Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
377
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / УПРАВЛЕНИЕ В СПОРТЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маркова Анастасия Сергеевна

Введение. Развитие и совершенствование системы государственного управления сферой физической культурой и спортом представляется одним из актуальных и важных вопросов стратегического развития Российской Федерации как социального государства. Для высказывания новых предположений в совершенствовании процессов управления и разработки более эффективных моделей управления отраслью физической культуры и спорта в Российской Федерации представляется необходимым проанализировать существующие механизмы и инструменты управления за рубежом, включая опыт иностранных коллег и результаты зарубежных исследователей. Цель исследования - рассмотреть и проанализировать подходы и методы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в ряде зарубежных стран, а также определить перспективность применения выделенных аспектов в отечественном государственном управлении отраслью физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. В ходе исследования применяются общенаучные методы, такие как анализ, синтез и сравнение материалов отечественных и зарубежных исследований по теме государственной политики в сфере физической культуры и спорта за рубежом. Выводы. Отмечается общая актуальность поиска новых подходов к управлению на региональном и муниципальном уровне, а также высокое внимание к социологическим исследованиям, которые выступают более адресными факторами оценки реализации государственной политики. Исследователи указывают на необходимость оценки периодических показателей развития сферы не только в количественных, но и качественных изменениях. Обращается внимание на высокую необходимость акцентированной работы государственных органов по вовлечению в занятия физической активностью населения среднего и старшего возраста, а также на необходимость эффективного государственного межведомственного и межуровневого взаимодействия для эффективного управления сферой физической культуры и спорта. Отмечается высокая роль общественных организаций как в отношении развития спорта высших достижений, так и организации массового спорта, в привлечении к физической активности различных возрастных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF STATE MANAGEMENT IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN SEVERAL FOREIGN COUNTRIES

Introduction. The development and improvement of the system of state management in the sphere of physical culture and sports seems to be one of the topical and important issues of the strategic development of the Russian Federation as a social state. In order to make the new assumptions to deal with improving management processes and developing more effective management models for the physical culture and sports industry, it seems necessary to analyze the existing mechanisms and management tools abroad, including the experience of the foreign colleagues and the results of foreign researchers. The purpose of the study is to consider and to analyze the approaches and methods for the implementation of state policy in the field of physical culture and sports in several foreign countries, as well as determine the prospects for the application of the selected aspects in the domestic state management of the sphere. The methodology and organization of the study. During the study, general scientific methods were used, such as analysis, synthesis, and comparison of materials from domestic and foreign studies in the topic of state policy in the field of physical culture and sports abroad. Conclusions. The general relevance of the search for new approaches to management at the regional and municipal levels, as well as high attention to sociological research, which are more targeted factors in assessing the implementation of state policy, are noted. Researchers point to the need to assess the periodic indicators of the development of the sphere not only in quantitative, but also in the qualitative changes. Attention is drawn to the high need for the accentuated work of state bodies to involve the population of middle and older age in physical activity, as well as the need for effective state interdepartmental and inter level interaction for effective management of the sphere of physical culture and sports. The high role of public organizations is noted both in relation to the development of elite sports, and the organization of mass sports, in attracting various age groups of the population to physical activity.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 796.062

АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Анастасия Сергеевна Маркова, аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Аннотация

Введение. Развитие и совершенствование системы государственного управления сферой физической культурой и спортом представляется одним из актуальных и важных вопросов стратегического развития Российской Федерации как социального государства. Для высказывания новых предположений в совершенствовании процессов управления и разработки более эффективных моделей управления отраслью физической культуры и спорта в Российской Федерации представляется необходимым проанализировать существующие механизмы и инструменты управления за рубежом, включая опыт иностранных коллег и результаты зарубежных исследователей. Цель исследования - рассмотреть и проанализировать подходы и методы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в ряде зарубежных стран, а также определить перспективность применения выделенных аспектов в отечественном государственном управлении отраслью физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. В ходе исследования применяются общенаучные методы, такие как анализ, синтез и сравнение материалов отечественных и зарубежных исследований по теме государственной политики в сфере физической культуры и спорта за рубежом. Выводы. Отмечается общая актуальность поиска новых подходов к управлению на региональном и муниципальном уровне, а также высокое внимание к социологическим исследованиям, которые выступают более адресными факторами оценки реализации государственной политики. Исследователи указывают на необходимость оценки периодических показателей развития сферы не только в количественных, но и качественных изменениях. Обращается внимание на высокую необходимость акцентированной работы государственных органов по вовлечению в занятия физической активностью населения среднего и старшего возраста, а также на необходимость эффективного государственного межведомственного и межуровневого взаимодействия для эффективного управления сферой физической культуры и спорта. Отмечается высокая роль общественных организаций как в отношении развития спорта высших достижений, так и организации массового спорта, в привлечении к физической активности различных возрастных групп населения.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, управление в спорте, государственная политика, зарубежный опыт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p256-262

