Научная статья на тему 'Современное состояние сферы физической культуры и спорта в Республике Зимбабве'

Современное состояние сферы физической культуры и спорта в Республике Зимбабве Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / государственное управление спортом / молодежная спортивная политика / массовый спорт / спорт высших достижений / спортивные объекты Республики Зимбабве / спортивная инфраструктура Республики Зимбабве / развитие спорта в странах Африки / сохранение здоровья / sports / public administration of sports / youth sports policy / mass sports / elite sports / sports facilities of the Republic of Zimbabwe / sports infrastructure of the Republic of Zimbabwe / development of sports in African countries / health preservation

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Чиндоти Спинкс

Цель настоящей работы – заключается в аналитическом представлении современного состояния и особенностей социально-ориентированного управления сферой физической культуры и спорта в Республике Зимбабве. В статье рассматриваются нормативно-правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций в Республике Зимбабве. Автор описывает ключевые направления развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта в Республике Зимбабве на местном, региональном и государственном уровнях, существующие технологии социально-ориентированного управления по увеличению доступности к занятиям основным видам физической культуры и спорта населения республики. В Республики Зимбабве государственные органы власти способствуют развитию централизованной политики в области спорта высших достижений и разрабатывают программы развития спорта и инфраструктуры на местном уровне, но в силу объективных экономических, политических причин эта деятельность продвигается медленно и счачкообразно. Метод исследования – использовались методы формальной логики, такие как наблюдение, измерение, сравнение, анализ, идеализация, проблематизация, объяснение, а также статистические методы. Полученные результаты. В статье обосновано положение о том, что в Республике Зимбабве на местном уровне в основу совершенствования регионального регулирования развития физической культуры и спорта должна быть положена концепция социально-ориентированного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of the sphere of physical culture and sports in the Republic of Zimbabwe

The purpose of this work is to analytically present the current state and features of socially-oriented management of the sphere of physical culture and sports in the Republic of Zimbabwe. The article deals with the legal, organizational, economic and social foundations of the activity of physical culture and sports organizations in the Republic of Zimbabwe. The author describes the key directions for the development of infrastructure in the field of physical culture and sports in the Republic of Zimbabwe at the local, regional and state levels, the existing technologies of socially-oriented management to increase access to the main types of physical culture and sports for the population of the republic. In the Republic of Zimbabwe, state authorities promote the development of a centralized policy in the field of elite sports and develop programs for the development of sports and infrastructure at the local level, but due to objective economic and political reasons, this activity is moving slowly and spasmodically. Research method methods of formal logic were used, such as observation, measurement, comparison, analysis, idealization, problematization, explanation, as well as statistical methods. Results. The article substantiates the position that in the Republic of Zimbabwe at the local level, the concept of socially-oriented management should be taken as the basis for improving the regional regulation of the development of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Современное состояние сферы физической культуры и спорта в Республике Зимбабве»

Чиндоти Спинкс

Российский государственный социальный университет.

Современное состояние сферы физической культуры и спорта в Республике Зимбабве*

Аннотация. Цель настоящей работы - заключается в аналитическом представлении современного состояния и особенностей социально-ориентированного управления сферой физической культуры и спорта в Республике Зимбабве. В статье рассматриваются нормативно-правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций в Республике Зимбабве. Автор описывает ключевые направления развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта в Республике Зимбабве на местном, региональном и государственном уровнях, существующие технологии социально-ориентированного управления по увеличению доступности к занятиям основным видам физической культуры и спорта населения республики. В Республики Зимбабве государственные органы власти способствуют развитию централизованной политики в области спорта высших достижений и разрабатывают программы развития спорта и инфраструктуры на местном уровне, но в силу объективных экономических, политических причин эта деятельность продвигается медленно и счачкообразно.

Метод исследования - использовались методы формальной логики, такие как наблюдение, измерение, сравнение, анализ, идеализация, проблематизация, объяснение, а также статистические методы.

Полученные результаты.

В статье обосновано положение о том, что в Республике Зимбабве на местном уровне в основу совершенствования регионального регулирования развития физической культуры и спорта должна быть положена концепция социально-ориентированного управления.

