А. В. Ту тиков
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ И НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Работа представлена кафедрой педагогики Брянского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Прядехо
В статье представлено описание технологии формирования системы жизненных н нравственно-правовых ценностных ориентации осужденных подростков. Автором выделены условия ее реализации в работе с правонарушителями, отбывающими наказание. Ядром технологического процесса является медиа-методы, такие как медиа-диалог, медиа-дискуссии, позволяющие осужденным подросткам рсализовывать их центральную потребность в общении со сверстниками н на этой основе формироваться ценностным орпепташшм.
4 9 4
The article provides a description of how to develop life, moral and law-abiding values in convicted adolescents. The author analyses the conditions that are required to develop such values in young imprisoned law-breakers. The core clement of the process are multimedia methods, such as media dialogues, media discussions, allowing convicted adolescents to satisfy their need to communicate with peers, with new values developing in them on the basis of such communication.
Социально-политические, экономические реформы, проводимые в России в последнем десятилетии XX - начале XXI вв., ориентированы на демократические преобразования во всех сферах деятельности общества. С педагогической точки зрения период интенсивных социальных изменений обычно характеризуется двумя противоречивыми тенденциями. Первая из них проявляется в развитии новых социальных сил, вызывающих активность личности в различных жизненных сферах. Вторая связана с неизбежным наличием деструктивных явлений и процессов, сопровождающих периоды масштабных социально-экономических перемен, таких как безработица, рост преступности, кризис доверия к институтам государственной власти, проявления девиантного поведения. Исходя из данного положения, целью нашего исследования является разработка и внедрение технологии формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентации осужденных подростков.
Работа по формированию системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентации трудных подростков осуществлялась в Брянской воспитательной колонии (ВК) и 36 уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ) Брянской области под руководством Брянского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (БО НАН) в тесном единстве с лабораторией ювенальных технологий БФ МПСИ.
Одним из организационных условий осуществления поставленный цели является подготовка сотрудников УИИ и ВК в
ходе семинаров БО НАН с уголовно-исполнительными инспекциями и сотрудниками Брянской воспитательной колонии с целью выработки совместных действий по следующим направлениям:
• оказание помощи в трудоустройстве родителям несовершеннолетних, находящимся в социально опасном положении;
• организация бесед психологов с родителями подучетных несовершеннолетних «Ваш трудный подросток»;
• привлечение несовершеннолетних к участию в благотворительной деятельности по оказанию помощи инвалидам, ветеранам, престарелым людям;
• проведение мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, СПИДа:
а) обмен информацией между учреждениями УИИ , системы здравоохранения, образования, ОВД, социальных служб по несовершеннолетним, употребляющим одурманивающие вещества, а также по неблагополучным семьям;
б) создание условий для реализации «трудными» подростками своих жизненных ценностных ориентации через осуществление комплексной программы взаимодействия заинтересованных служб;
в) организация уголков, стендов по проблемам наркомании и токсикомании,пре-имущества здорового образа жизни в Брянской воспитательной колонии, уголовно-исполнительных инспекциях;
г) проведение анонимного анкетирования подростков совместно с врачом наркологом;
д) участие несовершеннолетних условно осужденных в походах «Мужество» и др.;
е) формирование у подростков культа положительного героя путем просмотра фильмов, чтения художественной литературы.
Другим условием внедрения разработанной технологии стала подготовка студентов Брянского филиала Московского психолого-социального института в качестве специалистов по реализации системы формирования жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентации трудных подростков в рамках ювенальных технологий. С этой целью разработана и реализована программа курса «Ювенальные технологии» для студентов психологического и юридического факультетов как системообразующая дисциплина, включающая изучение влияния контингента колонии на образ жизни несовершеннолетнего: изучение «кастового» расслоения воспитанников; разработка и апробация методов вывода из «кастового сознания».