ASPECTS OF STATE MANAGEMENT IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN SEVERAL FOREIGN COUNTRIES

Anastasiya Sergeevna Markova, the post-graduate, Ural Federal University, Yekaterinburg

Abstract

Introduction. The development and improvement of the system of state management in the sphere of physical culture and sports seems to be one of the topical and important issues of the strategic development of the Russian Federation as a social state. In order to make the new assumptions to deal with improving management processes and developing more effective management models for the physical culture and sports industry, it seems necessary to analyze the existing mechanisms and management tools abroad, including the experience of the foreign colleagues and the results of foreign researchers. The purpose of the study is to consider and to analyze the approaches and methods for the implementation of state policy in the field of physical culture and sports in several foreign countries, as well as determine the prospects for the application of the selected aspects in the domestic state management of the sphere. The methodology and organization of the study. During the study, general scientific methods were used, such as analysis, synthesis, and comparison of materials from domestic and foreign studies in the topic of state policy in the field of physical culture and sports abroad. Conclusions. The general relevance of the search for new approaches to management at the regional and municipal levels, as well as high attention to socio-

logical research, which are more targeted factors in assessing the implementation of state policy, are noted. Researchers point to the need to assess the periodic indicators of the development of the sphere not only in quantitative, but also in the qualitative changes. Attention is drawn to the high need for the accentuated work of state bodies to involve the population of middle and older age in physical activity, as well as the need for effective state interdepartmental and inter level interaction for effective management of the sphere of physical culture and sports. The high role of public organizations is noted both in relation to the development of elite sports, and the organization of mass sports, in attracting various age groups of the population to physical activity.

Keywords: physical culture, sports, management in sports, governmental policy, foreign experience.

ВВЕДЕНИЕ

Общемировые тенденции развития человечества связаны с улучшением качества жизни населения, с активным долголетием и здоровым образом жизни людей, вследствие чего вопросы развития сферы физической культуры и спорта представляются крайне актуальными для государственной политики многих стран, ведь основным средством развития организма и укрепления здоровья человека выступает именно физическая активность.

Для высказывания новых предположений в совершенствовании процессов управления и разработки более эффективных моделей управления отраслью физической культуры и спорта в Российской Федерации, представляется необходимым проанализировать существующие механизмы и инструменты, имеющие отношение к управлению в сфере физической культуры, включая опыт иностранных коллег и результаты зарубежных исследователей. В данной связи выступает актуальным изучение научных исследований, связанных с различными аспектами управления сферой физической культуры и спорта в разных странах мира.

Цель исследования - рассмотреть и проанализировать подходы и методы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в ряде зарубежных стран, а также определить перспективность применения выделенных аспектов в отечественном государственном управлении отраслью физической культуры и спорта.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования применяются общенаучные методы, такие как анализ, синтез и сравнение материалов отечественных и зарубежных исследований по теме государственной политики в сфере физической культуры и спорта за рубежом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследователи зарубежной политики отмечают, что каждой стране характерны свои формы вовлечения государства в физкультурно-спортивную деятельность, однако основными и наиболее часто встречающимися выступают разработка законодательства в сфере физической культуры и спорта и инвестиционное участие государства, региональных и местных органов в развитии спорта [1].

