Научная статья на тему 'Технологии социально ориентированного управления сферой физической культурой и спорта: обобщение международного опыта'

Технологии социально ориентированного управления сферой физической культурой и спорта: обобщение международного опыта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
физическая культура и спорт / социально ориентированное управление / зарубежный опыт / массовый спорт / спорт высших достижений / адаптация. / physical culture and sports / socially oriented management / foreign experience / mass sports / sports of higher achievements / adaptation.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чиндоти Спинкс

В статье рассматриваются теоретические основы и зарубежный опыт применения технологий социально ориентированного управления в сфере физической культуры и спорта. Автор анализирует особенности управления спортивной сферой в США, Великобритании и Германии, выделяя роль государства, общественных организаций и частного сектора в развитии массового и профессионального спорта. В работе отмечаются успешные примеры реализации социально ориентированных программ и инициатив, направленных на вовлечение различных категорий населения в занятия спортом и физической активностью. Автор также рассматривает текущую ситуацию и проблемы управления спортивной сферой в России и предлагает перспективные направления адаптации зарубежного опыта с учетом национальных особенностей и возможных барьеров. В заключении подчеркивается важность селективного и творческого подхода к внедрению лучших международных практик управления физической культурой и спортом в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR SOCIALLY ORIENTED MANAGEMENT OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS: GENERALIZATION OF INTERNATIONAL EXPERIENCE

The article examines the theoretical foundations and foreign experience in the application of socially oriented management technologies in the field of physical culture and sports. The author analyzes the features of sports management in the USA, Great Britain and Germany, highlighting the role of the state, public organizations and the private sector in the development of mass and professional sports. The paper highlights successful examples of the implementation of socially oriented programs and initiatives aimed at involving various categories of the population in sports and physical activity. The author also examines the current situation and problems of sports management in Russia and suggests promising areas for adapting foreign experience, taking into account national characteristics and possible barriers. In conclusion, the importance of a selective and creative approach to the implementation of the best international practices of physical culture and sports management in Russia is emphasized.

Текст научной работы на тему «Технологии социально ориентированного управления сферой физической культурой и спорта: обобщение международного опыта»

Технологии социально ориентированного управления сферой физической культурой и спорта: обобщение международного опыта

Чиндоти Спинкс,

аспирант, Российский государственный социальный университет

E-mail: chindotis35@gmail.com

В статье рассматриваются теоретические основы и зарубежный опыт применения технологий социально ориентированного управления в сфере физической культуры и спорта. Автор анализирует особенности управления спортивной сферой в США, Великобритании и Германии, выделяя роль государства, общественных организаций и частного сектора в развитии массового и профессионального спорта. В работе отмечаются успешные примеры реализации социально ориентированных программ и инициатив, направленных на вовлечение различных категорий населения в занятия спортом и физической активностью. Автор также рассматривает текущую ситуацию и проблемы управления спортивной сферой в России и предлагает перспективные направления адаптации зарубежного опыта с учетом национальных особенностей и возможных барьеров. В заключении подчеркивается важность селективного и творческого подхода к внедрению лучших международных практик управления физической культурой и спортом в России.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, социально ориентированное управление, зарубежный опыт, массовый спорт, спорт высших достижений, адаптация.

Физическая культура и спорт являются важнейшими составляющими здорового образа жизни, инструментами укрепления здоровья нации и социальной политики государства. Спорт способствует гармоничному развитию личности, социализации и самореализации человека, выступает эффективным средством профилактики негативных социальных явлений. Кроме того, спортивная отрасль вносит значимый вклад в экономику, являясь катализатором развития многих сопутствующих сфер - от производства спортивных товаров до спортивного туризма.

В то же время, развитие физической культуры и спорта в современном мире сталкивается с рядом серьезных проблем и противоречий [7]. К ним относятся недостаточный уровень вовлеченности населения в занятия спортом, особенно среди социально уязвимых групп, неравномерность развития спортивной инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров, низкая эффективность управления и финансирования спорта и др.

