Научная статья на тему 'Технологии практико-ориентированного обучения в системе довузовского образования'

Технологии практико-ориентированного обучения в системе довузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИ РОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROJECT ACTIVITIES / HOTEL SERVICE / PRACTICAL LEARNING / EDUCATIONAL PROFESSIONAL COMPETENCES / OVERALL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьевская Ирина Владимировна

В статье рассматривается место и роль проектной деятельности в системе практи ко-ориентированного образования, которое осуществляется в Академическом колледже Владивостокского государственного универси тета экономики и сервиса. На примере участия в проекте студентов специальности 101101 «Гостиничный сервис» автор характеризует его цели и задачи, степень участия педагогов. Рас сматриваются результаты проекта, приводятся условия его успешного тиражирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL LEARNING IN PRE-HIGHER EDUCATIONAL SYSTEM

The article reviews the place and the role of project activities in the system of practical education, which are carried out in Vladivostok State University of Economics and Services Academic College. The aims and goals of the project, as well as the level of teacher participation are described with the example of participation of the students of specialization 101101 “Hotel service” in the project. The results of the project are reviewed; the conditions of its successful distribution are stated.

Текст научной работы на тему «Технологии практико-ориентированного обучения в системе довузовского образования»

УДК / UDC 377.1 : 640.4 И. В. Григорьевская

I. Grigoryevskaya

ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ PRACTICAL LEARNING IN PRE-HIGHER EDUCATIONAL SYSTEM

В статье рассматривается место и роль проектной деятельности в системе практи-ко-ориентированного образования, которое осуществляется в Академическом колледже Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. На примере участия в проекте студентов специальности 101101 «Гостиничный сервис» автор характеризует его цели и задачи, степень участия педагогов. Рассматриваются результаты проекта, приводятся условия его успешного тиражирования.

The article reviews the place and the role of project activities in the system of practical education, which are carried out in Vladivostok State University of Economics and Services Academic College. The aims and goals of the project, as well as the level of teacher participation are described with the example of participation of the students of specialization 101101 “Hotel service” in the project. The results of the project are reviewed; the conditions of its successful distribution are stated.

Ключевые слова: проектная деятельность, гостиничный сервис, практико-ориенти-рованное обучение, учебно-профессиональные компетенции, общие компетенции.

Keywords: project activities, hotel service, practical learning, educational professional competences, overall competence.

В системе среднего профессионального образования формирование профессиональных и общих компетенций имеет особенности, связанные:

— с нормативными сроками освоения основной профессиональной образовательной программы (ранним, по сравнению с вузом, началом преподавания профессиональных дисциплин и предполагаемым формированием профессиональных компетенций (2-й курс);

— социально-психологическими характеристиками личности студентов. Большинство студентов средних специальных учебных заведений находятся на стадии «ранней юности» (15—18 лет), у них в меньшей степени,

по сравнению со студентами вузов, развита способность к самоанализу, самодиагностике, осознанию своих достоинств и недостатков, проектированию своей жизненной стратегии и тактики. Их характеризуют недостаток навыков и умений общения, относительно слабое, несформировавшееся стремление к овладению определенной профессией, что затрудняет процесс профессионального самоопределения [1, с. 57].

Эти обстоятельства диктуют необходимость:

— применения педагогических технологий, способных интенсивно и эффективно влиять на развитие профессиональных и общих компетенций,

— наличия условий их применения (возможностей учебно-профессиональной среды).

В настоящее время под педагогическими технологиями подразумеваются организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку конкретную задачу обучения, отвечающее ей содержание, средства, деятельность педагога, деятельность обучающегося, и ориентированные на достижение максимально высокого результата [2, с. 64]. Их классификации разнообразны, теоретические подходы к изучению достаточно разработаны (В. П. Беспалько, В. В. Богорев, Н. В. Бордовская, Н. П. Капустин, Т. Ю. Ломакина, П. И. Пидкасистый, Г К. Селевко и др.). К современным педагогическим технологиям относятся коллективные, личностно ориентированные, активные методы обучения; проблемное обучение; программированное обучение и пр. При выборе технологии обучения учитываются специфика содержания учебного материала, уровень технической оснащенности учебного процесса, особенности студенческого контингента [3, с. 124].

В статье рассматривается роль проектной деятельности в формировании компетенций у студентов Академического колледжа Владивостокского государственного университета экономики и сервиса на примере специальности 101101 «Гостиничный сервис».

Академический колледж Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в соответствии с общей направленностью обучения в вузе осуществляет его по сервисным и экономическим специальностям и является звеном непрерывного образования.

Сервисное обслуживание — это прежде всего множественная система знаний, охватывающая различные стороны жизни и деятельности, имеющая конкретно-целевую и практическую направленность. В Академическом колледже внедрена система практико-ориен-тированного обучения, распространяющаяся на все его подразделения. Главной целью системы практико-ориентированного обучения студентов является максимальное приближение учебного процесса к реальной жизни и проблемам бизнеса. В качестве механизмов решения проблемы практикоориентированно-сти в рамках основных программ в колледже используются:

• практические занятия, включающие прием погружения в квазипрофессиональную среду на базе учебного комплекса ВГУЭС;

• участие специалистов-практиков в учебном процессе;

• система практик и стажировок студентов в компаниях-партнерах;

• проектные и исследовательские работы студентов по заказам предприятий;

• мероприятия в системе дополнительного образования [4, с. 65].