Значимость нормативно-правового регулирования в конкретной отрасли, в нашем случае в сфере физической культуры и спорта, осознается властями, так как является законодательной опорой и выступает определенным обязательством государства по отношению к регулированию отрасли. Практически среди всех национальных законов в спорте можно выделить общие черты, несмотря на их различную специфику и разноплановость. Среди схожих моментов, имеющих отношение к управлению государственной политикой, отмечают: декларацию значимости физической культуры и спорта для государства и общества; определение источников финансирования и ресурсного обеспечения отрасли; определение государственных органов управления сферой физической культурой и спорта, полномочия местных органов власти по отношению к сфере [4].

Также помимо национальных законов необходимо отметить наличие разнообразных национальных программ и концепций развития в зарубежных странах; во многих из них отдельно приняты концепции по развитию спорта высших достижений и подготовки спортивных сборных команд (США, Великобритания, Канада, Франция) [2].

Существенным аспектом выступает тенденция проведения ежегодных социологических исследований с целью выявления текущего уровня двигательной активности среди различных групп населения [2]. Полученные данные используются, в том числе, для дальнейшей разработки и корректировки национальных программ развития сферы физической культуры и спорта. На наш взгляд, социологические исследования необходимы и имеют большое значение для формирования и реализации государственной политики, особенно в социальной сфере, к которой и принадлежит отрасль физической культуры и спорта. Анализ, совместно с официальными государственными статистическими данными, масштабных социологических исследований должен приближать государственную политику к реальным потребностям и заботам населения в отношении развития сферы физической культуры и спорта.

Интересным фактом для дальнейших исследований представляется то, что в ряде зарубежных стран основной акцент государственной политики строится не на количественных изменениях, связанных с занятиями физической культурой и спортом, а на качественных. К примеру, в Великобритании в основе государственной стратегии «Спортивное будущее», которая была принята в 2015 г. на период до 2025 г., обозначен переход от учета количественных показателей (количества спортсменов, завоеванных медалей, лиц, занимающихся спортом) в пользу качественных изменений в жизни людей от участия в физической активности [8]. Противопоставляется количественным результатам одно из наиболее важных нововведений государственной политики - практики учета результатов, в основе которой лежат пять измерений, такие как физическое здоровье, психическое благополучие, личностное развитие, социализация и развитие сообществ и экономическое развитие [2]. Представляется актуальным введение качественных факторов оценки государственной политики в сфере физической культуры и спорта наравне с количественными.

Далее предлагаются к рассмотрению некоторые аспекты государственного управления на примере различных стран.

Важной тенденцией функционирования спортивной отрасли в Великобритании выступает четкое следование руководства всех спортивных федераций Кодексу управления в спорте, принятому Советом по спорту Великобритании в 2016 г., предусматривающему модернизацию подходов к управлению в федерациях [3]. В связи с этим отмечается активное участие национальных федераций по видам спорта в вовлечении в занятия спортом и физической активностью различных групп населения. На сайтах спортивных федераций присутствуют разделы, информирующие о ближайших возможных местах для тренировок, а также многие спортивные федерации проводят собственные кампании по вовлечению в занятия физической культурой и спортом [2, 3]. Данная практика представляет интерес при реализации государственной политики в Российской Федерации, так как сложившаяся действительность демонстрирует большую направленность спортивных федераций национального, регионального и местного уровня на проведение соревнований и мероприятий для действующих спортсменов, чем привлечение широких слоев населения к занятиям физической активностью конкретным видом спорта.

Представляют интерес результаты зарубежных исследований в отношении государственной и муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта в различных территориях. Авторы Antoine Noel Rachine, Jean-Marie Garbarino и др. в 2021 году провели анализ местной политики в отношении оздоровительной физической активности на Французской Ривьере (юго-восточное Средиземноморское побережье Франции) [6]. В данном исследовании говорится о том, что во Франции 31% взрослых и 81% молодых

