Научная статья на тему 'Технологии повышения эффективности туристской деятельности в муниципальных образованиях'

Технологии повышения эффективности туристской деятельности в муниципальных образованиях Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
732
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ТУРИСТСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / TOURISM / EFFICIENCY-IMPROVEMENT TECHNOLOGIES FOR TOURISM ACTIVITIES / TECHNOLOGY OF TOURISM SERVICES / TOURISM DEVELOPMENT PROGRAM REFERENCES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лагусев Юрий Михайлович

В связи с началом реализации «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р, возможности для координации туристской деятельности муниципальных образований значительно расширились. Комплекс действенных механизмов, представленных в Стратегии, и план мероприятий по ее реализации открыли широкие возможности для муниципальных образований по освоению потенциала внутреннего и въездного туризма. Важнейшей целью настоящего этапа по координации туристской деятельности в муниципальных образованиях является содействие в продвижении туристских ресурсов малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, разработка программ событийных мероприятий в сфере туризма, проходящих в малых городах России, участие в фестивале малых городов России, разработка мероприятий по финансированию деятельности по продвижению туристских услуг малых городов России, в том числе, с использованием механизма государственно-частного партнерства. Это соответствует действующим целевым программным документам ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» в части решения задачи развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации. Статья базируется на материалах исследования, проведенного при непосредственном участии автора, основным результатом которого стала разработка содержания программы учебной дисциплины «Управление туризмом на государственном и муниципальном уровнях» по направлению магистерской подготовки 43.04.02 «Туризм». В статье рассматриваются вопросы организационного обеспечения процесса координации туристской деятельности на государственном и муниципальном уровнях направленного на получение конкретного социально-экономического результата от внедрения инновационных технологий. Результаты, полученные непосредственно автором, опираются на достаточно обширную эмпирическую базу, которую составили разработанные в регионах и муниципальных образованиях нормативно-правовые документы по координации туристской деятельности, а также реализуемые программы и подпрограммы развития туризма в регионах и муниципальных образованиях. Разработанные технологии повышения эффективности туристской деятельности в муниципальных образованиях учитывают требования государственных организаций, бизнес-структур и общественных сил, направленные на развитие сферы туризма в РФ, способствуют процессу самоиндификации отечественного туризма. Туризм в России сегодня больше чем явление экономического характера, это, прежде всего, возможность осуществлять воспитательную деятельность средствами туризма, воспитывать историческую память населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY-IMPROVING TECHNOLOGIES FOR TOURISM ACTIVITIES IN MUNICIPALITIES

In connection with the launch of the “Strategy of development of tourism in the Russian Federation until 2020”, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on May 31, 2014 № 941-p, opportunities for coordination of tourism activities of municipalities have increased significantly. The complex of effective mechanisms is presented in the Strategy and Action Plan for its implementation, and they have opened up great opportunities for municipalities to develop the potential for domestic tourism. The primary purposes of the current step for the coordination of tourism activities in municipalities are to assist in the promotion of tourist resources of small cities, towns, and villages, programming event-tourism activities taking place in towns of Russia, participation in festivals of Russian towns, development of measures to support efforts to promote tourism services in small cities of Russia, including through public-private partnerships. This corresponds to the documents of Federal Target Program “Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018 years)” in terms of solving the problem of the development of tourist and recreational complex of the Russian Federation. The article is based on materials of the research carried out with the direct participation of the author, the main result of which is the development of the program content of the subject “Management of tourism in at state and municipal levels” in the programme of master training 43.04.02 “Tourism”. The article deals with the organizational support of the process of coordination of tourism activities at the state and municipal levels, aimed at obtaining a specific socio-economic result of the introduction of innovative technologies. The results obtained directly by the author are based on a fairly extensive empirical basis, which consists of the legal documents developed in the regions and municipalities for tourist activities coordination, as well as the programs and subprograms of tourism development in regions and municipalities. Technology developed to improve the efficiency of tourism activities in municipalities take into account the requirements of government agencies, businesses and social forces aimed at the development of tourism in the Russian Federation, and they are conducive to the processes of self-identification and promotion of domestic tourism. Tourism in Russia today is more than an economic phenomenon; it is, above all, an opportunity to carry out educational activities by means of tourism, to educate the historical memory of the population.

