Лучше всего учащиеся инженерного профиля справляются с письменными заданиями, а также теми видами учебной деятельности, которые позволяют им анализировать и делать самостоятельные выводы как индивидуально, так и в группах.
Несмотря на то, что точность в употреблении лексем и применении правил у них обычно выше, чем у гуманитариев, учащиеся технических вузов обычно медленнее выполняют письменные работы, так как им требуется больше времени на обдумывание и тщательное выполнение заданий.
Студенты технических вузов обычно склонны к самоконтролю и обладают хорошей долговременной памятью, поэтому преподавателю следует исправлять ошибки незамедлительно после ответа. Однако, учащихся технических вузов трудней «разговорить», им мешает излишний контроль над собственной речью. Так, при продуктивных видах речевой деятельности они обычно используют заранее выученные фразы и тексты, которые они могут включать в собственные устные высказывания без предварительного обдумывания. Коммуникативные задания, способствующие запоминанию целых блоков и фраз, дают возможность спонтанно использовать язык специальности в речи без механического заучивания, помогая тем самым избавиться от слишком жесткого самоконтроля над своей речью.
Чтение текстов по специальности должно производиться с опорой на перевод, который следует рассматривать как основное средство развития понимания. Беспереводное понимание — это заключительная стадия обучения пониманию иноязычного текста, которая достигается в дальнейшем при самостоятельной работе учащихся. Перевод же является необходимым способом нахождения эквивалента. Следовательно, явный или скрытый перевод на родной язык всегда присутствует.
В заключение можно отметить, что наилучшие результаты в обучении студентов инженерно -технического профиля иностранным языкам могут быть получены при комплексном использовании коммуникативных методов и грамматико-переводного метода. В процессе обучения последовательность предлагаемых преподавателем методических шагов предполагает переход от овладения языковыми средствами к формированию у студентов речевых навыков и развитию речевых умений, как рецептивных, так и продуктивных.
Литература
1. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: Общие понятия // Михайлова Е. А. Маркетинг, 1999. № 1. С. 109-117.
2. Авдеева И. П. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты. Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. С. 368.
3. Леонтьев А. А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному. Методика / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. А. Королевой.
4. Richards J. C., Rodgers T. S. Approaches and Methods in Languages Teaching / Cambridge University Press, 2004.
5. Ellet W. The Case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases. // W. Ellet / Harvard Business School Press, 2007. P. 273.
6. Gladwell M. The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference / Back Bay Books, Boston, N.Y., 2000.
Технологии гуманизма общества в отношении к личности Кувандикова Г. Г.1, Чориев И. Р.2, Мустафаева И. Н.3
1 Кувандикова Гулнора Гуламовна /Kuvandikova Gulnora Gulamovna — старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии; 2Чориев Илхом Рузибайович / Choriyev Ilhom Ruzibayovich — преподаватель, кафедра общей педагогики; 3Мустафаева Инобат Нуриллаевна /Mustafaeva Inobat NuriUaevna - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается понятие личности, отражающее целостность человека в единстве его индивидуальных способностей в социальной сфере и функций, которые он выполняет. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но, прежде всего, общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: гуманизм, личность, общество, социальная среда, гуманистическая педагогика, социальная сфера, цивилизация.
Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: все более углубляется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченными возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.
В течение последних 15 лет данные ценности испытали определенный кризис. Гуманизму были противопоставлены идеи собственичества и самодостаточности (культ денег). В качестве идеала людям был предложен «self-made man» - человек, сделавший себя сам и не нуждающийся ни в какой внешней поддержке [2. 174].
Актуальность выбранной статьи обусловлена проблемой, которая беспокоила человечество на протяжении тысяч лет и беспокоит сейчас - проблема человеколюбия, толерантности, уважения к ближнему, острая необходимость обсуждения данной темы.
И для начала хотелось бы вернуться к истокам гуманизма. Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но, прежде всего, общечеловеческих ценностей.
Ключевое понятие гуманистической философии образования - это «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изучение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм». Так, понятие «гуманизм» употребляется по крайней мере в десяти смысловых значениях:
- название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли;
- название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;
- обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения;
- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;
- выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;
- название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.
Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто
отождествляется с понятием «гуманизм». Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеологическое, как название философской системы, и поэтому его исследование предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.
Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода. «Гуманность», по-видимому, является первичным понятием по отношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого.
Такое понимание гуманности согласуется с его толкованием в словаре В. Даля и философским определением гуманизма. «Гуманный...- человеческий, человечный, людской; свойственный человеку истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный».
Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.
Гуманистическая педагогика - это педагогика высокого самосознания. Она призвана обучать искусству мышления и прививать уважение к разуму; она стремится помочь в формировании гуманистических ценностей - мужества, разумности, заботы, уважения прав и свободы самоопределения личности; она берет на себя ответственность предложить общечеловеческую основу
и методологию формирования личностью адекватного эпохе, т. е. научно ориентированного, философского и нравственного взгляда на мир.
Понятие «личности» отражает целостность человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.
Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной форме в зависимости от наличного творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями. Поэтому главная проблема социологии личности — раскрыть возможности творческой личности в современном мире, стимулировать ее ответственность за все происходящее, поставить ее в большей мере в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями. Прежде всего, речь идет о смене парадигмы общественного развития, о становлении современной философии информационной цивилизации.
Сегодня мы имеем перевернутую пирамиду защиты индивидуальной и социальной субъективности человека. Личность и социальная среда, ее окружающая, - это единое целое. Но не личность существует для социальной среды, а последняя должна средствами свой организации создавать условия для развития жизненных сил человека.
Социальная среда и личность находятся в диалектическом взаимодействии. Социальная организация своим смыслом имеет обеспечение благоприятных условий для развития личности, которая реализует свои жизненные силы через социальную организацию.
Цели и смысл человеческого существования, подчиненные зарабатыванию денег для борьбы за существование и выживание, накоплении собственности и капитала, как самостоятельные ценности, как смысл личностного существования, не выдерживают критики и на Западе. Поворот пирамиды ценностей жизни в условиях информационной цивилизации начался, тенденция эта уже просматривается. Об этом, в частности, свидетельствует начавшийся переворот от колониального мышления к новому, экологическому, живому знанию, в основе которого лежит бережное отношение к природе, ее ресурсам, экономии энергии, что составляет первую важную часть жизненной среды личности, без гуманизации которой защита жизненных сил человека невозможна.
Многие гуманисты прошлого считали, что образование как передача знания от поколения к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной личности. Предполагалось, что теоретическое знание, его простая трансляция едва ли ни автоматически определяет мировоззрение человека и его повседневное поведение, становится неотъемлемой частью не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные ценности. В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее. (Не нужны никакие эксперименты для понимания того, что, если ежедневно глядеть в экран телевизора по 10-15 часов, то можно в итоге превратиться если не в пациента психлечебницы, то в весьма ограниченного человека с неадекватным восприятием действительности.)
Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между (1) знанием как таковым (2), знанием жизненно важным для человека (мировоззрением) (3), личностным центром человека, его я и (4) практикой, т. е. поступками личности.
С точки зрения содержания образования большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания [1. 160].
В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания, т. е. на процедуры и приемы совместной работы воспитателя и воспитываемого по усвоению и выработке навыков самопознания, самоорганизации и т. п.
Саморегуляция и самодетерминация - перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого. Это то, что называется эмпатическим и помогающим обучением и предполагает овладение учениками известными алгоритмами психологической, интеллектуальной и ценностной мотивации, самокоррекции, самоанализа, самооценки и т. д., т. е. всего относящегося к самосозиданию, личностному творчеству. Естественно, главное здесь не столько что, т. е. содержание какой-либо учебной дисциплины, а как, т. е. передача технологии, умения, методов работы человека с собой ради того, что можно назвать общей эффективностью жизни. Основная задача гуманистической педагогики - пробуждать у человека тягу к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности. Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.
Важным аргументом в пользу гуманистических инструментов воспитания и самовоспитания является их свобода от любой идеологической, конфессиональной и политической нагрузки. Свобода личности, свобода ее нравственного и всякого иного выбора остается за ней. Вместе с тем это не означает признание гуманистической педагогикой правомерности анархии или произвола.
Необходимо указывать на тот очевидный факт, что каждый из нас живет в обществе и обязан во имя сохранения его и своей собственной безопасности выполнять определенные гражданские и этические требования. Гуманистическая педагогика предлагает способы осмысленного, свободного и добровольного соблюдения этих юридических и моральных норм и тем самым помогает человеку быть достойным гражданином своей страны и обрести уважение в собственных глазах.
Литература
1. Куртц П. Запретный плод. М.: Гнозис, 1993. С. 160.
2. Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э., Душа человека. М., 1992. С. 174.
Анализ активных методов обучения в условиях реализации требований ФГОС
нового поколения в системе Фаргиева З. С.1, Гарбакова З. С.2, Катиева Л.3
'Фаргиева Зульфия Султангиреевна / Fargieva Zulfiya Sultangireevna — преподаватель; 2Гарбакова Зарина Султановна / Garbakova Zarina Sultanovna — преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет; 3Кaтиева Луиза /Каtieva Luiza - магистрант, технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: активные методы обучения (АМО) - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Поэтому применение активных методов обучения в рамках реализации новых ФГОС стало актуальным для преподавателей различных вузов и сузов. Ключевые слова: обучение, активные методы, студенты.
Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.
Происходящие в обществе социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии подготовки кадров в вуз [1].
Одну из основных целей профессионального образования, обеспечивающего его качество, можно определить как формирование профессиональной компетентности специалиста. Новые федеральные государственные образовательные стандарты разработаны в компетентностном подходе и позволяют развивать у студентов общие и профессиональные компетенции. А для этого необходимо изменить подходы к построению учебного процесса.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновационная направленность деятельности преподавателей, включающая в себя создание, освоение