Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА: ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ'

ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА: ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / психоисторические технологии / когнитивные технологии / влияние / менталитет / угрозы / общество / information technologies / psychohistorical technologies / cognitive technologies / influence / mentality / threats / society

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А.А. Ковалеёв

На основании социально-философского и культурно-антропологического анализа исследуется воздействие информационных, психоисторических и когнитивных технологий на формирование общественных ценностей и идентичности. Особое внимание уделяется опасности потери культурной уникальности и традиций в эпоху глобализации и технологического прогресса. Подчеркивается важность гармоничного сочетания сохранения традиционных ценностей и принципов с современными технологическими реалиям для обеспечения устойчивого развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF THE XXI CENTURY: INFLUENCE ON NATIONAL MENTALITY AND CULTURAL HERITAGE

Based on socio-philosophical and cultural-anthropological analysis, the author explores how psychohistorical, cognitive, and information technologies affect the formation of social values and identity. Special attention is paid to the danger of losing cultural uniqueness and traditions in the era of globalization and technological progress. The importance of harmonious combination of preservation of traditional values and principles with adaptation to modern technological realities for ensuring sustainable development of society is emphasized.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА: ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

ФИAGСGФИЯ И КУЛЬТУРА СGЦИУМА: ПGДХGДЫ, КЮНЦЕПЦИИ, МНЕНИЯ

УДК 1 ББК 87

DOI 10.22394/1682-2358-2023-6-64-74

A.A. Kovalev, Candidate of Sciences (Politics), Docent of the Public Administration Department, North-Western Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

TECHNOLOGIES OF THE XXI CENTURY: INFLUENCE ON NATIONAL MENTALITY AND CULTURAL HERITAGE

Based on socio-philosophical and cultural-anthropological analysis, the author explores how psychohistorical, cognitive, and information technologies affect the formation of social values and identity. Special attention is paid to the danger of losing cultural uniqueness and traditions in the era of globalization and technological progress. The importance of harmonious combination of preservation of traditional values and principles with adaptation to modern technological realities for ensuring sustainable development of society is emphasized.

Key words and word-combinations: information technologies, psychohistori-cal technologies, cognitive technologies, influence, mentality, threats, society.

А.А. Ковалев, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (етай: kovalev-aa@ranepa.ru)

ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА: ВЛИЯНИЕ

НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация. На основании социально-философского и культурно-антропологического анализа исследуется воздействие информационных, психоисторических и когнитивных технологий на формирование общественных ценностей и идентичности. Особое внимание уделяется опасности потери культурной уникальности и традиций в эпоху глобализации и технологического прогресса. Подчеркивается важность гармоничного сочетания сохранения традиционных ценностей и принципов с современными технологическими реалиям для обеспечения устойчивого развития общества.

Ключевые слова и словосочетания: информационные технологии, психоисторические технологии, когнитивные технологии, влияние, менталитет, угрозы, общество.

П

64

1.роблема сохранения национального менталитета в условиях возрастающего влияния современных (инфор-

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2Q23. Vol. 23. № 6

мационных, психоисторических, когнитивных) технологий обретает актуальность в контексте усиливающейся значимости культурного наследия и идентичности в современном мире. Процесс развития новых технологий привел как к положительным, так и к отрицательным последствиям для человечества. Среди положительных можно выделить более свободное перемещение людей, культур и идей, что является одним из факторов глобализации мировой культуры. Однако стремительное развитие современных технологий вкупе с глобализаци-онными тенденциями может негативно сказываться на тех традиционных основах, которые поддерживают жизнедеятельность национальных сообществ (народов). В этом контексте сохранение национального менталитета на уровне индивидуальной и коллективной идентичности становится особенно важным.

Информационные, психоисторические и когнитивные технологии могут влиять на национальный менталитет путем распространения определенных норм и ценностей, которые нередко противоречат культурным традициям народов. Важно понимать, что это может привести к обезличиванию, расплыванию культурных границ и утрате идентичности.

