Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ'

ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
система показателей / эффективность / управление / system of indicators / efficiency / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепустин Е.Н.

Оценить эффективность любого процесса, в том числе ССП, в организации можно при помощи экономической и нефинансовой эффективности. Многие организации, которые занимали значительные доли рынка, за считанное время лишились всех своих преимуществ, не оставив сомнения своим руководителям в необходимости проведения глобальных преобразований, а именно внедрения стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR EVALUATING EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF BALANCED SCORECARD

It is possible to evaluate the effectiveness of any process, including SSP, in an organization using economic and non-financial efficiency. Many organizations that occupied significant market shares lost all their advantages in a matter of time, leaving no doubt to their managers about the need for global transformations, namely the introduction of strategic planning.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

УДК 33

Лепустин Е.Н.

Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)

ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация: оценить эффективность любого процесса, в том числе ССП, в организации можно при помощи экономической и нефинансовой эффективности. Многие организации, которые занимали значительные доли рынка, за считанное время лишились всех своих преимуществ, не оставив сомнения своим руководителям в необходимости проведения глобальных преобразований, а именно внедрения стратегического планирования.

Ключевые слова: система показателей, эффективность, управление.

ССП - это важнейший элемент менеджмента, главной чертой которого является создание и поддержание конкурентных преимуществ фирмы на максимальном уровне за счет стратегического планирования. Как правило, компании стремятся занять лидирующие позиции на рынке, обеспечить высокую прибыльность и получить признание потребителей своих товаров и услуг [1]. Для достижения этих целей необходимо провести SWOT-анализ, который позволяет систематизировать данные о внутренних и внешних условиях бизнеса. В рамках SWOT-анализа оцениваются сильные и слабые стороны компании.

Сильные стороны включают умения и опыт персонала, наличие ресурсов, передовые технологии, известное имя и достаточные денежные средства. Слабые стороны, напротив, ухудшают конкурентоспособность организации и могут включать неудовлетворенные трудовые отношения, нехватку квалифицированного персонала и отставание в ассортименте продукции. SWOT-анализ также помогает идентифицировать возможности и

угрозы. Развитие компании зависит от того, как будут усилены сильные стороны, преодолены слабые, предотвращены угрозы и реализованы открываемые возможности [3].

Четырьмя аспектами сбалансированной системы показателей являются: финансовые показатели, клиентоориентированность, оптимизация бизнес-процессов, обучение и развитие.

Финансовые показатели зависят напрямую от финансовых ресурсов компании. Рентабельность инвестиций (ROI), рентабельность затраченного капитала (ROCE) и экономическая добавленная стоимость (EVA) являются полезными инструментами для определения финансовых показателей.

Рентабельность инвестиций - это показатель эффективности, который показывает эффективность инвестиций. ROCE показывает, насколько хорошо компания извлекает прибыль из своего капитала. EVA - это остаточное богатство компании, получаемое путем вычитания стоимости капитала из операционной прибыли.

Другими финансовыми показателями являются прибыльность, текущая цена акций, прибыль на акцию, продажи, операционная маржа, операционные расходы, операционный доход, валовая прибыль, денежный поток, окупаемость денежных средств и т.д.

Клиенты - это основа бизнеса, поэтому измерение «управления клиентами» имеет важное значение. Игнорирование требований клиентов означает потерю бизнеса. ССП гарантирует, что клиенты не остаются без внимания, остаются в достаточной степени лояльными. Сегодня у большинства организаций есть миссия, связанная с обеспечением ценности для клиентов. Руководство бизнеса фокусируется на своем сегменте рынка, в то время как цена часто является основным фактором для клиента. В этом случае инновационные и экономически эффективные решения могли бы кардинально изменить ситуацию. Продукт может иметь ценовое преимущество, но связанные с ним затраты, такие как установка и техническое обслуживание, также играют ключевую роль в обеспечении клиентской ценности. Таким

образом, ССП учитывает цену продукта или услуг и экономическую эффективность.

Основные показатели конечных результатов для клиентов включают в себя долю рынка, удовлетворенность клиентов, радость от приобретения, лояльность, удержание и прибыльность.

Доля рынка - это клиентская база компании. Углубленное исследование рынка способствует пониманию различных сегментов рынка и предпочтения клиентов в зависимости от цены, характеристик продукта и качества.

Подмножество рыночной доли называется долей аккаунтинга, которая показывает, сколько клиентов совершают покупки.

Удовлетворенность клиентов - это обратная связь о работе организации. Каждая организация должна стремиться к полному удовлетворению потребностей клиентов. Вместо того, чтобы ждать, пока клиенты оставят отзывы, следует сначала попросить их об этом. Возможно получить обратную связь с помощью опроса по электронной почте, телефонного разговора сразу после того, как клиент получит услугу.

