Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА'

ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексивные управленческие технологии / проблемно-конфликтные ситуации / профилактика эмоционального выгорания. / reflexive management technologies / problem-conflict situations / prevention of emotional burnout

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галина Ивановна Давыдова

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Гербертом Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [6]. Технологии рефлексивного управления связаны с обеспечением условий для прецедентов познания и самопознания индивида, выступают в качестве средства рефлексивного опосредования в процессе принятия управленческого решения в проблемно-конфликтных ситуациях, а также в качестве методических оснований психологической помощи девиантным подросткам, связаны с экзистенциально-рефлексивными методами развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF REFLEXIVE CONTROL AS A PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT SPECIALIST

The term «emotional burnout» was introduced by the American psychiatrist Herbert Freudenberg in 1974 to characterize the psychological state of healthy people who are in intensive and close communication with clients, patients in an emotionally loaded atmosphere in the provision of professional assistance [6]. Technologies of reflexive management are associated with providing conditions for precedents of knowledge and self-knowledge of the individual, act as a means of reflexive mediation in the process of managerial decisionmaking in problem-conflict situations, as well as methodological foundations of psychological assistance to deviant adolescents associated with existential-reflexive methods of personal development.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10277 © Г.И. Давыдова, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Галина Ивановна Давыдова,

профессор кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения,

доктор педагогических наук, доцент

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

(298635, Ялта, ул. Севастопольская, 2-А) E-mail: galynadavydova@yandex.ru

Аннотация. Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Гербертом Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [6]. Технологии рефлексивного управления связаны с обеспечением условий для прецедентов познания и самопознания индивида, выступают в качестве средства рефлексивного опосредования в процессе принятия управленческого решения в проблемно-конфликтных ситуациях, а также в качестве методических оснований психологической помощи девиантным подросткам, связаны с экзистенциально-рефлексивными методами развития личности.

Ключевые слова: рефлексивные управленческие технологии, проблемно-конфликтные ситуации, профилактика эмоционального выгорания.

THE TECHNOLOGY OF REFLEXIVE CONTROL AS A PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT SPECIALIST

Galina I. Davydova,

Professor of the Department of Social and Pedagogical Technologies and Pedagogy of Deviant Behavior,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Federal State Autonomous educational institution «Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky» in Yalta (298635, Yalta, ul. Sevastopolskaya, 2-A)

Abstract. The term «emotional burnout» was introduced by the American psychiatrist Herbert Freudenberg in 1974 to characterize the psychological state of healthy people who are in intensive and close communication with clients, patients in an emotionally loaded atmosphere in the provision of professional assistance [6]. Technologies of reflexive management are associated with providing conditions for precedents of knowledge and self-knowledge of the individual, act as a means of reflexive mediation in the process of managerial decisionmaking in problem-conflict situations, as well as methodological foundations of psychological assistance to deviant adolescents associated with existential-reflexive methods of personal development.

Keywords: reflexive management technologies, problem-conflict situations, prevention of emotional burnout.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Давыдова Г.И. Технологии рефлексивного управления как профилактика эмоционального выгорания специалиста. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):382-5.

В основу технологии рефлексивного управления положено моделирование элементов проблемно-конфликтной ситуации, связанное с развитием личностного поведения субъекта в условиях решения творческой задачи [2, с. 21—23]. На основании базовой модели (Давыдова, 2018) мы выделили три типа личностного поведения субъекта в ситуации проблемно-конфликтного взаимодействия: адаптивное, нормативное и рефлексивное (Рис. 1).

Эта наглядная модель используется для описания разных типов, форм и видов взаимодействия, их мотивационной и результативной составляющей. С помощью буквенных обозначений можно описать три основных типа взаимодействия, например, специалиста в процессе работы с девиантными подростками:

П ^ Р (адаптивное); ПН ^ ПР (нормативное); ПНЦ ^ ЗПР (рефлексивное).

Побуждение Намерение Ценность Замысел План Результат

П Н Ц З П Р

адаптивное

нормативное

рефлексивное >

Рис. 1. Фазовая модель преодоления проблемно-конфликтной ситуации и способов взаимодействия личности (упрощенная)

Выделенные типы взаимодействия обусловлены степенью личностной активности специалиста и продуктивности его взаимодействий, которые характеризуются:

1. Степенью личностной включенности в процесс решения проблемы (проблемно-конфликтной ситуации — в целом).

2. Характером идентичности субъекта по отношению к ситуации.

