МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ: УРОВНИ И ТЕХНОЛОГИИ
Буханчук В.С.
магистратнт Социологического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова vya. [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются различные технологии манипулятивного воздействия в условиях социальной неопределённости. Анализируются основные методы, приемы манипуляции и разнообразные классификации технологий манипулирования, которые могут быть использованы для достижения целей в обществе, где отсутствует четкое определение правил и ценностей. В частности, приводятся классификации Грачева Г.В., Дзялошинского И.М., Сладковой О.Б.
Ключевые слова: манипулятивное воздействие, социальное манипулирование, социальная неопределенность, методы, технологии, классификация
Кризис в обществе, как пишет Грачев Г.В. [1, с. 105], разрушает и создаёт новые экономические и общественные структуры, политические партии, формирует новые типы социальных взаимодействий, способствует выдвижению новых законодательных актов и пересмотру норм взаимоотношений в обществе. Ранее стабильная социальная реальность перестаёт быть таковой. Именно это и есть социальная неопределённость - чувство неустойчивости окружающего мира, сопровождаемое психическим напряжением из-за появившегося риска. В свою очередь человек дезориентируется и теряет социальную ситуацию и как следствие порядок жизни, ранее устоявшиеся связи разрушаются, происходит коренной слом сложившихся представлений о будущем и индивида, и системы, в которой он обитает [1, с. 106].
Таким образом, общество, находясь в состоянии социальной неопределённости, является наиболее уязвимым для манипулятивного воздействия.
Сам же термин «технология» уже давно является частью понятийного аппарата как технических, так и гуманитарных дисциплин. Грачев Г.В. определяет термин следующим образом: «совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей, как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, выбором оптимальных средств и методов их выполнения» [1, с. 108-109].
Современные СМИ играют ключевую роль в формировании общественного мнения и влияют на различные аспекты жизни людей. Они активно воздействуют на сознание общества, создают стереотипы и нормы поведения, а также формируют представления о реальности [3, с. 61].
Развитие средств массовой коммуникации способствует массовому распространению информации и воздействию на аудиторию. Грачев Г.В. обсуждает методы привлечения сторонников и борьбы через формирование положительного или отрицательного имиджа для определенных личностей, программ и организаций [1, с. 110].
Таким образом, Грачев Г.В. выделяет определённый набор технологий:
«Формирование и распространение образов». Эта технология заключается в создании и распространении ложных образов (индивидуальных лиц, компаний и организаций, идей, программ, товаров и т.д.), которые были заранее сформированы. Такие образы обычно не соответствуют реальным характеристикам субъекта или объекта. Это приводит к дезинформации людей, которые подвергаются такому информационному воздействию [1, с. 109].
«Срыв обсуждения с провоцированием конфликта». Для достижения данной цели необходимо добиться раздражения оппонента, используя различные методы. Это приведет к переходу диалога к обычной ссоре, когда разговор отходит от исходной темы на несвязанные вопросы. Таким образом, данная манипулятивная техника направлена на дискредитацию политического оппонента, его идей, позиций и имиджа, а также на избегание обсуждения конкретных проблем. Примеры использования этой тактики можно увидеть в публичных дебатах, например, по телевидению, где политические оппоненты спорят на тему важной проблемы или события [1, с. 110].
«Механические уловки» - прерывание и перебивание политического оппонента, повышение голоса и демонстративные акты поведения показывают неуважение и нежелание выслушать позицию и аргументацию оппонента. Эти приемы часто сопровождаются фразами типа: «Вы не даете вразумительных ответов на вопросы» и «Вы не даете возможности высказаться или возразить» [1, с. 110].
«Навешивание ярлыков». Данный прием направлен на формирование массового сознания, в котором ярлык закрепляется надолго. В результате обычный человек будет оценивать деятельность политика исходя из закрепившегося стереотипа - ярлыка [1, с. 110-111].
