Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ И БУДУЩЕЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ И БУДУЩЕЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
37
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии здравоохранения будущего / человеческий фактор. / healthcare technologies of the future / human factor.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чопанова А.О., Гурбанова М.Ш., Гурбанова С.Г., Аннаева А.Б., Ашырова М.Т.

Здравоохранение кардинально меняется из-за технологических разработок: от анестетиков и антибиотиков до магнитно-резонансных томографов и лучевой терапии. Будущие технологические инновации будут продолжать трансформировать здравоохранение, однако, хотя технологии (новые лекарства и методы лечения, новые устройства, новая поддержка здравоохранения в социальных сетях и т. д.) будут стимулировать инновации, человеческий фактор останется одним из стабильных ограничений прорывов. Никакие предсказания не могут удовлетворить всех; вместо этого в этой статье исследуются фрагменты будущего, чтобы увидеть, как более ясно думать о том, как добраться туда, куда мы хотим. Технологии движут здравоохранением больше, чем любая другая сила, и в будущем они будут продолжать развиваться впечатляющими темпами. Хотя мы можем взглянуть и обсудить детали будущих тенденций в здравоохранении, нам необходимо четко понимать движущие силы, чтобы мы могли согласовываться с ними и активно работать над обеспечением наилучших результатов для общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY AND THE FUTURE OF HEALTHCARE

Healthcare is changing dramatically due to technological developments: from anesthetics and antibiotics to magnetic resonance imaging and radiation therapy. Future technological innovations will continue to transform healthcare, however, while technology (new drugs and treatments, new devices, new social media support for healthcare, etc.) will drive innovation, human factors will remain one of the persistent limitations to breakthroughs. No prediction can satisfy everyone; instead, this article explores snippets of the future to see how we can think more clearly about how to get where we want to go. Technology is driving healthcare more than any other force, and it will continue to advance at an impressive rate in the future. While we can look at and discuss the details of future trends in healthcare, we need to clearly understand the driving forces so that we can align with them and actively work to ensure the best outcomes for society as a whole.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ И БУДУЩЕЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 61.13

Чопанова А.О.

преподаватель кафедры Медицинской физики и информатики Туркменский Государственный медицинский университет имени

М.Каррыева Туркменистан, Ашгабат Гурбанова М.Ш. преподаватель. кафедры Медицинской физики и информатики Туркменский Государственный медицинский университет имени

М.Каррыева Туркменистан, Ашгабат Гурбанова С.Г. преподаватель кафедры Медицинской физики и информатики Туркменский Государственный медицинский университет имени

М.Каррыева Туркменистан, Ашгабат Аннаева А.Б.

преподаватель кафедры Медицинской физики и информатики Туркменский Государственный медицинский университет имени

М.Каррыева Туркменистан, Ашгабат Ашырова М.Т. преподаватель кафедры Медицинской физики и информатики Туркменский Государственный медицинский университет имени

М.Каррыева Туркменистан, Ашгабат

ТЕХНОЛОГИИ И БУДУЩЕЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация: Здравоохранение кардинально меняется из-за технологических разработок: от анестетиков и антибиотиков до магнитно-резонансных томографов и лучевой терапии. Будущие технологические инновации будут продолжать трансформировать здравоохранение, однако, хотя технологии (новые лекарства и методы лечения, новые устройства, новая поддержка здравоохранения в социальных сетях и т. д.) будут стимулировать инновации, человеческий фактор останется одним из стабильных ограничений прорывов. Никакие предсказания не могут удовлетворить всех; вместо этого в этой статье исследуются фрагменты будущего, чтобы увидеть, как более ясно думать о том, как добраться туда, куда мы хотим. Технологии движут здравоохранением больше, чем любая другая сила, и в будущем они будут продолжать развиваться впечатляющими темпами. Хотя мы можем взглянуть и обсудить детали будущих тенденций в здравоохранении, нам необходимо четко понимать движущие силы, чтобы мы могли согласовываться с ними и активно работать над обеспечением наилучших результатов для общества в целом.

Ключевые слова: технологии здравоохранения будущего, человеческий фактор.

