Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОТИВОБОРСТВА НА ПРИМЕРЕ СМИ РОССИИ И США'

ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОТИВОБОРСТВА НА ПРИМЕРЕ СМИ РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
154
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ДИСКУРС-АНАЛИЗ / ВИРТУАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / МАНИПУЛЯЦИЯ / POLITICAL DISCOURSE / DISCOURSE ANALYSIS / VIRTUAL POLITICAL REALITY / POLITICAL COMMUNICATION / INFORMATION WARFARE / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белугина Надежда Борисовна, Рязанова Лилия Вячеславовна

Представлены результаты прикладного исследования технологий конструирования виртуальной политической реальности, выраженной в дискурсе противоборства России и США. Исследуются ведущие приемы формирования политического дискурса на примере трех кейсов: вхождение Республики Крым в состав РФ, война в Сирии, выборы Президента США в 2016 году. Установлено, что в интернет-изданиях России наиболее выраженными являются дискурсы, отражающие в отношении к США образы холодной войны и страны-агрессора с помощью механизмов стереотипизации и дегуманизации. В интернет-изданиях США наиболее выраженными являются дискурсы, отражающие «нелегитимность» действий российского руководства путем стереотипизации, упрощения и примитивизации рассмотренных проблем. Кроме того, использование метода дегуманизации при конструировании образа России нацелен на формирование негативных установок в отношении России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Белугина Надежда Борисовна, Рязанова Лилия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL POLITICAL REALITY CONSTRUCTION TECHNOLOGIES: DISCURSIVE PRACTICES OF INFORMATION WARFARE ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN AND US MEDIA

The article presents the results of an applied study of technologies for constructing virtual political reality, expressed in the discourse of the confrontation between Russia and the United States. The methods of the formation of political discourse are analyzed on the example of three cases: the Accession of the Republic of Crimea in the Russian Federation, the war in Syria, the election of the President of the United States in 2016. It has been established that the most pronounced discourses in the Internet in Russia reflect the images of the Cold War and the aggressor country in relation to the United States with the help of stereotyping and dehumanization mechanisms. The most pronounced discourses in Internet publications in the United States reflect the “illegitimacy ” of the actions of the Russian Federation using stereotyping, simplifying and primitivizing the problems. In addition, the use of the dehumanization techniques for constructing the image of Russia is aimed at the formation of negative attitudes towards Russia.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОТИВОБОРСТВА НА ПРИМЕРЕ СМИ РОССИИ И США»

УДК 32.019.51

ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОТИВОБОРСТВА НА ПРИМЕРЕ СМИ РОССИИ И США

Н.Б. Белугина, Л.В. Рязанова

Представлены результаты прикладного исследования технологий конструирования виртуальной политической реальности, выраженной в дискурсе противоборства России и США. Исследуются ведущие приемы формирования политического дискурса на примере трех кейсов: вхождение Республики Крым в состав РФ, война в Сирии, выборы Президента США в 2016 году. Установлено, что в интернет-изданиях России наиболее выраженными являются дискурсы, отражающие в отношении к США образы холодной войны и страны-агрессора с помощью механизмов стереотипизации и дегуманизации. В интернет-изданиях США наиболее выраженными являются дискурсы, отражающие «нелегитимность» действий российского руководства путем стерео-типизации, упрощения и примитивизации рассмотренных проблем. Кроме того, использование метода дегуманизации при конструировании образа России нацелен на формирование негативных установок в отношении России.

Ключевые слова: политический дискурс, дискурс-анализ, виртуальная политическая реальность, политическая коммуникация, информационное противоборство, манипуляция.

