УДК 373.31
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Г.В.Ахметжанова
TECHNOLOGY OF FORMING CREATIVE QUALITIES OF A PERSON IN MODERN EDUCATIONAL
ENVIRONMENT
G.V.Akhmetzhanova
Тольяттинский государственный университет, [email protected]
Представлена технология формирования творческих качеств личности в современной образовательной среде. Определены технологические закономерности деятельности творческой личности. Описана технология, которая позволяет формировать необходимые творческие качества личности для достижения поставленных педагогических целей. Приведена интегральная характеристика творческого потенциала личности. Указаны этапы педагогического эксперимента. Отмечена особенность технологии формирования творческих качеств личности в подсистеме «начальная школа».
Ключевые слова: тенденции развития образования, моделирование педагогических явлений, результативность технологии обучения, творческие качества личности, интегральная характеристика, творческий потенциал, лонгитюдный эксперимент, экспертный метод, подсистема «начальная школа», уровень выраженности творческих качеств
This article presents the technology of forming the creative qualities of a person in modern educational environment. The author defined technological patterns of activity of a creative personality. The author also described the technology, which provides desired creative qualities for achieving educational goals. The integral characteristic of creative potential of a person is given. The stages of pedagogical experiment are presents. Specific of the technology providing creative qualities of a person in the subsystem of "elementary school" is presented.
Keywords: trends in the development of education, modeling pedagogical phenomena, efficiency of educational technology, creative qualities of a person, integral characteristic, creativity, longitudinal experiment, expert method, subsystem of "elementary school", manifestation degree of creative qualities
Тенденции развития образования в 2015 году предполагают приобретение личностью определенных навыков, среди которых особо значимыми являются любопытство и мастерство, технологический энтузиазм, толерантность и некоторые другие [1]. Все перечисленные качества относятся к творческим качествам личности, которые следует формировать как можно раньше.
Моделирование педагогических явлений требует достоверного измерения показателей результативности технологии обучения. Полученные экспериментальные данные всегда имеют статистический характер и поэтому должны быть содержательно интегрируемы. При планировании и организации педагогического эксперимента по формированию творческих качеств личности предполагалось получить ответы на следующие вопросы:
Случайно или закономерно то или иное изменение в ходе эксперимента (задача внутренней ва-лидности эксперимента)?
Можно ли переносить результаты, полученные в конкретных экспериментальных условиях, на естественный учебный процесс (задача внешней валидно-сти)?
Понятие валидности мы связываем со следующими положениями: предложенные экспериментальные материалы находятся в соответствии с изучаемым объектом; степень доверия результатам кон-
троля; интервал времени, необходимый для эффективного контроля за уровнем формирования творческих качеств личности.
Под эффективностью контроля мы подразумеваем получение результатов с минимальными затратами времени и ресурсов. Для достижения эффективности формирования творческих качеств в экспериментальном исследовании:
были поставлены конкретные цели и установлены характеризующие их количественные показатели;
разработана системная диагностика; определены критерии результативности и способы их достижения.
Как известно, любая созидательная деятельность призвана формировать определенные творческие качества личности. Этот процесс мы предлагаем начать уже в младшем школьном возрасте. При формировании творческих качеств личности необходимо планировать не только их приобретение на заданном уровне, но и умение проверять степень их сформиро-ванности. В качестве отправной точки в этом направлении можно взять уровень q выраженности творческого качества личности: q = 0 — качество отсутствует полностью; q = 1 — качество демонстрируется в специально созданных педагогических ситуациях; q = 2 — качество может быть воспроизведено по просьбе педагога; q = 3 — качество проявляется непременно в
любом подходящем случае; q = 4 — качество стало неотъемлемым в личности ребёнка.
В разрабатываемой нами технологии в первую очередь необходимо было выделить творческие качества и указать уровень их достижения, который планируется достичь.
В блоке содержания разрабатываемой технологии был произведен отбор таких действий учащихся, которые бы позволяли формировать необходимые творческие качества личности для достижения поставленных педагогических целей. Педагог, при этом, должен учитывать две закономерности формирования индивидуальных творческих качеств личности:
— утверждение иерархии уровней развития, которая говорит о переходе с более низкого на более высокий уровень;
— возможность выполнить соответствующую деятельность только на основе усвоения соответствующей информации о способах этой деятельности на данном уровне.
Кроме того, надо помнить, что время формирования творческого качества на разных уровнях для каждого индивида соотносится как Т : Т2 : Т3 : Т4 = 1 : 4 : 9 : 16, где Т — время, затраченное на формирование качества на определенном уровне.
После определения целей и содержания деятельности важным звеном в педагогической технологии являются средства педагогической коммуникации, включающие в себя методы, организационные формы и средства. Выбор средств педагогической коммуникации определялся условиями, в которых протекает деятельность, и зависит от целей деятельности и мастерства педагога. Методы были выбраны такими, чтобы в данных условиях они активизировали познавательную деятельность, оптимизировали педагогический процесс и способствовали достижению поставленных целей.
