Научная статья на тему 'Научно-практические аспекты смыслодидактики: актуальность и перспективы'

Научно-практические аспекты смыслодидактики: актуальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
смыслодидактика / смысл / смыслообразование / модель и механизм смыслообразования / смысловая система и сфера личности / развитие личности. / sense didactics / sense / sense formation / model and mechanism of sense formation / semantic sys- tem and sphere of personality / personality development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чибаков А. С.

Статья посвящена концептуальным основам смыслодидактики – современного педагогического направления, интегрирующего гуманитарное знание для направленно создания в образовательном процессе условий смысловой реальности. Кратко рассматриваются принципиальные положения смыслодидактики. Анализируется ее понятийный аппарат с тем, чтобы выделить две группы терминов и определений по принципу противоположности «устойчивость – динамичность». Опираясь на существующую модель смыслообразования, автор в собственной трактовке описывает функциональный механизм преобразований в смысловой сфере личности. В заключительной части работы называются перспективные исследования, развивающие научно-практические основы смыслодидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL ASPECTS OF SEMANTIC DIDACTICS: RELEVANCE AND PROSPECTS

The article is devoted to the conceptual foundations of semantic didactics – a modern pedagogical direction integrating humanitarian knowledge for the purpose of creating conditions of semantic reality in the educational process. The basic provisions are briefly considered and the conceptual apparatus of semantic didactics is analyzed in order to distinguish two groups of terms of definitions on the principle of the opposite "stability-dynamism". Based on the existing model of meaning formation, the author in his own interpretation describes the functional mechanism of transformations in the semantic sphere of personality. In the final part of the work the perspective researches developing scientific and practical bases of sense didactics are called.

Текст научной работы на тему «Научно-практические аспекты смыслодидактики: актуальность и перспективы»

112

SOCIAL COMMUNICATION /

УДК 37.09

Чибаков А. С.

Кандидат педагогических наук Яранский технологический техникум Яранск, Кировская область DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10741

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛОДИДАКТИКИ: АКТУАЛЬНОСТЬ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Chibakov A.S.

Candidate of pedagogics Yaransk technological College Yaransk, Kirov region

SCIENTIFIC AND PRACTICAL ASPECTS OF SEMANTIC DIDACTICS: RELEVANCE AND

PROSPECTS

Аннотация

Статья посвящена концептуальным основам смыслодидактики - современного педагогического направления, интегрирующего гуманитарное знание для направленно создания в образовательном процессе условий смысловой реальности. Кратко рассматриваются принципиальные положения смыслодидактики. Анализируется ее понятийный аппарат с тем, чтобы выделить две группы терминов и определений по принципу противоположности «устойчивость - динамичность». Опираясь на существующую модель смыслообразования, автор в собственной трактовке описывает функциональный механизм преобразований в смысловой сфере личности. В заключительной части работы называются перспективные исследования, развивающие научно-практические основы смыслодидактики.

Abstract

The article is devoted to the conceptual foundations of semantic didactics - a modern pedagogical direction integrating humanitarian knowledge for the purpose of creating conditions of semantic reality in the educational process. The basic provisions are briefly considered and the conceptual apparatus of semantic didactics is analyzed in order to distinguish two groups of terms of definitions on the principle of the opposite "stability-dynamism". Based on the existing model of meaning formation, the author in his own interpretation describes the functional mechanism of transformations in the semantic sphere ofpersonality. In the final part of the work the perspective researches developing scientific and practical bases of sense didactics are called.

Ключевые слова: смыслодидактика, смысл, смыслообразование, модель и механизм смыслообразования, смысловая система и сфера личности, развитие личности.

Key words: sense didactics, sense, sense formation, model and mechanism of sense formation, semantic system and sphere of personality, personality development.

Преобразования первых десятилетий нового века на волне процессов информатизации, цифро-визации и глобализации убедительно заявляют о начале эпохи стремительных перемен, охватывающих все стороны жизни. Но прогрессивные трансформации не оставляют в стороне своего создателя, а напротив, вызывают рост требований к профессиональным и личностным качествам современного работника.

