Научная статья на тему 'Технология фиксации фрагментов стенописи ярославских храмов Петра Митрополита и Варвары Великомученицы'

Технология фиксации фрагментов стенописи ярославских храмов Петра Митрополита и Варвары Великомученицы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРЕСКИ / ЦЕРКОВЬ ПЕТРА МИТРОПОЛИТА / ЦЕРКОВЬ ВАРВАРЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ / ЯРОСЛАВЛЬ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МАСТЕРСКИЕ / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ / ИСТОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ / FRESCOES / THE CHURCH OF SAINT PETER THE METROPOLITAN OF MOSCOW / THE CHURCH OF SAINT BARBARA / YAROSLAVL / THE STATE ART-RESTORATION AND CONSERVATION WORKSHOPS / MONUMENTAL PAINTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мигунова Аза Руслановна

Основой статьи служит попытка описать технологию, а также реконструировать историю разработки и внедрения впервые примененного в Советской России в конце двадцатых годов XX века сотрудниками Ярославского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских способа фиксации фрагментов стенописи ярославских храмов Петра Митрополита и Варвары Великомученицы. В статье впервые введены в научный оборот и используются архивные документы, раскрывающие подробности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Barbara Church and the Church of St. Peter the Metropolitan in Yaroslavl: the conservation method of frescoes

In the late 1920s the Yaroslavl employers of the state art-restoration and conservation workshops (present-day Grabar Institute) created and developed a method of restoration of monumental painting for the first time in the Soviet Union. The method was used for the Church of Saint Peter the Metropolitan of Moscowand Saint Barbara Church in Yaroslavl. In this article, an attempt is made to describe a technology and to reconstruct the history of this method.

Текст научной работы на тему «Технология фиксации фрагментов стенописи ярославских храмов Петра Митрополита и Варвары Великомученицы»

УДК 72

А. Р. Мигунова

Технология фиксации фрагментов стенописи ярославских храмов Петра Митрополита и Варвары Великомученицы

Основой статьи служит попытка описать технологию, а также реконструировать историю разработки и внедрения впервые примененного в Советской России в конце двадцатых годов XX века сотрудниками Ярославского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских способа фиксации фрагментов стенописи ярославских храмов Петра Митрополита и Варвары Великомученицы. В статье впервые введены в научный оборот и используются архивные документы, раскрывающие подробности данного процесса.

Ключевые слова: фрески, церковь Петра Митрополита, церковь Варвары Великомученицы, Ярославль, Центральные государственные реставрационные мастерские, монументальная живопись, охрана памятников, история реставрации настенной живописи

A. R. Migunova

St. Barbara Church and the Church of St. Peter the Metropolitan in Yaroslavl: the conservation method of frescoes

In the late 1920s the Yaroslavl employers of the state art-restoration and conservation workshops (present-day Grabar Institute) created and developed a method of restoration of monumental painting for the first time in the Soviet Union. The method was used for the Church of Saint Peter the Metropolitan of Moscowand Saint Barbara Church in Yaroslavl. In this article, an attempt is made to describe a technology and to reconstruct the history of this method.

Keywords: frescoes, the Church of Saint Peter the Metropolitan of Moscow, the Church of Saint Barbara, Yaroslavl, The state art-restoration and conservation workshops, monumental painting.

История реставрации уникальных памятников культуры в ярославском крае имеет моменты, важные для развития всего реставрационного дела в России в целом. После сложного периода по сути безреставрационного существования церковной архитектуры, когда «на протяжении веков памятники архитектуры приспосабливались к требованиям жизни, то и дело перестраиваются, надстраиваются, расширяются, не говоря уже о таких мелочах, как растеска окон и дверей, замена устаревших декоративных частей новыми и т. п.» [8, с. 157], начинается научный поиск реставрационных методов возвращения культурного наследия. Это связано с новым открытием на рубеже Х1Х-ХХ вв. древнерусского искусства, которое оказалось еще не познанной сокровищницей особого православного мировосприятия. [7, с. 10-15] Обществом была осознана необходимость возвращения в перво-

зданный вид и последующего сохранения всего комплекса памятников древнерусской культуры.