Формирование жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентации трудных подростков осуществлялось по двум направлениям:
• обеспечение правовой компетенции и нравственно-нормативного поведения воспитанников;
• организация деятельностно-практи-ческого общения подростков со специально обученной молодежью с высокой ценностной направленностью (студентами) посредством медиа-центра для воспитанников Брянской воспитательной колонии и интернет-форума с помощью портала Кокинской средней школы (для условно осужденных подростков).
В рамках интернет-форума непосредственными участниками являются члены детских общественных организаций Кокин-ской школы «Юная Россия» и «Кокинская единая демократическая республика». Участие детских общественных организаций обеспечит взаимодействие подростков одного возраста, что позволит соблюсти тендерное равенство и увеличить факторы положительного воздействия на трудных подростков. Специфика Кокинской школы состоит в том, что в ней обучаются дети из 8 населенных пунктов и в ней представлен
весь социальный спектр современного общества. В школе накоплен положительный опыт работы с подростками «группы риска» и создана база для внедрения технологии социального воспитания средствами массовой информации и коммуникации. Условно осужденные подростки вместе с подготовленными студентами встречаются в уголовной инспекции, школах и клубах, участвуют в работе открытого медиа-центра.
В рамках Брянской воспитательной колонии создан закрытый медиа-центр, который объединяет всех воспитанников и создает необходимые технические условия для организации медиа-центра: радиоузел, условия для создания газеты «Луч», компьютерный класс, локальная внутренняя сеть, функционирует внутренний портал «БВК.ги», имеется доступ в Интернет.
Печатные издания, теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы или иные формы распространения информации рассматриваются как средства массовой коммуникации и включают развивающую и общекультурную, нравственно-правовую информацию. С помощью данных средств коммуникации (СК) в нашем исследовании реализовываются следующие функции педагогического воздействия.
Информационная - распространение сведений о текущих событиях, знаний об окружающей действительности (знания о мире, живой и неживой природе, о человеке и обществе, о науках, профессиях и т. д.). Это позволяет личности определять ценности, адаптироваться к социальной действительности.
Воспитательная - восприятие образцов жизни, примеров поведения, пропаганду ценностей, отношение к миру, людям, к самому себе, приобщение к культуре и искусству, информация о морально-этических, правовых, идеологических и прочих нормах современного общества.
Образовательная - сообщение сведений, позволяющих оценивать и упорядочивать их, тем самым ориентироваться в
сложном потоке информации; формирующих умения:
• ориентироваться в информационном пространстве;
• противостоять манипулированию собственным сознанием;
• противостоять вредным склонностям, привычкам;
• пропагандировать здоровый образ жизни;
• создавать оптимальную нравственно-правовую информационную среду;
• помогать саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самоопределению и самоорганизации подростков.
Социально-управленческая - СК формируют социальные ориентации (включающие и жизненные, и нравственно-правовые), организуют общественное сознание, мнения по поводу значимых событий, людей. СК регулируют отношения внутри подросткового общества, поддерживают его интеграцию, динамическое единство и целостность, упорядочивают массовые формы поведения, формируют социальную активность человека, правовое пространство личности, правовое просвещение; обеспечивают повышение культурного и образовательного уровня.
Рекреативная. Средства коммуникации во многом определяют досуговое времяпрепровождение подростков, как групповое, так и индивидуальное.
Релаксациоппа - СК обладают огромным терапевтическим эффектом; теле- и компьютерные игры снимают и компенсируют стрессы и фрустрации. Особенно важно это для подростков, у которых возникают осложнения в общении с окружающими или в других сферах жизни (напряженные эмоциональные состояния и дискомфорт).
Процесс формирования системы ценностных ориентации осужденных подростков начинался с создания условий для овладения воспитанниками представлений о ценностях в полной мере (первый этап). Медиа-центр воспитательной колонии и
связь с порталом Кокинской школы УИИ объединил все подростковые масс-медиа. Он служит информационной основой всей внешкольной деятельности подростков и имеет следующие цели:
• мультимедиаобразование, защита подростка от информационных манипуляций, общественная польза;
• участие подростков в деятельности системы дополнительного образования (кружках, клубах, конкурсах, смотрах, мероприятиях);
• знакомство подростков с шедеврами мировой художественной культуры;
• телекоммуникации со школами области и других регионов России (для условно осужденных подростков);
• приобщение подростков к технической и журналистской стороне СК;
• предоставление подросткам трибуны самоутверждения в литературном и художественном творчестве.
