Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / образование / физическая культура / тенденции развития физической культуры и спорта / physical education / education / physical culture / tendencies of development of physical culture and sport

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куатбеков Шеризат Ниеталыулы, Каргапольцева Наталья Александровна

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, реализуется в образовательной, здравоохранительной, культурной, национальной, молодежной, международной сферах. Актуальность проблемы определена также необходимостью уяснения сложившегося положения в развитии физической культуры и спорта в Республике Казахстан на различных уровнях. Физкультура и спорт способствуют формированию внутреннего и внешнего образа государства, патриотических чувств народа. В связи с этим рассмотрение основных направлений развития физической культуры и спорта в Республика Казахстан в историко-педагогическом аспекте представляется исключительно актуальным. В этой статье анализируется современное состояние, тенденции и перспективы научно-исследовательской деятельности в физкультурном образовании страны, обосновывается необходимость всестороннего применения достижений смежных наук для создания научно-технической базы инновационных технологий в сфере физической культуры и спорта. Рассмотрены современные векторы и мировые стандарты формирования национальной системы кадрового обеспечения физической культуры в соответствии с тенденциями физкультурного образования, а также создание инновационных учебных заведений по подготовке специалистов физической культуры, формирование сети детских спортивных школ, сельских спортивных комплексов, социально-культурных центров физического развития. Актуализированы аксиологические векторы развития физической культуры и спорта Республики Казахстан в соответствии с перспективными направлениями в физическом образовании; гуманизация национального образования на основе ценностных ориентаций в здоровом образе жизни каждого человека. В этой связи подчеркивается необходимость проектирования системы подготовки будущих специалистов с учетом анализа национального опыта для создания научно-технической базы реализации инновационных технологий в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куатбеков Шеризат Ниеталыулы, Каргапольцева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The development of physical culture and sports is one of the priority areas of the state social policy, implemented in the educational, health, cultural, national, youth, and international spheres. The urgency of the problem is also determined by the need to understand the current situation in the development of physical culture and sports in the Republic of Kazakhstan at various levels. Physical culture and sports contribute to the formation of the internal and external image of the state, the patriotic feelings of the people. In this regard, consideration of the main directions of development of physical culture and sports in the Republic of Kazakhstan in the historical and pedagogical aspect seems to be extremely relevant. This article analyzes the current state, trends and prospects of research activities in the country’s physical education, substantiates the need for a comprehensive application of the achievements of related sciences to create a scientific and technical base for innovative technologies in the field of physical culture and sports. Modern vectors and world standards for the formation of a national system of physical culture staffing in accordance with the trends in physical education, as well as the creation of innovative educational institutions for the training of physical education specialists, the formation of a network of children’s sports schools, rural sports complexes, social and cultural centers of physical development are considered. The axiological vectors of the development of physical culture and sports of the Republic of Kazakhstan have been updated in accordance with promising areas in physical education; humanization of national education on the basis of value orientations in a healthy lifestyle of every person. In this regard, the necessity of designing a system for training future specialists, considering the analysis of national experience to create a scientific and technical base for the implementation of innovative technologies in the field of physical culture and sports, is emphasized.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

DOI: 10.25198/1814-6457-238-18 УДК 37.013.46

Куатбеков Ш.Н.1, Каргапольцева Н.А.2

1Кызылординский университет имени КоркытАта, г Кызылорда, Республика Казахстан

E-mail:sheri_nur@mail.ru 2Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: karna1@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, реализуется в образовательной, здравоохранительной, культурной, национальной, молодежной, международной сферах. Актуальность проблемы определена также необходимостью уяснения сложившегося положения в развитии физической культуры и спорта в Республике Казахстан на различных уровнях. Физкультура и спорт способствуют формированию внутреннего и внешнего образа государства, патриотических чувств народа. В связи с этим рассмотрение основных направлений развития физической культуры и спорта в Республика Казахстан в историко-педагогическом аспекте представляется исключительно актуальным.

