Научная статья на тему 'Технологии взаимодействия власти и СМИ в контексте реализации государственной информационной политики: региональное измерение проблемы'

Технологии взаимодействия власти и СМИ в контексте реализации государственной информационной политики: региональное измерение проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1430
200
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СМИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE INFORMATION POLICY / MASS MEDIA / REGIONAL PUBLICATIONS / PUBLIC CONTROL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васютин Юрий Сергеевич, Ветрова Елена Николаевна, Огнева Валентина Васильевна

В статье раскрываются новые технологии взаимодействия власти и СМИ IT телевидение, дискуссионные “круглые столы”, форумы и др. Отмечаются проблемные аспекты в деятельности СМИ: высокий уровень государственного контроля, разорение муниципальных изданий, слабая апелляция к гражданскому обществу. Предлагаются меры по совершенствованию механизма взаимодействия власти и СМИ.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Васютин Юрий Сергеевич, Ветрова Елена Николаевна, Огнева Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TECHNOLOGIES OF INTERACTION BETWEEN AUTHORITIES AND MEDIA IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE STATE INFORMATION POLICY: THE REGIONAL DIMENSION OF THE PROBLEM

The article describes new technologies of interaction of the authorities and the media IT TV, discussion round tables, forums and others. Problematic aspects in the media, such as a high level of state control, the ruin of municipal publications, and weak appeal to civil society are marked. Measures to improve the mechanism of interaction between the authorities and the media are proposed.

Текст научной работы на тему «Технологии взаимодействия власти и СМИ в контексте реализации государственной информационной политики: региональное измерение проблемы»

УДК 323:070

ВАСЮТИН Ю.С., ВЕТРОВА Е.Н., ОГНЕВА В.В.

Технологии взаимодействия власти и СМИ в контексте реализации государственной информационной политики: региональное измерение проблемы

В статье раскрываются новые технологии взаимодействия власти и СМИ - 1Т телевидение, дискуссионные "круглые столы", форумы и др. Отмечаются проблемные аспекты в деятельности СМИ: высокий уровень государственного контроля, разорение муниципальных изданий, слабая апелляция к гражданскому обществу. Предлагаются меры по совершенствованию механизма взаимодействия власти и СМИ.

Ключевые слова: государственная информационная политика, СМИ, региональные печатные издания, общественный контроль.

Зффективность государственного управления во многом связана с информационным взаимодействием власти и СМИ. Сущность и содержание данного взаимодействия заложены в приоритетных направлениях государственной информационной политики и определяются такими нормативными правовыми актами, как Федеральный закон Российской Федерации от 13 января 1995 года № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"; Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"; Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; Закон Российской Федерации

от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации"1.

Указанная сфера общественных отношений регулируется также Указами Президента Российской Федерации: "Стратегия развития информационного общества в РФ", "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Постановлением Правительства Российской Федерации "Электронная Россия", Распоряжением Правительства Российской Федерации "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"" и др. Приняты и реализуются такие документы, как "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", "Концепция государственной информационной политики Российской Федерации", "Концепция формирования информационного общества в России", "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", "Концепция информационной безопасности Российской Федерации", "Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".

Эксперты отмечают, что, несмотря на серьезный объем нормативных правовых актов, принятых в области информации с начала 90-х годов, в них еще присутствует немало пробелов и противоречий. Поэтому проблема формирования полноценной и эффективной системы информационного законодательства остается по-прежнему актуальной. Так, в "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации" информационное общество определяется как "высокий уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивное использование гражданами, бизнесом и органами государственной власти"2. Таким образом, акцент делается на информационно-технологической составляющей государственной информационной политики, в то время как роль гуманитарного направления очевидно преуменьшена.

Приведем ряд контрольных значений показателей к 2015 году, которые в результате реализации основных направлений и мероприятий "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации" должны быть достигнуты:

место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;

место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы -не ниже десятого;

уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;

доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий

- более 50%;

сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития - до двух раз;

наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет,

- не менее чем в 75% домашних хозяйств;

доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;

доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%3.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России4.

