УДК 378:005.6
THE TECHNOLOGY OF REALIZATION COMPETENCE APPROACH IN THE PROFESSIONAL PREPARATION OF FUTURE BIOLOGY TEACHER
Logvinova Yaroslava Alekseevna, lecturer, Kirovograd Volodymyr Vynnychenko State Pedagogical University, Kirovograd, Ukraine, yarochka_16@mail.ru
Abstract. The article discusses the essence of competence-based approach in education, as well as the peculiarities of its use in the training of the future teacher of biology. Considered pedagogical potential of interactive technologies in shaping the ecological competence of the future teacher of biology.
Keywords: competence approach, ecological competence training, interactive technologies.
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ БИОЛОГИИ
Логвинова Ярослава Алексеевна, преподаватель, Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко, г. Кировоград, Украина,
yarochka_16@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы сущности компетентностного подхода в образовании, а также особенности его применения в профессиональной подготовке будущего преподавателя биологии. Рассмотрены педагогические возможности интерактивных технологий в формировании экологической компетентности будущего преподавателя биологии.
Ключевые слова: компетентностный подход, экологическая компетентность, профессиональная подготовка, интерактивные технологии.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации педагогического процесса, переосмыслением цели и результата процесса подготовки будущего специалиста.
Целью профессионального образования является подготовка специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, мобильного, свободно владеющего своей профессией, который ориентируется в смежных областях деятельности и готов к постоянному профессиональному росту и саморазвитию.
В настоящее время на первый план в профессиональной подготовке выходит понятие не «квалификация», а «компетентность». 26
Отличие компетентного специалиста от квалифицированного, по мнению украинской исследовательницы О. Савченко [10], выражается в том, что первый реализует в своей работе профессиональные знания, умения и навыки; всегда саморазвивается и выходит за пределы дисциплины; считает свою профессию большой ценностью.
Таким образом делается акцент на компетентностном подходе в образовании.
Сущность компетентностного подхода анализируется в работах российских исследователей: В. Байденко, И. Зимней, Н. Кузьминой, О. Лебедева, А. Марковой, Г. Селевко, А. Хуторского. Исследователи утверждают, что в качестве ожидаемого результата образовательного процесса должны выступать не знания, умения и навыки, а набор ключевых компетенций.
Под компетентностным подходом В. Байденко понимает метод моделирования образовательных результатов как норм качества, что означает отражение в системном и целостном виде образа результата образования; формирование результатов, как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции; определение структуры последних [1].
И. Зимняя замечает, что компетентностный подход может сохранить культурно-исторические, этносоциальные ценности, если анализировать компетентности, лежащих в его основе, как сложные личностные образования, включающие интеллектуальные, эмоциональные и моральные составляющие.
А. Лебедев определяет компетентностный подход как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки результатов. К таким принципам исследователь относит:
- результатом образования является развитие личности, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт человека;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и других проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования в личности опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; оценка образовательных результатов основана на ана-
лизе уровней образованности, достигнутых личностью на определенном этапе обучения [6].
В украинском образовательном пространстве компетентност-ный подход стал предметом исследований И. Бех, Н. Бибик, О. За-блоцкой, И. Ермакова, О. Овчарук, Е. Пометун, О. Савченко. В проанализированных работах отмечено, что компетентностный подход ориентирован на построение учебного процесса с перспективой получения личностью социально значимых умений и навыков.
В качестве дифференциального признака компетентностного подхода Н. Бибик отмечает переориентацию «с процесса на результат в деятельностном измерении, рассмотрение этого результата с точки зрения востребованности в обществе, обеспечение способности выпускника соответствовать новым запросам рынка, иметь соответствующий потенциал для практического решения жизненных проблем, поиска своего «Я» в профессии, в социальной структуре» [2].
В основе концепции компетентности лежит идея воспитания (в широком смысле) компетентного человека и работника, который не только обладает необходимыми знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и умеет действовать адекватно в соответствующих ситуациях, применяя эти знания и принимая на себя ответственность за определенную действенность [5].