людей не соответствуют рекомендациям Всемирной организации здравоохранения в отношении минимальной физической активности для здоровой жизнедеятельности - 150 минут в неделю для взрослых и 60 минут в день для молодежи. Вопрос повышения физической активности населения представляется достаточно актуальным для правительства страны, однако, исследователи говорят о том, что для решения проблемы участия только национального правительства недостаточно. Эффективное продвижение оздоровительной физической активности также требует участия местных органов власти, включая широкий круг представителей бизнеса и заинтересованных сторон. Среди результатов исследования авторы отмечают то, что при анализе нормативно-правовых документов на уровне муниципалитетов, наиболее разноплановые и обширные документы по оздоровительной физической активности были основаны на национальной нормативно-правовой базе и/или на базе данных исследований. Важным фактором для достижения эффективной политики оздоровительной физической активности населения выступает межотраслевой подход, причем не только спортивной отрасли с медицинской, но и, например, с отраслью формирования городской среды и другими. При этом авторы говорят о важности системы мониторинга и наблюдения для дальнейшего развития оздоровительной физической активности. Однако, ни в одном муниципалитете, участвовавшем в данном исследовании, не существовало системы наблюдения за физической активностью и малоподвижным поведением. При том, что с появлением различных акселерометров для смартфонов и приложений для измерения физической активности у властей появилась отличная возможность создать систему мониторинга, требующую небольших затрат ресурсов [6].

Примечательным является тот факт, что наибольшую эффективность в отношении нормативно-правовой базы показали территории, ориентирующиеся в законодательном аспекте на федеральные документы. Авторы акцентируют внимание на важности межотраслевого подхода, однако, нам представляется необходимым также упомянуть о межу-ровневом подходе реализации государственной политики в сфере физической культуры, которые в совокупности формируют усиление эффективности деятельности государственных и муниципальных структур.

Авторы Remco Hoekman, Koen Breedveld и Gerbert Kraaykamp в 2017 году провели исследование, посвященное влиянию расходов местных органов власти на спорт и уровень различия вовлечения в «спорт для всех» между более высокими и более низкими социально-экономическими слоями в Нидерландах. В исследовании говорится о том, что «спорт для всех» является центральной темой спортивной политики как в Нидерландах, так и во многих европейских странах. Местная политика в области физической культуры и спорта в Нидерландах, как и в других странах Северной Европы, в первую очередь направлена на развитие и совершенствование местной спортивной инфраструктуры, поддержку добровольных спортивных клубов, которые являются основными получателями государственных средств, расходуемых на спорт, поскольку они выступают основными пользователями государственных спортивных сооружений и чаще всего получают муниципальные спортивные субсидии, а также на инициирование различных программ с уде-лением особого внимания детям, гражданам с более низким социально-экономическим статусом и другим социальным группам.

Авторы указывают на то, что несмотря на расходы местных органов власти на спорт в прошлом, в исследованиях по-прежнему отмечается, что «спорт для всех» еще не достигнут в Европе, а некоторые ученые даже утверждают, что «спорт для всех» не может быть достигнут вообще, поскольку спорт является социальным явлением и частью относительно стабильного габитуса человека.

Авторы приходят к выводам, что государственная политика оказывает наибольший эффект на молодежь, в то время как для взрослых отмечается низкий уровень влияния реализации спортивной политики на занятия спортом. При этом положительный эффект реализации государственного управления на возрастную группу детей и молодежи связы-

вается авторами исследования в большей степени с муниципальными расходами на спорт. Также отмечается сокращение различия уровней вовлечения участия в организованную физическую активность детей и молодежи из семей с более низкими и более высокими доходами, а именно чем выше муниципальные расходы на спорт, тем больше детей и молодежи из менее обеспеченных семей имеют возможность быть вовлеченными в организованную спортивную активность [5]. Данные подходы представляют интерес в связи с их обоснованием необходимости поиска новых методов и более результативных механизмов государственной политики, направленных на вовлечение средней и старшей возрастной группы населения в занятия физической активностью.

Исследование в области физической культуры и спорта в Канаде было проведено группой исследователей в 2015 году и было связано с обоснованием национального плана развития физической активности «Активная Канада 20/20». Авторы обращают внимание, что предыдущий государственный подход Канады к увеличению уровня физической активности населения был фрагментарный, ему не хватало координации, финансирования и стратегического подхода. Важным аспектом для реализации намеченного плана развития выступает привлечение всех заинтересованных структур, то есть широкого межведомственного взаимодействия, а также развитие пропаганды на муниципальном, провинциальном и национальном уровнях с целью внедрения принципов плана 20/20 в практику и планирование, что будет способствовать повышению уровня физической активности каждого человека в Канаде [7].

Примечательно, что авторы так же указывают на важность межведомственного взаимодействия для достижения высоких результатов развития сферы физической культуры и спорта. Также немаловажным выступает акцент на развитие популяризации на разных уровнях (национальный, региональный, местный) физической активности среди широких слоев населения.

