Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Попова Е.Д.

Статья посвящена выявлению трендов цифровой трансформации бизнеса. Даны определения понятий цифровая трансформация, цифровизация, корпоративная структура, управление знаниями. Определены направления развития управления знаниями в эпоху цифровой трансформации. Проводится систематизация технологий и инструментов управления знаниями в корпоративных структурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES AND TOOLS OF KNOWLEDGE MANAGEMENT IN CORPORATE STRUCTURES IN THE DIGITAL TRANSFORMATION ERA

The article is devoted to the trends of digital business transformation. Discusses the definitions of digitalization, digital technology, digital transformation, corporate structure, knowledge management. Defines the direction of knowledge management development in the digital transformation era. The analysis of technologies and tools of knowledge management in corporate structure.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК 338.24

Попова Е.Д. аспирант

ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента»

Россия, г. Краснодар ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В

КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация: Статья посвящена выявлению трендов цифровой трансформации бизнеса. Даны определения понятий цифровая трансформация, цифровизация, корпоративная структура, управление знаниями. Определены направления развития управления знаниями в эпоху цифровой трансформации. Проводится систематизация технологий и инструментов управления знаниями в корпоративных структурах.

Ключевые слова: корпоративная структура, управление знаниями, цифровизация, цифровые технологии, цифровая трансформация.

Popova E.D. graduate student PHEI «Yuzhny institute of Management»

Russia, Krasnodar TECHNOLOGIES AND TOOLS OF KNOWLEDGE MANAGEMENT IN CORPORATE STRUCTURES IN THE DIGITAL

TRANSFORMATION ERA

Abstract: The article is devoted to the trends of digital business transformation. Discusses the definitions of digitalization, digital technology, digital transformation, corporate structure, knowledge management. Defines the direction of knowledge management development in the digital transformation era. The analysis of technologies and tools of knowledge management in corporate structure.

Keywords: corporate structure, knowledge management, digitalization, digital technology, digital transformation.

Современный бизнес невозможно представить себе без компьютеров и информационных систем. Развитие цифровых технологий (виртуальная реальность, интернет вещей (IoT), машинное обучение и искусственный интеллект, роботизация, блокчейн, большие данные, цифровые экосистемы и др.) оказывает все большее влияние на все сферы деятельности человека.

Основными трендами цифровой трансформации сегодня стали:

1) повышение качества обслуживания клиентов (Customer experience)

- понимание клиента (Customer understanding);

- использование электронных гаджетов и программ (Top line growth);

- создание точек взаимодействия с клиентами (Customer touch points);

2) трансформирование операционных процессов (Operational process):

- цифровая автоматизация (Process digitization);

- виртуализация рабочего пространства (Worker enablement);

- оптимизация управления результативностью (Performance management);

3) преобразование бизнес-моделей:

- цифровое преобразование бизнеса (Digitally modified business);

- создание нового цифрового бизнеса (New digital business);

- цифровая глобализация (Digital globalization) [1].

Данные тренды указывают на то, что цифровая трансформация требует стратегического видения областей и перспектив изменений в области цифровых технологий, процессов и бизнес-моделей. При этом локомотивом практического применения цифровизации бизнеса являются корпоративные структуры, руководство подавляющего большинства которых уже в полностью признает необходимость интегрироваться в цифровую среду. В частности, по прогнозам журнала Forbes, в 2017 году более 60% крупнейших мировых корпораций выберут своей стратегией цифровую трансформацию [2]. Это, в свою очередь, означает, что прежние модели и бизнес -процессы становятся неэффективными, старые методы коммуникаций не работают. В связи с этим корпоративным структурам необходимо применение особых методов администрирования, отличных от методов управления предприятиями в индустриальную экономику. Одним из таких методов становится управление знаниями - качественно новый уровень корпоративного управления активами, на котором создаются такие условия, в рамках которых накопленные знания и опыт работников не теряются, а эффективно используются для выполнения важных корпоративных целей и задач наиболее оптимальным способом.

В первую очередь следует определиться с понятийным аппаратом:

- цифровая трансформация (digital transformation) - процесс изменения бизнеса через переосмысление подхода к стратегическому планированию, внедрение инноваций и адаптацию бизнес-моделей к условиям современной цифровой экономики;

- цифровизация (digitalization) - это такая модель бизнеса, при которой клиент получает персонифицированный сервис или продукт через цифровые каналы в любое удобное время максимально быстро, качественно, и при этом процессы роботизированы на сколько возможно и уместно;

- корпоративная структура (corporate structure) - одна из масштабных форм интеграции компаний путем объединения капиталов различных сфер деятельности в целях разработки единой согласованной политики многопрофильной деятельности;

- управление знаниями (knowledge management) - деятельность, направленная на увеличение ценных корпоративных знаний путем сохранения, распространения и получения новых знаний и обмена ими посредством использования современных инструментов и технологий организации индивидуальной и коллективной интеллектуальной

деятельности; это качественно новый инновационный уровень корпоративного управления активами, где формируются условия эффективного использования накопленных знаний и опыта сотрудников для выполнения важных для компании задач наиболее оптимальным способом.

