Научная статья на тему 'Технологии самообслуживания для обеспечения пожилых людей и инвалидов в аэропортах'

Технологии самообслуживания для обеспечения пожилых людей и инвалидов в аэропортах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
484
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / PEOPLE WITH DISABILITIES / ИНВАЛИДЫ / ТЕХНОЛОГИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ / SELF-SERVICE TECHNOLOGIES / AIR TRANSPORTATION / ELDERLY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Логвинюк К., Климацкая Л. Г., Клещевска Э., Клещевски Т., Шпаков А. И.

Технологии самообслуживания для пожилых людей и инвалидов становятся обыденными в современном мире. Исследования последних лет подтверждают глобальную тенденцию в этом направлении (особенно это касается сферы авиационного транспорта). Приводятся данные о современной ситуации и перспективы развития данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-SERVICE TECHNOLOGY FOR THE ELDERLY AND DISABLED IN AIRPORTS

Self-service technologies for the elderly and disabled people become commonplace in the modern world. Recent studies confirm the global trend in this direction (especially the sphere of air transport). The research presents data on the current situation of development prospects in this direction.

Текст научной работы на тему «Технологии самообслуживания для обеспечения пожилых людей и инвалидов в аэропортах»

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

УДК 656.072-05

ТЕХНОЛОГИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ В АЭРОПОРТАХ

К. Логвинюк1, Л. Г. Климацкая2, Э. Клещевска3, Т. Клещевски4, А. И. Шпаков5

:Фонд образования и науки Польша, 15-197, г. Белосток, ул. Моститцкого, 23. E-mail: [email protected] 2 Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89. E-mail: [email protected] 3 Государственная высшая профессиональная школа имени Э. Щепаника Польша,16-400, г. Сувалки, ул. Ноневича, 10 4Медицинский университет Польша, 15-089, г. Белосток, ул. Яна Килиньского, 1 5 Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Беларусь, 230023, Гродно, ул. Ожешко, 22

Технологии самообслуживания для пожилых людей и инвалидов становятся обыденными в современном мире. Исследования последних лет подтверждают глобальную тенденцию в этом направлении (особенно это касается сферы авиационного транспорта). Приводятся данные о современной ситуации и перспективы развития данного направления.

Ключевые слова: авиационный транспорт, пожилые люди, инвалиды, технологии самообслуживания. SELF-SERVICE TECHNOLOGY FOR THE ELDERLY AND DISABLED IN AIRPORTS K. Logvinyuk1, L. G. Klimatskaya2, E. Kleschevska3, T. Kleschevski4, A. I. Shpakov5

foundation of Education and Science 23, Mostittski st., Bialystok, 15-197, Poland. E-mail: [email protected] 2Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafev 89, Ada Lebedeva str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation. E-mail: [email protected] 3State Higher Vocational School named after E. Schepanik 10, Nonevich st., Suwalki, 16-400, Poland 4 Bialystok State Medical University 1, Ian Kilinski str., Bialystok, 15-089, Poland 5Grodno State University named after Yanka Kupala 22, Ozheshko st., Grodno, 230023, Belarus

Self-service technologies for the elderly and disabled people become commonplace in the modern world. Recent studies confirm the global trend in this direction (especially the sphere of air transport). The research presents data on the current situation of development prospects in this direction.

Keywords: air transportation, the elderly, people with disabilities, self-service technologies.

Технологии самообслуживания для пожилых людей и инвалидов становятся обыденными в современном мире. Исследования последних лет подтверждают глобальную тенденцию в этом направлении в странах Евросоюза. Наибольшее развитие получили технологии самообслуживания в сфере авиационного транспорта. Начиная с 2010 года более ста ведущих аэропортов мира (40 % всех аэропортов) предлагают систему самообслуживания как главный способ обеспечения, в том числе для пожилого или нетрудоспособного клиента. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, европейское население является быстро стареющим и среди него достаточно много инвалидов, с другой - глобализация и тенденция к постоянным переездам и путешествиям в границах как ЕС, так и всего мира, становятся вызовом для оптимизации транспорта (авиационного, автомобильного, водного, железнодорожного).

Базовая концепция организации работы терминала самообслуживания (или киоска) не является нововведением (банкоматы в Польше используются с 1960 года) [1], а работа терминалов предполагает использование новейших технологий, предлагающих услуги практически в каждой сфере человеческой деятельности.