Исследование, проведенное в 2015 году, было направлено на то, чтобы оценить влияние государственной политики в сфере спорта на региональном и муниципальном уровне путем изучения факторов, влияющих на процесс развития спорта в Португалии. Авторы используют прикладную методологию, изучающую развитие спорта в период 2000-2009 гг., применяя пространственную эконометрику для объяснения переменных в базе данных. Выбранная структура исследования учитывала такие переменные как демографические параметры, организационные уровни, финансовые ресурсы, политическую активность в корреляции с количеством занимающихся физической активностью людей. Авторы отмечают, что высокую причинно-следственную связь с показателем количества людей, занимающихся физической культурой и спортом, демонстрирует снижение показателей уровня преступности и уровня смертности. В выводах исследования авторы также отмечают высокое влияние инвестиций в культуру и спорт на развитие сферы спорта. Далее авторы констатируют, что политика развития сферы спорта должна включать в себя: 1) продвижение активной демографии; 2) уделение приоритетного внимания бедным районам; 3) инвестиции в социальную сферу; 4) увеличение расходов на культуру и спорт [9].

ВЫВОДЫ

Подводя итоги анализа зарубежных исследований в отношении реализации государственного управления в сфере физической культуры и спорта разных стран, нужно отметить общую актуальность поиска новых подходов к управлению на региональном и муниципальном уровне, а также высокое внимание к социологическим исследованиям, которые выступают более адресными факторами оценки реализации государственной политики. При этом отмечается, что периодические показатели развития сферы необходимо оценивать не только в количественных, но и качественных изменениях. Исследователи обращают внимание на высокую необходимость акцентированной работы государствен-

ных органов по вовлечению в занятия физической активностью населения среднего и старшего возраста, а также на необходимость эффективного государственного межведомственного и межуровневого (федеральный, региональный, муниципальный уровни) взаимодействия для эффективного управления сферой физической культуры и спорта. Отмечается высокая роль общественных организаций как в отношении развития спорта высших достижений, так и организации массового спорта, в привлечении к физической активности различных возрастных групп населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гридина Н.А. Государственное управление сферой физической культуры и спорта в зарубежных странах / Н.А. Гридина // Менеджер. Вестник Донецкого государственного университета управления. - 2016. - № 1. - С. 30-35.

2. Долматова Т. В. Основные тенденции регулирования в сфере физической активности и спорта за рубежом: анализ ведущих зарубежных практик / Т.В. Долматова, А.В. Зубкова // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - № 1. - С. 108-116.

3. Долматова Т.В. Государственное управление в сфере спорта за рубежом: опыт Великобритании / Т.В. Долматова // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 1. - С.4-7.

4. Соловьев А.А. Российский и зарубежных опыт систематизации законодательства о спорте / А.А. Соловьев. - Москва : Буки Веди, 2011. - 383 с.

5. Hoekman R. Providing for the rich? The effect of public investments in sport on sport (club) participation of vulnerable youth and adults / R. Hoekman, K. Breedveld, G. Kraaykamp // European Journal for Sport and Society. - 2017. - № 14 (4). - P. 327-347.

6. Analysis of the Local Health-Enhancing Physical Activity Policies on the French Riviera / A. Racine, J. Garbarino, B. Massiera, A. Vuillemin // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2020. - № 18 (1). - P. 156-165.

7. Active Canada 20/20: A physical activity plan for Canada / J. Spence, G. Faulkner, C. Brad-street, M. Duggan, M. Tremblay // Canadian Journal of Public Health. - 2015. - № 106 (8). - P. 470-473.

8. Sporting Future: A New Strategy for an Active Nation // gov.uk : [сайт]. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/486622/ Sporting_Future_ACCESSIBLE.pdf (дата обращения: 10.07.2022).

9. Teixeira M. Sport Policy and Sports Development: Study of Demographic, Organizational, Financial and Political Dimensions to the Local Level in Portugal / M. Teixeira, T. Ribeiro // The Open Sports Sciences Journal. - 2016. - № 9 (1). - P. 26-34.