Ключевые слова: спорт, государственное управление спортом, молодежная спортивная политика, массовый спорт, спорт высших достижений, спортивные объекты Республики Зимбабве, спортивная инфраструктура Республики Зимбабве, развитие спорта в странах Африки, сохранение здоровья.

Chindoti Spinks

Russian State Social University.

The current state of the sphere of physical culture and sports in the Republic of Zimbabwe

Abstract. The purpose of this work is to analytically present the current state and features of socially-oriented management of the sphere of physical culture and sports in the Republic of Zimbabwe. The article deals with the legal, organizational, economic and social foundations of the activity of physical culture and sports organizations in the Republic of Zimbabwe. The author describes the key directions for the development of infrastructure in the field of physical culture

* © Чиндоти Спинкс, 2022.

Современное состояние сферы физической культуры и спорта в Республике Зимбабве

and sports in the Republic of Zimbabwe at the local, regional and state levels, the existing technologies of socially-oriented management to increase access to the main types of physical culture and sports for the population of the republic. In the Republic of Zimbabwe, state authorities promote the development of a centralized policy in the field of elite sports and develop programs for the development of sports and infrastructure at the local level, but due to objective economic and political reasons, this activity is moving slowly and spasmodically.

Research method - methods of formal logic were used, such as observation, measurement, comparison, analysis, idealization, problematization, explanation, as well as statistical methods.

Results. The article substantiates the position that in the Republic of Zimbabwe at the local level, the concept of socially-oriented management should be taken as the basis for improving the regional regulation of the development of physical culture and sports.

Key words: sports, public administration of sports, youth sports policy, mass sports, elite sports, sports facilities of the Republic of Zimbabwe, sports infrastructure of the Republic of Zimbabwe, development of sports in African countries, health preservation.

Введение.

Основными международными документами в сфере физической культуры и спорта следует считать Международную хартию физического воспитания и спорта 1978 года и Спортивную хартию Европы 1992 года. Основываясь на положениях вышеуказанных документов, различные страны в зависимости от специфики социально-экономического и политического устройства формируют условия для развития физической культуры и спорта, для создания, восстановления и пополнения ресурсной базы как основы функционирования [2]. По мнению ряда специалистов, общепризнанным является тот факт, что сфера физической культуры и спорта, особенно массовый спорт или спорт для всех, призвана решать многие социально-экономические проблемы региона, такие, как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и его качественного уровня.

Африка - самый молодой континент в мире, средний возраст жителей составляет около 18 лет. Вскоре здесь

будет проживать более двух миллиардов человек. В Зимбабве достаточно много талантливых в спорте молодых людей, живущих в маргинализирован-ных бедных сельских районах, а также в пригородах с высокой плотностью населения. По данным отчета ЮНИСЕФ за 2020 год, дети (в возрасте до 18 лет) составляют примерно 48% населения Зимбабве, из которых около 72% проживают в заброшенных сельских районах [9]. Отмечается отсутствие надлежащих спортивных сооружений, специализированных тренеров в каждом конкретном виде спорта и отсутствие должным образом определенной программы выявления и развития талантов. Многочисленные насильственные конфликты последних лет затормозили развитие, ослабили гражданское общество и уменьшило перспективы молодежи. Тем не менее социальное развитие Зимбабве может опираться на крепкую экономику, естественные ресурсы, а также молодое и растущее население, которое предполагает большой потенциал устойчивого развития.

Методика исследования.

Рассмотрен контент-анализ соответствующей литературы и нормативно-правовой базы в сфере управления с

целью выявления современного состояния и проблем технологии социально-ориентированных направлений управления физической культуры и спорта в Республике Зимбабве.

Полученные результаты.

В развивающихся странах, таких как Зимбабве, существует ряд экономических проблем, связанных с развитием спорта. Уровень участия в спорте, измеряемый соотношением между числом аффилированных членов спортивных федераций и числом жителей, является низким. Коэффициент участия в спорте в странах Третьего мира находится в диапазоне от 0,01 % до 1% населения по сравнению с 20-25 % населения, которое состоит в спортивных федерациях в европейских странах.