Российско-американские отношения со времен Советского Союза, а затем и РФ то носили союзнический характер, то обострялись в период холодной войны. В новейшей истории переломным моментом в отношениях между странами стала мюнхенская речь Президента России В. Путина в 2007 году [1], в которой Президент обозначил недопустимость однополяр-ной модели мира и роль России в изменившейся конфигурации сил на мировой арене. Спустя десять лет, в 2017 г., организаторы Международной конференции по безопасности в Мюнхене представили доклад «Постправда, пост-Запад, постпорядок?» [2], в котором подтвердили тезис о завершении эпохи однополярной конфигурации миропорядка, однако при этом подвергли критике внешнюю политику как США, так и России. По мнению экспертов, непредсказуемость США может пошатнуть систему мировой безопасности, а экономическая политика страны все больше сводится протекционизму. В докладе также были отмечены темы военного вмешательства России в сирийский конфликт и агрессия страны на Украине. Отдельное внимание было уделено феномену фейкньюс (преднамеренно ложные новости), были затронуты тема утечки информации, использования интернет-ботов и другие манипулятивные практики. В качестве примера подобных противоправных действий было приведено вмешательство России в выборы Президента США 2016 года.

В последнее время ситуация между странами обострилась с прекращением действия договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в 2019 году, выходом США из Договора по открытому небу в 2020 году, неопределенностью относительно продления Договора о стратегических наступательных вооружениях, срок которого истекает в 2020 году. Негативное влияние оказали и санкции США против России.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами актуальность приобретает анализ политического дискурса противоборства России и США с целью выявления различий репрезентаций виртуальной политической реальности двух стран.

Теоретическая основа статьи состоит из трех блоков. Первая часть объясняет причину проведения исследования в рамках интернет-изданий, вторая заключается в интерпретации используемых понятий, третья направлена на описание инструментария прикладного исследования.

Интернет-издания были нами выбраны для проведения анализа, так как, с одной стороны, они в односторонней направленности по-своему интерпретируют и освещают события, с другой стороны, их функционирование обусловлено рамками интернет-пространства. Интернет-издания отличаются от иных сайтов тем, что они зарегистрированы в Роскомнадзоре, их деятельность регулируется законом «О средствах массовой информации» и они придерживаются принципов журналистики. И несмотря на развитость новых площадок для получения информации, таких как соцсети, блоги, подкасты и т. д., интернет-издания как электронный формат СМИ продолжают остаются важным источником формирования общественного мнения.

Одним из основных понятий в исследовании является понятие «виртуальной политической реальности. Оно базируется на концепциях «симулякр», что означает копия, оторванная от оригинала [3], «псевдосреда» как упрощенное представление о действительности [4] и «постправда» - «прилагательное, определяемое как относящееся к обстоятельствам или обозначающее обстоятельства, в которых объективные факты оказывают меньшее влияние на формирование общественного мнения, чем апелляции к эмоциям и личным убеждениям» [5]. При этом события, несмотря на неопровержимые доказательства, могут трактоваться в выгодном для их обозревателя ключе. Термин «постправда», по версии составителей Оксфордского словаря, стал словом 2016 года, его актуальность эксперты объяснили контекстом происходящих в указанный период событий (референдум о членстве Великобритании в ЕС и выборы президента США 2016 года).

Теоретическую основу исследования составляет конструктивистский подход, он предполагает познание и интерпретацию реальности с помощью текста и допускает сосуществование множества версий «реальности» (Дж. Келли, Бергер и Лукман) [6]. Манипулятивный потенциал политического дискурса исследуется с опорой на работы Аронсона, Э.Р. Прат-

кинса, С.Г. Кара-Мурзы, Т.В. Евгеньевой, В.В. Кафтана [7-10] и др. авторов о манипуляции общественным мнением.

В последнее время все большее значение и актуальность приобретают скрытые формы воздействия на общественное сознание. В условиях осложнения международной обстановки возрос интерес к проблеме манипуляции. Под манипуляцией понимают определенный «вид психологического воздействия, направленного на побуждение адресата к совершению определенных манипулятором действий в результате скрытого внедрения в психику объекта целей, желаний, намерений, установок, отношений, не совпадающих с теми, которые адресат мог бы сформировать самостоятельно» [11]. В политическом дискурсе речевые стратегии действуют в одном направлении: оказать воздействие на адресата [12], убедить в необходимости тех или иных решений. Путем манипулирования в сознание внедряются идеи, образы, стереотипы, которые могут изменить отношение индивида к определенному предмету, событию, группе явлений, изменить картину мира представителей определенного социума или подкрепить существующие убеждения.