Мероприятия, направленные на формирование жизненных и нравственно-правовых ценностей, проводятся на базе Медиа-центра ВК (закрытый) и УИИ (на базе портала Кокинской средней школы). Медиа-центр ВК возглавляет Совет СК, состоящий из работников колонии и подросткового актива. Он включает подразделения -«Школа-пресс», «Школа-радио», «Независимое ТВ», центр компьютерного обеспечения и кабинет инженерно-технического обеспечения (см. схему 1), которые возглавляют главный редактор и художественный совет.
Объединение «Школа-пресс» выпускает периодические издания: газеты; поэтический сборник; оформляет стендовую информацию (объявления,рекламу, Доску почета, экспозиции, физкультура и спорт и др.).
«Школа-радио» объединяет редакцию радиопередач,студию звукозаписи;звуко-операторов музыкальных мероприятий; ансамбль электромузыкальных инструментов; дискотеку. Радиовещание включает в себя основные жанры: информационные
общественно-политические (радиоинформация, репортаж, комментарий, интервью, беседа); художественно-публицистические (радиоочерк, композиция), художественные (радиоинсценировка, пьеса и др.), учебные. Радио транслирует исполнение литературных и музыкальных произведений всех жанров, а также использует специально адаптированные для радио драматические и оперные спектакли. Нами использовались заочные, дистанционные, интерактивные технологии школьного обучения.
«Независимое телевидение» включает: видеозал, видеостудию; редакцию телевидения; съемочную группу; локальную
Функционирование медиа-центра
видеосеть (мониторы в видеозале). В нашей практике использованы четыре основных вида кинофильмов: художественная (игровая) кинематография; документальное кино, которое специально подобрано или изготовлено подростками; мультипликационное кино, «одушевляющее» графические или кукольные персонажи; научно-популярное кино, которое знакомит зрителей с жизнью природы и общества, научными открытиями и изобретениями, воссоздает ход творческих поисков ученых и мастеров искусств, наглядно демонстрирует физико-химические и биологические процессы.
Схема 1
Брянской воспитательной колонии
Компьютерное
обеспечение
Управление, учебные программы, компьютерная сеть
Независимое телевидение
Учебные видеофильмы, медиатека, компьютерная сеть тележурналисты, телеоператоры съемочная группа, видеоклуб, локальная ТВ-сеть
Центр компьютерного обеспечения: компьютерный класс; телекоммуникационные проекты; локальная компьютерная сеть; прием-передача учебных программ.
Кабинет инженерно-технического
обеспечения, группа эксплуатации; группа
ремонта; аудиосредства (усилители, звуковые колонки, микшер); видеосъемочная и монтажная аппаратура; медиатеатека, видеопроектор.
В работе с осужденными использовались следующие технические средства: цвет-
ной телевизор, DVD-проигрыватель, ноутбуки, стационарные компьютеры. Использование видеоаппаратуры позволяет знакомить подростков с имеющимися положительными традициями БВК, собранными на видеоносителях, использовать на индивидуальных и групповых занятиях элементы кинотерапии, арт-терапии, развивающих у подростков сопереживание и сотворчество, изучать позитивное и негативное влияние фильмов на воспитанников. С этой целью используются художественные фильмы, имеющие высоко нравственное и эстетическое содержание.
Условно осужденные подростки через средства коммуникации УИИ связываются с порталом Кокинской школы, где представлены все структурные компоненты медиа-центра: «Школа-пресс», «Школа-радио», «Независимое телевидение».