В данной статье речь пойдет об уникальном способе снятия со стен фресковой живописи, впервые осуществленном в нескольких храмах Ярославля.

В фондах Государственного архива Ярославской области сохранились документы, дающие возможность реконструировать реалии конца двадцатых годов XX века, когда сотрудники Ярославского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) делали все возможное чтобы спасти и сохранить «хоть что-то» от имеющих большую ценность храмов Ярославля «приговоренных к гибели» [3] государственными органами, среди которых были церкви Петра Митрополита и Варвары Великомученицы.

До настоящего времени эти ярославские храмы, в том числе их стенопись, остаются ма-

© Мигунова А. Р., 2017

лоизученными, однако стоит выделить ряд публикаций прямо или косвенно касающихся данного вопроса.

В первую очередь важно сказать о статье Т. А. Рутман «Из истории ярославской монументальной живописи» [5]. Исследователь в общих чертах говорит об истории появления способа снятия фресок и более подробно о технологии. Поскольку, статья посвящена истории ярославской монументальной живописи в целом, а не истории появления способа фиксации стенописи и его технологии, в статье практически не говорится о стенописи Петромитропо-литского храма, сохранение которой послужило причиной разработки и внедрения этого способа. Также статья Т. А. Рутман не содержит информации о вкладе выдающегося русского искусствоведа А. И. Анисимова в разработку и внедрение данного метода.

Кроме этого, стоит отметить две статьи Т. В. Юрьевой «Почти утраченный памятник» [6] и «Фрески церкви Петра Митрополита в Ярославле» [9], где характеризуются сохранившиеся на стенах церкви Петра Митрополита фрески. Автор обращает внимание на неизученную и вместе с тем обладающую высокой художественностью стенопись этого памятника. Еще в одной статье этого же автора «Коммуникативное пространство православного храма: наружные росписи» упоминаются наружные фрески храма Петра Митрополита [10, с. 139].

А. Р. Мигунова в своей статье «Программа росписей восточной стены храма Петра Митрополита как Ярославский текст» дала оценку стенописям Петромитрополитской церкви в контексте особенностей ярославского иконопи-сания [4].

В основу данной статьи легли три документа из фондов Государственного архива Ярославской области: во-первых, археологический отчет Ярославского отделения (далее ЯО) ЦГРМ за период с 1928 по 1929 год [3]; во-вторых, протокол заседания ЯО ЦГРМ от 4 июля 1929 года, и, в-третьих, рукописный черновик научного отчета сотрудника ЯО ЦГРМ И. А. Тихомирова, датированный 19 мая 1932 года, посвященный ярославской церкви Варвары Великомученицы [2].

Немаловажно, отметить, что первый и второй документы дают возможность воссоздать историю возникновения способа фиксации стенопи-

си, включая научную оценку и рекомендации, данные искусствоведом А. И. Анисимовым во время разработки и применения способа, которому, и посвящена данная статья. Третий документ, содержит описание данного способа, поэтому, эти документы дополняют друг друга и делают возможным реконструировать как историю появления данного способа фиксации фресковой росписи, так и непосредственно его технологию, собственноручно описанную сотрудником ЯО ЦГРМ И. А. Тихомировым поэтапно.

В археологическом отчете за период с 1928 по 1929 год, датированном 1930 годом, И. А. Тихомиров повествует о «так называемых фиксационных работах» применительно к памятникам «назначенных к сломке», в частности, ярославского храма Петра Митрополита. В данном отчете И. А. Тихомиров рассказывает об истории появления способа съемки стенописи, отмечая, что наиболее полно в сравнении с Вар-варинским храмом была произведена фиксация по Петромитрополитскому храму, главным образом это было связано с отсутствием «свободного фотографа и неимением средств» [2].