Анализ показывает, что в принятых концепциях информационной политики и деятельности органов власти, к сожалению,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не всегда присутствует понимание необходимости формирования эффективных коммуникаций в информационном пространстве: развития отношений на принципах социального партнерства, информационной открытости институтов власти, реального участия населения в принятии управленческих решений. В некоторой степени выявленные проблемы связаны с продуцированием моноцентрического взаимодействия власти и общества, с выстраиваемой "вертикалью власти". Документы, закрепляющие направления информационной политики, ориентированы, как правило, на предоставление информации населению. Тем самым целеполагание ориентировано на совершенствование вертикальных связей и предоставление "полной, своевременной и объективной информации", а также обеспечение доступа населения к качественным и современным телекоммуникационным услугам. Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо, чтобы информационная деятельность органов власти была направлена на активное участие институтов гражданского общества, населения в государственном управлении. В последнее время появляется немало заявлений экспертного сообщества о том, что проблемой современной России может стать реальность, где есть "гласность", но нет "слышимости".

Даже если СМИ, по этой концепции, своевременно и полно транслируют новости, озвучивают проблемы и способы их разрешения, то их в массе своей не слышат ни граждане, ни власть. Это в очередной раз подтверждает, что "каналы обратной связи" между властью и СМИ, гражданским обществом и властью, органами власти и гражданами должным образом не работают.

В этой связи следует отметить, что последние годы региональный рынок средств массовой информации имеет определенные тенденции "переформатирования", характеризующиеся, во-первых, сокращением спроса на ежедневные печатные издания; во-вторых, развитием местных телеканалов; в-третьих, появлением новых информационных ресурсов, Интернет-СМИ.

Расширение информационного пространства происходит в основном за счет создания интернет-версий печатных

изданий и электронных газет5, что способствует как продвижению изданий и телекомпаний в среде активных интернет-пользователей, так и созданию условий для постоянного доступа населения к информации вне зависимости от даты выхода в эфир либо публикации.

Трендом современного регионального медиа-поля становится создание издательских домов, включающих в себя областные или муниципальные печатные издания, а также использование новых технологий в 1Р-телевидении. В целом можно констатировать, что происходящие трансформации обусловлены построением информационного общества, но при этом не всегда "передел" рынка масс-медиа является системным.

Статистика свидетельствует, что в 2012 году в стране выходило 3575 общественно-политических газет, из них 631 -это региональные издания, 2944 - муни-ципальные6. Пытаясь противостоять напору коммерческой прессы, общественно-политические газеты регионов начали идти по пути сокращения периодичности своего выхода, перевода распространения на бесплатную основу и запуска сопутствующих бесплатных проектов. По данным Фонда развития информационной политики, в 2008 году ежедневные газеты выходили в 67 из 83 субъектов России, а уже к началу 2012 года - только в 64-х. Сокращение спроса на ежедневные региональные издания произошли, в частности, в Ярославской, Орловской областях7.

Основным источником информации для населения продолжает оставаться телевидение. Проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследования показали, что подавляющее большинство россиян узнают последние новости по телевизору (92%)8. На сегодняшний день практически во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные телеканалы и радиоканалы с собственным вещанием. В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания Российской Федерации на 2009-2015 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года № 9859, во всех регионах ведутся работы

по переходу на цифровое телевидение, а также происходит увеличение охвата территории теле-, радиосигналами.

В ряде субъектов России уже создано или находится в процессе создания 1Р-те-левидение. Уникальным проектом является медиапортал "Вся Россия" - мультимедийное сетевое СМИ, соединяющее каналы видеовещания, аудиовещания и ленту текстовых новостей, формируемых региональными партнерами проекта из всех регионов России. На многих региональных Интернет-телевизионных каналах (ИТВК) имеются различные интерактивные инструменты, в том числе форумы, на которых посетители могут оставлять комментарии к событиям, программам, обращаться к органам власти, предлагать журналистам новые темы, информационные поводы, высказывать мнения и вести дискуссии по волнующим вопросам.

В основном работа со средствами массовой информации в субъектах Федерации проводится в рамках системы аккредитации журналистов. Наличие пресс-пулов, освещающих деятельность исполнительной власти (формализованные, неформализованные), отмечается также во всех регионах. Следует обратить внимание на такие формы организации работы со средствами массовой информации, как форумы СМИ и дискуссионные "круглые столы" с главными редакторами областных и районных печатных изданий и телеканалов (примером является Ярославская область). Однако, несмотря на то, что присутствие журналистов на совещаниях и видеоконференциях, проводимых в органах власти, хотя и констатирует открытость последних, но довольно опосредованно, поскольку в пресс-пулы, как правило, входят представители государственных СМИ.