На наш взгляд, принципы конструируемости дискурса в СМИ как следствие виртуальной политической реальности наиболее точно изложил Н. Луман в работе «Реальность массмедиа» [13]. По его мнению, СМИ является отражением и способом формирования реальности на основе анализа и интерпретации событий, а также вследствие работы определенных групп интересов. В результате адресат получает готовую картину мира. Как отмечает Ш. Вебер, «конструктивность» медиа - это тенденция, которая пронизывает средства массовой информации, создающие сознательно и бессознательно свою собственную реальность» [14].

Методологическую основу дискурс-анализа составляют постмодернистские концепции, представленные работами Эрнесто Лакло, Шанталь Муфф, Якоба Торфинга, Марианне В. Йоргенсен, Луизы Дж. Филлипс [1516]. В рамках данного направления информационное воздействие рассматривается как манипуляция, а контроль над дискурсом открывает доступ к его производству и содержанию. Более того, дискурсы постоянно находятся в состоянии противоборства и конкурируют за установление значений.

В рамках информационно-психологического воздействия субъект может применять аффективное и рациональное ценностное воздействие в политическом дискурсе. Ориентируясь на тип манипулятивного воздействия, в рамках проведения анализа интернет-источников России и США нами были выделены технологии конструирования манипулятивного дискурса, ориентированные на дискредитацию акторов, героизацию, примитивизацию проблемы и стереотипизацию.

Стратегии конструирования дискурса опираются на осознанный субъектом коммуникации выбор речевых категорий, восприятие которых аудиторией обеспечивает соответствующий эффект влиятельности и рас-

пространение дискурсивной практики. Социально-конструктивистская традиция подразумевает, что дискурс конструируется в соответствии с паттернами, которые обуславливают речевые практики в различных сферах, то есть дискурс любого политического актора социально обусловлен [17].

Далее перейдем к прикладной части анализа, он состоит из следующих этапов: отбор кейсов, определение временных интервалов и фильтров исследования, автоматический сбор данных с помощью поисково-аналитической системы «Интегрум», количественный и качественный анализ полученных материалов. При отборе кейсов мы ориентировались на наличие противоположных позиций стран относительно тех или иных событий. В результате нами были выделены следующие темы с целью анализа политического дискурса противоборства России и США:

- присоединение Крыма;

- война в Сирии;

- «вмешательство» России в выборы президента США 2016 года.

Выборка публикаций по датам осуществлялась индивидуально для

каждой темы, критерием выступили пики интенсивности поисковых запросов пользователей в Google Trends по ключевым словам Crimea, Syria, United States Presidential election 2016 и фильтрам Russia/United States, Low, Government, News Search.

Рис. 1. Динамика информационного потока по теме «Крым» в американском и российском сегментах сети Интернет

(источник - Google Trends)

Рис. 2. Динамика информационного потока по теме «Сирия» в американском и российском сегментах сети Интернет

(источник - Google Trends)

Выборы президента США United Suites Presidential cl<*

Nov 6- 12.2016

Рис. 3. Динамика информационного потока по теме «Выборы Президента США в 2016 году» в американском и российском сегментах сети

Интернет

(источник - Google Trends)

Затем были составлены запросы для отбора сообщений интернет-изданий в поисково-аналитической системе «Интегрум» по фильтрам: дата документа (неделя с даты ключевого события), федеральные интернет-издания, региональные интернет-издания, по популярности. Анализ проводился по первым 100 источникам. Наше исследование билингвально, по этой причине поисковые запросы для «Интегрум» были осуществлены на русском и английском языках.

