и больше применяется для сложного оборудования управляющую часть от объекта управления, сделав
магистральных сетей. ее независимой на основе организации взаимодей-
Предложенный программно-аппаратный комплекс ствия по протоколу управления SNMP. Это позволит
имеет открытую архитектуру, модульный принцип использовать один программно-аппаратный ком-
построения, что позволяет его легко адаптировать плекс для управления и сбора информации с не-для работы с различным оборудованием и сетевыми скольких единиц оборудования, одновременно при
сервисами. При дальнейшем развитии программно- этом уменьшив объем потребляемых ресурсов самих
аппаратного комплекса планируется отделить сетевых устройств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Олифер В.Г. Олифер H.A. «Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы» Питер 1999
2. Управление неоднородными сетями. - Электронный ресурс. Проверено http://www.citforum.ru/nets/tpns/glava_16.shtml.
3. A-И.Власов, В.В.Иванов, И^.Косолапов Методы упреждающего прогнозирования состояния широкополосной сети связи // Программные продукты и системы. 2011. №1. С.3-6.
4. ITU-T Rec. M.3010. Principles for Telecommunications Management Network, 1996.
5. ITU-T Rec. M.20 Maintenance philosophy for telecommunication networks, 1992.
6. ITU-T Rec. M.3400. TMN management functions, 1997.
7. ITU-T Rec. X.720 (01/92) Information technology - Open Systems Interconnection - Structure of management information: Management information model, 1992.
8. ITU-T Rec. X.722 Corrigendum 1 (10/96) Information technology - Open Systems Interconnection - Structure of management information: Guidelines for the definition of managed objects - Technical Corrigendum 1, 1996.
9. Спортак М., Паппас Ф. и др. Компьютерные сети и сетевые технологии. - ДиаСофт. 2002.
10. Семенов Ю-A. Протоколы Интернет. - Энциклопедия РиС. 2001.
11. Шелухин О.И., Тенякшев A-М., Осин A-В. Фрактальные процессы в телекоммуникациях. Монография / Под ред. О.И.Шелухина - М.: Радиотехника, 2003.- 480 с.
12. Управляющий протокол SNMP. - Электронный ресурс. Проверено http://www.sources.ru/protocols/snmp_learning.shtml
13. Дмитрий Ганьжа Простой протокол управления сетью // LAN, №09. 1998.
14. SNMP протокол - принципы, безопасность, применение. - Электронный ресурс. Проверено http://www.linuxrsp.ru/artic/snmp.html.
15. Соколов Д.Е. Моделирование нагрузки в клиент-серверных системах на основе фрактальных процессов. // Материалы межвузовской научно-технической конференции «Управляющие и вычислительные системы. Новые технологии». - Вологда, 2001, С.59 - 60.
16. Власов A-И. Aппаратная реализация нейровычислительных управляющих систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 1999. В 2. С. 61-65.
17. Власов A-И. Пространственная модель оценки эволюции методов визуального проектирования сложных систем // Датчики и системы. 2013. В 9 (172). С. 10-28.
18. Власов A-И., Цыганов И.Г. Aдаптивная фильтрация информационных потоков в корпоративных системах на основе механизма голосования пользователей // Информационные технологии. 2004. В 9. С. 12-19.
19. Власов A-И., Цыганов И.Г. Aрхитектура корпоративной многоагентной автоматизированной системы фильтрации информационных потоков // Информационные технологии. 2005. В 1. С. 34-41.
УДК 004.33(035) Надейкина Л.А.
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ rA) , Москва, Россия
ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ
Описывается технология виртуального предприятия, реализующая качественно новую интеграцию управления бизнес-процессами. Рассмотрены базовые аспекты функционирования виртуальных предприятий, а также информационные технологии, без которых это функционирование невозможно. Проводится анализ ключевых факторов, которые являются критическими для существования виртуального предприятия, рассмотрены основные требования к системам workflow для поддержки меж-организационных процессов. Рассмотрены способность быстрого реагирования на изменения рынка при критически низких затратах с точки зрения традиционного бизнеса и возможность при меньших капиталовложениях, в более сжатые сроки и со значительно меньшим финансовым риском делать виртуальный бизнес прибыльным. Представлены возможные организационные структуры виртуального предприятия. Представлены преимущества и риски ведения бизнеса на принципах виртуального предприятия
Ключевые слова:
виртуальное предприятие, бизнес-процессы, организационная структура, технологии управления знаниями, интеграция
Введение. ществуют жесткие требования к наличию информа-
В основе традиционной организации управления ционных систем для планирования и управления, а предприятием лежит принцип разделения и специа- также к одноформатности данных.
