УДК 332.143:330.47:004.823
Жук М.А., Сальников С.И.
Оренбургский государственный университет E-mail: eng_m@inbox.ru
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В статье рассматриваются вопросы организационного проектирования структур виртуальных предприятий как новых организационно-производственных форм. Проводится анализ специфики и принципов формирования виртуальных предприятий в условиях современной информационной экономики, при этом виртуальное предприятие рассматривается как единая бизнес-система, состоящая из независимых агентов-партнеров, осуществляющих виртуальное взаимодействие в рамках выполнения того или иного проекта. С целью повышения эффективности функционировании виртуальных предприятия предлагаются различные подходы к проектированию их функционально-организационной структуры, выделяются централизованные, распределенные и децентрализованные типы управления виртуальными предприятиями.
Ключевые слова: виртуальное предприятие, бизнес-процесс, организационная структура, интегрированное информационное пространство.
В настоящее время, в условиях развития информационного общества, особую актуальность приобретают исследования в области разработки таких принципиально новых форм организации хозяйственной деятельности как виртуальные предприятия. При этом в современном обществе все большую долю рынка занимают предприятия, работающие в сфере информационно-коммуникационных услуг, подобные услуги становятся востребованными практически во всех сферах деятельности. Востребованность информационно-коммуникационных услуг как юридическими, так и физическими лицами и современная идеология ресурсосберегающих организаций обуславливает возрастающую популярность создания виртуальных информационно-коммуникационных предприятий, как неотъемлемой части электронного бизнеса.
Определимся с терминологическим аппаратом - в [1] виртуальное предприятие определяется как некоторая сетевая, компьютерно-опосредованная структура, которая состоит из множества агентов взаимодействующих между собой, агенты могут быть расположены в разных местах и являться неоднородными. С целью моделирования виртуальное предприятие целесообразно представить в виде некоторой бизнес-системы, структурообразующими элементами которой являются модели управления виртуальным предприятием, клиенты, модели предприятий-филиалов, предприятий-партнеров и т.п. На концептуальном уровне модель представлена на рисунке 1.
Поскольку в основе функционирования виртуального предприятия лежит совершенно новая (отличная от традиционных) организационная форма на текущий момент времени теоретические и практические аспекты проектирования структуры управления виртуальным предприятием являются еще недостаточно проработанными.
Одним из ведущих отечественных ученых, работающих в этой области является С.И. Паринов [2], работы которого по сути определили агентно-ориентированное направление проектирования эффективных виртуальных экономических структур и виртуальных предприятий в частности. Агент-ный подход позволяет проектировать гибкие организационные структуры интегративного взаимодействия хозяйствующих субъектов, что дает существенное конкурентное преимущество за счет оперативности реагирования на рыночные изменения и значительного сокращения сроков выполнения заказов клиентов. Это достигается за счет кооперации хозяйствующих субъектов, децентрализации координации управления их взаимодействием и интеграции их ресурсов.
Особую актуально сть агентный подход приобрел в условиях развивающейся информационной экономики, это обусловлено в первую очередь глобализацией рынков и как последствие резкое усиление конкуренции. Кроме этого, произошли значительные изменения в жизненных циклах товаров и способах их продвижения, к ним можно отнести:
- увеличение скорости устаревания новых продуктов и технологий;
- быстрая смена маркетинговых идей и способов продвижения товаров;
- глобальное внедрение информационных технологий как в сам процесс производства товаров, так и во все экономические процессы в целом.
Все вышеперечисленные изменения оказали существенное влияние на организационные формы и методы управления современными предприятиями. Фактически глобализация рынков и повсеместное использование глобальных коммуникационных сетей (Интернет) на сегодняшний день полностью сформировали сетевую экономику, в которой на первый план вышли инновационные продукты и услуги, имеющие несравнимо более высокую конкурентоспособность на глобальном рынке по сравнению с традиционными. В сложившихся условиях виртуальное предприятие обладает рядом существенных преимуществ, так как появляется возможность более быстро реагировать на изменения внешней среды как на микро, так и на макро уровнях, перестраивать структуру. При этом специфика структуры виртуального предприятия такова, что зачастую более выгодно использовать производственные мощности партнеров, являющихся взаимодействующими с предприятием агентами, чем свои собственные.
Жизненный цикл виртуального предприятия может быть разделен на несколько этапов:
Этап 1 - Идентификация партнеров: На этом этапе решаются задачи подбора партнеров и формирования множества ключевых
Рисунок 1. Концептуальная модель виртуального предприятия как бизнес-системы
компетенций, которыми должно обладать предприятие.
Этап 2 - Формирование предприятия: Установление контактов с возможными кандидатами, являющимися потенциальными партнерами предприятия. Распределение ролей между участниками процесса.
Этап 3 - Выполнение проекта (заказа): На этом этапе осуществляется полный цикл изготовления продукта или услуги для заказчика в условиях распределения этапов работы и ресурсов между партнерами (агентами).
