Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛОДИДАКТИКИ'

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛОДИДАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЫСЛОДИДАКТИКА / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВ ЛИЧНОСТИ / ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / DEVELOPMENTAL LEARNING / SENSE DIDACTICS / LEARNING TECHNOLOGIES / TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT OF MEANINGS OF PERSONALITY / DIALOGUE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чибаков Анатолий Сергеевич

Статья посвящена актуальной проблеме развития личности учащегося на основе технологий нового педагогического направления - смыслодидактики. Автор рассматривает обучение, как процесс субъект-субъектных отношений обучающего и обучаемого. Указывается различие в формировании знаниевых и смысловых структур личности. Кратко описываются современные технологии смыслообразования. Акцентируется внимание на роли учебного диалога в развитии смысловой сферы личности. Называются перспективные направления в исследовании технологий смыслодидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE CONCEPT OF SENSE DIDACTICS

The article is devoted to the topical issue of student’s personality development on the basis of technologies of a new pedagogical direction - sense didactics. The author considers training as a process of subject-subject relations of the educator and the learner. The difference in the formation of knowledge and semantic structures of personality is indicated. Modern technologies of meaning formation are briefly described. Attention is focused on the role of educational dialogue in the development of the semantic sphere of personality. The perspective directions in research of technologies of sense didactics are revealed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛОДИДАКТИКИ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Технологии развития личности в концепции смыслодидактики

Чибаков

Анатолий Сергеевич

Кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе Яранского технологического техникума (Яранск, Кировская область)

Anatolii S. Chibakov

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director for Educational work of Yaransk Technology College (Yaransk, Kirov region)

e-mail: [email protected] УДК 37.026.1

Technologies of personality development in the concept of sense didactics

Статья посвящена актуальной проблеме развития личности учащегося на основе технологий нового педагогического направления - смыслодидактики. Автор рассматривает обучение, как процесс субъект-субъектных отношений обучающего и обучаемого. Указывается различие в формировании знаниевых и смысловых структур личности. Кратко описываются современные технологии смыслообразования. Акцентируется внимание на роли учебного диалога в развитии смысловой сферы личности. Называются перспективные направления в исследовании технологий смыслодидактики.

Ключевые слова и словосочетания: развивающее обучение, смыслодидактика, технологии обучения, технологии развития смыслов личности, диалоговое обучение.

The article is devoted to the topical issue of student's personality development on the basis of technologies of a new pedagogical direction - sense didactics. The author considers training as a process of subject-subject relations of the educator and the learner. The difference in the formation of knowledge and semantic structures of personality is indicated. Modern technologies of meaning formation are briefly described. Attention is focused on the role of educational dialogue in the development of the semantic sphere of personality. The perspective directions in research of technologies of sense didactics are revealed.

Keywords: developmental learning, sense didactics, learning technologies, technologies of development of meanings of personality, dialogue learning.

Современные психолого-педагогические концепции рассматривают обучение в качестве процесса развития личности учащегося, который сопровождается присвоением знаний, овладением способами действий и практическим опытом, формированием компетенций. Именно развитие личностных качеств выступает в настоящее время на первый план в ряду стратегических задач на всех уровнях образования. Высшая цель любого обучения заключается в становлении системы ценностей, основ жизнетворчества и общей культуры. Следовательно, траекторию развития личности определяют и раскрывают преобразования в ее смысловой сфере.

На этом основании профессионально-педагогический интерес вызывают технологии смыслодидактики, исследующей формирование структур «ядра» личности на содержании учебного материала, как носителе смыслов и потенциальном факторе смыслового развития. Теоретические основы смыслодидактики освещены

Metters of Education and Personnel Training

в работах И.В. Абакумовой, М.В. Годунова, И.С. Дышлюк, А.М. Журавлевой, Л.Ц. Кагермазовой, Д.В. Пенькова, И.А. Рудаковой, В.Т. Фоменко, М.Ю. Чернышова и др.

В двуедином процессе обучения участвуют обучающий и обучаемый, при том, что каждый из них является субъектом совместной деятельности. Функции педагога связаны с активизацией и координацией действий учащихся на запланированный результат в условиях предоставленной самостоятельности и возможности выбора. Поэтому педагогическое управление приобретает опосредованный, косвенный, характер и осуществляется через ситуации, которые целенаправленно создаются обучающим с предусмотренными вариантами их разрешения. Предметом мыслительно-коммуникативного взаимодействия в субъект-субъектных отношениях обучающего и обучаемого является выделенная учебная проблема, решаемая в ходе предметной, интеллектуальной или поисковой деятельности. Следовательно, обучающий при помощи средств педагогических технологий не столько передает готовые знания, сколько транслирует смыслы, ценности и элементы культуры.

Технологии обучения в смыслодидактике представляют механизмы перевода текстового содержания на субъектную деятельность учащихся и далее на устойчивые структуры личности. То есть, предназначение технологий заключается в создании педагогических условий для раскрытия обучаемыми необходимых смыслов. Отметим, что в отличие от структур знаний, конструктам смыслов нельзя научить и научиться. Смыслы рождаются, постигаются, раскрываются, осознаются, расширяются, углубляются, интегрируются, уплотняются, преобразуются, угасают, утрачиваются и т.д. В таком случае способы познания, такие как, например, эвристические или исследовательские методы, обеспечивают поиск и распаковывание смыслов. Поэтому смыслодидактическая сущность технологий обучения, основанных на использовании данных методов и средств, состоит и инструментальной составляющей смыслообразования.