Правительство является главным спонсором и покровителем спортивных мероприятий во многих развивающихся странах, но развитие социально-ориентированного управления сферой физической культуры и спорта физкультуры и спорта в Зимбабве страдает, по-видимому, как от местных, так и от глобальных исторических влияний. С демографическим расширением число учащихся и студентов в развивающихся странах резко возросло и исчерпало все бюджетные возможности, необходимые для финансирования развития спорта. Одним из основных последствий недостаточного развития спорта и снижения спортивных результатов в развивающихся странах является «утечка» спортсменов на рынки талантов развитых стран, и это все больше подпитывается разрывом в заработной плате, что составляет примерно 1 к 20 между африканским и французским рынками футболистов.

футбол является самым популярным видом спорта в Зимбабве, среди других дисциплин, таких как легкая

атлетика, регби, волейбол, крикет и многие другие. В результате менее популярные виды спорта стали известны как «элитные», поскольку футбол завоевывает популярность практически в каждом сообществе и школе. Этот сценарий был результатом установки, созданной колониальными хозяевами страны, которые не поощряли такие виды спорта в темнокожих сообществах. Зимбабве пережила три основных периода своего политического перехода к независимости. К ним относятся коренной период, колониальный период и постколониальный период. По мере того, как проявлялись политические перемены, происходила и эволюция физкультуры и спорта. Аргумент состоит в том, что физкультура и спорт не были систематически структурированы и спланированы, в то время как другие ученые не согласны с тем, что деятельность была структурирована в африканском контексте. В колониальный период африканцы в Зимбабве участвовали в ассоциативных видах спорта в виде футбола и легкой атлетики. Несколько других видов спорта, считавшихся «элитными», были сохранены для детей колониальных хозяев; они приняли учебную программу физкультуры, которая очень похожа на британскую. Африканцы продолжали свои местные игры вне школьной системы и ассоциативного спорта в таких компаниях, как например, шахты.

Привилегированные африканцы, зачисленные в миссионерские школы, будут заниматься спортом с целью поддержания хорошей гигиены и порядка. В ХХ веке в Зимбабве развился ассоциативный спорт с очень редкими случаями соревнований между футбольной командой только для белокожих и только для темнокожих [7].

Развитие и прогресс не могут быть

достигнуты без образования. Поэтому в развивающемся мире образование является ключом к будущему. После обретения независимости в 1980 году многорасовый спорт был представлен для развлечения всех людей в стране и мире, поскольку теперь Зимбабве разрешили участвовать в Олимпийских играх. Это произошло одновременно с введением Новой учебной программы, которая способствовала примирению, многорасовому спорту и инклюзивному, актуальному образованию. В школах физическое воспитание является компонентом качественного образования и может использоваться для поощрения школьного обучения среди молодежи. Популярные в Зимбабве командные виды спорта - футбол, регби, крикет и баскетбол - по своей сути сосредоточены на важности командной работы, концентрации, целеустремленности и дисциплины для достижения успеха на поле и за его пределами. Предмет физкультура и спорт был введен как внеклассная работа, а не как основная и экзаменационная. Тем не менее, физическое участие в школах продолжалось, несмотря на нехватку человеческих ресурсов. Только в 2016 году физкультура, спорт и массовые мероприятия были введены в качестве приоритетных и сдаваемых предметов в учебную программу начальной и средней школы Зимбабве. образование молодежи через спорт (YES), спортивно-образовательная программа, проводимая молодежью для молодежи, охватила 25 000 молодых людей в 10 провинциях Зимбабве. Международная организация труда отметила важность обеспечения спорта как средства, помогающего молодым людям справиться с негативными побочными эффектами перехода к рыночной экономике. включая безработицу среди

молодежи и употребление наркотиков и веществ, наносящих ущерб их здоровью и благополучию.

Статус физкультуры в Зимбабве варьируется от одной школы к другой, так как некоторые школы имеют высокий статус, что отражается в их школьном расписании, тогда как другие школы имеют низкий статус, поскольку он практически отсутствует. Основная причина отсутствия адекватной инфраструктуры и оборудования по ФКиС заключается в недостаточном финансировании или недостаточной поддержке развития этих программ. Другим фактором, ограничивающим развитие спорта, является нехватка квалифицированного персонала для проведения тренировочных и тренерских программ. В большинстве сельских районов Зимбабве, включая Мутоко, учителя школ автоматически становятся спортивными тренерами при условии, что у них есть представление о спорте, но они не будут квалифицированы как тренеры. Поэтому необработанный талант теряется, потому что базовые техники не были переданы талантливым молодым людям. Это тормозит развитие спорта. отсутствие устойчивого спонсорства также является еще одним фактором, препятствующим развитию спорта. Корпоративные ассоциации отдают предпочтение городским, а не сельским районам. Большинство турниров, проводимых в сельской местности, монополизировано политиками. После выборов спортивные мероприятия в сельской местности проводятся редко. Таким образом, это убивает дух талантливых спортсменов, которые затем выбирают другие формы занятости, такие как сельское хозяйство, для получения дохода. Развитию спорта также препятствует коррупция внутри самих спортивных клубов. Развитие