Введение: Возьмите медсестру и хирурга из девятнадцатого века и перенесите их в современную больницу XXI века и это будет полностью узнаваемое место с той же иерархией и строгой культурой. Хотя медицинская культура схожа, произошли драматические технологические изменения, и на самом деле эти изменения трудно объяснить. Если поразмыслить, то, учитывая столетия стабильности, просто удивительно, насколько сильно изменилось здравоохранение за последние 150 лет - и можно задаться вопросом, как эти ускоряющиеся темпы изменений будут продолжаться в будущем. Тем не менее, хотя технологии приводят к

изменениям в здравоохранении, фундаментальные проблемы благополучия, здоровья и счастья останутся.

Легкая история заключается в том, что будущее будет лучше. Технологии будут развиваться, и всегда будут новые и интересные решения. Сегодня у нас есть роботизированная хирургия замочной скважины, и ситуация может стать только лучше. У нас есть интеллектуальные средства принятия решений, позволяющие улучшить диагностику, и они будут становиться только лучше. Некоторые люди указывают на основные движущие силы: технологии становятся быстрее, лучше и меньше. Закон Мура гласит, что скорость инноваций ускоряется. Простая история: мы просто будем наслаждаться поездкой. Однако более сложная история обнажает компромиссы. Например, новые компьютеры действительно работают намного быстрее, но чтобы воспользоваться их преимуществами, нам сначала пришлось выбросить более медленные компьютеры, чтобы их можно было заменить, а затем мы вполне можем обнаружить, что информация о пациентах на старых компьютерах не будет работать на старых компьютерах. новые. На самом деле, мы постоянно боремся за то, чтобы не отставать - это нам дорого обходится, и многие решения , которые волновали нас вчера, уже лежат на свалке. Таким образом, чем быстрее мы идем, тем больше мы можем ожидать несовместимости и даже большего разрыва между теми, кто находится на острие развития, и теми, у кого нет ресурсов для получения выгоды. Ключевые моменты о будущем здравоохранения

• Пациенты являются основой здравоохранения, и они должны быть в центре этого процесса.

• У технологий нет цели помочь здравоохранению, как бы нам ни хотелось сосредоточиться на преимуществах. Оно развивается благодаря миниатюризации, снижению издержек производства и т. д.

• Темп перемен ускоряется.

• Человеческая природа не меняется, по крайней мере, в нынешних технологических масштабах. Структуры власти в здравоохранении, разделение труда, претензии на то, что врачи знают все, и другие человеческие факторы меняются медленно. Несмотря на наши знания теории микробов и антисептики, мы по-прежнему сопротивляемся мытью рук.

• Есть много вариантов будущего, которые нужно планировать. Как только мы доберемся до нашего будущего, появится еще одно - и мы все чаще будем видеть, как частично завершенные решения заменяются еще лучшими идеями. Сегодня мы, возможно, думаем, что нам просто нужно компьютеризировать все записи пациентов, но прежде чем мы закончим это делать, какая-то новая причудливая технология изменит то, что мы хотим делать или как нам следует это делать.

• Нам нужно серьезно относиться к будущему, поскольку, в буквальном смысле, это все, что у нас есть, и, конечно, будет у всех наших детей -и мы можем быть уверены, что, когда мы станем старше, мы столкнемся со всеми проблемами старости. Конечно, мы хотим, чтобы здравоохранение совершенствовалось в будущем? Мы должны прилагать усилия к планированию будущего, причем не единожды, а постоянно.

В оставшейся части статьи мы будем неоднократно сравнивать технологические факторы и человеческий фактор. Часто эти движущие силы не согласованы (одна из ключевых идей этой статьи), и поэтому технология вряд ли будет развиваться в направлении, оптимальном для здравоохранения, сама по себе. Наши представления о себе, от зачатия до смерти, как об отдельных людях, семьях и сообществах, неразрывно связаны с технологическими возможностями. Технические факторы

Здравоохранение — это всего лишь рынок технологий, где потребители, такие как больницы, рады платить огромные суммы денег, особенно за престижное оборудование, такое как ПЭТ- и МРТ-сканеры и линейные ускорители.