Кейс «Вхождение Крыма в состав Российской Федерации». В российских СМИ относительно всех кейсов превалирует нейтральная тональность, так как в большинстве случаев сообщения транслируют официальную позицию значимых политических акторов. На данном фоне выделяется позитивная тональность, связанная с присоединением Крыма к России (около 30 % от общего количества сообщений). Однако и негативная тональность также является наибольшей по сравнению с остальными кейсами, так как мировое сообщество активно высказывалось относительно недопустимости аннексии территории.

Анализ сообщений показал наибольший процент рационального и эмоционального ценностного воздействия относительно остальных событий, что связано, с одной стороны, с официальной информацией о вхождении Крыма в состав России, с другой стороны, яркими эмоциями относительно произошедшего события. Среди сообщений с положительной тональностью преобладает стратегия героизации.

Преобладают образы «Крым - наш», «аннексия Крыма», «противостояние России и Запада».

• "Крым наш"

■ "Иное"

■ "Аннексия Крыма"

■ "Противостояние России и Запада"

Рис. 4. Распределение сообщений по темам в российских интернет-изданиях, в %

Отмечаются следующие сообщения: «Мы вместе!», «Одна страна -один народ!», «Крым, с возвращением!», «Крымчане, мы вместе с вами!» [18].

В сообщении в контексте аннексии Крыма сообщается: «То, что состоялось сегодня в Москве, не имеет ничего общего ни с демократией, ни с правом, ни со здравым смыслом ", - добавил Перебейнос»[19].

«Ожидается, что Россия быстро сделает шаги к аннексии Крымского полуострова, невзирая на колоссальный ущерб для ее отношений с Западом» - пишет «Financial Times» [20].

Наибольшей негативной тональностью обладают сообщения, отобранные по запросу «США и Крым». В них российские интернет-издания через призму собственного видения ситуации обозначают позицию мирового сообщества.

Основной манипулятивный инструмент - эмоциональная стереоти-пизация. Например, следующая цитата предваряет анализ выдержек из статьи главы МИД Великобритании и трансформирует тональность текста в негативную. Кроме того, в цитате формируется образы войны и врага, задействуется механизм стереотипизации. "Как трудно жить на свете, когда с Россией никто не воюет", - эти ставшие знаменитыми слова произнес премьер Британии лорд Пальмерстон. Произошло это незадолго до начала Крымской войны 1853-1856 года [21]. Количество сообщений с негативной тональностью увеличивается и некоторыми публикациями с российской стороны.

«Во время подведения результатов референдума по присоединению Крыма к России, в итоговой передаче «Вести недели» ведущий Дмитрий Киселев пригрозил США ядерным взрывом в случае усугубления конфликта с Россией из-за Крыма» [22].

Преобладают образы «санкции», «аннексия Крыма», «Крым наш», «противостояние России и Запада».

В дискурсивных практиках интернет-изданий США после референдума 2016 года доминирует тема «незаконного» присоединения Крыма к России. Наиболее заметным является конструирование образа России как агрессора и захватчика украинских земель (см. рис. 5).

"Аннексия Крыма"

"Ответственность РФ за дестабилизацию в Украине"

"Нелегитимность" референдума Экономические проблемы РФ "РФ - деспотическое государство"

Рис. 5. Распределение сообщений по темам в интернет-изданиях США, в %

В рамках рассматриваемого периода акцент был сделан на двух аспектах: во-первых, Россия в публикациях выступает как вооруженный захватчик и агрессор, во-вторых, указывается на «нелегитимность» референдума. Об этом свидетельствуют следующие цитаты:

« We reject the 'referendum' that took place today in the Crimean region of Ukraine» White House press secretary Jay Carney said. «This referendum is contrary to Ukraine's constitution, and the international community will not recognize the results of a poll administered under threats of violence and intimidation» [23].

«The Russian occupation has brought relations between the West and Russia to their lowest point in years» [24].

