SOCIAL SCIENCES
ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ПЕРСОНАЛА В СЕТИ АВТОСАЛОНОВ
Исаева Е.В.
студентка 1 курса Набережночелнинский институт (филиал) КФУ
TECHNOLOGIES FOR BUILDING AN EFFECTIVE SYSTEM OF TRAINING AND ASSESSMENT
OF PERSONNEL IN A CAR SALON NETWORK
Isaeva E.
1st year student Naberezhnye Chelny Institute (branch) KFU DOI: 10.5281/zenodo.6882604
Аннотация
В статье описываются основные подходы к формированию системы управления персоналом. Рассмотрены свойства и структура комплексной системы управления персоналом организации.
Abstract
The article describes the main approaches to the formation of a personnel management system. The properties and structure of the complex system of personnel management of the organization are considered.
Ключевые слова: система управления персоналом, свойства, подходы к управлению, кадровая политика.
Keywords: personnel management system, properties, approaches to management, personnel policy.
Управление персоналом в сети автосалонов приобретает все большее значение как фактор повышения конкурентоспособности предприятий, их стратегического и операционного развития. В современных экономических условиях возрастает роль человека, поэтому возрастают требования к его способностям, уровню знаний и навыков.
Большинство исследований по управлению персоналом в России было посвящено в основном производственным предприятиям. Однако предприятия сферы торговли автомобильным транспортом, не рассматривались. Человек, в таких предприятиях является не только основой, но и важной составляющей успешности бизнеса дела, в настоящее время требуют особого внимания к системе управления их персоналом.
Воздействие западных санкций оказали существенное влияние на деятельность автосалонов, в результате чего высшее руководство приступило к реализации ряда мер, направленных на предотвращение негативных последствий сложившихся рыночных обстоятельств. Однако вопрос принятия таких управленческих решений, которые учитывали бы потребности компании в высококвалифицированных кадрах, их обучение и мотивацию при ограниченном финансировании, по-прежнему остается актуальным.
Рассматривая основные цели обучения персонала, следует их разделять с точки зрения сотрудник и с точки зрения работодателя. Представим основные цели обучения сотрудников на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные цели обучения с различных точек зрения [4]
Таким образом, следует отметить, что цели обучения с точки зрения работодателя и работника отличаются. Это связано прежде всего с тем, что каждый работник хочет оставаться конкурентоспособной единицей в составе организации, а цели работодателя направлены на формирование эффективного коллектива, который бы смог работать на благо развития организации.
Продуктивность деятельности каждого сотрудника зависит от эффективности управления мотивацией и стимулированием сотрудников организации. Это напрямую связано с систематическим обучением сотрудников [2].
При нынешнем состоянии отечественной экономики и жесткой рыночной конкуренции, выстраивание эффективной кадровой политики российских автосалонов является одним из основных условий достижения устойчивого финансового результата.
Под кадровой политикой торгового предприятия понимается комплекс действий, направленных на координацию, взаимодействие и обучение сотрудника с момента его отбора и приема на работу и заканчивая его увольнением[5].
Важным направлением кадровой политики является организация обучения, позволяющая персоналу развиваться и повышать эффективность труда. В процессе обучения используются как методы обучения на рабочем месте, так и методы обучения
вне его. Сотрудники приобретают новые знания и навыки, участвуя в зарубежных обучающих мероприятиях, семинарах в России, а также принимая участие во внутренних программах обучения.
Эффективное управление использованием персонала автосалонов характеризуется максимальным достижением целей кадровой политики в отношении затрат на персонал, результатов и стабильности его использования[3].
Система управления персоналом представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, в рамках которых реализуются функции по управлению персоналом [8].
Все системы управления персоналом наделены следующими свойствами, представленными на рисунке 2.
Особенности построения системы развития персонала в сфере торговли автотранспортом зависят от специфики деятельности организации в целом (работа с клиентами, внедрение новых услуг, нового программного обеспечения, новых продуктов и так далее).
Другая категория особенностей обусловлена стратегическими задачами, размерами, банковских операций, а также материальными ресурсами, которые руководство организации считает целесообразным вкладывать в обучение своего персонала.
(-N
система управления персоналом является основой
любой системы управление предприятием; к. л
' система управления персоналом присутствует во 4 всех функциональных сферах деятельности предприятия (производстве, маркетинге, финансовой у сфере и тому подобное):_/
/-N
главные цели по управлению персоналом совпадают
с основными целями предприятия;
в системе управления персоналом присутствуют все основные свойства системы управления ^ предприятием.
Рисунок 2 - Свойства системы управления персоналом [11]
Для формирования системы управления персоналом применяют следующие три подхода [1]:
• функциональный;
• процессный;
• системный.
Функциональный подход к построению системы управления персоналом предусматривает обоснование и выбор основных функций и их интеграцию в подсистемы по общим функциональным характеристикам.
Недостатком системы управления персоналом, построенной в соответствии с системным подходом, является отсутствие отражения взаимосвязи между подсистемами и порядком реализации функций управления.
Процессный подход включает разработку системы управления персоналом через взаимосвязанные, циклически повторяющиеся процессы. Процесс управления персоналом реализуется посредством циклов: расширенного и элементарного. Относительно функций, расширенный цикл, в основном, соответствует стратегическим и тактическим задачам, элементарный цикл - оперативным задачам [12].