Текст научной работы на тему «Технологии повышения эффективности туристской деятельности в муниципальных образованиях»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

8. Kozak, M. The Practice of Destination-based Total Quality Management // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. 2004. Volume 15, Issue 2. pages 125—136.

9. Ritchie, B.J.R., Crouch G.I. The competitive destination: a sustainable tourism perspective. UK. CABI Publishing. 2003.

10. Shirazia, S.F.M., Soma A.P.M. Destination Management and Relationship Marketing: Two Major Factors to Achieve Competitive Advantage // Journal of Relationship Marketing. 2011. Volume 10, Issue 2. pp. 76—87.

11. Zehrer, A., Pechlaner H., Holzl B. The Development of a Destination Management System (DMS) in South Tyrol // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. 2005. Volume 16, Issue 2. pp. 147-161.

12. http://mymuseumportal.com (data obrashcheniia 15 sentiabria 2014) [Accessed on September 15, 2014].

13. http://mytourism-rf.ru (data obrashcheniia: 17 sentiabria 2014) [Accessed on September 17, 2014].

14. http://standartgost.ru (data obrashcheniia: 17 sentiabria 2014) [Accessed on September 17, 2014].

15. http://www.2r.ru/ (data obrashcheniia: 15 sentiabria 2014) [Accessed on September 15, 2014].

УДК 338 DOI 10.12737/7940

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Лагусев Юрий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, Lagusev@yandex.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В связи с началом реализации «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р, возможности для координации туристской деятельности муниципальных образований значительно расширились. Комплекс действенных механизмов, представленных в Стратегии, и план мероприятий по ее реализации открыли широкие возможности для муниципальных образований по освоению потенциала внутреннего и въездного туризма. Важнейшей целью настоящего этапа по координации туристской деятельности в муниципальных образованиях является содействие в продвижении туристских ресурсов малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, разработка программ событийных мероприятий в сфере туризма, проходящих в малых городах России, участие в фестивале малых городов России, разработка мероприятий по финансированию деятельности по продвижению туристских услуг малых городов России, в том числе, с использованием механизма государственно-частного партнерства. Это соответствует действующим целевым программным документам ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» в части решения задачи развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации.

Статья базируется на материалах исследования, проведенного при непосредственном участии автора, основным результатом которого стала разработка содержания программы учебной дисциплины «Управление туризмом на государственном и муниципальном уровнях» по направлению магистерской подготовки 43.04.02 «Туризм».

В статье рассматриваются вопросы организационного обеспечения процесса координации туристской деятельности на государственном и муниципальном уровнях направленного на получение конкретного социально-экономического результата от внедрения инновационных технологий.

Результаты, полученные непосредственно автором, опираются на достаточно обширную эмпирическую базу, которую составили разработанные в регионах и муниципальных образованиях нормативно-правовые документы по координации туристской деятельности, а так-

28

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Технологии повышения эффективности туристской деятельности...

же реализуемые программы и подпрограммы развития туризма в регионах и муниципальных образованиях.

Разработанные технологии повышения эффективности туристской деятельности в муниципальных образованиях учитывают требования государственных организаций, бизнесструктур и общественных сил, направленные на развитие сферы туризма в РФ, способствуют процессу самоиндификации отечественного туризма. Туризм в России сегодня больше чем явление экономического характера, это, прежде всего, возможность осуществлять воспитательную деятельность средствами туризма, воспитывать историческую память населения.

Ключевые слова: туризм, технологии повышения эффективности туристской деятельности, технология туристского обслуживания, программа развития туризма

Обоснование актуальности. Система государственной координации туристской деятельности переживает в настоящее время переход на эффективные технологии. В последнее время существенно изменилась ситуация на рынке туристских услуг Российской Федерации. Произошедшие изменения актуализировали разработку перспективных бизнес-проектов и технологий обслуживания потребителей внутреннего и въездного туризма, поиск инновационных форм взаимодействия органов государственной, муниципальной власти и частных предпринимательских структур в сфере туризма.