В настоящий момент университет, в образовательную среду которого входит колледж, имеет договоры о партнерстве и сотрудничестве с более чем 400 предприятиями и организациями, активное двухстороннее взаимодействие осуществляется примерно с 40.

При выборе педагогических технологий, соответствующих, во-первых, практической направленности обучения, во-вторых, сложившейся системе практико-ориетированного обучения, в-третьих, сенситивности, свойственной возрасту студентов (16—18 лет), был выбран проектный метод, относящийся к активным методам обучения. На наш взгляд, именно проектная деятельность, осуществляемая с использованием материала из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникаций, наиболее эффективна при формировании учебно-профессиональных и общих компетенций специалиста сферы сервиса [5, с. 246].

ЦМК сервисных дисциплин АК ВГУЭС разработан и внедрен долгосрочный проект «Практико-ориентированная площадка «Опыт работы студента — первые шаги молодого конкурентоспособного специалиста» на базе гостиничного комплекса «Якорь» г. Владивостока. Начало проекта — весна 2012 года, продолжение запланировано на 2013—2014 годы. Проект осуществлялся по предложению директоров ООО «Якорь» Р. А. Вирича, А. В. Вирича (Р. А. Вирич — выпускник Академического колледжа ВГУЭС 2001 года) под общим руководством дирекции СПО.

Гостиничный комплекс «Якорь» относится к разряду малых предприятий. Он располагается в «спальном» районе г. Владивостока, рядом с железнодорожной станцией и автовокзалом, недалеко от моря. В состав комплекса входит гостиница (28 номеров), бар, ресторан, сауна, парковка.

Проект строился на интегративной основе при осуществлении межпредметного взаимодействия: в нем участвовали студенты специальностей «маркетинг», «реклама», «гостиничный сервис», «экономика и бухгалтерский учет» — всего 76 человек.

Нами рассматривается применение прак-тико-ориентированных технологий на примере специальности «гостиничный сервис». Конечная цель разработчиков проекта — формирование профессиональных и общих (коммуникативных, познавательных, информационных] компетенций студентов, требуемых Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО] по специальности 101101 «Гостиничный сервис» [6]. На первой стадии проекта предполагалось первичное погружение студентов в профессиональную среду, при этом, естественно, говорить о полной сформи-рованности компетенций рано.

Ожидаемые результаты проектной деятельности студентов:

• формирование новых и развитие имеющихся комплексов профессиональных навыков, умений и знаний в области ФГОС СПО 101101 5.2.3. «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» и 5.2.4. «Продажи гостиничного продукта»;

• применение профессиональных навыков, умений и знаний в реальных условиях предприятия сферы гостеприимства;

• развитие общих компетенций: информационных, познавательных, коммуникативных. В рамках формирования коммуникативной

компетенции развитие профессионально значимых личностных качеств (клиентоориенти-рованности, коммуникабельности, уверенности в себе, умения работать в команде);

• внедрение в практику деятельности предприятия студенческих разработок.

Данный проект не являлся учебно-производственной практикой: относительно специальности «гостиничный сервис» он осуществлялся в ходе обучения по дисциплине «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах» (СД.04). Оценка за проект являлась допуском к экзамену по специальности. Наиболее успешные участники проекта получили ее автоматически.

Предпроектный этап — аудиторные занятия. Происходил подбор темы проекта (выбирается наиболее типичный для профессиональной деятельности); деление на подгруппы (4—5 человек) в соответствии с видом деятельности по желанию (информационное обеспечение, контакт с руководством отеля, аналитики, креативная группа). Подготавливался теоретический материал (ксерокопии или конспекты соответствующих глав учебников, материалов публикаций периодических изданий, нормативных документов). Составлялись анкеты для опроса гостей отеля и ресторана (цель — оценка уровня обслуживания).

Подготовка, разработка и осуществление проекта на базе комплекса «Якорь» включали несколько самостоятельных последовательно выполняемых модулей, каждый их которых решал свою задачу:

• знакомство и согласование задания с работодателем;

• сбор, изучение и анализ предоставленных работодателем материалов (фотографии, поэтажный план-схема, копии соответствующих материалов и документов, должностные инструкции работников и пр.);

• проведение исследовательских работ по созданию нового имиджа предприятия, изменению стратегии на рынке гостиничных услуг (опрос гостей комплекса, анализ посещаемости ресторана, загрузки гостиничных номеров). Применение оценочных методов, SWOT- и PEST-анализ бизнес среды, оценка рекламной политики предприятия, корпоративных стандартов, системы управления персоналом;

• разработка пакета услуг для гостиничного комплекса «Якорь».

Завершение проекта — подготовка и защита презентации по проекту в присутствии работодателя. Обсуждение итогов, оценка роли

каждого студента в проекте (рефлексия].