спорта также ограничено некоторыми родителями, которым не хватает общей воли поддержать своих детей, проявляющих спортивный талант. В большинстве сельских районов Зимбабве предпочтение отдается академическим достижениям, а не развитию спортивных талантов. Большинство родителей придерживается общего мнения, что лучшее будущее достижимо благодаря образованию и что занятия спортом предназначены для тех, кто плохо учится. Спортивные бюджеты сельских школ практически отсутствуют, поскольку они больше полагаются на непредсказуемые сборы школьных сборов, в результате чего большинство сельских школ не может оплачивать взносы спортивных организаций.

Большинство родителей в сельской местности не может позволить себе образование для своих детей и не уделяют ему первоочередного внимания из-за бедности. Это также усугубляется ограниченным бюджетом, так что руководство большинства школ в конечном итоге отдает приоритет академическим бюджетам и исключает спортивные мероприятия с небольшим финансированием или вообще без него. Отсутствие спортивных сооружений в сельской местности вынуждает некоторых школьников преодолевать пешком более 10 км, чтобы добраться до спортивных объектов и посетить турниры. Таким образом, чтобы избавиться от этих проблем для сельских жителей, правительству, возможно, придется пересмотреть вопрос об увеличении учителей физкультуры для выявления талантов, а также контролировать все спортивные мероприятия по всей стране. Успех молодых людей в этой программе будет зависеть от наличия хорошо структурированных спортивных сооружений в сельской местности, дополняемых

хорошо финансируемыми спортивными академиями, чтобы шлифовать выявленные таланты для участия их в национальных, региональных и международных соревнованиях.

Занятия спортом в университетах Зимбабве являются частью более широкой национальной спортивной программы, включающей колледжи, и имеют ряд преимуществ. Если спорт преподается хорошо и делается более приятным и интересным, это способствует позитивному отношению к нему у молодых людей. Спортивные программы в университетах и колледжах предназначены для достижения эффективного уровня участия, который позволяет людям получать физиологические выгоды (от спорта), спорт гарантирует, что студент поддерживает здоровое тело, это является преимуществом для продвинутого мышления и строгой академической деятельности [4]. В этом отношении люди, которые регулярно занимаются физической активностью, снижают риск многих хронических заболеваний и увеличивают свои шансы на долгую и здоровую жизнь. некоторые университеты сделали спорт настолько важным, что он стал важной частью их программы. Примером может служить Университет Стерлинга, который считает, что, используя спорт инновационными и преобразующими способами, отдельные люди, сообщества и партнерские организации могут реализовать свой потенциал, достичь своих целей и обогатить свою жизнь. Успех спортивных программ зависит от ряда факторов, одним из которых является наличие спортивных сооружений.

Спортивные сооружения играют решающую роль в определении участия студентов в занятиях спортом. Существует ряд факторов, влияющих на

обеспечение спортивных сооружений в университетах. Одна из них - отсутствие финансирования на строительство спортивных сооружений. Иногда отсутствие средств на строительство спортивных сооружений объясняется приоритетами университетских властей. Спорт и спортивные сооружения отходят на второй план, когда речь заходит о бюджетном обеспечении в большинстве высших учебных заведений. Отсутствие спортивных сооружений является основным негативным фактором в развитии спортивной культуры в колледжах. Кроме того, доступность развлекательных спортивных сооружений и программ оказывает влияние на решения учащихся посещать учебное заведение и оставаться в нем. нехватка спортивных сооружений повлияла на занятия спортом в университетах. Для того чтобы студенты были должным образом подготовлены к различным спортивным турнирам, необходимо иметь соответствующие спортивные сооружения для всех дисциплин, в которых они участвуют. Отсутствие надлежащих условий ставит под угрозу качество спортивной подготовки, а также лишает студентов возможности заниматься спортом [1].