Ускоренная экономия средств

Технологии автоматизируют и расширяют возможности, которые раньше приходилось делать людям. Этот благотворный цикл использования технологий для создания технологий обеспечивает снижение цен, увеличение доли рынка и увеличение прибыли, что, в свою очередь, позволяет производителю инвестировать в более хитрые технологии производства и распределения. Однако важно отметить, что эти преимущества не распространяются на индивидуальные или редкие проблемы, которые не могут быть произведены массово. Это означает, что такая технология, как МРТ-сканер, который может одинаково хорошо сканировать любого человека, будет гораздо более популярной, чем технология, которую необходимо адаптировать к состоянию конкретного пациента.

Личное здравоохранение

Уже сейчас представления о массовом производстве меняются. Например, современные ЗЭ-принтеры способны создавать объекты любой формы; они немного менее эффективны, чем стандартное массовое производство, но стоимость некоторых нестандартных объектов значительно снижена. Теперь можно изготовить титановые имплантаты нужной формы и размера по индивидуальному заказу. В дальнейшем широко предполагается, что лекарства будут производиться по индивидуальному заказу, адаптированные к заболеванию и генетическому составу пациента.

Большие данные

Пациенты генерируют огромные объемы информации - записи пациентов - от рентгеновских снимков до результатов анализов крови. Замена бумажных отчетов компьютеризированными сводками делает

уход за пациентами проще и эффективнее. В будущем количество информации резко увеличится благодаря геномике (и огромной геномике наших симбиотических бактерий) и персонализированной медицине, и по мере сбора большего количества данных о пациентах станет доступно больше информации. Если компьютеры собирают данные о заболеваниях пациентов, методах лечения и результатах, можно автоматически получать ценную информацию об эффективности этих методов лечения или о взаимосвязи между побочными эффектами и характеристиками пациентов в целом по популяции. Будут собраны огромные объемы данных, отсюда и название «большие данные». После того, как инфраструктура будет создана, дополнительные затраты на добавление одного нового пациента практически сведутся к нулю, и эта экономия на масштабе будет стимулировать дальнейшие технические разработки. Эпидемиологи получат огромную выгоду, но выгоды для отдельных лиц менее очевидны, за исключением вклада больших данных в прогресс медицинской науки в долгосрочной перспективе.

Социальные сети, сила пациентов, мобильное здравоохранение и образование

Компьютеры уже хорошо справляются с прекращением обращения людей в больницу и предоставлением им возможности заботиться о себе и своих семьях. Но поскольку у пациентов появляются новые возможности, помогают ли им вновь обретенные знания или они нереалистично повышают их ожидания? Сегодня Интернет является проблематичным, поскольку не существует единого способа отличить змеиное масло от здравого смысла, как пациенты могут отличить разумное лечение от ошибочной надежды - всегда будет множество решений, охотящихся за деньгами пациента. Технические решения этой проблемы включают предоставление аккредитованной качественной информации; культурные решения включают улучшение образования.

Безопасность, конфиденциальность и мониторинг

В мире, охваченном серьезными проблемами безопасности (такими как терроризм), неизбежно, что все технологии, даже в сфере здравоохранения, будут соответствовать национальным приоритетам. Например, станет проще снимать отпечатки пальцев пациентов и другие биомедицинские идентификаторы (возможно, благодаря потребительскому финансированию, например, безопасности кредитных карт); и по мере того, как сбор данных для государственной безопасности станет проще, он станет побочным эффектом повседневной клинической практики. Государство сможет выявлять нелегальных иммигрантов, преступников и других; нынешнее понятие конфиденциальности пациентов будет разрушено до такой степени, что врачи не смогут его контролировать.

