Научная статья на тему 'Почти утраченный памятник (фрески церкви Петра Митрополита в Ярославле)'

Почти утраченный памятник (фрески церкви Петра Митрополита в Ярославле) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
409
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМ / ИКОНОПИСЬ / ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ / ЭПОХА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И НОВОГО ВРЕМЕНИ / ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УТРАЧЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / CHURCH / ICON PAINTING / FRESCO / PROVINCIAL / ART / RECONSTRUCTION / RESTORATION / LOST MONUMENTS / THE EPOCH OF THE TRANSITION PERIOD AND NEW TIME

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юрьева Татьяна Владимировна

Статья посвящена исследованию никем ранее не описанного комплекса фресок храма Петра Митрополита в Ярославле. В работе составлена программа сохранившихся фрагментов стенописи, определено авторство, намечены перспективы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Almost Lost Monument (Frescos of the Church of Peter Metropolitan in Yaroslavl)

The article is devoted to the research of the earlier undeclared complex of frescos of the temple of Peter Metropolitan by anybody in Yaroslavl. In the given work the programme of the remained fragments of mural is made, the authorship is defined, research prospects are planned.

Текст научной работы на тему «Почти утраченный памятник (фрески церкви Петра Митрополита в Ярославле)»

Т. В. Юрьева

Почти утраченный памятник (Фрески церкви Петра Митрополита в Ярославле)

Статья посвящена исследованию никем ранее не описанного комплекса фресок храма Петра Митрополита в Ярославле. В работе составлена программа сохранившихся фрагментов стенописи, определено авторство, намечены перспективы исследования.

Ключевые слова: храм, иконопись, фресковая живопись, эпоха переходного периода и Нового времени, провинциальное искусство, утраченные памятники, реконструкция, реставрация.

Т. V. Jurieva

Almost Lost Monument (Frescos of the Church of Peter Metropolitan in Yaroslavl)

The article is devoted to the research of the earlier undeclared complex of frescos of the temple of Peter Metropolitan by anybody in Yaroslavl. In the given work the programme of the remained fragments of mural is made, the authorship is defined, research prospects are planned.

Key words: Church, icon painting, fresco, provincial, art, reconstruction, restoration, lost monuments, the Epoch of the transition period and New time.

На Которосльной набережной, на территории бывшего мукомольного завода, находится здание, в котором, несмотря на изуродованный облик, угадывается бывшее церковное строение. Это церковь Петра Митрополита, судьба которой полностью отражает судьбу множества русских православных храмов, почти уничтоженных в годы советской власти.

В свое время это была церковь трапезного типа, композиция которой состояла из бесстолпной церкви, перекрытой единым сводом, трапезной и примыкающей к ней с западной стороны колокольни.

Как указывают исследователи, первые сведения о предыдущей, деревянной, церкви Петра Митрополита содержатся в Перечневой описи Ярославля 1630 г., а каменная церковь Прихода была построена в 1657 г. на средства торгового человека Ефрема Лифантьева [9, с. 230]. Необходимо отметить, что это одна из ранних посадских каменных церквей в Ярославле. (Напомню, что церковь Николы Надеина была построена в 1622 г., несохранившаяся церковь Леонтия Ростовского - в 1635 г., Рождества Христова - в 1644 г., Ильи Пророка - 1647 г., ансамбль в Коровниках - начало строительства - 1654 г.). При этом церковь Петра Митрополита одна из самых первых церквей трапезного типа.

В. И. Софронов в своей типологии ярославского церковного зодчества относит храм ко второму этапу развития ярославской архитектурной

© Юрьева Т. В., 2010

школы и помещает его в группу построек, имеющих шатровое завершение на сомкнутом своде четверика [12]. Основывается он на изображении храма на гравюре А. Ростовцева с видом Ярославля 1731 г. [7, с. 44].

Главный престол церкви был освящен в честь Собора Богоматери, северный (холодный) - во имя апостола Андрея Первозванного, а левый, в трапезе (теплый) - во имя св. Петра Митрополита [5, с. 81]. Это посвящение и дало название всей церкви.