В этой статье анализируется современное состояние, тенденции и перспективы научно-исследовательской деятельности в физкультурном образовании страны, обосновывается необходимость всестороннего применения достижений смежных наук для создания научно-технической базы инновационных технологий в сфере физической культуры и спорта.

Рассмотрены современные векторы и мировые стандарты формирования национальной системы кадрового обеспечения физической культуры в соответствии с тенденциями физкультурного образования, а также создание инновационных учебных заведений по подготовке специалистов физической культуры, формирование сети детских спортивных школ, сельских спортивных комплексов, социально-культурных центров физического развития.

Актуализированы аксиологические векторы развития физической культуры и спорта Республики Казахстан в соответствии с перспективными направлениями в физическом образовании; гуманизация национального образования на основе ценностных ориентаций в здоровом образе жизни каждого человека.

В этой связи подчеркивается необходимость проектирования системы подготовки будущих специалистов с учетом анализа национального опыта для создания научно-технической базы реализации инновационных технологий в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическое воспитание, образование, физическая культура, тенденции развития физической культуры и спорта.

Kuatbekov SH.N.1, Kargapoltseva N.A.2

1Korkyt-Ata Kyzylorda University, Kyzylorda, The Republic of Kazakhstan E-mail: sheri_nur@mail.ru 2Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: karna1@yandex.ru

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The development of physical culture and sports is one of the priority areas of the state social policy, implemented in the educational, health, cultural, national, youth, and international spheres. The urgency of the problem is also determined by the need to understand the current situation in the development of physical culture and sports in the Republic of Kazakhstan at various levels. Physical culture and sports contribute to the formation of the internal and external image of the state, the patriotic feelings of the people. In this regard, consideration of the main directions of development of physical culture and sports in the Republic of Kazakhstan in the historical and pedagogical aspect seems to be extremely relevant.

This article analyzes the current state, trends and prospects of research activities in the country's physical education, substantiates the need for a comprehensive application of the achievements of related sciences to create a scientific and technical base for innovative technologies in the field of physical culture and sports.

Modern vectors and world standards for the formation of a national system of physical culture staffing in accordance with the trends in physical education, as well as the creation of innovative educational institutions for the training of physical education specialists, the formation of a network of children's sports schools, rural sports complexes, social and cultural centers of physical development are considered.

The axiological vectors of the development of physical culture and sports of the Republic of Kazakhstan have been updated in accordance with promising areas in physical education; humanization of national education on the basis of value orientations in a healthy lifestyle of every person.

In this regard, the necessity of designing a system for training future specialists, considering the analysis of national experience to create a scientific and technical base for the implementation of innovative technologies in the field of physical culture and sports, is emphasized.

Key words: physical education, education, physical culture, tendencies of development of physical culture and sport.

Объективный анализ тенденций развития современного образования не представляется возможным без учета его системных свойств. Можно с уверенностью констатировать, что становление системы физического образования, как и общей системы образования в целом, претерпело в своем развитии немало трудностей и постепенно обретает новые, интегра-тивные качества. Она становится динамичной, вариативной, адаптивной, целостной. На сегодняшний день это стабильно развивающаяся система, нацеленная на развитие человека.

Переход отечественной образовательной системы на новый уровень осложнен рядом затруднений, негативно влияющих на темп и результаты развития системы образования Казахстана, среди них: устаревшая система оценки учебных достижений, которая не способна мотивировать учащихся; недостаточное развитие личностных, гражданских и нравственных качеств, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.

