Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАРЬЕРНЫЙ ТРЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондыков Анатолий Степанович

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития карьерных компетенций студентов в системе художественного образования. Динамика развития социально культурных процессов определяет необходимость формирования индивидуально - личностных качеств и способностей будущего специалиста в сфере культуры, его социальной мобильности, креативности, готовности к инновационной деятельности, к оперативной перестройке своей профессиональной деятельности и карьерного роста, к постоянной работе по самосовершенствованию. Данные обстоятельства неуклонно требуют от высшего учебного заведения гибкой реакции на происходящие социально культурные процессы в организации образовательного процесса, необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению качественного уровня подготовки специалистов в сфере культуры с учётом потребностей на рынке труда. Сегодня стало настоятельной потребностью акцентировать внимание на формировании карьерных компетенция студентов в ходе образовательного процесса. В статье впервые представлен оригинальный проект «Технология карьерного тьюторинга студентов в системе художественного образования». Определены цели и задачи на каждом этапе его реализации, а также инструментарий проведения психолого - педагогической диагностики студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондыков Анатолий Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF STUDENTS' CAREER COMPETENCIES IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION

The article deals with topical issues of building career competencies of students in the system of art education. The dynamics of the development of socio-cultural processes determines the need to form individual and personal qualities and abilities of a future specialist in the field of culture, their social mobility, creativity, readiness for innovation, operational restructuring of their professional activities and career growth, and constant work on self-improvement. These circumstances require a higher education institution to respond flexibly to the ongoing socio-cultural processes in the organization of the educational process, the need to take further measures to ensure the quality of training of specialists in the field of culture, meeting the needs of the labor market. Today, it has become urgent to focus on building career competences of students throughout the educational process. The article presents an original project "Technology of Career Tutoring of Students in the System of Art Education". This technology can be used in various areas of art education, taking into account the specifics of the formation of professional competencies of each educational program and the requirements of professional standards and tasks of professional activity in the social and cultural sphere in each area of artistic creation. The implementation of this project in the educational process in an organic combination with the formation of artistic professional competencies is of fundamental importance for future specialists in the field of culture due to their emotional activity in solving professional problems. Future specialists need to form personal stress-resistant qualities that allow them to successfully develop their professional career. The goals and objectives at each stage of its implementation are defined, as well as the tools for conducting psychological and pedagogical diagnostics of students.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-106-113

Анатолий Степанович КОНДЫКОВ,

кандидат философских наук, профессор, Член - корреспондент МАИ, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, советник при ректорате Алтайского государственного института культуры, Барнаул, Россия, e-mail: sovetnik@agaki.ru

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы развития карьерных компетенций студентов в системе художественного образования. Динамика развития социально культурных процессов определяет необходимость формирования индивидуально - личностных качеств и способностей будущего специалиста в сфере культуры, его социальной мобильности, креативности, готовности к инновационной деятельности, к оперативной перестройке своей профессиональной деятельности и карьерного роста, к постоянной работе по самосовершенствованию. Данные обстоятельства неуклонно требуют от высшего учебного заведения гибкой реакции на происходящие социально культурные процессы в организации образовательного процесса, необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению качественного уровня подготовки специалистов в сфере культуры с учётом потребностей на рынке труда. Сегодня стало настоятельной потребностью акцентировать внимание на формировании карьерных компетенция студентов в ходе образовательного процесса. В статье впервые представлен оригинальный проект «Технология карьерного тьюторинга студентов в системе художественного образования». Определены цели и задачи на каждом этапе его реализации, а также инструментарий проведения психолого - педагогической диагностики студентов.

Ключевые слова: карьерные компетенции будущих специалистов ; индивидуальный карьерный трек, особенности художественных профессиональных компетенций; психолого - педагогическая диагностика студентов; технология карьерного тьюторинга студентов художественного образования; цели и задачи этапов технологии.

