PEDAGOGICAL SCIENCES
TECHNOLOGIES OF SELF DEVELOPMENT THE IDENTITY 1 2 Isayeva M.R. , Saydaliyeva M.R. (Republic of Uzbekistan)
Email: [email protected]
1Isayeva Muhabbat Rahmonaliyevna - PhD in pedagogicals, associate professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY; 2Saydaliyeva Muassar Rahmonaliyevna-Senior lecturer, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: for innovative methods of science such as social technologies, the main sense of design and implementation are: figuring out innovative new means of protection of the individual, the realization of its vitality. Personality is characterized by the diversity of functions and roles, the integrity of which largely determines the personality structure. The society personality depends on other individuals from social spaces, in particular the type of state, which today is the main regulator in the relationship between the individual and society.
Keywords: personality, technology, innovative methods, society, self - realization, programming, process.
ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 12 Исаева М.Р. , Сайдалиева М.Р. (Республика Узбекистан)
1 Исаева Мухаббат Рахмоналиевна - кандидат педагогических наук, кафедра педагогики и психологии;
2Сайдалиева Муяссар Рахмоналиевна - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: для инновационных методов науки, какими являются социальные технологии, главным смыслом разработки и внедрения являются: выяснение нетрадиционных новых средств защиты личности, реализации ее жизненных сил. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.
Ключевые слова: личность, технология, инновационные методы, общество, самореализация, программирование, процесс.
Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: все более углубляется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченными возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.
Углубление противоречия между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности нарастания социальных взрывов и катастроф.
Для инновационных методов науки, какими являются социальные технологии, главным смыслом разработки и внедрения являются: выяснение нетрадиционных новых средств
защиты личности, реализация ее жизненных сил. Сами технологии только тогда справедливы, когда они работают на эту цель, границы их использования и критерии эффективности также определяются степенью сбережения сущностных личностных сил.
Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего средствами науки, инновационных методов?
Понятие «личности» отражает целостность человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом [3].
Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной форме, в зависимости от наличного творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями. Поэтому главная проблема социологии личности — раскрыть возможности творческой личности в современном мире, стимулировать ее ответственность за все происходящее, поставить ее в большей мере в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями [2].
Нельзя в этом смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая считает, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко выглядит как «запрограммированность» человека бытием, почти не оставляющим места «для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала». Разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления.
В начале XXI века очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. В этом залог успешного решения возникающих глобальных проблем XXI века.
Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию, но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек, общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов - понятие не социальное, а в большей мере воспитательное, педагогическое.
Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации.
Однако эти силы общества, скрытые на его личностном уровне, равные, по оценкам некоторых ученых, силе расщепленного ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а, следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без
гармонизации различных личностных потенциалов, без гуманистической работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.
Список литературы /References
1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 2004. 239 с.
2. Инге Унт, Границкая А.С., Шадриков В.Д. Технология индивидуализации обучения. М., 1998. 154 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 189 с.
ENHANCING VOCABULARY THROUGH EDUCATIONAL GAMES Qurbonova N.S.1, Kurbonov N.S.2, Abdurahimova S.A.3, Qobilova D.R.4 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
1Qurbonova Nafosat Sattor qizi - Teacher,
ZOOLOGY DEPARTMENT, TERMEZ STATE UNIVERSITY, TERMEZ; 2Kurbonov Navruzbek Sattor ugli - Tour guide, UZBEKTOURISM CONSULTING CENTRE, TASHKENT; 3Abdurahimova Saodat Abdumo 'minovna - teacher,
SCHOOL № 13; 4Qobilova Dilrabo Rustam qizi - bachelor-student, TERMEZ STATE UNIVERSITY, TERMEZ, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: we need creativity into classrooms because each time a language teacher enters a class, a silent experiment in hope and creativity is taking place: hope that the lesson will make a difference to at least one of its learners in some way; creativity in that teachers strive to give the lesson something of their own that goes beyond imitation or compliance. In this scientific article, the issues of education are considered. In this article, all the directions in the process of teachers teaching teachers and students can be used.
Keywords: assignments, creativity, critical thinkers, encourage discussion.
УЛУЧШЕНИЕ СЛОВАРЕЙ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ Курбонова Н.С.1, Курбонов Н.С.2, Абдурахимова С.А.3, Кобилова Д.Р.4
(Республика Узбекистан)
1 Курбонова Нафосат Саттор кизи - преподаватель,
кафедра зоологии, Термезский государственный университет, г. Термез; 2Курбонов Наврузбек Саттор угли - туристический гид,
Консалтинговый центр узбектуризма, г. Ташкент; 3Абдурахимова Саодат Абдумуминовна - преподаватель, Школа № 13, 4Кобилова Дилрабо Рустам кизи - бакалавр, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан
Аннотация: мы нуждаемся в креативности в классных комнатах, потому что каждый раз, когда учитель языка входит в класс, происходит молчаливый эксперимент в надежде и творчестве: надейтесь, что урок каким-то образом изменит, по крайней мере, одного из его учеников; творчество в том, что учителя стремятся дать урок что-то свое, что
59