УДК 159.9.07
1 2
Ольга Игоревна Ваганова , Вадим Юрьевич Ершов
12 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы
Минина, Нижний Новгород, Россия
1 Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, Россия
2 Нижегородский техникум отраслевых технологий, Нижний Новгород, Россия
1vaganova o@rambler.ru
ershovv03@gmail.com
Автор, ответственный за переписку: Ольга Игоревна Ваганова, vaganova_o@rambler.ru
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В современных условиях личность комфортно живет и развивается, однако внешние факторы могут являться стимуляторами стрессового состояния. Борьбе с тревожными ситуациями поможет такая личностная характеристика как жизнестойкость. Развитие жизнестойкости позволяет будущим специалистам исключить возможную личностную деформацию и иные деструктивные личностные проявления. В статье описывается тренинг развития жизнестойкости как одна из технологий психологической поддержки студентов, оказавшихся в кризисной ситуации. Развитие жизнестойкости позволяет студентам гармонично реализовывать свой потенциал в независимости от внешних и внутренних факторов.
Ключевые слова:потенциал, личность, стресс, личностная деформация, позитивное мышление, депрессивные состояния.
1 2
Olga I. Vaganova , Vadim Yu. Ershov
12 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
1 Nizhny Novgorod Jnstitute of Educationai Development, Nizhny Novgorod, Russia
2
Nizhny Novgorod College of Industrial Technologies, Nizhny Novgorod, Russia
1vaganova o@rambler.ru ershovv03@gmail.com
Corresponding author: Olga I.Vaganova, vaganova_o@rambler.ru
TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING STUDENTS' RESILIENCE
Abstract.In modern conditions, a person lives and develops comfortably, but external factors can be stimulators of a stressful state. Such a personal characteristic as resilience will help to combat anxiety situations. The development of resilience allows future specialists to exclude possible personal deformation and other destructive personal manifestations. The article describes resilience development training as one of the technologies of psychological support for students in a crisis situation. The development of resilience allows students to realize their potential harmoniously, regardless of external and internal factors.
Keywords, potential, personality, stress, personality deformation, positive thinking, depressive states
Жизнестойкость личности представляет собой актуальное направление в современных исследованиях, особенно востребованным является рассмотрение содержания данного понятия и связь его с индивидуальными особенностями человека, характерные черты его выраженности у различных категорий граждан. Формирование жизнестойкости личности способно решить многие практические задачи современного общества. В современных условиях личность комфортно живет и развивается, однако внешние факторы могут являться
стимуляторами стрессового состояния. Это способствует снижению чувства безопасности и защищенности современного человека, повышению тревожных состояний. В этом контексте одной из важных задач является развитие позитивного мышления, способности брать ответственность. Одним из индивидуальных качеств, способных повлиять на развитие указанных характеристик является жизнестойкость [2].
В образовательных организациях развитие жизнестойкости реализуется с целью личностно-профессионального становления студентов. Развитие жизнестойкости позволяет будущим специалистам исключить возможную личностную деформацию и иные деструктивные личностные проявления.
Жизнестойкость включает в себя определенные компоненты, которые составляют её структуру.
К жизнестойким установкам относится вовлеченность, которая представляет собой убежденность в том, что даже в кризисных и неприятных ситуациях целесообразно оставаться вовлеченным. Человек должен быть заинтересован в повседневных делах, обсуждать актуальные вопросы с окружающими, принимать активное участие в происходящем, прилагать максимум усилий для помощи. В качестве антипода вовлеченности выступает отчужденность [3].
Второй компонент - контроль, предполагающий уверенность в том, что на любую ситуацию можно оказать влияние и способствовать наиболее благоприятному исходу событий. Если ситуацию невозможно повернуть в нужное русло и её последствия не поддаются воздействию, то человек с высоким уровнем контроля способен изменить отношение к ней, переоценить происходящее. Антиподом контроля является беспомощность.
Третьим компонентом жизнестойкости является принятие риска, которое выражается в вере в то, что стрессовые и переменчивые состояния являются непосредственной частью жизнедеятельности каждого индивида. Любая ситуация способствует накоплению жизненного опыта, который направлен на развитие себя и понимания жизни. Антипод представляет собой ощущение угрозы [1].
В рамках реализации образовательного процесса необходимо использовать технологии, способствующие развитию жизнестойкости студентов.
Спортивная деятельность является важным фактором развития жизнестойкости студентов. В образовательных организациях необходимо проводить соревнования по различным направлениям, устраивать Дни здоровья, организовывать совместные зимние развлечения. Секции по плаванию, волейболу, легкой атлетике, теннису, реализация фитнес-направления способствует вовлечению студентов в жизнедеятельность образовательной организации и поддержанию здорового образа жизни.
Трудовое воспитание ориентировано на развитие самостоятельности и ответственности студентов, интерес заниматься образовательной, научной и познавательной деятельностью. В рамках трудового воспитания целесообразно привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности, производственной практике. Студенты могут попробовать свои силы в детских лагерях, волонтерских движениях [4].
Психологические опросы, тренинговые занятия со студентами, диагностика депрессивных состояний также является востребованным инструментом на пути к развитию жизнестойкости студентов. Тренинги позволяют проработать стрессовые ситуации, получить профессиональную помощь.
