Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВОЙНЫ КАК ФАКТОР ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

НОВЫЕ ВОЙНЫ КАК ФАКТОР ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уникальность / универсальность / гибридная война / естественная трансформация / навязывание / противостояние / uniqueness / universality / hybrid warfare / natural transformation / imposition / confrontation

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А А. Ковалев

В настоящем исследовании рассматриваются различные основания трансформации культурных ценностей, как естественные, так и искусственные. Войны нового типа (гибридные) представлены в качестве одного из основополагающих факторов переосмысления и изменения культурных ценностей в настоящее время. Изучается изменчивость культурных ценностей в эпоху глобальных трансформаций и способы их воплощения. При этом отмечается, что войны нового поколения оказывают непосредственное влияние на изменение культурных ценностей, задавая тем самым отрицательное направление этому процессу. Таким образом, войны нового поколения, вмешиваясь в естественные процессы трансформации культурных ценностей, задают им отрицательную динамику и действуют разрушительно на их носителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW WARS AS A FACTOR IN RETHINKING CULTURAL VALUES

This study examines various grounds for the transformation of cultural values, both natural and artificial. Wars of a new type (hybrid) are presented as one of the fundamental factors of rethinking and changing cultural values at the present time. The variability of cultural values in the era of global transformations and the ways of their implementation are studied. At the same time, it is noted that the wars of the new generation have a direct impact on the change of cultural values, thereby setting a negative direction for this process. Thus, the wars of the new generation, interfering with the natural processes of transformation of cultural values, set them a negative dynamic and act destructively on their bearers.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВОЙНЫ КАК ФАКТОР ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 316.75

НОВЫЕ ВОЙНЫ КАК ФАКТОР ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

А.А. Ковалев

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Санкт-Петербург e-mail: kovalev-aa@ranepa.ru

В настоящем исследовании рассматриваются различные основания трансформации культурных ценностей, как естественные, так и искусственные. Войны нового типа (гибридные) представлены в качестве одного из основополагающих факторов переосмысления и изменения культурных ценностей в настоящее время. Изучается изменчивость культурных ценностей в эпоху глобальных трансформаций и способы их воплощения. При этом отмечается, что войны нового поколения оказывают непосредственное влияние на изменение культурных ценностей, задавая тем самым отрицательное направление этому процессу. Таким образом, войны нового поколения, вмешиваясь в естественные процессы трансформации культурных ценностей, задают им отрицательную динамику и действуют разрушительно на их носителей.

Ключевые слова: уникальность, универсальность, гибридная война, естественная трансформация, навязывание, противостояние.

Культурные ценности в эпоху глобальных изменений

В философском дискурсе культурные ценности охватывают как материальные артефакты, так и результаты нематериального творчества [17, p. 2]. Сложность и многоаспектность данной категории делают невозможным описание всех её граней с помощью одного определения. Настоящее исследование направлено на выявление духовной, ментальной и смысловой глубины культурных ценностей, которые формируют основы сознания и служат регуляторами поведения как отдельных людей, так и общества в целом. В заданном контексте культурные ценности рассматриваются не только как физические объекты, но и как отражение духовной активности человека, включая его мотивы, настроение, мировоззрение, основные жизненные принципы, убеждения, идеалы и цели.

Войны нового поколения меняют культурное пространство как на национальном, так и на глобальном уровне. Поэтому в настоящем исследовании будет предпринята попытка осмысления процесса

трансформации культурных ценностей в эпоху современности под воздействием различных факторов, одним из которых является война нового типа (или гибридная война).

Необходимо подчеркнуть, что культурные ценности, в отличие от культурных норм, обладают гибкостью, благодаря которой общество может приспосабливаться к изменяющимся условиям и обновляться вместе с ценностями. Как считает профессор международных деловых коммуникаций Университета Неймегена (Нидерланды) Джос Хорникс, культурные ценности, рассматриваемые через призму нематериальной культуры, демонстрируют свою способность к трансформации, что представляет собой естественный процесс адаптации и переосмысления национальных ценностей в условиях влияния разнообразных факторов [12].