3. Уровнем рефлексивности результата (или степенью новизны полученного решения).

Степень (уровень) личностной включенности специалиста определяется характером пространственно-временных и ситуативно-динамических аспектов самооценки. Выделяется три степени такой включенности [4, с. 124—130]:

• уровень адаптации — отражает включенность в решение задачи на уровне ситуативной самооценки, отражающей степень адаптивности, полезности ситуации, уровень первичного эмоционального отношения (уровень адаптации);

• уровень осмысления — отражает способы поведения в плане ретроспективной самооценки, связанной с оценкой своих наличных возможностей, знаний, образцов действия, содержания опыта и возможности его применения к данной ситуации;

• уровень переосмысления — отражает возможность функционирования целостной самооценки, ценностного осмысления ситуации с разных точек зрения, выход — более взвешенное

видение ситуации. Ценностная позиция характеризует высокий уровень разотождествления субъекта взаимодействия со своим ситуативным (эмоциональным) отношением к проблеме, дающим возможность увидеть проблему с точки зрения «разных культурных носителей», во всех ее объективных противоречиях. Такая позиция в наибольшей степени способствует рефлексивному переосмыслению субъектом своего первоначального отношения.

Характер идентичности субъекта взаимодействия по отношению к проблемно-конфликтной ситуации выступает:

• На уровне эмоционально-личностного отношения к ситуации.

• На уровне наличного опыта и имеющихся способов действия.

• На уровне ценностного отношения с точки зрения разных позиций, возможностей отыскания необходимых ресурсов, в том числе экзистенциально-ценностного отношения.

Уровень рефлексивности результата (или степень новизны полученного решения) определяет:

• Уровень адаптивно-стереотипных решений.

• Уровень нормативно-стандартных решений.

• Уровень рефлексивно-блокирующих решений. Кроме того, технологические возможности

предложенной концептуальной модели предполагают выделение:

1) Трех разных по содержанию типа активного (конструктивного) поведения (адаптивное, нормативное, рефлексивное).

2) Три типа деструктивного поведения, целью которого становится психологическая защита самооценки, где в качестве средств выступает, в частности, обессмысливание проблемной ситуации, в том числе своей собственной активности в ситуации и позиции других в ней (стереотипное, стандартное, блокирующее).

3) Формальное поведение, когда субъект не включается во взаимодействие, дистанцируясь, остается «за» ее пределами.

Таким образом, в ситуации проблемно-конфликтного взаимодействия анализируются и проектируются:

Возможные результативные характеристики взаимодействия (адаптивное решение или стереотипное, нормативное или стандартное, рефлексивное или блокирующее), его процессуальные характеристики (степень личностной включенности, характер идентичности субъекта обучения в проблемно-конфликтной ситуации); характер рефлексивного изменения отношения субъекта в процессе преодоления проблемно-конфликтной ситуации, развитие самооценки субъекта (целостности, осознанности, адекватности).

Данная модель технологии рефлексивного управления используется как непосредственно в ситуации трудного (проблемно-конфликтного) взаимодействия, так и в процессе группового обучения девиантных подростков при выборе факторов, служащих ориентиром для принятия решений. Таких факторов выделяется три: оперативный, результативный и мотивационный.

1. Оперативная управленческая технология:

Предполагается, что специалист принимает решения, касающиеся конкретного индивида, на основе процесса наблюдения и анализа его действий. Такая технология эффективна в процессе адаптации, а также тестирования.

При этом анализируются степень личностной включенности подростка по степени способности его к адаптации, осмыслению и переосмыслению характера своих действий. Так, адаптивные способности девиантного подростка выражаются в характере эмоционально-позитивного или негативного отношении к ситуации взаимодействия со специалистом, намерении видеть и понимать в ней свою роль и ответственность. Способность к

осмыслению связана с адекватностью обращения к своему прошлому опыту, анализом своих поступков, а также имеющихся жизненных представлений применительно к данной ситуации. Способностью к осмыслению и переосмыслению характеризует способность субъекта увидеть ситуацию со стороны всех ее объективных противоречий, переосмыслить свое отношение к ней.

2. Технология управления по результатам:

Коррекция в поведение субъекта вносится в зависимости от достижения запланированных изменений на предыдущем этапе. При этом анализируется не только сам характер полученных результатов, но и те способы, которые обеспечили достигнутый уровень изменений.

Основным в данном случае управленческим приемом является оценка степени новизны результативных характеристик поведения подростка: конструктивное/деструктивное, либо формальный характер изменений, когда субъект реально «не входит» в ситуацию, остается «за» ее пределами.