Е. Пометун компетентностный подход понимает как направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых и предметных компетентностей личности. Результатом такого процесса будет формирование общей компетентности человека, представляющая собой совокупность ключевых компетенций [8, с.64].
Таким образом, компетентностный подход имеет практическую, прагматическую и гуманистическую направленность и харак-теризируется личностным и деятельностным аспектами. Поэтому цель профессиональной подготовки меняется с получения квалификации на овладения целостной процедурой решения профессиональных задач.
Несмотря на то, что на сегодня не сформировалось единой позиции в определении сущности и места компетентностного подхода в образовании, исследователи отмечают его преимущества, по сравнению с когнитивно-информационным:
1) цели и задачи программ обучения коррелируются в соответствии с требованиями работодателей и общества;
2) повышается гибкость учебных программ и мотивация получения личностью профессии;
3) повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, создаются условия для объективной оценки качества обучения;
4) повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности студентов и преподавателей за результаты образования;
5) профессиональная подготовка студентов к будущей деятельности осуществляется с учётом реальных условий труда, что ускоряет адаптация специалистов в выбранной профессии.
Основными составляющими компетентностного подхода является «компетентность», «компетенция».
Сущность компетентности, как результата образования и профессиональной подготовки специалиста, по мнению исследователей Л. Алексеевой, В. Краевського, Н. Кузьминой, А. Марковой, Л. Митиной, А. Хуторского заключаются в том, что компетентность:
- выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами;
- предполагает постоянное обновление знаний специалиста, владение им новой информацией для успешного решения профессиональных задач;
- включает в себя содержательный, процессуальный, мотивационный, поведенческий, этический компоненты.
Таким образом, компетентность аккумулирует в себе не только когнитивные и поведенческие аспекты, но и дополняются мотивационными, регуляционными и ценностно-смысловыми, без которых невозможна деятельность личности в интеллектуальной, профессиональной, коммуникационной, информационной сферах.
Результат внедрения компетентностного похода в профессиональную подготовку будущего преподавателя биологии выражается в следующем: преподаватель конкурентоспособен и востребован на рынке труда; готов к эффективной педагогической, экологической деятельности; способен решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать экологические и экологопедагогические проблемы, нести ответственность за результаты таких действий.
С позиций компетентностного подхода результат подготовки будущего преподавателя биологии выражается в понятии «экологическая компетентность».
Сущность экологической компетентности анализируется в работах украинских исследователей Л. Титаренко, Н. Пустовит, О. Пруцаковой, Е. Колоньковой, Л. Руденко, С. Шмалей.
Н. Пустовит, О. Пруцакова, Е. Колонькова рассматривают экологическую компетентность как проявление экологической культуры в «зоне ответственности» личности. Ближайшая к человеку природная среда, в которой он, имея определенный уровень экологической культуры, ежедневно принимает решения по выбору стиля деятельности для сохранения окружающей среды, является его «полем ответственности» [11, с.9].
С целью перехода к компетентностному образованию, по мнению А. Вербицкого, в педагогической системе, как целостности, должны произойти изменения: в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания; в содержании обучения; в деятельности педагога (от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества); в деятельности студента (от репродуктивной позиции - активной); в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционный «уведомляющих» методов - до инновационных педагогических технологий) [3, с.33].
Последние три позиции, высказанные А. Вербицким, так или иначе, затрагивают вопрос о методах и технологиях образования, которые должны быть ориентированы на формирование деятельностной части компетентности.
Мы считаем, что наибольшими возможностями в реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке преподавателя биологии и формировании его экологической компетентности обладают интерактивные технологии.
В зависимости от проявления личностью активности в учебно-познавательной деятельности, Я. Голант различает активную и пассивную модели обучения. Само понятие «пассивность» используется ученым для характеристики низкого или репродуктивного уровня активности личности при отсутствии проявления им творчества. В рамках пассивной модели обучения студент выступает «объектом» обучения, задача которого состоит в усвоении и воспроизведении учебного материала. Среди методов обучения, которые используются в рамках данной модели выделяют: лекцию -монолог, чтение, объяснение, демонстрация, репродуктивный опрос. При активном модели обучения студент выступает «субъектом» обучения. Среди методов обучения преобладают те, которые стимулируют его познавательную активность и самостоятельность.