В рамках социально ориентированного подхода государство должно обеспечивать условия для развития массового спорта, поддерживать спорт высших достижений, содействовать развитию спортивной инфраструктуры и материально-технической базы, а также осуществлять меры по популяризации здорового образа жизни среди населения.

Вместе с тем, важную роль в управлении спортивной сферой играют общественные организации, такие как спортивные федерации, ассоциации, клубы и другие институты гражданского общества. Они выступают связующим звеном между государством и гражданами, представляя интересы различных групп населения и обеспечивая их вовлечение в занятия физической культурой и спортом. Общественные организации уча-

76

ствуют в разработке и реализации спортивных программ и проектов, осуществляют подготовку спортивного резерва, организуют соревнования и другие массовые мероприятия.

Эффективное взаимодействие государства и общественных организаций является ключевым условием успешной реализации социально ориентированной политики в сфере физической культуры и спорта. Государство должно создавать благоприятные условия для развития общественных инициатив, оказывать поддержку деятельности спортивных организаций, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства. В свою очередь, общественные организации должны активно участвовать в диалоге с государством, представлять интересы различных социальных групп и содействовать реализации государственной политики в спортивной сфере.

Таким образом, теоретические основы социально ориентированного управления сферой физической культуры и спорта предполагают ориентацию на интересы и потребности общества, учет особенностей управления спортивной сферой, а также активное взаимодействие государства и общественных организаций в развитии данной области. Применение социально ориентированного подхода позволяет обеспечить доступность занятий физической культурой и спортом для различных категорий населения, способствует развитию массового и профессионального спорта, а также популяризации здорового образа жизни в обществе. Рассмотрим зарубежный опыт управления физической культуры и спорта.

Соединенные Штаты Америки имеют богатый опыт применения технологий социально ориентированного управления в сфере физической культуры и спорта. Особенностью американской модели является активное участие негосударственных организаций, таких как спортивные ассоциации, частные фонды и корпорации, в развитии и популяризации спорта.

Одним из приоритетных направлений социально ориентированной полити-

ки в сфере спорта в США является развитие массового спорта и вовлечение различных категорий населения в занятия физической активностью. Для достижения этих целей реализуется ряд программ и инициатив на федеральном, региональном и местном уровнях.

Примером успешной программы развития массового спорта является инициатива «Let>s Move!», запущенная в 2010 году при поддержке первой леди Мишель Обамы. Цель программы -борьба с детским ожирением и продвижение здорового образа жизни среди молодежи. В рамках «Let>s Move!» были реализованы такие меры, как улучшение качества питания в школах, увеличение физической активности учащихся, создание доступных спортивных площадок и парков, а также проведение информационных кампаний о пользе здорового образа жизни [3, с. 217].

Другой пример - программа «Sports for All» Американского легкоатлетического союза (AAU), которая направлена на привлечение детей и подростков к занятиям различными видами спорта вне зависимости от их способностей и финансовых возможностей семьи. AAU организует доступные спортивные лиги, клиники и турниры по таким видам спорта, как баскетбол, волейбол, гимнастика, плавание и другие [4, с. 14].

Наряду с развитием массового спорта, в СшА большое внимание уделяется поддержке профессионального спорта и спорта высших достижений. Профессиональный спорт в Соединенных Штатах имеет значительное социальное и экономическое влияние, выступая важной частью национальной культуры и идентичности.

Одним из механизмов поддержки профессионального спорта является система драфта в игровых видах спорта, таких как баскетбол, футбол и хоккей. Драфт представляет собой ежегодную процедуру выбора клубами новых игроков из числа выпускников колледжей и университетов. Такая система обеспечивает равные возможности для молодых спортсменов и способствует поддержанию конкурентного баланса между командами.

77

Важную роль в развитии профессионального спорта играют также спортивные лиги и ассоциации, такие как Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), Национальная футбольная лига (НФЛ), Главная лига бейсбола (МЛБ) и другие. Эти организации устанавливают правила проведения соревнований, осуществляют маркетинговую и медийную деятельность, а также реализуют социальные и благотворительные программы [5, с. 64].