Для конструирования образа захватчика использовались аффективные механизмы воздействия с упором на внедрение образа захватнической стратегии России и, в частности, дегуманизацию вооруженных сил РФ. Особо ярко это проявляется в публикациях, посвященных переходу авиабазы Бельбек на сторону правительства Автономной Республики Крым (АРК) в марте 2014 года:

«With a burst of automatic weapons fire and stun grenades, Russian forces in armored personnel carriers on Saturday broke through the walls of one of the last Ukrainian military outposts in Crimea, then quickly overpowered Ukrainian troops armed only with sticks» [25].

Таким образом, после референдума по вопросу вхождения Крыма в состав РФ значительное внимание было сфокусировано на конструировании негативных оценок действий руководства и вооруженных сил РФ. Отметим, что 59 % сообщений, отражающих тему присоединения Крыма, имеют негативную тональность в отношении России и конструируются вокруг «аннексии Крыма» [26] как основополагающего концепта.

Кейс «Война в Сирии». Результаты анализа сообщений по данному запросу показали отсутствие сообщений с положительной тональностью. По данному кейсу небольшое количество сообщений без манипуля-тивной или оценочной составляющей.

Преобладают сообщения с механизмами эмоциональной стереоти-пизации и дегуманизациии. «Наши отношения с Россией сейчас хуже, чем когда-либо, включая холодную войну. Для этого нет оснований. России с её экономикой нужна наша помощь», - написал Трамп в своём Twitter [27].

«Россия обещает сбивать любые ракеты, выпущенные по Сирии. Готовься, Россия, они прилетят. Они будут хорошие, новые и «умные»! Не надо поддерживать животное, которое убивает газом своих граждан и получает удовольствие!» - написал Трамп [28].

В интернет-изданиях преобладают образы противостояния США с Россией, «холодной войны». В источниках опровергается применение химического оружия в Сирии, Россия показана как сильная страна, а США -воинственная. Большое внимание уделено теме санкций.

В отличие от «крымского кейса», в американских СМИ относительно войны в Сирии прослеживается воспроизводство гуманистических претензий к России. При помощи технологии дегуманизации конструируется образ России как «страны, поддерживающей зверский режим, убивающий своих граждан». Наиболее частым является аффективный прием ценностного воздействия без апелляции к доказательствам. Наиболее часто используемыми маркерами являются слова «животное», «животный», «агрессор», «агрессия».

Характерным примером конструируемого дискурса служит следующая цитата: «As we've said, Russia ultimately bears responsibility for the brutal targeting of countless Syrians with chemical weapons. Russia's protection of the Assad regime and failure to stop the use of chemical weapons in Syria calls into question its commitment to resolving the overall crisis» [29].

США предстают в публикациях государством, которое борется за справедливость. В большинстве материалов СМИ используется такая технология конструирования дискурса, как «метод общего вагона», указывающая на то, что все западное цивилизованное сообщество не может мириться с действиями Президента Башара Асада и поддерживающей его Российской Федерации. Информационный поток в отношении США ха-

рактеризуется позитивно-нейтральной модальностью со смешанным (эмоционально-рациональным) ценностным воздействием.

Кейс «Выборы Президента США в 2016 году». «Россия и выборы Президента США 2016» - это второй после запроса «Россия и Крым», который набирает большее число позитивной тональности, чем другие. Второе событие по наличию манипулятивного воздействия после запроса «Россия и Сирия». Как и в запросе «Россия и Крым», тут присутствует стратегия героизации события, россияне и представители власти радуются избранию президента США как значимому событию для России. «На заседании Госдумы новость об избрании Трампа встретили аплодисментами» [30], «жители Рязани подписали петицию о переименовании улицы в честь Трампа» [31], «Минкульт одобрил выбор американцев и переделал часть куплета о Винни-пухе в его честь» [32]. «Трамп - друг», «перезагрузка отношений», «Трамп непредсказуем», «вмешательство в выборы - фейк».

