Научная статья на тему 'Разработка модели развития автомобильного туризма в Московской области'

Разработка модели развития автомобильного туризма в Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
324
96
Поделиться
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ АВТОТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Корнеев Алексей Алексеевич, Ермаков Александр Станиславович, Руднева Марина Яковлевна

В статье сделана попытка разработать модель развития автомобильного туризма в Московской области. Рассмотрены теоретические основы развития автомобильного туризма в Российской Федерации. Отмечено, что автомобильный туризм можно считать наиболее перспективным для организации путешествий внутри домашнего региона или в соседние регионы. На основании обзора литературных источников по данной тематике составлена классификация видов автомобильного туризма, показывающая, что данный вид туризма подходит широкому кругу населения. Рассмотрена возможность активного развития автомобильного туризма в Московской области. Проанализированы такие туристские ресурсы, как транспортная инфраструктура, коллективные средства размещения, культурно-исторические и природные объекты. На основании проведенной работы создана укрупненная модель развития автомобильного туризма в Московской области. Предложены мероприятия, которые необходимо реализовать Правительству Московской области для создания благоприятных условий развития автомобильного туризма. Представлены результаты социологического опроса населения на тему «Основные причины, влияющие на развитие автомобильного туризма в Московской области», демонстрирующие важность развития инфраструктуры автомобильных дорог и разработки типовых автомобильных маршрутов по Московской области. В заключение авторы делают вывод о том, что Московская область является перспективной территорией для развития автомобильного туризма.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Корнеев Алексей Алексеевич, Ермаков Александр Станиславович, Руднева Марина Яковлевна,

DEVELOPMENT OF A MODEL OF CAR TOURISM IN MOSCOW REGION

The paper attempts to develop a model of automobile tourism in Moscow region. The authors consider the theoretical basis for the development of automobile tourism in the Russian Federation. It is noted that the car tourism can be considered as the most promising for the organization of travel inside the home region or in neighboring regions. Based on review of the literature on this subject the classification of types of automobile tourism is suggested, indicating that this type of tourism fits a wide range of population. The possibility of an active development of automobile tourism in Moscow region is studied. Analyzed are tourist resources such as transport infrastructure, accommodation facilities, cultural, historical and natural sites. On the basis of this analysis the authors creat an enlarged model of automobile tourism in Moscow region. The authors suggest measures that need to be implemented in Moscow Region by Government to create favorable conditions for the development of automobile tourism. The results of the public opinion poll on the topic "The main factors influencing the development of automobile tourism in the Moscow region" are highlighted, showing the importance of the development of road infrastructure and the development of models for road routes in Moscow region. In conclusion, the authors conclude that the Moscow region is a promising area for the development of automobile tourism.

Текст научной работы на тему «Разработка модели развития автомобильного туризма в Московской области»

стр. 107 из 262

УДК 379.854 DOI: 10.12737/7472

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРИЗМА

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Корнеев Алексей Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, aleksej44@yandex.ru,

Ермаков Александр Станиславович, кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, tkei2011@yandex.ru,

Руднева Марина Яковлевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, rumarina@list.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье сделана попытка разработать модель развития автомобильного туризма в Московской области. Рассмотрены теоретические основы развития автомобильного туризма в Российской Федерации. Отмечено, что автомобильный туризм можно считать наиболее перспективным для организации путешествий внутри домашнего региона или в соседние регионы. На основании обзора литературных источников по данной тематике составлена классификация видов автомобильного туризма, показывающая, что данный вид туризма подходит широкому кругу населения. Рассмотрена возможность активного развития автомобильного туризма в Московской области. Проанализированы такие туристские ресурсы, как транспортная инфраструктура, коллективные средства размещения, культурно-исторические и природные объекты. На основании проведенной работы создана укрупненная модель развития автомобильного туризма в Московской области. Предложены мероприятия, которые необходимо реализовать Правительству Московской области для создания благоприятных условий развития автомобильного туризма. Представлены результаты социологического опроса населения на тему «Основные причины, влияющие на развитие автомобильного туризма в Московской области», демонстрирующие важность развития инфраструктуры автомобильных дорог и разработки типовых автомобильных маршрутов по Московской области. В заключение авторы делают вывод о том, что Московская область является перспективной территорией для развития автомобильного туризма.