В 2014 году Центры отдыха появились в виде футбольных площадок и общественных залов. Появились новые объекты, такие как национальный спортивный стадион, водный комплекс Читунгвиза, хоккейный стадион Ма-гамба, хоккейный стадион Кхумало, комплекс нетбола Мбаре, которые были построены с нуля. В 2015 г. Зимбабве, в частности, проведена реконструкция спортивной инфраструктуры на стадионах Барбурфилдс, Лувеве, Уайт-Сити (легкая атлетика, футбол и нетбол). Плавательный бассейн подвергся косметическому ремонту, и был добавлен

совершенно новый бассейн для разминки. К сожалению, не существует преднамеренного планирования развития спорта или спортивных программ для использования объектов после Игр. Тем не менее, наличие правильных спортивных сооружений в нужных местах имеет решающее значение для расширения участия, в значительной степени влияет на выбор и, в конечном итоге, вовлечение учащихся в спортивные мероприятия.

Концепция спорта для социального развития - это метод внесения изменений в общество посредством использования для достижения личных и общественных целей. Развитие спорта не может быть решением всех проблем общества или приоритетом по сравнению с жизненными потребностями обездоленных сообществ; оно может принести много положительных результатов и стать ценным инструментом развития. Это одновременно и средство, и самоцель. Например, в Зимбабве организация Edusport Outreach International использует спорт для обучения молодых людей навыкам тренировки своих сверстников и обучения жизненным навыкам более 10 000 беспризорных детей, сирот и молодежи из группы риска. В большинстве обществ по всему миру здоровый образ жизни, свободный от пагубных влияний, не может быть гарантирован, но хорошо продуманная программа занятий спортом и физической культурой, представленная квалифицированными специалистами, может помочь снизить рискованное поведение [8].

Комплексные программы спорта и физического воспитания могут уменьшить гендерную дискриминацию, но, что более важно, исследования показывают, что девушки, занимающиеся спортом, менее сексуально активны и

демонстрируют более высокие академические показатели. В Зимбабве Международное развитие через спорт (IDSP) сотрудничает с провинциальными отделениями здравоохранения в проведении раз в две недели аэробной программы, охватывающей, по оценкам, 200000 участников. Включены обсуждения по правам женщин, родительскому руководству, базовому здравоохранению, планированию семьи, дородовому и послеродовому уходу. Услуги по просвещению и консультированию по вопросам ВИЧ/СПИДа [11]. Участие девочек в спорте повышает самооценку, повышает уверенность в себе и успеваемость в школе, снижает уровень отсева из школы и снижает риск депрессии. Статистика показывает, что все больше южноафриканских девушек и женщин занимаются организованным спортом. Статистика также показывает, что менее 21% женщин занимаются спортом по сравнению с 40% мужчин, явно демонстрируя гораздо более низкий уровень участия женщин. Этот уровень участия значительно варьируется от одной культурной группы к другой: 48% светлокожих женщин занимаются спортом по сравнению только с 15% темнокожих женщин. Но, хотя благотворное влияние спорта на развитие все еще не используется в полной мере, спорт может помочь преодолеть культурные и этнические различия, создать рабочие места и предприятия, способствовать терпимости и недискриминации, укреплять социальную интеграцию и пропагандировать здоровое образ жизни. Умеренные физические нагрузки действительно укрепляют иммунную систему, лучше подготавливают организм к борьбе с ВИЧ и могут отсрочить начало СПИДа. Спорт также обеспечивает арену для социальной интеграции и поддержки. Вовлечение

ВИЧ-позитивных спортсменов и женщин оказывается чрезвычайно ценным в нормализации ситуации с ВИЧ.