лизации труда. В нынешних условиях подобная ор- К недостаткам SCM следует отнести значитель-
ганизация становится не всегда эффективной, осо- ные затраты на информационные технологии, высо-бенно в условиях кооперации предприятий. Клас- кую степень зависимости от партнеров [1]. Си-сическая система кооперации предприятий (SCM — стема управления большинства современных тради-Supply Chain Management) создается для долго- ционных предприятий имеет ярко выраженную функ-срочного сотрудничества, имеет относительно ста- циональную направленность. В современных усло-бильную структуру сети и производственную про- виях подобная организация становится не доста-грамму (определены исполнители работ и виды про- точно эффективной - чрезмерно усложнен обмен ин-изводимой продукции на длительный период вре- формацией между различными подразделениями, рамени). Основной целью классической кооперации ботающими в рамках одного бизнес-процесса. является создание системы взаимодействия пред- В современной экономике одними из ключевых
приятий, направленной на повышение качества пла- факторов конкурентоспособности предприятий яв-нирования и управления за счет единых информа- ляются: своевременная реакция на рыночные изме-ционных каналов, синхронизацию бизнес-процес- нения, скорость производства и доставки товара, сов, совместное планирование спроса и запасов. адаптивные и рациональные методы ведения биз-При этом в классической системе кооперации су- неса, эффективность маркетинговой стратегии
предприятия.
Internet (intranet и extranet) вместе с новейшими информационными технологиями (такими как workflow-автоматизация управления процессами, технология управления знаниями) обусловливают появление новых форм ведения бизнеса. Одной из подобных форм являются виртуальные предприятия (ВП) , все больше развивающиеся как за рубежом, так и в России [2].
Общая концепция виртуального предприятия.
ВП - одна из новых организационных форм предприятий, на возникновение которых в значительной степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как их глобализация, рост значения качества товара, степень удовлетворения запросов потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями, а также возрастающее использования новых информационных и коммуникационных технологий.
Некоторые авторы [3] называют ВП "сетевыми предприятиями", так как, речь идет о Сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей), совместно разрабатывающих, производящих и сбывающих продукцию или услуги.
Пространство виртуализации предприятий включает:
- виртуальный рынок (рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей);
- виртуальную реальность, то есть отображение и имитацию реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой разработки;
- виртуальные (сетевые) организационные формы.
С маркетинговой точки зрения цель ВП - получение прибыли благодаря максимальному удовлетворению потребителей в товарах (услугах) путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему. ВП, как правило, ориентируются не на удовлетворение потребностей "усредненного" покупателя или сегмента рынка, а на удовлетворение индивидуальных запросов конкретных потребителей.
С практической точки зрения традиционному предприятию, например, для разработки и выпуска нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него ВП ищет новых партнеров, уже обладающих соответствующими ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. Выбираются предприятия, обладающие ключевыми компетенциями и ресурсами для достижения конкурентного преимущества на рынке.
Как правило, партнерство заключается на определенный срок или до достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнерство является временным и на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации в Сеть могут привлекаться новые партнеры или исключаться старые. Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей Сети должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе. При объединении большого числа предприятий, к тому же географически разбросанных, согласованности хозяйственного процесса можно достичь только благодаря использованию единой сетевой информационной системы, основанной на применении новых информационных технологий.
С учетом сказанного выше можно выделить ключевое достоинство виртуальных предприятий: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы (информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные), предлагаемые мировым экономическим пространством.
Таким образом под "виртуальным предприятием" понимается динамическая, открытая бизнес-система, основанная на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства с целью совместного использо-
вания своих технологических ресурсов для реализации всех этапов работ по выполнению общего проекта.