Министерством образования и науки предпринимаются шаги, направленные на реализацию Стратегии «Казахстан - 2050», одним из основных приоритетов долгосрочной стратегии развития республики является развитие человеческих ресурсов Казахстана. Это проявляется также в совершенствовании национальной системы как общего, так и физического образования. В динамическом движении четко прослеживаются тенденции ее развития на основе перехода к непрерывному образованию; использования новых информационных технологий обучения; диверсификации высшего образования, его связи со всеми ступенями образовательной системы и перехода к образованию в течение всей жизни; использования методов открытого образования; преобразования образовательного пространства в поликультурное и социально ориентированное на развитие человека;

- социального партнерства (изучение и анализ потребностей в программах обучения, подготовке и переподготовке кадров, использование трудового опыта студентов, связанного с их учебной деятельностью; создание новых гибких форм образования, соответствующих состоянию и перспективам развития рынка труда);

- адекватной замены понятия «профессиональная квалификация» понятием «компетентность», более близко отвечающей системно организованным требованиям к профессиональным, интеллектуальным, коммуникативным, рефлексивным, моральным качествам, позволяющим успешно организовать физкуль-турно-спортивную деятельность;

- интегративности системы физического образования, заключающейся во внедрении современных норм и стандартов в обучении, науке и технике, распространении и внедрении культурных и научно-технических достижений;

- конкурентоспособности учебных заведений и их выпускников на мировом рынке труда.

Отечественные учебные заведения признали важным направлением своего развития реализацию принципов академической свободы и институциональной автономии, что способствует процессу модернизации отечественного образования в соответствии с международными стандартами; обновление системы физического образования на основе принципов гуманизации и гуманитаризации содержания, использования новейших информационных технологий, адаптация учебных программ и их методическое обеспечение соответственно условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического состава обучающихся и др.).

Выявляя тенденции становления и развития физического образования, мы проанализировали динамические процессы, происходившие в Республике Казахстан с соответствующими процессами на территориях стран СНГ и международном образовательном пространстве. [1], [2], [3, с. 51, 53]. В статье «Теория физической культуры: основополагающие тенденции становления и развития» доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев аргументировано обосновывает тезис о том, что «в конце ХХ - начале XXI в. в нашей стране увеличивается потребность в модернизации общего образования, связанного с возрастанием в нём культурообразующей, гуманистической и методологической функций» [4], [5]. Этот тезис в полной мере относится и к сфере профессионального физического образования, призванного готовить научно-педагогические кадры для будущего. В связи

с этим исключительно важное методологическое и практическое значение приобретает содержание современной системы физического образования. Вместе с тем, за годы образовавшегося суверенного государства в контексте становления и развития системы физического образования накоплены данные о реализации в Казахстане последовательных мер, направленных на позитивное становление и развитие системы физического образования в стране.

Считаем важным выявление тенденций в становлении и развитии системы физического образования, чтобы внести большую ясность в решении этого вопроса. Мы разделяем мнение, приведенное в статье А.С. Запесоцкого и М.А. Сафроновой о том, что под тенденцией можно понимать направление: «в котором совершается развитие какого-либо явления» [6],или развития науки, «характеризующее её движение, реализацию накопленных в ней воз-можностей»[7].

Состояние проблемы представлено в кон -тексте становления теории и практики общего образования. Автор сделал попытку проследить ключевые тенденции становления и развития системы физического образования на основе ее реформирования в исследовательский период. Отметим, что на протяжении многих лет рассматриваемого периода нашего исследования, в Казахстане активно происходили процессы политических, экономических и социальных перемен, которые позитивно отразились на уровне жизни населения страны и, конечно же, в системе образования.

На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, внешний долг, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность, коррупция. Чтобы преодолеть их и занять достойное место в человеческом сообществе, необходимо было решать задачи реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки. Забегая

вперед, скажем, что в суверенной Республике Казахстан развитию физической культуры и спорта придавалось исключительно важное значение, что подтверждается целым рядом государственных нормативно-правовых актов. В первую очередь к ним можно отнести Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» [8], постановление правительства Республики «Президентские тесты физической подготовленности» [9] и ряд других нормативных документов, направленных на улучшение физического состояния здоровья населения.