В условиях информационного общества и цифровой экономики повышается интенсивность познавательных процессов при высоком спросе на креативность, ответственность, компетентность, мобильность и другие устойчивы проявления личности. Противостоять новым вызовам сотрудникам учреждений и организаций и обучающимся, получающим профессиональное образование, способствует мотивация деятельности, основанная на личностных смыслах. По этой причине обоснованный исследовательский интерес вызывает новое направление педагогики - смыслодидактика, рассматривающая обучение, как особую смысловую реальность.

Теоретическим базисом смыслодидактики выступает межпарадигмальная методология философских и психологических концепций и теорий, использующая культурологический, герменевтический, семиотический, аксиологический, экзистенциальный, феноменологический, синерге-тический подходы к гуманитарному знанию. Значительный вклад в создание научных основ, обеспечивших возникновение смыслодидактики, как самостоятельной области педагогической науки и практики, внесли советские и российские философы (М.М. Бахтин, С.И. Гессен, М.К. Мамарда-швили, В.В. Платонов и др.), психологи (А.Г. Асмо-лов, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, В.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчи-ков, О.К. Тихомиров и др.), педагоги (И.В. Абакумова, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, В.А. Лекторский, А.М. Матюшкин, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, В.Д. Шадриков и др.).

Принципиальные положения смыслодидак-тики заключается в том, что обучение рассматривается как смыслообразующий, смыслосозидающий

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#22i46),2©19 / SOCIAL COMMUNICATION

113

процесс, цель которого состоит в развитии личностных и жизненных смыслов учащихся. При этом смысловые структуры личности считаются ячейками сознания, а значит, являются высшей инстанцией саморегуляции жизнедеятельности человека. Исключительно важен и тот факт, что смыслам нельзя научить и научиться. Смыслы постигаются, осознаются, образуются, перестраиваются, сливаются, угасают и т.п. Поэтому, в контексте смысло-дидактики, учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить возможность реализации личностью своих созидательных смысловых предпочтений (избирательности) и на этом условии перейти от дифференциации (индивидуализации) обучения к саморегулированию и самостановлению.

Понятийный аппарат смыслодидактики представляет развитую лексическую систему. Термины и определения данной системы можно условно разделить на две группы. К первой группе отнесем такие из них, которые характеризуют относительную устойчивость либо состояния субъекта или объекта учебно-познавательной деятельности, либо отношения между ними: смысл, смысловая связь, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, смысловая сфера личности, смысложизненная концепция и стратегия и т.д. Ко второй группе отнесем понятия с выраженной динамикой процессов преобразований смысловых структур личности при взаимодействии с объектом или другим субъектом: смысловая установка, индукция смысла, инсайт, операционный смысл, полагание смысла, смыслообразование, смыслоосознание, смысло-строительство, личностный и жизненный смыслы, столкновение смыслов, смысловая регуляция и т.п.

Считаем возможным в каждой группе выделить ключевое понятие: в первой группе - «смысл», во второй - «смыслообразование». Данные понятия обладают взаимодополняющей сущностью. Смысл (отношение между субъектом и объектом) воплощается в личностных структурах, а смыслообразо-вание направлено на распространение смысла от ведущих к периферическим структурам в конкретной деятельности. Иными словами, смысл отражает уровень актуального развития, а смыслообразова-ние обуславливает потенциал развития смысловой системы личности.

Концептуально-интегративная модель смыс-лообразования, предложенная И.В. Абакумовой [1, с. 81-96], воссоздает гуманитарную дескрипцию смысла. Анализ данной модели позволяет схематично представить функциональный механизм смысловых трансформаций.