В сообщениях на тему «США и выборы президента США» преобладают стратегии примитивизации и героизации. Стратегии примитивизации выражаются в подобных сообщениях: «Австралийцы предлагают заменять фото Трампа в новостях бургером» [33] из-за названия бургера известной компанией в честь Трампа, «в Красноярске амурская тигрица и белый медведь предсказывали победу на выборах». К стратегии героизации относится следующее сообщение: «Сейчас, когда по всей Америке идут антит-рамповские демонстрации, порой перерастающие в беспорядки, когда сторонники Клинтон набрали уже два миллиона голосов под требованием пересмотреть итоги выборов, я, Артём Игоревич Майнас, считаю, что это очень важно здесь - в России, в Обнинске, поддержать избранного законно нового президента США» [34].

Американские информационные потоки о выборах 2016 года в рассматриваемый период в большей степени ориентированы на внутренние политические процессы. Однако имеет место обвинение России во вмешательстве в выборы в США: т. н. «российские хакеры» отмечены в 18 % публикаций. Вместе с тем, по теме выборов преобладают нейтральные высказывания о России, в отличие от двух предыдущих кейсов.

Особенностью современных политических процессов является возрастание и усложнение информационных потоков в кризисных ситуациях. Поэтому информационное столкновение политических акторов в ходе медийного освещения событий в условиях информационного противоборства означает продолжение политического доминирования ненасильственными (информационно-психологическими) действиями. Для оценки агрессивности СМИ по каждому рассмотренному кейсу мы рассчитали индекс агрессивности (ИА) (рис. 6). Исследование индекса агрессивности базируется на

качественно-количественном контент-анализе материалов СМИ и позволяет различать уровни информационной опасности для государства [35].

Распределение индекса агрессивности

1,8 1,6 1,4 1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

Крым Сирия Выборы в США

-•-Россия в СМИ США -»-США в СМИ России

Рис. 6. Распределение индекса агрессивности СМИ России и США

По результатам анализа можно констатировать, что материалы американских СМИ в отношении России были более негативными. ИА материалов СМИ по теме вхождения Крыма в состав РФ равен 1,33. По войне в Сирии - 1,67, индекс агрессивности по теме выборов в США составил 1,21. Образ США в российских СМИ конструируется менее агрессивными методами, что выражается в меньших значениях индекса агрессивности. Для сравнения: 0,36 по «крымскому кейсу», 0,02 - по теме войны в Сирии и 0,01 - по теме выборов Президента США в 2016 году.

Таким образом, проведенный дискурс-анализ позволяет сделать ряд выводов:

- в российских интернет-изданиях «образ врага» в лице США формируется с помощью технологий стереотипизации и дегуманизации;

- по итогам общей оценки дискурса в российских источниках было выявлено, что негативная повестка в отношении Соединенных Штатов нивелируется позитивной оценкой результатов выборов президента США 2016 года;

- американские медийные потоки в отношении России отличаются большей агрессивностью и использованием аффективных механизмов формирования манипулятивного дискурса;

- в американском сегменте интернет-изданий наиболее заметен дискурс дискредитации России и формирование образа России как «агрессо-

ра» и «захватчика» при помощи методов дегуманизации и примитивизации мотивов действий руководства РФ.

Список литературы

1. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 10.11.2016).

2. Munich Security Report 2017 Post-Truth, Post-West, Post-Order? [Электронный ресурс]. URL: https://securityconference.org/assets/02 Dokume nte/01 Publikationen/MunichSecurityReport2017.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.

4. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

5. Post-truth // Oxford learners dictionaries. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/post-truth (дата обращения: 10.11.2016).

6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia-центр, Медиум, 1995. 334 с.

7. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2015.

219 с.

9. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. Спецкурс по политической психологии. СПб.: Питер, 2007. 112 с.

10. Кафтан В.В., Супонова К.В. Современные информационно-коммуникативные технологии измененного состояния массового сознания // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. №2. С. 20-26.