До осени 1928 года ЯО ЦГРМ в качестве фиксации интерьера и экстерьера памятников культуры активно применялись такие методы, как «описание, обмеры и черчение, фотографирование и копирование», что не вызывало затруднений, однако в случае с храмом Петра Митрополита этого было недостаточно и перед ЯО ЦГРМ встал вопрос: «...нельзя ли сохранить хоть что-либо от обреченного на гибель памятника в подлиннике?» [3].

Далее И. А. Тихомиров пишет: «Вначале решение было вырезать часть стены по возможности с целым клеймом фресок. Выбор остановили на одной из сцен из жития митрополита Петра, как заключающей в себе больше самобытности и бытовых особенностей, как на наиболее свободной композиции. Однако выпиленное клеймо оказалось чрезвычайно громоздким и неудобным для выставки, и комиссия по фиксации задумалась над вопросом, как бы усовершенствовать способ съемки подлинных фресок. Так как Петромитрополичьи фрески все равно были обречены на гибель, то решено было произвести несколько опытов по их съемке, только со штукатуркой. Опыты привели к хорошим результатам» [3].

Следующим важным источником служит протокол заседания Ярославского отделения ЦГРМ от 4 июля 1929 года.

На данном заседании присутствовали: инспектор ЦГРМ - профессор А. А. Анисимов; исполняющий обязанности заведующего ЯО ЦГРМ И. И. Князев; архитектор-археолог Н. И. Брягин, сотрудник ЯОЦГРМ И. А. Тихомиров и заведующий Отделом древнерусского искусства Ярославского Государственного музея Н. Г. Первухин. Председателем заседания был А. И. Анисимов, секретарем - И. А. Тихомиров [1].

Наиболее важными в контексте темы данной статьи являются заслушанные на заседании сообщения архитектора Н. И. Брягина и искусствоведа А. И. Анисимова, выступавшего в роли инспектора ЦГРМ.

Н. И. Брягин сообщил о том, что работы по фиксации фресок церкви Петра Митрополита начались с октября 1928 года. Работы включали в себя: копирование, описание и исследование фресок, их размывку, наблюдение за процессом съемки фресок и укрепление снимаемых фрагментов. После того как доклад был заслушан, было принято решение предложить заводу, использующему Петромитрополитскую церковь «относиться к росписям возможно бережнее, гвозди вбивать лишь при крайней надобности в том и лишь в дорожки (полоски), разделяющие клейма (картины) одно от другого; в крайнем же случае можно росписи и забелить, но непременно мелом, а отнюдь не известью» [1].

В своем сообщении о съемке фресок ярославской Петромитрополитской церкви А.А. Анисимов отмечал, что «подобные работы производятся в Союзе впервые; работа единственная и заслуживающая внимания и тем более, что производится без предварительной подготовки и разработки» [1].

А. И. Анисимов присутствовал в церкви Петра Митрополита при съемке фресок, «подробно ознакомился со всеми приемами работы, говорил с мастерами и вынес очень благоприятное впечатление».

Также А. И. Анисимов предложил мастерам «примененять к фрескам способ перевода масляных картин и съемку в форме», на что получил обещание «испробовать то и другое». Однако И. И Князев заметил, что вряд ли удастся проделать эти опыты, поскольку по требованию

владельца церкви - мельницы № 100, нужно было закончить работы в сжатые сроки.

В своем докладе А. И. Анисимов отметил, что, несмотря на то, что первоначально работы по съемке фресок были начаты с «пустого места» и велись «ощупью» ЯО ЦГРМ достигло «замечательных результатов». В ходе работ был подобран и приспособлен инструмент, выработаны приемы и методы. Высоко была оценена работа мастера-лепщика П. Н. Догадушкина, а также его помощников и учеников, в том числе Пальгуновых, которые под его руководством набрались опыта и могут рассматриваться как квалифицированные специалисты. Вместе с тем, А. И. Анисимов добавил, что не стоит останавливаться на достигнутых результатах, необходимо совершенствовать методы [1].

Съемка фрагментов стенописи храма Петра Митрополита стала первым и удачным опытом, после которого Ярославское Отделение ЦГРМ снимало «очень большие площади без утрат и укрепляло их на решетчатых щитах, устранив громоздкость и чрезмерную тяжесть, не уменьшив устойчивости и прочности» [3].