Влияние современных технологий на национальный менталитет становится весьма востребованной темой современных междисциплинарных исследований. Однако нередко они носят эпизодический (то есть несистемный) и неструктурированный характер и отражают конъюнктурные запросы, поэтому дальнейшее изучение данного научного направления является перспективным и востребованным. При этом систематизация полученных знаний становится приоритетной задачей для получения объективных данных, имеющих как научно-теоретическую, так и прикладную ценность.

Социально-философский подход и культурно-антропологический анализ позволяют выявить основы существования общества современности, которое, несмотря на ориентацию на технологический прорыв и возможности новых технологий, живет ценностями национального менталитета. Современный уровень развития культуры и социальной системы становится заложником технологического прогресса, который по природе своей является искусственно созданным процессом, тогда как национальный менталитет и его структурные элементы представляют собой органичные и естественные единицы жизнедеятельности любого общества (уровень развития технологий не играет роли), в том числе современного.

Национальный менталитет можно определить как «своеобразный тип, образ мышления, специфический способ восприятия и осознания

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 6 65

объективной реальности определенной нации» [1, с. 233]. Национальный менталитет всегда основан на стереотипах мышления и поведения. Стереотип позволяет быстро и практически незаметно формировать реакции на типовые условия и обстоятельства. Так адаптируемость и, соответственно, выживаемость нации (этносов в составе нации) существенно возрастают.

Важно осознавать, что национальный менталитет является многоаспектным. Так, первичные его слои, элементы и характерные черты формировались под влиянием природных факторов (географии, климата и т.д.). Это период становления менталитета, когда он был еще не национальным, а этническим. Однако в периоды зарождения наций и усложнения отношений на разных уровнях развивался и менталитет, расширяя сторону духовного совершенствования. Таким образом, происхождение человека задает рамки для его дальнейшего развития, социальная система, в которой он существует, прививает ему доминирующие именно в ней ценности и идеалы [2]. Очевидно, что, с одной стороны, современное общество стоит перед непростой задачей по сохранению своих традиций, идентичности, самобытности, ценностей, идеалов, то есть своего менталитета, а с другой — любое общество должно развиваться и совершенствоваться, адаптироваться к меняющейся окружающей среде и ее объектам. При этом «оставаться на плаву» современной истории обществу поможет только сочетание этих двух тенденций с исключением перекосов в ту или другую сторону.

Итак, сочетание национального менталитета и современных технологий является единственно возможным способом гармоничного развития общества XXI в. Однако, к сожалению, на практике такой вариант нередко оказывается нереализуемым, а новые технологии представляют угрозу основам жизнедеятельности общества, то есть национальному менталитету.

Информационные технологии в широком смысле — это «использование компьютеров, программного обеспечения (операционной системы / инструментов и приложений), коммуникаций и сетей для обеспечения удовлетворения информационных потребностей организации» [3, с. 41]. Информационные технологии — это прорыв в будущее. Они создают множество возможностей, однако за ними нередко стоят серьезные риски. Общество, как и любая другая организованная система, стремится к самосохранению. Эффективнее всего эту задачу выполняет то, что проверено временем и разными обстоятельствами, что знакомо и понятно. Роль такого предохранителя для общества выполняет национальный менталитет, ядро которого

66 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 6

является неизменной и постоянной сферой отражения стабильности и безопасности.

В обществах с сильным ядром (отвечает за сохранение общества и фиксацию его характерных свойств) и слабой периферийной частью (отвечает за адаптацию и развитие общества) в структуре национального менталитета нередко информационные технологии, как и любые другие современные технологии, приживаются с трудом, а население реагирует на них без энтузиазма. Однако в случае с развитой периферией национального менталитета эти технологии внедряются намного успешнее. Такое общество вливается в современный поток развития, совершенствуется, но при этом становится объектом множества угроз, которые способны порождать информационные технологии. В социально-философском контексте это в первую очередь связано с отчуждением, когда нарушаются традиционные субъектно-объектные отношения [4, р. 1144]. В этом случае привычные способы общения становятся невостребованными, деформируется процесс коммуникации и его цели, общество фраг-ментируется.