ВП основаны на формировании единой организационно-технологической и информационной среды за счет временного объединения ресурсов различных предприятий. При оперативной координации использования ресурсов они способны быстро и с минимальными затратами производить конечный продукт или услугу, тем самым составить серьезную конкуренцию крупным традиционным корпорациям.
Участники ВП занимаются общим делом независимо от их местонахождения в реальном времени синхронно, или в отсроченном режиме. ВП могут оперативно перестраивать свою конфигурацию и архитектуру процессов, чтобы сохранять максимальную эффективность в условиях динамичного рынка.
Основная цель ВП — быстрое реагирование на рыночные требования и максимизация степени использования ресурсов предприятий. Основной экономический потенциал с точки зрения организации производства и логистики заложен в качественно новых возможностях управления логистической цепью и процессами создания стоимости на основе концентрации большого количества ресурсов в единой базе.
Сегодня Internet вкупе с новейшими информационными технологиями фактически являются мощными средствами, которые не только делают возможным функционирование ВП, но и делают виртуальный бизнес весьма прибыльным.
Новый подход, альтернативный «функциональному» подходу, выражается следующими тезисами:
- организация - это не просто множество департаментов, отделов, цехов и групп, а совокупность бизнес-процессов, и работа должна быть организована вокруг бизнес-процессов; не товары, а процессы их создания приносят компаниям долгосрочный успех;
- колоссальный резерв предприятия по улучшению его ключевых показателей (издержки, качество, быстрота реакции и т.д.) заключается в совершенствовании его бизнес-процессов, преодолении их фрагментарности и разорванности (технологической, информационной, организационной);
- инновационные продукты и услуги, обеспечивающие эффективное и мало затратное обслуживание клиентов за счет объединения средств коммуникации, электронной коммерции и автоматизации бизнес-процессов;
- динамичное взаимовыгодное сотрудничество между предприятиями и индивидуумами; лучшее обслуживание рынка будет основываться на оптимальной производительности каждого из объединившихся партнеров.
Можно выделить факторы, которые являются критическими для существования ВП. Это и ПРОЦЕССЫ, и информационные технологии, прежде всего, технология управления процессами (workflow), технологии управления знаниями, электронной обработки данных (EDI) и, разумеется, все технологии, связанные с работой в Internet.
Интернет-технологии формируют информационную инфраструктуру поддержки ВП, которая должна обеспечивать коммуникацию и интеграцию, совместное управление, включая моделирование взаимодействия участников и поддержку выполнения работ.
Рассмотрим подходы к созданию ВП, основные аспекты их функционирования, а также информационные технологии, без которых невозможно их функционирование,
ВП - это новая форма экономических организаций. Оно представляет собой группу экономических субъектов, объединяющихся для предоставления определенной услуги, которая традиционно предоставлялась одним предприятием. Основные преимущества:
- Выпуск на рынок нового продукта или услуги становится под силу гораздо меньшим по размеру организациям, располагающим лишь долей того капитала, который требуется при традиционном способе.
- Местоположение партнеров виртуального предприятия утратит актуальность, что активизирует международное сотрудничество и приведет к более интенсивному перемещению деятельности между странами и регионами.
- В целом, это будет активно способствовать обновлению и расширению ассортимента продуктов и услуг, что является одной из предпосылок дальнейшего экономического развития.
- Традиционные организации столкнутся с нарождающейся конкуренцией со стороны нетрадиционных предприятий и, вероятно, будут вынуждены изобретать новые способы организации своего производства. В конечном итоге, это приведет к мощному прорыву в области производительности, организации, международных обменов и экономического роста.
Организационная структуры виртуального предприятия.
Общая организационная схема ВП представлена на рис. 1[4].