Кроме того, манипуляторы в сфере СМИ прибегают к различным методам и технологиям. Например, И.М. Дзялошинский разработал «азбуку пропаганды», включающую в себя семь приемов: приклеивание ярлыков, сияющие обобщения, перенос, ссылку на авторитеты, свидетельства, свои ребята, общий вагон, перетасовку. Эти методы до сих пор широко применяются в рекламно-пропагандистских кампаниях средствами массовой коммуникации. Однако, по мнению Елишева С.О., эта классификация уже устарела.
Вместе с тем, хотелось бы привести классификацию методов социального манипулирования, предложенную И.М. Дзялошинским, включающую в себя:
^ различные манипулятивные психотехнологии, такие как «использование пугающих тем и сообщений», «создание контрастов», «упрощение проблемы», «осмеяние» и другие [2, с. 39-45].
^ управление информационными потоками или информационной средой, такие как фильтрация информации, выборочный подбор данных, создание фактов, использование слухов, утечка секретной информации и другие методы манипуляции [2, с. 45-49].
> манипулирование через ценности и эмоции (использование значимых слов, приклеивание ярлыков, чернильное омрачение, двусмысленные выражения, использование умягчающих терминов [2, с. 49-54].
> использование социального контроля (прибегание к авторитетам, создание ощущения единства с группой, дополнительные доказательства, пропаганда силы) [2, с. 56-59].
> использование убедительных и логичных аргументов для манипулирования (например, использование ложных выводов, утверждений, аргументов, псевдопояснений и т. д.) [2, с. 56-59].
> техники защиты от манипуляции, такие как отрицание, подавление, проекция, вытеснение, идентификация и другие [2, с. 74-79].
Из приведенных примеров становится ясно, что существует множество технологий и методов манипуляции, которые достаточно разнообразны. Интересной показалась идея О.Б. Сладкова о преобразовании мониторингового исследования в технологию социального манипулирования. Это возможно благодаря тому, что большинство людей не анализируют информацию, предлагаемую им, но чувствуют её. Аргументируя свою точку зрения, О. Б. Сладкова приводит цитату Густава Лебона: «Идеи не влияют на поведение, пока они не переведены на язык чувств» [4, с. 4].
Для достижения желаемого эффекта в «псевдоисследовании» необходимо привлечь внимание и убедить человека правильно оценить его результаты. Для этого требуется использовать точечное, целенаправленное воздействие при помощи следующих методов [4, с. 5]:
• Престижный эффект воздействия на эмоции, основанный на удовлетворении информацией, которая соответствует ценностям и целям социальной группы.
• Утилитарный эффект, обращенный к решению жизненных проблем с помощью необходимой информации.
• Познавательный эффект, предназначенный для удовлетворения интереса к получению знаний.
• Эффект усиления позиций, направленный на подтверждение мнения по спорному вопросу.
• Эмоциональный эффект, возникающий при передаче информации с эмоциональным зарядом.
• Эффект комфорта от восприятия информации.
• Тенденциозный выбор иллюстративного материала для усиления эффекта драматизма.
• Блистательная неопределенность, вызывающая эмоциональную реакцию благодаря абстрактным понятиям.
• Прием «Фургон с оркестром» для закрепления успеха с помощью пропагандистской кампании.
На этапе обработки информации манипулятор использует различные методы, чтобы ввести общество в заблуждение. Он может дробить информацию, представляя ее кусочками, либо искажать ее, скрывая негативные аспекты. Результаты могут быть умолчены или искажены таким образом, чтобы скрыть невыгодные для манипулятора факты. Это приводит к искажению реальности для людей [4, с. 7].
Также интересным аспектом является потребность в безопасности как стимул для человека. Если социальные условия относительно стабильны, то эта потребность будет удовлетворена хотя бы частично, и она перестанет быть активным мотивационным фактором для человека [1, с. 111-112].
Однако бывают ситуации, когда именно потребность в безопасности становится главной, выходит на первый план и начинает определять мотивацию социального поведения человека. В экстремальных обстоятельствах она мобилизует человека и его организм, вызывая реакцию на социальную неопределенность. Недостаток безопасности приводит к острой психической напряженности [1, с. 111].