Этап 4 - Расформирование предприятия: При условии окончания проекта происходит расформирование сложившегося виртуального предприятия, выполняется распределение прибыли и рисков между агентами-партнерами.
Так как структура виртуального предприятия является гибкой и мобильной - для выполнения следующего проекта происходит перестрой структуры и жизненный цикл начинается с начала. Специфика жизненного цикла виртуального предприятия обуславливает ряд принципов его построения:
- для производства продукции или услуг поиск партнеров может осуществляться без учета территориальных ограничений, фактически по всему миру, ограничениями в данном случае могут являться только узкая специализация и языковые барьеры;
- наличие гибкой, быстро перестраиваемой организационной структуры, благодаря которой можно более эффективно использовать ресурсы;
- децентрализованная подчиненность, объединение агентов-партнеров осуществляется только с целью создания конкретного конкурентоспособного вида продукта или услуги;
- объединение агентов-партнеров существует только до тех пор, пока производимые продукты и услуги соответствуют потребительским стандартам качества и современному технологическому уровню;
- территориально независимые агенты-партнеры объединяют имеющиеся производственные мощности в интегрированном технологическом процессе, при этом отсутствует целостный технологический процесс производства продукции, как это существу-
ет в классических формах организации предприятия;
- в процессе взаимодействия в рамках виртуального предприятия повышается уровень кооперации между агентами-партнерами;
- виртуальное предприятие представляет собой открытую систему, вход и выход подобной системы могут меняться местами, агенты-партнеры сами определяют точки входа в зависимости от текущей потребности, существует возможность миграции и перестройки производственных процессов в виртуальном экономическом пространстве;
- при создании виртуально предприятия используется уже существующая сетевая инфраструктур, посредством которой возможно осуществлять быстрый обмен знаниями, технологиями и другими креативными продуктами между агентами-партерами;
- создание специального WEB-приложения, позволяющего хранить общие для всех агентов-партнеров данные в единой базе данных, например как это представлено в [3].
На основании выделенных принципов построения виртуального предприятия можно сформулировать следующие задачи его создания:
1) создание экономически выгодных союзов агентов-партнеров, территориально удаленных друг от друга;
2) интеграция ресурсов агентов-партнеров, таких как: данные, знания, финансовые ресурсы и технологические ресурсы;
3) создание «ресурсосберегающей организации» на основе использования процессного подхода при проектировании структуры виртуального предприятия, в основе которого лежит совокупность бизнес-процессов. поддерживающих весь жизненный цикл производимой продукции или предоставляемой услуги, благодаря процессному подходу возможна быстра реструктуризация виртуального предприятия и безубыточное расформирование предприятия при условии достижения поставленных для выполнения проекта целей.
Однако, при всех очевидных преимуществах, можно выделить ряд недостатков, характерных для виртуального предприятия [4]:
1) Так как для виртуального предприятия характерная распределенная структура произ-
водства, необходимо организовать дополнительный комплекс мероприятий по защите информации, передаваемой в процессе сетевого взаимодействия.
2) Поскольку агенты-партнеры обладают высокой степенью автономности и достаточно узкой специализацией существует высокая степень риска излишней экономической зависимости партнеров друг от друга.
3) Преобладание горизонтальных организационно-функциональных связей может привести к отсутствию социальной и материальной поддержки, как следствие отсутствия классических договорных отношений и других легитимных форм сотрудничества, закрепленных законодательно.
5) Наличие гибкости производства приводит к усложнению структуры, так как виды деятельности агентов-партнеров могут быть достаточно разнородны.
На основании анализа ряда работ [5,6,7] можно вывести следующее определение виртуального предприятия: предприятия основанное на совокупности сквозных бизнес-процессов, реализуемых посредством интегрированного информационного пространства, представленное множеством агентов-партнеров, которые могут автоматически включатся либо исключаться из означенного множества в зависимости от изменения целей. Основными свойствами виртуального предприятия являются гибкость, инновационность, глобальность. На рисунке 2 пред представлена классификация виртуального предприятия, по следующим признакам:
- по видам;
- по организационной форме;
- по используемому типу управления;
- по максимально возможному количеству проектов;
- по видам отношений между агентами-партнерами;
- по существованию барьеров включения агентов-партнеров в состав виртуального предприятия;
- по степени устойчивости связей между агентами-партнерами;
- по внутренней структуре агентов-партнеров;
- по временному циклу и хронологии существования.
Укрупненная схема функционирования виртуального предприятия представлена на рисунке 3.
Далее рассмотрим проблемы оценки финансовой эффективности виртуальных предприятий в зависимости от их организационных форм. В [8] выявляются основные факторы, влияющие на выбор организационной формы предприятия, к ним относятся: тенденции современных рынков; современные требования, предъявляемые к качеству товаров и услуг; ценовая политика и степень удовлетворенности потребителя; клиент-ориентированные технологи сбыта продукции и продвижения товаров; технологический уровень развития информационно-коммуникационных технологий.