В своем черновике научного отчета, датированного 19 мая 1932 года И. А. Тихомиров, описывает фиксацию стенописи холодной ярославской церкви Варвары Великомученицы, построенной в 1668 году, которая была назначена к сломке на кирпич. В ходе фиксационных работ, а именно после съемки части фресок они «обрабатывались в живописном направлении: расчищались размывкою, расправлялись швы, приту-шивались утраты и так далее».

Съемочные работы производились мастерами лепщиками Колосовым и Пальгуновыми (инициалы в документе отсутствуют) во главе с П.Н. Догадушкиным, живописные работы выполнялись сотрудниками живописного отделения мастерской - А.А. Великановым, О.И. Глембицкой, Н.И. Сорокиной и другими сотрудниками.

При снятии фрагментов стенного письма Варваринской церкви был использован способ, впервые примененный при снятии фресок Пет-ромитрополитской церкви. Данный способ был выработан сотрудниками Ярославского отделения ЦГРМ (Н. И. Брягиным, П. Н. Догадушкиным и И. А. Тихомировым) и, как отмечал ранее А. И. Анисимов, применен впервые в Советском Союзе [2].

Примечательно, что кроме сотрудников ЯО ЦГРМ среди, которых А. А. Великанов и С. И. Смирнов, к фиксационным работам Вар-варинского храма были привлечены студенты-практиканты Ленинградского художественного техникума Е. Ф. Крюков, А. М. Наумов и Н. П. Панков, работавшие под руководством И. А. Тихомирова [2].

Е. Ф. Крюков произвел обмеры и вычертил в карандаше планы, фасады и разрезы здания, А. М. Наумов помогал Крюкову при обмерах, делал зарисовки и пробовал фотографировать, но, как отмечает И. А. Тихомиров, «очень неудачно: из 62 снимков оставлено лишь 14 снимков внутреннего храма, из которых, однако несколько неудовлетворительных». Н. П. Панков выполнил несколько рисунков в красках.

«Красочные копии орнамента, сделанные мастерской, в общем нужно признать более, чем очень удовлетворительным, особенно же формами из них по точности рисунка и красках и по общему исполнению копии работ Великанова (10 листов) - они без преувеличения великолепны и доходят до виртуозности» [2].

В июле 1931, когда, когда Ярославским отделением ГЦРМ были начаты фиксационные работы по Варваринской церкви, «образа и тя-бельный иконостас» в ней на тот момент уже отсутствовали [2].

Интересно, что при съемке калек и копий обращалось внимание «на узорные рисунки (орнамент)», так как, по мнению И. А. Тихомирова, орнаментам в то время «придавалось недостаточное значение». В качестве обоснования он приводит следующие доводы: «Именно в этой области древний русский художник только и мог выявить себя в полной мере, так как тут над ним не тяготели ни каноны, ни требования, ни правительственные распоряжения; тут он был свободен и мог развернуться как хотел». [2]

Особенно значимо в рукописном черновике отчета И. А. Тихомирова описание технологии выработанного сотрудниками Ярославского отделения ЦГРМ способа снятия фрагментов стенописи. Он заключается в общих чертах в следующем: «Намеченное клеймо(картина) заклеивается калькою с лицевой стороны с него делается гипсовый слепок поверхности. Затем с бока клейма в стене вырубаются борозды и начинают вырубать кладку из-под клейма зубилами разной

длины, оставляя сзади фрески возможно тонкий слой кирпича. Когда вырубка становится затруднительной, подрубленный кусок фрески отделяется от картины и укладывается на «постелю» в соответствующем месте, к которому он точно прилегает» [2].

Поражает ювелирность работы мастеров, поскольку в случае, если фреска растрескалась, снимался каждый кусочек фрески, отделенный трещинами.

После того, как весь фрагмент был снят, он укладывался на «постелю», максимально очищался от излишнего кирпича и заливался ровным слоем гипса толщиной от полутора до четырех сантиметров. Чтобы добиться прочности, в толщину слоя могли закладываться так называемые «лучинки» - луженые или серебряные металлические прутья [2].