Перезагрузка туристской деятельности происходит по нескольким направлениям. Перезагрузка посредством актуализации вызвана геополитическими причинами и, прежде всего, предполагает развитие туристской инфраструктуры и импортозамещение туристского продукта.

Уместно употреблять словосочетание: туризм и политика. Все отчетливее измене-

ния в одном виде человеческой деятельности неминуемо вызывают всплеск напряжения в другом.

Актуализация вызвана, прежде всего, необходимостью развития туристской инфраструктуры, а отчасти обусловлена неисполнением обязательств и прекращением работы ряда туроператорских компаний, а также, вступлением в силу экономических санкций ряда государств в отношении нашей страны.

Перезагрузка туристской деятельности происходит по нескольким направлениям (рис. 1).

По оценкам независимых экспертов, во время зимнего сезона возможно снижение турпотока из России на европейские горнолыжные курорты как минимум в 1,5 раза.

Позитивные тенденции. В образовавшиеся ниши устремились инновационные и хорошо забытые турпродукты российских турфирм. Закономерно увеличение количества любителей горнолыжного туризма, событийных мероприятий, приобретающих

Рис. 1. Направления «перезагрузки» туристской деятельности

29

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Во-первых, укрепляется государственная координация сферой туризма.

Государственные структуры активно планируют расходы на туристскую деятельность, демонстрируют инновационные программы развития, осуществляют конкретные проекты (кластер Подмосковья «Русская Палестина» и др.).

Ставится вопрос об изменении законодательства в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию условий для развития туризма. До этого муниципальные образования имели только «право» для подобного рода деятельности. Несмотря на то. что две трети российских муниципальных образований РФ в той или иной степени дотационны, большинство стремятся развивать муниципальную экономику за счет сферы услуги, прежде всего, туризма

Средства вкладываются в организацию туристско-информационных центров, туристские кластеры, в туристскую инфраструктуру (газификация, дорожная сеть), фермерские хозяйства и агротурком апексы, экологические тропы, систему дорожной и пешеходной туристской навигации. И это только начало.

Рис. 2. Позитивные тенденции в развитии отечественного туризма

обслуживание на горнолыжных базах и гостиницах Краснодарского края и, прежде всего, в Сочи.

В декабре 2014 г. произошли события, которые могут иметь далеко идущие последствия для вектора развития отечественного туризма (рис. 2).

Когда муниципальные образования обретут возможность осуществлять полномочия по созданию условий для развития туризма, по сути, наступит очередной этап актуализации российского туризма — этап государственного управления сферой туризма на всех уровнях властных структур (рис. 3).

Возможность осуществлять полномочия по созданию условий по развитию туризма в муниципальных образованиях

Этап государственного управления туризмом на всех уровнях властных структур

Рис. 3. Этапы актуализации российского туризма

Примеры уже есть. Не так давно в одном из крупнейших музеев Московской области экскурсионный отдел был преобразован

в туристско-информационный центр. И это произойдет, по крайней мере, в 13 подмосковных музеях. Введение очередной точки роста будет призвано обеспечить увеличение посетителей музеев и создать устойчивое взаимодействие с потребителем туруслуг по развитию культурно-познавательного, детского туризма, экскурсионной деятельности.

Подводя некоторые итоги, можно отметить, что государственный туризм сделал очередной шаг в направлении определения точек притяжения туристской экономики регионов и муниципальных образований.

Негативные тенденции. Есть и отрицательные моменты. Изменения «правил игры» с российскими предпринимателями, реализующими турпродукт на международном рынке, работают на увеличение теневого рынка туризма. Вполне вероятно, представители бизнес-туризма «уйдут» за рубеж, оставив только «хвосты» в виде авиабилетов для российских турагентов и потребителей турпродукта.

Ингосстрах перестал страховать туроператоров, некоторые банки перестают осуществлять платежи иностранным производителям туруслуг. Это тревожные симптомы болезни туристского рынка, которые могут привести к абсолютному краху целого ряда туроператоров уже в марте-апреле 2015 г.

Институт фингарантий бесполезен и малоэффективен. Туроператоров из регионов ждут нелегкие испытания в виде увеличения размеров финансового обеспечения, что может свести на нет и так небогатую

30

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Технологии повышения эффективности туристской деятельности...