Для правильного осуществления деятельности необходимы дидактические средства, которые облегчают непосредственное и косвенное формирование отмеченных личностных качеств. Подбор дидактических средств осуществлялся в тесной связи с остальными компонентами деятельности.
Таким образом, деятельность творческой личности должна подчиняться общим технологическим закономерностям: постановка целей, определение исходного состояния личности, подбор средств и методов воздействия на нее, сведение всех этих компонентов в единую цепочку, распределение во времени и пространстве структуры взаимодействия учителя и учеников, определение методов контроля за ходом формирования творческих качеств. Главным критерием в использовании этих закономерностей должно быть достижение планируемого результата, который необходимо уметь измерять и соотносить с тем или иным уровнем. Здесь необходима увязка целей, содержания средств педагогической коммуникации в единую технологическую цепочку, основным содержанием которой должны быть координация в пространстве и синхронизация во времени действий обучающего и обучаемого, направленные на достижение заранее запланированного результата.
В качестве критерия оценки сформированно-сти некоторого творческого качества (ТК) для всей экспериментальной группы можно использовать величину Ю, определяемую по формуле (1):
N
к0 - к£ 1 (1)
где qi — уровень ТК 1-го личности;
п — количество учащихся в группе;
1 — индекс суммирования;
} — номер проверяемого ТК.
Критерий К = 1, если у всех учащихся творческое качество сформировано на 4-м уровне (высокий), К = 0, если данный творческий элемент отсутствует. Критерий К позволяет судить об уровне сформированности творческого элемента на определенном уровне.
Кроме оценки сформированности отдельного творческого качества личности, необходима интегральная характеристика его творческого потенциала, которая определяется по формуле 2:
N
ТП = 2 ИЛ, (2)
3 =1
где э — уровень ]-го ТК личности;
А — уровень значимости ]-го ТК;
N — количество формируемых качеств.
Для определения общей стратегии и направления исследований был осуществлен констатирующий эксперимент.
Работа проводилась в направлении поиска как способов развития высокого уровня творческих качеств личности, так и способов более эффективной формы организации учебно-воспитательного процесса в виде моделирования педагогической деятельности и проектируемой педагогической технологии.
Для доказательства эффективности разработанной авторской технологии в течение четырех лет нами проводился лонгитюдный эксперимент, сопровождавшийся измерением формируемых творческих качеств личности.
По итогам лонгитюдного эксперимента (в эксперименте принимали участие 307 учащихся начальной школы МБУ СОШ № 63 г.о. Тольятти) с помощью разработанной педагогической технологии развивались творческие качества личности, а затем диагностировался уровень их развития и сделан вывод о степени сформированности творческого потенциала каждой отдельно взятой личности [2].
Экспертами выступали студенты различных направлений подготовки Тольяттинского государственного университета, которые были заранее ознакомлены с методикой эксперимента.
Задача экспертов заключалась в том, чтобы диагностировать сформированность творческих качеств личности на основе наличия признаков в каждом из проводимых мероприятий, указанных в технологии. Каждый эксперт выставлял оценки каждому испытуемому за уровень сформированности того или иного творческого качества личности. Перед началом эксперимента все члены экспертной группы проходи-
ли инструктаж, а затем тренинг по выравниванию оценок, который заключается в том, что одновременно оценивают одного и того же испытуемого, а затем сравнивают оценки. На каждого испытуемого была заведена личная творческая карта, в которую заносились все результаты эксперимента [3].
Особенностью технологии формирования творческих качеств личности в начальной школе яв-ляется учёт параметров целей в различных видах дея-тельности.
Разработанная технология и система конкретных мероприятий учебной и внеучебной деятельности в начальной школе позволила получить результаты, свидетельствующие об эффективности всей про -граммы развития творческих качеств личности в подсистеме «начальная школа».
1. Духнич Ю. Европейское обучение [Электр. ресурс] // Smart education. URL: http://www.smart-edu.com/learning-in-europe-2020.html (дата обращения 01.06.2015).
2. Альтшуллер Г.С. НАИТИ идею: Введение в теорию ре -шения изобретательских задач. 3-е изд., доп. Петрозаводск: Скандинавия, 2003. 240 с.
3. Ахметжанова Г.В. и др. Полиаспектная подготовка современного педагога // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 7. С.45-47.
References
1. Dukhnich Iu. Evropeiskoe obuchenie [European education]. Smart education. Available at: http://www.smart-edu.com/learning-in-europe-2020.html (accessed 01.06.2015).
2. Al'tshuller G.S. NAITI ideiu: Vvedenie v teoriiu resheniia izobretatel'skikh zadach [Finding an idea. Introduction in the Theory of Inventive Problem Solving]. 3d ed., rev. and enl. Petrozavodsk, "Skandinaviia" Publ., 2003. 240 p.
3. Akhmetzhanova G.V., Gruzdova I.V., Drygina E.N. et al. Po-liaspektnaia podgotovka sovremennogo pedagoga [Poly-aspect training of a modern teacher]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii, 2011, no. 7, pp. 45-47.