Современный спорт связан с глобальной сетью взаимозависимых цепочек, которые отмечены глобальными потоками. Глобальные потоки, формирующие мировой спорт, имеют несколько измерений. К ним относятся: международное перемещение людей, таких как туристы, мигранты; технологическое измерение создается потоком машин и оборудования, производимых корпорациями и правительственными учреждениями; экономическое измерение сосредоточено на быстром потоке денег и их эквивалентов по всему миру; и, наконец, идеологическое измерение привязано к ценностям, связанных с государственными или антигосударственными идеологиями и движениями. Мобильность исполнителей, тренеров, администраторов и спортивных ученых внутри стран и между странами, а также внутри и между континентами и полушариями также является ярко выраженной чертой спорта. Примечательно, что многие люди мигрировали из своих родных стран, чтобы Глобализация действительно открыла новые международные возможности, проложив путь для новых идей и обновив взгляды на мир. Спорт на благо развития способствует развитию глобальных партнерских отношений и расширению связей между правительствами, донорами и организациями по всему миру [6]. Спортивные партнерства важны в том смысле, что они предоставляют ресурсы, необходимые для спонсирования спортивных мероприятий, а также информационных кампаний. олимпийские игры служат примером для анализа взаимосвязи между глобализацией и спортом.

очень важным аспектом глобали-

зации является создание сетей, где, подключаясь к существующим сетям спортивных организаций на разных уровнях, можно донести ключевые идеи до большой и разнообразной аудитории. Например, ВОЗ работает с правительствами разных уровней во многих странах для разработки многосекторальной политики, необходимой для эффективных инициатив «Движение во имя здоровья», «Спорт во имя развития и мира» и др. Так, движение «спорт во имя развития и мира» (SDP) получило широкое признание в академической литературе как превратившееся в законный транснациональный сектор развития. Управление Организации Объединенных Наций по спорту на благо развития и мира (UNOSDP) использует название SDP при определении своих целей. В этом направлении «Мир и спорт» стремится привлечь маргинализированные социальные группы к участию в принятии решений. спорт можно использовать в качестве инструмента для разрешения споров и примирения. Хорошим примером является Кубок единства ZIFA, проводимый в Зимбабве, где команды Премьер-лиги сражаются за кубок единства, который символизирует соглашение о единстве, подписанное между ZANU PF и ZAPU в 1987 году. Таким образом, по мнению ООН, мир спорта представляет собой естественное партнерство для достижения мира и развития, объединяющее отдельных людей и сообщества, подчеркивающее общие черты, преодолевающие культурные и этические различия.

В состав Комиссии по спорту и отдыху (SRC) Зимбабве, которая учреждена для координации, контроля, оказания помощи, поощрения, развития и общего надзора за развитием спорта и отдыха, входят 59 националь-

ных спортивных ассоциаций, Национальный олимпийский и Национальный Паралимпийский комитеты [10]. В Зимбабве мало внешних доноров для сектора спорта и культуры. Тем не менее, существуют международные НПО, такие как Hoopes for Life, которые поддерживают национальные спортивные инициативы. Но, несмотря на решимость и настойчивость, демонстрируемые клубами и спортсменами, отсутствие финансирования препятствует развитию спорта в Зимбабве. В республике имеется надежная законодательная и политическая база в том, что касается спорта, однако не хватает надежных стратегий реализации разработанных программ и инициатив. Кроме того, существует ряд проблем, с которыми сталкивается ФКиС в плане их социально-ориентированного направления деятельности.

Раздел 32 Конституции Зимбабве гласит: «Государство должно принять все практические меры для поощрения занятий спортом и отдыха, включая предоставление всем людям возможностей для занятий спортом и отдыха». В соответствии с этим разделом конституции Министерству по делам молодежи, спорта, искусства и отдыха поручено содействовать развитию спорта, искусства и отдыха путем обеспечения равноправного участия, устойчивого развития и расширения прав и возможностей всех зимбабвийских граждан. Комиссия по спорту и отдыху (SRC) способствует доступности спортивных и развлекательных программ для жителей Зимбабве и контролирует общее выполнение спортивных и развлекательных программ Национальными спортивными ассоциациями. Его мандат вытекает из Закона о Комиссии по спорту и отдыху и подотчетен Министерству, отвечающему за спорт. Комис-

сия по спорту и отдыху (SRC) успешно поддерживает свои спортивные организации, такие как Союз регби Зимбабве, Футбольная ассоциация Зимбабве (ZIFA) и Любительская ассоциация легкой атлетики Зимбабве (AAAZ), все из которых имеют свои филиалы, особенно на низовом уровне в начальных школах, где потенциальные спортивные таланты выявляются и развиваются посредством различных спортивных мероприятий. Перед Национальной ассоциацией руководителей начальных классов (NAPH) и Национальной ассоциацией руководителей второстепенных классов (NASH) поставлена задача контролировать и продвигать управление спортом в начальных и средних школах соответственно, но преимущества от этих ассоциаций не принесли ощутимых результатов что касается поиска талантов особенно в сельской местности [5].