Таким образом, все осужденные подростки имеют возможность общения через открытый или закрытый Медиа-центр. Последовательное проведение медиа-мероприятий позволило обеспечить необходимые материальные и технические условия для реализации модели формирования системы жизненных и нравственно-правовых ценностей осужденных подростков средствами коммуникации.
Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, готовится студентами совместно с психологами, педагогами, представителями УИИ, специалистами ювенальной юстиции. Средства информации действуют подобно педагогу, отбирающему, компонующему, интерпретирующему информацию.
Для управления работой по реализации цели и задач программы использовалась и технология разработки и последовательного запуска веера комплексных программ, направленных на обеспечение условий формирования системы жизненных и нравственно-правовых ценностей трудных подростков в различных видах социально-полезной деятельности (организации досуга,
деятельности общения и т. д.). Содержание работы педагога определяется в основном реализацией четырех комплексных программ: «Мое здоровье», «Я и Социум», «Досуг», «Нравственно-правовые отношения людей».
«Здоровье» - обсуждение в рамках Интернет-форума проблем здоровья, медиа-диалог с врачом-наркологом, сексопатологом, а также участие в спортивных соревнованиях между районами, школами (для УИИ) или отрядами (для БВК).
«Социум» предполагает пропедевтическую работу по обретению детьми навыков культуры поведения, общения, соблюдения элементарной нравственности в межличностных отношениях.
Подготовка к включению подростков в программу «Социум» осуществлялась психологом, педагогами, сотрудниками воспитательной колонии, уголовно-исполнительной инспекции, студентами-психологами по стимулированию ценностного ядра личности через самопознание, самоорганизацию, самореализацию в общении: «Я - добрый», «Я - заботливый», «Я - чуткий», «Я - терпимый» и т. д. С этой целью на различные темы организуются медиа-дискуссии, медиа-диалог, сбор мнений через печать, документальные фильмы, ролевые и деловые игры, тренинги и пр. В ходе данной комплексной программы рассматриваются такие темы, как «Семейные роли», «Учитель глазами школьника», «Мой мир», «Любовь или влюбленность» и пр.
Большие возможности для подготовки трудных подростков к формированию их коммуникативных компетенций, как показывают результаты экспериментальной работы, заложены в таких формах, как тренинги, организуемые студентами-психологами. В ходе их проведения реализуется весь комплекс ценностных ориентации личности - жизненных, нравственных, правовых.
В зависимости от целей проведения используются разные виды тренинга: тренинг творческих способностей, тренинг комму-
никативных умений, тренинг личностного роста и др. По нашему мнению, тренинг личностного роста - важное звено в реализации «образа Я» подростка.
В связи с этим диагностический этап тренинга («Как я вижу себя? Как я вижу другого? Как другие видят меня?»), как правило, должен быть ориентирован на уточнение «образа Я», переосмысление себя, результатом чего является формирование более адекватного «образа Я», осознание необходимости выработки специальных коммуникативных умений и навыков. На основе рефлексии определяются наиболее продуктивные формы поведения, а также те, от которых следует избавиться ввиду их неэффективности. Формирующий этап тренинга предполагает выработку и закрепление эффективного типа отношений с самим собой и окружающим миром.
Тренинг личностного роста позволяет в ходе системы занятий поэтапно смоделировать процесс формирования той или иной ценностной ориентации посредством выявления знания подростков о ней, развития ее устойчивости и действенности. На последующих занятиях это личностное новообразование закрепляется.
«Досуг» предполагает добровольный выбор форм активного отдыха; учет интересов, склонностей, предпочтений подростков и включает в себя работу по выявлению интересов подростков. Обязательным моментом является медиа-диалог по организации активного отдыха, по обсуждению результатов его реализации.