REFERENCES

1. Gridina, N.A. (2016), "State management of the sphere of physical culture and sports in foreign countries", Manager. Bulletin ofthe Donetsk State University of Management, No. 1, pp. 30-35.

2. Dolmatova, T.V. (2021), "The main trends in regulation in the field of physical activity and sports abroad: an analysis of leading foreign practices", Man. Sport. The medicine, No. 1, pp. 108-116.

3. Dolmatova, T.V. (2020), "Public administration in the field of sports abroad: the experience of Great Britain", Bulletin of sports science, No. 1, pp. 4-7.

4. Soloviev, A.A. (2011), Russian and foreign experience of systematization of sports legislation, Moscow.

5. Hoekman, R., Breedveld, K. and Kraaykamp, G. (2017), "Providing for the rich? The effect of public investments in sport on sport (club) participation of vulnerable youth and adults", European Journal for Sport and Society, No. 14 (4), pp. 327-347.

6. Racine, A., Garbarino, J., Massiera, B. and Vuillemin, A. (2020), "Analysis of the Local Health-Enhancing Physical Activity Policies on the French Riviera ", International Journal of Environmental Research and Public Health, No. 18 (1), pp. 156-165.

7. Spence, J., Faulkner, G., Bradstreet, C., Duggan, M. and Tremblay, M. (2015), "Active Canada 20/20: A physical activity plan for Canada", Canadian Journal of Public Health, No. 106(8), pp. 470473.

8. Sporting Future: A New Strategy for an Active Nation Assets (2022),publishing.service.gov.uk, available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/486622/ Sporting_Future_ACCESSIBLE.pdf (Accessed 10 July 2022).

9. Teixeira, M. and Ribeiro, T. (2016), "Sport Policy and Sports Development: Study of Demographic, Organizational, Financial and Political Dimensions to the Local Level in Portugal", The Open Sports Sciences Journal, No. 9 (1), pp. 26-34.

Контактная информация: marqoowa@gmail.com

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 796.865

МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-САБЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВКИ

Екатерина Сергеевна Мартынова, магистрант, Анна Юрьевна Асеева, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

Интенсификация соревновательной деятельности в фехтовании предъявляет высокие требования к физической и функциональной подготовленности юных саблистов. Предложенные в научной литературе по фехтованию средства, методы и методики спортивной тренировки, зачастую, не соответствуют возрастным и физиологическим возможностям организма юных спортсменов, что определяет актуальность темы исследования. Целью исследования является уточнение особенностей соревновательной деятельности с точки зрения зон мощности нагрузки фехтовальщиков саблистов 13-14 лет в современных условиях для разработки модели тренировочного процесса юных саблистов в подготовительном периоде тренировки. Изучены особенности соревновательной деятельности ведущих саблистов 13-14 лет, разработана и реализована модель тренировочного процесса саблистов в подготовительном периоде тренировки. Выполнена оценка эффективности соревновательной деятельности юных фехтовальщиков.

Ключевые слова: фехтование на саблях, тренировочный процесс, содержание микроциклов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p262-266

MODEL OF THE TRAINING PROCESS OF SABER FENCERS AGED 13-14 YEARS OLD IN THE PREPARATORY PERIOD OF TRAINING

Ekaterina Sergeevna Martynova, the master student, Aseeva Anna Yuryevna, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk

Abstract

The intensification of competitive activity in fencing makes high demands on the physical and functional preparedness of young saber fencers. The means, methods and techniques of sports training proposed in the scientific literature on fencing often do not correspond to the age and physiological capabilities of the body of young athletes, which determines the relevance of the research topic. The aim of the study is to clarify the features of competitive activity in terms of load power zones of saber fencers aged 13-14 in modern conditions in order to develop the model of the training process for young saber fencers in the preparatory period of training. The features of the competitive activity of leading saber fencers aged 13-14 were studied, a model of the training process of saber fencers in the preparatory period of training was developed and implemented. The effectiveness of the competitive activity of young fencers was assessed.

Keywords: saber fencing, training process, microcycle content.

ВВЕДЕНИЕ

Современное спортивное фехтование на саблях представлено большим объемом передвижений по дорожке, высокой плотностью технико-тактических действий: молниеносными простыми атаками в начале схватке (при борьбе за «приоритет») и атаками с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.