Эта тенденция характерна как в государственном, так и в частном секторе (образование, финансы, торговля, туристические услуги) [2]. Здесь роль лидера принадлежит авиационному транспорту. На полное самообслуживание переведены несколько аэропортов в Германии (Lufthansa). Однако самообслуживание на данный момент доступно в основном постоянным пассажирам, которые могут регистрироваться онлайн, номер посадочного места получают по смс, а затем самостоятельно используют его на пунктах сканирования.

Решетневскуе чтения. 2014

Технологии самообслуживания доминируют уже на многих рынках пассажирского авиатранспорта. В соответствии с опубликованными данными обработки новейшей международной анкеты SITA [3], около 80 % дирекций крупнейших мировых аэропортов предполагают перевод на самообслуживание как основной метод проведения регистрации пассажиров. Более 52 % анкетируемых отметили, что технологией, которая больше всего повлияет на оптимизацию работы аэропортов в ближайшем будущем, будет введение «электронных документов». Первым и в то же время ключевым этапом их внедрения является распространение билетов и посадочных талонов в форме штрихко-дов, присылаемых на мобильный телефон пассажира.

Также и в Польше все чаще используются технологии самообслуживания для повседневного применения. Это в первую очередь касается самообслуживания в отелях, в аэропортах, и даже в отделениях больниц скорой помощи [4]. Первые киоски самообслуживания появились в аэропортах Польши в 2008 году. Для использования их была развернута широкая реклама всех перевозчиков. На данный момент предполагается, что к 2020 году клиент (пассажир) будет сам управлять 85 % своей деятельности без непосредственного контакта с персоналом, а используя только технологии самообслуживания.

В этом нет ничего удивительного. Пользу от применения технологий самообслуживания можно рассмотреть с точки зрения пассажиров (клиентов) и служб аэропорта. Для пассажиров преимуществами являются поддержание высокого уровня обслуживания (без дополнительных затрат) и круглосуточная доступность 365 дней в году. Также большое значение имеет тот факт, что технологии самообслуживания предоставляют инструкции, позволяющие использовать данные устройства или услуги на разных языках. С другой стороны, преимущества для служб аэропорта - это быстрое и дешёвое обслуживание пассажиров, повышенная безопасность пассажиров и занимающие меньше времени операции служб аэропорта.

Работа с багажом пассажира также является существенной сферой применения технологий самообслуживания. Alaska Airlines запустила систему независимой отправки зарегистрированного багажа, и до конца 2014 года такая услуга должна быть внедрена и в других аэропортах. В новом пассажирском терминале в Las Vegas появилось 150 киосков автоматической регистрации пассажиров и багажа и 14 самообслуживающихся выходов в зал ожидания и к самолетам. Таким способом перевозчики сокращают затраты, пассажиры могут использовать более дешёвые билеты, а аэропорты могут сократить традиционные (и очень дорогие) пункты регистрации и отправки пассажиров и багажа.

Самообслуживание благодаря новым технологиям не является только «идеей», использованной службами аэропорта. Главная цель - это обслуживание лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. Согласно законам ЕС государство обязано выделять соответствующие средства с целью осуществления равноправия всех граждан, обеспечивая их доступ к средствам

транспорта, информации и коммуникации, технологиям, а также другим услугам, электронным, в частности. Именно поэтому руководство аэропорта является ответственным за предоставление помощи инвалидам и людям с ограниченными возможностями (как и пожилым людям) для направления их на борт самолёта. Эта помощь является бесплатной и включает в себя билетно-багажную регистрацию и прохождение контроля безопасности.

Согласно закону, каждый пассажир с ограниченными возможностями в аэропорту имеет право на бесплатное использование услуги, которая основана на помощи обученного сотрудника для сопровождения пассажира от входа в терминал до посадки в самолёт. Снижение затрат происходит за счет перенесения обслуживания клиента из дорогого реального мира в более дешёвый виртуальный. Такие услуги в Польском аэропорту им. Ф. Шопена предоставляет фирма Welcome Airport Services (WAS). В 2011 году WAS ежедневно обслуживала в среднем 115 пассажиров-инвалидов, в 2012 году было обслужено уже 42 306 пассажиров, а на сегодняшний день количество пассажиров, обслуженных фирмой, возросло в 2 раза.