Рисунок 1 - Организационная схема виртуального предприятия
Следует подчеркнуть, что ВП не является юридическим лицом (юридические функции может выполнять орган координации ВП). Между участниками ВП, действующими на основе определенных органом координации правил, сохраняются принципы конкуренции (каждое предприятие заинтересовано в получении работы и сохраняет свою активную конкурентную роль в рамках правил ВП). ВП — открытая система, вход и выход из которой определяются самими предприятиями. Центр управления (орган координации) ВП может быть:
- управляющей компанией, не являющейся непосредственным участником производственно-логистического процесса;
- «плавающим», когда центром ВП становится одно из предприятий — участников ВП, являющееся головным исполнителем по тому или иному проекту.
При первом подходе происходит передача координирующих функций специальному органу (координационному совету). В его состав входят участники данной структуры с целью организации взаимоотношений с внешней средой, создания единой информационной базы, механизмов координации и управления финансовыми потоками. Такой орган может быть создан в виде коммерческой организации и заниматься формированием ВП самостоятельно. Координационный совет утверждает правила ВП и механизмы координации и кооперации.
При втором подходе «головной» организацией, выступающей в роли координирующего центра, в зависимости от характера выполняемых работ, могут выступать разные участники ВП. Через эту организацию строятся отношения ВП с внешней средой, она отвечает за обеспечение необходимых условий функционирования ВП, распределение ресурсов и результатов деятельности.
В рамках ВП может существовать множество логистических цепей (ЛЦ). Механизм формирования ЛЦ в ВП отличается от классической концепции SCM. ЛЦ возникают динамически из множества альтернативных вариантов под каждый проект. При этом в ВП нет таких жестких требований к ИТ, как в SCM.
Возможно использование интернет - ресурсов координатора, например с помощью ASP-технологии, реализующей модель аутсорсинга (предоставление клиентам необходимых Software на определенный срок на условиях аренды через Интернет). Концепция аутсорсинга позволяет избежать существенных затрат на создание и поддержание предприятиями собственной сложной ИТ-инфраструктуры.
ВП - это новая форма экономической организации, которая в конечном итоге, серьезно влияет на стратегии развития как всей экономики, так и отдельных предприятий.
Процессы внутри виртуального предприятия.
Первой стадией создания ВП должна стать разработка модели интегрированного информационного пространства. ВП функционируют на основе общих баз данных (БД) о предприятиях-участниках, их функциональных возможностях и технологических операциях, доступ к указанным БД осуществляется через Интернет, на специально разработанном web-сайте. Функциональное «ядро» ВП составляет система оперативного управления, связанная с производственно-экономической системой класса ERP, в которой хранятся и обновляются данные по выполнению отдельных процессов и общая база данных, содержащая информацию об агентах - участниках ВП. Функциональное «ядро» отвечает за управление заказами клиентов и определение возможностей их эффективной реализации агентами. Оно связано с системами оперативного управления предприятиями (СОУП), которыми обладает каждый агент ВП. Задачей СОУП является управление оперативной информацией о процессах на отдельных предприятиях и снабжение этой информацией систем функционального «ядра», которое находится в ведении «головной организации» (координационного совета).
Одной из главных задач организации производственной кооперации в виде ВП является разработка интегрированного информационного пространства, системы быстрого управления процессами и координации, которые позволили бы в оперативном режиме осуществлять прием заказа, проверку возможности его выполнения и распределение работ между отдельными предприятиями — участниками ВП.
Технологии.
Internet. Сегодня, благодаря миллиардам долларов, вкладываемым в Internet-технологии, большинство инструментов управления знаниями и workflow используют архитектуру Internet, и для их использования достаточно браузера, установленного на рабочей станции. Будучи установлено на сервере, приложение, поддерживающее функции Internet, становится потенциально доступным с любой рабочей станции, подключенной к Internet. Это имеет критическое значение для приложений электронной коммерции и необходимо также открыть доступ к приложениям корпоративным партнерам, что является важнейшей предпосылкой для функционирования виртуальных предприятий.
Workflow - это автоматизация, бизнес-процесса, при которой документы, информация или задания передаются для выполнения необходимых действий от одного участника к другому в соответствии с набором процедурных правил. Технология управления workflow - это система, которая описывает, создает и управляет потоком работ (по сути, бизнес-процессом) при помощи программного обеспечения, которое способно интерпретировать описание процесса, взаимодействовать с участниками потока работ и, при необходимости, вызывать соответствующие программные приложения и инструментальные средства.
