Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ PUBLIC RELATIONS КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ'

ТЕХНОЛОГИИ PUBLIC RELATIONS КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
631
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЫНОК / PR ТЕХНОЛОГИИ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ткачева Елена Георгиевна, Сычева Анна Валентиновна

В статье рассматривается проблема снижения физической активности молодежи. Проведен анализ коммуникации политики государства и рынка спортивных услуг. Объясняется, почему физическая культура превращается в сферу услуг, продуктом которой является физкультурно - спортивные услуги, а также деятельность, их обеспечивающая. Приводится понятие SPORT SMM и проанализированы основные методы, которые используют PR - специалисты в сфере спортивного маркетинга. Выявлены особенности использования PR - технологий в российском обществе и то, каким образом какая технология влияет на создание положительного представления о спорте. Предложены средства, с помощью которых государство может популяризировать спорт: контроль качества занятий физкультурой в школах, средне - специальных образовательных учреждениях и высших учебных заведениях, поощрение занятий спортом не только на профессиональном, но и на любительском уровне, создание современных спортивных площадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ткачева Елена Георгиевна, Сычева Анна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC RELATIONS TECHNOLOGIES AS A MEANS OF PROMOTING SPORTS AMONG YOUNG PEOPLE

The article deals with the problem of reducing the physical activity of young people. The analysis of communication between the state policy and the sports services market is carried out. It explains why physical culture is turning into a service sector, the product of which is physical culture and sports services, as well as activities that provide them. The concept of SPORT SMM is given and the main methods used by PR-specialists in the field of sports marketing are analyzed. The features of the use of PR-technologies in Russian society and the way which technology influences the creation of a positive image of sports are revealed. The means by which the state can popularize sports are proposed: quality control of physical education in schools, secondary specialized educational institutions and higher educational institutions, encouraging sports not only at the professional, but also at the amateur level, the creation of modern sports grounds.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ PUBLIC RELATIONS КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 796

ТЕХНОЛОГИИ PUBLIC RELATIONS КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

PUBLIC RELATIONS TECHNOLOGIES AS A MEANS OF PROMOTING SPORTS AMONG YOUNG PEOPLE

Ткачева Елена Георгиевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Tkacheva Elena Georgievna Ph. D., associate professor department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Сычева Анна Валентиновна

студент

факультет математики, информатики и физики Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Sycheva Anna Valentinovna

student

faculty of mathematics, computer science and physics Volgograd State Social Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается проблема снижения физической актив -ности молодежи. Проведен анализ коммуникации политики государства и рынка спортивных услуг. Объясняется, почему физическая культура превращается в сферу услуг, продуктом которой является физкультурно-спортивные услуги, а также деятельность, их обеспечивающая. Приводится понятие SPORT SMM и проанализированы основ -ные методы, которые используют PR-специалисты в сфере спортивного маркетинга. Выявлены особенности использования PR-технологий в российском обществе и то, каким образом какая технология влияет на создание положительного представления о спорте. Предложены средства, с помощью которых государство может популяризировать спорт: контроль качества занятий физкультурой в школах, средне-специальных образовательных учреждениях и высших учебных заведениях, поощрение занятий спортом не только на профессиональном, но и на любительском уровне, создание современных спортивных площадок.

Abstract. The article deals with the problem of reducing the physical activity of young people. The analysis of communication between the state policy and the sports services market is carried out. It explains why physical culture is turning into a service sector, the product of which is physical culture and sports services, as well as activities that provide them. The concept of SPORT SMM is

given and the main methods used by PR-specialists in the field of sports marketing are analyzed. The features of the use of PR-technologies in Russian society and the way which technology influences the creation of a positive image of sports are revealed. The means by which the state can popularize sports are proposed: quality control of physical education in schools, secondary specialized educational institutions and higher educational institutions, encouraging sports not only at the professional, but also at the amateur level, the creation of modern sports grounds.

Ключевые слова: спорт; здравоохранение; рынок; PR-технологии; маркетинг.

Keywords: sports; healthcare; market; PR-technologies; marketing.

Здоровое, подтянутое тело вот уже многие годы является мечтой большого количества людей. Современная мода на спортивную фигуру дает большие возможности различным компаниям, специализирующимся на спорте, производить все больше товаров и услуг, которые активно рекламируются по телевизору и в Интернете. Популяризация спорта в наши дни стала носить не только коммерческий, но и государственный характер [1]. Статья 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» гласит, что органы местного самоуправления уполномочены популяризировать спорт среди различных групп населения. Тем не менее, совокупность моды на спорт и государственной политики, направленной на его популяризацию, до сих пор не делает спорт достаточно популярным среди молодежи. По данным Росстата за 2018 год трое из пяти россиян старше 18 лет имеют избыточный вес, что указывает на то, что необходимы дополнительные усилия, направленные на популяризацию спорта.

Одно из решений данной проблемы в условиях рыночной экономики приходит к нам из бизнеса. С помощью чего производители продвигают свой продукт или услугу в массы? Конечно же, с помощью использования PR-технологий (Public relations technologies).

