Г.П. Кабанов
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Сибирский государственный технологический университет
Уровень развития современного общества определяется, как известно, его интеллектуализацией, информатизацией и гуманизацией. Рост и приумножение этого потенциала является основной задачей системы образования, в том числе высшего технического. В свою очередь, развитие системы высшего образования требует повышения качества подготовки педагогических и инженерно-педагогических кадров, тем более потому, что профессорско-преподавательский состав технических вузов обычно пополняется за счет наиболее способных выпускников этих вузов, которые не имеют специальной пси-холого-педагогической подготовки. Однако многие из них, повысив свою психолого-педагогическую квалификацию, становятся высококвалифицированными педагогами, чья творческая активность направлена на развитие творческого потенциала студентов, их склонностей к исследовательской и профессиональной деятельности, на повышение качества подготовки специалистов в вузе.
Проведенные исследования показали, что такие педагоги обладают определенными способностями и индивидуально-психологическими особенностями, которые способствуют их успешной работе в разных сферах деятельности, в том числе педагогической, и становлению их профессионализма.
Успех личности в той или иной деятельности во многом определяется ее склонностью к этой деятельности. Поэтому подготовку высококвалифицированных инженерно-педагогических кадров в техническом вузе следует начинать с диагностики склонностей студентов к педагогической, исследовательской деятельности, а учебный процесс должен обеспечивать развитие способностей и качеств, характеризующих профессионализм педагога. К ним относится направленность на эффективную педагогическую деятельность, развитие творческого потенциала обучающихся, высокий уровень развития общих, специальных, профессиональных способностей и компетентности - социально-психологической, коммуникативной и профессионально-педагогической: методической, дифференциально-психологической, аутопсихологической.
Обладая высоким уровнем развития различных способностей и компетентности, педагог - творческая личность - способен:
1. Разрабатывать и применять эффективные технологии, методы и формы обучения, обеспечиваю-
щие активную, самостоятельную познавательную деятельность студентов, формирование системы знаний, развитие интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей студентов.
2. Разрабатывать комплексные задания-задачи, тематику курсовых и дипломных работ и проектов, способствующих развитию их творческих способностей и профессионально-важных качеств, необходимых студентам в их будущей профессиональной деятельности.
3. Обеспечивать повышение качества обучения, качества подготовки специалистов (в том числе путем применения диагностических систем, выполняющих не только контролирующие, но и обучающие и развивающие функции), развитие их творческого потенциала как в период обучения в вузе, так и в будущей профессиональной деятельности за счет развития способностей к саморазвитию и самосовершенствованию.
Какие же технологии, формы и методы обучения следует применять в образовательном процессе технического вуза, чтобы у студентов - будущих инженеров-педагогов - развивались профессионально-педагогические способности?
Одной из основных задач вузовской педагогики и психологии является создание технологий, обеспечивающих как обучающие, так и развивающие функции. Это, по нашему мнению, возможно, если посредством технологий в образовательном процессе реализуются: принципы гуманизации образования, развития и саморазвития личности; основные психологические концепции (обучение на высоком уровне трудности, развитие психических познавательных процессов, развитие образного и пространственного, дедуктивно-индуктивного мышления, проблемное обучение, формирование системного знания) и дидактические принципы обучения, концепция формирования психологической системы деятельности -психологической готовности к профессиональной деятельности, а также учитываются индивидуальнопсихологические особенности и склонности студентов к разным сферам профессиональной инженернотехнической или инженерно-гуманитарной деятельности. Наиболее полно эти принципы могут быть реализованы в компьютерных технологиях обучения, особенно если преподаватели тех или иных дисциплин, обобщая, систематизируя и структурируя учебную информацию по отдельным темам, представля-
ют ее крупными блоками, например, в виде структурно-логических схем (СЛС), и по дедуктивному принципу. Такое представление информации, наряду с концептуальным, наилучшим образом воспринимается и осваивается студентами - обладателями различных свойств нервной системы (темперамента) и функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга [1].