Общее смысловое поле локализуется срезом сознательного и личного уровней и представляет совокупность полей с разной насыщенностью и выраженностью смыслом. Фактором, вызывающим смысловой импульс, является резонанс на границе зон актуального и ближайшего развития. Возникновение резонанса обуславливает взаимодействие с внешним или внутренним миром. Поле инициации смысла выступает эпицентром смысловой пульсации, которая стремится расширить границу между

зонами развития. Реализуется внешневнутреннее взаимодействие в форме коммуникативного или мысленного диалога. Рождение смысла происходит «одномоментно, дискретно, и в зависимости от силы и яркости для его носителя он или становится составной частью, фрагментом смысловой сферы, или отчуждается, оставляя при этом соответствующий смысловой след» [1, с. 83].

Расширение и уплотнение смыслов указывают на их количественные изменения, которые на определенном уровне развития перерастают в новые качественные состояния. Смысловое и личностное становление, формирование ценностей опосредованы полем смысловой самоактуализации личности. При этом окружающая человека действительность обладает необходимым потенциалом для самосовершенствования. Все наполнение жизненного пространства (общение, обучение, культура, спорт и т.д.) способствует смыслообразу-ющей деятельности, результатами которой являются новообразования и модификации смыслов. Следовательно, смысловая система личности постоянно обновляется и перестраивается: какие-то смыслы укрепляются, разрастаются, интегрируются, а какие-то гаснут, замещаются, утрачиваются.

Практически положения смыслодидактики воплощаются в реальном учебном процессе средствами регулирующих воздействий на условия смыслообразования и смысловой деятельности каждого учащегося переносом приоритетного акцента с одних из них на другие. Раскрытие учащемуся личностных смыслов способствует успешности, выступает стимулом к осознанной деятельности и запускает механизм самофункционирования личности. В педагогической литературе называются способы достижения смыслообразования: межпредметная интеграция, когда смысл одного содержания постигается через смысл другого содержания; осознание учебных текстов, как носителей смыслов [2, с. 27].

Современное развитие основ смыслодидак-тики находит воплощение в разработке принципов смыслоориентированной педагогики и концепции смыслоцентризма в педагогической науке [3, с. 43]. Следуя им, культурные смыслы (деятельности, нравственности, жизни) понимаются в качестве патриотической нацеленности и являются главной целью развивающего обучения и воспитания. Вместе с тем, в теории и практике активно исследуются ответвления смыслодидактики, такие как смысловые интенции (М.С. Мышкина, Е.А. Павлова, О.В. Фролов и др.), «задачи на смысл» (И.В. Абакумова, И.В. Данченко, А.А. Зеленов, Н.Ю. Зильбер-бранд, Д.В. Пеньков, И.А. Рудакова, Л.Я. Хоронько и др.), логико-смысловые и математические модели обучения (И.В. Абрамова, С.А. Курманова, Е.П. Мосиенко, Р.Х. Садыкова, Е.В. Самарева, Н.П. Чупахин и др) и т.д.

Таким образом, смысл, как гуманитарная категория, «связывает человека с ценностной структурой социума, миром знаков и образцов поведения»

[4, с. 75]. Потому смысловая направленность и созидательно-смысловое содержание обучения повышают социальную значимость образовательного процесса, с современных позиций рассматривают принципы и подходы к формированию личности, формируют педагогическую культуру нового века.

Литература

1. Абакумова И.В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. - М.: Изд-во «КРЕДО», 2008. - 386 с

2. Абакумова И.В. и др. Смыслодидактика как системное воплощение общей теории смысла в

практике учебного процесса / И.В. Абакумова, А.М. Кукуляр, В.Т. Фоменко // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 3. С. 24-32.

3. Чернышов М.Ю., Журавлева А.М. Психологические критерии эффективности развития в обучении: самостоятельность, активная мыследеятель-ность, доверительный дискурс // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 1 (82). С. 37-50.

4. Харитонов Е.М., Попов В.В. Концепт «Смысл» в философии культуры // Colloquium-journal. 2018. № 8-3 (19). С. 74-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.