Научная статья на тему 'Безопасность важнейший приоритет для современных аэропортов'

Безопасность важнейший приоритет для современных аэропортов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемных Андрей

Результаты ежегодного опроса Airport it trends survey (обзор тенденций в области it решений для аэропортов),наглядно показывают, что при принятии решений об инвестициях в it инфраструктуру руководство аэропортов будет в текущем году отдавать приоритет вопросам обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черемных Андрей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность важнейший приоритет для современных аэропортов»

Безопасность — важнейший приоритет для современных аэропортов

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЖЕГОДНОГО ОПРОСА AIRPORT ГГ TRENDS SURVEY (ОБЗОР ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ IT-РЕШЕНИЙ ДЛЯ АЭРОПОРТОВ), НАГЛЯДНО ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ В П-ИНФРАСТРУКТУРУ РУКОВОДСТВО АЭРОПОРТОВ БУДЕТ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ ОТДАВАТЬ ПРИОРИТЕТ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

Вложения аэропортов в IT-инфраструктуру и телекоммуникационные решения в 2006 г. в процентном отношении к прибыли слегка снизились. Если в 2005 г. этот показатель составлял 4,6 %, то в 2006 г. он упал до уровня 4,4 %. Однако, принимая во внимание тот факт, что прибыль аэропортов в минувшем году возросла, в абсолютных числах объем вложений оставался прежним и составил около 3 млрд долл. Это примерно на 40 % больше, чем в 2004 г., когда был подготовлен первый отчет Airport IT Trends Survey. Столь существенный рост инвестиций свидетельствует об изменении общей ситуации в отрасли. Теперь аэропорты вынуждены вкладывать большие средства в IT-инфраструктуру, чтобы минимизировать риски, возрастающие пропорционально увеличению спроса на авиаперевозки.

Бюджет 64 % аэропортов в 2006 г. был увеличен. Для получения информации о средних показателях по отрасли мы произвели расчет с учетом показателей дохода конкретных аэропортов, что позволило сделать вывод о том, что общий рост бюджета составил 75%, поскольку крупные аэропорты увеличили объем инвестиций, в то время, как более мелкие предприятия отрасли сохранили бюджет на прежнем уровне или даже сократили его. По нашим прогнозам, такая ситуация сохранится и в 2007 г. Две трети респондентов, принявших участие в опросе, полагают, что в текущем году объем инвестиций будет увеличен, и лишь 10% ожидают сокращения вложений (этот показатель на текущий год составил 22%).

Объем инвестиций

В текущем году бюджет большинства аэропортов был также увеличен. Однако рост бюджета не был пропорционален стоимости проектов в области ГГ, которые запланированы! для реализации. Представители 36 % аэропортов упомянули недостаточный объем инвестиций или сокращенный бюджет в качестве основных причин, препятствующих реализации стратегии в области ГГ. Этот показатель значительно вырос по сравнению с прошлым годом, когда об аналогичных проблемах упомянули 20 % участников опроса.

Существенными проблемами также остаются отсутствие должной поддержки со стороны руководства аэропорта, а также нехватка специалистов с достаточным уровнем навыков в области ГГ. В то же время проблема наличия Т-специалистов, обладающих опытом работы в авиационной отрасли, похоже, была решена. Число респондентов, упомянувших эту проблему в числе основных, сократилось с 12 % в прошлом году до 1 % в текущем, что находится в зоне статистической погрешности.

Еще одна серьезная проблема, которую в 2005 г. упоминали 25% респондентов, связанная с отсутствием согласованной стратегии в области 1Т в масштабах всего аэропорта, находится в стадии разрешения. В текущем году о ней упомянули всего 12% опрошенных.

Приоритетные области для инвестирования

Обеспокоенность проблемами, связанными с международной нестабильностью, четко прослеживается при анализе приоритетных облас-

Совокупный доход IT и телекоммуникаций в %

Основные препятствия в достижении 1Т-стратегии

тей в области 1Т на 2007 г., названных представителями аэропортов. Более 95 % респондентов отнесли 1Т-решения в области безопасности к числу высоко- и среднеприоритетных задач, и лишь 3% полагают, что такие решения имеют низкий приоритет (в 2005 г. такого мнения придерживались 12% опрошенных).