Из отчета сотрудников Ярославской реставрационной мастерской, сделанного в 1928 г., можно выяснить, как выглядел храм незадолго до начала его разборки: «Храм производит впечатление небольшой, приземистой, простенькой и запущенной церкви с необычно длинной трапезой и тощей длинной главой, убранной более чем скромно» [9, с. 230].

О дальнейшей судьбе храма можно узнать из статьи Т. А. Рутман «Из истории ярославской монументальной живописи» [8], где рассказывается о проведении работ по снятию со стен храма фрагментов фресковой живописи. Эти фрагменты были подвержены последующей реставрации и сейчас находятся в музейном хранении (Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, Государственная Третьяковская галерея, Русский музей). В результате их изучения установлено, что храм расписан в 1760-1761 гг. артелью художников под руководством Афана-

сия Шустова. В этой артели также состояли Михаил Сопляков, Фёдор Илларионов Пототуев, Иван Горин, Фёдор Иванов, Иван Сарафанников и Устим Кружевников [3]. Кроме того, были оценены мастерство и стиль ярославских иконописцев.

Необходимо отметить, что имена мастеров ярославской артели на сегодняшний день достаточно известны. Так, Афанасий Шустов (род. 1711 г.) в 1635 г. расписывал Крестовоздвижен-скую, в 1641 г. - Спасопробоинскую, в 17421743 гг. - Варваринскую церкви в Ярославле [11, с. 769]. В 1756-1757 гг. его артель расписывала Казанскую церковь в Устюжне [10], в 1766-1767 гг. - Успенский собор в Туле [14, с. 14], Никольскую церковь (1768-1769) в Нерехте [2]. Его сын Иван работал вместе с ним. Необходимо отметить, что династия Шустовых несколькими поколениями была связана с иконописанием [6].

Михаил Сопляков был сыном выдающегося ярославского иконописца Алексея Соплякова [11, с. 631]. Известно, что Михаил вместе с отцом расписывал Спасо-Пробоинскую и Варва-ринскую церкви [15].

Фёдор Илларионов Пототуев расписывал Варваринскую церковь в Ярославле, Успенский собор в Туле, церковь Козьмы и Дамиана в Твери [4, с. 166], Успенский собор в Костроме.

Иван Горин (Иван Горин Никитин младший) также принадлежит иконописной династии. Его старший брат (Иван Горин Никитин старший) в 1705-1707 гг. расписывал церковь Николы Ме-ленки в Ярославле, в 1710-1711 гг. - церковь Рождества Богородицы в Больших Солях, в 1730 г. - церковь Михаила Архангела, а также уже упомянутые Крестовоздвиженскую, Спасо-пробоинскую и Варваринскую церкви в Ярославле. Младший Горин обычно работал с братом, но в росписях церкви Петра Митрополита участвовал, вероятно, уже один. Также он принимал участие в росписи Казанской церкви в Рыбинске (1768 г.) [11, с. 149].

Фёдор Иванов - вероятно, Горин Фёдор Иванов, сын Ивана Никитина Горина младшего. Расписывал с отцом Казанскую церковь в Рыбинске (1768 г.), Успенский собор в Костроме (1778 г.), реставрировал Спасо-Преображенский собор в Ярославле (1781 г.) [11, с. 150].

Иван Сарафанников (род. 1677 или 1679 г.) - ярославский иконописец Богоявленского прихода, сын иконописца Степана Афанасьева, поэтому может фигурировать и под этой фамилией (например, в росписи Крестовоздвиженской

церкви). Расписывал церковь Рождества Богородицы в Больших Солях, церковь Михаила Архангела, Спасопробоинскую и Варваринскую церкви в Ярославле [1, с. 320-321; 11, с. 590].