Ключевые слова: автомобильный туризм, внутренний и въездной туризм, Московская область, модель развития автотуризма

В настоящее время в нашей стране внутренний и въездной туризм активно развивается. Этому способствовала принятая в 2011 году Правительством РФ федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Согласно этой программе значительный вклад в развитие экономики нашей страны может внести автомобильный туризм. По оценкам специалистов, это более 4 миллионов туристов, в т.ч. и зарубежных [1]. Опыт европейских стран показывает, что

стр. 108 из 262

развитие автомобильного туризма оказывает значительное положительное влияние на экономику страны [2].

Так что же такое автомобильный туризм? В литературе можно встретить различные определения этого понятия. На наш взгляд, наиболее полным является следующее: «Автомобильный туризм - это тот вид передвижения туриста или группы туристов на автомобильном транспортном средстве при условии, что вождение данного средства не является выполнением профессиональных обязанностей водителя, проводится не в его рабочее время и целью поездки не является поездка на работу» [14].

Нельзя говорить о том, что автомобильного туризма в нашей стране нет. Начало его развитию было положено еще в СССР [7]. Однако до сих пор не решено множество вопросов, которые сдерживают развитие автомобильного туризма в нашей стране: недостаточно развитая дорожная инфраструктура и автосервисное обслуживание, низкая безопасность на дорогах, недостаточная информированность населения о существующих туристских маршрутах и т.д.

Но, несмотря на данные проблемы, автомобильный туризм можно считать наиболее перспективным для организации путешествий внутри домашнего региона или в соседние регионы, тем более что развитие автомобильного туризма в нашей стране стимулируется следующими факторами [5]:

- повышение информированности и доступности туристских объектов;

- устойчивая тенденция роста количества автомобилей, находящихся в личной собственности;

- определенное развитие инфраструктуры дорог;

- значительный рост тарифов на автобусные и железнодорожные перевозки;

- растущая потребность населения в автомобильных поездках.

Анализ литературных источников, посвященных автомобильному туризму, позволил разработать классификация видов автомобильного туризма (рисунок 1).

Предложенная классификация демонстрирует, что фактически любой человек может быть участником данного вида туризма; найти в нем что-то новое и интересное.

На наш взгляд, наиболее перспективной территорией для активного развития автомобильного туризма является Московская область. Причин этому много. Прежде всего, это высокая плотность населения, сравнительно высокие доходы и, как следствие, значительное количество личных автомобилей. Далее будет представлен анализ основных факторов, влияющих на возможность развития автомобильного туризма в Московской

стр. 109 из 262

области.

Рисунок 1 - Классификация видов автомобильного туризма

Для развития автомобильного туризма необходимо наличие в регионе качественной автотранспортной инфраструктуры (автодороги, мотели, автозаправочные станции, станции технического обслуживания и др.). По Московской области проходят около 20 радиальных автодорог и две кольцевые общей протяженностью более 15 тысяч километров. Качество и безопасность этих дорог часто не отвечает необходимым

стр. 110 из 262

требованиям. Большинство трасс работают со значительной перегрузкой, отсутствуют необходимые развязки и объездные участки. В пределах Малого московского кольца (автодорога А-107) и на подъездах к столице автомобильные дороги фактически исчерпали свою пропускную способность. Качество дорожного покрытия некоторых дорог не позволяет развивать скорость, допустимую правилами дорожного движения, что удлиняет процесс перевозок. В весенне-осенний период по некоторым местным дорогам невозможен подъезд к усадьбам, музеям и другим туристским объектам.

Очень слабо развита сеть автостоянок при объектах показа, особенно в исторических зонах городов. Особое внимание необходимо уделить информационному обеспечению на автомобильных дорогах (информация о достопримечательностях, средствах размещения и другой инфраструктуре и возможных путях подъезда к ним).