Например, НБА совместно с Ассоциацией игроков НБА реализует программу «NBA Cares», направленную на поддержку образования, здравоохранения и социальной инклюзии в общинах по всему миру. В рамках программы баскетболисты и команды НБА участвуют в благотворительных акциях, посещают школы и больницы, а также жертвуют средства на социальные нужды [4, с. 74].

Великобритания демонстрирует успешный пример применения социально ориентированного подхода к управлению сферой физической культуры и спорта. Особенностью британской модели является тесное сотрудничество государственных органов с общественными организациями и частным сектором в развитии спортивной инфраструктуры и популяризации здорового образа жизни.

В 2015 году правительство Великобритании приняло стратегию развития спорта и физической активности «Sporting Future: A New Strategy for an Active Nation». Стратегия определяет приоритеты государственной политики в области спорта на период до 2020 года и далее [4, с. 113].

Ключевыми целями стратегии являются увеличение числа людей, регулярно занимающихся спортом и физической активностью, развитие спортивной инфраструктуры, поддержка талантливых спортсменов и продвижение ценностей спорта в обществе. Для достижения этих целей предусмотрен ряд мер, включая инвестиции в строительство и модернизацию спортивных объектов, поддержку местных спортивных клубов и организаций, внедрение программ физического

воспитания в школах, а также проведение информационных кампаний о пользе активного образа жизни.

Важную роль в реализации стратегии играет организация «Sport England» - неправительственный орган, отвечающий за развитие массового спорта в Англии. «Sport England» осуществляет финансирование и поддержку местных спортивных организаций, реализует программы по вовлечению различных групп населения в занятия физической активностью, а также проводит исследования и мониторинг в области спорта [3, с. 175].

Общественные организации играют важную роль в популяризации спорта и физической активности в Великобритании. Они выступают связующим звеном между государством и гражданами, обеспечивая доступность спортивных занятий и мероприятий для различных слоев населения.

Одной из крупнейших общественных организаций в сфере спорта является Национальная ассоциация спортивных и рекреационных центров (NAERSC). Ассоциация объединяет более 1000 спортивных и оздоровительных центров по всей стране, предоставляющих широкий спектр услуг для населения, включая занятия различными видами спорта, фитнес-программы, плавание и другие активности [3, с. 215].

NAERSC реализует ряд социально ориентированных проектов, направленных на вовлечение в спорт людей с ограниченными возможностями, представителей этнических меньшинств, пожилых людей и других групп населения. Например, программа «Inclusive Fitness» предусматривает адаптацию спортивных центров для нужд людей с инвалидностью, обучение персонала и предоставление специализированного оборудования [6, с. 256].

Другой пример - инициатива «This Girl Can», запущенная организацией «Sport England» в 2015 году с целью преодоления гендерного разрыва в занятиях спортом. Кампания направлена на вдохновение и поддержку женщин всех возрастов и физических возможностей к занятиям спортом и физической

78

активностью. «This Girl Can» использует реальные истории и образы женщин, занимающихся спортом, чтобы разрушить стереотипы и барьеры, препятствующие участию женщин в спортивных активностях [1, с. 7].

Германия обладает развитой системой управления сферой физической культуры и спорта, основанной на принципах децентрализации, субсидиарности и вовлечения гражданского общества. Немецкая модель характеризуется наличием разветвленной сети спортивных клубов и организаций, играющих ключевую роль в развитии массового спорта.

Спортивные клубы являются основой массового спорта в Германии. По данным Немецкой олимпийской спортивной конфедерации (DOSB), в стране насчитывается около 90 000 спортивных клубов, объединяющих более 27 миллионов человек [6, с. 258]. Клубы предлагают широкий выбор спортивных и оздоровительных программ для людей всех возрастов и уровней подготовки.

Особенностью немецких спортивных клубов является их некоммерческий характер и демократическая структура управления. Клубы финансируются за счет членских взносов, спонсорской поддержки и государственных субсидий. Они управляются выборными органами из числа членов клуба и работают на добровольных началах.