PR-технологии - это целенаправленная деятельность по формированию определенного мнения о конкретном субъекте, в качестве которого может выступать, коммерческая компания, товар, политический деятель, артист, киноактер, общественная организация, политическая партия и т. д. В нашей статье мы ставим целью раскрыть, с помощью каких средств пиар-технологии могут стать средством созда-ния положительного отношения к спорту и мотивационной составляющей [2].

Спорт в отношении PR-технологии является очень интересными и довольно перспективным направлением. В спорт вовлечено большое количество людей и организаций - спортсмены, предприниматели, журналисты, маркетологи, государственные организации, спортивные клубы, а самое главное зрители и болельщики. Важно учитывать, что спортивный PR сильно отличается от обычной PR-кампании. В построении PR-кампании в индустрии спорта важно обращать внимание на уникальность спорта и отличия спортивного продукта от любых других продуктов и услуг [3].

Маркетинг в области физкультуры и спорта является частью объективной действительности, обязательным элементом жизнедеятельности современного общества, его необходимость и эффективность обусловлены современным уровнем развития рыночных отношений, физкультурного движения и действующими социокультурными традициями общества. Интегрированный спортивный маркетинг - синтез

маркетинга и PR. В круг его задач входит стандартные цели обычного маркетинга: создание спортивного и информационного продуктов, разработка каналов коммуникаций и размещение информации, мониторинг, оценка эффективности, внесение дополнений в последующие действия.

PR-деятельность в индустрии спорта это непрерывный процесс. Вне зависимости от того, соревнования в течение года, как например, чемпионат по футболу, или это крупное событие, как Олимпийские игры, или единичное мероприятие, как финал Кубка Гагарина, PR-специалисты всегда должны проектировать свою деятельность, достигать намеченных целей и оценивать свою работу [3].

Какими же средствами может быть создано положительное отношение к спорту? Физическая культура в нашей стране, как мы уже убедились, является юридически закрепленной отраслью здравоохранения. Наряду с этим, имеет место и наличие огромного числа физкультурно-спортивных услуг. Социальные сети изобилуют предложениями услуг: от покупки комплекса «секретных» упражнений, которые, якобы, способны за месяц сделать из любого человека бодибилдера, до создания грамотных программ похудения, набора мышечной массы, да и в целом диеты для человека, который заинтересован в своем здоровье.

Неудивительно, что на таком огромном поприще предложений физическая культура превращается в сферу услуг, продуктом которой является физкультурно-спортивные услуги - организованные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, а также деятельность, их обеспечивающая (содержание сети физкультурно-спортивных сооружений, организация обслуживания их посетителей во время занятий, торговля, прокат и ремонт спортивных оборудования и инвентаря, услуги спортивного страхования и другие) [4].

Реклама в сфере спорта играет важную роль в его развитии. Выделяют несколько направлений рекламных сообщений спортивной тематики:

- пропаганда физической активности - составляющая здорового образа жизни;

- классическая реклама спорта;

- реклама спортивного инвентаря и спортивной одежды [3].

Последнее является особенно эффективным средством привлечения к спорту. Увидев по телевизору или в Интернете рекламу очередного тренажера, мы тут же бежим его покупать. Чтобы потраченные деньги не пропадали зря, первое время большинство людей действительно усердно занимаются на приобретенном тренажере и оказываются вовлеченными в ту самую политику популяризации спорта. Однако, чаще всего, из-за недостатка мотивации люди вскоре забрасывают купленный инвентарь и вновь откладывают занятия спорта на потом. Тут же возникает вопрос, почему бы не предложить потребителям альтернативу домашним тренажерам — посещение фитнес залов, а особенно специальных групп, ведь известно, что в компании единомышленников мы пропускаем занятия куда реже. Но и тут есть подводные камни.

Общероссийские тенденции направлены на создание в первую очередь фит-нес-центров премиум-уровня, медленнее развиваются ниши среднего и эконом-класса. Клубы в среднем ценовом диапазоне набирают свою популярность в тече-ние последних лет. По данным исследования ReebokFitness, степень наполненности

рынка фитнес-услуг этого сектора составляет 50-60%. При этом емкость и эластичность сегмента находится на достаточно высоком уровне. Сегодня именно в этом классе происходит основная конкурентная борьба за потребителя, поскольку средний ценовой диапазон предоставляет наибольшие возможности для расширения и освоения бизнеса [2]. Так, повсеместная реклама фитнес-центров, в которой клиентов часто привлекают скидками и специальными предложениями, становится еще одним аспектом пиара в сфере спорта.

Еще одной PR-технологией, позволяющей популяризировать спорт является привлечение celebrities к занятиям фитнесом. В век социальных сетей, многие молодые люди проводят очень много времени, наблюдая за чужой жизнью. Для многих кумиры являются примером, и кто как не они могут дать толчок к ежедневной зарядке или посещению зала. Для многомиллионной аудитории советы и личный пример уважаемых людей имеют большое значение при выборе фитнес-клуба или определенного направления в фитнесе, именно поэтому многие шоу бизнесмены становятся амбассадорами крупных фитнес-сетей.

