ционально-чувственный характер отношения к природе, т.к. в персональном опыте взаимодействия с обитателями уголка природы у ребенка сначала рождаются эмоции (восхищение, жалость и др.), и только затем - понимание необходимости трудовых операций. Во-вторых,выбор технологий взаимодействия с природным объектом обусловлен знаниями о его особенностях. Например,представления о естественной среде обитания конкретного комнатного растения помогают детям осознанно сделать выбор места его размещения (прямые солнечные лучи или притемненное место) и приемов ухода (опрыскивание, обильный или умеренный полив). В-третьих, ребенок в процессе ухода за живыми объектами не только общается с ними, но и постоянно рефлексирует свои действия, формируя тем самым самооценку: «Я умный: понял,что растению не хватает воды»; «Я заботливый: полил растение», «Я хороший: поступаю правильно, горжусь собой». То есть при организации индивидуальных трудовых поручений и дежурств уголке природы у детей в первую очередь необходимо стимулировать эмоциональный отклик на встречу с растениями и животными, желание заботиться и помогать им,получая от этого радость.
Хорошие результаты в аспекте экологического воспитания дает использование этических бесед, в ходе которых обсуждаются реальные или вымышленные поступки людей по отношению к природе (сломанные ветви березы, сорванные и выброшенные цветы мать-и-мачехи, посаженный в коробку жук), при этом решение воспитательных задач превалирует над познавательными. В практике работы сформировался следующий алгоритм проведения беседы: рассказ воспитателя или чтение отрывка из произведения по теме беседы; анализ описанного поступка; рефлексия своих действий; поиск вариантов правильного поведения. Этические беседы формируют у детей нравственные представления о поведении в природе, о бережном и равнодушном отношении, развивают способность давать мотивированную оценку поведения сверстников, взрослых и своих собственных поступков.
Особое значение в процессе формирования осознанно-правильного отношения к природным объектам имеют обобщающие беседы и тематически связанные с ними экологической акции. Так, после наблюдений за осенними
изменениями в природе, в процессе которых дети обнаружили и зафиксировали в календарях факты постепенного исчезновения насекомых и перелета птиц,проводится обобщающая беседа. При этом у детей уточняются представления о причине миграции насекомоядных птиц, формируется мотивация при-родоориентированной деятельности, развивается умение правильно строить рассуждения, прогнозировать и делать выводы. Непосредственно во время подкормки зимующих птиц дошкольникам можно задать вопрос, активизирующий экологическую рефлексию: «Что синицы (воробьи, голуби и т.д.) подумали о нас?». Анализируя свою деятельность с точки зрения птиц, дети характеризуют себя как заботливых, добрых, ответственных. Аналогично проводятся беседы и экологические акции «Осторожно, первоцветы!», «Друзья леса», «Елочка- зеленая иголочка» и др.
Сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной диагностики становления экологической культуры детей дошкольного возраста показал, что целенаправленное использование в образовательном процессе механизмов интеллектуализации аффективных переживаний, экологической идентификации и рефлексии расширяет возможности проявления ребенком своего отношения к миру природы, развивает способность совершать самостоятельные приро-доориентированные поступки, делает процесс формирования начатков экологической культуры увлекательным и эффективным.
Библиографический список.
/. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики// Педагогика. 2002. №10.
2. Дерябо С.Д.,Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М., 1998.
4. Грибанова М. В. Формирование предпосылок эмоционального восприятия дошкольниками произведений изобразительного искусства // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь: ПГПИ, 1993.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей при подготовке к школе: учебное пособие. М.: Книголюб,2007.
УДК’ 371.3
A.B. Худякова Технология формирования И КТ—компетенций
Аннотация: В статье рассматривается технология формирования ИКТ - компетенций учащихся на разных ступенях общего образования, приводятся примеры комптентностно-ориентиро-ванных заданий для формирования предметной ИКТ - компетентности школьников.
Ключевые слова: ИКТ-
компетентность, программа формирования универсальных учебных действий, информационно-образовательная среда.
Информационная деятельность и информационные технологии в настоящее время стали неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Перед школьным образованием стоит задача: подготовить детей к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.
Под информационной компетентностью понимают способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий .
В процессе решения какой-либо задачи (принятия решения) каждый из нас проходит определенные этапы работы с информацией, такие как: определение информации, доступ к информации, управление информацией, интеграция информации, оценка информации, создание информации,передача информации.
Под определением информации понимают: умение точно интерпретировать вопрос, умение детализировать вопрос, нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде,идентификация терминов,поня-
© Худякова A.B., 2011
тий, обоснование сделанного запроса. Доступ к информации предполагает выбор терминов поиска с учетом уровня детализации, соответствие результатов поиска запрашиваемым терминам, формирование стратегии поиска, качество синтаксиса.