Каждый из циклов включает в себя три блока
[6]:
• решающий, в котором определяются общие направления работы и курс действий для укрепления и сохранения конкурентоспособности предприятия с помощью его работников, то есть формируется кадровая политика и стратегия управления персоналом с учетом поставленных перед предприятием задач управления и стратегии развития;
• преобразующий, предполагающий преобразование управленческих воздействий на конкретные решения (реализацию подбора персонала, распределение на рабочих местах, профессиональное
обучение и формирование резерва на управленческие должности, мотивацию персонала;
• информационно-контрольный, служащий для накопления и обобщения информации об использовании персонала. В его рамках осуществляется деловая оценка, контроль расстановки персонала и его анализ.
Эффективному управлению персоналом способствует также принцип соответствия работника занимаемой должности. В настоящее время на большинстве предприятий этот принцип не всегда реализуется.
Сущность этого принципа включат следующие аспекты [7]:
• разработку основных требований к должности, составление паспорта должности (целесообразно использовать профессиограммы, психограммы, квалификационные справочники);
• оценку наличия знаний, умений, навыков, личностных качеств у работника, занимающего определенную должность; использование квали-метрических моделей;
• сравнение требований, предъявляемых к профессиональной подготовке и качествам того, кто должен занимать должность, и реальных показателей, характеризующих претендента на вакансию.
Также, особое значение имеет оценка работы руководящего состава предприятия, деятельность которого, в основном, является стратегическим потенциалом отрасли; оценка текущих и будущих результатов деятельности предприятия; будущих расходов; уровня риска после принятия решений руководителя; оценка уровня риска от действий некомпетентных подчиненных [9].
К новым, но уже прочно вошедшим в практику деятельности современных организаций, относятся такие методы обучения, как бенчмаркинг и баскет-метод.
Использование бенчмаркинга при оценке эффективности системы обучения сотрудников организации, состоит в посещение конференций, где можно оценить свою ситуацию, общение с HR-коллегами из успешных компаний и получение информации о том, какой выделяется бюджет на обучение или за какую цену им удается купить корпоративный тренинг для менеджеров, тоже считается бенчмаркингом.
Вторым интересным и популярным на сегодняшний день является баскет -метод, который представляет собой моделирование «ситуации напряженной потребности» для обучаемого сотрудника. Это ситуации, которые часто встречаются в профессиональной деятельности сотрудника и попадание в такие ситуации позволяет научиться анализировать, оценивать чужой опыт и с уважением относится к чужому мнению, учится отстаивать свою позицию по тому или иному вопросу.
Обучение персонала - это процесс постоянного, непрерывного повышения квалификации сотрудников с целью их подготовки к выполнению новых производственных задач в условиях глобализации экономики, создания управленческих резервов и улучшения социальной структуры персонала.
Достижение высокой эффективности использования и обучения персонала предприятия является результатом эффективности функционирования его системы управления, которая предполагает управление процессами формирования, организации, мотивации к определенной реализации и развитию. Под механизмом управления обучением и использованием персонала понимается совокупность процессов, приемов, методов и подходов, направленных на достижение эффективности его использования и развития [10].
Таким образом, обучение персонала предприятия - это непрерывный процесс совершенствования качественных характеристик персонала с целью обеспечения гармоничного развития работников и повышения эффективности деятельности организации в кратко- и долгосрочной перспективе. Обучение персонала должно не только давать работникам новые знания, умения, навыки, но и повышать их трудовую мотивацию, приверженность организации и степень вовлечения в ее дела.
Список литературы
1. Аксенов, В. Трамплин для молодых управленцев / В. Аксенов // Метод: государственное и муниципальное управление. - 2019. - N 2. - С. 84- 87.
2. Бухалков, М. И. Управление персоналом: учебник / М. И. Бухалков. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва: ИНФРА-М, 2019. - 400 с.
3. Варакулина, М.В. Система управления персоналом предприятия: концептуальная модель и механизм ее реализации: монография / М. В. Вара-кулина ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Брест. обл. исполн. ком. - Брест: БрГУ, 2019. - 178с.
4. Вукович Г.Г. Исследование теоретико-методических аспектов управления персоналом: сравнительный обзор Европейской и Российской HR-систем / Г.Г. Вукович, Н.Р. Молочников // Повышение эффективности национальной экономики: Материалы Национальной научно-практической конференции, Армавир, 13 мая 2020 года. - Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2020. - С. 73-78.
5. Глик Д. И. Эффективная работа с персоналом: практическое пособие [Текст] / Д. И. Глик. - 2-е изд. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 144 с.
6. Горленко О. А. Управление персоналом: учебник для академического бакалавриата [Текст] / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019.
- 249 с.
7. Городнова Н. В. Обучение и оценка квалификации персонала как механизм управления человеческим капиталом: учеб. Пособие [Текст] / Го-роднова Н. В., Самарская Н. А., Скипин Д. Л. - Екатеринбург: Юника, 2019. - 77 с.
8. Данилина Е. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом [Текст] / Е. И. Данилина, Д. В. Горелов, Я. И. Маликова. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019.
- 208 с.
9. Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер; пер. 9-го англ. изд. — 4-е изд., электрон.
- Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 802 с.
10. Дуракова, И. Б. Управление персоналом: учебник / И. Б. Дуракова, Л. П. Волкова, Е. Н. Коб-цева; под ред. И. Б. Дураковой. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 570 с.
11. Елкин С. Е. Управление персоналом организации. Теория управления человеческим развитием: учебное пособие [Текст] / С. Е. Елкин. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 236 с.
12. Золотова Т. В. Методы принятия управленческих решений [Текст]/ Т. В. Золотова - М.: Кно-рус, 2020. - 344 с.