В качестве примера рассмотрим тренинг, направленный на оказание психологической поддержки человеку в трудной жизненной ситуации. Цель данного тренинга состоит в оказании психологической поддержки студентов, оказавшихся в кризисной ситуации. Тренинг включает в себя разминочное задание «Комплимент», содержание которого направлено на то, чтобы каждый студентов в свой адрес получил комплимент. Фраза может начинаться со слов «Больше всего в тебе меня привлекает...».
Следующее упражнение «Критика и поддержка» должна дать понять студентам, что в
их жизни будут присутствовать оба эти состояния. Педагог предлагает одному из участников задание, например, нарисовать на флипчарте вид из окна. Вначале участники бурно поддерживают студента словами «Как красиво! Молодец», а при дальнейшем выполнении выражают сомнение в его возможностях такими словами, как «У тебя ничего не получится».
Далее студентам целесообразно организовать мини-дискуссию, в ходе которой они обсудят следующие вопросы:
- почему люди мало заинтересованы в поддержке других?
- всегда ли поддержка оказывает положительное, а критика отрицательное влияние? Может ли критика оказывает позитивное воздействие?
- чем отличается поддержка от комплимента и похвалы?
Далее студенты участвуют в задании «Красный карандаш», суть которого состоит в том, чтобы один из пары участников вспомнил случай, когда он допустил ошибку. Второй участник критикует это поведение. Затем рассказ следует повторить, только с условием оказания поддержки друг другу. В результате рефлексии студенты делятся ощущениями при критике и поддержке.
В ходе проведения данного тренинга задания способствуют принятию себя студентами, преодолению кризисных состояний в жизненных ситуациях. Обучающиеся учатся принимать критику, отвечать на замечания, спокойно реагировать на комплименты и поддержку. Развитие жизнестойкости позволяет студентам гармонично реализовывать свой потенциал в независимости от внешних и внутренних факторов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Куликова, Т. И. Изучение взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий у студентов разного возраста в период пандемии / Т. И. Куликова // Научно-педагогическое обозрение. - 2022. -№ 3(43). - С. 168- 175. - DOI 10.23951/2307-6127-2022-3-168-175. - EDN CMFNST.
2. Мальцева, Я. С. Особенности субъективного благополучия личности студента с разным уровнем жизнестойкости / Я. С. Мальцева, Е. В. Кулеш // Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ : В двух томах, Хабаровск, 17-25 апреля 2018 года / Ответственные за выпуск: И. Н. Пугачев, А. В. Казарбин. Том 2. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. - С. 299-303. - EDN XTICNF.
3. Петрищева, В. С. Изучение жизнестойкости студентов-психологов и студентов-дефектологов / В. С. Петрищева // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых : Сборник материалов научно-практических конференций, Владимир, 12 марта - 06 2018 года. - Владимир: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2018. - С. 1488-1494. - EDN ZBJLZZ.
4. Развадовская, А. В. Жизнестойкость как ресурс адаптации студентов первого курса / А. В. Развадовская // Международный научный студенческий журнал. - 2020. - № 11. - С. 131-134. - EDN MKKKIW.
REFERENCES
1. Kulikova, T. I. Izuchenie vzaimosvyazi zhiznestojkosti i koping-strategij u studentov raznogo vozrasta v period pandemii / T. I. Kulikova // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. -2022. - № 3(43). - S. 168- 175. - DOI 10.23951/2307-6127-2022-3-168-175. - EDN CMFNST.
2. Mal'ceva, Ya. S. Osobennosti sub^ektivnogo blagopoluchiya lichnosti studenta s razny'm urovnem zhiznestojkosti / Ya. S. Mal'ceva, E. V. Kulesh // Materialy' sekcionny'x zasedanij 58-j studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii TOGU : V dvux tomax, Xabarovsk, 17-25 aprelya 2018 goda / Otvetstvenny'e za vy'pusk: I. N. Pugachev, A. V. Kazarbin. Tom 2. - Xabarovsk: Tixookeanskij gosudarstvenny'j universitet, 2018. - S. 299-303. - EDN XTICNF.
3. Petrishheva, V.S. Izuchenie zhiznestojkosti studentov-psixologov i studentov-defektologov / V.S. Petrishheva // Dni nauki studentov Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigorevicha i Nikolaya Grigorevicha Stoletovy'x : Sbornik materialov nauchno-prakticheskix konferencij, Vladimir, 12 marta - 06 2018 goda. - Vladimir:
Vladimirskij gosudarstvenny'j universitet im. Aleksandra Grigorevicha i Nikolaya Grigorevicha Stoletovy'x, 2018. - S. 1488-1494. - EDN ZBJLZZ.
4. Razvadovskaya, A. V. Zhiznestojkosf kak resurs adaptacii studentov pervogo kursa / A. V. Razvadovskaya // Mezhdunarodny'j nauchny'j studencheskij zhurnal. - 2020. - № 11. - S. 131-134. - EDN MKKKIW.
Информация об авторах О.И. Ваганова — кандидат педагогических наук, доцент; В.Ю.Ершов — магистрант, преподаватель.
Information about the authors O I. Vaganova - candidate of pedagogical Sciences, associate professor; V. Yu. Ershov - undergraduate, lecturer.