В состав деятельности по управлению информацией входят следующие умения: создание схемы классификации для структурирования информации, использование предложенных схем классификации для структурирования информации. Интеграция информации предполагает умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников, умение исключать несоответствующую и несущественную информации, умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
Под оценкой информации понимается выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью, выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным критериям,умение остановить поиск.
Деятельность по созданию информации имеет следующую структуру: умение вырабатывать рекомендации по решениюконкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой, умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы, умение обосновать свои выводы; структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов.
Сообщение (передача) информации предполагает владение следующими умениями:
• умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);
• умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);
• обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;
• умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;
• знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.
Согласно новому Федеральному государственному стандарту общего образования ИКТ-компетентность является метапредмет-
ным результатом обучения и формируется в процессе изучения всех без исключения предметов.
Важно,чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ - компетентности было непосредственно увязано с его применением. Тем самым обеспечивается:
• естественная мотивация, цель обучения;
• встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
• повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
• формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.
Технология формирования ИКТ - компетентности на ступени начального общего образования описана в Программе формирования универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности включает следующие разделы:
1. Знакомство со средствами ИКТ.
2. Запись,фиксация информации.
3. Создание текстов с помощью компьютера.
4. Создание графических сообщений.
5. Редактирование сообщений.
6. Создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся.
7. Создание структурированных сообщений.
8. Представление и обработка данных.
9. Поиск информации.
10. Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.
Авторы программы делают акцент на том, что формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системнодеятельностного подхода, в процессе всех без исключения предметов учебного плана начальной школы.
В структуре основной образовательной программы основного общего и старшего общего образования отдельно выделяется Программа формирования и развития ИКТ -компетентности обучающихся.
Учебная ИКТ - компетентность рассматривается как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника.
В Программе сказано, что решение зада-
чи формирования ИКТ - компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ - компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий. При освоении личностных действий ведется формирование:
• критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
• уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
• основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
• оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
• создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях,как:
• поиск информации;
• фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
• структурирование информации, ее организация и представление в виде диаграмм, схем,рисунков;
• создание простых гипермедиасообщений;
• построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
• обмен гипермедиасообщениями;
• выступление с аудиовизуальной поддержкой;
• фиксация хода коллективной /личной коммуникации;
• общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Вынесение формирования ИКТ - компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учите-
лю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учетом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов.
В структуре учебной ИКТ-компетентности можно выделить предметную информационную компетентность, под которой понимается способность решать задачи, возникающие в предметной деятельности и требующие принятия и исполнения решения на основе работы с разнообразны-
В формировании ИКТ - компетентности учащихся большую роль играет создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
Информационно-образовательная среда
ми источниками информации.
Создание технологии формирования предметной информационной компетентности предполагает разработку системы заданий для учащихся и моделей учебных занятий для учителя. Задача учителя сегодня - попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения по своему предмету.
Приведем пример компетентностно-ори-ентированного задания, направленного на отработку умения «доступ к информации» на материале различных предметных областей (Бурмакина, Фалина, 2006). Учащимся предлагают заполнить следующую таблицу:
представляет собой совокупность взаимодействующих систем:
• информационных образовательных ресурсов;
• компьютерных средств обучения;
№ п/п Вопрос Какой поисковый инструмент планируется использовать? Вид персонального запроса Ответ Адрес страницы, на которой найден ответ
1. В каком состоянии находится вода в облаке? Электронная энциклопедия, например, http:// ru.wikipedia.ora Облако Вода находится в облаке в виде капель или ледяных кристаллов http://ru. wikipedia. org/wiki/
2. В каком городе и на каком кладбище находится могила М.В. Ломоносова? Электронная энциклопедия, Ягк!ех, затем выбрать раздел Словари - БСЭ Могила М.В. Ломоносова Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге http://ru. wikipedia.org/ wiki/ Некрополь ХУІІІвека
3. Сколько лет космическое тело Плутон просуществовало как «планета»? www.aoode.ru Плутон 76 лет. Открыт 18.02.1930 г. американским астрономом Клайдом Томбо. 14.08.2006 г. на конференции МАС принято решение называть Плутон не «планетой», а «карликовой планетой» http://ru. wikipedia.org/ wiki/Плутон (карликовая планета)
4. Найдите изображение герба города Саратова www.aooale.ru картинки Герб Саратова http://gregorkon. wordpress.com/ 2010/06/17/
современных средств коммуникации; педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
В 2010 году Международный консорциум New Media Consortium (NMC) опубликовал отчет (http://www.nmc.org/ publications/2010-horizon-report), посвященный компьютерным технологиям, которые будут определять лицо образования в ближайшем будущем. По мнению NMC, таких технологий шесть.