Для цитирования: Кондыков А.С. Технология формирования карьерных компетенций студентов в системе художественного образования // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №1 (44). С. 106-113. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-106-113

TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF STUDENTS' CAREER COMPETENCIES IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION

Anatolii S. Kondykov, Cand. of Sciences (Philos.), Professor, Honored Worker of Culture, Corresponding Member of the International Academy of Informatization, Counselor to Administration of Altai State Institute of Culture , Barnaul, Russia, e-mail: sovetnik@agaki.ru

Abstract: The article deals with topical issues of building career competencies of students in the system of art education. The dynamics of the development of socio-cultural processes determines the need to form individual and personal qualities and abilities of a future specialist in the field of culture, their social mobility, creativity, readiness for innovation, operational restructuring of their professional activities and career growth, and constant work on self-improvement. These circumstances require a higher education institution to respond flexibly to the ongoing socio-cultural processes in the organization of the educational process, the need to take further measures to ensure the quality of training of specialists in the field of culture, meeting the needs of the labor market. Today, it has become urgent to focus on building career competences of students throughout the educational process. The article presents an original project "Technology of Career Tutoring of Students in the System of Art Education". This technology can be used in various areas of art education, taking into account the specifics of the formation of professional competencies of each educational program and the requirements of professional standards and tasks of professional activity in the social and cultural sphere in each area of artistic creation. The implementation of this project in the educational process in an organic combination with the formation of artistic professional competencies is of fundamental importance for future specialists in the field of culture due to their emotional activity in solving professional problems. Future specialists need to form personal stress-resistant qualities that allow them to successfully develop their professional career. The goals and objectives at each stage of its implementation are defined, as well as the tools for conducting psychological and pedagogical diagnostics of students.

Keywords: career competencies of future specialists; individual career track; features of artistic professional competencies; psychological and pedagogical diagnostics of students; career tutoring technology for students of art education; goals and objectives of technology stages.

For citation: Kondykov A. S. Technology for the formation of students' career competencies in the system of art education. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2022, no. 1 (44), pp. 106-113. (In Russ.). https://doi. o rg/10.24412/2310-1679-2022-144-106-113

Динамика развития социально культурных изменений в обществе обусловила переоценку результативности в системе высшего образования, в том числе художественного. На первый план перед образовательным процессом выдвигается задача формирования социально ответственной, мобильной личности специалиста, готовой к успешной самореализации в профессиональной и общественно значимой деятельности. На решение данной задачи направлена компетентная методология современного высшего образования.

Особенности формирования специальных профессиональных художественных компетенций студентов определяются спецификой содержания сферы культуры. Будущий специалист, как подчёркивают учёные Ветрова Л.М

и ЕршоваЛ. В., должен владеть профессиональными знаниями и навыками в конкретной предметной области определённого вида художественного творчества. Они представляют собой набор определённых знаний, умений, навыков, личностных профессиональных качеств в сфере художественного творчества (3). Однако сегодня этого уже недостаточно. Выпускник института должен обладать личностными качествами мобильности, креативности, способности к инновационной деятельности, понимания социальной сущности культуры и её значения в жизнедеятельности общества. Ему необходимо иметь широкую гуманитарную, культурологическую подготовку, обладать способностью анализа происходящих социально культурных процессов и умением определять стратегию и тактику своей профессиональной деятельности.

Постоянно меняющиеся условия на рынке труда в социально культурной сфере определяют необходимость гибкой реакции в организации учебного процесса, направленной на формирование индивидуально-личностных качеств и способностей специалиста к социальной мобильности, к оперативной перестройке своей профессиональной деятельности и карьерному росту. В современном социуме карьера рефлексируется как важный показатель социализации личности, социальной адаптации специалиста, его удовлетворённости профессиональной деятельностью и успешностью в жизни. На показателе успешности, отмечают Бичева И.Б и НурееваМ. А., основывается построение основных моделей карьерного роста в современном конкурентном социуме.(1). Формирование конкурентоспосбной личности будущего специалиста, справедливо считает СливинаТ. А., представляет собой целенаправленно организованный педагогический процесс, направленный на формирование определённых личностных качеств (13).