Информационные технологии оказывают влияние на формирование и распространение национальных стереотипов, и это может рассматриваться как угроза национальному менталитету по ряду параметров [5].

Во-первых, формирование национальных стереотипов — это сложный и длительный процесс. Влиять на него могут различные факторы: исторические, географические, социально-экономические, политические и культурные особенности. К подобным факторам можно отнести и информационные технологии.

Во-вторых, информационные технологии имеют как положительное, так и отрицательное влияние на формирование национальных стереотипов. С одной стороны, они могут обеспечивать широкий доступ к национальной культуре и ее наследию, способны воспроизводить и распространять национальные стереотипы, которые нацелены на формирование толерантности и межэтническое сотрудничество. С другой стороны, пренебрежение этическими нормами в сфере информационных технологий может привести к формированию негативных и шаблонных представлений о других народах и культурах, а также к искажению исторических и культурных фактов.

В-третьих, национальному менталитету угрожают не только информационные технологии, но и другие факторы, среди которых глобализация, миграция, религиозные, социальные, политические и экономические изменения. При этом влияние информационных тех-

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 6 6 7

нологий на национальный менталитет можно рассматривать как один из аспектов этого процесса, который требует грамотного подхода и оценки.

В современном обществе информационные технологии стали частью обыденной жизни граждан и распространились во всех сферах, в том числе в сфере межличностного общения, как, например, в области развития и все большей популяризации социальных сетей. Социальные сети — это неотъемлемая часть современной информационной культуры. Они оказывают значительное влияние на формирование ментального ландшафта, то есть на представления о мире, ценностях, социокультурных нормах, традициях и образе жизни. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Социальные сети могут способствовать расширению кругозора, повышению культурного уровня, улучшению коммуникативных навыков, знакомству с другими культурами и привычками. Они помогают создавать сообщество единомышленников, обмениваться опытом и знаниями, найти работу, партнеров по бизнесу или любовь. Но вместе с тем социальные сети могут представлять угрозу для национального менталитета, на постоянной основе культивировать информацию, которая не согласуется с традиционными ценностями, искажает реальность, пропагандирует агрессивные и негативные установки. Социальные сети могут также посягать на устоявшиеся морально-этические представления в конкретном обществе и общепринятые нравственные нормы. Так, в открытом доступе имеются новости, фотографии, видео и другие материалы, которые могут содержать нецензурную лексику, насилие и т.п. Социальные сети могут серьезно деформировать национальный менталитет, традиции, культуру и идентичность. Многие пользователи склонны к имитации западной культуры, забывая о национальной культуре с ее особенностями и традициями. В результате может произойти утрата индивидуального (национального) менталитета. Еще одним аспектом угрозы социальных сетей для национального менталитета является искусственное создание мифов и пропаганда негативных стереотипов. Злоупотребление социальными сетями, как правило, провоцирует появление негативных представлений о тех или иных национальных группах, а также повышение уровня социальной напряженности и конфликтов.

Существует угроза потенциального информационного влияния и со стороны иностранных государств, так как информация, получаемая из внешних источников, способна реально влиять на культуру, мировоззрение и ценности народа. При этом используются различные

68 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 6

инструменты информационного влияния, включая средства массовой информации, социальные сети, блоги и другие источники информации, делаются попытки воздействовать на настроения и мнения людей, а также формировать определенное восприятие и представление о событиях и явлениях в мире, выгодное исключительно субъекту такого влияния. Одним из основных методов воздействия на массы населения является психологическая манипуляция сознанием с целью изменения мнения и поведения граждан. Национальный менталитет связан с культурой, традициями, ценностями и идентичностью народа, поэтому иностранное информационное влияние обычно направлено именно на эти элементы. Чтобы поддержать личные интересы, создается извращенное восприятие реальности. формируются новые ценности, не соответствующие национальной культуре и принятым традициям. Информационное влияние чаще всего является скрытым и не осознается объектом такого воздействия [6]. Чуждая пропаганда обычно внедряется в национальную информационную среду через агентов влияния, кибератаки и другие методы.