С целью выявления основных тенденций и закономерностей социальной динамики мы обратились к мировым и массовым источникам. Надо сказать, что успешное следование этой парадигме прежде всего связано с реализацией четвертого долгосрочного приоритетного направления стратегии «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана», ориентированного на обеспечение здорового образа жизни людей современного Казахстана и в первую очередь - детского населения. В этом плане признание приоритета здоровья над другими жизненными ценностями обосновывает необходимость переориентации государственных интересов в аспекте усиления социальной направленности политики, изложенной в «Концепции человеческого развития» в которой характеризуются современные тенденции и оценка индекса человеческого развития. Особенно важно, что в данной концепции человек представлен конечной целью, а не средством преобразовательных реформ.

В Отчете о развитии человечества (англ. Human Development Report), целью которого было постановка человека в центр процесса сотрудничества, впервые представленном ООН в 1990 году [10], разработаны четыре новых индекса - Индекс развития человеческого потенциала (англ. Human Development Index), Ген -дерный индекс развития (англ. Gender-related Development Index), Мера гендерного расширения (англ. Gender Empowerment Measure; определяющие неравенство между возможностями мужчин и женщин в отдельной стране) и Индекс бедности человечества (англ. Human Poverty Index), а в отчёте ООН 2010 года был включен новый индекс: Индекс гендерного неравенства (англ. Gender Inequality Index) [11].

По данным всемирных докладов о человеческом развитии ПРООН в Казахстане и других странах СНГ, можно выделить два этапа человеческого развития. Первый этап (19901995 гг.) характеризуется резким ухудшением всех основных показателей человеческого развития, что привело к перемещению Казахстана с 54-го на 93-е место в мире по индексам человеческого развития. На втором этапе (19952005 гг.) эти показатели частично восстанавливаются, что позволило Казахстану позитивно переместиться на 14 мест. В отчетах ООН образование рассматривается как один из ведущих факторов улучшения качества жизни. Казахстан, как и все страны Центральной Азии, имеет более высокий уровень образования, чем можно было бы ожидать при существующем уровне экономического развития. Однако на повышение уровня образования негативно сказались снижение финансирования и стандартов образования и эмиграция специалистов в Европу, США, Россию. Так в государственном бюджете Казахстана доля расходов на образование в период с 1995-го по 2001 год сократилась с 4,5 до 3,2% и, хотя к 2004 году она возросла до 3,3%, однако была все же ниже уровня 6-7%, рекомендуемых Дакарской конференцией по образованию для всех стран.

Становление новой государственности, стратегия интеграции в европейское и мировое сообщество, пересмотр старых методов управления и формирование системы «оздоровления нации» через приобщение людей к здоровому образу жизни, основанном на физическом воспитании и обучении, на сегодняшний день актуализирует дальнейшее решение проблемы подготовки специалистов, причастных к области физического образования. Основные положения модернизации отечественного физического образования определяются Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О физической культуре и спорте», Государственной программами развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 гг., 2007-2011 гг., 2011-2015 гг., Госу -дарственной программой развития массового спорта на 1996-2000 годы, Концепциями развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан и другими основополагающими документами, в которых отмечается важность

сохранения ценных национальных традиций, а также необходимость обновления содержания и форм физической культуры и спорта в Казахстане, профессиональной деятельности педагогических кадров, обновление инфраструктуры в сфере физкультуры и спорта.

Анализ результатов реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы свидетельствует об устойчивой тенденции к росту числа занимающихся физической культурой и спортом. Если к 2001 году их число составляло 1436,3 тыс. человек, то в 2002 году оно возросло до 1546,3 тыс. человек, в 2003 году до 1752,1 тыс. человек, в 2004 году до 1885,9 тыс. человек и к концу реализации Государственной программы включало более 2 млн. человек или 13,7 процентов от населения страны. Занятия физической культурой и спортом организовывали и проводили около 30 тысяч штатных физкультурных работников, что на 6 737 человек больше, чем в 2001 году. Необходимо отметить, что за прошедшие годы проявилась динамика роста и количества лиц с ограниченными возможностями здоровья, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом.