Исследователи О. Пометун и Л. Пироженко [9], наряду с активной и пассивной, выделяют интерактивную модель обучения.
Само понятие «интерактив» заимствовано из английского языка и означает «взаимодействующий». Сущность интерактивного обучения, по мнению О. Пометун и Л. Пироженко, заключается в том, что «учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации» [9].
Анализ работ, посвященных проблеме интерактивного обучения, позволил выделить существенные его черты, оказывающих влияние на формирование составляющих экологической компетентности будущего преподавателя биологии. Такими чертами являются:
1) интенсификация усвоения и творческого применения теоретического материала;
2) возможность моделирования личностью жизненных экологических ситуаций, требующих решения;
3) привлечение магистрантов к решению экологических проблем побуждает и мотивирует их к конкретным действиям, принятия ими природоответственных решений;
4) формированию умений и навыков решения экологических и эколого-педагогических задач, приобретения студентами опыта такой деятельности;
5) перенос отработанных способов организации экологической и эколого-педагогической деятельности в реальные условия;
6) интерактивные методы, имитируя виды профессиональной деятельности личности, позволяют изменять опыт и установки студентов [9; 7].
Педагогический потенциал интерактивных педагогических технологий, основанных на использовании активных и эмоционально окрашенных форм и методов обучения, в формировании экологической компетентности будущего преподавателя биологии, заключается в формировании с их помощью сознательного, морально-этического отношения студентов к окружающей среде.
Использование данной технологии позволяет усвоить студентам все уровни познания (знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), развить критическое мышление, рефлексию, умение рассуждать, решать проблемы, а учебный процесс протекает в
условиях постоянного активного взаимодействия всех студентов [4].
Таким образом, внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс является перспективой нацеленности профессиональной подготовки на удачное трудоустройство выпускника вуза. Это требует изменений в педагогической системе и, прежде всего, в технологическом обеспечении образовательного процесса. Одним из путей повышения эффективности подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода является применение интерактивных технологий обучения в преподавании профессионально ориентированных дисциплин.
Литература:
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый етап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М.: ИЦПКПС, 2006. - 72 с.
2. Бібік Н. М. Кометентнісний підхід: рефлексивний аналіз застосування/ Н. М. Бібік// Компетентнісний підхід у сучасній освіті. Світовий досвід та українські перспективи / За ред. О. В. Овчарук. - К., 2004. - 111 с.
3. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. - №5. - С. 32-37. Режим доступа: http://www.vovr.ru/upload/verbitsky510.pdf
4. Коротаева Е. В. Технология обучения в интерактивном режиме / Е. В. Коротаева // Мир образования - образование в мире.
- 2003. - №4. - С. 132-143.
5. Кроки до компетентності та інтеграції в суспільство: науково - методичний збірник / Ред. кол. Н. Софій (голова), І. Єр-маков (керівник авторського колективу і науковий редактор) та ін..
- К.: Контекст, 2000. - 336 с.
6. Лебедев О. Е. Компетентносный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.
7. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
8. Пометун О. І. Дискусія українських педагогів навколо питань запровадження компетентнісного підходу в українській освіті / О. І. Пометун // Компетентнісний підхід у сучасній освіті. Світовий досвід та українські перспективи / За ред. О. В. Овчарук. -К., 2004. - 111 с.
9. Пометун О., Пироженко Л. Сучасний урок: інтерактивні технології навчання: наук. - метод. посіб. / за ред.. О. І. Пометун. -К.: А.С.К., 2004. - 192 с.
10. Савченко О. Компетентнісний підхід у сучасній вищій
школі [Електронний ресурс] Режим доступу: www.intellect-
invest.org.ua/ukr/pedagog_editions_e-magazine_pedagogical_science_autors_a_savchenko_op/
11. Формування екологічної компетентності школярів: наук.-метод. посібник /Н. А. Пустовіт, О. Л. Пруцакова, Л. Д. Руденко, О. О. Колонькова. - К.: «Педагогічна думка», 2008. - 64 с.
Статья поступила в редакцию 25.01.2014