по предложениям региональную гамму турпродуктов. Остается надеяться на то, что государственные структуры вовремя разберутся в ситуации и окажут стимулирующее воздействие на туристский рынок. Изменения необходимо вносить в страховое законодательство. Страховой бизнес нажил достаточный капитал на страховании внутреннего туризма. В некоторые годы за год мы не отмечали ни одного страхового случая в российском внутреннем туризме. Безусловно, страховые случаи возникали за рубежом, но они касались в основном, туроператоров и не покрывали проблемы туристов. Поэтому закономерно создание по инициативе государственных структур и РСТ «Турпомощи», услуги которой мы, потребители, все ощутили летом 2014 г. во время банкротства целого ряда российских турфирм. Важно усилить взаимодействия со страховщиками и банковскими структурами.

Направления господдержки. Намечены некоторые направления господдержки. Помимо основного закона о туризме проходит обсуждение федерального закона о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию. Предусматривается введение 72-часового безвизового режима для паромных круизе-ров и транзитных авиапассажиров. Эти законопроекты поддержаны Правительством Москвы и целым рядом регионов. Для Сочи предусматривается режим «открытого неба», который даст возможность иностранным авиакомпаниям совершать рейсы в Сочинский аэропорт.

Становится перспективной тема наследия Сочинской Олимпиады. В этом году пошел турпоток в Сочи. Красная Поляна загрузилась и совсем недавно Роза Хутор подняла тариф на некоторые свои услуги. Такой шаг может отрицательно сказаться на спросе туристов. Это нежелательно, поскольку возникнет угроза процессам импортозамещения, наметившимся в этом году в российском туризме. Такие процессы набирают обороты. Авиабилет по маршруту «Москва — Сочи» можно приобрести за 2990 рублей за две недели до вылета.

Безусловный кризис на выездном рынке позволил вновь взглянуть на возможность формирования отечественного турпродукта. Турбизнес стал активно участвовать в событийном туризме. Это позволило провести

целый ряд фестивалей международного уровня с приглашением иностранных участников программ и обыкновенных туристов из-за рубежа, любителей фестивального движения.

Технологии, способствующие развитию туризма в РФ: результаты исследования. Позволим себе определить лишь некоторые технологии, способствующие развитию туризма.

• Технология спортивного туроперейтин-га — одна из ключевых, поскольку на рынке российского туризма находится событийный ряд мирового уровня (Сочинская Олимпиада, Чемпионат мира по футболу, российский этап «Формулы 1»).

• Технология межкультурного взаимодействия в туризме. Нам необходимы понятные зарубежным туристам знаки туристской навигации, сайты и порталы на английском, китайском языках, яркие туристские бренды и аттракции, соответствующие потребительским ожиданиям зарубежных гостей, предпочитающих экологическое содержание турпродукта.

• Интерактивные музейные технологии, с одной стороны, делают процесс посещения залов музея виртуальным и, порою, космическим. Однако это не может заменить радость от общения с экскурсоводом, эмоции и чувства подлинных шедевров художественного искусства и народных художественных промыслов. Во многих наших муниципальных музеях не хватает такой аттракции, на которую туристы пойдут как на «Мону Лизу» в Лувре. И здесь никакие интерактивные технологии не помогут. Поэтому анимационная технология туризма должна строиться по принципу оживления каждого квадратного сантиметра туристского пространства.

В совокупности эти и другие эффективные туристские технологии способствуют формированию туристского бренда муниципального образования.

• Технология внедрения рейтинга туристских дестинаций может стать мощным стимулом развития туризма в регионах. Рейтинг даст возможность развить имеющиеся туристские территории и сформировать новые [2].

• Технология, направленная на создание привлекательного инвестиционного климата в сфере туризма региона,

31

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

предполагает исключение излишней бюрократизации и повышение ответственности государственных и муниципальных служащих за исполнение принятых обязательств, выполнение поручений руководства со стороны органов государственной власти, создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, налоговые преференции [3].