В 2001 году количество штатных физкультурных работников составляло 23 239 человек, в 2002 году 24 684 человека, в 2003 году 26 624 человека, в 2004 году 28 337 человек, в 2005 году 29 976 человек [12, с. 49-80], [13, с. 25-42], [14, с. 152-156], [15, с. 156], [16, с. 9]. Ежегодно росло число проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в ко -торых принимали участие более 2,5 миллионов человек. Отмечается положительная тенденция в развитии инфраструктуры спорта. Количество спортивных сооружений в 2010 году по всей республике превысило 31 тысячу единиц, из них 1717 находились в частной собственности, 20 166 сооружений приходится на сельскую местность. По сравнению с 2009 годом число всех объектов увеличилось на 936 единиц, на 721 в сельской местности и на 690 число объектов, находящихся в частной собственности. Укрепилась материально-техническая база физической культуры и спорта. Количество спортивных сооружений с 2001 года увеличилось на 2366 и составило 28666 единиц. В стране было создано

488 подростковых клубов по место жительству, 73 детско-юношеских клуба физической подготовки, 499 физкультурно-оздоровительных и 87 профессиональных клубов.

Для решения вопросов медицинского и медико-биологического обеспечения были созданы Республиканская антидопинговая лаборатория спортсменов и Центр спортивной медицины и реабилитации в городе Алматы. В регионах страны работают 10 врачебно-физ-культурных диспансеров [17].

В то же время, в обозначенный период в системе образования имели место и отрицательные тенденции, как следствие социально-экономических проблем:

- переход от командно-административной системы к регулирующим функциям в условиях рынка был осложнен недостаточностью финансовых возможностей республиканского и местного бюджета;

- политика оптимизации в начальном периоде привела практически к разрушению системы образования, к массовой ликвидации детских дошкольных учреждений;

- в критической ситуации оказались средние общеобразовательные школы, особенно сельские, многие из которых, в том числе и малокомплектные, закрылись;

- начавшийся отток учителей в сферу бизнеса и предпринимательства негативно сказался на уровне и качестве среднего общего образования;

В Казахстане остаются нерешенными ряд проблем в сфере высшего физического образования:

- недостаточный приток талантливой молодежи в образовательную сферу физической культуры и спорта (низкий уровень заработной платы по сравнению с другими отраслями образования), что делает эту профессию недостаточно престижной;

- в системе высшего профессионального физкультурно-спортивного образования имеется разрыв во взаимодействии вузов с сектором науки, производством и экспериментальными базами, в результате снижается качество учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов и т. д;

- слабая материально-техническая база отрасли, состояние которой в республике не

удовлетворяет запросам как всего населения, так и спортсменов высшей квалификации;

- недостаток спортивных сооружений, инвентаря и оборудования на предприятиях, в учебных заведениях, по месту жительства населения и в местах массового отдыха, поскольку имеющаяся сеть спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений удовлетворяет только 30 процентов запросов населения страны. Большинство спортивных сооружений не соответствует современным нормативам и требованиям технической эксплуатации, международных регламентов и правил проведения соревнований и учебно-тренировочного процесса, обеспечения безопасности участников и зрителей.

- крайне неравномерное размещение спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений в территориях страны, особенно в сельской местности;

- неукомплектованность учителями физической культуры в общеобразовательных школах;

- недостаточное научное и медицинское сопровождение обеспечение системы физического образования и спорта.