1. Мобильные технологии (Mobile Computing). Последние годы ознаменовались ростом мобильных технологий - смартфонов, коммуникаторов, нетбуков,ноутбуков. Все более доступными становятся не только сами эти устройства, но и возможность их подключения к информационным сетям. Помимо собственно устройств, появляется все больше программного обеспечения и сервисов для организации личной информации (Evernote, Nozbe, Wesabe, Tri pit), средств совместного доступа к информационным ресурсам (Dropbox, CalenGoo). В значительной степени бум мобильных технологий способствовал распространению социальных сетей. Мобильные устройства эффективно встраиваются в учебный процесс там, где хорошо организованы сетевые хранилища образовательных ресурсов и взаимодействие преподавателей и учащихся.
2. Открытый контент (Open content). Все больше и больше образовательных учреждений во всем мире открывают содержание своих курсов для всех желающих. Меняется и отношение наиболее прогрессивных научных учебных заведений к собственному контенту. Это отражает современнуютенденцию,связанную с возрастанием роли процесса обучения по сравнению с самим учебным материалом, и формированием таких навыков, как поиск, оценка и интерпретация информационных ресурсов. Вокруг центров, разрабатывающих и делающих доступным свободный контент, складываются учебные сообщества. Примером такого подхода является проект Британского открытого университета «Open Learn>> (http://openlearn.open.ac.uk). В рамках этого проекта к любой из учебных групп, работающих над изучением открытого контента, предоставляемого университетом, может присоединиться любой желающий. Еще одним
полем развития образования, построенного на открытом контенте, становятся такие сервисы, как Diigo и Twine, направляющих учителей и учащихся к информационным ресурсам, наиболее востребованным сообществом.
3. Электронные книги (Electronic Books). Благодаря переходу от бумажных к электронным книгам учащийся получает возможность иметь все свои учебники на одном носителе. Книги и научные журналы становятся доступными не только специалистам,но и школьникам. Помимо компактности, электронные книги обладают еще одним важным преимуществом - с их помощью можно производить поиск по тексту, и оставлять в нем электронные закладки. С их помощью можно также создавать, экспортировать и предоставлять в совместное пользование аннотации текстов.
4. Дополненная реальность (Augmented reality). Это технологическое направление предполагает создание комбинаций виртуальных и реальных объектов, усиливающих и создающих новое информационное измерение нашего восприятия реальности. С точки зрения образования, основным достоинством технологий дополненной реальности является переход к модели «обучения, построенного на открытии» (discovery based learning),которая содержит большой потенциал по преподаванию предметов школьного цикла. Например, в рамках проекта iTacitus предполагается создать реконструированные картины исторических событий, накладываемых на географические карты. Разработка новозеландских ученых из Human Interface Technology Laboratory позволяет трансформировать эскизы в трехмерные объекты и экспериментировать с их физическими свойствами (посмотреть на то, как это выглядит, можно в Youtube - http://www.youtube.com/ watch?v=M4qZ0GLO5_A). Еще одним интересным направлением этой области является создание «книг дополненной реальности». Примером может быть атлас (его разработкой занимается немецкая компания Metaio),B котором традиционные плоские карты снабжены всплывающими трехмерными моделями географических объектов.
5. Сенсорные интерфейсы (Gesture based computing). В школах уже начали появляться сенсорные дисплеи Microsoft Surface, позволяющие организовать одновременное
взаимодействие многих пользователей. Интерактивные доски и планшеты используются во всех образовательных учреждениях. Смотрите, как это выглядит.
6. Визуализация данных (Visual data analysis). Для обработки и визуального представления данных появляется все больше сервисов, таких как Gap minder, Many Eyes, Wordle, Flowing data. Модели сложных процессов квантовой физики,органической химии, медицины, ЭКОНОМИКИ - вот лишь несколько примеров того, как могут использоваться современные средства визуализации в учебном процессе.
Таким образом, новая информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
• информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска,сбора,анализа,обработки,хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обу-
чаюгцихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта,досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды приведет к новому качеству образования и новому образовательному результату: формированию
«компетентности к обновлениюкомпетенций» и мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащихся.
Библиографический список.
1. Бурмакина,В. Ф. Как готовиться к тестированию по проверке И КТ-компетенции школьников //Информатика. 2006. №19.
2. The Horizon Report 2010 Edition //
[Режим доступа]: http://www.nmc.org/
publications/2010-horizon-report.
3. Open Learn // [Режим доступа]: http:// openlearn. open. ac. uk.