Анализ придорожной инфраструктуры показал, что сегодня в Московской области достаточное большое количество качественных автозаправочных станций. Однако на небольшом удалении от Москвы довольно сложно найти качественную станцию технического обслуживания.

Все эти проблемы являются ограничивающим фактором для активного развития автомобильного туризма в Московской области.

На рисунке 2 представлены данные по распределению коллективных средств размещения в пределах Московской области, которые показывают, что наиболее богаты с точки зрения коллективных средств размещения автомобильные дороги западного направления. Однако далеко не все они подходят именно автотуристам. Для данной категории путешественников средства размещения должны обладать определенными потребительскими свойствами [4, 5].

Московская область располагает значительным культурно-историческим

потенциалом. Согласно официальным данным на 1 тысячу квадратных километров приходится около 140 памятников, что в 35 раз больше, чем в среднем по Российской Федерации. А всего на территории Московской области находится около 6000 объектов исторического и культурного наследия. Больше половины - это памятники архитектуры и градостроительства (67,7%).

Особенно интересны автомобильным туристам будут Подмосковные усадьбы, которых на территории Московской области насчитывается около 300. К сожалению, далеко не все из них находятся в хорошем состоянии, но и то, что сохранилось, поражает

своим величием.

стр. 111 из 262

Рисунок 2 - Расположение средств размещения по дорогам Московской области: а - по удаленности от МКАД; б - по автомобильным трассам

В Московской области находятся около 80 музеев (в т.ч. 4 федеральных), более 1000 церквей и монастырей.

Отдельно стоит упомянуть о Подмосковных народных промыслах, которые вызывают интерес у многих туристов, в т.ч. и иностранных. Это и жостовская роспись, и художественная обработка дерева, и лаковая миниатюра, и художественная керамика, и платочное производство. Центры этих промыслов в основном расположены на севере Московской области.

Водные и лесные ресурсы также являются одним из главных оснований для развития автомобильного туризма. Площадь водных территорий составляет более

стр. 112 из 262

25 тысяч гектаров. Несмотря на то что далеко не все водные объекты можно использовать для нужд туристов (многие входят с систему водоснабжения Москвы питьевой водой), бассейны таких рек, как Клязьма, Воря, Пахра, Сестра и др., несомненно, можно использовать для размещения автотуристов. Крупные участки лесных массивов находятся в основном в западных и северо-восточных районах Московской области.

Таким образом, можно утверждать, что туристский потенциал Московской области достаточен, для того чтобы на данной территории активно развивать автомобильный туризм.

С целью определения основных причин, влияющих на развитие автомобильного туризма в Московской области, был проведен социологический опрос населения. Количество опрошенных респондентов - 100 человек. Результаты представлены на рисунке 3. Как видно из гистограммы, наибольшее количество респондентов считают, что для развития автомобильного туризма в Московской области необходимо совершенствовать инфраструктуру автодорог (в основном региональные трассы).

35

30

25

20

15

10

5

0

о га S s о г

О о g

is?

* S S

О С О

и о н

•г х ой ^ те

о

Л

Ош

О

н > S-

S о. О

I о О Я * Н £ О- со ■8- те

л о 5 I о 1 л 5 со С S о О о

^ X м л л

о

Ош

со

со

■8- i §

о S £ £. Н g- 8 О о 2 2 с о Н те

О. С

X

те

ю

о i _

S я

о о о Q. 2 О I- О С

= S

о

о

ш

о

too р S ,11

о о- ю о £< о се н

Рисунок 3 - Результаты социологического опроса населения «Основные причины, влияющие на развитие автомобильного туризма в Московской области»

На основании проведенных исследований нами разработана укрупненная модель развития автомобильного туризма в Московской области (рисунок 4). Согласно представленной модели для создания благоприятных условий развития автомобильного туризма Правительству Московской области и муниципальным властям необходимо реализовать следующие мероприятия:

— создать мотивации для автовладельцев;

стр. 113 из 262

Рисунок 4 - Модель развития автомобильного туризма в Московской области

стр. 114 из 262

— обеспечить наличие качественных туристских ресурсов (культурноисторических, природных, развитая транспортная инфраструктура, коллективные средства размещения);

— разработать и популяризовать туристские автомобильные маршруты;

— создать интеллектуальный и кадровый потенциал для развития Подмосковной сферы туризма;

— разработать мер по обеспечению безопасности на туристских маршрутах.