Спортивные клубы выполняют важные социальные функции, предоставляя возможности для общения, интеграции и социализации. Они способствуют укреплению местных сообществ, продвижению ценностей «fair play» и во-лонтерства. Многие клубы реализуют программы для людей с ограниченными возможностями, мигрантов и представителей различных социальных групп.

Наряду с развитием массового спорта, Германия уделяет большое внимание поддержке спорта высших достижений. Немецкие спортсмены традиционно добиваются высоких результатов на международных соревнованиях, включая Олимпийские игры.

Ключевую роль в развитии спорта высших достижений играет Министер-

ство внутренних дел Германии, которое отвечает за финансирование и координацию спортивной подготовки. Министерство осуществляет поддержку национальных сборных команд, федеральных тренировочных центров, а также научно-исследовательской деятельности в области спорта.

Важным элементом системы подготовки спортсменов высокого уровня являются элитные спортивные школы и университеты, которые обеспечивают сочетание академического образования и спортивной подготовки. Например, Немецкий спортивный университет в Кельне (DSHS) предлагает программы бакалавриата и магистратуры в области спортивных наук, тренерской работы и спортивного менеджмента, а также располагает современной спортивной инфраструктурой.

Для поддержки спортсменов действует система спортивных стипендий и грантов, которые предоставляются Немецкой спортивной помощью (Deutsche Sporthilfe) - независимой организацией, финансируемой за счет частных пожертвований и государственных субсидий. Стипендии покрывают расходы на обучение, проживание,питание и медицинское обслуживание спортсменов [4, с. 37].

Анализ зарубежного опыта применения технологий социально ориентированного управления в сфере физической культуры и спорта показывает, что многие страны успешно реализуют стратегии и программы, направленные на развитие массового спорта, поддержку спорта высших достижений и популяризацию здорового образа жизни. Адаптация лучших зарубежных практик может способствовать совершенствованию управления спортивной сферой в России, учитывая национальные особенности и текущую ситуацию.

Существует ряд проблем и вызовов в управлении спортивной сферой в России, так, одной из ключевых проблем является недостаточное финансирование массового спорта и спортивной инфраструктуры на региональном и местном уровнях. Большая часть государствен-

ных расходов на спорт направляется на поддержку спорта высших достижений и проведение крупных международных соревнований, в то время как развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства остается недофинансированным.

Другой проблемой является неравномерность развития спортивной инфраструктуры и доступности занятий спортом в разных регионах России. Если в крупных городах и экономически развитых регионах существует достаточно возможностей для занятий различными видами спорта, то в малых городах и сельской местности ощущается нехватка современных спортивных объектов и квалифицированных тренерских кадров.

Кроме того, существуют проблемы в координации деятельности различных субъектов управления спортивной сферой - федеральных, региональных и местных органов власти, общественных организаций и коммерческих структур. Зачастую отсутствует единая стратегия развития физической культуры и спорта, что приводит к дублированию функций и нерациональному расходованию ресурсов.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить несколько перспективных направлений для адаптации технологий социально ориентированного управления в сфере физической культуры и спорта в России.

Во-первых, целесообразно использовать опыт США и Великобритании по развитию партнерства между государством, общественными организациями и коммерческим сектором в развитии массового спорта. Привлечение бизнеса к финансированию и реализации спортивных проектов, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства, может способствовать преодолению дефицита ресурсов и повышению доступности спортивной инфраструктуры.

Во-вторых, представляется перспективным внедрение элементов немецкой модели управления спортивной сферой, основанной на развитой сети спортивных клубов. Поддержка и стимули-

рование развития спортивных клубов на местном уровне, особенно в малых городах и сельской местности, может способствовать вовлечению различных категорий населения в занятия спортом и физической активностью.

В-третьих, важно использовать зарубежный опыт в области информационных кампаний и социальной рекламы, направленных на продвижение ценностей здорового образа жизни и занятий спортом. Активное использование современных медиа, социальных сетей и технологий геймификации может повысить эффективность коммуникации с различными целевыми аудиториями, особенно с молодежью.