Успешность молодого специалиста - выпускника, как отмечает Серби-на Н. В., зависит не только от его профессиональных компетенций и личных качеств, мотивации, но и от сформированной способности выстраивать свою тактику поведения в профессиональной среде в соответствии с выбранной карьерной стратегией. Тем не менее, подчёркивает автор, молодые специалисты в большинстве своём характеризуются несформированностью элементов карьерной компетентности.(12).

Аналогичные выводы подтверждает БытановаЕ. Н. по итогам анализа компетенций трёх с половиной тысяч выпускников российских вузов.(2) Автор подчёркивает, что на рынке труда наиболее востребованными становятся специалисты, которые не только хорошо владеют профессиональными компетенциями, но и способны быстро адаптироваться в современных условиях и обладают целым рядом карьерных компетенций.

Данные выводы подтверждаются современными исследованиями, проведёнными в 2021 году силами Департамента оценки и методологии АНО «Россия - страна возможностей» НИЦ ВШЭ. В исследовании приняли уча-

стие 2656 респондентов. В том числе: 130 преподавателей и 1746 студентов из 19 высших учебных заведений, 780 работодателей из различных регионов России. (6)

Все три группы респондентов отметили, что для успешного карьерного роста кроме профессиональных компетенций необходимы ряд личностных качеств. С некоторой долей разницы в оценке степени значимости тех или иных карьерных компетенций в различных группах респондентов, совокупно определился ряд наиболее важных качеств, по мнению респондентов. Умение выстраивать корректное взаимодействие с другими людьми, развивать партнёрские отношения сотрудничества с коллегами. Способность анализировать информацию и на этой основе определять наиболее оптимальное решение производственной задачи, анализировать риски и потенциальные ограничения, рассматривать альтернативные варианты действий. Быть стрессоустойчивым, сохранять продуктивность в сложных ситуациях. Обладать коммуникативной культурой, умением к построению деловых коммуникаций, способностью оценивать ресурсы, определять приоритеты и грамотно организовывать свою деятельность. Проявлять лидерские качества, принимать ответственность на себя за результаты работы своей и коллектива. Способность к саморазвитию и к инновационной деятельности.

Всё это обусловливает потребность акцентировать внимание в образовательном процессе на формировании карьерных компетенций студентов и принимать дополнительные меры по их развитию, по мнению ряда авторов, которое мы разделяем, синхронно с формированием универсальных компетенций (9), во время всего периода обучения на междисциплинарном уровне, а также в процессе воспитательной работы (7). Очень важным фактором в формировании карьерных компетенций представляется необходимость более углубленно развивать партнёрские отношения с работодателями, в первую очередь по целевой подготовке специалистов, а также с ведущими специалистами баз практики на принципах целесообразности, коллективности, согласованности и непрерывности.

Карьерная компетенция представляется как интегративное качество личности, характеризующее её стремление, готовность и способность к профессиональной самореализации (10, 13), как социально трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника (5).

Под карьерными компетенциями понимаются такие индивидуально-личностные качества как:

- способность проявлять лидерские качества;

- умение работать в проектном режиме;

- умение работать с источниками информации,

- анализировать полученную информацию, выделять необходимые сегменты и систематизировать в зависимости от поставленной цели;

- умение воплощать задуманное в конкретных делах в заданных условиях;

- умение анализировать полученный результат и свои действия по воплощению задуманного;

- способность оценивать уровень своих знаний и умений;

- готовность к саморазвитию: готовность знать себя и готовность менять себя; -готовность и способность к самообучению.

В Алтайском государственном институте культуры разработана и принята к реализации «Технология карьерного тьюторинга студента» (далее - Технология). Она направлена на психологическое и организационное сопровождение целенаправленного формирования индивидуально-личностных качеств будущего специалиста, необходимых для осуществления его успешной профессиональной карьеры. Её реализация призвана способствовать решению задачи социальной защиты будущего специалиста, его трудоустройства и карьерного роста.