Конфликты военного характера оказывают значительное воздействие на культурные ценности и на общую культурную атмосферу. Изучая данную проблематику, можно выделить несколько подходов, которые стремятся раскрыть механизмы такого влияния. Так, диалектический метод Ф. Гегеля интерпретирует войну как импульс для культурных и социальных изменений, способствующих трансформации общественного строя и направления культурного прогресса [3]. В свою очередь, концепция культурных войн анализирует политические и мировоззренческие конфликты, при этом особый акцент делается на исследовании современных развитых обществ. В рамках этого подхода раскрывается природа различий неодинаковых по уровню развития обществ в области моральных аспектов и вопросов в сфере идентичности [6, с. 68]. Также важно отметить подход, описывающий социальные трансформации, которые вызваны конфликтами, связанными с изменениями в социальной системе и приводящими к рискам инновационного развития [5, с. 148]. В исследовании директора Центра сравнительного изучения гражданской войны (Великобритания) Анастасии Шестерининой гражданская война понимается как социальный процесс, в котором взаимодействуют различные акторы, включая государственные, негосударственные, гражданские и внешние силы. Она утверждает, что такие конфликты могут вызывать не только разрушения, но и создавать новые социальные нормы и изменения в общественном устройстве, результатом чего становится стимулирование социального прогресса и инновации [16, р. 544].

Теория культурной гибридности изучает процесс изменения культурных ценностей, особенно под влиянием военных действий. Научный

сотрудник Школы исследований безопасности Королевского колледжа Лондона Кристофер Симс подчёркивает, что культурная гибридность в рамках войны не только создаёт новые формы культурного обмена, но и вызывает конфликты, поэтому во избежание военных ошибок необходимо подвергать тщательному осмыслению местные культурные условия [19, p. 184]. Война здесь рассматривается как мощный стимул для трансформаций, которые происходят посредством взаимообогащения и взаимопроникновения разнообразных культур. Культурные войны, согласно анализу Президента Ирландской ассоциации прикладной лингвистики Икера Эрдосия, задействованы вокруг языковых особенностей и процессов самоидентификации, которые влияют на формирование культурной идентичности, превращая тем самым сферу культурных ценностей в арену борьбы за значимость [10].

Противоположностью теории культурной гибридности является теория культурного отчуждения, в которой подчёркивается, что культурно разнообразные группы могут испытывать отчуждение и потерю уникальности в условиях военных конфликтов. В результате наступает социокультурная депривация и утрата культурного многообразия [22]. Общество в таких условиях превращается в инструмент в руках политических сил, стремящихся к стандартизации и унификации культурного пространства через формирование массовой культуры, носителем которой становится пассивная и легко контролируемая масса, лишённая самостоятельности и способности к критическому анализу.

Культурные ценности двойственны, они основаны как на объективных, так и субъективных началах. В исследовании Михаила Минкова и Аннели Кааса подчёркивается, что культурные ценности могут быть описаны через модель индивидуализма-коллективизма и гибкости-монументализма. Указанные критерии измерения культуры отражают не только поведенческие нормы обществ, но ещё и внутренние убеждения, формирующие субъективный опыт людей, что делает их восприятие мира и личные идеалы особенно подверженными влиянию в процессе возникновения международных и межкультурных конфликтов [13]. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что современные войны, включающие элементы ментального противостояния, стремятся изменить субъективную сторону культурных ценностей, воздействуя при этом на их объективное измерение. Следовательно, восприятие мира, идеалы и другие компоненты

личностного сознания становятся центральными целями в войнах нового поколения.

Влияние эпохи современности на трансформацию культурных ценностей

Каждой исторической эпохе присущи уникальные культурные ценности, отражающие уровень развития человечества. Сила и масштабы изменений в культурных ценностях напрямую связаны с трансформационным потенциалом каждой эпохи. Со второй половины XX века изменения в культурных ценностях достигли невиданных ранее масштабов.

Личность с её внутренним миром, самоидентификацией и переживаниями занимает ключевое место в современной парадигме, развитие которой началось после окончания Второй мировой войны, усилилось в 1990-е годы и достигло своего расцвета в настоящее время [1, с. 71]. С помощью тенденций культурной глобализации человек становится субъектом, который одновременно является носителем национальной и глобальной культурных традиций [7, с. 167]. В результате культурные ценности обогащаются посредством совместного опыта и проникают друг в друга под влиянием глобальных культурных трансформаций.