В связи с динамично развивающимся рынком мобильных телекоммуникационных устройств предполагается, что будущие технологии самообслуживания в авиатранспорте будут основываться на новых решениях для мобильных устройств, используемых пассажирами или работниками аэропортов, что окажет существенное влияние на инфраструктуру информационных технологий аэропортов. На сегодняшний день 63 % аэропортов мира предлагает путешественникам возможность обслуживания в специальных автоматах, а число таких автоматов должно возрасти до 98 % в 2015 году (см. рисунок). Тогда регистрация, оформление багажа и посадка в самолет будут производиться только при использовании личного ноутбука или мобильного телефона.

Киоск самообслуживания (источник: http://www.selfserviceworld.com)

References

1. Chang-tseh Hsieh Communications of the IIMA. 2005, № 5(1), p. 77-83.

2. Bashir M. S., Albarbarawi S. A. H. Factors Influencing the Adoption of Self Service Technologies (SSTs), in Master's Programme in Human-Computer Interaction, Umeâ University, Sweden, 2011, p. 8.

Логистика и управление цепями поставок,на предприятии

3. Accessible self-service kiosks can help companiesinnovate. Available at: www.customerfacing-solutions.com (Access: 01.09.2014).

4. Innovation expert to Congress: Self-service industry boosts U.S. economy. Available at: http://www.digitalsc-

reenmedia.org/the-perspective/ view/20671/innovation-expert-to-congress-self-service-industry-boosts-u-s-economy (Access: 01.09.2014).

© Логвинюк К., Климацкая Л. Г., Клещевска Э., Клещевски Т., Шпаков А. И., 2014

УДК 658.7

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УМЕНЬШЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ж. Г. Михайлова

Красноярский государственный аграрный университет Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 90 E-mail: [email protected]

Описан метод применения интеграции промышленных предприятий и железнодорожного транспорта к уменьшению издержек при доставке продукции. Приведены расчётные данные при использовании альтернативного подвижного состава. Проиллюстрирована разработанная схема загрузки неспециализированной платформы.

Ключевые слова: интеграция, промышленность, транспорт, издержки, стоимость, оптимизация.

INTEGRATED APPROACH TO REDUCTION OF TRANSPORT EXPENSES OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Z. G. Mikhailova

Krasnoyarsk state agrarian university 90, Mira Av., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]

The method of application of integration between industrial enterprises and rail transport to reduce the expenses on delivery products is described. Settlement data are provided when using alternative railway vehicles. The developed loading chart of an unspecialized platform is illustrated.

Keywords: integration, industry, transport, expenses, cost, optimization.

Объём промышленного производства в России с 2013 г. падает, но объем отгруженных товаров обрабатывающих производств медленно, но верно растет. По данным Федеральной таможенной службы, в 2013 г. наблюдалось снижение количества экспортируемого круглого леса в 3,2 раза, а количество экспортируемых пиломатериалов возросло в 1,2 раза. Красноярский край, являясь одним из основных экспортеров обработанных лесоматериалов, отгрузил за 2013 год товаров на 35,3 млн долл. США. В сравнении с 2012 г. объём уменьшился на 11,5 %. Физический объем экспорта обработанных лесоматериалов в 2013 г. составил 402,9 тыс. м3 и также снизился по сравнению с 2012 г. на 13,9 % [1]. На эту ситуацию влияет много факторов, подробней проанализируем один из них.

Действующая в настоящее время система тарификации, когда порожний пробег вагона оплачивается в зависимости от класса ранее перевозимого груза, серьёзно влияет на суммарные расходы отправителей

грузов 1 класса, к которым относятся грузы деревообрабатывающей промышленности. Между операторами возникает неравномерность распределения дополнительной тарифной нагрузки, что ведёт к сегментарному увеличению стоимости операторских услуг для грузоотправителей.

Для примера используем данные бухгалтерского учёта расходов и доходов ООО «Камета» на специализированной платформе для отправки пиломатериала по маршруту Канск -Забайкальск оператора А [2] (табл. 1).

Таблица 1

Стоимость перевозки пиломатериала на специализированной платформе, руб.

Гружёный тариф 49 000

Ставка экспедитора 52 500

Порожний тариф 19 000

Дополнительные сборы 7 500

Итого 128 000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.