Таким образом, стенописи церкви частично были введены в научный обиход, и в данном случае те фрагменты фресок, которые находятся сейчас в музейном хранении, не рассматриваются. Хотя надо отметить, что серьезных публикаций, посвященных храму Петра Митрополита, пока нет. Тем не менее, в данном случае речь пойдет о тех фресках, которые остались на стенах храма.

Как известно, в результате ряда событий храм не был полностью разобран. Основное церковное здание, за исключением крыльца и трапезной, осталось существовать на территории завода и использовалось под заводские нужды. В помещении храма сделали два этажа, нижний этаж разделили на ряд помещений. В частности, в алтаре находилась мастерская для заводских художников, и, может быть, именно поэтому стены там не забелены и на них сохранилась фресковая живопись.

В остальных помещениях нижней части храма стены покрыты побелкой, через которую местами пробивается графья, а в тех местах, где побелка отслоилась, также видны фрагменты живописи. Очевидно, что в результате реставрационных работ можно будет выяснить, что смогло сохраниться из живописи в нижних ярусах стен.

Верхнее помещение оказалось достаточно низким и практически не использовалось. Туда ведет тонкая лесенка, и через люк можно попасть наверх. Фресковая живопись сохранилась там в том виде, в котором ее оставили реставраторы после снятия со стен ряда фрагментов. Правда, к этому добавилось восемьдесят лет отсутствия какого-либо внимания к состоянию стенной живописи и мокнущие углы.

Здесь нетронутыми остались фрески свода, и поскольку фрагменты живописи снимались в основном в верхних ярусах стен, можно увидеть следы этой работы. Кроме того, поскольку сюжеты снимали выборочно, можно видеть часть верхнего яруса стенописей храма.

Свод. На своде, имеющем сомкнутую четы-рехчастную форму, можно увидеть три овальных медальона с композициями «Новозаветная Троица» (в центре, более крупный), «Благовещение» (слева, с южной стороны), «Рождество Христово» (справа, с северной стороны). Сцена Новозаветной Троицы изображена на фоне сферы-

мандорлы сине-зеленого цвета, наполненной херувимами. Из-под нее выступают четыре ромбовидных угла с символами евангелистов.

Медальоны, занимающие центр потолка, окружены сценами из Нового Завета. Повествование начинается с северо-западного угла вдоль северной стены, где на скосе сомкнутого свода помещены два сюжета: «Рождество Богородицы» и «Введение Богородицы в храм».

Далее, пропуская восточную стену, повествование подолжается на северной стене сценами «Сретения» и «Крещения» (напомню, что «Благовещение» и «Рождество Христово» находятся в центре свода). Западная стена продолжается сюжетами «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Воскресение - Сошествие в Ад», «Вознесение» и «Успение Богородицы».

Необходимо отметить Богородичную направленность этого цикла, что, несомненно, связано с богородичным посвящением этой части храма.

Особый интерес представляет восточная стена. В ярославских храмах со второй половины XVII века ее перестают украшать фресками, поскольку строится высокий многоярусный иконостас, закрывающий ее целиком. Но в данном случае мы сталкиваемся с вариантом так сказать комбинированного иконостаса, нижние ярусы которого деревянные, а верхний ряд (или ряды) выполнен в технике фресковой живописи. В данном случае практически полностью сохранился фресковый пророческий ряд иконостаса, состоящий из одиннадцати образов, причем первый и последний выполнены «на завороте», то есть заходят на северную и южную стены. Начиная с севера, это образы пророков: Анании, Аарона, Исайи, Моисея, царя Давида, образ Богородицы «Знамение». Далее образы царя Соломона, пророка Илии, пророка Елисея, в двух последних образах надписи не читаются. Поскольку Г. Преображенский в свое время указал, что в храме находится трехъярусный иконостас [4, с. 81], а пророческий стенописный ряд по определению четвертый, можно предположить, что стенопись на восточной стене тем и заканчивается, и ниже ее нет. Другое дело - остальные стены, где живопись продолжается, и как раз здесь наблюдаются серьезные утраты.