В Сибирском государственном технологическом университете (СибГТУ) при подготовке инженернопедагогических кадров (будущих преподавателей для системы высшего технического образования) как по психолого-педагогическим, так и по общепрофессиональным и специальным дисциплинам находят все более широкое применение модульные, проблемные и компьютерные технологии обучения. Отметим основные особенности этих технологий.
Модульные технологии обучения дают возможность создавать гибкие образовательные структуры (учебные элементы - модули) как по содержанию, так и по его организации. Они позволяют удачно сочетать признаки программированного, проблемного, активного и индивидуально-дифференцированного обучения при высокой степени самостоятельной работы учащихся. Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной модульной программы, составленной из отдедьных модулей [2]. Каждый уровень представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по операциям -шагам. При этом используется информация и методические руководства по достижению поставленных целей, заключенных в «учебных элементах» -модулях. По определению Л.Д. Столяренко [3], модуль - это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.
Анализ теоретических основ модульного обучения дает право говорить о его преимуществах:
- систематизация целей и содержания обучения;
- динамичность и гибкость;
- реализация деятельностного подхода путем использования технологий активного обучения;
- достижение высокой степени индивидуализации обучения посредством четкой структуризации содержания обучения и подборов методов его организации;
- модульное обучение является высокотехнологичным, что весьма расширяет границы его применения на всех уровнях образования: в школах, лицеях, колледжах, училищах, институтах, ФПК [4].
Опыт использования учебных элементов, разработанных по курсу «Методика преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин», позволяет сделать вывод, что высокая степень ин-
дивидуализации обучения обусловливается тем, что каждому студенту выдаются учебные элементы, которые он изучает самостоятельно.
Перечень учебных элементов по изучаемой дисциплине может подбираться педагогом в соответствии с индивидуадьными особенностями, уровнем подготовки учащихся, студентов.
Кроме того, происходит постоянный контроль и коррекция успешности обучения, а так как количество лекционных занятий ограничено, то все больший объем учебного материала осваивается студентами самостоятельно. Использование учебных элементов значительно экономит время студентов по получению и усвоению знаний, способствует формированию профессиональных умений и навыков и повышению качества обучения в целом.
Проблемное обучение рассчитано на формирование не только профессиональных, но и творческих способностей студентов, поэтому его иногда называют продуктивным или развивающим, творческим обучением. Самостоятельное приобретение и создание новых знаний - суть проблемного обучения.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие интеллектуальных способностей обучающихся [2].
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, уровню проблемнос-ти, виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные си-
туации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и в результате у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, что требует от преподавателя использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- преподаватель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самостоятельно найти способ его разрешения - сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические (исследовательские) задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство преподавателя, способность вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
В проблемном обучении студент и преподаватель находятся в процессе активного взаимодействия. Типичный случай проблемной ситуации - задача-проблема, требующая от студента объяснения еще не познанных явлений, открытия новых законов. Для студента усвоение неизвестной для него закономерности является открытием, которое он соверша-
ет в процессе обучения в условиях проблемной ситуации, специально организованной для обучения или рассматриваемой на материале «полевых» исследований [5, 6]. Проблемное обучение способствует развитию таких профессиональных способностей и личностных качеств, как доброжелательность, умение вести диалог, принимать самостоятельные решения, умение видеть ставить и разрешать нестандартные проблемы, творческие умения.
Компьютерные технологии обучения, разработанные М.В. Матвеевой по дисциплине «Инженерная графика» [7], включают электронный учебник, обучающие программы, компьютерные тесты, геометрическое моделирование на компьютере и способствуют активизации познавательной деятельности студентов и их подготовке к проектно-конструкторской деятельности.