Туризм является одним из критериев рейтинга национальных брендов. В его развитии заинтересованы практически все потребители услуг. Переход от экономики туризма к туристскому многоотраслевому комплексу невозможен без перехода на эффективные технологии туристской деятельности.

В то же время можно говорить и о туристских брендах, вернее, об их формировании. Брендирование территорий муниципальных образований — одна из перспективных технологий повышения эффективности туристской деятельности.

В Подмосковье процессы брендирова-ния туристских аттракций происходят наиболее динамично при широком использовании средств бюджетов всех уровней государственных органов власти.

Как отметил Губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, выступая со страниц издания РБК ДЕЙЛИ 3 июля 2014 г. [1], «Подмосковье — обладатель уникальных брендов, олицетворяющих образ России: Павловский Посад, Гжель, Жостово, Федоскино, Дулево». Эти туристские аттракции получают государственную поддержку. Из 34 российских регионов, где сохранились народно-художественные промыслы, 23 сохранены и развиваются в Подмосковье при непосредственной поддержке региональных и муниципальных органов власти, предпринимательских структур.

Особое место в Московской области занимают усадьбы-музеи, связанные со всемирно известными именами — Чайковским, Чеховым, Пушкиным, Блоком, Менделеевым, Тютчевым. Это очевидные культурные «центры притяжения», позволяющие развивать событийный туризм — поездки на музыкальные и театральные фестивали, которые уже не первый год успешно собирают большую аудиторию в Коломне, Чехове, Звенигороде и других городах. В настоящее время происходит инфраструктурный переворот,

и туристские бренды Московской области выходят на международный уровень.

Успешно реализуется Концепция межрегионального проекта «Русские усадьбы». Девять усадеб сданы на условиях льготной аренды по системе «Рубль за квадратный метр» в рамках губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья», которая в 2014 г. реализуется в отношении 16 объектов культурного наследия, среди которых 7 являются собственностью муниципальных образований, а 9 — субъекта федерации. Этот проект весьма привлекателен для инвесторов. Необходимо первоначально, на время реставрационных работ, оплачивать несколько миллионов рублей арендную плату. Но когда усадьба признается отреставрированным объектом культурного наследия инвестор переходит на символическую оплату по системе 1 рубль за квадратный метр. Это мотивирует процесс реставрации в сжатые сроки. Реставраторы и ремонтно-строительные бригады работают практически в круглосуточном режиме, чтобы быстрее завершить восстановление объекта и перейти на условия льготной арендной платы. Практически за один год по такому сценарию инвестиционной группой компаний ASG закончена реставрация главного дома объекта «Усадьба Аигиных» в Пушкинском районе Московской области.

Полученные результаты. Основным результатом проведенных автором исследований можно считать определение наиболее перспективных технологий, которые призваны раскрыть содержание процесса координации туристской деятельности на государственном и муниципальном уровнях, направленного на получение конкретного социально-экономического результата от внедрения инновационных технологий.

Внедрение инновационных технологий в сфере туризма на муниципальном уровне способствует процессу совершенствования нормативно-правовой платформы и наоборот. Туристская деятельность в муниципальных образованиях переходит под воздействием объективных и субъективных факторов из разряда установленного права органов местного самоуправления и муниципальных образований по созданию условий по развитию туризма в выполнение обя-

32

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Технологии повышения эффективности туристской деятельности...

зательств по созданию условий для развития туризма.

Основные выводы. Разработанные на основе проведенных исследований инновационные технологии туристской деятельности в муниципальных образованиях содержат следующие элементы новизны.

1. Сформированы нормативно-правовые основания внедрения технологий повышения эффективности туристской дея-

тельности в муниципальных образованиях.

2. Предложены варианты инновационных технологий для внедрения в практику организационного обеспечения процесса координации туристской деятельности на государственном и муниципальном уровнях.

3. Разработаны показатели и критерии технологического обеспечения систематизации туристского потенциала.

Литература

1. gazzzeta.com > Общество и политика > Газета РБК daily (дата обращения: 12.01.2015).

2. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 4—17.

3. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S.V. Moscow regional education cluster in tourism and services: A new sustainable development paradigm // World Applied Sciences Journal. 2014.