Мониторинг свидетельствует, что проблемой остается минимизация критических выступлений в СМИ по вопросам деятельности органов государственной власти; невостребованность властными структурами общественного мнения при принятии социально значимых решений; зачастую необоснованное использование СМИ для повышения собственного имиджа. Яркой иллюстрацией недостаточной открытости органов государственной власти является наличие

фактов отказов в предоставлении информации журналистам. Так, 30 журналистов из ста утверждают, что им часто отказывают в информации, 60 из ста сообщают, что им тоже отказывают, но редко10.

Помимо отсутствия обратной связи между населением и иными субъектами информационного пространства в числе наиболее актуальных проблем для развития информационного общества экспертами называется необоснованно повышенный контроль над средствами массовой информации со стороны государства и, следовательно, высокая зависимость СМИ (80% из них принадлежат государству)11. В данном контексте озвучивается и другая очень важная проблема - снижение доверия к средствам массовой информации, в первую очередь к государственным, а соответственно и их степени влияния на общественное мнение.

Результаты социологического исследования, проведенного в городе Ярославле (выборка исследования составила 932 человека), показали, что самая распространенная позиция опрошенных людей -осторожное доверие. Самым объективным медиа ярославцы считают Интернет - 2/3 жителей города (66,7%) полагают, что в Интернете уж точно можно найти объективную и достоверную информацию12.

В то же время именно государственные средства массовой информации в большей степени обеспечивают функцию информирования граждан по актуальным общественно-политическим, социально значимым вопросам. Основными темами, освещаемыми в средствах массовой информации регионов, как свидетельствует мониторинг, стали модернизация политической системы, образования и здравоохранения, реформирование МВД, поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, мероприятия по улучшению инвестиционного климата и инновационной деятельности, обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих жильем, социальные обязательства государства. В Ярославской области приоритетными являются темы социальной направленности (поддержка программ занятости населения, потребительское кредитование,

развитие медицинского обслуживания, улучшение инвестиционного климата и инновационной деятельности, модернизация государственных и общественных институтов и др.). В Орловской области лидирует тема предоставления жилья ветеранам ВОВ и военнослужащим - 203 материала, социальных обязательств государства - 136 материалов, совершенствования государственного управления - 121 материал. В Смоленской области наиболее всего освещается тематика социальных обязательств государства - 774 материала, модернизации системы выборов - 557 материалов, модернизации в социальной сфере - 239 материалов. Социальные обязательства государства, повышение эффективности государственного управления, инвестиционные проекты стали основными темами в освещении средств массовой информации Курской, Костромской и Воронежской об-ластей13. При этом основными производителями публикаций, теле- и радиорепортажей на социальную тему стали региональные и муниципальные средства массовой информации, тем или иным образом получающие государственную поддержку из региональных бюджетов. Это подтверждает позицию глав регионов по данному вопросу, которые в ответ на предложения о приватизации региональных средств массовой информации акцентировали внимание на необходимости оказания государственной поддержки СМИ на конкурсной основе. Главным аргументом стало то, что именно местные газеты и телевидение выполняют особую социокультурную миссию14.

Неся серьезную социальную нагрузку, региональные и муниципальные СМИ, как правило, являются неконкурентоспособными. Далеко не во всех районах сложился рекламный рынок, способный обеспечить существование изданий, а он для людей является одним из важнейших источников информации15. Действительно, тиражи муниципальных, региональных СМИ, получающих дотации от органов государственной власти, составляют в настоящее время не менее одной трети от всего тиража газет и журналов, выпускаемых в России. При этом региональные и

муниципальные СМИ зачастую являются единственными источниками информации, доступными малоимущим слоям населения. Таким образом, разорение этих изданий всерьез скажется на информированности и социальной активности граждан. В то же время практика показывает, что без участия органов региональной власти или с их участием в учредительстве минимального числа муниципальных газет успешно работают редакции уже более чем в 12 регионах, в частности в Ярославской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Томской, Кемеровской областях, республиках Северная Осетия, Удмуртия, Алтай, Бурятия, Пермском и Приморском краях16.