За счет тщательно разработанной пред-проектной подготовки участие педагогов в проекте было минимальным — только на уровне консультаций.

Результаты проектной деятельности студентов группы ГС:

1. В проекте участвовало 22 человека (группа ГС]: 5 человек — лидеры команд (22,7%), 13 — активные участники проектной деятельности (59,1%). 2 человека (9,1%) проявляли неуверенность, низкую самооценку, тревожность, страх самовыражения. Еще двое (обладают низкой тревожностью) были пассивны, не проявляли интереса к проектной деятельности. По результатам участия в проекте 7 человек получили допуск к экзамену автоматически, 10 - сдали экзамен на «4» и «5», 5 человек получили «удовлетворительно», неуспевающих нет. Успешная сдача экзамена по специальности свидетельствует о формировании профессиональных знаний, общая оценка деятельности каждого студента дает основания для вывода о достижении ожидаемых результатов в области развития умения применять профессиональные знания на практике — обслуживание гостей в процессе проживания и продажи гостиничного продукта.

2. Студенты осуществляли поиск и анализ теоретической информации в разнообразных источниках (в условиях библиотеки), работали с реальными документами и профессиональной информационной системой (гостинично-ресторанный комплекс «Якорь»), что способствовало развитию информационной компетенции.

3. Деятельность студентов имела реальную социальную значимость, конкретную практическую направленность, осуществлялась в реальной профессиональной среде, в реальных профессиональных ситуациях, что формировало понимание сущности и социальной значимости будущей профессии. В ходе проекта формировалась уверенность в эффективности собственных действий, повышались самооценка студентов, самоуважение и эмоционально положительное отношение к себе, что способствовало развитию познавательной компетенции.

4. Совместная деятельность способствовала развитию коммуникативной компетенции. Самостоятельное объединение в группы, выдвижение лидеров, распределение обязанностей, коллективное обсуждение проблем формировали навыки и умения принимать

мнение другого и отстаивать свою точку зрения, брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий. Общение с руководством и гостями отеля способствовало развитию социального интеллекта, необходимого для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.

Что приобрел работодатель в результате участия в проектной деятельности:

1. Разработан пакет дополнительных услуг в области гостиничного сервиса: организации питания, оборудования номеров, организации конференц-зала, обустройства номеров, системы управления персоналом, продвижения услуг.

2. Даны рекомендации по менеджменту и маркетингу предприятия (по формулировке миссии и стратегии, тактике поведения на рынке, организации рекламы).

3. Разработан дизайн-проект: план благоустройства территории, элементы фирменного стиля (форма персонала, логотип предприятия, оформление меню, столовой посуды, интерьеров помещений).

Данный проект является долговременным: внедрение разработок запланировано на следующий учебный год. На основании результатов первого этапа проекта можно сделать вывод о том, что применение метода прак-тико-ориентированного обучения позволяет достичь ожидаемых результатов в процессе формирования профессиональных и общих компетенций студентов СПО.

В итоге мы формулируем условия осуществления успешного проекта в реальной профессиональной среде, рассчитанного

на повышение качества подготовки специалиста, отвечающего требованиям современных образовательных стандартов:

— наличие системы практико-ориентиро-ванного обучения в ОУ СПО (проект лишь его часть, хотя и важная);

— лояльность бизнес-партнеров образовательного учреждения;

— проработанная система модулей проекта;

— отлаженное педагогическое сопровождение.

Проектная деятельность в обучении — педагогическая технология, что делает возможным ее тиражирование, а при соблюдении предложенных условий — успешное тиражирование и применение в практической деятельности других учреждений СПО.

1. Максимова З. Р. Особенности профессионального становления студентов в системе СПО//Проблемы социальной психологии личности: сб. науч. тр. — Саратов: СГУ, 2008. — С. 56—63.

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования. — М.: МПСИ, 2005. — 216 с.

3. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. — М.: Academia, 2008. — 288 с.

4. Лазарев Г. И., Мартыненко О. О. Стратегическое партнерство университета: опыт ВГУЭС//Универси-тетское управление: практика и анализ. — 2010. — № 3 (67). — С. 62—69.

5. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для вузов/под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНО-РУС, 2010. — 432 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 101101 «Гостиничный сервис» [Электронный ресурс]: утв. Приказом МНиО

от 02.04.2010 № 256/Министерство образования и науки РФ: официальный сайт. — URL: http://mon.gov.ru.

УДК / UDC 377.5 А. Е. Леванова, И. Н. Урайская

A. Levanova, I. Uraiskaya

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ FORMATION OF STUDENTS’ LEARNING MOTIVATION

Задачи профессиональной подготовки наиболее эффективно решаются при внедрении в практику профессионального образования личностно ориентированной модели, важнейшей составной частью которой является обеспечение мотивационной готовности и постановка целевых ориентиров, личностно значимых для обучаемого.

Training tasks are most effectively addressed when implementing the practice of vocational education the student-centered model, the most important part of which is to provide motivational readiness and setting targets, personally meaningful to the learner.

Ключевые слова: система мотивов деятельности, поисковая деятельность, меж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.