Программы «Спорт для всех» не были концептуально устойчивыми. Анализ этой деятельности выдвигает на первый план спорт в Зимбабве и в узком смысле определяется как инструмент построения сообщества, некоммерческое предприятие, которое может стать драйвером социально-экономического развития. В 2020 году Зимбабве принята Национальная стратегия развития (2021-2025 гг.), в которой отмечается, что спорт может повысить качество жизни и создать рабочие места, особенно для молодежи через экономику досуга. Хотя спорт упоминается в некоторой части стратегии основное внимание уделяется здоровью, благополучию, государственному строительству, мира и примирения. Она не отражает, как спорт может быть инструментом для решения ключевых проблем, стоящих перед страной, таких как высокий уровень безрабо-

тицы и высокий уровень бедности. В стратегии также говорится о коммерциализации спорта и разработке моделей финансирования спорта без предоставления четкого плана как этого можно добиться. Отделение спорта от более широкого перечня национальных вопросов развития и его включение в последнюю очередь, показывает отсутствие понимания коммерческого воздействия спорта в Зимбабве.

Спортивные программы могут быть использованы для снижения стигматизации и повышения социальной и экономической интеграции людей, живущих с инвалидностью. Международный паралимпийский комитет (МПК) внес значительный вклад в развитие соревновательного спорта, а также в защиту и поощрение прав инвалидов. В том же контексте Комиссия по спорту и отдыху представила Национальные Па-ралимпийские игры Зимбабве (ZNPG). Комиссия по спорту и отдыху (SRC) представила ZNPG в целях содействия активного участия в спортивных соревнованиях среди инвалидов и содействие социальной интеграции. ZNPG объединяет спортсменов и официальных лиц из многих административных провинций Зимбабве. ZNPG используются в качестве платформы для отбора спортсменов на Международные Пара-лимпийские игры. несмотря на то, что ZNPG является основной платформой для участия людей с ограниченными возможностями в спорте, игры не смогли привлечь всех инвалидов. Значительное число инвалидов по-прежнему не принимают участия, и это особенно так было в южном округе Гокве в провинции Мидлендс Зимбабве. Большинство барьеров, среди прочего, включает отсутствие поддержки со стороны значимых людей, непринятие ценности

спорта в качестве существенных барьеров, отсутствие транспорта как одно из существенных препятствий. На участие инвалидов также влияют уровень и тяжесть инвалидности инвалидов. Спортивные тренеры осознают недостатки в своей собственной подготовке, что приводит к проблемам в определении индивидуальных потребностей детей и подростков с ограниченными физическими возможностями.

Есть также примеры негосударственных инициатив, продвигающих спорт как средство и инструмент развития в Зимбабве. Одной из таких инициатив является Teen Rescue Миссия (TRM) в Читунгвизе. Организация предоставила уроки гольфа в 2020 году молодым людям в Читунгвизе во время вызванного COVID-19 закрытия школ. Гольф использовался для того, чтобы молодежь не занимался рискованным поведением. В условиях карантина COVID-19 в Зимбабве наблюдается рост правонарушений среди молодежи, в том числе злоупотребление наркотиками и подростковая беременность. спорт используется для улучшения участия сообщества и социальной сплоченности. Примером этого является включение общественной организации под названием Young Achievement Sports for Development (YASD), то есть различные программы, направленные на вовлечение молодежи в спорт. Все эти примеры отмечают локальные усилия по использованию спорта в качестве средства устойчивого развития региона. В условиях экономических трудностей, с которыми столкнулась Зимбабве, спорт оказался способом выживания, поскольку большинство людей (включая игроков, администраторов, тренеров и спортивных журналистов) обеспечено материально за счет спорта. Более того, бывший председатель ZIFA Кат-

берт Дубе ранее отметил, что Зимбабве, включая спорт, вносит 15% в ВВП страны. Таким образом, спорт - это инвестиция с далеко идущим экономическим эффектом.

Выводы.