Что касается капитала виртуальных предприятий, то очевидно, что он имеет двойную природу: физическую и интеллектуальную. С одной стороны, именно интеллектуальная природа капитала определяет специфичность финансовой организации виртуального предприятия. Она вы-
ражается информационной составляющей и нематериальными активами, такими как базы данных и знаний и информационно-коммуникационное обеспечение деятельности виртуального предприятия, именно эти компоненты позволяют с той или иной степенью эффективности переносить деятельность предприятия в виртуальное информационное пространство.
С другой стороны, физические структуры виртуальных предприятий (складские помещения, производственные мощности и т.п.) имеют довольно низкую стоимость. Основное преимущество виртуальных предприятий в этом случае достигается за счет того, что деятельность предприятий осуществляется фактически в неограниченном пространстве, могут быть использованы такие формы организации производственных процессов как аутсорсинг; наличие быстро адаптируемых гибридных форм организации; мобильность и восприимчивость к изменениям микро и макро окружающей среды. Конкурентное преимущество в этом случае обеспечивается за счет специфики виртуальной организации - интеграции знаний, наличия прямых виртуальных контактов, в этом контексте виртуальное предприятие можно определить как квазиорганизацию.
Далее рассмотрим типы управления виртуальными предприятиями, с этой точки зрения можно определить три разновидности виртуальных предприятий:
1) Предприятия с централизованным типом управления, в этом случае все участники виртуального предприятия осуществляют свои действия в рамках поручений и полномочий своих организаций. Но существует один участник, который управляет процессом: делает анализ и обобщение, принимает решения, деклариру-
Рисунок 2. Схема классификации виртуальных предприятий
Рисунок 3. Укрупненная схема функционирования виртуального предприятия
ет полномочия и формирует задания для других участников, очевидно, что стратегические ресурсы предприятия сосредоточены именно в этом узле сети. Такая структура является воплощением аутсорсинга, когда все второстепенные производственные функции передаются на подряд сторонним организациям. Очевидно, что организационная структура в этом случает проектируется именно этим агентом-партнером, тогда возможно изменение состава множества всех периферийных предприятий, а центральное предприятие сохраняется.
2. Виртуальное предприятие с распределенным типом управления. В этом случае все ресурсы (материальные и нематериальные) равномерно распределяются между агентами-партнерами. Однако при этом остается некоторый центральный орган управления, который уполномочен принимать решения в случае возникновения конфликтных ситуаций.
3. Виртуальные предприятия с децентрализованным типом управления. Данный тип организации подразумевает, что все про-
цессы управления реализуются только посредством локальных взаимодействий между агентами-партнерами, при этом абсолютно все стратегические ресурсы достаточно равномерно должны быть распределены между агентами-партнерами. Центром виртуального предприятия в данном случае выступает некоторый уникальный проект, который не может быть выполнен ни одним из агентов-партнеров самостоятельно. При такой форме организации виртуального предприятия формальное лидерство является переменным и может передаваться от одного участника к другому по мере изменения их ролей в выполнении проекта и достижения поставленных целей.
Таким образом при проектировании организационных форм виртуальных предприятий в зависимости от специфики проектов, которые будут выполнятся предприятием и с учетом вышеизложенных принципов необходимо выбирать базовую организационную форму, исходя из принципа целесообразности и экономической эффективности.
22.12.2014
Список литературы:
1. Винер Н. Кибернетика и общество. Творец и робот. - М.:Тайдекс Ко, 2003. - 248 с.
2. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. - Новосибирск: Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва СО РАН, 2002. - 167 с.
3. Жук М.А. Виртуальная интеграционная площадка региона: методология проектирования: монография. - Оренбург: Пресса, 2011. - 264 с.
4. Соколовская С.А., Стельмашонок Е.В. Базовые принципы организации виртуальных предприятий // Современные проблемы прикладной информатики: Сб. науч. тр. , Редкол .: И.А. Брусакова и др. - СПб: Изд-во Политехнического университета, 2008. - 348 с.
5. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. - М.: ЭКСПО, 1998. - №3. - С.63-68.
6. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. - М.: ЭКСПО, 1997. - №1. - С.48-65.
7. Тарасов В.Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления // Автоматизация проектирования. - М.: КОН-ТИ+, 1998. - №4. - С.15-20.
8. Севастьянов П.В., Севастьянов Д.П. оценка финансовых параметров и риска инвестиций с позиции нечетких множеств // Надежные программы.- М.: ЭКСПО, 1997. - № 1. - С. 10-19.
Сведения об авторах:
Жук Марина Алексеевна, зав. кафедрой прикладной информатики в экономике и управлении Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент
460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 14321, тел. (3532) 372565, e-mail: eng_m@inbox.ru
Сальников Сергей Игоревич, аспирант кафедры прикладной информатики в экономике и управлении Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 14319, тел. (3532) 372565, e-mail: ssi_2004@mail.ru