В настоящее время процесс изменения культурных ценностей характеризуется столкновением между традиционным и новаторским, общественным и личным, а также между уникальностью и всеобщностью. Человечество вступает в эпоху качественно нового развития в различных областях жизни, где ценностные сдвиги происходят на фоне глобализации, информационных технологий, цифровой трансформации, формирования и закрепления новых форм социальной реальности - виртуальной и смешанной, представляющих собой слияние физического и цифрового миров [4, с. 155].

Одним из вариантов гармонизации культурного пространства может выступить формирование безграничного информационного общества, где национальная культура и идентичность будут рассматриваться как условные преграды. Исследования Тармо Стрензе показывают, что в западных обществах с 1970-х годов наблюдаются изменения в ценностях: политические ценности становятся более постматериалистическими, а трудовые - более материалистическими. Наблюдаемые изменения подчёркивают динамический характер культурных норм и их адаптацию к

современным реалиям [20, р. 541]. Нередко за образец единого пути культурной трансформации принимается западная модель, однако практика последних десятилетий показывает, что и она далека от идеала универсальности и всеохватности культурного пространства. Важно подчеркнуть, что подобные взгляды по унификации культурных ценностей и норм, дополненные идеями трансгуманизма, находятся в диссонансе с традиционными культурными ценностями, провоцируя между ними конфликт. В таких условиях Россия, расценивая дальнейшее приближение культурных ценностей к западному образцу как вызов национальной безопасности, стремится оберегать традиционные российские духовно-нравственные ориентиры, обеспечивающие государству и народу сохранение уникальности и независимости.

Стремление западных стран к унификации культурного пространства влечёт за собой последствия, которые в дальнейшем могут серьёзно скорректировать текущие направления культурной адаптации по западному образцу. Одним из таких последствий является анклавизация, вызванная неуправляемым потоком миграции, актуальным для Запада в целом [14, р. 118]. Таким образом, намечаются тенденции обратного процесса, для которого характерно внедрение и сохранение чуждых культурных элементов (мигрантов) без их интеграции в социально-культурную среду принимающих стран. Такие тенденции угрожают самой культурной идентичности Запада, подвергая её риску размывания.

И всё же глобальные культурные изменения продолжают следовать за западной моделью, акцентируя внимание на переходе от «ценностей выживания» к «ценностям самовыражения». Эти процессы характерны и для современной России. Так, А.В. Гармонова, Д.В. Щеглова и И.Ф. Юманова в своём исследовании обсуждают, как трансформация высшего образования в России коррелирует с изменениями в ценностях студентов, для которых характерен переход от ценностей безопасности к ценностям личностного и коллективного развития. В работе отмечается, что у российских студентов выражено стремление к самореализации и предпочтение индивидуальности государственным интересам, а также наблюдается ориентированность на секуляризацию и уважение к гуманизму, толерантности и свободе [2, с. 181]. В современном мире прогресс, эффективная самоорганизация, внимание к благополучию человека и его будущему, развитие высоких технологий не являются исключительными характеристиками западной культуры, в

XXI веке они свойственны многим развитым государствам в различных регионах мира.

Какой вывод можно сделать из приведённых данных? В настоящее время европейская культура, навязываемая всему остальному миру, уже не ассоциируется с символами роста и благополучия. Однако попытки навязать глобальному сообществу те модели мышления и поведения, которые ведут не к созиданию и прогрессу, а к деградации и упадку, только усиливаются и учащаются. Такова стратегия современных войн, целью которых является захват ментального и духовного пространства соперника.

Трансформационный потенциал войн нового поколения

Профессор Р. Тот утверждает, что в XX веке мир перестал быть конечной целью и превратился в инструмент, служащий переходным этапом между конфликтами [8, с. 127]. При этом сами конфликты меняют свою направленность и интенсивность. Эти конфликты являются ключевым способом для США, самопровозглашённого глобального гегемона, распространить демократические ценности по всему миру. Европейский исследователь Стефан Одуан-Рузо в своём исследовании подчёркивает, что культурный кризис в Европе, усугублённый миграционным кризисом и изменениями в социальных нормах, стал предвестником военных действий и символом непрерывных культурных войн в регионе [9, p. 41]. Важно добавить при этом, что состояние непрерывной войны уже охватило многие регионы мира. Например, в таких странах, как Мьянма и Гаити, возникли схожие ситуации. В Мьянме после военного переворота 2021 года возобновились боевые действия между различными группировками и правительственными силами, что привело к массовому перемещению населения и углублению гуманитарного кризиса. В Гаити усиление гангстерской активности после политической нестабильности значительно ухудшило ситуацию с продовольственной безопасностью и обострило уже существующий гуманитарный кризис [21].