Для обслуживания автотуристов могут быть сформированы автотуристские кластеры, которые объединяют предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов [8].

В общем виде автотуристские кластеры включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др.

Сетевое построение автотуристских кластеров создаст удобную базу для организации маршрутов автотуристов на трассах, их массового перемещения и обеспечит единый высокий стандарт сервиса. В этом случае для обслуживания автотуристов предусматривается различные сервисные зоны:

— главная зона обслуживания содержит мотель, станцию техобслуживания, АЗС, стоянку (парковка), ремонтные мастерские, автостанцию;

— второстепенная зона включает кемпинги и АЗС.

На всех вышеперечисленных объектах сервисного обслуживания автотуристов необходимо обеспечить беспрепятственный доступ людей с ограниченными физическими возможностями к указанным объектам.

Для развития сервисных зон обслуживания автотуристов стоит задача не только увеличения их количественного роста, но и выдвигаются дополнительные требования к внедрению новых технологий, инновационных решений, повышению качества обслуживания, в т.ч. и подготовке личного автотранспорта к автопутешествиям.

При проектировании системы сервисных зон автомобильного туризма в Московской области авторами рекомендуется использовать методику, разработанную в ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» [8].

стр. 115 из 262

Она предназначена для определения Парето - оптимальных точек размещения сервисных зон автомобильного туризма в произвольном регионе. Исходными данными для используемого в методике эвристического алгоритма являются геокоординаты транспортной сети и мест посещения (объектов туризма) в регионе, результаты мониторинга трафика движения транспортных средств в регионе, различного рода географические ограничения. Выходными данными методики являются рекомендации по размещению сервисных зон автотуризма в регионе.

Важным этапом на данный момент является создание типовых автомобильных маршрутов по Московской области, по аналогии с тем, что было в Советском Союзе. Активное продвижение такого турпродукта позволит значительно повысить количество автомобильных туристов в Московской области, что, несомненно, положительно скажется на экономике области и развитии сельских районов Подмосковья [3]. На рисунке 5 представлена автотуристская карта-схема Московской области, с помощью которой возможно разработать различные автомобильные маршруты для разных категорий туристов и разной направленности.

Рисунок 5 - Автотуристская карта-схема Московской области

Таким образом, проведенный анализ туристского потенциала Московской области, разработанная модель развития автотуризма в Московской области совместно с

стр. 116 из 262

результатами социологического опроса позволили определить принципиальные подходы к выработке стратегии развития автомобильного туризма в Московской области.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 (ред. от 18.02.2014) «О

федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». [Электронный ресурс]: URL:

http://base.garant.ru/55171986/ (дата обращения: 20.05.2014).

2. Аксенов, А.П., Монастыренко, Д.Ю. Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны // Известия МГТУ «МАМИ». - 2012. - №2(14). - С. 18-22.

3. Ермаков, А.С., Кондакова, Т.Ю. Развитие автотуризма в депрессивных сельских

поселениях Нечерноземья Центральной России //Сервис в России и за рубежом. - 2014. -Т. 8, №2(49). [Электронный ресурс]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic journal/number49/contents, (дата обращения 22.09.2014).

4. Ермаков, А.С., Корнеев, А.А., Черепанов, Д.А. Анализ требований, предъявляемых к средствам размещения автотуристов // Сервис plus. - 2014. - №2 (8). -С. 65-70.