Электронный учебник по инженерной графике содержит: теоретический материал по дисциплине в виде курса лекций; глоссарий; схемы (структурно-логические, классификационные, ориентировочной основы действий); графические примеры решения задач с пошаговым выполнением построений. Учебник имеет современный дизайн, снабжен удобным навигатором, прост в использовании. Преимуществом этого учебника, по сравнению с бумажным, является его гибкость, возможность модернизации и изменения применительно к различным дидактическим целям. Электронный учебник используется студентами преимущественно при самостоятельной работе. Он является рациональным средством, позволяющим за короткий промежуток времени в индивидуальном режиме дать консультацию по неясному вопросу и тем самым облегчить освоение программы курса.
Обучающие программы, обладающие наглядностью и возможностями включения анимации, обычно включают блок теоретического материала по инженерной графике, а также демонстрацию необходимых практических действий, рассуждения и построения. Используя обучающие программы, студент может самостоятельно подготовиться к контрольной работе, коллоквиуму или экзамену.
Компьютерные тесты по инженерной графике предназначены для контроля и коррекции знаний студентов. После выполнения работы студент получает оценку в баллах на основе процентного соотношения правильных ответов.
Компьютерная графика предоставляет огромные возможности для геометрического моделирования, которое является значимой и сложной областью инженерного творчества. Для освоения студентами геометрического моделирования автором [3] разработаны задания к лабораторному практикуму по освоению графического редактора AutoCAD, при выполнении которых студенты моделируют деталь из простых геометрических тел (цилиндров,
призм, пирамид). Геометрическое моделирование способствует развитию пространственного мышления, воображения, мысленного вращения, анализа и синтеза геометрических форм, действиям масштабного преобразования.
Как же осуществляется образовательный процесс по инженерной графике при применении компьютерных технологий обучения?
При чтении лекций с применением структурнологических схем преподаватель представляет учебную информацию в основном по дедуктивному принципу и помогает студентам увидеть связи между элементами этой информации, что способствует ее лучшему восприятию и освоению обладателями разных индивидуальных стилей познавательной деятельности - когнитивных стилей.
На практических занятиях студенты работают со схемами ориентировочной основы действий, которые отражают алгоритмы решения позиционных и метрических задач.
Классификационные схемы используются студентами при самостоятельной работе, а также в качестве справочного материала, отражая содержание различных тем.
Самостоятельное изучение, самостоятельная работа над учебным материалом является главным в учебной деятельности каждого студента. В процессе семостоятельной работы студентам предоставляется возможность пользоваться обучающими программами, электронным учебником и компьютерными тестами. Тесты разработаны по конкретным темам инженерной графики. По количеству правильных ответов студенты могут судить о качестве изучения конкретной темы и, соответственно, откорректировать свои знания.
В традиционный курс начертательной геометрии включены лабораторные работы в компьютерном классе, выполняя которые студенты осваивают работу с графическим редактором AutoCAD, получают навыки моделирования геометрических объектов и представление о принципах создания изображений на компьютере.
Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о повышении уровня развития общего и технического интеллекта, пространственного мышления у студентов, изучающих инженерную графику с применением компьютерных обучающих программ, по сравнению с такими же показателями у студентов, обучающихся по традиционной методике.
Применение в образовательном процессе модульных, проблемных и компьютерных технологий обучения способствует развитию как профессионально-педагогических, так и технических способностей студентов - будущих педагогов в системе высшего технического образования. Об этом свидетельствуют результаты исследова-
ний, проведенных на кафедре машин и аппаратов химических производств (МАХП), выпускающей специалистов инженерно-технического и инженерно-педагогического профиля. В процессе исследования по методике НИИКСИ при СПбГУ определялся уровень развития различных компонентов технического интеллекта:
- логичности мышления - способности устанавливать связи по формальному признаку;
- способности к анализу и синтезу - способности из множества связей выделить сущностные для данного явления, определить структуру задачи и затем представить процесс решения задачи в целом, предвидеть конечный результат;
- критичности мышления - способности посмотреть на полученный результат с разных точек зрения, объективно оценить его;
- абстрактного мышления - способности переходить от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям;
- способности к творчеству - способности найти большое количество решений одной задачи;
- умения разбираться в принципах работы технических устройств (ТУ).