Современные войны нацелены на переформатирование сознания, целью которого является контроль над людьми и управление ими. Отличие от классических войн заключается в отсутствии традиционного поля боя и привычных атрибутов военных действий, при этом воздействие на культурные ценности становится ключевым оружием в этих войнах. В отличие от прошлых эпох, где изменения культурных ценностей были второстепенной целью, в настоящее время они становятся основной мишенью. Тем самым прогнозы Ф. Фукуямы о «конце истории» не

оправдались; вместо ожидаемой эры глобального сотрудничества и отсутствия военных конфликтов начался новый круг борьбы за влияние, описанный ещё Т. Гоббсом. Принципы бесконтактной войны без чёткого начала и завершения стали ведущими в конфликтах нового типа. В таких условиях культурным ценностям требуется адаптация под новые реалии существования.

Трансформация культурных ценностей в эпоху новых войн, именуемых гибридными (смешанными) или информационно-психологическими, представляет собой серьёзный вызов для национальной безопасности государств. Поэтому защита культурных ценностей становится приоритетной задачей политики современного государства. Однако необходимо учитывать, что восприятие ценностей существенно различается в разных культурных традициях. Так, в России акцент делается на духовных, нравственных и традиционных аспектах культуры, в то время как в Соединённых Штатах под ценностями часто понимаются удовлетворение потребностей и индивидуальные стремления. При этом в США такой подход к ценностям считается универсальным, то есть значимым для всего мирового сообщества. Этот подход был заложен в основу внешней политики Америки, в процессе реализации которой допускается использование различных методов, включая применение силы [15, p. 69].

Перед Россией стоит задача по трансформации культурных ценностей, которая [задача] будет способствовать укреплению основ государственности, поддержанию суверенитета и независимости, сохранению культурного разнообразия и уникальности национального менталитета. Важно избегать слепого копирования чужеродных и упрощённых культурных норм, которые замедляют процесс развития страны и ставят под угрозу её национальную безопасность. Ограничиваясь лишь базовыми потребностями, общепринятыми на международном уровне, человек рискует упустить шанс на духовное, морально-нравственное развитие и этическое самосовершенствование.

Каждый исторический этап в развитии человечества вносил свой уникальный вклад в формирование культурных ценностей. Древние цивилизации, такие как Вавилон и Египет, опирались на религиозные и мифологические основы, в то время как Античность открыла путь рациональному мышлению и этическим нормам. В Средние века в Европе доминирование христианства и влияние церкви определяли культурные ориентиры, тогда как в исламских государствах развитие науки шло

параллельно с освоением религиозного знания. В более поздние периоды религиозные ценности и нормы жизни начали уступать место стремлению к личной свободе, принципам гуманизма и индивидуализма. При этом изменения в социокультурной структуре общества непосредственно влияли на эволюцию культурных ценностей.

В XX и XXI веках культурные ценности испытали значительные изменения, обусловленные множеством факторов. Среди них выделяются мировые войны, усиление тенденций глобализации, регионализация в ответ на глобальные процессы, взаимопроникновение культур, снижение доминирования западной культуры, появление новых форм конфронтации в рамках гибридных войн, распространение идей, выходящих за рамки традиционного капитализма и человеческого бытия, прогресс в области высоких технологий, цифровизация, неуправляемые миграционные потоки на глобальном уровне. Особенно здесь стоит отметить влияние Интернета и его интерактивных коммуникационных возможностей на трансформацию культурных ценностей в современном мире.