Сегодня мы можем подумать, что это было бы нежелательно, но полезно помнить, что мы с радостью разглашаем всевозможную личную информацию во время использования мобильных телефонов, кредитных карт, а также во время использования Интернета. Мы бездумно жертвуем своей конфиденциальностью ради огромного удобства покупок в Интернете. Похоже, потеря нашей идентичности становится тривиальной ценой. Рассматривая будущие тенденции в здравоохранении, мы можем ожидать аналогичных компромиссов; будет легко скатиться к уровням наблюдения, которые нам сейчас не нравятся, поддавшись на него из-за желаемых нами преимуществ для здравоохранения. Наблюдение, конечно, не единственный недостаток: платят владельцам прав на данные; оплата лицензий на программное обеспечение; списание обязательств по страховым обязательствам - все происходит, и часто списывается без достаточного обдумывания.

Сбор данных о пациентах и качестве ухода за ними становится все более тривиальным. Эту информацию можно агрегировать и помочь обнаружить различия в лечении и результатах, а, следовательно, помочь

улучшить качество - и это хорошо. С другой стороны, данные неизбежно отдаляют менеджера от пациента как личности: возможно, фундаментальные понятия ухода за пациентами проиграют интересам организации или государства, потому что сутью информации становится управление затратами и безопасность, а не уход.

Хакерство и открытое здоровье

Медицинские датчики можно легко купить в Интернете, и сегодня технически подкованным людям легко создать сложное оборудование (чтобы взломать) для сбора и анализа любых личных или клинических данных с помощью своих собственных компьютеров. Компьютеры размером с кредитную карту, такие как АМшпо, и несколько биомедицинских датчиков стоят примерно столько же, сколько рецепт на лекарство!

Некоторые люди уже одержимы сбором как можно большего количества данных, связанных со здоровьем, о себе - это не только люди, которые болеют, но и люди, которые хотят вести более здоровый образ жизни или стать лучшими спортсменами. Если эти люди загружают свои данные и вносят свой вклад в агрегированные данные, они вносят вклад в здоровье граждан - точно так же, как открытая наука, за исключением решения проблем здравоохранения. Проще говоря, они будут способствовать эпидемиологическим исследованиям; в лучшем случае они будут помогать создавать базы данных и веб-системы, в которых другие люди смогут узнать о своем заболевании и, следовательно, найти сообщества поддержки. У многих пациентов в конечном итоге появляется больше свободного времени, чем они ожидали, и некоторые предпочитают использовать свое время именно так: решать свои собственные проблемы и помогать другим.

Взлом не ограничивается пациентами: врач, использующий ларингоскоп, имеет выбор: платить коммерческую цену за видеорегистратор ( например, для записи изображений и отправки ЛОРу) или, что более удобно, записывать видео на свой iPhone — около 1000 штук. раз дешевле.

Дело в том, что технологии дают людям возможность делать то, что они хотят, и в будущем пациенты отберут часть инициативы у профессионального здравоохранения, особенно в области диагностики, хронических заболеваний и рекомендаций по образу жизни.

Технологии разнообразны и удивительны

Это некоторые из мощных технологических движущих сил, и в этой дискуссии трудно провести черту. Мы не обсуждали многие технологии, которые одновременно важны и интересны, такие как наноздравоохранение, персонализированное здравоохранение, мобильное здравоохранение, телездравоохранение и т. д. - начало всех этих технологий уже доступно и используется в местах первого внедрения. Краткое обсуждение иллюстрирует разнообразие, быстрое распространение и сложные компромиссы будущих технологий.

Человеческие факторы

Природа человеческого опыта такова, что он делает ошибки вероятными, а врачи являются высококвалифицированными экспертами. Стать экспертом в каком-то процессе — значит автоматизировать его, выполняя часть или всю задачу без постоянного обращения к более широкой ситуации. Например, когда вы учитесь водить автомобиль, вы сознательно осознаете многие факторы (например, управление сцеплением), но по мере того, как вы приобретаете опыт, вождение становится автоматизированным, и вы можете сосредоточиться на целях более высокого уровня. Как опытному водителю, вам может показаться легко поддерживать разговор по мобильному телефону, поскольку теперь у вас есть для этого свободные когнитивные ресурсы. К сожалению, если происходит что -то необычное, например, если ребенок выбегает на дорогу, вы, возможно, не уделяете ситуации достаточного внимания, чтобы принять соответствующие меры - по иронии судьбы, когда вы были менее опытным водителем, вам пришлось бы уделять очень

пристальное внимание. к дорожным условиям, да и возможно вы ехали не так быстро! Дело в том, что, поскольку новые технологии улучшают ситуацию, мы, люди, по-прежнему будем совершать ошибки.