5. Ермаков, А.С., Черепанов, Д.А., Корнеев, А.А. Потребительские требования по эксплуатационным характеристикам сезонных средств размещения автотуристов // Развитие науки и образования в современном мире: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г. - В 7 ч. - Ч. VII. -М.: АР-Консалт, 2014. - С. 32-33.

6. Корнеев, А.А., Ермаков, А.С. Современное состояние и перспективы развития автотуризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, №2(49). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic journal/number49/contents (дата обращения 22.09.2014).

7. Котов, Г.Г. Автомобильный туризм. - М.: Профиздат, 1986. - 128 с.

8. Сахарчук, Е.С., Ермаков, А.С., Корнеев, А.А. Дестинации самодеятельного туризма в Российской Федерации: разработка схемы развития сервисных зон на основе анализа транспортных потоков: монография. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2014. - 82 с.

9. Sakharchuk E. S. Development of a Mathematical Model for Optimization of Transport Routes for Autotourists / E. S. Sakharchuk,A.S. Ermakov, A. A. Korneev -World

стр. 117 из 262

Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 474477, 2013.

10. Ulyanchenko L.A., Ilkevich S.V. Sustainability issues in the russian hotel industry // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. С. 78-79.

11. Ульянченко, Л.А. Модель влияния туристского кластера на повышение конкурентоспособности региона // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 5. - С. 28-31.

12. Ульянченко, Л.А. Содержание процессов формирования туристских кластеров // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 2. - С. 48-54.

13. Вапнярская, О.И., Ульянченко, Л.А. Тенденции развития глобального туризма: влияние на маркетинг//Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 3(50). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic journal/number50/contents (дата обращения: 20.05.2014).

14. Российский торгово-экономический словарь / под ред. С.Н. Бабурина. - М.,

2005.

DEVELOPMENT OF A MODEL OF CAR TOURISM IN MOSCOW REGION

Korneev Alexey Alexeyevich, PhD (Candidate of Science) in Technics, Associate Professor at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, aleksej44@yandex.ru,

Ermakov Alexander Stanislavovich, PhD (Candidate of Science) in Technics, Associate Professor at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality,

tkei2011@yandex.ru,

Rudneva Marina Yakovlevna, PhD (Candidate of Sciences) in Sociology, Associate Professor at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, rumarina@list.ru,

Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

The paper attempts to develop a model of automobile tourism in Moscow region. The authors consider the theoretical basis for the development of automobile tourism in the Russian Federation. It is noted that the car tourism can be considered as the most promising for the organization of travel inside the home region or in neighboring regions. Based on review of the literature on this subject the classification of types of automobile tourism is suggested, indicating that this type of tourism fits a wide range ofpopulation. The possibility of an active development of automobile tourism in Moscow region is studied. Analyzed are tourist resources such as transport infrastructure, accommodation facilities, cultural, historical and natural sites. On the basis of this analysis the authors creat an enlarged model of automobile tourism in Moscow region. The authors suggest measures that need to be implemented in Moscow Region by Government to create favorable conditions for the development of automobile tourism. The results of the public opinion poll on the topic "The main factors influencing the development of automobile tourism in the Moscow region" are highlighted, showing the importance of the

стр. 118 из 262

development of road infrastructure and the development of models for road routes in Moscow region. In conclusion, the authors conclude that the Moscow region is a promising area for the development of automobile tourism.

Keywords: automobile tourism, domestic and inbound tourism, Moscow region, development model auto tourism

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2011 N 644 (red. ot 18.02.2014) «O federal'noi tselevoi programme «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2011-2018 gody)» [Government Decree of 02.08.2011 N 644 (ed. By 18.02.2014) "On the Federal Target Program" Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)"]. [Elektronnyi resurs]: URL: http://base.garant.ru/55171986/ (data obrashcheniia: 20.05.2014) [Accesssed May 20, 2014].