Не менее разрушительным методом воздействия на национальный менталитет являются психологические технологии. Среди них выделяются психоисторические методы воздействия, которые оказывают негативное влияние на коллективное бессознательное, представляющее собой определенное мировоззрение или культурную матрицу. Коллективное бессознательное описывает общие ментальные модели, которые используются в качестве основы для формирования личностей [7]. Опасность манипуляций с коллективным бессознательным заключается в возможности создания идеологических личностей, которые могут стать инструментами пропаганды и даже контроля общества. Манипуляции с коллективным бессознательным могут осуществляться через СМИ, политические организации, религиозные группы и других агентов, которые используют общие символы, мнения и восприятия в целях изменения общественных убеждений или поведения. Особая опасность заключается в возможности скрытых манипуляций, когда люди не замечают, что их восприятием и поведением кто-либо руководит.

Генерация идеологических личностей также является угрозой для национального менталитета. Менталитет отражает особенности мышления и поведения, характерные для определенного народа или культуры. Идеологические личности, созданные вне этой культурной матрицы, могут нарушить или разрушить национальный менталитет, создавая новые нормы и ценности, противоречащие изначальным [8].

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 6 69

Итак, разрушение традиционных ценностей и принципов является одной из ключевых психоисторических технологий, которая основательно влияет на национальный менталитет и приводит к его деградации. Для противостояния подобным манипуляциям необходимо исследовать механизмы их действия и создания идеологических личностей, а также постоянно анализировать экономические, политические и другие факторы, стимулирующие эти процессы. Значительный вклад в изучение данного явления внесли специалисты в сфере культурной и социальной антропологии, утверждающие, что традиционные ценности и принципы, такие как семья, религия, образование и т.п., являются неотъемлемой частью культурного кода нации и гармонично вплетаются в национальный менталитет.

Степень воздействия данной технологии зависит от многих факторов, включая активность государства в вопросах сохранения культурного кода, образовательной политики и работы медиа. Разрушение традиционных ценностей и принципов может привести к потере смысла жизни, дезориентации в мироощущении и потере ценностей, чреватых разобщением и дезинтеграцией общества, а в итоге — деформацией национального самосознания. Такой угрозе можно противодействовать с помощью национальной, образовательной и культурной программ, а также повышением качества знаний и сохранением уважения к традиционным ценностям, принципам и нормам поведения в рамках собственной культуры. При этом не исключается социальная адаптация, позволяющая сохранять ценности в изменяющемся мире без отказа от новых требований и перемен.

Безусловно, не все изменения традиционных ценностей и принципов являются негативными. Например, молодежь может привносить новые идеи и стереотипы поведения на основе своего конструктивного личного опыта. Ключевым условием здесь является сохранение и передача основных ценностей, закрепленных в культуре и истории нации. При этом стремление сохранить собственный менталитет (культуру, традиции и пр.) должно быть неразрывно связано с уважением к другим культурам.

Когнитивные технологии также могут стать угрозой национальному менталитету. Под когнитивными технологиями следует понимать «скопление всевозможных методов, программ и алгоритмов, способных выстраивать решение каких-либо задач». По мере развития уже существующих технологий «это будет полноценный искусственный интеллект, разработанный благодаря совокупности всех видов когнитивных технологий» [9, с. 76]. Среди них можно выделить компьютерное зрение, машинное обучение, компьютерную

70 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 6

обработку естественного языка, распознавание речи, робототехнику, планирование и ряд других. Иными словами, когнитивные технологии отражают мыслительный процесс, его стадии, элементы и даже его имитацию с участием компьютера и искусственного интеллекта. Здесь возникает угроза ограничения свободы мысли и деятельности, что противоречит самой сути национального менталитета, так как менталитет, основанный на традициях, народных обычаях, взглядах, верованиях и истории народа, подвижен и изменчив (периферийная его часть, но не ядро), как и само общество. Национальный менталитет формирует индивидуальные и коллективные убеждения, которые служат основой для принятия решений и поведения людей в соответствии с этими убеждениями. Ограничение свободы мысли и деятельности может привести к искажению национального менталитета и его идеалов.