В ходе исследования выявилось, что у студентов четвертого курса по сравнению со студентами первого курса более развиты такие компоненты технического интеллекта, как способность к творчеству, анализу и синтезу, и практически не развиваются в процессе обучения логичность и критичность мышления, абстрактное мышление (см. таблицу).
В связи с тем, что у студентов - будущих инжене-ров-педагогов - в процессе обучения должны развиваться не только технические, но и педагогические способности, на кафедре МАПТ была проведена диагностика уровня развития этих способностей у студентов 3-го и 4-го курсов специальности «Профессиональное обучение» по методу Р.С. Немова. Этот метод включал ряд методик по оценке личностных свойств (уровень эмпатии) - тест А.М. Мех-рабиена и Н. Энштейна «Уровень эмпатии»; конструктивных способностей (уровень педагогического мастерства) - тест «Педагогическая ситуация»; организаторских способностей - тест «Кто вы: администратор или лидер?»; рефлексивных способностей (уровень самооценки) - тест на самооценку.
Анализ результатов экспериментальных исследований, проведенных в четырех группах, позволил сделать следующие выводы:
- у большинства студентов сформирован средний уровень эмпатии, что очень важно для педагогов, так как эмпатия - способность к сопереживанию, вниманию к другим людям;
- меньшая часть студентов каждой группы обладает высокоразвитыми профессионально-педагогическими способностями, а у многих студентов
сформирован средний уровень педагогических способностей;
- у большинства студентов развиты организаторские способности, т.е. они обладают способами организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания, взаимодействия учащихся в группе, организации собственного взаимодействия с учащимися, что так важно в их будущей педагогической деятельности;
- 75 % опрошенных студентов имеют адекватную самооценку, т.е. трезво оценивают свои успехи и неудачи, одобрение и неодобрение окружающих, критическое отношение к себе и к окружающим; 25 % свойственна завышенная самооценка, т.е. они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достичь.
В целом анализ результатов свидетельствует, что в каждой группе высокоразвитыми профессионально-педагогическими способностями обладают 2-3 студента, а у большинства сформирован средний уровень развития этих способностей.
В связи с этим преподавателям, ведущим занятия со студентами - будущими педагогами, следует особое внимание обратить на организацию активной познавательной деятельности студентов, на применение в образовательном процессе таких технологий и методов обучения, которые обеспечивали бы эффективное развитие интеллектуальных, технических, педагогических и творческих способностей выпускаемых вузом специалистов.
Курс Кол-во студентов Логичность Анализ, синтез Критичность Абстрактность Творчество ТУ
I 24 33.3 45.76 12.48 4.16 41.6 16.64
IV 18 33.3 66.6 16.6 5.6 66.6 22.4
Литература
1. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Томск, 2003.
2. Кабанов Г.П. Педагогические технологии в техническом вузе. Красноярск, 2004.
3. Столяренко Л.Д., Столяренко В.С. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д, 2001.
4. Сибирская М.П. Профессиональное обучение. Педагогические технологии: Учеб. пос. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2000.
5. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М., 2000.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
7. Матвеева М.В. Активизация подготовки студентов к инженерно-конструкторской деятельности посредством компьютерных технологий: Дис. ... канд. пед. наук, Красноярск, 2003.
И.Г. Никифорова
ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
Прокопьевский филиал Томского государственного университета
Профессионализм был и является важнейшим качеством специалиста. Поэтому развитие профессиональных способностей выпускников занимает одно из самых важных мест в решении проблем социализации студентов, их адаптации к стремительно изменяющимся условиям современной жизни.
По мнению И.Ф. Харламова, «под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его миро-
воззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений» [1].
М.Н. Сибирская пишет: «...в процессе обучения основной частью является развитие обучаемого. Развитие - это раскрытие его способностей творческого мышления, профессиональной пригодности» [2].
Прежде чем рассматривать профессиональные способности, присущие специалисту-менеджеру, раскроем сущность категории способностей.
Согласно педагогической энциклопедии, способность - свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной де-