Разные факторы влияют на культурное развитие, при этом война выступает одним из ключевых элементов, воздействующих на культурное пространство. Победившая в войне сторона часто навязывает свои культурные нормы побежденной стороне, внося тем самым изменения в её культурное и цивилизационное развитие. Примеры такого влияния наблюдаются в истории военных кампаний Александра Македонского, крестовых походов, татаро-монгольского нашествия и других завоевательных войн. Так, мировые войны подняли на повестку дня идеи пацифизма, подчеркнули важность сохранения и защиты жизни человека, способствовали развитию гуманистических взглядов и критике милитаризма. В эпоху холодной войны культурные ценности интенсивно эксплуатировались в политических целях, особенно в сфере пропаганды. Современные войны имеют потенциал вызвать глобальные культурные сдвиги. Например, в недавних конфликтах в Газе и Судане насилие и нестабильность повлияли на общественное восприятие военных действий, подчёркивая роль международного права и необходимость защиты гражданских лиц в зонах конфликта. Такое отношение к происходящему способствует формированию нового поколения мировоззрений, ориентированных на мир и права человека.

Войны влияют на культурные преобразования в различных аспектах, от изобразительного искусства, музыки, литературы и кинематографии до

образа мышления и повседневных практик людей. Такие трансформации меняют символику и язык, которые служат инструментами общения. Так, в изобразительном искусстве после мировых войн наблюдался рост направлений дадаизма и сюрреализма, отражающих разочарование в существующем порядке. Музыкальные произведения Дмитрия Шостаковича стали звучащим протестом против военного ужаса. В литературе и кинематографии, например, как в романе Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!» и фильме «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, война становится основой для размышлений о морали и человеческой природе. Символика (например, изображение дяди Сэма на американских постерах времён Второй мировой войны) и язык, насыщенный военной терминологией, в военное и послевоенное время претерпевают изменения, становясь частью общекультурного пространства.

Изменения, вызванные классическими военными действиями, дополняются трансформациями, основанными на войнах нового типа, где ключевую роль играют передовые технологии, включая информационно-телекоммуникационные средства. Данные технологии оказывают влияние на глобальное освещение конфликтов, регулируют способы их восприятия обществом, целенаправленно формируя общественное мнение, определяя актуальность событий и воздействуя на скорость распространения информации.

Очевидно, что и классические, и современные войны воздействуют на культурные ценности, трансформируя их, но методы и последствия такого влияния различаются. Основное отличие заключается в том, что в прошлом война и её влияние на культуру были явными. Традиционные военные действия сопровождались физическим насилием, угрозами и страхом, это в культуре нации находило отражение в акцентах на патриотизме, самопожертвовании, героизме, единстве и стремлении к победе. В таких обстоятельствах ключевую роль играла пропаганда, направленная на мобилизацию общества и повышение его морального духа.

В свою очередь, войны нового поколения в контексте воздействия на культуру и ценности нации часто скрыты от объекта воздействия и не осознаваемы им, они начинаются без официального объявления, асимметричны и направлены на фундаментальное преобразование социальных и психологических структур общества и отдельного человека. В результате происходит влияние на индивидуальное существование, а также наблюдаются неопределённость, дезорганизация и нестабильность на

глобальном уровне. Моральные сдвиги становятся заметным явлением в процессе трансформации культурных ценностей под воздействием современных войн, влекущих за собой переоценку и переосмысление моральных и этических принципов, казавшихся непреложными.

Необходимо подчеркнуть, что последствия современных войн переносят внимание на индивидуальные переживания и эмоциональные отклики людей. Тогда как в классических войнах в центре внимания находились общенациональные усилия, единство, солидарность и укрепление патриотических чувств. В современных условиях основными становятся темы универсальных человеческих ценностей, гуманизма, стремления к миру и межкультурного общения.

Одной из разновидностей войн современности, влияющих на культурное пространство и культурные ценности, является кибервойна. Так, в ней акцентируется внимание на вопросах приватности, информационной безопасности и защиты национальных интересов. Противостоять этим войнам становится возможным благодаря развитию культуры критического мышления и улучшению навыков медиаграмотности, которые становятся ключевыми для защиты личности в киберпространстве и обеспечения способности противостоять манипуляциям, направленным на управление индивидуальным и общественным сознанием. В этом контексте особенно актуален взлом сетей Королевской канадской конной полиции в феврале 2024 года, который при этом, по утверждениям официальных лиц, не повлиял на их деятельность или безопасность канадцев. В январе 2024 года во Франции произошла утечка данных системы здравоохранения, затронувшая личные данные почти половины населения страны. Указанные события подчёркивают важность защиты персональных данных и информационной безопасности, вызывая общественные обсуждения и повышая важность осведомлённости о необходимости обеспечения кибербезопасности [18].

