Научная статья на тему 'Технологии и интеллектуальная собственность как экономический ресурс: неоклассический подход'

Технологии и интеллектуальная собственность как экономический ресурс: неоклассический подход Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Скобарев А.А.

Экономическая сущность технологий и интеллектуальной собственности рассматривается с позиции теории трансакционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology and intellectual property as economic resource: neoclassical approach

Economic entity of technology and intellectual property is viewed through transaction cost theory

Текст научной работы на тему «Технологии и интеллектуальная собственность как экономический ресурс: неоклассический подход»

Решетневские чтения

УДК 330.88

А. А. Скобарев

ОАО «Красноярский машиностроительный завод», Россия, Красноярск

ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС: НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Экономическая сущность технологий и интеллектуальной собственности рассматривается с позиции теории трансакционных издержек.

Эволюция фирмы как экономического института тесно связана с научно-техническим развитием (НТР) общества. С одной стороны, НТР порождало все новые потребности общества, а с другой - всегда давало решения, позволяющие эти потребности удовлетворять. В то же время потребности человека, связанные с его биологической эволюцией, не изменялись. Поэтому растущее число фирм стало полагаться на технологии и технические знания в целом при реализации возможностей получения прибыли, тем самым давая начало развитию нового вида современного института фирмы - основанных на технологии предприятий (ОНТП). В то время как технологии стали основным фактором развития ОНТП, фирмы данного вида в совокупности превратились в важный источник НТР. Таким образом, история развития ОНТП и научно-технических знаний общества представляет собой пример положительной коэволюции расширяющегося экономического института и научно-технической базы производительных сил.

Сущность ОНТП как вида фирмы заключается в особенностях процесса присвоения и эксплуатации ресурсов, а также в особенностях структуры ресурсов, в которой главную роль играют технологии. Технологии как научно-технические знания обладают рядом отличительных свойств, которые определяют характеристики их присвоения и эксплуатации в качестве экономического ресурса: неподверженностью физическому износу, неистощимостью при использовании, невозможностью отчуждения и низкими или нулевыми переменными затратами на копирование и каждое новое использование. Данные свойства определяют особенности процессов присвоения и эксплуатации ресурсов, характерных для ОНТП. Следует выделить пять видов экономии, связанных с процессами присвоения и эксплуатации ресурсов:

1. Статическая экономия масштаба. Проявляется в том, что одни и те же технологии могут быть использованы в производстве различных продуктов, при несущественных затратах на адаптацию. Переменные затраты, связанные с использованием технологии в каждом новом продукте, как правило, на порядок меньше, чем постоянные затраты, связанные с разработкой технологии, что позволяет получить существенную экономию масштаба, если технология обладает широким спектром применимости в рамках предприятия.

2. Динамическая экономия масштаба. Как было отмечено выше, технологические знания не потребляются, не изнашиваются в процессе эксплуатации,

но, как правило, улучшаются в процессе обучения через многократное использование, что порождает динамическую экономию масштаба.

3. Экономия совмещения. Некоторые технологии потенциально могут комбинироваться с другими технологиями, что в результате приводит к появлению инноваций, новых технических свойств и улучшению функциональных параметров продуктов.

4. Экономия скорости. Для комбинирования и эксплуатации технологий часто необходим некоторый трансфер. При этом в определенных условиях процесс межфирменного трансфера технологий более эффективен, чем внутрифирменный трансфер, что является источником потенциальных преимуществ в скорости инновационного процесса и времени, затрачиваемом для выведения продукции на целевой рынок.

5. Экономия размещения. Технологически диверсифицированное ОНТП может размещать свои операции (особенно связанные с осуществлением НИОКР) в регионах с высокой концентрацией научно-технических знаний (например, в особых экономических зонах), что, благодаря социальным и экономическим особенностям данных регионов, является источником экономических выгод для предприятия. Данная экономия соответствует Ь-фактору в ОЫ-парадигме Даннинга.

В целом, внутренние свойства технологии делают ее крайне ценным и в некотором отношении уникальным экономическим ресурсом. Однако технология обладает также и такими свойствами, которые ограничивают реализацию ее экономического потенциала. Так, технологические знания крайне трудно поддаются оценке (под оценкой здесь имеется в виду определение рыночной цены), что является источником непараллельности информации между продавцом и покупателем и создает для них высокие трансакционные издержки при покупке/продаже технологий в условиях рынка (в трактовке Д. Норта - затраты по оценке полезных свойств объекта обмена).

