагогическая технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп

Было установлено, что на эффективность использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп влияют разные причины. Проведенный анализ причин, влияющих на успешность использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп, позволил определить, что эффективность таких занятий зависит от качества деятельности преподавателей, работающих с такими студентами. Необходимо учитывать индивидуальные характеристики студентов; способы взаимовлияния в ходе занятий, совместимость по общим нарушениям в состоянии здоровья. Исследования показали, что личностные характеристики студентов в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов определяют процесс

их приспособления к условиям совместной деятельности в процессе тренировки. Ими являются:

- готовность к совместной деятельности в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов, понимание значения решаемых задач по профилактике разных заболеваний;

- уровень развития физических качеств и степень нарушений в состоянии здоровья;

- степень развития морального и волевого настроя на преодоление трудностей, связанных с улучшением функционального состояния и собственного здоровья;

- деятельность в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов и общение студентов позволяет правильно воспринимать чужую боль, быть более терпимым к другим сокурсникам, имеющим отклонения и нарушения в состоянии здоровья.

Все это способствует улучшению функционального состояния и собственного здоровья студентов в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов. В ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов происходит более качественное решение задач по улучшению функционального состояния и собственного здоровья студентов.

Важнейшим фактором позитивного влияния таких тренировок на студентов является включенность в совместную деятельность в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов. Однако, положительную роль для студентов в ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов такая тренировка будет играть только при правильной ее организации.

В ходе занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов происходит познание тех или иных свойств каждого студента, его отношения к занятиям физической культурой и собственному здоровью. Это следует учитывать преподавателям, проводящим занятия со студентами специальных медицинских групп.

Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность разработанной технологии использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп. Студенты, прошедшие подготовку в вузе с использованием унифицированных тренировочных комплексов, имели достоверно более высокие показатели по знаниям основ здорового образа жизни и при решении практических задач охраны собственного здоровья по сравнению со студентами контрольной группы. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости внедрения разработанной технологии использования унифицированных тренировочных комплексов в практику подготовки студентов специальных медицинских групп в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 58.

2. Волков, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.В. Волков, И.А. Панченко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 35-37.

3. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -С. 12-15.

REFERENCES

1. Bolotin A.E. and Yakovlev Yu.V. (2014), "The factors defining inclusiveness of students of mountain specialties in sports activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 58.

2. Volkov A.V., Panchenko I.A. and Bolotin A. E. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-37.

3. Tokareva A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S., Bolotin A.E. and Yarchikovskaya L.V (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

Контактная информация: karpovaSN@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2019

УДК 378

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Степановна Касаткина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Юрьевна Немудрая, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Циулина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Сергеевна Шкитина,

кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»), г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящается проблеме подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Обосновывается необходимость создания модели подготовки студентов в рамках этого направления воспитательной работы, описаны ее методологические основания и выявлены условия ее эффективного функционирования. Цель статьи - проанализировать эффективность функционирования данной модели. Делается вывод о том, что разработанная и апробированная модель обеспечивает готовность студентов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников в образовательных организациях, что подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' TRAINING FOR PUPILS' CIVIL AND

PATRIOTIC EDUCATION

Natalia Stepanovna Kasatkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Yurievna Nemudraya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vladimi-

rovna Tsiulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Sergeevna Shkitina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South-Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to the problem of pedagogical university students' preparing for schoolchil-dren's civil and patriotic education. The necessity of creating a model for preparing students in this area of educational work is justified, its methodological bases are described, and its effective functioning conditions are revealed. The purpose of the article is to analyze the effectiveness of the model functioning. It is concluded that the developed and tested model ensures the readiness of students for the organization of school-children's civil and patriotic education in educational organizations, which is confirmed by the results of the experimental work carried out.

Keywords: civil education, patriotic education, civil and patriotic education, pedagogical university students' training for schoolchildren's civil and patriotic education.

В современном обществе проблема формирования гражданских качеств у молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, наблюдаются процессы демократизации и появление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.