Таким образом, для успешного становления системы физической культуры в Республике Казахстан, закрепления и развития позитивных тенденций необходимо соблюдение таких условий, как:

- понимание сферы физического образования как приоритетного фактора, обеспечивающего национальную безопасность страны и во многом определяющего профессионально-жизненную успешность отдельного человека и общества в целом;

- учет этнокультурных, ментальных особенностей, определяющих ценностные устои и жизненные традиции казахстанского народа, прежде всего, опора на содержание героико-бытового эпоса, утверждающего образовательно-педагогические идеалы человека крепкого здоровьем, красивого телом, сильного духом;

- утверждение современных векторов и мировых стандартов формирования системы кадрового обеспечения национального физического образования, связанное с открытием инновационных учебных заведений, готовящих специалистов физической культуры, становлением сети детских спортивных школ, сельских

спортивных комплексов, социально-культурных центров физического развития.

К перспективам становления и развития системы физического образования Республики Казахстан можно отнести:

- актуализацию аксиологических векторов развития физической культуры и спорта Республики Казахстан, связанные с гуманизацией национального образования в ценностных ориентирах здорового образа жизни каждого человека;

- совершенствование законодательно-правовой и управленческой основы функционирования системы физического образования, включая деятельность национального движения физкультуры и спорта, общественных организаций, пропагандирующих идеалы гармоничного физического развития и здоровья в соответствии с положениями Декларации прав и свобод человека и основными государственными программными документами [1].

16.03.2023

Список литературы:

1. Карандашев, В. Н. Международные тенденции высшего психологического образования: материалы III съезда Российского психологического общества / В. Н. Карандашев. - СПб., 2003.

2. Основы психологии и педагогики: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения / Авт.- сост. Н. А. Лобан, В. Г. Игнатович, Т. Л. Рыжковская, С. В. Старовойтова, И. А. Коверзнева; кафедра юридической психологии МИУ - Мн.: Изд-во МИУ, 2009. - 309 с.

3. Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО. - 1992. - №4. - С. 51, 53.

4.Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

5. Колесникова, И. А. Образование как фактор изменения человека / И. А. Колесникова // Образование: будущее России и человечества: сб. науч. тр. - СПб, 1993. - С. 13-17.

6. Новый словарь иностранных слов / Гл. ред. В. В. Адамчик. - Мн.: Современный литератор, 2006. - 1088 с.

7. Тенденции развития психологической науки: [Сб. ст.] / Б. Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1989. - 268 с.

8. Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 г №»490-13 «О физической культуре и спорте» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1015814

9. Постановление правительства РК от 24 июня 1996 г №774 «О Президентских тестах физической подготовленности населения РК1997». «О государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 1996-2001 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P960000774_

10.Программа развития ООН. Проверено 28 октября 2009. Архивировано 23 августа 2011 года.

11. Composite indices - HDI and beyond (англ.) Программа развития ООН. Проверено 21 июня 2010. Архивировано 9 апреля 2012 года.

12. Демографический ежегодник Казахстана. - Алматы: Нацстатагентство Республики Казахстан, 1997. - 269 с.

13. Демографический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. - Алматы, 1998. - 592 с.

14. Этнодемографический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. -Алматы, 2006. - 440 с.

15. Демографический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. - Астана, 2007. - 392 с.

16. Женщины и мужчины Казахстана. Статистический сборник. - Астана, 2008. - 100 с.

17. По материалам Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 и 2011-2020 г

18. Куатбеков Ш.Н. Тенденции и перспективы развития системы физического образования Республики Казахстан //Международной научно-практической конференции:«Современная педагогика: теория, методика, практика» Научно-издательский центр «Империя» 16 ноября, 2018 г., стр 40-45 «международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт).

References:

1. Karandashev,V. N. (2003) International trends of higher psychological education: materials of the III Congress of The Russian psychological society [Mezhdunarodnye tendencii vysshego psihologicheskogo obrazovaniya: materialy III s»ezda Rossijskogo psihologicheskogo obshchestva]. SPb.

2. Loban, N.A., Ignatovich, V.G., Ryzhkovskaya, T.L., Starovoitova, S.V. and Koverzneva, I.A. (2009) Fundamentals of psychology and pedagogy: educational and methodical complex for full-time and part-time students [Osnovy psihologii i pedagogiki: uchebno-metodicheskij kompleks dlya studentov ochnoj i zaochnoj form obucheniya]. Department of legal psychology of MIU. Meganewton.: Miu publishing house, 309 p.