Система workflow автоматизирует ПРОЦЕСС, а не функцию. Бизнес-процесс схематично можно представить в виде последовательности операций (работ, функций), выполняемых отдельными сотрудниками с использованием той или иной информации (документов, данных из баз данных, сообщений электронной почты и так далее) и в соответствии с некоторыми правилами, которые диктуют порядок
выполнения работы, определяют маршруты движения документов, сроки выполнения отдельных функций.
В приложениях workflow используется несколько уровней различных категорий деятельности по организации управления информацией: процессы, функции, экземпляры процессов и функций, рабочие задания, участники, приложения и информация различных типов и видов с точки зрения источников и носителей, а для формулировки правил используются термины: роль, маршрутизация и рабочая очередь.
Системы workflow ВП должны уметь автоматизировать процессы, выходящие за границы компании, в рамках всей цепочки добавленного качества ВП. Преимущество этих систем заключается в их способности легко «сшивать» различные приложения, поддерживая бизнес-процесс путем интеграции пользователей и других систем.
Система workflow обязана поддерживать все компоненты процесса и их различные взаимосвязи (ролевые, информационные, временные, маршрутные и т.д.), поэтому ее функциональная наполненность отражает структуру процесса, его элементы и большая часть понятий и определений workflow базируется на понятиях процесса.
Системы workflow могут обеспечивать автоматизацию и поддержку полного процесса путем сборки и управления всеми его ранее описанными компонентами:
- автоматически генерировать предупреждения в случае замедления процесса и точно указывать место, где он застопорился или замедлился;
- точно отражать состояние процесса, позволяя справочному центру предоставлять клиентам точную информацию о состоянии обслуживающего их процесса;
- предоставлять статистику не только по каждой функции, участвующей в процессе, но и по объединенной совокупности результатов, отражающих эффективность предприятия с точки зрения клиентов;
- предоставлять результаты стоимостного анализа по типам процессов и вносить конкретный вклад в непрерывное совершенствование процессов.
Основные требования к системам workflow в рамках ВП: полнофункциональная маршрутизация, гибкость-легкая адаптация процессов, масштабируемость.
Системы управления знаниями.
Для поддержки интеллектуальных функций используются технологии управления знаниями (KM — knowledge management), которые представляют собой совокупность инструментальных средств, предназначенных для хранения и извлечения знаний:
- инструменты управления документами для хранения и поиска документов;
- хранилища данных и средства «добычи данных» для хранения и анализа данных, поступающих от приложений учета;
• средства полнотекстовой индексации и поиска, составляющие основу поисковых машин, имеющихся сегодня в Internet, и предназначенных для поиска документов по их содержимому;
• тезаурус, обеспечивающий возможность интеллектуального поиска по полнотекстовым индексам путем хранения иерархий, отношений и подобий терминов;
• лингвистические инструменты для поддержки запросов на естественных языках;
• семантические сети для хранения смыслового содержания документов в виде сети действий, обеспечивающие поиск документов на основе сличения с сетевыми образцами;
• «обучающиеся» интеллектуальные инструменты поиска и извлечения документов, представляющие интерес как для пользователя, так и для целевых систем, предоставляющих различные функции.
Эти инструменты используются для анализа рынка и оценки возможностей в различных областях, для принятия оптимальных решений, ориентации описания продукта, организации производства, повышения эффективности деятельности.
Этапы создания виртуального предприятия.
Предположим, что цель создания ВП уже определена и что продукты/услуги, которые оно планирует производить/предоставлять, признаны экономически целесообразными, то есть можно приступать непосредственно к созданию предприятия. Последовательность этапов создания ВП включает следующие этапы:
• проектирование процессов;
• привязка процессов к ресурсам, требующимся для их поддержки;
• привлечение ресурсов других компаний, когда это целесообразно;
• эксплуатация виртуальной организации;
• мониторинг процессов;
• сохранение контроля над деятельностью таких сложных организаций.