Наконец, необходимо развивать международное сотрудничество и обмен лучшими практиками в сфере управления физической культурой и спортом. Участие российских специалистов в международных форумах, конференциях и образовательных программах может способствовать трансферу передовых технологий и адаптации зарубежного опыта к российским условиям.

Несмотря на перспективность внедрения зарубежных технологий социально ориентированного управления в сфере физической культуры и спорта в России, существует ряд потенциальных барьеров и ограничений, которые необходимо учитывать.

Одним из ключевых барьеров является недостаточная развитость институтов гражданского общества и социального партнерства в России. В отличие от многих западных стран, где общественные организации и волонтерские движения играют важную роль в развитии массового спорта, в России уровень вовлеченности граждан в социальную активность остается относительно низким [2, с. 225]. Это может затруднять реализацию партнерских проектов между государством и общественным сектором в спортивной сфере.

Другим потенциальным ограничением является различие в менталитете и культурных традициях между Россией и зарубежными странами. Например, если в США и Европе занятия спортом и физической активностью рассматри-

80

ваются как неотъемлемая часть здорового образа жизни и социальной нормы, то в России отношение к спорту носит более прагматичный характер и зачастую связано с достижением конкретных результатов (похудение, укрепление здоровья, самооборона и т.д.). Это может требовать адаптации зарубежных подходов к продвижению спорта и физической активности с учетом российских социокультурных особенностей.

Кроме того, адаптация зарубежного опыта может осложняться ограниченностью финансовых и материально-технических ресурсов, особенно на региональном и местном уровнях. Внедрение инновационных технологий и подходов к управлению спортивной сферой требует значительных инвестиций в инфраструктуру, подготовку кадров и информационное обеспечение, что может быть сложно реализовать в условиях дефицита бюджетных средств.

Наконец, существуют риски, связанные с возможным сопротивлением внедрению зарубежного опыта со стороны некоторых субъектов управления спортивной сферой, заинтересованных в сохранении статус-кво. Например, руководители спортивных федераций или региональных органов власти могут опасаться потери контроля над финансовыми потоками и принятием решений в случае перехода к более децентрализованной и партнерской модели управления.

Для преодоления указанных барьеров и ограничений необходима последовательная и системная работа по созданию благоприятных условий для адаптации зарубежного опыта в сфере управления физической культурой и спортом. Это предполагает совершенствование нормативно-правовой базы, развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности бюджетных расходов на спорт, а также формирование позитивного общественного мнения в отношении занятий спортом и физической активностью.

Важную роль в этом процессе могут сыграть пилотные проекты по внедрению зарубежных технологий социально ориентированного управления в отдель-

ных регионах или муниципалитетах России. Успешная реализация таких проектов позволит отработать механизмы адаптации зарубежного опыта к российским условиям, оценить их эффективность и тиражировать лучшие практики на другие территории.

В заключение следует отметить, что адаптация зарубежного опыта в сфере управления физической культурой и спортом в России должна носить селективный и творческий характер. Речь идет не о механическом копировании зарубежных моделей, а о разумном сочетании лучших международных практик с национальными особенностями и традициями. Только такой подход может обеспечить устойчивое развитие спортивной сферы и повышение качества жизни российских граждан за счет вовлечения в занятия спортом и физической активностью.

Литература

1. Бабанов А.А. Сравнительный анализ социальной эффективности различных механизмов управления сферой физической культуры и спорта / А.А. Бабанов, Ю.А. Зубарев // Парадигмы управления, экономики и права. 2023. № 3(9). С. 7-13. EDN ZFTLTJ.

2. Григорьева В.В. Особенности и приоритеты развития инфраструктуры массового спорта / В.В. Григорьева, Н.В. Андреев, К.К. Поздняков // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 10-3. С. 225-230. DOI 10.17513/vaael.1911. - EDN AJF-NIE.

3. Долматова Т.В. Государственное управление в сфере физической культуры и массового спорта за рубежом / Т.В. Долматова. - Москва: Федеральный научный центр физической культуры и спорта, 2020. -480 с. - ISBN 978-5-94634-063-2. EDN MHTEWG.