Человеческий фактор уже сегодня является проблемой: сложные гаджеты приводят к ошибкам в использовании. Существует баланс между временем и усилиями, которые производитель собирается потратить на то, чтобы сделать некоторые технологии простыми (и безопасными в использовании ), когда экономика продажи продукта может не отдавать приоритет этим качествам. Обычно новые технологии приобретаются потому, что они обещают повысить эффективность или снизить затраты; Безопасность является вопросом, покрываемым страховкой, и редко является частью требований к закупкам. Регулирование требует некоторой базовой безопасности, но функции, которые продают устройства, часто усложняют их использование. Как мы обсуждали выше с режимами, чем больше функций, тем сложнее использовать устройство. Тем не менее, обычно функции продают технологии, а сложность использования приводит к проблемам для пользователей. В случае возникновения непредвиденного инцидента гораздо легче винить в этом недостаточную подготовку ( т.е. некомпетентность пользователя), а не сложность используемой системы.

Человеческий фактор - такие вопросы, как осведомленность о ситуации, туннельное видение и т. д. - это большая и важная область. На будущее есть два вопроса: как технологии могут помочь и как их можно улучшить, чтобы сделать их более безопасными?

Как технологии могут помочь?

В условиях ограниченного времени люди часто страдают от туннельного видения: они сосредотачиваются на исходной задаче и упускают из виду более широкую ситуационную осведомленность. Классический пример — интубация пациента. Это трудоемкая и срочная процедура. Чем

дольше это занимает, тем сильнее давление на врача, чтобы завершить процедуру. Иногда у пациента возникают проблемы, и требуется экстренная трахеотомия. Иногда врач настолько сосредоточен на интубации, что пропускает предупреждающие знаки, что приводит к катастрофическим последствиям. Здесь технологии могут помочь, используя технологии мониторинга. Дистанционный мониторинг жизненно важных показателей пациента может позволить обученному человеку, находясь в напряженной обстановке, сделать полезный комментарий: Привет! Я вижу, у вас есть около десяти секунд, прежде чем вам нужно будет остановиться... Подобные идеи приводят к появлению таких концепций, как электронное отделение интенсивной терапии (е1Си), где диспетчерская контролирует около 100 коек. Опыт применения таких технологий оказался положительным, особенно если принять осторожные меры, чтобы избежать разделения « они» и «мы» между врачами, выполняющими работу, и врачами, контролирующими ее. Обычно используется ротация персонала, поэтому каждый видит обе стороны камеры.

Физическость

Огромное преимущество, которое дают компьютерные технологии, поскольку они виртуальны и могут делать с информацией все, что угодно (и, следовательно, одна и та же технология может производиться массово для огромного рынка, не имеющего предвзятого мнения), имеет и обратную сторону. Люди физичны.

Проблему можно проиллюстрировать очень просто. Раньше в книгах были физические объекты, и они выглядели и ощущались по -другому. Хорошо прочитанная книга будет выглядеть потертой, а непрочитанная — новой. Вы бы узнали закладки, торчащие из книг, вы могли бы написать аннотации на полях, вы бы знали, сколько вам осталось прочитать, прежде чем вы дочитаете. Вы можете положить книгу у входной двери дома, чтобы она напоминала вам, что нужно забрать ее утром; вы

могли оставить книгу у своей кровати, чтобы она была готова к следующему разу, когда вы захотите почитать себе перед сном. И так далее. Теперь, с электронными читалками, все книги и документы выглядят одинаково - как на универсальном компьютере, на котором они находятся. Конечно, компьютер может создавать красочные обложки и изображения, но физический объект всегда один и тот же: компьютер или планшет.