Хуже всего сохранился следующий ряд, который идет по уровню новосозданного этажа. На западной стене можно четко видеть места снятых фрагментов. Оставшиеся повреждены в ходе работ по проведению в здании различных коммуникаций, осквернены чужеродными надписями.

На северной и южной стене на этом уровне находятся окна, откосы которых также были украшены фресками с образами святых и богородичных икон.

В целом хочу отметить, что это лишь первый этап исследования. Еще раз, уже в свете известных фактов, подробного рассмотрения требуют снятые со стен храма фрески. Исследование это необходимо, поскольку, как отмечено еще в работе А. И. Суслова и С. С. Чуракова [13, с. 250251], этот комлекс фресок - редкое для Ярославля доказательство существования ярославской школы стенного письма 60-80-х гг. XVII века.

Можно только надеяться, что когда-нибудь в храм придут реставраторы, и исследователи смогут полностью восстановить содержание программы фресковой росписи храма и по достоинству оценить его живопись, которая, несомненно, являлась еще одним шедевром ярославской стенописной школы.

Примечания

1. Брюсова, В. Г. Русская живопись XVII века [Текст] / В. Г. Брюсова. - М. , 1984.

2. Демидов, С. В., Кудряшов, Е. В. Нерехта [Текст] / С. В. Демидов. - М. , 1996.

3. Клеймо с именами мастеров гласит: «Трудившиеся о Бозе иконописцы Афанасий Андреев сын Шустов, Михайло Алексеев сын Сопляков, Фёдор Ларионов сын Пототуев, Иван Никитин сын Горин с сыном своим Фёдором Ивановым, Иван Степанов сын Сарафанников, Устим Никифоров сын Кружевников». (Оно было переведено на кальку и хранится в музее архитектуры им. Щусева (P. V. / - 303/17).

4. Колесов, В. Прошлое и настоящее г. Твери [Текст] / В. Колесов. - Тверь , 1917.

5. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Составил Г. Преображенский [Текст]. -Ярославль , 1901.

6. Об этом не раз в своих выступлениях и статьях сообщала О. Б. Кузнецова. См., напр.: Кузнецова, О. Б. Ярославль - иконописный центр Нового времени [Текст] / О. Б. Кузнецова // Русская поздняя икона от XVII до начала ХХ столетия : сб. статей. -М. , 2001. - С. 81-83.

7. Ростовцев, А. Вид города Ярославля, 1731 г. Опубл.: Грязнов, А. Ф. Ярославская Большая Мануфактура за время с 1722 по 1856 г. [Текст] / А. Ф. Грязнов. - М. : Синодальная типография , 1910.

8. Рутман, Т. А. Из истории ярославской монументальной живописи [Текст] / Т. А. Рутман // Икона. Альманах общества «Икона» в Ярославле. - Ярославль , 2005. - С. 25-33.

9. Рутман, Т. А. Храмы и святыни Ярославля [Текст] / Т. А. Рутман. - Ярославль : Александр Рут-ман , 2008.

10. Рыбаков, А. А. Фрески казанской церкви в Устюжне [Текст] / А. А. Рыбаков // Устюжна: историко-литературный альманах. - Вып. 2. - 1993. - С. 262278.

11. Словарь русских иконописцев Х1-ХУП веков [Текст]. - М. : Индрик , 2003.

12. Софронов, В. И. Архитектурный образ Ярославля ХУ1-ХУП вв. : дис. ... канд. иск. / В. И. Соф-ронов. - Ярославль , 2007. - Илл. приложение. - Табл. 2.

13. Суслов, А. И., Чураков, С. С. Ярославль [Текст] / А. И. Суслов. - М. , 1960.

14. Троицкий, Н. «Песнь песней» в фресках Тульского Успенского собора [Текст] / Н. Троицкий // Светильник. - 1914. - № 8.

15. Шемякин, А. И. Некоторые сведения об иконописцах династии Сопляковых [Текст] / А. И. Шемякин // Научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944-1995). - Вып. 4. - Ярославль , 2000. - С. 26-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.