4. Долматова Т.В. Государственное управление в сфере физической культуры и спорта за рубежом на примере Великобритании / Т.В. Долматова, А.Г. Абалян, А.А. Анцелиович. -

81

шщ

И-ёпСИ-И

Смоленск: Принт-Экспресс, 2019. -136 с. ISBN 978-5-91812-154-2. EDN ZXPVJW.

5. Енченко И.В. Тенденции мирового спорта: развитие услуг физической культуры и спорта в России и за рубежом: Учебное пособие для вузов / И.В. Енченко. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 88 с. ISBN 978-5-507-44806-7. EDN SMJGBE.

6. Маркова А.С. Аспекты государственного управления в сфере физической культуры и спорта в ряде зарубежных стран / А.С. Маркова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. 2022. № 7(209). С. 256-262. DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p. 256-262. EDN NVJHYI.

7. Симашенков П.Д. Сравнительный анализ системы управления сферой физической культуры и спорта в Российской федерации и за рубежом / П.Д. Симашенков, А.В. Буков // Вестник Международного института рынка. 2019. № 1. С. 97-102. EDN LAXHGQ.

TECHNOLOGIES FOR SOCIALLY ORIENTED MANAGEMENT OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS: GENERALIZATION OF INTERNATIONAL EXPERIENCE

Chindoti Spinks

Russian State Social University

The article examines the theoretical foundations and foreign experience in the application of socially oriented management technologies in the field of physical culture and sports. The author analyzes the features of sports management in the USA, Great Britain and Germany, highlighting the role of the state, public organizations and the private sector in the development of mass and professional sports. The paper highlights successful examples of the implementation of socially oriented programs and initiatives aimed at involving various categories of the population in sports and physical activity. The author also examines the current situation and problems of sports management in Russia and suggests promising areas for adapting foreign experience, taking into account national characteristics and possible barriers. In conclusion, the importance of a selective and creative approach to the im-

plementation of the best international practices of physical culture and sports management in Russia is emphasized.

Keywords: physical culture and sports, socially oriented management, foreign experience, mass sports, sports of higher achievements, adaptation.

References

1. Babanov A.A. Comparative analysis of the social effectiveness of various mechanisms for managing the sphere of physical culture and sports / A.A. Babanov, Yu.A. Zubarev // Paradigms of management, economics and law. 2023. No. 3(9). pp. 7-13. EDN ZFTLTJ.

2. Grigorieva V.V. Features and priorities for the development of mass sports infrastructure / V.V. Grigorieva, N.V. Andreev, K.K. Pozdnyakov // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. No. 10-3. pp. 225-230. DOI 10.17513/ vaael.1911. - EDN AJFNIE.

3. Dolmatova T.V. Public administration in the field of physical culture and mass sports abroad / T.V. Dolmatova. - Moscow: Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, 2020. - 480 p. - ISBN 978-5-94634-063-2. EDN MHTEWG.

4. Dolmatova T.V. Public administration in the field of physical culture and sports abroad using the example of Great Britain / T.V. Dolmatova, A.G. Abalyan, A.A. Antse-liovich. - Smolensk: Print-Express, 2019. -136 p. ISBN 978-5-91812-154-2. EDN ZX-PVJW.

5. Enchenko I.V. Trends in world sports: development of physical culture and sports services in Russia and abroad: Textbook for universities / I.V. Enchenko. - St. Petersburg: Lan, 2022. - 88 p. ISBN 978-5-507-44806-7. EDN SMJGBE.

6. Markova A.S. Aspects of public administration in the field of physical culture and sports in a number of foreign countries / A.S. Markova // Scientific notes of the University. P.F. Lesgafta. 2022. No. 7(209). pp. 256-262. DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p. 256-262. EDN NVJHYI.

7. Simashenkov P.D. Comparative analysis of the management system for the sphere of physical culture and sports in the Russian Federation and abroad / P.D. Simashenk-ov, A.V. Bukov // Bulletin of the International Market Institute. 2019. No. 1. P. 97-102. EDN LAXHGQ.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.