Выводы: что нам нужно сделать

Если мы не знаем, куда идем, мы не узнаем, когда не доберемся туда, — говорит цитируемый Йог Берра. Рынок наверняка найдет способ заработать деньги, и технологии будут развиваться чудесным образом. Вместо этого нам нужно найти способ сделать пациентов более здоровыми и счастливыми (а не просто относиться к ним как к отдельным личностям), а для этого нам нужно сосредоточиться на интеграции технологий с культурой, а не на одних только технологиях. На мой взгляд, главное - ясно мыслить. Заслуживают похвалы такие инициативы, как создание Комиссии по будущему больниц Королевского колледжа врачей Великобритании, где лидеры мнений - пациенты и медицинские работники -сели и решили, какая больница будущего им нужна, заслуживают похвалы; что еще более важно, они сформулировали принципы, а не просто конкретные решения. Такие принципы являются или должны быть вечными; мы не должны планировать будущее, опираясь на технологии ( например, внедряя облачные технологии, наноздравоохранение и т.д.), а улучшая критерии, лежащие в основе принципов (таких как улучшение ухода за пациентами или поддержки персонала). Формулирование принципов будущего, которого мы хотим, должно быть непрерывным процессом, а не разовым действием; каждый день приходится планировать новое будущее и новые открытия, которые изменят наше мнение о том, что возможно и вероятно. Планирование будущего должно стать такой же рутинной частью здравоохранения, как и оперативная помощь. Если мы не знаем, что нам

нужно, мы получим то, что сделать легко и выгодно; как мы подчеркивали выше, то, что нам нужно, и то, чего мы хотим, часто путают.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Topol, E. J. (2019). Deep Medicine: How Artificial Intelligence Can Make Healthcare Human Again. Basic Books.

2. Davenport, T. H., & Kalakota, R. (2019). The AI Advantage: How to Put the Artificial Intelligence Revolution to Work. MIT Press.

3. Raghupathi, W., & Raghupathi, V. (2014). Big data analytics in healthcare: promise and potential. Health Information Science and Systems, 2(1), 3.

4. Char, D. S., Shah, N. H., & Magnus, D. (2018). Implementing machine learning in health care—addressing ethical challenges. New England Journal of Medicine, 378(11), 981-983.

5. Steinhubl, S. R. (2015). Museums of the future: The role of mobile technology in healthcare. Personalized Medicine, 12(5), 439-442.

6. Topol, E. J. (2015). The Patient Will See You Now: The Future of Medicine is in Your Hands. Basic Books.

7. Kvedar, J., Coye, M. J., & Everett, W. (2014). Connected health: a review of technologies and strategies to improve patient care with telemedicine and telehealth. Health Affairs, 33(2), 194-199.

Chopanova A.O.

Lecturer at the Department of Medical Physics and Informatics Turkmen State Medical University named after M. Karryev Turkmenistan, Ashgabat Gurbanova M.Sh. Lecturer at the Department of Medical Physics and Informatics Turkmen State Medical University named after M. Karryev Turkmenistan, Ashgabat

Gurbanova S.G. Lecturer at the Department of Medical Physics and Informatics Turkmen State Medical University named after M. Karryev Turkmenistan, Ashgabat

Annaeva A.B.

Lecturer at the Department of Medical Physics and Informatics Turkmen State Medical University named after M. Karryev Turkmenistan, Ashgabat Ashyrova M.T. Lecturer at the Department of Medical Physics and Informatics Turkmen State Medical University named after M. Karryev Turkmenistan, Ashgabat

TECHNOLOGY AND THE FUTURE OF HEALTHCARE

Abstract: Healthcare is changing dramatically due to technological developments: from anesthetics and antibiotics to magnetic resonance imaging and radiation therapy. Future technological innovations will continue to transform healthcare, however, while technology (new drugs and treatments, new devices, new social media support for healthcare, etc.) will drive innovation, human factors will remain one of the persistent limitations to breakthroughs. No prediction can

satisfy everyone; instead, this article explores snippets of the future to see how we can think more clearly about how to get where we want to go. Technology is driving healthcare more than any other force, and it will continue to advance at an impressive rate in the future. While we can look at and discuss the details of future trends in healthcare, we need to clearly understand the driving forces so that we can align with them and actively work to ensure the best outcomes for society as a whole.

Key words: healthcare technologies of the future, human factor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.