Кроме того, при определении приоритетов в области 1Т представители аэропортов исходили из необходимости успешно решать проблемы, вызванные ростом объема авиаперевозок, а также удовлетворять требования новых авиакомпаний, широко применяющих в своей деятельности инновационные технологические решения. Так, например, 59 % респондентов рассматривают возможность эффективного управления аэропортами за счет внедрения усовершенствованных технологий в качестве высокоприоритетной задачи. В

2005 г. такого мнения придерживались 50% участников опроса. 49% представителей отрасли отметили необходимость инвестиций в системы управления потоками пассажиров и обработки багажа.

В связи с тем, что большинство респондентов указали задачи управления пассажиропотоком и повышения уровня безопасности в качестве основных приоритетов, другие 1Т-проекты рассматриваются ими как менее значимые. Например, в

2006 г. только 36 % участников опроса указали модернизацию и/ или установку локальных сетей на всей территории аэропорта в качестве высокоприоритетной задачи, в то время. Как в 2005 г. такого мнения придерживались 47 % респондентов. Частично это может быть связано с тем, что данному вопросу в прошлые годы1 уделялось повышенное внимание, и более половины аэропортов уже имеют в своем распоряжении такие сети. Однако смена приоритетов очевидна и говорит сама за себя.

Перспективыне технологии

Данные опроса показывают, что многие аэропорты планируют в ближайшие несколько лет реализовать проекты, связанные с обеспечением возможности самообслуживания пассажиров (самостоятельная распечатка поса-

дочных талонов, регистрация на рейс с использованием средств мобильной связи, установка электронных киосков регистрации). Внедрение таких решений должно помочь аэропортам привлечь большее количество пассажиров, а также гибко реагировать на изменение потребностей авиакомпаний.

Быстрое распространение управляемых локальных сетей, охватывающих всю территорию аэропорта, заложило основу для внедрения широкого спектра инновационных услуг. В некоторых аэропортах работа над такими проектами уже началась, однако значительно большее распространение они получат в ближайшие два года в связи с тем, что руководство аэропортов будет вынуждено максимально повышать эффективность работы своих предприятий в условиях ограниченной территории.

Участники опроса также отметили высокий приоритет проектов, связанных с внедрением беспроводных сетей. Абсолютное большинство респондентов рассматривает предоставление услуг беспроводной связи для персонала и пассажиров в качестве обязательного элемен-

I Medium priority

I Already implemented

I Within next 2 years

Operations solutions to I Improve efficiency I

Security related solutions

Passenger & baggage I processing systems I

Upgrading/installing I campus area network I

Integration of I current systems I

Business processes/1 back office I

24% 19% 8%

28% 18% 18%

20% 11 %

24% 8%

Web Services for passengers

Baggage tracking services

Self-service passenger boarding

Mobile passenger check-in Mobile commerce

Приоритетные отрасли IT-инвестиций в 2007 г.

Обеспечение выполнения ІТ-проектов - инфраструктура/деятельность

I Already implemented

I Within next 2 years

I No plans

WIFI/802.11 Tenant or Operational Use

Digital Land Mobile Radio I

In-Building Cellular I

WIFI/802.11 Public Use

28% 18%

22% 26%

35% 17%

Обеспечение выполнения IT-пректов - беспроводные технологии

I Employee access I Security checks I Border control

■ ■ I

15%

11% 11% 10% 10% 12^

■ ■ —1 75 6 7% ^7%

■ і ■■ 1 III 1 lli ■Il

Биометрические технологии

Already By end In 1 to 2 In 3 to 4 In 4 to 5 More than No plans

offered of the year years years years 5 years

та современного аэропорта. 71% аэропортов уже в настоящее время использует протокол WiFi/802.11 для предоставления услуг беспроводной связи. Еще 25% планируют установить у себя системы беспроводной связи в ближайшие два года. Протокол WiFi/802.11 будет заменен технологией WIMAX, которая обеспечивает связь на большие расстояния и в силу этого лучше отвечает требованиям аэропортов.