Таким образом, внутренние свойства технологии как экономического ресурса, с одной стороны, создают значительный экономический потенциал, а с другой стороны, воздвигают барьеры для эксплуатации технологии, особенно для эксплуатации через механизмы рыночного обмена. Это создает объективную потребность в существовании в рыночной экономике такой системы, которая снижала бы трансакционные издержки эксплуатации технологии, стимулируя тем самым технологическое развитие. На современном этапе данные функции применительно к технологиче-

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических комплексов

ским знаниям выполняет международная патентная система и, следовательно, институт интеллектуальной собственности.

Присвоение и эксплуатация основанных на технологии предприятий технологических знаний в форме интеллектуальной собственности, усиливает определенные свойства технологии как экономического ресурса, и позволяет более эффективно использовать экономии масштаба, совмещения, скорости и размещения. При этом сокращение трансакционных издержек происходит в двух направлениях: во-первых, формализация технологических знаний позволяет снизить издержки на оценку полезных свойств технологий в процессе их эксплуатации на рынке и в процессе накопления, и, во-вторых, право легитимной

временной монополии на использование технологии, которое получает обладатель интеллектуальной собственности, позволяет снизить издержки, связанные с риском неокупаемости инвестиций в исследования и разработки.

В заключение следует отметить, что существование института интеллектуальной собственности не обходится обществу бесплатно: общественные издержки включают некоторое искажение потока инвестиций в отдельные области и направления исследований и разработок (инвестируются те исследования, на результаты которых проще получить исключительные права), издержки временных монополий, а также издержки администрирования патентной и других регистрирующих систем.

À. À. Skobarev

JSC «Krasnoyarsk machine-building plant», Russia, Krasnoyarsk

TECHNOLOGY AND INTELLECTUAL PROPERTY AS ECONOMIC RESOURCE:

NEOCLASSICAL APPROACH

Economic entity of technology and intellectual property is viewed through transaction cost theory

© CKo6apeB A. A., 2010

УДК 629.78

О. С. Станишевская, Ю. В. Данильченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

SWOT-АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ» ИМЕНИ АКАДЕМИКА М. Ф. РЕШЕТНЕВА» НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ

Предпринята попытка определить положение ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» на международном рынке на основе совмещения метода SWOT-анализа с концепцией «8P».

В настоящее время многие предприятия выходят на международный рынок, где высока нестабильность внешней среды, действуют различные конкуренты, изменяются потребности заказчиков. В этих условиях для дальнейшего развития предприятию необходимо определить свое текущее положение на рынке. Одним из наиболее точных инструментов определения положения предприятия на рынке является SWOT-анализ.

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» является одной из ведущих компаний космической отрасли России. Основное направление ее деятельности - создание космических аппаратов, систем и комплексов различного назначения: фиксированной и мобильной связи, навигации, геодезии, ретрансляции. Компания владеет технологиями полного цикла создания спутников, включая прикладные исследования, проектирование и разработку, изготовление и испытания. На сегодняшний день космические аппараты, созданные ОАО «ИСС», составляют 2/3 орбитальной группировки Российской Федерации. Сегодня спутники производства ОАО «ИСС» по всем основным характеристикам

на равных конкурируют с лучшими мировыми образцами космической техники.

В настоящее время на международном космическом рынке можно выделить следующих конкурентов ОАО «ИСС»: Space Systems Loral, Thaïes Alenia Space, Astrium, Boing, Orbital, Lockheed Martin. Если рассматривать этих производителей космической техники более детально, то следует отметить, что большинство из них являются крупными американскими корпорациями. Что не удивительно, учитывая тот факт, что государственное финансирование ракетно-космической отрасли в США в 20 раз превышает российское [1].

Попытаемся определить, какое положение ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» занимает на международном рынке, рассмотрев сильные и слабые стороны предприятия. Известно, что SWOT-анализ является самым распространенным методом ситуационного анализа. Совместим его с распространенной в промышленном маркетинге концепцией «8P», и в этом случае сможем получить более детальную оценку положения предприятия на выбранном нами рынке (см. таблицу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.