Технология осуществляется в несколько этапов.

Первый этап - «Аналитико- диагностический» (первый курс).

По итогам проведённого опроса студентов выяснилось, что большинство студентов (89 %) правильно ориентируются в понимании определения «карьерного роста», и считают возможным развивать карьерные компетенции в течении всего периода обучения (78 %). Тем не менее, при общем понимании карьерного роста, у них недостаточно знаний о содержании карьерных компетенций.

В своей будущей профессиональной карьере половина из числа опрошенных студентов считают, что будущая профессиональная деятельность должна, прежде всего, отвечать их личным интересам. При этом большинство студентов (67 %) предпочитают самостоятельную работу без регламентации со стороны органов управления и быть организаторами производственного процесса (45 %). И только каждый пятый хотел бы стать хорошим профессионалом и работать под руководством других людей.

Основными факторами формирования карьерных компетенций респонденты считают качественное освоение знаний по блоку профессиональных дисциплин. Немногим больше половины из числа опрошенных считают необходимым также освоение знаний по дисциплинам гуманитарного профиля. Каждый третий не видит необходимости дополнительного самообразования в процессе формирования карьерных компетенций.

Полученные данные обусловили постановку цели данного этапа - Дать студентам дополнительные знания по карьерным компетенциям и оказать им психологическую помощь в осознании себя как будущего субъекта конкретной профессиональной деятельности (4), методическую помощь в определении индивидуальной карьерной стратегии.

На этом этапе решаются следующие задачи:

1. Определяются социально поведенческие индикаторы карьерных компетенций, на основе субъективного и акмеологического подходов

2. Проводится по специально разработанному инструментарию психолого - педагогическая диагностика отношения студентов к формированию карьерных компетенций

3. Для студентов факультативно читается элективный курс «Планирование карьеры»

4. На основе результатов диагностики совместно с работодателями под руководством куратора курса (Коуча) осуществляется консультативная помощь студентам в постановке их индивидуальной проектной цели карьерного трека.

Второй этап - «Карьерно - проектный» (второй - третий курс).

Цель данного этапа - овладение студентами навыками составления своего карьерного трека.

На данном этапе решаются следующие задачи:

1. Проведение тренингов, деловых игр по составлению траектории карьерного роста

2. Составление студентами индивидуальной дорожной карты (трека) карьерного роста

3. Совместно с работодателями определение индивидуальных заданий студентам в соответствии с компетенциями для учебной практики и карьерными компетенциями, с целью их апробации.

Третий этап - «Презентационный» (третий - четвёртый курс).

Цель данного этапа - развитие способности студентов на основе самоанализа разработки своей акмеограммы (т. е. определение видов деятельности по преобразованию самого себя как личности и как будущего специалиста, в соответствии с поставленными целями карьерного роста, и необходимых для этого условий).

На данном этапе решаются следующие задачи:

1. Проводятся со студентами консультации и тренинги по основам самоанализа.

2. Разрабатывается инструментарий проведения самоанализа (анализа) личностных карьерных способностей студентов.

3. Оказывается консультативная помощь студентам в составлении их акмеограммы.

4. Совместно с работодателями определяются задания для производственной и педагогической практики в соответствии с компетенциями для этих видов практик и индивидуальными карьерными целями.

5. Руководителем курса (Коучем) совместно с работодателями проводится анализ развития карьерных компетенций студентов, даются рекомендации по корректировке карьерного трека.

Четвёртый этап - «Заключительный» (четвёртый курс)

Цель данного этапа - апробация студентами приобретённых карьерных компетенций на практике.

На этом этапе решаются следующие задачи:

1. С помощью коуча и с учётом мнения работодателей (руководителей практики с производства) студентами осуществляется самоанализ реализации своей акмеограммы. При необходимости вносятся соответствующие коррективы.

2. Выполнение Выпускной квалификациоонной работы с учётом требований профессиональных и карьерных компетенций, пожеланий работодателей.