11. Михалёва О.Л. Политический дискурс как сфера реализации ма-нипулятивного воздействия : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2004.

12. Кафтан В.В. Постмодернистские основания репрезентации современной войны // Гуманитарные науки. 2015. № 3. С.58-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

14. Weber Stefan. Was heißt «Medien konstruieren Wirklichkeit»? Von einem ontologischen zu einem empirischen Verständnis von Konstruktion / We-beг Stefan // Medienim-pulse. Beiträge zur Medienpädagogik. Heft 40. 2002. 1S2 p. / цит по. Володенков С.В., Чулков Д. И. Политические коммуника-

ции как инструмент конструирования современной социально-политической реальности // Русская политология. 2018. №4 (9). С. 3-7.

15. Torfing J. Discourse Theory: Archievments, Arguments, and Chel-lenges // Discoursr Theory in European Politics. Identity, Policy and Governance/ edited by D. Howard and J. Torfing. Palgrave Macmillan Ltd, 2005.

16. Филлипс Л.Дж., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. Харьков, 2004.

17. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. с англ. Е. Руткевич. М. : "Медиум", 1995. 323 с.

18. Юбилейный поддержал Крым // [Электронный ресурс]. URL: https:// mosobl.er.ru /activity /news /yubilejnyj-podderzhal-krym (дата обращения: 10.11.2020).

19. Подписанное в Москве решение о вхождении Крыма в состав РФ не правомерно МИД Украины // Олигарх.Net [Электронный ресурс]. URL: https://oligarh.net/?/news/47625/ (дата обращения: 10.11.2020).

20. После окончания референдума ожидается, что Россия быстро примет меры для аннексии Крыма // INOPRESSA.RU [Электронный ресурс]. URL: https://www.inopressa.ru/article/17Mar2014/ft/annex.html (дата обращения: 10.11.2020).

21. В Британии появился "поджигатель". Глава МИД Альбиона готов воевать с Россией чужими руками // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/03/23/lord-site.html (дата обращения: 10.11.2020).

22. «Россия-1» способна превратить США в радиоактивный пепел // В частности (vchastnosti.ru) [Электронный ресурс]. URL: http: //vchastno sti.r u/news/5530/ (дата обращения: 10.11.2020).

23. Obama to Putin: Crimea vote doesn't count // USA Today. [Электрон-

тронный ресурс]. URL: https://www.usatoday.com/story/news/politics/2014/03/16/r ussia-crimea-ukraine-referendum-sanctions/6493837/ (дата обращения: 10.11.2020).

24. Ukraine Naval Commander Released; EU Mulls Further Sanctions. // Dow Jones & Company. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.wsj .com/ar ticles/ukraine-naval-commander-released-amid-standoff-with-pro-russia-forces-1395315810 (дата обращения: 10.11.2020).

25. Russian forces storm one of the last Ukrainian military outposts in Crimea // The Washington Post. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wa shingtonpost.com/world/monitors-set-to-deploy-to-ukraine-to-try-to-contain-crisis/2014/03/22/742e4898-b 1a4-11 e3-a49e-76adc9210f19 story.html (дата обращения: 10.11.2020).

26. Брега А.В. Политико-правовые аспекты вхождения Крымского полуострова в состав Российской Федерации: между легальностью и легитимностью // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. №1. С.84-89.

27. Дональд Трамп назвал отношения с Россией самыми плохими за всю историю // Gslimansky.ru [Электронный ресурс]. URL: https://gslimansk y.ru/donald-tramp-nazval-otnoshenija-s-ross/ (дата обращения: 10.11.2020).

28. Трамп пообещал нанести ракетный удар по Сирии // Диалог topdialog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://topdialog.ru/2018/04/11/tra mp-siriya/ (дата обращения: 10.1l.2020).

29. Dozens dead in reported gas attack in Syria // News on your side [Электронный ресурс]. URL: https://www.wowt.com/content/news/Dozens-dead-in-reported-gas-attack-in-Syria-479081293.html?ref=293 (дата обращения: 10.11.2020).