Более значимыми представляются технологии обучения, ориентированные непосредственно на смыслообразование учащихся, что в той или степени сопровождается состояниями переживания. И.В. Абакумова выделяет следующие группы таких технологий [1, с. 194-195]:

а) технологии, способствующие самоактуализации опыта учащихся, подводящие к эмоционально-психологическим установкам, выводам, заключениям, формирующие личностно-смысловой контекст, помогающие преобразовать воспринимаемые факты и сведения в конкретные образы;

б) диалоговые технологии во внешнем и внутреннем плане;

в) игровые технологии, включая компьютерные;

г) технологии, обеспечивающие самовыражение учащихся - ситуации выбора, персонализация, задания на саморефлексию и экзистенциальные проявления;

д) технологии эмоционально-волевой поддержки и стимулирования - ситуации успеха; задания на проявление самодифференциации и самоиндивидуализации; модели жизненного самоопределения; моделирование жизненных ситуаций и ситуаций поведения; методы создания личностно значимых ситуаций, инцидента, смыслового погружения, ценностно-смыслового ориентирования;

е) технологии проблемно-творческого характера - инициация креативности; проблемное обучение; задачи на «смысл» и осознание знаний, «эмоциональное пробуждение разума», инсайт; привлечение ранее пережитых впечатлений; выражение самоощущений; привлечение учащихся в качестве авторов рисунков, схем, оригинальных задач, технических и виртуальных объектов и т.д.

При этом особого внимания заслуживает диалоговое обучение, без которого субъект-субъектное взаимодействие в совместной деятельности не может состояться и которое присутствует во всех педагогических технологиях. Принципиальным отличием диалога от других форм учебной коммуникации является паритетность участвующих сторон. Хотя степень готовности обучающего и обучаемого к диалогу часто оказывается разной. Подтверждением тому служит различие в мышлении: у обучающего оно понятийное и дискурсивное, а у обучаемого - неопределенное и протяженное. По этой причине диалог со стороны педагога нуждается в управлении и психолого-педагогической поддержке обучающихся.

В общем случае, учебному диалогу присущи имитационные свойства. Владея учебным материалом, педагог выстраивает последовательность работы с ним таким образом, чтобы намеренно создать ситуацию несоответствия с теми знаниями и опытом, которыми к данному времени располагают учащиеся. Так провоцируется встречное мыслительно-коммуникативное движение обучаемых, что стимулирует их активное участие в деятельности, личностное отношение к изучаемому объекту, постижение смыслов.

Информационным пространством для диалога является учебный материал. Поэтому совместная деятельность субъектов может основываться на противоречивости суждений, преобразованиях информации,

- 50 -

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2019

Вопросы образования и подготовки кадров

практическом применении правил и законов и т.п. Как следствие, возникает потребность в переосмыслении уже сложившихся представлений и создаются условия для образования новых смыслов и их слияния в крупные смысловые блоки.

Предметной областью учебный диалог выступает в технологии логико-информационного обучения [2]. Представители этого педагогического направления подошли к разработке вопросно-ответных процедур на основе положений эротетической (интеррогативной) логики. Элементарным актом диалога ученые называют пару, состоящую из вопроса и соответствующего его контексту однозначного ответа. Им удалось формализовать структуру описательных, объяснительных и прогностических типов диалогов, реализуемых в открытом, ограниченном и закрытом режимах. Нами проведены успешные исследования по адаптации логико-информационного подхода к теоретическому и практическому обучению квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Разработаны дидактические средства, на которые получены свидетельства Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Однако педагогическую эффективность данной технологии представляется возможным повысить путем интеграции с проблемным обучением.

Учебные проблемы обладают значительным смыслообразующим потенциалом. Будучи поставлена и осознана учащимися, проблема требует разрешения диалоговыми способами. При этом эффективность смыслообразования тем выше, чем более противоречива ситуация для педагога. Кроме того, снятие в ходе диалога одной неопределенности приводит к возникновению другой проблемной ситуации.

В процессуальном плане диалог активизирует, прежде всего, актуальный опыт обучаемого, то есть опыт, который имеет для него особое значение, а значит, обладает лучшими предпосылками для позитивных преобразований в смысловой сфере личности. Поэтому исключительно важно для педагога знание личного опыта учащегося и понимание закономерности перехода с течением времени сформированного у него опыта из актуальной в периферийную зону.

Таким образом, завершая краткое изложение технологических аспектов смыслодидактики, выскажем предположение, что существующие методы и средства развивающего обучения, ориентированные в первую очередь на формирование познавательных и творческих качеств личности, могут быть переосмыслены с позиции становления структур сознания и самосознания учащегося. В результате возможным переход к смыслоразвивающим педагогическим технологиям. Их главное достоинство заключается в том, что обеспечивается пространство с неограниченным числом степеней свободы и траекторий развития личности.

Перспективными направлениями дальнейших научных поисков в области смыслодидактики представляются исследования, связанные с определением показателей-маркеров смыслообразующих стратегий [3], смыслотехниками и их классификацией [4], технологиями и методиками трансляции смыслов в обучении [5] и др.

Библиографический список

1. Абакумова И.В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. - М.: Изд-во «КРЕДО», 2008. - 386 с.

2. Федоров Б.И. Курс повышения квалификации учителей «Логико-информационные технологии обучения» ЛИТО. СПб.: СПбАППО, 2010. 278 с.

3. Абакумова И.В., Годунов М.В. К вопросу о выявлении маркеров смыслообразующих стратегий // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 5 (27). С. 150-156.

4. Абакумова И. В., Мироненкова Н. Н., Пеньков Д. В. Смыслотехники, обращенные к субъектному опыту обучающегося как основе его ценностно-смыслового выбора на примере математики // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 63-80. doi: 10.21702/rpj.2019.2.4.

5. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Ермаков П.Н. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса: монография - М.: Кредо, 2016. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.