Активное распространение терминалов самообслуживания в аэропортах

Аэропорты в разных странах мира активно реализуют проекты, связанные с установкой электронных терминалов самообслуживания. Несмотря на то, что единый стандарт в отношении таких терминалов (CUSS) был принят только в 2004 г., к настоящему моменту уже 25% аэропортов установили у себя такие терминалы. Кроме того, 38% аэропортов также имеют в своем распоряжении различные специализированные терминалы самообслуживания.

Ситуация в ближайшие несколько лет должна радикально измениться. 60% аэропортов планируют установить у себя терминалы CUSS в то время, как только 8% будут использовать специализированные терминалы, не отвечающие этому отраслевому стандарту. Это неудивительно, поскольку специализированные терминалы, в основном, стремятся устанавливать авиакомпании, нуждающиеся в такого рода оборудовании. Однако авиакомпании также понимают все преимущества терминалов CUSS. Респонденты, принимавшие участие в данном опросе и опросе Airline IT Trends Survey (Обзор тенденций в области IT-решений для авиакомпаний), сходятся во мнении о том, что уже к концу следующего года текущее соотно-

шение между специализированными терминалами и терминалами CUSS (70:30) изменится в пользу терминалов CUSS примерно до уровня 60:40.

Системы самообслуживания и безопасность

Безопасность и самообслуживание относятся к числу областей, где аэропортам придется добиваться определенной конвергенции. Новые прикладные решения и оборудование призваны обеспечить этот процесс и не допустить того, чтобы все преимущества, гарантируемые терминалами самообслуживания, включая сэкономленное время, были нивелированы сложными, но необходимыми мероприятиями в области безопасности. Ключевое решение этой проблемы кроется в расширении использования систем биометрии. Более 25% респондентов сообщили о том, что в их аэропортах уже к концу 2006 г. будут установлены системы биометрии для контроля доступа сотрудников. Однако внедрение аналогичных систем для обработки пассажиропотока тормозится существующими требованиями законодательства о защите прав личности и отсутствием принятых международных стандартов в этой области. Те же проблемы тормозят внедрение таких решений на стойках паспортного контроля и службы безопасности. К концу года системы биометрии будут использоваться на стойках паспортного контроля в 15% аэропортов и на стойках службы безопасности в 9% аэропортов.

Доплонительная статистическая информация

26% респондентов сообщили о том, что в их аэропортах уже внедрена инновационная цифровая система видеонаблюдения (Video

over IP), которая заменила традиционные системы видеонаблюдения CCTV. Аналогичные цифровые системы будут установлены еще в 42% аэропортов в ближайшие два года.

Системы отслеживания багажа были внедрены в 17% аэропортов. Еще 43% аэропортов внедрят такие системы в ближайшие два года.

В 41% аэропортов установлены управляемые локальные сети, охватывающие всю территорию. Еще в 42% аэропортов такие сети будут проложены в ближайшие два года.

Терминалы, позволяющие пассажирам самостоятельно распечатывать посадочный талон, установлены в 16% аэропортов. Еще в 39% аэропортов такие терминалы появятся в ближайшие два года.

Системы радиочастотной идентификации были в минимальных объемах внедрены в следующих областях: идентификация личности сотрудников (12%), отслеживание багажа (8%), управление активами (1%), отслеживание грузов (1%).

Информация об отчего A'rport IT Trends Survey

Исследование, положенное в основу данного отчета, было проведено британским независимым агентством Reed Business Insight, которое специализируется на проведении маркетинговых исследований. Ответы отдельных участников опроса никогда не раскрываются специалистам компаний, заказавших исследование.

В рамках исследования были опрошены руководители высшего звена 200 крупнейших аэропортов мира. Ответы на вопросы об уровне доходов аэропортов и количестве пассажиров были скорректированы для получения среднеотраслевых показателей.

55% респондентов представляли 100 крупнейших международных аэропортов, обслуживающих 39 % от общемирового пассажиропотока. В данном отчете рассматриваются практически все регионы, обслуживаемые крупнейшими авиакомпаниями мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.