Спорт может объединять там, где различные национальные страсти, политика, религия и культура часто разделяют. Это может способствовать социальной интеграции и формированию идентичности меньшинств и маргина-лизированных групп, таких как беспризорные дети, этнические группы или люди, страдающие от ВИЧ и СПИДа.

создание современной системы эффективного управления развитием спорта для всех в Зимбабве должна лечь в основу совершенствования республиканского регулирования развития системы физической культуры и спорта. Там, где были приняты долгосрочные стратегические обязательства перед спортом, он стал мощным инструментом для улучшения физической структуры сообществ, стимулирования местной экономики и улучшения имиджа, представляемого внешними инвесторами и туристами [3].

Основная задача, стоящая перед развивающимися странами, заключается в развитии творческих и новаторских способностей спортивного лидерства, которые могут преодолевать препятствия и значительно повышать относительную социально-экономическую ценность спорта. Важным вопросом является дальнейшее финансирование развития физической культуры и спорта, анализ опыта других регионов и стран.

References / Список литературы

[1] Baguma D.M. Problems of construction of

sports facilities in Equatorial Africa and their

solutions / D.M. Bagum. - Belgorod: Belgorod State Technological University. V.G. Shukhova, 2020. P. 46-51.

Багума Д.М. Проблемы строительства спортивных сооружения в Экваториальной Африке и их решения / Д.М. Багума. -Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2020. С. 46-51.

[2] Martynenko S.E. On the issue of the role of sport

in the development and provision of international peace and security // Society: politics, economics, law. 2017. № 11. P. 37-41. // DOI: 10.24158/ pep.2017.11.8.

Мартыненко С.Е. К вопросу о роли спорта в развитии и обеспечении международного мира и безопасности // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 11. С. 37-41. // DOI: 10.24158/pep.2017.11.8.

[3] Chindoti S. Improving the activities of state authorities in the field of physical culture and sports in the Republic of Zimbabwe / S. Chindoti, T.A. Evstratova // Collection of works of the Faculty of Management: Electronic edition. - M.: Limited Liability Company "Publishing and Trading House" PERSPEKTIVA, 2021. P. 59-68. Чиндоти С. Совершенствование деятельности государственных органов власти в сфере физической культуры и спорта в Республике Зимбабве / С. Чиндоти, Т.А. Евстратова // Сборник трудов факультета управления: Электронное издание. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издатель-ско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2021. С. 59-68.

[4] Glover T.D., Sharp E.K. Leisure Communities: Rethinking Reciprocity, collective identity and Belonging in the New Century. 2020. London: Routledge.

[5] Jeans R., Spa Age R., Farquharson K., McGrath G.,

Magee J., Lusher D. and Herman S. Gender relations, gender equality and public sports grounds. J. Sport Soc. Problems. 2020. № 45. 545-567. // DOI: 10.1177/0193723520962955

[6] Jeans R., Spaage R., Penny D., O'Connor J. Man-

aging informal participation in sports: tensions and opportunities. International J. Sports Policy, polit. 2018. № 11. Р. 79-95. // DOI: 10.1080/19406940.2018.1479285

[7] Kombrig, M.E., Svensson, P.G., and Kang, S. The

use of social network analysis to study inter-organizational relations and capacity building within the framework of the "Sport for Development" coalition. Sports management. 2019. Rev. 22. Р. 708-723. // DOI: 10.1016/j. smr.2018.12.002

[8] Manase K.C., Gerald D. Netball in Zimbabwe: To-

wards a Social History // The International Journal of the History of Sport. 2021. № 2. Р. 22-23. // DOI: 10.1080/09523367.2021.2003783

[9] Okada C., Morris B. Sport as a Tool to Solve

Community Issues in Poverty-stricken Areas in Zimbabwe: The Homeless World Cup // The International Journal of Sport and Society 2018. № 9 (1). P. 39-49. // DOI: 10.18848/2152-7857/ CGP/v09i01/39-49.

[10] Sarmento, H., Anguera, M.T., Pereira, A. and Araujo, D., Talent identification and development in male football: a systematic review. Sports medicine, 2018. № 48 (4). P. 907-931.

[11] Zvapano K. An assessment of the state of sport infrastructural facilities in Universities in Zimbabwe // International Journal of Sport, Exercise and Health Research 2017. № 1 (2). P. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.