Определившись с понятийным аппаратом, стоит отметить, что управление корпоративными знаниями в новой экономике сегодня тесно связано с достижениями науки и цифровых технологий. Причем их взаимодействие ведется по двум основным направлениям [3].

Первое касается прогресса в таких областях, как информационно-коммуникационные технологии, который позволяет по-новому организовать бизнес-процессы, что приводит к радикальной трансформации целых отраслей. То есть для корпоративных структур цифровые технологии становятся уже частью самого бизнеса, вовлекая клиентов и партнеров в самообслуживание. При этом на индивидуальном уровне работа по сути виртуализируется - трудовой процесс уже не связан с физическим рабочим местом, а корпоративные инструменты для совместной работы и сетевые инструменты позволяют сотрудникам общаться с коллегами, где бы они ни находились. Вместе с тем скорость появления данных уже в миллионы раз превосходит возможности человека их воспринимать, и новой средой существования человека в обществе знаний становятся экспертные сети, системы искусственного интеллекта, такие как Big Data, семантические алгоритмы и т.п., которые предварительно обрабатывают данные, выискивают в них только наиболее интересную для людей информацию, и таким образом, снижая объем данных, потребляемых непосредственно человеком.

Второе направление, по которому цифровые технологии взаимодействуют с менеджментом, связано с нейронаукой - с совершенствованием методов исследования человеческого мозга. При этом наиболее развитым на сегодняшний день направлением нейронауки стоит считать нейроэкономику - область знания, исследующую механизмы принятия решений. Нейроэкономика может принести в будущем понимание некоторых принципиальных для менеджмента процессов, которые пока остаются загадкой.

На основе изучения специальной литературы технологии и инструменты управления знаниями в корпоративных структурах были сгруппированы по принципу «кто с кем взаимодействует», что представлено в таблице 1.

Таблица 1

Методы и технологии управления знаниями в корпоративных _структурах_

Взаимодействие Работа с информацией Работа со знаниями

Человек-Человек электронная почта, теле- и видеоконференции средства для организации совместной работы, «профили

знаний» (профили компетенций), wiki-технологии

Человек-Компьютер системы электронного документооборота, базы данных, системы поиска информации корпоративные порталы знаний, е-learning, интеллектуальные системы поддержки принятия решений

Компьютер-Компьютер средства оперативного представления и добычи данных технологии искусственного интеллекта, Big Data, Data Science

Здесь стоит подчеркнуть, что современные методы и инструменты управления корпоративными знаниями, особенно формализованными, основаны преимущественно на цифровых технологиях. Это обусловлено тем, что в любом бизнесе возникает острая необходимость обрабатывать большие объемы данных и информации. Все это может касаться клиентов, сделок и любой другой коммерческой информации. В крупных сетях и корпоративных структурах невозможно обрабатывать данные традиционными способами. Сложно структурировать случайные объекты, медиа-файлы и другие данные, чтобы обеспечить должный уровень обработки, безопасности и скорости работы. В связи с этим развитие систем обработки данных и искусственного интеллекта, а также распространение технологий «Big Data» играет ключевую роль в управлении корпоративными знаниями в современной среде, переполненной информацией.

Таким образом, посредством использования современных технологий и инструментов управления знаниями создаются условия, при которых знания превращаются в разновидность инвестиций, профессиональный опыт становится нематериальными активами, а корпоративная лояльность -ключевым фактором сплоченности коллектива.

В заключение стоит отметить, что, как верно отметил Б. Славин, «экономика будет производить главным образом не товары и услуги, и даже не информацию, а знания» [4]. Это означает, что в эпоху цифровой трансформации бизнесу придется создавать технологические и организационные инновации, опережая текущие запросы их потребителей, учиться точно «измерять» ценность знаний, в том числе неявных (знаний, которые логически не оформляются, не вербализируются и не могут быть легко переданы другим). И здесь ключевую роль сыграют технологии и инструменты управления знаниями.

Использованные источники: 1. Брускин С.Н., Китова О.В. Цифровое управление результативностью корпорации на основе расширенной бизнес-аналитики // Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2017): сборник научных трудов XX юбилейной Российской научной конференции: в двух томах. - Т.

1. - М., 2017. - С. 14-19.

2. Рыжков В. Что такое digital-трансформация? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://komanda-a.pro/blog/digital-transformation.

3. Филонович С. Менеджмент. Перезагрузка // Harvard Business Review Россия. - 2017. - январь-февраль. - С. 12-16.

4. Шеян И. Фундамент цифровой трансформации [Электронный ресурс] // Вестник цифровой трансформации. - 14.01.2016 - Режим доступа: https://www.cio.ru/articles/260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.