3. Оценка кафедрой совместно с работодателями уровня сформиро-ванности карьерных компетенций студентами и рекомендации по их трудоустройству и развитию профессиональной карьеры.

4. Оценка уровня развития карьерных компетенций у студентов проводится методами: наблюдения, анализа выполнения заданий курсовых и выпускной квалификационной работ, иных заданий, анкетирования, анализа конкретного участия студента в практике социально культурной деятельности, в том числе совместно с работодателями.

Важным условием реализации данной технологии является создание позитивного морально - психологического климата для развития потребности у студентов к саморазвитию и карьерному росту, их активное погружение совместно с работодателями в атмосферу реальной профессиональной деятельности отрасли в разнообразных формах.

Таким образом, «Технология карьерного тьюторинга студента» направлена на психологическое и организационное сопровождение целенаправленного формирования индивидуально - личностных качеств будущего специалиста, необходимых для осуществления им успешной профессиональной карьеры. Реализация данного проекта призвана способствовать решению задачи социальной защищённости молодого специалиста, его трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда.

Список литературы

1. Бичева И. Б., Нуреева М. А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии//Гуманитарные научные исследования.2015. № 10 (50) С. 76-78.

2. Бытанова Е. Н. Анализ компетенций выпускников российских вузов // Социологические исследования.- 2008.- № 5.- С. 140-142.

3. ВетроваЛ. М., ЕршоваЛ. В. Формирование специальных художественных компетенций будущего бакалавра в области искусства графики в вузе // Международный журнал экспериментального образования.- 2014.- № 6. Ч 2.- С. 44-45.- URL: http:// expeducation.ru/ru/articl/view?id=5137 (дата обращения: 25.03.2022)

4. Джанерян С. Т. Карьера личности и её профессия // Социальная психология личности в вопросах и ответах: сб. статей. Москва: Знание, 1999.- С. 339-358.

5. ИвонинаА. И., Чуланова О. Л., ДавлетшинаЮ. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft - skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников//Интернет-журнал «Науковедение» Том 9 № 1 (2017). Режим доступа: http://naukovedenie. Ru/PDF/90EVN 117. Pdg (досту свободный). (Дата обращения 10.05. 2019)

6. Исследования профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приёме на работу студентов и выпускников университетов, и молодых специалистов/Е.А. Степашкина, А. К. Суходоев, Д. Ю. Гужеля; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2022.- 32с.-100экз.- (Современная аналитика образования. № 2 (62)).

7. КокшеноваЕ. А. Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2010.- 226 с.

8. Методика «Якоря карьеры» (Шейн): психологические тесты онлайн.- URL: https://psyte^s.org/profession/anchors-run.html. (дата обращения: 10.01.2022)

9. Новгородов А. С., Могилёвкин Е. А. Практико ориентированный подход к формированию профессиональных и карьерных компетенций студентов начальных курсов обучения в университете // Университетское управление: практика и анализ.- 2012.- № 2.- С. 48-54.

10. Осипова С. И., Янченко И. В. Педагогические условия формирования карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании //Современные проблемы науки и образования.- 2013.- № 2.- URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9028 (дата обращения:18.01.2022)

11. СадонЕ. В., МогилёвкинЕ. А. Карьерные компетенции будущего специалиста в период профессиональной подготовки в вузе // Социальная психология труда: теория и практика. Т. 1. Москва: Институт философии РАН, 2010.-С. 428-449.

12. Сербина Н. В. Проблема трудоустройства выпускников вузов: карьерная компетенция как условие их адаптации к рынку труда //Экономика труда.-2021.- Т. 8.- № 12.- С. 1501-1512.- Режим доступа URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=48000005& (дата обращения:05.02.2022)

13. Сливина Т. А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 2008.- 249 с)

14. Янченко И. В. Образовательный процесс вуза в контексте формирования карьерной компетентности студентов // Фундаментальные исследования.-2013.- № 6 (2) - С. 464-469. Режимдоступа: URL: https://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=31534 (дата обращения:14.02.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.