Для осужденных подростков БВК организуется конкурс «Графический диалог». В ходе подготовки подростки обсуждают виды рисунков на основе документальных фильмов о создании рисунка людьми в разные исторические эпохи (серия фильмов компании ВВС), о рисунках как средствах передачей информации, о рисунках в мультфильмах и пр. В очередном номере газеты «Луч» публикуется информация о графике,
рисунках А. С. Пушкина и стихах к ним, граффити и пр. Готовится выставка рисунков подростков на свободные темы с комментариями. Часть подростков участвуют в изготовлении рисуночного мультфильма с последующей его демонстрацией. Пиком является конкурс, каждое задание которого связано с изобразительной деятельностью. Подготовку и ход конкурса «съемочная группа» совместно с «телеоператорами» снимает монтирует и представляет в фильмотеку БВК.
Комплексная программа «Нравственно-правовые отношения людей» завершает систему формирования жизненных и нравственно-правовых ценностей. В этом разделе значительная часть отводится медиа-ролевым и деловым играм, медиа-диалогу, беседам на основе электронных презентаций, документальных фильмов, творческих работ на темы: «Если бы я был пострадавшим...», «Что будет, если...», «Судебный процесс» и др. Здесь подростки не только получают информацию, но и встраивают ее в личный опыт решения жизненных и правовых проблемных ситуаций.
Все комплексные программы реализо-вывались в три этапа. Первый, информационный этап рассматривался нами как базовый в процессе формирования ценностных ориентации подростков. Задача данного этапа сформировать представление подростков о признанных обществом ценностях, отношении к ним разных людей.
Второй этап - формирование ценностных ориентации - предполагает их развитие и становление как устойчивых личностных образований. Не вызывает сомнения тот факт, что формирование устойчивых жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентации личности наиболее успешно происходит в ходе общения. В связи с этим было определено, какие ценности целесообразно формировать у подростков в процессе интерактивного взаимодействия, обязательного их включения в диа-
лотовое общение. Всякая ценность имеет значимость для субъектов, если она представлена в виде сопоставления этой ценности с другими ценностями, предполагает исследование ее смысла, позволяет апробировать эту ценность в действии и общении с другими людьми.
Активность личности возрастает в обстановке диалога, что предполагает эмоциональную приподнятость, непринужденность, свободное общение, диалог участников. Активность, самостоятельность, инициативность, высокая работоспособность успешно реализуются в том случае, когда личность испытывает потребность закрепить полученные знания на практике и выработать социально ценный опыт. Действенность жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентации мы рассматриваем как третий этап их формирования.
Общение подростков организуется в условиях объединения членов сообщества на основе интереса к разнообразной деятельности; развития позитивных традиций общих дел; привлечение к организации общения ярких организаторов, умеющих находить общий язык с детьми трудной жизненной судьбы.
Медиа-центры становятся ресоцилизи-рующим объединением на основе сензитив-ных потребностей подростков, в которых, по мнению С. А. Беличевой', «расширяют горизонты их социального развития включением в систему новых отношений, позволяющих восстановить и изменить их социальный статус, привить новые активные интересы и увлечения». Создание подростковых сообществ становится одним из средств позитивного преобразования энергии личностного потенциала на основе
самоутверждения в общении и через выполнение полезного дела.
Важным результатом реализации системы формирования жизненных и нравственно-правовых ценностей трудных подростков явилось:
• уменьшение процента возврата в места лишения свободы лиц, отбывавших наказание в воспитательной колонии из числа воспитанников (на 25%);
• уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков из числа воспитанников (на 40%);
• формирование здорового жизненного стиля, высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у каждого третьего воспитанника;
• определение у многих воспитанников личных планов на ближайшее будущее;
• ориентация на принятые в обществе нравственно-правовые ценности.
Расширение диапазона, обогащение содержания, усложнение целей и творческого характера жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентации происходит за счет расширения индивидуальных творческих заданий в условиях Медиа-центра, углубления целей и содержания ценностных ориентации, обогащения круга общения в результате привлечения личностно-значимой молодежи, студентов с высокой направленностью ценностных ориентации. Реализация этого условия способствовала рождению новых потребностей и новых способов их возвышения на основе распредмечивания потенциальных жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентации, воплощенных в многообразии содержания и деятельности, и общения.
ПРИМЕЧАНИЕ
Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.