А. И. Тихомиров пишет о том, что «мастерская по некоторым соображениям пользовалась только гипсом (альбастром)», но отмечал возможность использования вместо гипса рыбного клея, «особенно осетрового».

Обработанную описанным выше способом и просохшую фреску сажали «на деревянный щит, прикрепив к нему фреску винтами (шурупами)». Готовые щиты вставлялись в деревянные рамы, что делало конструкцию более прочной, а также служило оформлением снятого фрагмента фресковой росписи. После этого оставалось лишь удалить заклейку и расчистить фреску.

В таком виде снятый фрагмент «представляет собою очень устойчивое, целое, выдерживающее при соответственной упаковке дальние дороги» [2].

Кроме того, в черновике отчета И. А. Тихомиров говорит о так называемом «притушении» относительно всех отдельных утраченных фрагментов стенописи. То есть речь идет о грунтовке подходящим цветом основы в местах утраты фрагментов фрески. По мнению И. А. Тихомирова, притушение легко удаляемой краской абсолютно безвредно для научного исследования, а непрофессионал благодаря при-тушению сможет воспринимать фрагменты стенописи целостно, включая художественную сторону произведения, поскольку утраченные части фрески не будут этому препятствовать.

И. А. Тихомиров посчитал приведенное выше описание технологии нового способа съемки

фрагментов стенописи достаточным для научных целей [2].

При хорошем состоянии фрески, а именно при достаточной толщине и крепости штукатурки и отсутствии в ней трещин удавалось снимать куски величиной пятьдесят на сто сантиметров.

Известно, что ярославский храм Петра Митрополита, как и Варвары Великомученицы расписывались иконописной артелью мастеров под руководством «знаменщика» Алексея Ивановича Соплякова.

В отчете И. А. Тихомирова указан временной период, за которой была расписана Варварин-ская церковь - с 18 мая 1742 года по 24 ноября 1743 года, однако И. А. Тихомиров повествует еще об одном интересном факте, который касается потомков мастеров артели А. И. Соплякова - Дьяконове и Кузнецове (инициалы в отчете не указаны), которые «продолжали дело дедов до самой революции, причем Кузнецов в начале XX века поновлял фрески так же уже фиксированной церкви Петра Митрополита» [2].

За время работы ЯО ЦГРМ, благодаря разработанному и впервые примененному в Советской России способу съемки фрагментов фресок, удалось сохранить часть стенописи, обреченной на гибель и полностью утраченной церкви Знамения Божьей Матери, больше известной как церковь Варвары Великомученицы и практически утраченного, недошедшего до наших дней в первозданном виде храма Петра Митрополита.

Библиографический список

1. ГАЯО, Ф Р-1400 - Государственный Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, оп. 1 д. 35, л. 52.

2. ГАЯО, Ф Р-411 - Тихомиров Илларион Александрович. 06.04.1861 - 02.1933. оп. 1 д. 78, л. 23-25.

3. ГАЯО, Ф Р-1401 - Ярославское отделение центральных государственных реставрационных мастерских Главного управления по науке Народного комиссариата просвещения РСФСР, г. Ярославль, Ивановская промышленная область. 08.1918-15.10.1930 оп. 1 д. 31, л. 41 об., 42.

4. Мигунова, А. Р. Программа росписей восточной стены храма Петра Митрополита как Ярославский текст [Текст] / А. Р. Мигунова //

Ярославский текст в пространстве диалога культур: материалы Международной научной конференции (Ярославль 16-20 апреля 2014 г.) / отв. ред. О. Н. Скибинская, Т. К. Ховрина. -Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. - С. 100-102.

5. Рутман, Т. А. Из истории ярославской монументальной живописи [Текст] / Т. А. Рутман // Икона: альманах о-ва «Икона» в Ярославле / сост. Т. В. Юрьева. - Ярославль : Канцлер,

2005.- С. 25-33.