Привлечение клиентов происходит при помощи различных маркетинговых тактик. Можно иметь лояльную клиентскую базу, но при этом распространять продукт по низкой цене. В данном случае может положительно повлиять реинжиниринг или редизайн. Показатель эффективности основаны на трех категориях. Товар/услуга. В этой категории рассматривается цена, функциональность и качество. Предпочтительны низкие и умеренные цены. Продукт должен быть высокого качества, хотя сорт его компонентов может быть и ниже. Возможно измерить качество продукта по количеству дефектов, отзывам о продукции, претензиям по гарантии, запросам на выездное обслуживание и т.д.

Это касается своевременности, сопереживания, послепродажного обслуживания, доставки на дом и т.д. Реклама и внешний вид могут помочь привлечь клиентов. Организации могут использовать имидж и репутацию как возможность активно заявить о себе. ССП рассматривает бизнес целостно,

тщательно изучая каждую его часть и соединяя точки соприкосновения, чтобы повысить конкурентоспособность бизнеса.

Третья перспектива сбалансированной системы показателей -оптимизация бизнес-процессов. Организации создают ценность для своих клиентов в три этапа.

Инновация. Здесь генерируются новые бизнес-идеи, основанные на потребностях клиентов. Обратная связь от клиентов приходит благодаря постоянному общению и вовлечению их. Инновации - это важнейший ценностный процесс. Они помогают завоевывать новые рынки и предприятия. Ключевую роль здесь играют маркетинговые исследования.

Матрицы для процесса создания внутренней стоимости НИОКР следующие:

Процент продаж новых продуктов.

Процент продаж фирменных продуктов.

Отношение операционной прибыли к затратам на разработку.

Точка безубыточности.

Следует возместить инвестиционные затраты, чтобы процесс НИОКР стал безубыточным. Тогда появится возможность предложить продукт по привлекательной цене, которая принесет пользу организации и окупит инвестиционные затраты.

Операции. Это касается производства существующих товаров или решений в соответствии с требованиями клиентов. Здесь полезны такие показатели, как качество, время цикла и стоимость.

Для обеспечения качества используется тотальный менеджмент качества. Затраты учитываются с помощью калькуляции затрат на основе деятельности, при которой все накладные расходы включаются в себестоимость продукта.

Время цикла: Автоматизация помогает организациям значительно сократить время цикла. Контролю на производстве в настоящее время уделяется все меньше внимания, поскольку мы внедряем качество в дизайн с

помощью показателя, называемого эффективностью производственного цикла (MCE).

С помощью методологии JIT организации перешли от «на всякий случай» к «Точно в срок», снизив стоимость запасов и повысив эффективность. Например, теперь вы можете заказать у дилера автомобиль по индивидуальному заказу, который они изготовят и доставят в течение двух недель вместо месяцев. Послепродажное обслуживание. Люди также называют это послепродажным обслуживанием, например, утилизацией, обучением, установкой, соглашением об обслуживании и т.д.

Подводя итоги, заметим, что сбалансированная система показателей «сканирует» все аспекты бизнеса, чтобы позиционировать его с точки зрения конкурентоспособности. В сегодняшней динамичной среде компания должна создавать будущую ценность за счет инвестиций в клиентов, сотрудников, поставщиков, процессы, технологии и инновации, и ССП поможет вам во всем этом. Этапами внедрения сбалансированной системы показателей являются выявление значения терминологии, понимание ожидаемых результатов, обсуждение стратегии, рассмотрение ключевых показателей эффективности и планы действий, повышение эффективности деятельности фирмы как результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Браун, Марк Грэм За рамками Сбалансированной системы показателей. Как аналитические показатели повышают эффективность управления компанией / Браун Марк Грэм. - М.: Олимп-Бизнес, 2020. - 294 c;

2. Гуськова Н.Д., Ерастова А.В., Никитина Д.В. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятий малого бизнеса // Регионология. 2021. №2 (115). URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/strategicheskoe-upravleme-ustoychivym-razvitiem-predpriyatiy-malogo-biznesa;

3. Никитчук Т.А. Сбалансированная система показателей: история, особенности, целевая направленность // Журнал прикладных исследований. 2019. №4. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/sbalansirovannaya-sistema-pokazateley-istoriya-osobennosti-tselevaya-napravlennost;

4. Перминова А.В. Совершенствование системы управления организацией // Международная научно-практическая конференция Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России, 2020 г;

5. Романенко М.А. Отличительные управления человеческими ресурсами проекта от классического управления персоналом организации / Вестник сибирского института бизнеса и информационных технологий 65.01, №2 (18), 2021, 68 с.

Lepustin E.N.

Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)

TECHNOLOGIES FOR EVALUATING EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF BALANCED SCORECARD

Abstract: it is possible to evaluate the effectiveness of any process, including SSP, in an organization using economic and non-financial efficiency. Many organizations that occupied significant market shares lost all their advantages in a matter of time, leaving no doubt to their managers about the needfor global transformations, namely the introduction of strategic planning.

Keywords: system of indicators, efficiency, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.