Глобализация становится ключевым фактором в динамике новых войн, оказывая воздействие на разные процессы и явления, включая культурные трансформации. В отчёте «Global Risks Report 2024» от Всемирного экономического форума [11] отмечается, что благодаря глобализации экономические системы становятся взаимосвязанными, а это, в свою очередь, усиливает их уязвимость перед глобальными рисками, способными вызывать каскадные сбои в цепочках поставок и финансовых системах. Основой гибридных войн, которым благоприятствует глобализация, является слияние

культур. Причём современные технологии, например, цифровая взаимосвязанность, подвергают страны угрозе кибератак, количество которых увеличилось на 300% за последние пять лет. Таким образом, подобная взаимосвязанность может вносить как положительные, так и отрицательные изменения в культурное пространство, однако в условиях войн особенно ощутимыми становятся деструктивные аспекты, когда последствиями глобализации становятся массовость, стереотипность и универсализация, при этом уникальность и национальную идентичность ставятся под угрозу.

Мироустройство XXI века всё дальше отходит от намерения создать такую модель, в которой были бы учтены новые знания, уникальное мироощущение каждого народа и осознание его роли в изменяющемся мире. Вместо этого доминирующая в настоящее время глобализационная модель, совпадающая с западным паттерном культурного развития (так называемой вестернизацией), агрессивно и навязчиво продвигается по всему миру. Подобный подход исключает межнациональный и межкультурный компромисс, поэтому встречает решительное сопротивление со стороны не западных культур и обществ, которые не хотят стать последователями культуры, переживающей период упадка.

Заключение

Трансформация культурных ценностей, которая является частью естественного процесса развития любого общества, стремящегося построить своё будущее, может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная (разрушительная) культурная трансформация имеет место тогда, когда подлинные культурные ценности подвергаются искажению и замещаются суррогатами, в то время как общество начинает ориентироваться на цели, навязанные участниками конфликтов нового поколения. Положительная (созидательная) трансформация культурных ценностей достигается в том случае, когда национальные культурные основы способствуют сопротивлению внешнему давлению и гармоничному развитию общества.

В эпоху новых войн и конфликтов, охватывающих различные аспекты жизни общества по всему миру, переосмысление культурных ценностей становится неизбежным. При этом данный процесс должен происходить естественным путём, а не под давлением извне или в результате агрессивной кампании по распространению чужеродных ценностей и идей. Западные культурные ориентиры, безусловно, заслуживают признания в их

историческом и культурном аспекте. Однако методы их принудительного внедрения в общества, для которых указанные принципы чужды, являются недопустимыми и нарушают основы мирного взаимодействия между различными культурами и нациями. Поэтому для каждого государства, стремящегося к самостоятельности и отстаиванию собственного суверенитета в процессе межкультурного и межцивилизационного взаимодействия, первостепенной задачей в XXI веке становится приверженность естественному и гармоничному пути развития нации и трансформации её культурных ценностей.

Список литературы

1. Васильев, В. А. Философия нравственности в формировании духовного мира личности /

B. А. Васильев // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2020. - № 3 (35). -

C. 68-75.

2. Гармонова, А. В. Ценности современных российских студентов в контексте трансформации системы высшего образования / А. В. Гармонова, Д. В. Щеглова, И. Ф. Юманова, Е. А. Опфер // Вестник Института социологии. - 2021. - Т. 12, № 4. -С. 167-192.

3. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель. - Санк-Петербург : Наука, 1993. - 477 с.

4. Дрожжина, С. В. Влияние глобализации на формирование универсальных ценностей: социально-философский контекст / С. В. Дрожжина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2023. - № 3 (39). - С. 153-161.

5. Каспаров, А. Р. Социальный конфликт в трансформирующемся обществе XXI века: общетеоретические аспекты / А. Р. Каспаров // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - Т. 13, № 4. - С. 146-152.