Таким образом, отрицательное социальное настроение, которое является источником страхов, может возникать при постоянном расхождении между реальностью и ожиданиями, когда надежды разрушаются. В этом состоянии у человека увеличивается уязвимость к манипуляциям, включая воздействие на подсознание [1, с. 110-111].
Удовлетворение потребности в безопасности становится драйвером для людей присоединяться или создавать различные социальные структуры. Примерами таких организаций могут быть семья, дружба, интересные группы, политические партии, профессиональные и религиозные общества, а также вера в высшие силы. Принятие участия в различных социальных группах позволяет людям стать частью общественных связей и активно участвовать в их деятельности [1, с. 112].
Отсутствие защиты от страха делает людей легкой мишенью для манипуляторов, особенно в периоды социальной неустойчивости. Именно в таких моментах человек может быть привлечен к различным политическим движениям и акциям, побужден к изменениям в обществе и даже свержению существующей политической системы.
Подводя итоги всему сказанному выше, стоит сказать, что самое эффективное манипулятивное воздействие проявляется в период социальной неопределенности, когда общество находится в кризисе и потрясениях. В этот момент ломаются устоявшиеся ценности и нормы, социальные институты теряют контроль и не функционируют как должно. Это создает кризис ценностей у людей и открывает возможность суггесторам воздействовать на них, даже против их собственного желания. Такие манипуляции могут привести к разрушительным последствиям, таким как деструкция моральных норм, изменение ценностей, распространение насилия и жестокости.
Исследование технологий манипулятивного воздействия в условиях социальной неопределённости позволяет лучше понять, какие инструменты используются для влияния на людей в изменчивом обществе. Результаты исследования могут помочь выявить и предотвратить потенциальные манипуляции и повысить уровень осведомленности среди населения. Важно продолжать изучение этой темы с целью развития механизмов контроля и защиты от манипуляций в современном обществе.
Литература:
1. Грачев Г.В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса// Федеральный образовательный портал ЭСМ. - Саратов, 1997. С. 105-112.
2. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс- медиа// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2005. № 1. С. 29-55.
3. Елишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью. - М.: Изд-во Канон-плюс, 2019. - 336 с.
4. Сладкова О.Б. Манипулирование общественным сознанием в информационном обществе - М. 2012. С. 1 -19.
References:
1. Grachev G.V. Psihologija manipuljacij v uslovijah politicheskogo krizisa// Federal'nyj obrazovatel'nyj portal JeSM. Saratov. 1997. S. 105-112.
2. Dzjaloshinskij I.M. Manipuljativnye tehnologii v mass- media// Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika. 2005. №1. S. 29-55.
3. ElishevS.O. Social'noe manipulirovanie molodjozh'ju. - M.: Izd-vo Kanon-pljus, 2019. - 336 s.
4. Sladkova O.B. Manipulirovanie obshhestvennym soznaniem v informacionnom obshhestve - M. 2012. S. 1-19.
TECHNOLOGIES OF MANIPULATIVE INFLUENCE IN CONDITIONS OF SOCIAL
UNCERTAINTY
Bukhanchuk V.S.
Undergraduate student of the Faculty of Sociology ofLomonosov Moscow State University [email protected]
Abstract: this article discusses various technologies of manipulative influence in conditions of social uncertainty. The main methods, techniques of manipulation and various classifications of manipulation technologies that can be used to achieve goals in a society where there is no clear definition of rules and values are analyzed. In particular, the classifications of Grachev G.V., Dzyaloshinsky I.M., Sladkova O.B. are given.
Keywords: manipulative influence, social manipulation, social uncertainty, methods, technologies, classification
Для цитирования: Буханчук В.С. Технологии манипулятивного воздействия в условиях социальной неопределённости// Архонт, 2024. № 2(41). С. 53-56.
56