Свобода мысли является одним из фундаментальных прав человека и служит основой для развития науки и технологий. Без свободы мысли невозможно развитие, так как это препятствует расширению горизонтов познания. Когнитивные технологии также неразрывно связаны со свободой мысли и деятельности. Они позволяют людям обучаться, развиваться и совершенствоваться в соответствии с их потребностями и способностями [10]. Ограничение свободы мысли и деятельности, как правило, приводит к негативным последствиям для национального менталитета. Например, ограничение свободы исследования и свободы выражения мысли создает условия, при которых национальный менталитет оказывается застывшим, ориентированным на прошлое, в результате чего адаптационный потенциал нации-носителя такого менталитета в быстро меняющемся мире существенно снижается так же, как и качество жизни общества. В свою очередь, обществу в фазе стагнации грозит кризис идентичности, а нередко и полное уничтожение его национальной самобытности вкупе с опасностью его физического исчезновения как нации, народа.

Когнитивные технологии способны оказывать воздействие на процесс формирования стереотипов мышления и поведения. Это чаще всего приводит к негативному влиянию на национальный менталитет [11], а также на ментальную структуру общества.

Стереотип — это устойчивое представление об объекте, явлении, событии, которое необязательно соответствует действительности. Стереотипы формируются на основе субъективного восприятия и индивидуальных предпочтений, что не исключает их искаженность и ошибочность. Одним из основных негативных последствий искусственного и целенаправленного формирования стереотипов мышле-

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 6 71

ния и поведения является возможность их распространения на массовую аудиторию и превращения в общественное мнение. В этом случае стереотип может создать искаженное восприятие реальности, снизить уровень толерантности к другим культурам и представителям иной национальности. Ключевым источником формирования стереотипов являются средства массовой коммуникации, которые, используя свою власть над общественным мнением, могут создавать негативную репутацию определенным группам людей. Таким способом происходит формирование отрицательного образа меньшинств. Подобные действия нарушают единство нации, препятствуют ее консолидации, в результате ментальная структура общества подвергается негативному влиянию.

Особо уязвимыми национальная сплоченность и в целом толерантность в обществе становятся в онлайн-пространстве. Во-первых, эта среда практически не подвержена цензуре, в ней нередок шок-контент, в том числе и в сфере коммуникации, онлайн-диало-гов; во-вторых, интернет-пространство действует и развивается на принципах анонимности, поэтому сеять рознь и вражду в этой среде может кто угодно, в том числе и субъекты, стремящиеся целенаправленно деформировать национальный менталитет. Именно поэтому негативные комментарии или посты в интернет-пространстве, часто имеющие непосредственное влияние на разрушение единства и консолидации общества, являются провокацией, нацеленной на получение ответной негативной реакции. В связи с этим необходимо обратить внимание на необходимость осознания индивидуальных установок и стереотипов мышления, их критической оценки и корректировки. Особое внимание должно быть уделено формированию толерантного отношения к другим культурам и национальностям, а также уважительному отношению к разнообразию мнений и взглядов в социуме. В связи с этим носителей национального менталитета необходимо учить «держать удар» в условиях когнитивных атак. Здесь не последняя роль принадлежит образовательным учреждениям, основная задача которых состоит в том, чтобы сформировать и закрепить у молодого поколения навыки межкультурной коммуникации, толерантности и уважения к другим культурам и национальностям.

Современная Россия признает защиту национального менталитета и принцип народосбережения приоритетной задачей государства. Это означает, что сохранность национального менталитета является частью государственной стратегии по обеспечению национальной безопасности. Именно поэтому данная сфера вошла в компетенцию военного

72 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 6

дела [12], что является дополнительным аргументом в пользу того, что защита менталитета русской нации от угроз современного мира, среди которых и новейшие технологии, — весьма ответственный процесс на перспективу.