2. Aksenov, A.P., Monastyrenko, D.Iu. Razvitie avtomobil'nogo turizma v Rossii na osnove opyta stran Evropy i ego vliianie na ekonomiku strany [The development of automobile tourism in Russia based on the experience of European countries and its impact on the economy] // Izvestiia MGTU «MAMI». - 2012. - №2(14). - pp. 18-22.

3. Ermakov, A.S., Kondakova, T.Iu. Razvitie avtoturizma v depressivnykh sel'skikh

poseleniiakh Nechernozem'ia Tsentral'noi Rossii //Servis v Rossii i za rubezhom [Development of caravanning in depressed rural areas of the Central Black Earth Region of Russia // Service in Russia and abroad]. - 2014. - T. 8, №2(49). [Elektronnyi resurs]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number49/contents, (data obrashcheniia 22.09.2014) [Accessed on Spetember 22, 2014].

4. Ermakov, A.S., Korneev, A.A., Cherepanov, D.A. Analiz trebovanii, pred"iavliaemykh k sredstvam razmeshcheniia avtoturistov [Analysis of the requirements for the accommodation means of autotourists] // Servis plus [Service plus]. - 2014. - №2 (8). - pp. 65-70.

5. Ermakov, A.S., Cherepanov, D.A., Korneev, A.A. Potrebitel'skie trebovaniia po ekspluatatsionnym kharakteristikam sezonnykh sredstv razmeshcheniia avtoturistov [Consumer demands in performance of seasonal accommodation facilities for autotourists] // Razvitie nauki i obrazovaniia v sovremennom mire: sb. nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 30 sentiabria 2014 g. - V 7 ch. - Ch. VII. - M.: AR-Konsalt, 2014. - pp. 32-33.

6. Korneev, A.A., Ermakov, A.S. Sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia avtoturizma v Rossiiskoi Federatsii [Current state and prospects of development of automobile tourism in the Russian Federation] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and

стр. 119 из 262

Abroad]. - 2014. - T. 8, №2(49). [Elektronnyi resurs]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number49/contents (data obrashcheniia 22.09.2014) [Accessed on September 22, 2014].

7. Kotov, G.G. Avtomobil'nyi turizm [Automobile tourism]. - M.: Profizdat, 1986. -

128 p.

8. Sakharchuk, E.S., Ermakov, A.S., Korneev, A.A. Destinatsii samodeiatel'nogo turizma v Rossiiskoi Federatsii: razrabotka skhemy razvitiia servisnykh zon na osnove analiza transportnykh potokov: monografiia [Amateur tourism destinations in the Russian Federation: development schemes of service areas based on the analysis of traffic flows: a monograph]. -M.: FGBOU VPO «RGUTiS», 2014. - 82 p.

9. Sakharchuk, E. S. Development of a Mathematical Model for Optimization of Transport Routes for Autotourists / E. S. Sakharchuk,A.S. Ermakov, A. A. Korneev -World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): pp. 474-477, 2013.

10. Ulyanchenko, L.A., Ilkevich, S.V. Sustainability issues in the russian hotel industry // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. pp. 78-79.

11. Ul'ianchenko, L.A. Model' vliianiia turistskogo klastera na povyshenie konkurentosposobnosti regiona [Model of the impact of tourism cluster on increase in the competitiveness of the region] // Nauchnyi vestnik MGIIT. - 2011. - № 5. - pp. 28-31..

12. Ul'ianchenko, L.A. Soderzhanie protsessov formirovaniia turistskikh klasterov [Contents of the formation of tourism clusters] // Nauchnyi vestnik MGIIT. - 2011. - № 2. - S. 48-54.

13. Vapniarskaia, O.I., Ul'ianchenko, L.A. Tendentsii razvitiia global'nogo turizma:

vliianie na marketing [Trends in the development of global tourism: impact on marketing] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2014. - T. 8. - № 3. Elektronnyi resurs: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (data

obrashcheniia: 20.05.2014) [Accessed on May 20, 2014].

14. Rossiiskii torgovo-ekonomicheskii slovar' [Russian trade and economic dictionary] / pod red. S.N. Baburina. -M., 2005.