Новой формой информирования граждан становится общественное телевидение. В связи с этим интерес представляют СМИ стран Восточной и Центральной Европы, а также стран постсоветского пространства, где в последнее десятилетие произошли изменения как в характере средств массовой информации, так и в формах и методах регулирования информационных потоков.

Опыт европейских стран свидетельствует о том, что оптимальной формой телерадиовещания, в которой бы отсутствовало всякое внешнее давление на информационную политику, является публичное или общественное телерадиовещание. Пути построения такого телерадиовещания предложены в Резолюции №1 четвертой международной конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации "Будущее общественного телерадиовещания" (Прага, 7-8 декабря 1994 года).

Новейшие тенденции в развитии зарубежных СМИ характеризуются прежде всего переносом деловой и оперативной информации в компьютерные сети, увеличением удельного веса анализа, комментария и прогноза, переносом центра тяжести на персональную журналистику (что выражено в количественном увеличении числа подписанных материалов и авторских программ на радио и телевидении), изменением отношения к жанровым особенностям прессы17. Такая тенденция пробивает себе дорогу и в России.

Что касается вопроса разгосударствления средств массовой информации, то, несмотря на его актуальность, следует, на наш взгляд, гибко и взвешенно подходить к его решению. Ведь стремительное разрушение системы региональных государственных СМИ может иметь исключительно негативные последствия для российского медиапространства.

Прежде всего должны быть, по нашему мнению, решены проблемы законодательного регулирования концентрации и монополизации средств массовой информации, обеспечения их транспарентности, связанные с приведением регионального законодательства в сфере средств массовой информации в соответствие с федеральным; разграничением отношений "владелец - учредитель -редакция"; уточнением статуса издателя, вещателя и собственника; государственным регулированием общих условий хозяйственной деятельности средств массовой информации; антимонопольным регулированием в сфере СМИ, участием иностранных инвесторов в деятельности средств массовой информации, а также принятием основополагающих законов о теле- и радиовещании.

Средства массовой информации призваны стать реальным механизмом взаимодействия общества и власти, нести миссию духовного оздоровления общества. Следовательно, основу государственной информационной политики должно составлять формирование такой системы деятельности средств массовой информации, которая позволит обществу получать многообразную, достоверную информацию социально-политического плана и адекватно воспринимать ее.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 13 января 1995 года № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"; Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"; Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Федеральный

закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации" // URL: http://base.garant.ru

2 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/ 2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

3 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/ 2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

4 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 [Электронный ресурс] - Режим доступа:URL: http://www.rg.ru/ 2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 См.: Геоинформационная система анализа инфраструктуры Смоленской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://admin.smolensk.ru/inf_tehn/gis/gis.htm; Официальный сайт Администрации Липецкой области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/ title/index.php; Официальный портал органов власти Воронежской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.govvrn.ru/wps/portal/AVO/reception

6 Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.

7 Вопрос о разгосударствлении СМИ требует серьезной проработки // Сайт "Гильдия издателей периодической печати" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.gipp.ru/viewer.php?id=36183

8 ВЦИОМ Пресс-выпуск № 1499 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// wciom.ru/index.php?id=268&uid = 13518 (дата размещения: 21.05.2010)

9 Информационно-правовой портал "Гарант" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/6731125/

10 Дзялошинский И.М. СМИ в системе доступа к информации: шума много, информации мало. М., 2011. С.137.

11 Доступ к информации оставляет желать лучшего / Центр Трансперенси Интернэшнл [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL: http://transparency.org.ru/drugie-issledovaniia/dostup-k-informatcii-ostavliaet-zhelat-luchshego

12 Каким СМИ доверяют в Ярославле / Сайт "Инфо" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: и^: Ь|Ир://1п1о.уагпе1ги/а|1/1п<^ех.рЬ|р?1<^=145

13 Доклад об итогах реализации государственной информационной политики в регионах Центрального федерального округа за 2010 год (предоставлен Департаментом по вопросам информационно-аналитического обеспечения и взаимодействия со средствами массовой информации Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО)

14 См.: Там же.

15 См.: СМИ пустят в свободное плавание. Сайт "Актуальные комментарии" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// actualcomment.ru/theme/1608

16 Сайт Фонда развития информационной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.old.frip.ru/newfrip/cnt/ analitic/sel?cid=7248

17 Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012 r. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// evartist.narod.ru/text3/91.htm