Проектирование процессов. BPR (business process reengineering) - инструментальные системы реинжиниринга бизнес-процессов можно использовать для описания новых процессов. Когда все процессы полностью определены и оценены, создается технико-экономическое обоснование планируемого предприятия, а команда разработчиков получает исчерпывающую спецификацию, описывающую, как оно должно функционировать.
Привязка к ресурсам. Каждую функцию в каждом процессе необходимо привязать к определенному ресурсу. По завершении этого этапа в распоряжении разработчиков оказывается список необходимых ресурсов, а для каждого ресурса - список функций, которые он должен будет выполнять.
Привлечение ресурсов по контрактам. Применительно к ВП основной принцип на этом этапе состоит в том, чтобы найти ресурсы вне структуры предприятия. Опираясь на сравнение результатов или финансовых обязательств различных поставщиков с эталонными показателями в данной отрасли, выбрать наилучшего поставщика для каждого ресурса .
Одним из важнейших преимуществ ВП является резкое сокращение размера стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Предприятие опирается на инвестиции, персонал, инструменты и методологии, которые уже имеются. Это способствует снижению капиталовложений в разы [4] по сравнению с более традиционными структурами.
Вторым преимуществом является существенное сокращение времени, необходимого для пуска сервиса в эксплуатацию, по сравнению с традиционными методами.
Эксплуатация созданного предприятия. После того как все ресурсы на месте, самым насущным вопросом становится способность руководства ВП эксплуатировать сложный комплекс ресурсов, подконтрольных множеству различных и независимых организаций.
Инструменты workflow, могут поддерживать меж-организационные процессы и автоматически передавать каждую функцию, запланированную в соответствии с описанием процесса и бизнес-правилами, надлежащему ресурсу для исполнения, сопровождая ее при этом надлежащей входной информацией.
Мониторинг процессов. Инструменты workflow позволяют решать эту задачу при помощи механизмов регистрации, которые фиксируют каждое событие с указанием даты, времени и участника. Такой подробный регистрационный журнал служит основой для мониторинга и управления качеством услуг, предоставляемых каждым субъектом в цепочке.
Риски
Учет факторов риска имеет свои особенности на всех этапах жизненного цикла ВП. Применительно к фазам принятия решения о кооперации и выборе партнеров наиболее актуальны вопросы организационных рисков. На стадиях планирования работ и реализации особое значение имеет рассмотрение операционных рисков [5]. При разработке информационной системы важны Интернет-риски [6].
Деятельность любого ВП сложно представить без многочисленных веб-приложений, используемых в различных бизнес-процессах, — официальных сайтов, электронных торговых площадок, систем дистанционного банковского обслуживания, интернет-магазинов. Однако, у той важной роли, которую играют веб-приложения в бизнесе, есть и обратная сторона: компрометация приложений может привести к тому, что организация потеряет репутацию, лишится важных клиентов, понесет финансовые потери и операционные расходы на восстановление скомпрометированных ресурсов. Именно поэтому обеспечение безопасности приложения не менее важно, чем реализация его основных функций. Тем не менее, на практике разработчики и администраторы не всегда достаточно осведомлены в вопросах безопасности и могут совершать ошибки, которые делают приложения уязвимыми. При построении кооперационной стратегии ведения бизнеса предприятия неизбежно сталкиваются не только с новыми возможностями, но и с новыми потенциальными опасностями.
Причина возникновения организационных рисков в системе кооперации ВП связана с разными принципами корпоративного управления участников ВП, целями и задачами ведения бизнеса, финансовыми циклами компаний («clockspeed»-эффект). Кооперация не только способствует разделению рисков между участниками ВП и снижению неопределенности, но и индуцирует создание новых рисков, связанных с взаимодействием предприятий.
Общепринятая схема учета факторов риска при организации системы SCM состоит из четырех этапов: идентификации рисков, их оценки, выработки управленческих решений по снижению риска, разработки системы мониторинга. Другая схема пока не предлагается.
Преимущества и недостатки.
К основным преимуществам кооперации в ВП относятся возможность быстрого освоения новых рынков, сокращение затрат, сокращение времени пуска процесса, трансфер технологий и ноу-хау, дополнительные инвестиционные возможности, усиление финансового потенциала, улучшение оснащения имуществом, рос уровня квалификации работников, разделения рисков среди партнеров в ВП.