30. Дональд Трамп - 45-й президент США // Столетие.Ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.stoletie.ru/na pervuiu polosu/donald tramp 4 5-j_prezident_ssha_850.htm (дата обращения: 10.11.2020).

31. Жители Рязани подписали петицию о переименовании улицы в честь Трампа Vlasti.Net (Санкт-Петербург) [Электронный ресурс]. URL: https: // newizv.ru/news / society /14-11-2016/249011-zhiteli-rjazani-predlozhili -pereimenovat-ulicu-bezbozhnuju-v-ulicu-trampa (дата обращения: 10.11.2020).

32. Минкульт России выразило свое мнение о победе Трампа песней Винни-Пуха // [Электронный ресурс]. URL: https:// news.sputnik.ru / muzyka /d9c2f35c65572c206ea23f2b 1 f9fcbbbc41d3c0a (дата обращения: 10.11.2020).

33. «Австралийцы предлагают заменять фото Трампа в новостях бур-гером» // FreeBrowsers.ru [Электронный ресурс]. URL: https: // freebrowsers.ru / news / 2251 / (дата обращения: 10.11.2020).

34. Обнинцы выйдут на улицу, чтобы поддержать Дональда Трампа // KP40.ru (Калуга) [Электронный ресурс]. URL: https: //www.kp40 .ru/news/s ociety/40742/ (дата обращения: 10.11.2020).

35. Николайчук И.А. Политическая медиаметрия. Зарубежные СМИ и безопасность России: моногр. / Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2015. 230 с.

Белугина Надежда Борисовна, аспирант, belugina. nb@,gmail. com, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,

Рязанова Лилия Вячеславовна, аспирант, LVRyazanova@fa.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

VIRTUAL POLITICAL REALITY CONSTRUCTION TECHNOLOGIES: DISCURSIVE PRACTICES OF INFORMATION WARFARE ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN AND

US MEDIA

N.B. Belugina, L.V. Ryazanova

The article presents the results of an applied study of technologies for constructing virtual political reality, expressed in the discourse of the confrontation between Russia and

the United States. The methods of the formation of political discourse are analyzed on the example of three cases: the Accession of the Republic of Crimea in the Russian Federation, the war in Syria, the election of the President of the United States in 2016. It has been established that the most pronounced discourses in the Internet in Russia reflect the images of the Cold War and the aggressor country in relation to the United States with the help of stereotyping and dehumanization mechanisms. The most pronounced discourses in Internet publications in the United States reflect the "illegitimacy " of the actions of the Russian Federation using stereotyping, simplifying andprimitivizing the problems. In addition, the use of the dehumaniza-tion techniques for constructing the image of Russia is aimed at the formation of negative attitudes towards Russia.

Key words: political discourse, discourse analysis, virtual political reality, political communication, information warfare, manipulation.

Belugina Nadezhda Borisovna, postgraduate, belugina.nb@,gmail.com, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Ryazanova Liliya Vyacheslavovna, postgraduate, LVRyazanova@fa.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 323.2: 004.738.5 001: 10.24411/2071-6141-2020-10402

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА

И ГРАЖДАНСКОГО общества в цифровой реальности

М.В. Ильичева

На основе анализа взаимодействия государства и гражданского общества в цифровой реальности исследован процесс трансформации деятельности органов государственной власти. Определены основные направления и проблемы трансформации. Сделан акцент на определение более эффективных форм обратной связи между структурами государственной власти и гражданским обществом.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, цифровая реальность, публичная власть.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-011-31357 «Технологии управления доверием к власти, упреждения угроз и вызовов региональной социально-политической стабильности».

Цифровая реальность меняет не только само гражданское общество и его институты, но и публичную власть в лице ее, прежде всего, государственных структур, а также формирует новые модели взаимодействия между данными структурами и гражданским обществом. В международ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.