3. Технология по мотивационному фактору:

Технология ориентирована на достижение подростком лично поставленных задач в контексте стратегии взаимодействия со специалистом. Эти задачи оформляются (совместно со специалистом) в виде договора, получившего название Декларация.

Идея такого подхода сформулирована крупнейшим специалистом в области менеджмента Питером Друкером [5]. Практика показывает, что такая технология гибко обеспечивает глубокое понимание индивидом заданных извне и собственных целей, включенных в более широкий социально-культурный контекст. Рефлексивный подход в управлении формулирует эту идею так: мотивационная установка в развитии практического взаимодействия личности связана с психологической поддержкой субъекту в его попытке опереться на свою рациональность, на свою способность видеть вещи «объективно», благодаря своей особым образом организованной присоединенности к другим [3, с. 46—52]. Отсюда вытекает идея межличностного контакта на этапе доверительного взаимодействия, включения подростка в определенный круг обязательств на этапе корректирующих отношений и контроля-поощрения на этапе подведения итогов договорных отношений.

Мотивационное управление начинается так: шаг № 1 — с определения желаемого результата; шаг № 2 — анализ того, что уже сделано на данный момент и шаг № 3 — детализации того, что, почему и как должно быть сделано (и почему так, а не иначе). Следующим (шаг № 4) является создание Декларации, которая позволяет определить круг конкретных лиц, ответственных за то или иное дело, обязанности каждого из них в процессе решения задач на разных этапах реализации основных целей, усилить связь между общественными и личными целями, создать необходимую основу для персонифицированного морального поощрения в соответствии с вкладом в общее дело, а также личной успешностью.

Показателем продуктивности совместной деятельности подростка на этом этапе выступает характер идентичности по отношению к проблемно-конфликтной ситуации. Так, субъект может находиться на уровне эмоционально-непосредственного отношения к ситуации; на уровне своего наличного опыта и имеющихся у него способов действия; на уровне ценностно-мотивационного отношения, позволяющего рассматривать ситуацию с точки зрения разных позиций, возможностей отыскания необходимых ресурсов или наоборот, блокирования успешного результата.

Таким образом, мотивы и цели, содержащиеся в Декларации, не являются формальными, навязанными «сверху», а во многом это цели самого субъекта, реализуемые с гораздо большей заинтересованностью, чем сугубо назидательные.

Шаг № 5 — корректирующий, «сверка ощущений», он обусловлен необходимостью действия по отработке проблемных точек и личных трудностей, сверки с запланированными «точками роста».

В качестве последнего шага № 6 выступает установление сроков достижения промежуточных целей и окончательных сроков выполнения Декларации. Таким образом, последний шаг мотиваци-онной технологии связан с вычленением сроков преодоления помех и достижением искомой цели, направленной на поиск компенсаторных ресурсов развития.

Для того, чтобы сформированные в Декларации мотивы реально повышали здоровую активность

подростка, они должны соответствовать основным принципам и методам психологической работы, иметь свойство неотвратимости педагогического требования, быть достаточно значимыми, трудными и увлекательными, пробуждать азарт и стремление проявить себя. Считается, что наибольшее стимулирующее воздействие оказывает цель, вероятность достижения которой 50%.

Мотивационная технология, связанная с оформлением Декларации связана с обеспечением условий для развития взаимодействия специалиста с категорией девиантных подростков, предполагает самоанализ в проблемно-конфликтной ситуации, каким, по сути, является процесс рефлексивного дистанцирования, как профилактики эмоционального выгорания, вненаходимости по М. Бахтину. В основу методики рефлексивного управления положено моделирование элементов проблемно-конфликтной ситуации, предполагающее прохождение ряда стадий, связанное с развитием личностного поведения человека в условиях проблемно-конфликтного преодоления.

Литература

1. Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986. С. 265.

2. Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в учебном процессе будущего управленца. Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 7.

3. Давыдова Г.И. Психолого-педагогические технологии жизнетворчества: опыт применения метода рефлексивного диалога в профилактике де-виантного поведения среди подростков // Научные исследования и образование. 2018. № 31.

4. Давыдова Г.И. Рефлексивно-диалогический подход в психологии развития самооценки // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М.-Ярославль: «Ремдер», 2004.

5. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.

6. Freudenberger, Herbert; Richelson Géraldine. Bum Out: The High Cost of High Achievement. Bantam Books, 1981. 212 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.