6. Полулях, Д. С. Концепция культурной войны и ее потенциал для анализа политико-мировоззренческих конфликтов / Д. С. Полулях // Журнал политических исследований. -2023. - Т. 7, № 1. - С. 65-75.

7. Сехлеян, С. А. Культурная глобализация: сценарии гомогенизации и гибридизации / С. А. Сехлеян // Социология. - 2021. - № 5. - С. 165-170.

8. Тот, Р. Е. Европейский кризис культуры как предпосылка к войне / Р. Е. Тот // Новейшая история России. - 2015. - № 1 (15). - С. 122-134.

9. Audoin-Rouzeau, S. The Aftermath of November 13: The Beginning and End of a «Culture of War» / S. Audoin-Rouzeau, N. Bracher // South Central Review. - 2023. - Vol. 40, No. 2. -Pp. 35-47.

10. Erdocia, I. Language and culture wars: The far right's struggle against gender-neutral language / I. Erdocia // Journal of Language and Politics. - 2022. - Vol. 21.

11. Global Risks Report 2024 // World Economic Forum. - 2024. - URL: https://www.weforum.org/publications/global-risks-report-2024 (дата обращения: 14.11.2023).

12. Hornikx, J. Cultural Value Adaptation in Advertising is Effective, But Not Dependable: A Meta-Analysis of 25 Years of Experimental Research / J. Hornikx, A. Janssen, D. O'Keefe // International Journal of Business Communication. - 2023. - Pp. 1-25.

13. Minkov, M. A Test of the Revised Minkov-Hofstede Model of Culture: Mirror Images of Subjective and Objective Culture across Nations and the 50 US States / M. Minkov, A. Kaasa // Cross-Cultural Research. - 2021. - Vol. 55 (1). - Pp. 230-281.

14. Peteet, J. Space and Mobility in Palestine / J. Peteet. - Indiana University Press, 2017. -252 p.

15. Qualter, T. Propaganda and Psychological Warfare / T. Qualter. - Pickle Partners Publishing, 2020. - 265 p.

16. Shesterinina, A. Civil war as a social process: actors and dynamics from pre- to post-war / A. Shesterinina // European Journal of International Relations. - 2022. - Vol. 28, No. 3. -Pp. 538-562.

17. Shi-xu. Cultural Discourse Studies as culturalist approach to communication: object, objectives and tasks / Shi-xu // Journal of Multicultural Discourses. - 2023. - Vol. 18, No. 1. -Pp. 1-3.

18. Significant cyber incidents // Center for Strategic and International Studies. - 2023. - URL: https://www.csis.org/programs/strategic-technologies-program/significant-cyber-incidents (дата обращения: 14.11.2023).

19. Sims, C. Culture and War / C. Sims // Survival. - 2022. - Vol. 64, No. 3. - Pp. 179-192.

20. Strenze, T. Value change in the Western world: the rise of materialism, post-materialism or both? / T. Strenze // International Review of Sociology. - 2021. - Vol. 31, No. 3. - Pp. 536-553.

21. Top 10 crises the world can't ignore in 2023 // International Rescue Committee. - 2023. -URL: https://www.rescue.org/article/top-10-crises-world-cant-ignore-2023 (дата обращения: 14.11.2023).

22. Vo, T. Cultural alienation: A concept analysis / T. Vo // Nursing forum. - 2020. - Vol. 56. -Pp. 1-12.

NEW WARS AS A FACTOR IN RETHINKING CULTURAL VALUES

A.A. Kovalev

North-Western Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National

Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

St. Petersburg e-mail: kovalev-aa@ranepa.ru

This study examines various grounds for the transformation of cultural values, both natural and artificial. Wars of a new type (hybrid) are presented as one of the fundamental factors of rethinking and changing cultural values at the present time. The variability of cultural values in the era of global transformations and the ways of their implementation are studied. At the same time, it is noted that the wars of the new generation have a direct impact on the change of cultural values, thereby setting a negative direction for this process. Thus, the wars of the new generation, interfering with the natural processes of transformation of cultural values, set them a negative dynamic and act destructively on their bearers.

Keywords: uniqueness, universality, hybrid warfare, natural transformation, imposition, confrontation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.