3. Eichelbaum de Babini A.M. (1992) Similarities and differences in the development of modern models of education. Prospects:questions of education [Perspektivy: voprosy obrazovaniya]. Paris: UNESCO, No. 4, Pp. 51, 53.

4.Zapesotsky, A.S. (2002)Education: philosophy, Culturology, politics [Obrazovanie: filosofiya, kul 'turologiya, politika]. Moscow:Nauka, 456 p.

5. Kolesnikova, I.A. (1993) Education as a factor of human changes. Education: the future of Russia and of humanity: scientific collection [Obrazovanie: budushchee Rossii i chelovechestva: sb. nauch. tr.]. St. Petersburg, Pp. 13-17.

6. Adamchik, V.V. (ed.) (2006) The new dictionary offoreign words[Novyjslovar 'inostrannyh slov]. Meganewton.: Modern man of letters, 1088 p.

7. Lomov, B.F. and Antsyferova, L.I. (1989) Trends in the development of psychological science [Tendencii razvitiya psihologicheskoj nauki]. Moscow:Nauka, 268 p.

8. Law of the Republic of Kazakhstan dated December 2, 1999 No. 490-13 «On physical culture and sport». Available at: http://online.zakon. kz/Document/?doc_id=1015814

9. Resolution of the government of the Republic of Kazakhstan dated June 24, 1996 No. 774 «On Presidential tests of physical fitness of the population of the Republic of Kazakhstan». «About the state program of development of physical culture and sports in the Republic of Kazakhstan for 1996-2001». Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P960000774.

10. United Nations development programme. Retrieved 28 October 2009. Archived on August 23, 2011.

11. Composite indices - HDI and beyond (eng.) The United Nations development programme. Retrieved June 21, 2010. Archived on April 9, 2012.

12. (1997) Demographic Yearbook of Kazakhstan [Demograficheskij ezhegodnik Kazahstana]. Almaty: National Statistical Agency Of The Republic Of Kazakhstan, 269 p.

13. (1998) Demographic Yearbook of Kazakhstan. Statistical compendium [Demograficheskij ezhegodnikKazahstana. Statisticheskij sbornik]. Almaty, 592 p.

14. (2006) Ethnodemographic Yearbook of Kazakhstan. Statistical compendium [Etnodemograficheskij ezhegodnik Kazahstana. Statisticheskij sbornik]. Almaty, 440 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. (2007) Demographic Yearbook of Kazakhstan. Statistical compendium [Demograficheskij ezhegodnik Kazahstana. Statisticheskij sbornik]. Astana, 392 p.

16. (2008) Women and men of Kazakhstan. Statistical compendium [ZHenshchiny i muzhchiny Kazahstana. Statisticheskij sbornik]. Astana, 100 p.

17. Based on the materials of the State program of education development of the Republic of Kazakhstan for 2005-2010 and 2011-2020.

18. Kuatbekov, Sh.N. (2018) Trends and prospects for the development of the natural education system of the Republic of Kazakhstan.

International scientific and practical conference: «Modernpedagogy: theory, methodology, practice» [Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii:«Sovremennaya pedagogika: teoriya, metodika, praktika»] Research and publishing center «Empire», pp. 40-45 «International Higher School of Business «MIRBIS» (Institute).

Сведения об авторах:

Куатбеков Шеризат Ниеталыулы, старший преподаватель кафедры физической культуры и начальной военной подготовки Кызылординского университета имени КоркытАта

E-mail:sheri_nur@mail.ru 120014, Республика Казахстан, г. Кызылорда, ул. АйтекеБи, 29 А. тел-8-7242-27-16-32.

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук Е-mail: karna1@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-7290-0847 460018, Оренбург, Россия, пр-т Победы, 13, ауд. 3319, тел. (3532) 372478

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.