4. Sakharchuk, E.S., Kharitonova, T. V., Krivosheeva, T.M., Ilkevich, S. V. The study of the present state and prospects of cultural tourism in the Russian Federation (Exemplifying Moscow Region) // World Applied Sciences Journal. 2013.

EFFICIENCY-IMPROVING TECHNOLOGIES FOR TOURISM ACTIVITIES IN MUNICIPALITIES

Lagusev Yuri Mikhailovich, PhD (Doctor of Science), Professor, Head of the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, Lagusev@yandex.ru, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

In connection with the launch of the “Strategy of development of tourism in the Russian Federation until 2020”, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on May 31, 2014 № 941p, opportunities for coordination of tourism activities of municipalities have increased significantly. The complex of effective mechanisms is presented in the Strategy and Action Plan for its implementation, and they have opened up great opportunities for municipalities to develop the potential for domestic tourism. The primary purposes of the current step for the coordination of tourism activities in municipalities are to assist in the promotion of tourist resources of small cities, towns, and villages, programming event-tourism activities taking place in towns of Russia, participation in festivals of Russian towns, development of measures to support efforts to promote tourism services in small cities of Russia, including through public-private partnerships. This corresponds to the documents of Federal Target Program “Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011—2018years)” in terms of solving the problem of the development of tourist and recreational complex of the Russian Federation.

The article is based on materials of the research carried out with the direct participation of the author, the main result of which is the development of the program content of the subject “Management of tourism in at state and municipal levels” in the programme of master training 43.04.02 “Tourism”.

The article deals with the organizational support of the process of coordination of tourism activities at the state and municipal levels, aimed at obtaining a specific socio-economic result of the introduction of innovative technologies.

33

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

The results obtained directly by the author are based on a fairly extensive empirical basis, which consists of the legal documents developed in the regions and municipalities for tourist activities coordination, as well as the programs and subprograms of tourism development in regions and municipalities.

Technology developed to improve the efficiency of tourism activities in municipalities take into account the requirements of government agencies, businesses and social forces aimed at the development of tourism in the Russian Federation, and they are conducive to the processes of self-identification and promotion of domestic tourism. Tourism in Russia today is more than an economic phenomenon; it is, above all, an opportunity to carry out educational activities by means of tourism, to educate the historical memory of the population.

Keywords: tourism, efficiency-improvement technologies for tourism activities, technology of tourism services, tourism development program

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. gazzzeta.com > Obshchestvo i politika > Gazeta RBK daily [Society and Politics> RBC daily newspaper] (data obrashcheniia: 12.01.2015).

2. Ilkevich, S.V., Sakharchuk, E.S. Ekonomicheskie aspekty ustoichivogo razvitiia turizma v regionakh Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. T 8. № 2. pp. 4-17.

3. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S.V. Moscow regional education cluster in tourism and services: A new sustainable development paradigm // World Applied Sciences Journal. 2014.

4. Sakharchuk, E.S., Kharitonova, T.V., Krivosheeva, T.M., Ilkevich, S.V. The study of the present state and prospects of cultural tourism in the Russian Federation (Exemplifying Moscow Region) // World Applied Sciences Journal. 2013.

УДК 338.4 DOI 10.12737/7941

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОГРАММ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Саранча Михаил Александрович, доктор географических наук, профессор кафедры бизнестехнологий в туризме и гостеприимстве, sma77@rambler.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья отражает результаты исследования отраслевых и комплексных стратегий, концепций и программ развития регионов с целью выявления ситуации в области регулирования развития автомобильного туризма в Центральном федеральном округе. На первом этапе рассмотрено место, функции, мероприятия и перспективы развития автомобильного туризма в стратегиях социально-экономического развития как Центрального федерального округа, так и отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в его состав, на втором этапе — в стратегиях, концепциях и программах развития туризма от федерального до регионального уровня, на третьем этапе — в программах развития дорожного хозяйства и транспорта федерального округа и регионов. Материалы по каждому документу систематизировались в сводной по регионам и округу таблице. Согласно комплексным и отраслевым туристским документам, на всех уровнях и в большинстве регионов округа существует понимание роли, функций и проблем развития автомобильного туризма и тесно с ним связан-

34

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.