6. Юрьева, Т. В. Почти утраченный памятник [Текст] / Т. В. Юрьева // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Т. 1. - № 3. - С. 185-188.

7. Юрьева, Т. В. Православная картина мира: мировосприятие и художественный опыт. Курс лекций [Текст] / Т. В. Юрьева. - Ярославль,

2006.

8. Юрьева, Т. В. Проблемы сохранения культурного наследия в ярославском крае в середине XIX - начале ХХ в. [Текст] / Т. В. Юрьева // Верхневолжский филологический вестник. -2016. - № 2. - С. 156-165.

9. Юрьева, Т. В. Фрески церкви Петра Митрополита в Ярославле [Текст] / Т. В. Юрьева // XV научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995): сборник статей / Ярославский художественный музей. - Ярославль, 2011.- С. 216-226.

10. Юрьева, Т. В. Коммуникативное пространство православного храма: наружные росписи / Т. В. Юрьева // Человек в информационном пространстве: межвузовский сборник научных трудов: в 2 томах. - Ярославль, 2011. -С. 136-140.

Bibliograficheskij spisok

1. GAJaO, F R-1400 - Gosudarstvennyj Jaro-slavskij istoriko-arhitekturnyj muzej-zapovednik., op 1 d 35., l. 52

2. GAJaO, F R-411 - Tihomirov Illarion Alek-sandrovich. 06.04.1861 - 02.1933. op.1 d.78., l. 23-25.

3. GAJaO, F R-1401 - Jaroslavskoe otdelenie central'nyh gosudarstvennyh restavracionnyh mas-terskih Glavnogo upravlenija po nauke Narodnogo komissariata prosveshhenija RSFSR, g. Jaroslavl', Ivanovskaja promyshlennaja oblast'. 08.191815.10.1930 op. 1 d. 31., l. 41ob., 42.

4. Migunova, A. R. Programma rospisej vos-tochnoj steny hrama Petra Mitropolita kak Jaro-slavskij tekst [Tekst] / A. R. Migunova // Jaro-

slavskij tekst v prostranstve dialoga kul'tur: materi-aly Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Jaro-slavl' 16-20 aprelja 2014 g.) / otv. red. O. N. Skibinskaja, T. K. Hovrina. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. - S. 100-102.

5. Rutman, T. A. Iz istorii jaroslavskoj mo-numental'noj zhivopisi [Tekst] / T. A. Rutman // Ikona: al'manah o-va «Ikona» v Jaroslavle / sost. T. V. Jur'eva. - Jaroslavl' : Kancler, 2005. - S. 25-33.

6. Jur'eva, T. V. Pochti utrachennyj pamjatnik [Tekst] / T. V. Jur'eva // Jaroslavskij pedagogi-cheskij vestnik.- 2010. - T. 1. - № 3. - S. 185-188.

7. Jur'eva, T. V. Pravoslavnaja kartina mira: mi-rovosprijatie i hudozhestvennyj opyt. Kurs lekcij [Tekst] / T. V. Jur'eva. - Jaroslavl', 2006.

8. Jur'eva, T. V. Problemy sohranenija kul'-turnogo nasledija v jaroslavskom krae v seredine XIX - nachale HH v. [Tekst] / T. V. Jur'eva // Verh-

nevolzhskij filologicheskij vestnik. - 2016. -№ 2. - S. 156-165.

9. Jur'eva, T. V. Freski cerkvi Petra Mitropolita v Jaroslavle [Tekst] / T. V. Jur'eva // XV nauchnye chtenija pamjati Iriny Petrovny Bolotcevoj (19441995): sbornik statej / Jaroslavskij hudozhestvennyj muzej. - Jaroslavl', 2011. - S. 216-226.

10. Jur'eva, T. V. Kommunikativnoe pro-stranstvo pravoslavnogo hrama: naruzhnye rospisi / T. V. Jur'eva // Chelovek v informacionnom prostranstve: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov: v 2 tomah. - Jaroslavl', 2011. - S. 136-140.

Дата поступления статьи в редакцию: 15.05.2017 Дата принятия статьи к печати: 23.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.