Еще одним инструментов повышения интереса к спорту PR-специалисты используют средства, которые особенно хорошо работают на людей более старшего возраста, а именно — скандалы, распространение слухов, личные встречи со спортсменами, поддержка детских юношеских спортивных школ и спортивно-оздоровительных организаций. Однако, это средство направлено больше именно на бытовой интерес к спорту, нежели чем на занятие им.

Наиболее современным и эффективным средством популяризации спорта оказался SMM (social media marketing). SPORT SMM - это отдельная сфера, которая совсем недавно получила свое распространение. Говоря простыми словами, SMM -это продвижение чего-либо с помощью социальных сетей. Насчет SPORT SMM существуют разные мнения. Так, сейчас практически каждый спортивный клуб имеет свою страничку в ВКонтакте, Instagram, TikTok и других популярных соцсетях. Публикация фрагментов тренировок, фотографии тренеров, истории успеха обычных людей, - все это с помощью специальных алгоритмов отображается в рекомен-дациях у пользователей, они, переходя по ссылкам, видят результаты других, вдохновляются эстетикой похода в спортивный зал, или занятий танцами и, как минимум, задумываются о том, чтобы посетить хотя бы одно занятие. К слову, в целях привлечения новых клиентов, многие спортивные клубы предлагают одно пробное бесплатное занятие, что также подталкивает людей заниматься тем или иным спортом [5].

Таким образом, развитие политики здравоохранения в России привело к появлению феномена спорта как бизнеса. С одной стороны, этот факт за счет естественной конкуренции рынка будет способствовать привлечению как можно большего количества людей в спорт. Достигаться это будет при помощи маркетинга и PR-технологий. С другой стороны, бизнес означает стремление предпринимателя получить выручку, и, следовательно, не ставит собой целью оздоровление населения.

Полагаем, что популяризация спорта должна поддерживаться государством и спортивным бизнесом в совокупности. Со стороны государства необходимо обеспечить контроль качества занятий физкультурой в школах, средне-специальных

образовательных учреждениях и высших учебных заведениях, прививать любовь к физической культуре еще с детства, всячески поощрять занятия спортом не только на профессиональном, но и на любительском уровне, создавать как можно больше современных спортивных площадок, следить за их благополучием. Такая политика приведет к тому, что люди на подсознательном уровне будут понимать важность спорта в их жизни и культура занятий спортом в целом станет куда более распространенной.

Литература

1. Изаак С. И. PR-обеспечение государственной политики в области спорта // Поиск: политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. № 2 (79). С. 28-35.

2. Стаценко И. О., Совальскова Т. Н. Использование рекламных и PR-технологий в спорте // Всероссийская конференция молодых исследователей «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «социальный инженер-2018». Москва : Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2018. С. 236-239.

3. Абросимова А. А., Куликова А. В. Исследование PR-технологий, применяемых в спорте // Спортивный менеджмент: актуальные проблемы, практический опыт и перспективы. Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2020. С. 10-13.

4. Гарина О. Г., Милехина И. А. Фитнес-услуги как средство привлечения граждан к систематическим физкультурно-оздоровительным занятиям // Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75). С. 151-155.

5. Фомичев С. А., Фролова Н. М. PR-технологии в спортивном бизнесе // Медиаис-следования. 2017. № 4-1. С. 184-189.

References

1. Izaak S. I. PR-obespechenie gosudarstvennoy politiki v oblasti sporta [PR-provision of state policy in the field of sports]. Poisk: politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura - Search: policy. Social studies. Art. Sociology. Culture, 2020, no. 2 (79), pp. 28-35.

2. Statsenko I. O., Soval'skova T. N. Ispol'zovanie reklamnykh i PR-tekhnologiy v sporte [The use of advertising and PR-technologies in sports]. Vserossiyskaya konferentsiya molodykh issledovateley «Sotsial'no-gumanitarnye problemy obrazovaniya i professional'noy samorealizatsii «sotsial'nyy inzhener-2018». [All-Russian conference of young researchers "Social and humanitarian problems of education and professional self-realization" social engineer-2018". Moscow, Russian State University named after A.N. Kosygin (Technology. Design. Art) Publ., 2018, pp. 236-239. (In Russia).

3. Abrosimova A. A., Kulikova A. V. Issledovanie PR-tekhnologiy, primenyaemykh v sporte [Research of PR-technologies used in sports]. Sportivnyy menedzhment: aktual'nye problemy, prakticheskiy opyt i perspektivy [Sports management: current problems, practical experience and prospects]. Nizhny Novgorod, National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, 2020, pp. 10-13.

4. Garina O. G., Milekhina I. A. Fitnes-uslugi kak sredstvo privlecheniya grazhdan k sistematicheskim fizkul'turno-ozdorovitel'nym zanyatiyam [Fitness services as a means of

attracting citizens to systematic physical culture and health-improving activities]. Vestnik SGSEU - Bulletin SGSEU, 2019, no. 1 (75), pp. 151-155.

5. Fomichev S. A., Frolova N. M. PR-tekhnologii v sportivnom biznese [PR-technologies in sports business]. Mediaissledovaniya - Media research, 2017, no. 4-1, pp. 184-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.