Наряду с достоинствами, виртуальные предприятия обладают и недостатками: чрезмерная экономическая зависимость от партнеров; практическое отсутствие социальной защиты и материальной поддержки партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений; опасность чрезмерного усложнения, вытекающая из разнородности участников предприятия, неопределенности в планировании для участников, конкурентных позиций и так далее.
Другими словами, принципы виртуальных организационных форм предопределяют уменьшение автономии участников и прозрачности производственного процесса. Очевидно, что отказ от испытанных организационно-управленческих принципов нуждается в заменителях. Поскольку правовая база регулирования особенностей данного рода деятельности в настоящее время отсутствует, ВП приходится в некоторых случаях ограничиваться такими понятиями, как сетевая культура, создание климата взаимного доверия и так далее.
Процесс развития ВП характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих ВП очевиден, в более широком контексте многие вопросы их организации и функционирования остаются открытыми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Катаев А.В. Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями. // Известия ТРТУ. Специальный выпуск «Материалы XLVII научно-технической конференции». Таганрог: ТРТУ, 2002. №1 (24). С. 182-185
2. Катаев А.В. Виртуальные бизнес-организации - СПб: Изд-во Политехнического университета, 2009, 120 с.
3. Уорнер Малколм - Виртуальные организации. Новая форма ведения бизнеса в XXI веке Издательский дом: Добрая книга, 2005,340с.
4. Иванов Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация. - М.: Вершина, 2006. - 176 с.
5. Петрянин Д.Л. Архивация как способ защиты информации. / Петрянин Д.Л., Юрков Н.К., Разживина Г.П. / Труды Международного симпозиума Надежность и качество. -2015. - Т .1. - С.251-252.
6. Надейкина Л.А. Проблема отказа доступа к сетевым сервисам. / Надейкина Л.А., Черкасова Н.И./ Труды Международного симпозиума Надежность и качество. -2015.- Т .1. - С.258-261.
УДК 519.65:621.301.4.4 Абрамов С.В.
АО «Научно-исследовательский институт физических измерений», Пенза, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ АППРОКСИМАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ ЗАМЕЩЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ВИХРЕТОКОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ
Проводится анализ и синтез эквивалентной схемы замещения первичного вихретокового преобразователя. Рассмотрена возможность выделения в схеме замещения информативных и неинформативных параметров на основе экспериментально снятых амплитудно-частотных и фазочастотных логарифмических характеристик комплексной проводимости двухполюсника. Предложен вариант устранения неинформативного параметра с использованием квазидифференциальной схемы включения измерительной и компенсационной катушек. Определено, что точность компенсации неинформативной составляющей обусловлена строгой идентичностью намотки измерительной и компенсационной катушек. На примере плоской катушки исследованы приведенные погрешности для двухэлементой и трехэлементной схем замещения первичного вихретокового преобразователя
Ключевые слова:
первичный вихретоковый преобразователь, информационный сигнал, квазидифференциальная схема, схема замещения, погрешность аппроксимации, передаточная функция
Введение
Актуальной задачей в измерительной технике является выделение в схеме замещения параметрических датчиков информативных и неинформативных параметров, компенсация последних позволяет улучшить метрологические характеристики датчиков. Также немаловажной задачей получения информации о параметрах многоэлементных двухполюсников является осуществление раздельного независимого измерения каждого из них.
Электрическая модель первичного вихретокового преобразователя (ПВП) в большинстве случаев представляется в виде функциональных зависимостей активной и реактивной составляющих полного
комплексного сопротивления катушки индуктивности от входной измеряемой величины или в виде эквивалентной схемы замещения, представляющей собой параллельное или последовательное соединение активного сопротивления и индуктивности. Такое представление ПВП позволяет выделить, учесть и численно подтвердить общие зависимости параметров электрической модели как от воздействия измеряемой величины, так и от воздействия многих дестабилизирующих факторов.
Основная часть
В работе [1] эквивалентная двухполюсная схема замещения ПВП (рисунок 1) представлена в виде последовательного соединения собственной