Следовательно, современные технологии не только упрощают жизнь и облегчают коммуникацию, но и незаметно внедряются в повседневную реальность во многих ее аспектах, что может нести в себе и некоторые угрозы, которые способны привести к деградации национального менталитета. Одно из возможных негативных последствий данного процесса — утрата национальной идентичности при столкновении культур. Большое количество информации, которую получает человек в средствах социальной коммуникации, приводит к смешению культур, а это чревато разрушением традиционных культурных ценностей и национального менталитета. Более того, использование технологий имеет негативные последствия для ментального здоровья. Это связано с тем, что стремительный образ жизни современного человека, поддерживаемый с помощью использования последних технологий, может порождать усталость, депрессию, приводить к утрате интереса к традиционным ценностям и идеалам, лежащим в основе национального менталитета.

Сохранение традиций и идентичности нации является неотъемлемым элементом ее развития и благополучия. Во-первых, это обеспечивает стабильность и устойчивость внутри страны, поскольку люди, которые следуют традициям и уважают культурное достояние своих предков, не только принимают свое прошлое, но и готовы к определенным обязательствам перед будущим поколением. Во-вторых, это позволяет сохранять уникальность этнической культуры и признаки ее исторической самобытности, что становится ключевым фактором ее развития. Так обеспечивается защита ценностей этнокультуры, ее уникальности и богатства — основы для будущего развития культурной традиции. В-третьих, это является необходимым условием для сохранения национального единства и поддержания мира между этническими группами с их культурными и традиционными особенностями в пределах единой нации. Это способствует повышению уровня самосознания и гордости народа своим прошлым, которое представляет собой источник уважения к другим народам и платформу возможного взаимодействия в будущем.

Библиографический список

1. Овдиенко Д.А. Менталитет как социокультурный и исторический феномен // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. 2019. № 7. С. 233-238.

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 6 73

2. Braudel F. Histoire et sciences sociales: la longue durée // Annales ESC. 1958. № 13. Р. 725-753.

3. Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А. Понятие и классификация информационных технологий // Достижения науки и образования. 2020. № 12 (66).

4. Burmaga S.V. Communication Potential of Information Technologies in Global Educational Space // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2015. Vol. 8. No 6. P. 1144-1155.

5. Фаткуллина Ф.Г. Стереотипы как маркеры лингвокультур // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26, № 3. С. 750-754. DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.3.38.

6. Гурьянов Н.Ю., Коротаева Т.В. Девиации когнитивных способностей человека под воздействием информационных технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. 2021. № 1. С. 111-118. DOI: 10.18384/2310-7227-2021-1-111-118.

7. Михонов В.В., Чебуркова А.М., Яковлева Е.С. Коллективное бессознательное как основа ментальности // Седьмые Колачевские чтения: материалы VII Всероссийской молодежной научно-практической конференции. М., 2022. С. 161-162.

8. Кенесова М.А. Манипуляция общественным сознанием: симулякры в медиаре-альности // Modern Science. 2020. № 5-2. С. 274-276.

9. Пырнова О.А., ЗариповаР.С. Когнитивные технологии и их роль в развитии современного общества // Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. 2020. № 1 (19). С. 74-76.

10. Ярославцева Н.В., Беляков А.А., Тухватуллин Б.Т. [и др.]. Когнитивная технология обучения: сущность, эффективность и результативность // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 10-23. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.8.

11. Медушевский А.Н. Когнитивная война: социальный контроль, управление сознанием и инструмент глобального доминирования (ч. 1) // Вопросы теоретической экономики. 2023. № 2. С. 85-98. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2023_2_85_98.

12. Малыгин И.Г., Комашинский В.И. От военной системы связи к военной когнитивной информационно-телекоммуникационной системе // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14, № 3. С. 633-638. DOI: 10.25559/ SITITO.14.201803.633-638.

С. 41-43.

Bulletin of the Volga Région Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.